Обзор Call of Duty: WWII. Этого мы ждали

Чувство «дежа вю» возникает, учат нас братья Вачовски , когда вы дважды спотыкаетесь на лестнице об одну и ту же черную кошку. Детище студии Infinity Ward расширяет это определение: «дежа вю» — это когда вы вновь оказываетесь в окружении до боли знакомых пейзажей, снова видите характерную «рваную» анимацию, полукарикатурные лица солдат и выполняете выученные наизусть боевые задания.

Call of Duty to Clone Medal of Honor

«В разработке игры принимал участие весь авторский коллектив Medal of Honor Allied Assault », — гордо сообщают рекламные ролики Call of Duty . «Пиарщики» не врут. Infinity Ward почти целиком состоит из бывших сотрудников студии 2015, полтора года назад выпустившей MoHAA . В какой-то момент компания раскололась надвое: одна половина отправилась под крыло Activision, другая заключила контракт с Vivendi Universal Games на издание шутера Men of Valor: Vietnam , общение с которым предстоит нашей редакции в 2004 году.

Мы не зря совершили этот экскурс в историю. Глядя на шумный успех MoHAA , нетрудно было догадаться, что вскоре по горячим следам военного блокбастера последует целая кодла подражателей. Но мы и представить себе не могли, что столкнемся с абсолютным, стопроцентным клоном. Call of Duty запросто мог бы сойти за простой аддон, ибо не содержит ни одной cвежей идеи и живет исключительно за счет готовых наработок. Наши робкие надежды на то, что Infinity Ward попытается глубже развить концепцию или хотя бы устранить недочеты, оказались напрасными. «Фабрика грез» против скриптовых фрицев, дубль n-цатый. Встречайте.

When you live on celluloid

Героиня этой рецензии, как, впрочем, и весь сериал Medal of Honor , вообще не появилась бы на свет, не обратись мейнстрим-кинематограф к теме Второй мировой войны. «Спасти рядового Райана», «Враг у ворот», мини-сериал «Отряд братьев» — Call of Duty черпает идеи не пластиковым ведерком, но экскаваторным ковшом. 24 линейных миссии аккуратно разрезаны на три последовательных кампании: американскую, британскую и советскую. Все крупные операции союзников в событиях полувековой давности известны наперечет, поэтому содержимое первых двух «эпизодов» предугадать нетрудно. Армия США марширует в направлении, проложенном вышеупомянутыми «Братьями», — от десанта в немецкий укрепрайон у берегов Нормандии до финальной атаки в Арденнском лесу. Англичанам достались «зачистка» лагеря военнопленных, бодрый променад по палубам линкора «Тирпиц» 1 , саботаж немецкой гидроэлектростанции и уничтожение «Фау-2». Взорвать N артиллерийских установок, захватить Y документов, расстрелять Z единиц бронетехники… Аркадные катания на танке, очередная вариация на тему «Паратрупера », неизбежная сцена погони на грузовиках и восхитительно объемные взрывы прилагаются.

Через самые крупные грабли сценаристы кое-как перешагнули. В отличие от раскритикованного нами в пух и прах MoHAA: Breakthrough , CoD не пытается взрастить супермена, совершающего в одиночку столько подвигов, что их хватило бы на всю 101-ю воздушно-десантную дивизию. Почти в каждой миссии рядом с нами толпятся товарищи по отряду, худо-бедно помогающие в отстреле гитлеровцев и выполнении заданий, хотя патриотического глянца и тут хоть отбавляй.

Последняя треть игры преподносит сюрприз — битву за Сталинград 2 ! Переправа через Волгу и последующая массовая атака на позиции фашистов, обороняющих близлежащие многоэтажки, заслуживает бурных аплодисментов за отличную постановку. Оглушительный пулеметный стрекот сливается с криками десятков солдат, бегущих вверх по склону к полуразрушенным остовам домов; по реке приплывают новые подкрепления, из колонки в колонку с ревом проносятся немецкие Ju-87, выплевывающие одну за другой смертоносные очереди. Пафосные оркестровки Майкла Джаккино поддерживают боевое настроение, от масштаба событий захватывает дух, а ведь перед нами — всего лишь виртуальный римейк сцены из псевдоисторической мелодрамы «Враг у ворот», демонстрирующий талант художников и виртуозную работу людей, отвечавших за расстановку триггеров. Магия кино, не иначе.

Враг в подворотне

Людям, которые, в отличие от дизайнеров Infinity Ward, не понаслышке знакомы с историей XX века, настоятельно рекомендуется оставить биты у порога и сдать яд на лечебные цели — в CoD цветет такая «клюква», что обсуждать ее бесполезно. Мы не станем высмеивать позорные ляпы, грубые ошибки и просто глупости, допущенные разработчиками во время слепого копирования ленты Жан-Жака Анно и прочих голливудских творений. Мы не будем издеваться над уморительно карикатурными офицерами НКВД, которые все как на подбор — «метры с кепкой» (с изображением пропорций у разработчиков явные проблемы), и порицать навязший в зубах «русский» акцент актеров.

Гораздо хуже другое: батальная роскошь не предусматривает нашего активного участия. Едва оправившись от кратковременной контузии а-ля Rainbow Six 3 (много «блюра», приглушенный звук, замедленные движения — Спилберг может гордиться), безоружный протагонист начинает метаться от одной баррикады к другой в надежде найти, цитируем текст задания, «более знающего офицера». Тем временем скриптовая массовка дружно бросается в атаку, рвутся снаряды, а мы… просто смотрим. По сути, все наше взаимодействие с уровнем свелось в итоге к банальной пешей прогулке из точки А в точку Б.

Screenplay

Увы, эта формула идеально подходит к большинству миссий. Герой любуется природой и методично истребляет врагов, не забывая поглядывать на суперкомпас, точно указывающий местоположение очередной цели. Окружающий его мир мертв от рождения. Деревья не колышутся на ветру, бочки не простреливаются, ящики при попадании в них разлетаются в щепки только в особых случаях. В давно заброшенных домах ярко горят зажженные кем-то лампы и светильники. Иллюзия пребывания на открытом пространстве — не более чем обман чувств: таблички «Minen» четко ограничивают вашу свободу передвижений. Шаг вправо, шаг влево, металлический щелчок — бум! — цинковый гроб. Более-менее правдоподобный фон, лишенный мелких деталей, — вот что такое «вселенная Call of Duty ».

Порой дело доходит до абсурда — при попытке войти в запертый коттедж на одном из первых уровней нас встречают огромные белые буквы: «Вам не следует пытаться открыть двери. Все нужные двери будут открыты». Наш путь — это рельсы, а мы — вагонетка. Как и в Medal of Honor , здесь почти с самого начала складывается впечатление, будто чья-то рука ставит действие на «паузу» и терпеливо ждет, пока главный герой соизволит забраться в окно или завязать шнурки. Вы поднимаетесь из окопа, и огонь всех без исключения пулеметов в округе мигом переключается на вашу скромную персону. Как приятно быть в центре внимания!

Неприятельские «подкрепления» материализуются в наглухо закрытых помещениях, а перестрелки в городах напоминают школьный тир, когда на месте одной картонной «уточки» тут же возникает другая. Супостаты знают, как правильно менять диспозицию, но достаточно глупы, чтобы не забыть высунуть из укрытия какую-нибудь конечность. Процесс курощения гадов здорово облегчает функция «взгляд через перекрестье», взятая напрокат у Operation Flashpoint .

Лишь дважды авторы отступают от придуманных ими же правил и вносят в меню «оборонительные» миссии. Не важно, что мы защищаем: стратегически важный мост или печально знаменитый «Дом Павлова», цель все равно одна — прикончить как можно больше «репопящихся» врагов и продержаться указанное количество минут. Со стороны выглядит презабавно. Пока игрок носится, словно белка в колесе, пытаясь разорваться между отстрелом прущих со всех сторон танков и оравой бешеных фрицев, остервенело колошматящих его прикладами по затылку, напарники, ведомые пришибленным ИИ, бесславно дохнут. Фельдшера под рукой нет, аптечками, кроме нас, никто пользоваться не умеет, за метание гранат парням впору ставить жирный «кол»…

Винтовка на троих

Недостатки дизайна отчасти компенсируются зрелищностью и добротным техническим исполнением. Перебравшись к Activision, сотрудники Infinity Ward получили доступ к сильно модифицированному движку Quake 3 , который уже успел зарекомендовать себя в Return to Castle Wolfenstein 3 . Результат — даже на пересеченной местности, у берегов речек, где плещется симпатичная шейдерная вода, и в местах большого скопления техники действо никогда не превращается в просмотр слайд-шоу. Ваш корреспондент испытал нечто подобное во время штурма Красной площади в Сталинграде, но, к счастью, пытка была короткой.

Будь в CoD только «сингл», итоговая оценка вряд ли поднялась бы выше 70% — линейные овечки Долли, у которых за душой нет ничего, кроме 5-6 часов геймплея да пресловутой «киношности», порядком надоевшей за последние месяцы. За высокий балл следует поблагодарить multiplayer-режим. Интересные карты, традиционно качественная поддержка пользовательских модов, сбалансированное оружие вызывают исключительно приятные эмоции. Настораживают лишь подозрительно квейковская прыгучесть бойцов да отсутствие меню выбора «шкурок», но это, равно как и пониженную «кровавость», вылечат если не патчи, то оч.умелые ручки фанатов — точно.

Корн-поп

Вот так они и живут под одной крышей: яркий, одноразовый симулятор камеры «Стедикам» для любителей незамысловатых развлечений и умело изготовленный «мульти», не дотягивающий, впрочем, до высоких стандартов Battlefield 1942 . Даже если вам нравится что-то одно, заплатить придется за весь комплект.

И не забудьте купить попкорн.

Примечания

1 Эта миссия — чистейшей воды выдумка. В реальности на борту «Тирпица» не было и ноги британских коммандос. Никто не крал оттуда документы и уж тем более не взрывал ценное оборудование. Линкор был уничтожен 12 ноября 1944 года эскадрильей «ланкастеров», сбросивших на корабль три шеститонные бомбы. Рассказ о том, как это было, можно прочитать .

2 А в финале наши войска возьмут Рейхстаг, водрузив на крышу флаг с полотнищем, прикрепленным к древку шиворот-навыворот.

3 По всей видимости, именно из-за Call of Duty была отправлена в утиль РС-версия «сингла» Wolfenstein: Enemy Territory — имея на руках потенциальный клон Medal of Honor и сомнительную бодягу о проделках оживших египетских мумий, Activision выбрала первое.

Казалось бы, только 12 лет назад мы совершили виртуальную высадку в Нормандии. 10 лет назад отправились в наполненный дикими собаками Чернобыль. 7 лет назад оказались на полях Вьетнама. И вот, мы снова плывем в лодке и готовимся штурмовать захваченную немецкой армией Францию.

Call of Duty уже несколько лет заигрывается с футуризмом, забрасывая игроков все дальше во времени. Сеттинг будущего позволил разработчикам не только показать космические просторы, но и ввести нелинейность и дать игрокам больше свободы. В Infinity Warfare мы могли выполнять второстепенные задания, выбирая их на борту космолета. Герой, конечно, не отставал от прогресса и мог бодро бегать по локациям, благодаря экзокостюму. Но причем тут прошлогодний выпуск Call of Duty ? Дело в том, что теперь у нас все это отняли.


Это самая красивая и технологичная Call of Duty на данный момент.

WWII возвращает серию ко Второй Мировой. Это то, что так долго ждали поклонники, которые уже, казалось, пресытились будущим. И, надо сказать, вернуться на поля Великой войны довольно приятно (уж извините). Новая CoD с первых же минут ударяет по той части мозга, которая ответственна за всплеск ностальгических эмоций.

Мы играем за Дэниэлса, простого бойца пехотного отряда. Грубо говоря, мы - пушечное мясо, которое находится на передовой. Авторы решили отказаться от нескольких сюжетных линий, ставя в центре внимания главного героя и его переживания, конфликты с соратниками. Да, иногда мы оказываемся в шкуре другого вояки, например, пилота истребителя, но линейное повествование не нарушается. С Дэниелсом мы будем от «Дня Д» до «Пландера».

Как вы поняли, неожиданных сюжетных поворотов нет (Рузвельт и Гитлер внезапно не окажутся союзниками), поэтому сценаристам приходилось делать упор на конфликтах между персонажами. На удивление, герои получились даже живыми, но все же безликими. Переживать им хочется, но не получается. Тем не менее, у авторов получилось показать ужасы войны, чему во многом способствует очень правильный цветовой фильтр и повсеместная жесть с расчлененкой.

Разработчики осознавали, что сюжетом у них вряд ли получится удивить играющего. От этого удивляют нас постановкой роликов и заданий. Чтобы кто не говорил про графическую составляющую Call of Duty , игры все еще могут поражать своими моментами. К сожалению, таких моментов крайне мало, но эпизод с поездом, пожалуй, запомниться мне надолго.

Но в чем же проблема WWII ? Вроде, тут есть все то, о чем просили игроки. Но если взглянуть назад, на прошлые выпуски сериала, то можно увидеть явный регресс. Sledgehammer Games были заперты в клетке с историческими событиями (хотя о достоверности тут можно поспорить), поэтому тут вам никакой нелинейности или джетпаков. А это означает медленный игровой процесс и геймдизайн из прошлого. Нас снова заставляют отсиживаться в укрытии и отбиваться от толп респаунищихся врагов. Но ведь именно этого все и хотели, так?

Но Call of Duty - это уже давно не только сюжетная кампания на 5 часов (увы, WWII не может больше ничего предложить в одиночном режиме), но и мультиплеер с зомби-режимом. Мне, если честно, интересен всегда был лишь сингл, однако в многопользовательских режимах я тоже проводил много времени, поэтому о них поподробней.

МУЛЬТИПЛЕЕР

Если вы разочарованы слабой кампанией, то сетевая игра вас точно порадует. Это, пожалуй, то, из-за чего стоит покупать WWII , потому что здесь много новшеств.

Разработчики переработали мультиплеер до неузнаваемости, отчего он больше напоминает Destiny (Sledgehammer явно вдохновлялись творением Bungie). В матч по-прежнему можно попасть через список серверов, но куда круче ждать это из общего лобби, «Штаба», локации, где одновременно находится несколько десятков геймеров. Вы можете общаться, отправляться вместе в бой и смотреть, как люди открывают лутбоксы (занятие не самое интересно, но наблюдение поощряется).

На смену классам пришли так называемые «Дивизии». Например, пехотная дивизия - это автоматчики, а горная - снайперы. У каждого свой набор перков и умений.



Оружия, надо сказать, много. Тут вам и огнемет, и дробовик с зажиг
аю щими снарядами.

Новый объектно-ориентированный режим, который называется просто «Война» , вводит трехэтапный сценарий в сражения. Тут вы понимаете, что против реальных игроков куда сложнее взять пляж во время операции «Нептун». Может показаться, что конкретно эта операция сложна для Союзников, однако баланс никуда не делся.

Что важно, именно этот режим — неплохая отправная точка для новичков, из-за того, что здесь надо не только убивать, но и выполнять другие задания. Вообще, доступность — это главное слово, которое характеризует мультиплеер WWII . Вы можете принимать участие в масштабных сражениях, сразиться с игроком 1 на 1 или пойти в классический десматч. И вас даже научат пользоваться вооружением и выбивать скорстрики.

Среди многих режимов безумный Gridiron , похоже, станет фаворитом многих: это американский футбол с оружием, в котором надо донести мяч до ворот врага. В общем, это аналог Uplink из Advanced Warfare , но в новых декорациях.

Немного огорчают некоторые карты, которые слишком банальны и не дают возможности для маневра. Для снайперов это, конечно, самое то.

ЗОМБИ РЕЙХА

Четверым игрокам вновь стоит пережить несколько волн нежити. Как и прежде, зомби с каждой волной становятся все сильнее и опасней, а убийства — ваша валюта, за которую можно разблокировать оружие и открыть новые области на пути к одному из двух возможных финалов.

Героями вновь выступили знаменитости, например, Мэри Фишер сыграла Кэтрин Уинник, знакомая многим по роли Лагерты из сериала «Викинги» . И, как привыкли игроки, у зомби-режима есть все остальное, за что его любят: мрачная атмосфера, оркестровая музыка и скримеры.

Call of Duty 2017 года наполнена самый разнообразным контентом, который не заставит вас пожалеть о покупке. Да, на этот раз игра сделана с упором на многопользовательскую составляющую, что выглядит логичным шагом, но хочется надеяться что в 2018-м не обделят и «одиночек».

Иногда, воспоминания должны остаться воспоминаниями. Похвально, что Activision прислушались к игрокам, вновь припомнив им ужасы самой масштабной войны человечества, но вместе с этим они показали самое важное - Call of Duty эволюционировала все это время. И в 2017 году эволюция взяла перекур, порадовав «старичков».

Если вы читаете этот материал в надежде узнать, получилось ли у новой Call of Duty оттянуть любителей онлайн-шутеров от , то у нас для вас плохие новости. Обе игры по-прежнему похожи друг на друга совсем немного. Притом если раньше их объединял похожий сеттинг, то теперь и этот момент исчез. Новая Call of Duty - это не столько попытка соперничать с DICE, сколько желание показать игрокам, как будет выглядеть «та самая Call of Duty», если сделать ее более современной. И в этом Activision весьма преуспела.

Для новой Call of Duty наличие отличного синглплеера было как никогда важным. Уже много лет подряд сюжетный режим расценивался как некое дополнение. После чем-то интригующим могла похвастаться только . Ну а у студии Sledgehammer Games достойных игр в плане истории и вовсе не было. Не сказать, что в новой части сюжетная кампания стала важной частью игры. Она не слишком выделяется на фоне остальных режимов, да и проходится часов за шесть. Но за эти шесть часов она прокатит вас на классическом Call of Duty-аттракционе.

Во множестве экшенов нам предлагают вжиться в роль простых смертных, став людьми, ничем не выделяющимися из толпы. Так нам дают понять, насколько важна каждая шестеренка в огромном механизме, а выиграть целую войну может любой человек вне зависимости от наличия каких-то особых качеств. В WWII все как раз по старинке: четыре персонажа проделывают путь от побережья Нормандии до Рейна, попутно выбираясь из дичайших передряг. Один получает перо под ребро, но уже через пару дней бегает как ни в чем не бывало. Другого постоянно накрывает взрывными волнами, но ему на это наплевать. Четверка супергероев проходит через весь Западный фронт и фактически выигрывает Вторую мировую войну - вот по таким историям мы действительно скучали. Тем более что за одиннадцать с половиной миссий успеваешь проникнуться персонажами. Не всеми, конечно, но отдельные из них получились весьма выразительными. Проще говоря, игра заставляет ностальгировать скорее не по сеттингу Второй Мировой, а по таким эпичным сюжетным кампаниям.

В синглплеере есть несколько вещей, отсылающихся к оригинальным частям серии, но без фанатизма. Например, здесь нет автоматической регенерации здоровья - теперь нельзя просто отсидеться в укрытии и снова бегать на передовой. Но в то же время игра не заставляет рыскать по углам в поиске аптечек, патронов или гранат: нужным снаряжением вас снабжают товарищи по отряду. Чем больше врагов вы убиваете, тем быстрее заполнится полоска готовности и сопартиец сможет обеспечить вас всем необходимым. Но самое главное - то, что в каждом задании что-нибудь обязательно взорвется с огромным размахом, и после сцены вам захочется отложить геймпад и пойти попить водички. В плане постановки новая Call of Duty ни на шаг не отстает от других частей серии.

Конечно, есть и несколько очень досадных условностей. Особенно много претензий к концовке - складывается ощущение, что кампанию просто доделывали впопыхах. Игре с удовольствием можно простить то, что пачка рядовых чуть ли не вчетвером успешно отбивается от трех батальонов противника с танками. Можно закрыть глаза на то, что компаньон бросает тебе патроны для немецкого автомата, бегая с британским. Подумаешь: может, он их специально для тебя собирал. Даже на наличие ППШ у немцев в Нормандии смотришь с легкой улыбкой. Однако с настолько притянутым за уши финалом смириться непросто. Возможно, сценаристы и хотели сделать «наполовину счастливую» концовку, ведь в целом все завершилось хорошо, однако без трагедии не обошлось. Для чего здесь такой типичный голливудский финал, непонятно.

Наши впечатления от мультиплеерной части новой Call of Duty вы уже знаете - во время бета-тестирования мы вдоволь набегались в PvP. Значимых изменений в релизной части немного - в нее добавили несколько режимов и пару карт. С режимами проблем нет. Их девять штук на любой вкус, от классического дезматча до вариации американского футбола с настоящим мячом и условными воротами. Заскучать просто не успеваешь - матчи длятся максимум 15 минут, а концентрация стрельбы на квадратный метр зашкаливает. Более того, на игрока постоянно падают награды: то новый уровень, то новое оружие, то новый бустер нужно открыть, а там снова какие-то побрякушки. Претензий к мультиплееру всего две. Во-первых, создается впечатление, что карт очень мало. Возможно, виной тому короткие сессии, но трех карт для режима «Война» и еще штук пяти для всех остальных явно недостаточно.

Вторая претензия - внедрение хаба в стиле . Если для ММО это уже не столько платформа для общения, сколько дань традициям жанра, то для чего в сессионном шутере открытая локация вместо списка фич? Разработчики таким образом разгрузили интерфейс, но заставили игрока совершать лишние действия. Тем более что в социальном плане там действительно нечем заняться - разве что смотреть на то, как чужие люди открывают свои паки.

PvE-режим с зомби нам показался самым скучным. В теории все отлично: вы отбиваетесь от волн ходячих трупов и попутно разгадываете несложные головоломки, продвигаясь дальше по уровню. Кучу отличных задумок портит скучная реализация. Исследовать локации нет никакого желания: враги настолько быстро свирепеют, что каждый лишний шаг рискует обернуться провалом всего задания. В итоге карты с зомби проходятся за несколько попыток. Сначала вы заучиваете маршрут, а потом просто пробегаете его на максимальной скорости, тыкая в нужные переключатели. Удовольствия от такого режима мало.

В целом, новая Call of Duty смотрится на удивление бодро. Несомненно, игре помогла ностальгия, однако у ее создателей получилось умело этим воспользоваться. Тем более что и Activision решила не бодаться с DICE. Как мы уже говорили, сравнивать игру с Battlefield 1 не нужно: они отличаются и сеттингом, и подачей сюжета, и темпом PvP-режима. Несмотря на то, что у игры хватает недостатков, она может подарить вам то самое ощущение ностальгии по самым первым частям серии.

Среди нытиков у сериала Call of Duty репутация хуже некуда. Конвейер, вторичность, «шутерок на вечерок»... Однако WWII даже им сумеет доказать, что всё не так однозначно. Подробности - в нашей рецензии.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Если вы начали своё знакомство с чарующим миром видеоигр в конце нулевых, то уже, должно быть, и не помните тех славных времён, когда между названием Call of Duty и термином «шутер о второй мировой» стоял знак равенства. Игры от Infinity Ward задавали тон всему жанру. Начавшись как вольное продолжение Medal of Honor: Allied Assault , цикл постепенно качественно перерос прародительницу. Это и неудивительно, поскольку у руля молодой компании встали ровно те же люди, что когда-то подарили миру Allied Assault.

Сюжетный трейлер игры.

Увидев успех Call of Duty на рынке, менеджеры Activision дали по газам и буквально заставили разработчиков сделать вторую часть франшизы (Xbox 360, PC) в сеттинге второй мировой. Решение оказалось удачным. Да настолько, что Александр Кузьменко в своей рецензии поставил сиквел в один ряд с такими мастодонтами, как F.E.A.R. и Half-Life 2 .

«В Call of Duty 2 заложена огромная, каких-то нечеловеческих масштабов энергетика, благодаря которой вы будете раз за разом переигрывать сложные моменты, с упорством рядового Матросова бросаться на самые опасные амбразуры и ежеминутно проявлять чудеса мужества и героизма» , — писал он.

Так вот, спустя много лет Call of Duty (наконец-то!) возвращается к корням, вот только делает это совсем не так, как ожидали прожжённые ненавистники сериала. В сценарии WWII, например, не встретить чернокожих в командовании, и вообще это персональная история одного бойца, а не псевдоисторическое полотно с обязательным упоминанием открытия второго фронта. Высадка на пляже Омаха присутствует, но лишь как связующие звено конфликта.

Временная петля

В культуре есть два подхода для раскрытия исторических событий. Первый и самый распространённый — показать историю на фоне жизни героев. Такой расстановки акцентов придерживались многие режиссёры и создатели видеоигр. Из недавнего — Battlefield 1 , которая через действующих лиц пыталась раскрыть проблематику первой мировой.

Однако есть и второй путь: взять исторический фон за основу, но выстроить на нём биографию вымышленных персонажей. Из безусловных мастеров этого жанра назовём Александра Дюма-отца. Ну кто из вас не зачитывался в детстве «Тремя мушкётерами»? Или не следил за судьбой Эдмона Дантеса? События эпохи отражены, но лишь как движущий механизм, заставляющий претерпевать лишения тех, о ком рассказывает автор.

Сценаристы Call of Duty: WWII пошли по второму пути, а сама Activision предпочла преподносить продукт с более привычной для обывателя точки зрения. Отсюда и получилось недопонимание в русскоязычном сегменте Всемирной паутины. Люди попросту не осознали, что им не «историческую правду» продать пытаются (попутно выкинув из неё весь Восточный фронт), а всего лишь хотят рассказать очень личную историю одного-единственного персонажа.

В этом и подвох. Подходя к WWII с традиционной линейкой ценностей, рискуешь в последний момент обнаружить, что пропускаешь один из лучших сюжетов в шутерах о второй мировой вообще.

WWII — игра кровавая. А ещё в ней нельзя отсидеться в окопе и пойти дальше в бой как ни в чем не бывало. Аптечки всему голова.

Сценарий новой CoD развивается в очень небольшом промежутке времени: буквально от высадки в Нормандии до перехода союзнических войск через Рейн. Главный герой истории, солдат 1-й пехотной дивизии Рональд Дэниелс, идёт на фронт добровольно. Его терзают демоны прошлого, но именно на войне он находит верных друзей. Один из них, еврей немецкого происхождения Цуссман, поставит финальную точку во всей истории WWII, но прежде чем это произойдёт, вы увидите немало запоминающихся сцен.

Повествование в новой Call of Duty носит дневниковый характер. Небольшой брифинг вначале, глава, завершающий монолог главного героя. Мы не пытаемся сказать, что у подшефной Activision студии Sledgehammer Games получился психологический шедевр, вовсе нет! Просто новая CoD — одна из немногих игр о второй мировой, где повествование важно, пусть даже подаётся через пяток клише. Сценарий отрабатывает классическую мифологему «путешествия в царство тьмы». Герой проходит огонь, воду, медные трубы и перерождается другим человеком — финальная заставка не даст соврать.

Эпизоды автомобильных погонь и езды на танке здорово разбавляют шутерную составляющую игры.

При этом авторы сценария очень бережно относятся к культурному материалу. Одних киноцитат здесь просто тьма-тьмущая, а ведь есть и не только они. Яркий пример использования биографического материала — спич про рядового-фотографа из отряда Дэниелса, говорящего, что после войны он хочет работать в Life. Это очевидная отсылка к Тони Ваккаро, солдату, снимавшему войну «из окопов», совершенно не так, как это делали мэтры вроде Роберта Капы. А вы говорите — дескать, «Call of Duty достала». Да она в этом году прыгнула с места через трёхметровый забор! Выросла над собой и показала ленивцам из DICE , как надо делать одиночные кампании.

Дела геймплейные

Но, каким бы ладным ни был сюжет, главным в шутере всё же остаётся геймплей, и с этим аспектом у Call of Duty: WWII всё прекрасно. В поле игрового процесса CoD... буквально напичкана отсылками! Первое и важное — интерфейс и система восполнения здоровья. Больше никаких приветов Halo 2 с её регенерацией здоровья. В WWII линейку жизни, как и встарь, приходится восполнять при помощи аптечек. Часть их можно найти на карте, другие Рональду вручают после нажатия на крестовину напарники. Цветовая гамма — под стать оригиналу 2003 года. Интерфейс — следующий привет нестареющей классике.

Что ещё? Многое, друзья, очень многое...

Выше мы уже писали о такой важной составляющей интерактивного произведения, как цитация. В WWII её ошеломляюще много. В одной из миссий, к примеру, мы управляем девушкой по имени Руссо. Она — лидер французского сопротивления и под видом немки проникает на базу противника.

А теперь представьте себе, что добрые сорок минут приходится заниматься делами шпионскими. Заучивать детали легенды (и противники будут проверять ваши знания!), искать обходные пути, минировать ворота. Консольщики постарше на этом месте просто обязаны нахмуриться. Что? Дама из французского сопротивления? Проникновение? Документы? Хм, кажется, это что-то напоминает... Ах да! Medal of Honor и Medal of Honor Underground для PS!

И этот вывод абсолютно верен. Проходя эпизод впервые, автор этих строк множество раз ловил себя на мысли, что WWII в этом моменте, мать твою за ногу, вызывает ностальгию! Для полноты погружения не хватает разве что «цифрового» управления, когда стик дублирует движение крестовины.

В другом сюжетном отрезке начинается самая настоящая Outlast , но без хоррора. Главный герой вынужден спасать девчушку от толпы нацистов. Все это происходит в стелс-режиме, и противники правда могут заметить Дэниелса. Идеальный маршрут их движения всё равно есть, но подаётся это не настолько «в лоб», как в предыдущих Call of Duty.

Даже типичные для Call of Duty сцены приобретают в WWII совсем иной окрас. Спасибо грамотному подходу к сценарию.

Или полёты на самолёте, будто подмигивающие через плечо наследию Ace Combat , о седьмой части которой уже почти два года ничего толком не слышно, кроме самого факта разработки. Тихушничество, бег наперегонки с артобстрелом, заезды на танках, джипах, взятые высоты — Call of Duty: WWII невероятно разнообразна. Семь часов перед экраном телевизора пролетают буквально в одно мгновенье, и это прямая заслуга Sledgehammer Games, не побоявшейся сделать классический консольный боевик. Безусловно, до лавров недавней Wolfenstein 2: The New Colossus новой CoD далеко, но сам факт! Впервые за долгое время одиночная кампании в сериале от Activision гораздо важнее, чем мультиплеер, — а вот с ним-то всё печально.

Онлайн вам не к лицу

Главная его проблема — в несоответствии заявленной темы тому, что есть по факту. Сюжетная часть, пусть она и рассказывает в первую очередь историю персонажа, а не конфликта в целом, выдержана в духе голливудских блокбастеров старой школы. Проходя кампанию, с оговорками, но веришь, что действие происходит в сороковых годах.

Мультиплеер же оставляет в душе ощущение, будто компания реконструкторов собралась на лужайке и решила изобразить войнушку.

Иногда приколы лезут оттуда, откуда их совсем не ждёшь. Это не обман зрения: в руках у главного героя действительно ППШ.

Чёрный командир (в сюжетной части такой мути не было), женщины на передовой, лутбоксы, какие-то активности, цельновыдернутые из условно-бесплатных поделок для мобильных устройств... В мультиплеере WWII темп чуть ниже, чем в той же Infinite Warfare с её бегом по стенам, но это, положа руку на сердце, ничуть не спасает, поскольку в сетевых режимах царит всепоглощающая, адская толерантность в самом её сумасшедшем варианте. Наш коллега как-то подметил, что «только в мультиплеере новой CoD на стороне немцев может играть чернокожая женщина» ...

После выхода в свет Call of Duty Infinite Warfare многие фанаты франшизы стали говорить, что разработчики пошли не тем путем и все такое - космос плохо, бластеры разные плохо, роботы еще хуже. Однако, с мнением толпы лично я был не согласен полностью и от прохождения этого шутера я получил тонну удовольствия. Там было множество новых механик, весьма длинная сюжетная линия и можно было занять себя активными боями в мультиплеере, так что игре мы поставили весьма приличный балл.

Но, мнение большинства было иным - все просили вернуться к тому, с чего серия начинала и разработчики послушались - они вернулись во Вторую Мировую, показали нам чего достигли современные технологии и это получилось весьма приятно. Собственно, я играл в самую первую часть Call of Duty, помню этот штурм на берегу. помню шикарные миссии с окопами и подрывами зениток, так что для меня возвращение к истокам тоже было приятным, даже наверное более приятным, чем для большинства пользователей.

Сейчас, если посмотреть критику в сети, игру Call of Duty: WWII разносят еще хуже, чем предыдущую часть. Все потому, что если Infinite Warfare не любили только те, кто не любил космос и все эти вещи, то Call of Duty: WWII не любят еще и те, кого зацепила ностальгия. Почему не любят? Да потому, что это эффект ощущений из детства. Если вы в шесть лет пойдете на аттракционы и покатаетесь на машинках или колесе обозрения, то у вас просто крышу снесет от изумления и радости, но если вы прийдете туда же в 26, то эти аттракционы будут выглядеть совершенно иначе. Так и с игрой про Вторую Мировую - вам когда-то нравилось взрывать зенитки и стрелять из допотопного оружия, но вы, скорее всего, уже выросли из этого.

Вообщем, слушать критику толпы не стоит - им всегда что-то не нравится и это нормально. Я поиграл в Call of Duty: WWII, сделал свои заметки про ощущения и теперь могу рассказать вам об этом продукте, рассказать о своих чувствах и переживаниях. Не думаю, что это кардинально повлияет на ваше желание купить игру, ведь игрушка вышла приличное время назад и если бы вы хотели ее купить, то уже купили бы. Но, скоро Новый год и вдруг мое мнение повлияет на вас.

Сюжетная линия

Мне понравилось, как разработчики рассказывают про персонажей и как эти персонажи между собой шутят. Нам показывают заучку-ботаника, который все знает, но не боится дать врагу пулю в лоб, показывают дерзкого и отважного еврея, который шутит про мамок и все в таком духе. Это смотрится очень реалистично, я вполне поверю, что реальные парни в реальной Второй Мировой могли так шутить и смеяться, дабы заглушить страх и переживания. Все же, они понимали куда едут и что их там ждет. Конечно, у каждого персонажа нет своей проработанной сюжетной линии и если вы думаете, что вам тут прямо кинофильм покажут, то нет, ничего такого.

Конечно, не обошлось без диких клише, от которых хочется прямо письмо взять и написать разработкам. Если посмотреть все кат-сцены игры, прочесть все диалоги и вообще посмотреть на картину игры, то можно заметить, что там из других фронтов указывали только два - Великобританию и «лягушатников», то есть французов. То есть, за всю игру про Вторую Мировую нам ни разу не скажут про СССР и ее вклад в победу. Это особенно обидно, ведь после прохождения игры остается чувство, что американцы думают, будто они сами победили в этой войне.

Я не говорю, что они мало сделали - героических подвигов у любой страны хватает, без сомнений, но можно было бы как-то больше про нас упомянуть, либо же вообще сделать миссию про отечественных воинов. Сколько возможностей для реализации фантазий - партизаны, женщины-снайперы или женщины-летчики, шпионы! Надеюсь, когда-то они сделают такую игру, с русскими солдатами.

Сюжетка оказалась довольно стандартной, но, местами, даже появилось впечатление, что некоторые миссии делали отдельные люди. То есть, большая часть заданий - пробраться куда-то, разнести головы врагам, зачистить территорию, помочь своим друзьям и так далее. Есть новые механики вроде спрятаться за танком, дабы пулеметы не убили, плюс дали на танке покататься и на весьма быстром внедорожнике. Не скажу, что этого прямо много и я наигрался на танке вдоволь (дайте покататься на танке еще раз!), но это разбавляет стрельбу по врагам и даже отдыхаешь немного от этого месилова.

Отдельно стоит отметить миссию про шпионскую деятельность в логове врага - нам нужно будет пробраться к нацистам и выдать себя за своего. Это самая крутая миссия, как по мне. И, конечно, основная история с другом-евреем тянется сквозь всю игру и вам будет интересно увидеть, чем это все закончится, без всякого сомнения.

Мультиплеер

Скажу честно - мультиплеер в Infinite Warfare был более активным, там прямо экшена хватало с запасом. Здесь сражения между игроками более простые и стандартные, так как оружия того времени недостаточно для громких взрывов и красивых анимаций, плюс бегать по стенам и высоко прыгать нам тут не дают, а это тоже было весело. Зато здесь много карт, быстро находит соперников и есть ощущение, что играешь с удовольствием.

Есть несколько классов героев, в принципе здесь ничего нового - есть снайперы, есть штурмовики и все в таком духе. Когда играете за снайпера и убиваете врагов, вам начисляют очки и потом эти очки повышают ваш уровень персонажа в целом, открываются новые фишки - прицелы, рукояти. Это позволяет улучшать свое оружие и сражаться с большим комфортом. Механику улучшений и повышения уровней не изменили, это достаточно продуманная система, где ты долго играешь за снайпера и получаешь массу приятных дополнений для винтовки, играешь за штурмовика - получаешь улучшения для его оружия.

Карт много, карты очень сочные и это вам не просто коридоры с окошками, куда можно стрелять. Карты настолько многогранные, что для привыкания к одной только локации вам нужно сыграть там раз сорок, тогда привыкаешь откуда можно стрелять враг, откуда можно граната прилететь, откуда может быть снайпер и все в таком духе. Это важный момент - большие и проработанные карты это уже половина успеха мультиплеера.

Порадовала так же физика стрельбы, улучшения оружия и количество игроков на карте. У тебя нет ощущения, что это кровавое месиво, где от тебя ничего не зависит, но и нет ощущения, что бегаешь по карте один. Есть возможность сесть и убить врага издалека, перебежать из занять новую выгодную позицию, можно просто бегать по карте и сносить всем головы, это уже как вам больше нравится. Плюс, есть ежедневные задания и вы можете их проходить, получая ящики с ресурсами и прочими штуками, полезными для персонажа.

Если кратко подвести итог по мультиплееру, то я могу с уверенностью сказать, что здесь будет весело. Здесь карты даже порой более проработанные, чем в сюжетной линии! Игроков много и найти игру совсем не проблема, всегда есть несколько вариантов сражений и есть чем себя занять. Но, уж сильно мне не хватает пробежек по стенам. Может с DLC добавят?

Графика

Сейчас говорить о том, что графика в игре не так важна уже нельзя. Современные ААА-игры предлагают пользователю все - открытый игровой мир, массу комбинаций оружия и экипировки, сюжетную линию длинной в восемь часов как минимум, плюс красивую картинку. И, если какая-то игра сейчас не дает красивую картинку с упором на то, что это не обязательно, то разработчики вас просто обманывают.

В WWII графика очень привлекательная, это очень порадовало, хотя некоторые моменты все же не понравились. Начнем с того, что здесь просто тьма эффектов и звуков - как оружие стреляет, как болтается ствол во время бега, как колыхается прицел, как ощущается вообще картинка перед глазами. Это все выполнено на очень высоком уровне и ощущения от игры в такую красивую игру самые положительные, у тебя реально есть впечатление, что ты играешь в современный шутер, при том топового уровня.

Я люблю красивые игры и отдельно было приятно поиграть в штурм Нормандии в новом обличии - я еще помню как выглядел песок и ежи в той далекой Call of Duty, теперь же мне дают те же ощущения, только в более красочном варианте и мне это очень понравилось. Погружение получается настоящим, полноценным и глубоким, мир проработан до мельчайших деталей, веточка колышется и водичка в луже отражает небо.

Но, конечно, есть и некоторые моменты, которые не очень понравились. Я бы не сказал, что это прямо недостаток, но все же отметить это стоит. Уровни здесь построены не с упором на открытость, из-за чего моментами натыкаешься на разочарование - бежишь ты такой по улице, вокруг сгоревшие дома, ты видишь всю эту красоту и хочешь подойти поближе, дабы посмотреть что там еще красивого, но нет - уровень заканчивается и отгораживает вас от декораций чем-то вроде забора. Повторюсь, никто и не требует от этой игры громадного мира, просто мне хотелось заглянуть в окна горящего здания, а мне не дали. Грусть.

Итог: 8/10

Разработчики игры постарались и сделали то, что просили игроки - они вернули серию в начало, в ту войну, которая всех нас зацепила и которая до сих пор является самым страшным, что видело человечество. Нас вновь вооружают в этот ужас и как-то даже если забыть, что это игра и подумать, что такое вот реально было с реальными людьми, то мурашки по коже сразу. Именно этого и хочется от игры - эмоций и этих эмоций нам дают с запасом. Та сцена, где американские солдаты решают спасти немецкую девочку, пусть она и не совсем логична, та сцена, когда наш герой тянет своего раненого друга через все поле боя, изнемогая от боли и усталости. Это круто, это эмоционально и в такое играть хочется, при том много раз.

Да, не обошлось без недостатков, но никто не идеален в этом мире. Лично от себя отнимаю балл за сюжетную линию, в которой вообще ничего не сказано про нашего, отечественного, солдата и его подвиги, плюс есть ощущение, что американцы реально думают, будто выиграли войну лишь они, а не все вместе.

Второй недостаток я запишу на сразу два пункта, так как каждый на балл не тянет, а вот вместе за них балл снять можно. Итак, уровни иногда разочаровывают тем, что нельзя пройти за сарайчик и посмотреть как красиво смотрится лес, и в игре все же есть донат с лут-боксами, которые сейчас всех бесят. Не скажу, что мне это вообще помешало, ведь если ты не умеешь стрелять, то хоть супер-мега-дельта-ульта-крутую пушку тебе дай, а убивать ты не станешь.

Если вы фанат серии и играли во все части, то здесь вы найдете тьму того, что разработчики улучшили. Игра стала на голову выше в плане сюжета и прорисовки персонажей (при том в плане историй тоже), уровни стали насыщеннее и мультиплеер сделали более сложным в освоении уровней. Игра стала меньше походить на казуальную. Так что да восемь из десяти и оценка «Отлично» - вполне заслуженно отправляются в копилку проекта, а я пошел с новой винтовкой врагов карать.