Отечественное оружие и военная техника. Отечественное оружие и военная техника Характеристики танков России и Германии

На вооружении многих стран осталось значительное количество бронетехники. Помимо последних военных разработок в нее входили и довоенные машины, включая трофейные. Такая дифференциация затрудняла обслуживание, что требовало постепенной замены и унификации всех танков.

Послевоенные разработки учитывали боевой опыт масштабного ведения войны. В расчет бралась простота эксплуатации и технического обслуживания. Важным фактором стал ресурс модернизации, позволяющий по необходимости дополнительно улучшать машину.

Т-72 «Урал» - советский средний танк второго поколения. Стал самым массовым по производству в данной категории. Его модификации до сих пор состоят на вооружении России и ряда государств, соответствуя требованиям современного танка.

Экскурс в историю создания танка

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54 . В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники - универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Конструкция боевой единицы

Конструкция Т-72 имеет классическую компоновку. Корпус делится на три отсека. В передней части располагается отделение управления с механиком-водителем. Посередине - боевое отделение с наводчиком и командиром, располагаемое в башне, в корпусе под ними - боекомплект. В задней части танка располагается моторно-трансмиссионная установка.

Технические характеристики

С учетом многочисленных модификаций и модернизации танка Т-72, технические характеристики могут отличаться в зависимости от варианта и образца. В данном контексте за основу берут ТТХ базовой модели, выпущенной в серийное производство первой.

Габариты и вес

По габаритам танк Т-72 имеет следующие характеристики:

  • длина корпуса - 6,67 м;
  • общая длина с повернутой вперед пушкой - 9,53 м;
  • ширина по бортовым экранам - 3,46 м, по гусеницам - 3,37 м;
  • ширина колеи - 2,79 м;
  • высота - 2,19 м;
  • клиренс - 0,428-0,47 м.

Боевая масса Т-72 составляет 41 тонну. При ширине гусениц в 0,58 мм и весе машины удельное давление на грунт составляет 0,83-0,87 килограмм на сантиметр кубический.

Устройство управления и экипаж

Экипаж танка Т-72 состоит из трех человек - механика-водителя, командира и наводчика. С учетом ограниченности автомата заряжания, рассчитанного на 22 выстрела, функции заряжающего выполняет командир.

Управление танком обеспечивается механиком-водителем в передней части корпуса. Для этого его место имеет доступ к соответствующим рычагам и педалям, слева располагаются щитки контрольных приборов. Место механика-водителя находится по центру, с обеих сторон располагаются топливные баки, для внешнего наблюдения есть прибор ТНПО-168 с гидропневматической очисткой стекол.

Наводчик ведет наблюдение преимущественно через многоканальный комбинированный прицел. Имеются оптический и тепловизионный канал, а также лазерное целеуказание для управляемых ракет. Предусмотрено и ночное прицеливание, позволяющее распознавать цели в пределах 3-3,5 км.

Для командира предусмотрен прицельно-наблюдательный комплекс типа ПНК-4СР или Т01-04. Дневная дальность распознавания - 4 км, ночная - 1 км. Также имеются два прибора ТНП-160 и один ТКН-3.

Для внешней связи танк комплектовался радиостанцией Р-123М, внутренние переговоры обеспечиваются устройством Р-124. Предусмотрен аппарат А-4 для связи с десантом, располагаемым на танке.

Двигатель и внутреннее устройство

На Т-72 устанавливались V-образные двенадцатицилиндровые четырехтактные двигатели В-46. Они относятся к категории многотопливных дизельных с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Допустимая мощность - 780 л. с. при 2000 оборотах в минуту.

Двигатель монтируется в моторном отделении поперек корпуса. Для него предусмотрено 9 топливных баков: один в полу задней части боевого отделения, три по обеим сторонам от механика-водителя и пять внешних на правой надгусеничной полке.

Трансмиссия танка включает мультипликатор, две механические семиступенчатые (7+1) коробки передач планетарного типа, бортовые одноступенчатые передачи. Включение фрикционное, управление обеспечивается гидравлическими приводами.

Подвеска Т-72 торсионная, независимая. С каждого борта ходовая часть состоит из шести обрезиненных опорных катков и трех поддерживающих. Дополнительно имеются балансиры и лопастные амортизаторы. Предусмотрено устройство самоокапывания.

Моторесурс и расход топлива

Двигатель В-46 обеспечил танку Т-72 хороший моторесурс. По скоростным характеристикам машина способна развивать скорость до 50 км/ч по шоссе и до 45 км/ч на пересеченной местности. Расход топлива составляет 260-450 л при смешанном цикле, на трассе - 240. Общий объем топливных баков - 1600 л, что обеспечивает дальность хода до 700 км по шоссе и 320-650 км по пересеченной местности.

ТТХ танка Т-72 позволяют ему преодолевать подъемы в 30 градусов, барьеры в 0,85 м и рвы до 2,8 метров шириной. С ходу танк способен преодолевать ров в 1,2 м глубиной, с подготовкой - 1,8 м. При наличии оборудования подводного вождения танков (ОПВТ) Т-72 способен погружаться на 5 метров.

Броня

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита - катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта - 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Крыша также состоит из двух бронелистов, днище имеет корытообразную форму. На первых танках Т-72 защита башни была монолитной, что считалось недостатком машины. Позже у Т-72А башня также получила комбинированную защиту. По мере модернизации танк получал и дополнительное бронирование.

Основное вооружение

Основное орудие Т-72 - гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета - НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Модификации танка

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» - базовый вариант танка;
  • Т-72К - командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А - модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК - командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 - экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ - модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б - модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 - командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С - экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Сколько стоит танк Т-72

По последним оценкам стоимость базовой модели Т-72 составляет 22 млн рублей. Оснащение устаревших моделей современными приборами и вооружением обходится значительно дороже. К примеру, чтобы улучшить Т-72Б до Т-72Б3, необходимо затратить около 50 млн рублей (по ценам на 2013 год).

Достоинства и недостатки

Основное преимущество Т-72 - его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка - хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Также обращают внимание на посредственную пригодность танка в условиях городского боя. В конструкции и бронировании имеется несколько уязвимостей, применение высокоточного противотанкового оружия способно быстро выводить Т-72 из строя.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя. Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции.

Предисловие

В отношении появления модернизации Т-72Б до уровня Т-72Б3 ходит множество слухов. По этой машине существует разнообразное количество отзывов - от самых восторженных до откровенной ругани. А когда в феврале 2013 года командование Западного военного округа направило доклад министру обороны генералу армии С.К. Шойгу и начальнику ГАБТУ МО генерал-майору А.А. Шевченко о результатах войсковой эксплуатации по результатам учений и повседневной деятельности с общим выводом об отказе закупок данной модернизации, это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Объективности ради нужно добавить, что данный доклад был написан в основном по результатам эксплуатации в 138-ой мотострелковой бригаде в Каменке Ленинградской области (в ЮВО эти машины стали поступать раньше), где у танкистов Т-80 была произведена замена техники на Т-72Б3. Комментарии, как говорится, излишни. Танкисты высказали свое мнение и предпочтение, какую машину они считают лучше для повседневной службы и боевой работы. Им откровенно наплевать на мнение всяких экспертов.

Как же появилась модификация Т-72Б3?

Заказ вооружений - это грандиозный политический спектакль, где экономическая выгода в виде получения прибыли является завершающимся актом данного действа.
- КБ пытается протолкнуть свои новые разработки и получить финансирование на дальнейшую деятельность.
- Промышленность просто тупо желает долгосрочный и гарантированный ГОЗ. Им все равно для кого и что клепать или переклепывать, лишь бы стабильно платили.
- Армия…
Ранее аксиомой считалось, что МО желает получить вооружение и технику, идеально приближенную по ТТЗ ГАБТУ, а также в больших количествах и подешевле. Но после прихода команды сердюкова (извините, рука не поворачивается писать с большой буквы), желание МО «слегка» поменяло вектор этих своих желаний.

При МО была создана веселая компания под названием «Оборонсервис» с вагоном многочисленных дочек, которые имели право получать прибыль.
Так появился громадный спрут под названием Отсорсинг.
Так появились и многочисленные, запутанные похлеще любых загадок, пути модернизации.

К примеру:
По широко разрекламированному контракту на поставку Т-72Б Венесуэле не трубил по всем телеканалам только ленивый, восторженно рассказывая о проводимой супермодернизации для заокеанских друзей. Но ни сном, ни духом нигде не было сказано, что самым простым ремонтом занимались БТРЗ, принадлежащие Министерству обороны и… переданные «Оборонсервису» с соответствующим денежным потоком.

Чего стоит только замятая переделки Т-72Б в минные тральщики БМР-3 (не путать с БМР-3М) на Атамановском БТРЗ, которые… не прошли госиспытания именно по противоминной стойкости днища. Но «Оборонсервис» получил прибыль по данному контракту, и это главное.

В результате перераспределения денежных потоков между ВПК и МО разразилась нешуточная война, скрытая от взгляда обывателя. Но над многочисленными желающими оттяпать себе кусок ГОЗ дамокловым мечом висел президентский план перевооружения. Он мешал этой финансовой битве, так как в нем были прописаны % и года поставки в войска этих %.
Вот в такой колыбели и родился проект Т-72Б3… Этакий «Наш ответ Чемберлену», чтобы доказать, так сказать, партии и правительству о «бурной и кипучей деятельности в области перевооружения».

Эта модернизация устроила всех, и ВПК и МО.

52 миллиона рублей выделялось на одну боевую единицу. Из которых 30 миллионов осваивал завод, производя капитальный ремонт всех агрегатов практически без замены на новейшие комплектующие. 22 миллиона тратились на приобретение нового оборудования, выбранного МО и устанавливаемого в танк дополнительно, сверх основного оборудования.
МО пришлось согласиться потратиться на тепловизионный прицел, иначе оправдаться было бы невозможно. Этим и козыряла команда нового министра обороны.

Николай Макаров и Владимир Поповкин со стороны ГШ грамотно обосновали данное решение: «Выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества» (т.е. военные стали говорить слово «цена» !!! а не «обороноспособность»).

Все довольны. План выполняется. Дополнительные деньги у МО остались. Госиспытания машина прошла в 2011 г. В войска танк стал поступать с 2012 г.

Но это предисловие. Просто очень грязное, но … необходимое предисловие.
Закончим его и перейдем к самому танку.

Так вот ты какой -
танк современный…

Сам по уши влюблен в свою «черепашку» - Т-72Б. И любая модернизация данной машины воспринимается мной с большим и живым интересом. Изначально не настроен только на одну восторженность или только на одну критику.

Давайте посмотрим на эту машину с точки зрения мазутного танкиста, а не эксперта, каковым я действительно не являюсь. Поэтому сразу прошу прощения за стиль общения.

Всегда считал, что Т-72Б - великолепная машина, сочетающая в себе все основные качества танка. А о её надежности и неприхотливости возможно слагать легенды. Та нещадная эксплуатация, которой подвергались эти машины в прошедших локальных конфликтах после 1994 года, выявила такую выживаемость, о которой танки иных государств могут просто мечтать. А упрощенность (по сравнению с Т-80 и Т-64 СУО) вполне компенсировалась грамотной и слаженной работой экипажа. При правильном тактическом применении эти машины были реальным колом для противника.

Мечтали ли «дизельные» танкисты о модернизации своих машин? Мечтали. Причем все понимали, что сказок не будет, реально взвешивая возможность страны и насущную необходимость изменений. Мысли, озвученные в начале 90-х (1991 г.) нашли свое подтверждение в дальнейшей «работе».

Попробуем найти разницу в изменении боевых машин за прошедшие 22 года, сопоставив Т-72Б (Т-72БМ) 1987-89 года модернизации и, соответственно, Т-72Б3 2011 года.

Именно Т-72Б, объект 184, и пыхтел на танковом биатлоне. Именно эта модернизация и распространена в большом количестве в войсках.
Сложно выделить какую-то одну модернизацию для сравнения, так что будем рассматривать Объект 184 выпуска 1985, 1987 г. с пушкой 2А46М, прицельным комплексом 1А40 (Основной прицел - ТПД-К1, дополнительный - 1К13-49), стабилизатором 2Э42-2, двигателем В-84 и динамической защитой «Контакт-1» или 5.


Фото 01: Т-72Б


Фото 02: Т-72Б3

Попробуем пройтись по всему танку Т-72Б3, останавливаясь на разрекламированных новых узлах модернизации.:
1. Изменение СУО танка, новые приборы наблюдения и прицеливания экипажа танка.
2. Новинки в радиосвязи.
3. Модернизация вооружения в комплексе.
4. Изменение противопожарного оборудования.
5. Переделка комплекса защиты.
6. Гусеница с новым РМШ.
Одновременно будем сравнивать с заслуженным ветераном Т-72Б и предполагать иные варианты модернизации, исходя из имеющейся базы приборов. Поехали:

1. Изменения в СУО

Рабочее место наводчика.
Установлен ПНМ (прицел наводчика многоканальный) «Сосна-У». Данный прибор - разработка белорусских конструкторов предприятия «Пеленг». Выпускает «ВОМЗ», г. Вологда.

Характеристики:
Дневной (оптический) канал.
Тепловизионный канал (ТВП-камера 2-го поколения, 8-12 мкм).
Лазерный дальномер.
Лазерный канал управления ракетой.
Дальность обнаружения цели типа «танк».
Днем - до 5000 м.
Ночью - до 3500 м.
Независимая 2-плоскостная стабилизация поля зрения.
Ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и бокового упреждения.
Применение КУВ с ходу в ночных условиях.
Наличие автомата сопровождения цели (АСЦ).
Индикация типа боеприпаса, режима работы и измеренной дальности.
Поставляется с аппаратурой сопряжения и ввода поправок (АС и ВП).


Фото 03: «Сосна-У» на ТВМ-2012.


Сам прицел вполне положительно принят в войсках и не является чем-то новым и революционным. Тепловизионный канал изготовлен на базе камеры 2-го поколения «Catherine-FC» фирмы Tomcon-CSF. Комплектующие из Франции… продолжают поступать.


Фото 04: Схема СУО Т-72Б3.


Фото 05: Вид поле зрения «Сосна-У».


Модернизация приборов наводчика произведена действительно бюджетно:
вынули комбинированный ППН 1К-13-49 (ранее устанавливался ТПН-З-49), являющийся ночным прицелом и частью КУВ 9К120 «Свирь», и… воткнули на его место «Сосну».


Фото 06: Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке.


Фактические минусы:
- Увеличена разница между линией канала ствола и линией прицеливания по сравнению с гнездом основного прицела, что влияет на точность попадания в цель и усложняет выверку .
- Нарушена эргономичность работы наводчика, посадка которого предусматривает комфортную работу (положение тела, расположение систем под руками) именно с гнездом установки основного прицела. Теперь для пользования «Сосной» необходимо тянуться влево, изгибая позвоночник (личный источник информации).
- Отсутствие защиты на видеосмотровом устройстве наводчика, который легко разбить левым сапогом при посадке.


Фото 07: Монитор тепловизора наводчика Т-72Б3.


- Окно внешней головки прицела закрыто крышкой на 4-х болтах.
Этот пункт вообще вызывает недоумение. Оптику нужно беречь, это ясно любому танкисту. Т.е. при использовании «Сосны» необходимо вылезти из танка, вручную открутить эти болты и снять эту защиту, и только после этого возможно с ним работать. Но, исходя из практики, не всегда знаешь, КОГДА могут начаться боевые действия, а постоянно держать оптику открытой может повлечь очень нежелательные последствия для её качества.


Фото 08: Защитная крышка прицела «Сосна-У».


Фото 09: Оптика «Сосны-У».


Установить дорогостоящий прицел и не поставить дистанционно открывающуюся крышку… Это как? Ладно, если бы это был сложнейший стыковочный узел космического корабля, а тут… И вообще-то этот велосипед давно изобретен. Так была защищена оптика вынутого оттуда 1К-13-49. Эта бронекрышка автоматически открывалась влево (по ходу движения) при включении прибора и так же закрывалась при окончании работы. Ничего сложного и архидорогого.


Фото 10: Бронекрышка 1К-13-49 танка Т-72Б.


Фактические плюсы:
В СУО был оставлен (в ПОЛНОМ комплекте на своем штатном месте) основной прицел ТПД-К1 комплекса 1А40… И даже оснащен противолазерной защитой.


Фото 11: ТПД-К1 танка Т-72Б.


Т.е. у наводчика теперь ДВА дневных ОСНОВНЫХ прицела. При повреждении в боевых условиях одного можно воспользоваться другим.



Более того, любой танкист-резервист без обучения сможет вести стрельбу с использованием прицела-ветерана. Кстати, этим и пользуются иногда на танковых директрисах руководители стрельбы… вообще не используя «Сосну»... от греха подальше, чтобы не повредить дорогостоящий прибор. Вот так.


Фото 13: Внешний вид прицелов наводчика: ТПД-К1 и «Сосна-У».


Сразу за люком наводчика наконец-то штатно (а не опытно) прописалось то, что должно быть установлено уже давно: стойка датчика ветра с решеткой забора воздуха и датчик температуры окружающей среды. Теперь нет надобности постоянно вручную вводить эти поправки в зависимости от постоянно меняющейся погоды. Кстати, есть предположение, что не совсем… кхм…. хорошая стрельба на танковом биатлоне могла быть и из-за этого.


Фото 14: Метеодатчик.


Напоследок крупное фото блока управления тепловизором наводчика для тех, кто уверен в отсутствии импортных комплектующих. Кстати, автор фотографий приборов попросил не давать на него ссылку в этой статье, хотя они и есть в инете. Пользуясь случаем, выражаю ему большую признательность за истинное «танковое» любопытство и хорошие снимки.


Фото 15: Блок управления тепловизором.

Вывод: великолепный прибор, но… с «китайской» установкой.
В принципе непривередливый российский экипаж может махнуть рукой на эти «неудобства», окромя одной - сделать крышку с автоматическим открытием.

Рабочее место командира:

Полный мрак…
Помню, как первый раз увидел в году этак в 1991 новейшую по тем временам БМП-3. Забрался на место командира и… полное разочарование - древнейший рогатый ТКН-3 весело подмигивал со своего места в секретной машине. А после этого всего 22 года прошло, что уж тут удивляться, что ОН снова на своем месте в НОВЕЙШЕЙ модификации бронетехники.

Если в него воткнули ЭОП 2 поколения и увеличили поле зрения в ночном режиме, это еще не значит, что его не надо надеть на голову тому, кто этот прибор решил в 2011 году поставить как основной (!!!) КОМАНДИРУ современного танка.


Фото 16: ТКН-3 Т-72Б.


Почувствуйте разницу, которой нет:


Фото 17: ТКН-3МК Т-72Б3 во всей своей красе.


Поясню правила пользования этим агрегатом. Хватаетесь руками за «рога», прижимаете шлемофон к налобнику и смотрите в окуляры. Пока все нормально. Чтобы что-то увидеть вокруг (а командир должен видеть на 360 градусов вокруг танка одновременно, работа у него такая), напрягаете руки, плечи, спину и всем телом поворачиваете командирскую башенку туда, куда вам надобно. И так постоянно, изо дня в день. В принципе - это тоже нормально. Веселье начинается при движении танка. Если не будете делать из своего тела стабилизатор данному прибору, то хрен вы что в него увидите. А это неправильно, так как вы - командир танка. Значит, придется ВСЕ увидеть. И так постоянно, изо дня в день. А вот это уже - вилы.

В качестве десерта. Если зазеваетесь при выстреле штатным снарядом из танковой пушки, то возможно повреждение глаз. Шарахнет так, что мало не покажется. Несколько минут потери ориентации в пространстве обеспечены. Надо его уметь прижимать ПРАВИЛЬНО, или вообще отклоняться.
Полезность у него есть. При нажатии большим пальцем в торцевую оконечность «рог» башня автоматически повернется туда, куда направлен ваш ТКН-3. Это и есть целеуказание наводчику, у которого загорится лампочка «командир».

Это и есть все, что может командир танка с данным комплексом.

Забавляет еще и то, что наводчик ночью будет видеть до 3500 м, а командир - или видеть туже самую дублированную картинку наводчика или… 500 м на 360 градусов в ТКН-3МК. Какое целеуказание он может дать наводчику? Как вести бой? Какие команды давать экипажу? Почему нельзя было воткнуть хотя бы ТКН АИ Новосибирского «ПО НПЗ»? У него есть импульсный режим наблюдения и подсветка цели полупроводниковым лазером, позволяющим измерить дальность до цели. В пассивном режиме - 600 м, в активном - 1000 м. Уже хоть что-то. Хотя танк и продолжает светиться как новогодняя ёлка в ИК приборах противника.


Фото 18: ТКН АИ.


Уже не говорю, чтобы поставили «новейшую» разработку: комплекс ПНК-4С-01 с прицелом ТКН-4С-01. Эти модификации давным-давно ставятся на Т-80 и тот же Т-90. Прибор имеет стабилизацию по вертикальной наводке (ВН), возможность стрельбы в режиме дублирования из всего оружия танка. Дальность обнаружения целей в ночном режиме до 1500 м. Что мешало поставить этот далеко не новый, но добротный ИК-прибор?


Фото 19: ТКН-4С-01


А мечтать о тепловизионном ТКН-4С-02, ПНК «Агат-МДТ» или аж панорамном прицеле командира (ПКП-Т) того же «Пеленга» уже и не приходится… Даже фото вставлять не будем, чтоб не начать хандрить. Наверное, танкистам это для себя надо. Да. Вообще-то и для себя - чтобы ВЫЖИТЬ.
Ведь главная работа командира танка заключается в выполнении приказа командира взвода. Он указывает механику, куда и КАК двигаться. Он ищет и находит цели для наводчика. Как ему это сделать? Ночью - никак. Днем - вылезать из люка и осматриваться… Вот так вот, по-современному, и сделали в данной версии модернизации, все таки XXI век на дворе…

Система «Дубль», позволяющая вести командиру огонь из основного вооружения танка, представляет собой выносной модуль управления «Сосна-У». Т.е. это доп. опция прицела наводчика.


Фото 20: Монитор тепловизионного канала «Сосна-У» командира танка.

По результатам эксплуатации в войсках этот монитор закрыт металлическим щитом. Он разбивается при посадке-высадке или загрузке боеприпасов. Вполне продуманно.


Фото 21: Металлический защитный экран монитора.


Управление тепловизионным каналом осуществляется с выносного пульта от «Сосны-У».


Фото 22: Пульт управления командира режимом «Дубль».


Фото 23: ПУ «Дубль», смонтированный на рабочем месте командира.

Вывод: без изменений, кроме допопций Сосны-У в виде ПУ «Дубль».

Рабочее место механика-водителя:

Ничего нового.


Фото 24: Вид с рабочего места механика-водителя на кулису переключения передач и правый рычаг управления фрикционами.

Приборы наблюдения.
Со времен царя Гороха у механа был дневной ТНПО-168В и ночной ТВНЕ-4Б.


Фото 25: Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б.


Плюс два ТНПА-65 устанавливаются в крышке люка.
А могли бы и поставить активно-импульсный ТВК-1Б. Уже получше приборов 80-х годов. Почему не ставят на Т-72Б3 ?


Фото 26: Прибор механика-водителя ТВК-1Б.


Хотелось бы надеяться на комплектование вполне еще новым ТВН-5. В нем в перископ введен электронно-оптический преобразователь с микроканальным усилением в пассивно-активном режиме вместо двух параллельных ветвей (активной и пассивной), благодаря этому дальность видения в пассивном режиме увеличилась до 180, а не 60-100, как на предыдущем (утверждают, что партия была поставлена с Т-72Б3). ТВН-5 оснащен бинокулярной лупой, улучшающий обзор и снижающий утомляемость глаз. Все «механы» знают, как непросто вести машину с ночным прибором, когда искажается расстояние.


Фото 27: ночной прибор ТВН-5.


Новейшей разработкой является ТВН-10, это трехканальный прибор: оптический, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный. Механик-водитель на газоразрядной индикаторной панели может получать совмещенное изображение окружающей местности. А это была бы действительно революция в отечественном вождении боевых машин, вплоть до изменения положения тела. А о том, что улучшается обзор местности вне зависимости от погодных условий (ночь, туман), и говорить не приходится.


Фото 28: прибор ТВН-10, установленный на штатное место.

Вывод: действительно ничего нового.

2. Изменения в системе связи.

На танке установлена радиостанция УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук».
Это то, что было необходимо. Радиостанция с двумя независимыми трактами приема и передачи. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную (с помощью внешних систем ЗАС) радиосвязь. В состав радиостанции сразу включены 2 приемопередатчика.


Фото 29: Р-168-25УЕ-2 «Акведук».

Режимы работ и функциональные возможности:
- симплексный одно/двухчастотный;
- техническое маскирование;
- сканирующий прием;
- прием с подавлением шумов;
- дистанционное управление с ПЭВМ и от внешнего пульта управления по стыку С2;
- прием и передача цифровой информации от оконечной аппаратуры со скоростью от 1, 2 до 16 кбит/с по стыкам С1-ФЛ или от внешней ЭВМ по стыку RS-232C;
- прием и передача аналоговой информации со скоростью 1, 2 до 2, 4 кбит/с;
- автоматизированный ввод радиоданных (частот, ключа и адреса) с Р-168УВРД-О или с ПЭВМ по стыку С2;
- тональный, адресный и циркулярный вызовы;
- адаптивная связь;
- автоматическая ретрансляция по стыкам С1-ТЧ и С1-ФЛ;
- экстренное стирание радиоданных;
- программная перестройка радиочастот (ППРЧ) по 8; 16; 32; 64; 128 или 256 частотам со скоростью 100 скачков в секунду;
- дуплексный;
- сопряжение с аппаратурой Р-168АВСК-Б, Т-230-1А, Т-231-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ;
- сопряжение с аппаратурой Т-235-1У, Т-236-1А, Т-236-М, Т-237 по стыку С1-ФЛ.


Фото 29-а: Штатное место "Акведук" в танке.


Наконец-то получили что-то более современное и кодированную связь.
Выпуск данной модели был освоен Рязанским радиозаводом в 2005 году. Ко всему выше сказанному стоит добавить, что радиостанции данной серии имеют модернизационный задел и уже сейчас могут комплектоваться дополнительными устройствами, такими как пульт записи для набора и оптического ввода радиоданных, а также выносным пультом управления.
К сожалению, данная станция имеет место часто… не работать в войсковых условиях эксплуатации. Ёмко, но доходчиво о ней говорит фраза: «хороша, редиска, но сыровата еще».

Есть нарекания у танкистов и по новым тангентам с индивидуальной регулировкой громкости. Слишком хрупкая и ненадежная. И это не каприз экипажей. Это - массовые отзывы. А тангента - это та вещь, которая постоянно валяется где угодно, под ногами, пока её танкист не найдет и «на пуговку» комбеза не пришпандорит.

Предыдущей тангентой можно было гвозди забивать или крышкой люка по ней (бывало и такое) хлопнуть, и хоть бы хны.


Фото 30: Тангента переключений нового образца БВ6Д.


Остается надежда на исправление данных детских болезней приборов связи, так как это один из самых болезненных и насущных вопросов нашей армии.
Чего больше всего не хочется, так это возвращения к модели Р-173 (или даже Р-123), устанавливаемой на Т-72Б. Эти станции дают вполне сносную связь, но прослушать переговоры может любой ребенок. А заблокировать систему связи всего батальона умудрялся и один-единственный «не совсем умный» командир танка.


Фото 31: Радиостанция Р-173, устанавливаемая на Т-72Б.

Вывод: хорошая аппаратура связи, пожелание одно - улучшение качества и изменение свойств в результате войсковой эксплуатации.

3. Изменение в вооружении.

А. Основной калибр

- Пушка:
На сайте УВЗ до сих пор в разделе «пушка модернизированного Т-72» написано: 2А46М или 2А46М-5. Будем надеяться, что и дальше на Т-72Б3 будут ставить хотя бы 2А46М-5. Эта пушка является модернизацией широко известной Д-81ТМ (2А46М). По сравнению с базовой пушкой улучшена жесткость и точность конструкции. При ее модернизации был оптимизирован наружный профиль трубы, уменьшена разностенность дульной части трубы на длине 1 м от дульного среза с 0,8 до 0,4 мм. Введено крепление цапфенных обойм в башне обратным клином. Задняя опора откатных частей размещена в обойменной части люльки. Горловина люльки удлинена на 160 мм. В горловине люльки, жесткость которой увеличена, размещены два дополнительных люфтовыбирающих устройства. Обе направляющие люльки выполнены по типу призмы.
Указанные мероприятия позволили снизить среднее техническое рассеивание по всем типам снарядов на 15% против табличных значений. Суммарное рассеивание при стрельбе с ходу понизилось в 1,7 раз.

Сравнительные технические характеристики пушек 2А46М и 2А46М-5
Характеристика 2А46М 2А46М-5
Длина трубы 6000 6000
Разностенность на длине 1 м от дульного среза, мм 0,8 0,4
Жесткость трубы, кг/см 374 420
Опоры ствола Казенник и люлька Две опоры в люльке
Люфтовыбирающие устройства на горловине Нет Есть
Максимальный люфт в цапфах 0,2 0
Обратный клин крепления обойм Нет Есть
Вылет горловины от оси цапф, мм 275 435
Масса пушки, кг 2400 2500


Фото 32: Пушка 2А46М-5 и её отличительные особенности.


Для автоматического учета изгиба канала ствола на дульной части трубы ствола предусмотрено крепление отражателя устройства учета изгиба (УУИ).
Цифровая обработка сигналов, принятая в устройстве, обеспечивает измерение необходимых параметров ствола в широком диапазоне помеховых и эксплуатационных воздействий. Полученные данные выдаются как поправки в баллистический вычислитель, что обеспечивает повышение точности стрельбы.


Фото 33: Крепление экспериментального УУИ ствола.


По внешнему виду изменения видны минимально, в глаза бросаются грузы, уравновешивающие баланс качающихся частей пушки, общая масса которых увеличилась на 100 кг:


Фото 34: Вид на пушку с казенной части.


Фото 35: 2А46М-5 в башне танка Т-90. Хорошо видна походная штанга.


Фото36: Расположение систем люфтовыбирающего устройства.

- Изменение АЗ и новые боеприпасы:
Усиление огневой мощи предусматривается за счет введения в боекомплект новых, так называемых «длинных» БПС. Вместо выстрела ЗВБМ17 с БПС ЗБМ42 «Манго» вводятся выстрелы повышенного могущества ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и ЗВБМ2Э с БПС ЗБМб0 «Свинец-2». Применение этих боеприпасов дает повышение бронепробиваемости при одновременном увеличении дистанции действительной стрельбы. Для обеспечения применения новых БПС автомат заряжания подвергся некоторой доработке. Изменения были внесены в механизм подъема кассет, вращающийся транспортер, были усовершенствованы привод транспортера и его картер, приемный лоток автомата заряжания. Хотя это тоже не новинка. Данные изменения делают с Т-72БА.


Фото 40: Контур обметания АЗ 2А46М-5 и 2А82.

Продолжение во 2-й части.

Этот пост не совсем про MH17, но он хорошо иллюстрирует вопрос о наличии и источниках современного оружия у повстанцев ДНР / ЛНР, равно как и тему "недостаточно строгих доказательств" и тотального вранья официальных российских лиц и СМИ.

Как Вы можете догадаться по названию, речь пойдет о танке, а более конкретно - о танке, показанном в понедельник вечером в репортаже Вестей-24. Речь пойдет вот об этом видео в сюжете который идет с 6:29. для тех кому лениво искать нужный фрагмент на подтормаживающем сайте Вестей.

Итак, по версии Вестей-24 перед нами Т-72М с иностранной аппаратурой. Однако крайне похожий танк до этого уже "светился" у украинских СМИ как захваченный украинскими войсками под Иловайском российский танк Т-72Б3

На то что это вообще одна и та же машина указывает в частности пробоина над левым траком

По версии украинской стороны этот танк был захвачен у российских военных под Иловайском, введен в строй ВСУ (на корпусе нанесены две белые полосы для опознавания), но подбит и потерян при прорыве из окружения. Утверждается так же что на вооружении ВСУ таких танков нет и никогда не было.

Так ли это? Давайте посмотрим. Танк Т-72 ("танк образца 1972 года") был принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Это было более 40 лет назад и на пике могущества Союза, так что танк с тех пор неоднократно модернизировался, производился и использовался в огромных количествах в нескольких странах и поставлялся в разных комплектациях для разных заказчиков. Дать исчерпывающее описание получившемуся многообразию не представляется в рамках небольшого поста возможным, так что я просто коротко пройдусь по основным этапам развития Т-72

Вот это - первая, "базовая", модель Т-72 с которой все начиналось (1973). Изначально эта машина задумывалась просто как удешевленный вариант танка Т-64 лучше оптимизированный под массовое производство, но в итоге оптимизировавшие машину конструкторы далеко ушли от конструкции 64-ки. Воспринято это творчество, было, правда, довольно неоднозначно, поскольку различия с Т-64 зашли настолько далеко что под новую машину пришлось значительно переделывать производственную линию от Т-64 вплоть до списания части свежеустановленного оборудования, а развертывание выпуска Т-72х и его лечение от "детских болезней" шли довольно долго. Но Союз в тот момент не считал денег и в результате получился великолепный для своего времени и при этом недорогой танк который с 1975 начал поступать в войска.

В 1979 этот танк был модернизирован путем установки более совершенной пушки, современных прицельных приспособлений (лазерного дальномера вместо оптического), противокумулятивных экранов, системы постановки дымовых завес и, главное, эффективных систем ведения ночного боя. Так на свет появился Т-72А, а на башне танка впервые появился прожектор ИК-подсветки и цилиндрики дымовых гранат

С некоторыми модификациями Т-72А под обозначениями Т-72М и Т-72М1 широко экспортировался Союзом. На фото внизу, например, иракские танки:

Как несложно заметить, с "украинским" танком на видео эта вариация имеет мало общего - захваченный танк определенно не был Т-72М. Однако мы возвращаемся в Союз и едем по оси времени дальше. К 1985 году Т-72 начал заметно уступать западным танкам и оказался весьма уязвим для новых противотанковых ракетных комплексов. При этом он уже был накоплен в Союзе в огромных количествах и оставался очень удобным для производства. Но на выручку стареющей машине пришла новая технология - т.н. динамическая защита. ДЗ многократно усиливала броневую защиту танка, особенно от кумулятивных боеприпасов использовавшихся в ПТРК и позволяла легко и дешево модернизировать Т-72й просто навешав на броню стандартных "кирпичиков" дополнительной защиты. Так на свет из ранее выпущенных Т-72А путем сравнительно небольших манипуляций стали появиляться Т-72АВ. На новые выпускаемые Т-72е помимо ДЗ стали устанавливать так же новые двигатели и новое прицельное оборудование, в том числе - систему наведения для новой противотанковой ракеты запускаемой из пушки Т-72. ДЗ должна была прикрыть танк надежной броней, а управляемая ракета - позволить ему уничтожать танки и противотанковую артиллерию противника с недосягаемого для них расстояния. Этот вариант получил название Т-72Б ("просто" Б). Поскольку система лазерного наведения ракет стоила приличных денег для "дешевого" Т-72, то свет увидела и урезанная версия Т-72Б1. Экспортную версию назвали Т-72С. Внешне модификации этого этапа легко определяются по характерным кирпичикам динамической защиты первого поколения



До распада Союза большинство Т-72х успели модернизировать именно до этого уровня. Дальнейшее развитие требовало
* Установки автоматизированных систем управления огнем, которые автоматически вносили бы поправки при стрельбе на разные второстепенные факторы (в старых танках это делалось вручную один раз перед боем)
* Установки динамической защиты второго и более поздних поколений (первое неплохо защищало от ПТРК, но не от подкалиберных снарядов)
* Установки современного навигационного оборудования и средств связи (что, увы, оставалось проблемой для наших танков даже в 2008м в Грузии)
* Установки систем противодействия лазерным средствам наведения стремительно распространявшегося высоточного оружия
* Установки систем активной защиты от новых ПТРК с тандемными БЧ и БЧ поражающих танк сверху
* Установки более совершенных тепловизионных систем ночного видения, позволявших обходиться без ИК-прожекторов

Первые два пункта успели до распада Союза реализовать в опытном образце который в разных источниках называют Т-72БМ, Т-72БУ или просто "Т-72Б образца 1989 года", но стране к тому моменту было уже не до танков и в серию этот вариант не пошел.

Позже в слегка доработанном виде этот вариант уже в России получит "в рекламных целях" название Т-90, но производство запустят лишь в 1992 и пойдет оно очень низкими темпами - вплоть до 1998 таких машин произведут всего 120 штук. Внешне этот вариант (также экспортировавшийся под названием Т-90С) выглядит вот так:

А после модернизации 2004-го (Т-90А) - вот так:

Западные страны, получившие "по наследству" множество Т-72х и Индия оказавшаяся одним из крупнейших заказчиков породили несколько своих вариантов 72-х:

Индия (Т-72М1):

Польша (PT-91)

Польша (PT-91A)

Чехия (Т-72CZ)

Словакия (Т-72М1А)

Словакия (Т-72М2)

Для лучшего понимания дальнейшей истории следует вспомнить что в Союзе было довольно много крупных танковых заводов, каждый из которых специализировался на выпуске какой-то "своей" модели танка. Бюджет советской армии позволял одновременно выпускать поразительное количество разных моделей танков и по факту едва ли не каждый завод в результате специализировался на выпуске и модернизации "своей" линейки танков в крупной степени несовместимой с моделями танков производимыми другими заводами. Харьковский ХЗТМ "специализировался" на Т-64 и отчасти Т-80, нижнетагильский УВЗ - на Т-72, омский ОЗТМ и Кировский завод в Ленинграде - на Т-80. При этом Т-80 по сравнению с Т-64 и Т-72 был хотя и совершенной, но дорогой и капризной машиной (вдвое дороже Т-64). Поэтому когда Союз распался, производство Т-80 было по большей части свернуто, Россия лишилась доступа к производству и запчастям для Т-64, а Украина - к производству и запчастям для Т-72. Поэтому при наличии избыточно огромных танковых арсеналов, Россия поспешила законсервировать свои Т-64, а Украина - свои Т-72; при формальном наличии на складах, ни Т-64 в российских войсках, ни Т-72 в украинских войсках практически не использовались. В результате большинство украинских Т-72 никак не модернизировалось и не обслуживалось и на сегодняшний день выглядит примерно вот так:



Однако признанные невыгодными для собственных войск Т-72е Украина пыталась модернизировать и продавать иностранным заказчикам. Выглядело это примерно вот так (Т-72УМГ):

И особого распространения не получило (в основном только Эфиопия?). Похожий внешний вид имеют и современные украинские танки - ниже изображен Т-64БМ "Булат"

(добавлено по просьбе в комментариях) Свои экспортные варианты модернизированных Т-72 предлагала под названием Т-72М1М и Россия. Эти танки кочевали аж с 2002 года по самым разным международным выставкам постепенно меняя свою комплектацию на более дешевую и более современную но своего покупателя так до сих пор не нашли. Шли переговоры о их поставках в Алжир и Венесуэлу, но подтверждений того что эти поставки реально были проведены я не видел (Алжир, к примеру, предпочел в итоге Т-90С, а Венесуэла вроде бы получила пару десятков чего-то из Б-модификаций Т-72); массовое производство этого варианта, соответственно, не разворачивалось:



Изображенный на исходной фотке танк захваченный на Украине, однако, как можно заметить не похож ни на один из десятка представленных выше вариантов. Зато он поразительно похож на вариант модернизации танков Т-72Б одобренный российским Министерством обороны для крупномасштабной программе обновления многочисленных российских запасов Т-72х. Вариант нашими военными был выбран сравнительно бюджетный, но современный - в рамках этой модернизации на танки ставится современная система управления огнем с кучей датчиков, обеспечивающих высокую точность ведения огня, современные (французские) чувствительные тепловизоры, динамическая защита второго поколения Контакт-5, относительно современная радиостанция и спутниковая навигационная система.



Называется сиё чудо - да, Вы угадали, именно Т-72Б3 . Существует так же более ранний вариант модернизации (Б2) и вариант Т-72БА модернизируемый из Т-72А. Выглядят они примерно вот так:

Однако на украинском фото уверенно опознается именно новейший и сугубо российский Т-72Б3, поступивший в войска лишь в 2012 году.

Российское ТВ сыграло с конспираторами злую шутку, не только подтвердив что фотография сделана в зоне боев на Украине, но и добавив к этому характерную сугубо для Т-72Б3 систему управления, совмещающую старый оптический прицел и новый французский тепловизор от Thales. Я привожу ниже приведено фото Т-72Б3 с выставки, и в исходном видео эта система легко опознается

Датчик ветра Т-72Б3

Прицел Сосна-У снаружи (характерный "ящик" справа на башне танка)

Таким образом, полагаю, можно считать доказанным вне пределов разумных сомнений что на Украине вначале украинская армия, а затем и повстанцы откуда-то захватили новейший российский танк (а точнее модернизированный не ранее 2012 года Т-72Б производства 1989). И этот танк был там далеко не один:

И можно, конечно, продолжать говорить о том что не доказано что Россия не поставляет повстанцам боеприпасы и тяжелое оружие.
Что не доказано то что на Украине воюют по крайней мере на некоторых ключевых должностях российские военные, после чего в России проходят не афишируемые публично похороны
Что не доказаны массовые обстрелы Украины с пограничной территории неизвестной артиллерией

Но мне кажется, что пора уже приличным и умным людям сделать определенные выводы из доказанных фактов и объемов наглого вранья российских официальных лиц.

Несколько дней назад в газете «Известия», которая стремительно поднимает уровень своих публикаций на темы обороны, появилась интересная статья, под заголовком « » . Статья, еще раз, интересная, но не без ошибок и не бесспорная. Попробуем разобраться.

Модернизированный танк Т-72Б3

1. «…так что пока в округа поступают танки со старыми моторами » — однако установка двигателя В-92С2 в этой комплектации не планировалась изначально;

2. «По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 …» — о каком срыве поставок идет речь, если УВЗ, по просьбе все того же ГАБТУ в 2012 году отгрузило партию танков с опережением — из задела уже 2013 года? Смотрим отчёт УВЗ о выполнении ГОЗ-2012;

3. «В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн .» — с каких это пор в войсках известна стоимость модернизации экспортного образца? Это первое что смущает в заявлении. Второе — Алжир не разбирает свой танк «до винтика». Собственно работы по «капиталке» проводятся местными специалистами на своем местном ТРЗ. Российская сторона лишь поставляет комплектующие и проводит работы непосредственно по их монтажу и настройке-наладке.

При этом не стоит забывать, что с точки зрения производства, трудозатраты на, собственно, ремонт, что у Т-72М1, что у Т-72Б не многим разнятся. Причем, у Т-72Б они будут повыше в силу его несколько большей сложности. Вот отсюда и цена. Ясно ведь сказано, что 30 млн. из 52 млн. рублей — это собственно «капиталка». Модернизационный пакет, получается, стоит лишь 22 млн. рублей. Хотите АСЦ, кондиционер, закрытую ЗПУ — платите как алжирцы (а датчики, между прочим, и там и там одинаковые);

Модернизированный танк Т-72М1 Сухопутных войск Алжира

4. «Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной » — поскольку немного разбираюсь в экономике ВПК, ровно о том же самом я неоднократно говорил и на форуме ГСПО и на форуме «Сила России». Но, так же, как и представителей УВЗ, меня никто не слушал. Твердили ровно обратное — что «глубокая модернизация экономически оправдана и целесообразна ». Особенно в том преуспевала консолидированная украинская фракция. Почему? Да потому что имела четкий заказ на пропаганду этого тупикового и на самом деле очень невыгодного, затратного пути;

Модернизированный танк Т-72Б3 в войсках

5. «Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества » — и это тоже правда. Выбранная комплектация действительно оптимальна. Особенно если абстрагироваться от чистой техники и подумать об экономике. Танк Т-72Б, но с прицелом «Сосна-У» вполне адекватен в современной ситуации. Или не названный офицер всерьез считает, что «17 марта 2013 года «Абрамсы» окажутся в Химках »? По-моему, заявления о недовольстве этого офицера, замечу, всего лишь бригадного уровня, не более чем «плачь Ярославны» по поводу отнятой любимой «восьмидесятки». И чем больше «газотурбинщиков» мы будем ссаживать на дизеля — тем подобных воплей будет только больше;

6. «Он добавил, что кроме Т-90 УВЗ выпускает и модернизированный вариант этого танка - Т-90С .» — похоже, тут при публикации просто переврали слова. Представитель УВЗ не мог так сказать, если он, конечно, не полный олух. Дело в том, что — это экспортный вариант «внутрироссийского» Т-90А. По своему уровню они практически одинаковы, с некоторыми опциональными различиями. Так, к примеру, тот же Алжир заказывает АСЦ и кондиционер, но отказывается от ОТШУ «Штора», а МО РФ наоборот — берет комплектацию со «Шторой» в полном объеме, но без кондиционера и все того же АСЦ, но опять же с новой пушкой 2А46М5 и автоматом заряжания под новые и более мощные боеприпасы, которые на экспорт Россия пока просто не поставляет.

А вот Индия берет вообще самую скромную комплектацию — пушка 2А46М, без АСЦ, без кондиционера, совсем без «Шторы», но у индийской «Бишмы» повышен уровень защиты от радиации. Словом, современный Т-90, это как большой конструктор «Лего» — что закажите, за что заплатите, то и получите. Что до « », который «на голову выше» — тут речь не о Т-90 или Т-90С, а о Т-90МС, который на прошлой неделе во всей красе демонстрировался на выставке в ОАЭ. При этом необходимо помнить, что Т-90МС — это опять таки экспортная версия!

Минобороны РФ выдвигает свои собственные требования по модернизации Т-90. В результате, да, УВЗ может предложить в родную российскую армию нечто похожее на Т-90МС, но еще более совершенное и мощное. Как этот танк будет называться — не важно. Может Т-90АМ, может (что было бы логичней) Т-90МА. Важно иное — за что именно МО РФ готово платить и сколько?

А теперь несколько слов без конкретной привязки к вопросам, просто по теме.

Заказ вооружений — это дело по большей частью политическое, даже внутри страны . В частности, у нас давно не прекращаются (хотя ныне несколько поутихли) войны между промышленностью и армией. Промышленность хочет получить гарантированный ГОЗ, причем долгосрочный и с гарантиями оплаты. При этом ей, промышленности, по большому счету «по барабану» что выпускать: новые ли танки, или модернизировать старые — лишь бы деньги шли в карман. Армия естественно хочет получить что-то качеством и характеристиками получше, но ценою подешевле.

А вообще прекрасно было бы, чтоб новая техника шла, но как-то так, задаром — министр обороны всегда найдет, на что потратить «высвободившиеся» при этом деньги. Более того, при теперь уже прежнем министре — Анатолии Сердюкове, наша армия стала коммерциализироваться. При МО была создана, теперь уже всем известная, «черная дыра» под названием «Оборонсервис». Тут и вовсе пошла драка за заказы и деньги.

К примеру, «Оборонсервис» сумел вырвать себе кусок экспортной модернизации Т-72Б (контракт на поставку танков Венесуэле), а УВЗ оторвало модернизацию для МО, хотя логичнее было бы все сделать наоборот. В прежние, относительно стабильные, или еще в советские времена, как было? Практически все, что касалось экспорта, шло через заводы промышленности, даже то, что поставлялось «из наличия МО», все равно проходило через заводы промышленности.

При этом внутренняя модернизация и капиталка разрабатывалась оборонпромом, оборонпромом же выпускались комплектующие, но работы производились на специализированных предприятиях МО — БТРЗ. При этом все были довольны. Хороший кусок (иногда такой, что не могли переварить) перепадал ОПК, и МО было довольно — и уровнем работ и ценами, благо они производились на собственных военных ремонтных заводах. Все поменялось в начале 2000-х (до этого как раньше дружно жили, так же все дружно и помирали), когда в стране появились ДЕНЬГИ. Изголодавшийся ОПК начал тянуть одеяло на себя (оно и понятно — рабочие кушать хотят, вокруг заводов целые города стоят).

Военные прекрасно понимали ситуацию и «входили в положение», подкармливая КБ НИОКРами в т.ч. на модернизацию, а промышленность заказами на ремонты, с частичной модернизацией. На закупку новой техники или полноценную модернизацию денег все равно не было. Так у нас появились такие «шедевры» как модернизированный танк Т-72БА (серийной модернизации) и Т-72Б2 (опытная машина). Первый был до убогого прост, но кормил и танковое КБ с заводом, и двигателистов — в общем, поддерживал промышленность, чтоб окончательно не сдохла. Второй — был великолепен и по замыслу и по исполнению, но… дорог.

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Когда с появлением на министерском олимпе А.Сердюкова на цели обороны рекой полились деньги, про всякую модернизацию тот час забыли — совершенно логично, пусть и по немного, но стали закупать новые машины. Тот же Т-90А, а потом и Т-90А с ПТК. В этот же момент возник «Оборонсервис», который подтянул под себя все БТРЗ. Если до этого БТРЗ, будучи по сути бюджетными предприятиями на балансе МО, худо-бедно, но жили, то теперь часть из них в порядке «оптимизации» затрат пустили под нож. Оставшуюся часть стали использовать как насос для перекачки денег из бюджета МО в частные карманы руководителей ОАО «Оборонсервис». Благо ОАО решением совета директоров (где все свои) вольно самостоятельно распоряжаться доходами как заблагорассудится — это вам не ФКП и даже не ФГУП, где тоже воруют, но уже с оглядкой на казначейство и счетную палату.

Естественно, «выжившие» БТРЗ начали получать заказы. Например, на капитальный ремонт «по состоянию» Т-80, которые по идее должны были эксплуатироваться до выработки ресурса, а потом списываться. А тут их вдруг зачем-то начали капиталить в товарных количествах, причем без модернизации, ибо документация на нее и комплектующие оставались в руках предприятий ОПК, с которыми делиться уже не хотелось. Естественно, ремонт на ставших вдруг «коммерческими» БТРЗ уже не был так дешев, как раньше — ОАО нужно «закалачивать» прибыль, «рубить бабло».

Дошло до того, что «Оборонсервис» начал хапать и валютную выручку, которая ранее законно шла в ОПК. Пишут, что в Венесуэлу поставлялись модернизированные танки. Ага! Вся их «модернизация» заключалась в замене радиостанции и гусеничной ленты. А все остальное — посредственная «капиталка», ибо Атамановский БТРЗ — исполнитель работ, никогда не отличался качеством ремонта (по некоторым данным еще как отличался, но в обратную сторону). Этого же порядка заказ все той же Атамановке на конверсию списанных Т-72Б в минные тральщики БМР-3. Это притом, что БМР-3 не выдержал в свое время государственных испытаний, как раз по критерию противоминной стойкости днища. Тогда — в 1990-е, на УВЗ была создана аналогичная машина, полностью в соответствии с ТТЗ — БМР-3М. Об этом я писал в «сериале» «Минно-тральные страдания».

И вот МО заказывает и оплачивает машину, но не на УВЗ, а в «Оборонсервисе», и чихать там все хотели на то, что БМР-3 не обеспечивает защиты и безопасности — деньги «не пахнут». Не буду рассказывать о планах закупок через «Оборонсервис» импортной боевой техники и ее лицензионной сборки на «своих» предприятиях — этим делом сейчас в прокуратуре занимаются. Естественно предприятия ОПК подняли «визг-писк».

В ответ МО вознамерилось их окончательно «прижать», «перекрыть кислород», зарубив целый ряд важнейших НИОКР, и сократив номенклатуру ГОЗа. Так, все тот же УВЗ лишился заказа на новые Т-90, хотя на конвейере уже серийно шел вариант с ПТК (т.е. оснащенный всеми этими ДжиПиЭсами, о чем сейчас так стонут «офицеры», интегрированный в автоматизированную систему управления тактического звена). Разозленный ОПК, воспользовавшись предвыборной ситуацией, нанес «ответный удар» — создал «партию человеков труда», заявившую о себе так, что МО ничего не осталось делать, как возобновить ГОЗ, хотя бы по статье «модернизация» (закупка новой техники уже была вычеркнута из принятой и утвержденной к тому времени ГПВ).

Предварительно, для пущей убедительности, ОПК призвал на помощь «науку» — если помните, было несколько статей за подписью руководителя ВНИИТМ, о том, как хорошо было бы, если не новые танки выпускать, то хотя бы старые модернизировать. Вот так у нас появился вначале «модернизированный Т-72Б образца 2011 года», а затем, после формального прохождения оным ГИ, «Т-72Б3». Как вы думаете, кто-то в МО при таком раскладе задумывался о «рациональности», «эффективности» или думали прежде всего о том как «усидеть», а потом о «стоимости»?

Ведь по логике, на УВЗ следовало бы в первую очередь вернуть ранее отмодернизированные Т-72БА, которые уже не нуждались в капитальном ремонте, имели новые 1000-сильные двигатели и новые ходовые части, но не имели нормальных прицелов, да и защита как бы уже была на грани. Сэкономив 30 млн. рублей на «капиталке» — эти деньги можно было бы направить на установку современного СУО, ДЗ «Реликт», ПТК, а может быть даже и КАЗ.

Но я не зря пишу о том, что в МО в первую очередь думали о том, как усидеть в своих креслах, ибо президентского плана по перевооружению с них никто не снимал . А отчет за его выполнение пишется в % и единицах, прошедших модернизацию — о том, что это за модернизация, и какова ее реальная эффективность, в таких отчетах, как правило, не указывается. Вот потому и говорят те, кто заказывал и принимал Т-72Б3, что машина «сбалансирована» по критериям «стоимости-эффективности». Оно действительно получается что так, только еще необходимо принять во внимание критерии «бюрократоусидчивости» и «количественной массовости».

Вариант модернизации танка Т-72М1 разработки УКБТМ

Вообще, в этом деле стоит отметить еще и большую роль «независимых экспертов» и СМИ. Во всем «цивилизованном и демократическом» мире большинство решений принимается правительством с оглядкой на реакцию масс, руководят которыми в последнее время не «гегемоны», а «медиамагнаты», или, как парадокс, иногда рядовые блогеры. Смотрите, какая сейчас идет волна наката на Т-72Б3. О том, что это «плохо» твердят все кому не лень, а отдельные СМИ, или точнее скажем — отдельные персоналии, вооруженные клавиатурами и сидящие за мониторами, руководят и направляют процесс в нужное русло.

В критике Т-72Б3 совпадает вектор приложения усилий и патриотов российских вооруженных сил, самих военных, интересов «Уралвагонзавода» (который тут самый заинтересованный и которому эта «волна» выступлений катит просто на халяву), и даже конкурентов-русофобов , громко визжащих про «отсталость российских танков», «корявой защиты» и т.д. и т.п. Как результат — заявления руководства МО и членов Правительства РФ о том, что, вероятно, с 2014 года возобновляется закупка Т-90А, возможно даже в продвинутом модернизированном варианте Т-90МА (или как-то там еще). Ну, не чудно ли это?

Т-72 «Урал» — самый массовый основной советский боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Советской Армии 7 августа 1973 года.
Ниже дан краткий обзор особенностей российских модификаций танка Т-72, выпускаемого УралВагонЗаводом, подготовленный на форуме pikabu.ru блогером zhuravkofff , за что ему большое спасибо.
Употребляемые сокращения: НКДЗ (Навесной Комплект Динамической Защиты), ВДЗ (Встроенная Динамическая Защита), ВЛД (Верхняя Лобовая Деталь), НЛД (Нижняя Лобовая Деталь), ТПН (Танковый Прицел Ночной), ОПТВ (Оборудование Подвойного Вождения Танка).

T-72A

Т-72Б (образца 1984 г), T-72B
принят на вооружение в 1984 г


(Т-72Б обр. 1989)


Т-72БМ (фото В.Кузьмина, )


последовательный РМШ ()


В дополнение к вышеизложеному:

Т-72Б3 - это капитальный ремонт с бюджетной модернизацией ранее выпущенных машин.
В Алабино на полигоне учебного комплекса Таманской дивизии продемонстрирована последняя модификация «семьдесятдвойки» - танк Т-72Б3, внешне отличавшийся новейшим многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и отсутствием ИК-прожектора Л-4А «Луна» рядом с маской пушки. По сравнению с Т-72Б3 первых серий башня на месте ИК-прожектора Л-4А «Луна» прикрыта блоками ВДЗ «Контакт-5».
Танк получил новую 125-мм пушку 2А46М-5, новую радиостанцию УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук», новое противопожарное оборудование (ППО) и новый многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У». Прицел имеет 4 канала: оптический, тепловизионный, канал лазерного дальномера и канал управления противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). ПНМ «Сосна-У» установлен вместо штатного прицела-прибора наведения 1К-13-49. Старый прицел наводчика 1А40-1 оставлен на штатном месте в качестве запасного.


Место установки ПНМ «Сосна-У» в танке Т-72Б3
()

Командир получил прибор ТКН-3МК с системой «Дубль», обеспечивающей возможность ведения огня командиром. На танке Т-72Б3 установлена встроенная динамическая защита (ВДЗ) «Контакт-5», а не новая ДЗ «Реликт», которая защищает танк от современных тандемных боеприпасов; танк не получил закрытой зенитно-пулемётной установки (ЗПУ) - осталась открытая ЗПУ с ручным управлением. Вместо 1000-сильного двигателя В-92С2, который установлен на Т-90А (Объект 188А) и на модернизированном Т-72БА (Объект 184А), на Т-72Б3 остался капитально отремонтированный В-84-1 мощностью 840 л.с. Поэтому характеристики подвижности не возросли. Танк не оснащается приемниками ГЛОНАСС/GPS.

Т-72Б3 на полигоне в Алабино, август 2013 (