Реакции зависимого человека. Личность как объект организационного поведения

Зависимые люди обычно имеют бурную эмоциональную реакцию на какие-либо события в их жизни. Для зависимых людей характерно то, что они слишком близко воспринимают к сердцу многие события. Глобальность, фатальность событий, завышение значимости – это то, в чем живет зависимый человек.

Причина неадекватных реакций человека

Много лет человек находился в зависимом состоянии. Он привык убегать от реальности с помощью рюмки или сигареты. События в его жизни требовали не только решения, но и выработки правильного отношения. Процесс социализации и адаптации происходит всю жизнь.

Мнение о том, что социализация происходит до определенного возраста, например до 20 лет – ошибочно. Человек в процессе жизни встречается с различными событиями, новыми и незнакомыми для него. Каждое событие или каждый тип событий требует выработки адекватной реакции.

Формирование реакций в зависимости

Зависимый человек перестает вырабатывать правильную реакцию на событие. Он просто прибегает к своему методу зависимости. Необязательно это должна быть алкогольная зависимость. Это может быть курение, переедание, игровая зависимость или другой вид .

Боль дискомфорта, которую испытывает человек из-за своей неправильной реакции на событие или восприятия случившегося, человек буквально «прячет» за ширмой зависимости.

Он получает временное облегчение. Ему кажется, что он прошел урок. На самом деле, он просто подавил это и загнал вглубь себя. Теперь, когда ситуация случится снова, пораженческая реакция будет все сильнее закрепляться в нем. Зависимость, которая дает ему временное облегчение будет также сильнее закрепляться.

Известно, что многократно повторяемые действия уходят в подсознание. Такие реакции действуют «по умолчанию», «на автомате». Теперь человек считает, что это «единственно-верная» реакция. Многократно закрепив такое отношение, он вырабатывает неадекватную реакцию.

Возможно в самом корне, негативные реакции родились именно потому, что человек связал симптом отвыкания (неадекватные чувства на фоне прошлого употребления алкоголя) с реальными обстоятельствами в жизни. Об этом важном феномене я писал в статье « «. Случилась сцепка и суждение приобрело негативный характер. Более того, из-за многократного повторения суждение стало убеждением, убежденным образом мышления.

Даже в трезвости неадекватные реакции остаются.

Бросив пить, человек удивляется, поскольку замечает, что все его реакции на события в жизни и неадекватные суждения остались вместе с ним. Они не исчезли вместе с прекращением употребления алкоголя.

О том, как правильно бросить пить, чтобы не срываться, я писал в предыдущей статье « «.

Если же человек продолжит реагировать по-старому, если он не пересмотрит свои убеждения, велика вероятность, что ему будет сложно жить в трезвости и возвращение к зависимости покажется ему хорошей альтернативой.

Многих людей настигает разочарование, которые достигли уровня долгого воздержания от алкоголя, но они не чувствуют себя удовлетворенными.

Ими продолжают владеть их негативные установки, они продолжают применять автоматические негативные реакции в своей жизни на события, отношения, поведение.

Не бывает бывших зависимых людей. Человек может только научиться жить, выработать для себя навыки и способы жить без алкоголя или наркотиков.

Как справляться с неадекватными реакциями?

Формирование новых нейронных связей

Этап выработки правильных реакций на жизнь требует времени. Человек – это не робот и не машина. Невозможно за один день стереть старые привычки и способы мышления, и ввести в него новые хорошие.

Убеждение – это прочно сформированные нейронные связи.

И чтобы практиковать такой стиль поведения не нужно применять усилие, а для формирования новых убеждений нужно применять усилие.
Усилие выражено именно в сознательном контроле «какую реакцию я выдаю» на тот или иной раздражитель. Постоянно спрашивая себя, осознавая себя, мы можем контролировать наши реакции. Если же мы не осознаем «как мы реагируем» — мы не можем управлять своими эмоциональными реакциями.

Сложно будет не всегда.

Практикуя новые методы психической реакции, старые нейронные связи будут ослабевать, а новые укрепляться. С каждый разом все легче будет практиковать новые привычки и новые реакции. Со временем они перейдут в естественный уровень, но не мгновенно.

Эгоизм зависимого человека

Часто людям, кто много лет практиковал зависимость, свойственны такие качества как эгоизм, гордыня. По каким-то причинам люди считают себя выше и лучше других людей. Им кажется, что они избранные.

Эгоизм – это пораженческая стратегия, направленная на разрушение внутренней сущности человека.

Эгоизм уязвим для любых внешних воздействий. Гордыня также сильно уязвима. Хотя они кажутся неуязвимыми и прочными, они такими не являются.

Любое «дуновение ветра» со стороны внешних обстоятельств, будь-то: проблемы на работе, в отношениях, с деньгами и прочее смогут задеть эго и гордыню. Страдает и сам человек, так как он идентифицирует себя с эго.

Абстрагирование

Хорошим и эффективным способом возвращения себе контроля над своей жизнью, над своим поведением, над своими реакциями, является абстрагирование.

Абстрагирование в какой-то мере от самого себя, и просто «наблюдение» за тем, как ты действуешь. Оставаясь в игре, трудно ею управлять. Но если вы выступаете как «наблюдатель», вы получаете в руки контроль над собой и своим поведением.

Наблюдение и осознание – это ключ на пути к новым реакциям. Мы не можем стать новыми, если реагируем по-старому.

Снижение значимости событий

Эмоциональные реакции на обстоятельства, завышение важности и значимости событий сильно мешают зависимому человеку выздоравливать.

Вы намерено говорите себе «Это не столько важно для меня. Переживу как-нибудь. Ну и пусть. Ну и пес с ним.»

Таким образом вы снижаете важность событий.

Также о том, как не переживать лишний раз, я писал в статье « «.

Когда вы переоцениваете какие-либо события ничего хорошего ждать не приходится.

Вы постоянно трясетесь над тем, чтобы было «так как вы хотите», но, как правило, реальность вносит свои коррективы и часто наши сверхожидания не оправдываются.

Снижение значимости и важности событий и обстоятельств – сильное средство для выработки адекватной психической реакции.

Необходимо перестать ожидать слишком многого. Снизив важность событий и определенных вещей, вы сохраните свой рациональный настрой, что позволит вам выработать рациональную психическую реакцию на действительность.

Невозможно постоянно трястись над каждым шагом, так можно даже нанести ущебр своему здоровью, ведь известно, что стресс вызывает многие болезни.

Рациональная реакция человека: основные методы выработки

Подводя итог, можно сказать, что для выработки рациональных реакций на жизнь следует:

  • Осознавать старые пораженческие схемы и психические реакции.
  • Практиковать новые реакции и вводить их в жизнь.
  • Понять, что новые реакции будут формироваться постепенно.
  • Избавиться от эгоизма и гордыни.
  • Абстрагироваться от своих мыслей и чувств и стать «наблюдателем».
  • Снижать важность и значимость вещей и событий в жизни.

Как бы то ни было, стоит помнить, что выработка правильных эмоциональных реакций и нового восприятия жизни – это необходимый этап полного выздоровления личности от алкогольной или другой зависимости. Его нельзя пропустить или проигнорировать.

Помните, если вы продолжите действовать по-старому, старые пораженческие привычки еще больше укрепляться. Новые привычки требуют определенных усилий, возможно придется переступать через себя и свою гордыню, но оно того стоит.

Арсений Кайсаров

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

Обрисовав в общих чертах сущность личности, мы можем перейти к рассмотрению некоторых мифов о ней.

Существует известный психологический тест под названием "Кто я?" . От человека требуется за пять минут написать на листочке бумаги как можно больше характеристик, дающих ответ на вопрос "кто я?". Эти характеристики представляют собой интереснейший материал для анализа того, что видит человек в самом себе (изнутри) и каким он видит себя (извне). Отталкиваясь от этих самоописаний, чрезвычайно удобно будет рассмотреть "из чего состоит" личность.

Довольно часто встречаются предельно общие характеристики: кто я? – "человек", "личность". Нет сомнения в том, что человечество принципиально едино и люди едины, то есть всех их связывает между собой общая человеческая сущность, человеческая природа, принадлежность человечеству, и это более существенно, чем то, что их различает, разъединяет. Любой человек может сказать другому человеку знаменитую киплинговскую фразу: "Мы с тобой одной крови - ты и я".

Встречаются и, наоборот, характеристики сугубо индивидуальные. В анализ такого рода характеристик мы не будем вдаваться: написать на любого человека подробную характеристику, включающую множество его индивидуальных черточек очень легко, а систематизировать эти черточки гораздо труднее.

Исходя из целей, которые были сформулированы в самом начале данного раздела, прежде всего следует сосредоточиться на том, что объединяет людей между собой и что их одновременно различает, то есть на каких-то общих характеристиках, которые присущи не всем, но более чем одному человеку.

Из такого рода характеристик прежде всего следует назвать типологические "ярлыки". Клеить на себя и на других ярлыки - это один из наших самых любимых способов познания личности. В самоописаниях это один из любимых способов ответа на вопрос "кто я?", а в обыденной жизни - на вопрос "кто ты такой?". Когда мы описываем себя и других с помощью таких ярлыков, мы относим себя и других к каким-то типам.

Личность – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

В структуру личности включаются: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности – это индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоция и мотивация – это соответственно переживания и побуждения к деятельности; социальные установки – убеждения в отношении людей. Воля – это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Волевые качества человека : целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (динамика поведения: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) (психофизиологическая типология).

Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки; свойство, от которого зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях (т.е. совокупность свойств личности, определяющая типичные(!) способы ее реагирования на жизненные обстоятельства) (от слова «характер» → «характеристика человека», но личность – больше, чем характер).

Черты характера человека (т.е. особенности его личности):

а) основной психологический склад (принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т.д.);

б) отношение человека к другим людям (обязательность, скрытность, чуткость, справедливость и т.д.);

в) отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, самокритичность, тщеславие, самомнение, застенчивость, эгоцентризм и т.д.);

г) отношение человека к труду, делу (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственность и т.д.) (люди деятельные (теория «У» Д. МакГрегора) и бездеятельные (теория «Х»)).

Поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению, называется ролью . Менеджер выполняет роли (по Г. Минцбергу):

а) межличностные (лидер);

б) информационные;

в) связанные с принятием решений.

Мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. Мотивы поведения человека (т.е. осознанные им потребности) зависят от типологии личности и конкретной ситуации (т.е. внутренних и внешних факторов). Мотивирование (процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям) – это сердцевина управления человеком. Существует множество теорий мотивации (от А. Маслоу до В. Врума), на которых могут быть построены соответствующие механизмы создания интереса к работе, высокой отдачи и ответственности за результаты.


Персональное развитие в организации – это одно из требований к менеджменту организации, который должен создавать условия, проводить политику и строить механизмы мотивации для постоянного развития личности, ее самосовершенствования и самореализации. В частности, организации с высокой культурой планируют карьеру сотрудников как по вертикали (рост в должности), так и по горизонтали (рост профессионального мастерства), создают условия для всестороннего развития личности с учетом ее индивидуальности и целенаправленности. Это способствует активации трудовой деятельности и обеспечению эффективности всей организации.

Темперамент и характер личности.

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятель­ности. Темперамент включает качества, от которых зависят реак­ции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отноше­нии других людей. Волевые качества охватывают несколько специ­альных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

Темперамент. Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности – что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть – каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности и входит в структуру личности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения .

Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностей).

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:

1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

2)характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3) имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.

Основные компоненты темперамента. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида . Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный , или моторный, компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.

Третьим основным компонентом темперамента является эмоциональность , представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Физиологическая основа темперамента. Науке давно известна зависимость протекания психических процессов и поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затухания. Это обстоятельство дало возможность И.П. Павлову выдвинуть гипотезу о том, что они не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. К этим свойствам относятся сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность (сменяемость).

И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Инертность - противоположность подвижности. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые, по его мнению, образуют так называемый тип нервной системы , или тип высшей нервной деятельности . Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов, различая сильные и слабые типы.

Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, при этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

У сильного уравновешенного подвижного типа процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, их подвижность, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип . Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента:

1) сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

2) сильный, уравновешенный, инертный - флегматик;

3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик;

4) слабый тип- меланхолик.

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И.П. Павлова свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, Павлов предложил распространить и на людей.

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет существенное значение для понимания физиологической основы темперамента. Правильное его использование предполагает учет того, что тип нервной системы является строго физиологическим понятием, а темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается он не только в моторике, характере реакции, их силе, скорости и т.д., но также и во впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т.п.

Психические свойства темперамента, несомненно, теснейшим образом связаны с телесными свойствами организма – врожденными особенностями строения нервной системы и др. Однако при всем значении врожденных особенностей организма, в частности его нервной системы, для темперамента они лишь исходный момент его развития, неотрывного от развития личности в целом.

В настоящее время в науке накоплено множество фактов о свойствах нервной системы, и по мере их накопления исследователи придают все меньшее значение типам нервной системы, тем более магическому числу (4), фигурирующему почти во всех работах И.П. Павлова о темпераменте. Прежде всего, подчеркивается значение исследований отдельных фундаментальных свойств нервной системы, в то время как проблема разделения на типы отступает на второй план. Поскольку типы образуются из комбинаций указанных свойств, лишь более глубокое познание последних может обеспечить понимание и осуществление типологий.

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологической характеристики традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента.

Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайных событий или от целей, намерений, убеждений.

Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

Основные черты характера. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение, в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость - ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных цепей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще. Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того,

люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

Введение

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более двух с половиной тысячелетий. С понятием «темперамент» каждый человек знакомится рано. Ведь ещё в детстве мы замечаем, что между нами существуют индивидуальные различия - кто-то более подвижный и настойчивый, а кто-то медлительный и застенчивый. Именно в этих особенностях проявляется темперамент.

Темперамент проявляется в любом виде деятельности (игровой, учебной, трудовой), в походке, в жестах и в поведении в целом. Он включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства - умение быстро включаться в работу, настойчивость, общительность, быстрота смены настроений, терпеливость. Темперамент является динамичной характеристикой человека и от него зависят психический ритм и темп, быстрота возникновения чувств и их устойчивость.

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.

Актуальность. В настоящее время в психологии осуществляется целостный подход к изучению человека. Человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств, и со стороны его неповторимой индивидуальности. А индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и т.д. Поэтому чтобы познать человека нужно рассмотреть все черты, важнейшей из которых является темперамент, ведь он является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Объектом исследования является человек.

Предмет исследования - темперамент и его типы.

Основная цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю изучения и основные типы темперамента.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть основные подходы и теории изучения темперамента;

2. Дать общую характеристику понятию «темперамент»;

3. Рассмотреть основные свойства и типы темперамента.

История изучения темперамента

Учение о темпераментах возникло ещё в древности. Слово «темперамент» (от лат. Temperans) в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. ксЬуйт, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что мир образуется из четырех стихий и организм человека также представляет собой смесь четырех начал, но связанных в определенной пропорции. Вариации в пропорции стихий у отдельных людей непосредственно связываются Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Степень преобладания какой-либо жидкости в этой смеси обуславливает основные четыре типа людей:

1. Сангвиники, люди с преобладанием крови в общей смеси. Им характерно прекрасное телосложение, высокая подвижность, приветливость, недостаточная любовь к труду, склонность к наслаждениям;

2. Холерики, люди с доминированием желтой желчи, имеют хорошо развитое тело и мышцы, энергичны, активны, тверды характером, горды, более способны для искусств и военных дел;

3. Флегматики, люди с преобладанием слизи, рыхлого телосложения, вялые малоактивные, сонливые, не обладают тонкостью чувств, необходимых для занятий искусствами и науками, нет трудолюбия и воли;

4. Меланхолики, люди с преобладанием черной желчи, хмурые с тоскливым характером.

Римский анатом и врач Клавдий Гален, впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента, основанную всё на тех же гуморальных представлениях Гиппократа. Она включала 13 типов, в том числе и те, о которых было сказано выше. Правда психологическая характеристика этих типов темперамента у Галена была небогатой, но со временем всё больше расширялась.

Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии привело к новшествам в объяснении типов темперамента. Их всё больше стали связывать с особенностями строения тела. Например, ряд ученых, помимо физических свойств крови, положил в основу разделение различие тканей и ширину просвета сосудов. Легкая кровь, рыхлые ткани и умеренно расширенные сосуды облегчают, по мысли этих ученых, течение жизненных процессов и порождают сангвинический темперамент. При значительной плотности в тканях кровь задерживается в сосудах, пульс становится сильнее и быстрее, общая теплота тела возрастает - это создает холерический темперамент. При плотной крови и узких сосудах в ткани возникает только жидкая, водянистая часть крови, благодаря чему рождается флегматический темперамент. Наконец, плотная, темная кровь с узкими порами тканей и широким просветом сосудов ведет к образованию меланхолического темперамента.

Близка к этой теории была точка зрения И.Канта, который считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Иммануил Кант дал формальное описание четырех типов темперамента, которые он разделил на две группы. Сангвинический и меланхолический типы рассматривались им как темпераменты чувства, а холерический и флегматический - как темпераменты действия. Эта теория сохранилась до конца XIX - начала XX. Например, П.Ф.Лесгафт, русский педагог анатом и врач, считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов; у холериков - малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови, у сангвиников - малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови и т.д.

Другое анатомическое направление в объяснении типов темперамента касалось строения центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психологическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты.

Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основной фактор различий в темпераменте - возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Его ученик Г.Врисберг связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. По его мнению, холерическо-сангвинический обусловлен крупным мозгом, «сильными и толстыми нервами» и высокой возбудимостью органов чувств. Для людей с флегматико-меланхолическим темпераментом характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств.

И.Генл предложил теорию темпераментов исходя из «тонуса» нервной и мышечной систем. С точки зрения этого ученого, тонус нервной системы у разных людей различен. Чем он больше, тем легче возбуждается человек. Невысокая степень тонуса свойственна флегматикам - этим обусловлена общая вялость движений, эмоциональна я не возбудимость, слабость мимики. Сангвиники и холерики отличаются легкой возбудимостью, однако у первых возбуждение проходит быстро, а у вторых оно сохраняется дольше. Меланхолический темперамент характеризуется, с точки зрения Генле, несоответствием между сильными, глубокими чувствами и плохо развитой склонностью к деятельности.

Близка к этой теории попытка французского философа А.Фулье, построить теорию темпераментов на основе учения об обмене веществ в организме. То, что Генле называет тонусом нервной системы, по мнению Фулье, сводится к большей или меньшей напряженности процессов распада и восстановления веществ в тканях тела, особенно в центральной нервной системе. По Фулье, в одних случаях преобладают процессы распада энергоисточников, в других - процессы восстановления. Сангвинический темперамент характеризуется преобладанием восстановления, быстрой, но слабой и непродолжительной реакцией. Меланхолический - преобладанием восстановления нервного вещества, медленной, но сильной и продолжительной реакцией. Для холерического темперамента характерен быстрый и сильный распад, а для флегматического медленный и слабый распад нервного вещества.

Ряд ученых в нашей стране тоже придерживался гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента. П.П.Блонский считал, что особенности поведения человека зависят от того, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Вагатоники медлительны и спокойны. Симпатикотоники, напротив, импульсивны, решительны.

Постепенно среди ученых всё более крепло убеждение в том, что свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма - со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание, прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их интенсивность и протекание во времени. Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, предложенная В.Вундтом. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту - данное представление нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что и возбудимость - для ощущения.

Придерживаясь такого взгляда, В.Вундт выделил два биполярных свойства темперамента: силу и быстроту изменения эмоции, подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью - сангвинический темперамент и т.д.

На рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером. Он утверждал, что тип телосложения определяет психические особенности людей и их предрасположенность к соответствующим психическим заболеваниям. Проведя множество измерений частей тела людей, Э.Кречмер выделил четыре конституциональных типа.

1. Лептосоматик. Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская. Плечи узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие.

2. Пикник. Ему свойственны чрезмерная тучность, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее.

3. Атлетик. Имеет хорошую мускулатуру, крупное телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра.

4. Диспластик. Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения.

С назваными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента:

1. Шизотимик. Имеет лептосоматическое или астеническое телосложение. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

2. Циклотимик. Имеет пикническое телосложение. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах.

3. Иксотимик. Обладает атлетическим телосложением. Спокойный, невпечатлительный человек, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный.

Несколько позже в США приобрела популярность концепция темперамента, выдвинутая У.Шелдоном, которая была сформулирована в 1940-е гг. В основе представлений Шелдона лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, выступающей его функцией. Им были выделены три типа:

1. Эндоморфный. Из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.

2. Мезоморфный. У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стойкое крепкое тело, обладает большой психической устойчивостью и силой.

3. Эктоморфный. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие со слабой мускулатурой.

По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротоники (лат.viscera - «внутренности»), соматотоники (греч. soma - «тело»), церебротоники (лат. cerebrum - «мозг»).

Однако типологии Э.Кречмера и У.Шелдона были подвергнуты критике даже со стороны приверженцев конституциональных концепций темперамента. Критики указывали на их чрезмерную статичность и игнорирование изменений во взаимосвязях между психикой и строением тела; обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения зависимости между телосложением и темпераментом.

Попытку перевести учение о типах темперамента на новую научную основу предпринял И.П. Павлов, который в публикации за 1927 г. стал понимать под темпераментом тип высшей нервной деятельности. Им выделено три основных свойства нервной системы:

1. Сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2. Уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3. Подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

И.П. Павлов выяснил, что сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности.

И.П. Павлов различал 4 основных типа нервной системы:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по Павлову - сангвинический темперамент);

2. Сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по Павлову - флегматический темперамент);

3. Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по Павлову - холерический темперамент);

4. Слабый тип (“слабый”, по Павлову - меланхолический темперамент).

И.П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания.

Значительный вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М.Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента (эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность и др.)

Известный психофизиолог В.М. Русалов на основе концепции свойств нервной системы предложил в конце 1980-х гг. свою трактовку свойств темперамента. Русалов, исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока -- хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи, -- выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором.

В соответствии вместо двух параметров темперамента -- активности и чувствительности -- были выделены уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Так, темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, должны пониматься как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

С точки зрения данной концепции темперамент -- это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды.

Так, по мнению Русалова, психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Можно сделать вывод о том, что нет единой точки зрения о природных основах темперамента и его типах. Но современные ученые всё- таки сходятся в следующем. Прежде всего, они считают, что тип темперамента определяется не сочетанием тех трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Так же они признают, что человек может обладать и проявлять в работе, в общении - разные типы темперамента. А органической основой темперамента выступают какие-то особенности генотипа человека, от которых зависят свойства нервной системы.