Что такое петров день. Квас из сухарей

Петров день, который отмечают 12 июля, это обиходное, народное название православного праздника в честь святых апостолов Петра и Павла. Этот церковный праздник совпадает с славянским языческим праздником - Ярилиным днем, - серединой лета, после которого в природе начинается поворот к осени.

День Петра и Павла считался срединой, или как говорили “макушкой” лета. 12 июля заканчивался Петров Пост и игрались последние в летнем сезоне свадьбы. Кроме того апостол Петр сбыл покровителем рыболовов и все, чей промысел был связан с рыбалкой в этот день молились ему об удачном улове.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый летний праздничный цикл, призванный почтить расцвет природы и вымолить у высших сил богатый урожай.

Считалось, что на Петров день Солнце “играет”, как на Светлое Христово Воскресение: какими-то особенными цветами, которые искрятся и переливаются как радуга. Рано утром, еще до восхода Солнца, молодежь ходила в поле «караулить солнце». Этот обычай первоначально был установлен с целью отогнать от села русалок, которые в Петров день своими шалостями причиняли немало вреда посевам. Всплывет из-за горы небесное светило, заиграет разноцветными лучами – радуются собравшиеся караульщики. Встретив солнышко, молодежь обыкновенно еще не расходилась по домам, а заплетала венки на ветках деревьев, преимущественно на березах, – с теми же символами, какие придавались венкам на Троицын день. А после с веселыми песнями расходились по дворам, Ладу вспоминали, Петров день величали. Этими песнями начинались Петровки – петровские гулянья, хороводы, проходившие вплоть до первого Спаса. В день Петра и Павла никогда не работали в поле, по поверьям колосья ржи, пшеницы и других злаков набирают сегодня вес и если их потревожить, зерно будет мелкое.

Икона Петра и Павла

Праздник Петра и Павла был своеобразным рубежом, разделяющим летние работы на две половины. После Петрова дня начиналась подготовка к сенокосу и жатве, а до этого дня все силы крестьян направлялись на рост и увеличение урожая.

12 июля (29 июня по старому стилю) в каждом доме готовили сытные мясные блюда, пекли пироги, готовили различные деликатесы. Вечером Петрова дня устраивались грандиозные застолья, на которых праздновались после Петрова поста. В каждом городе и во многих деревнях обязательно проводились большие ярмарки, которые называли “петровскими”.

Гадания в Петров День

Молодые девушки в день Петра и Павла также как и на Троицу «завивали березку». Для этого на молодой березе выбирали три ветки, сплетали их в косичку, и загадывали желание, повторяя при этом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!». Завивали веточки обычно красной лентой и крепкой травой. Через три дня девушки снова приходили к берёзе и смотрели - если коса не завяла и не распустилась, то желание сбудется. “Березовую косу” после гадания обязательно распускали.

Празднование церковного праздника Петра и Павла

В Петров день девушки собирали 12 цветков с 12 полей и клали под голову, крепко зажмуривали глаза, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди». Эти же травы можно положить на ночь под подушку, чтобы увидеть вещие сны: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!». Также под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».

Приметы в Петров день

К приметам в день Петра и Павла люди относились с особым вниманием, ведь после этого дня начиналась пора сенокоса и предугодать дождливые или пасмурные дни было очень важно.

  • Готовь серпы на Петров день – после этого дня начинался покос трав.
  • На Петров день кукушки замолкают. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то зима будет ранняя, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима наступит поздно.
  • Если на Петров день дождь, сено будет жестким, но урожай обильным.
  • Если на Петра и Павла дождь – жито уродится.
  • На Петров день дождь-урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый.
  • Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.
  • На Петров день - колос, на Ильин - колоб.
  • Если натерто просо с ложку, то будет и в ложке.
  • Петр и Павел день убавил, говорили в народе, потому что продолжительность дня к этому времени заметно уменьшалась.
  • Петр и Павел жару прибавил – начинались самые жаркие летние дни.
  • День убывает, жара прибывает.
  • Как придет Петро, так и будет тепло.
  • Придет Петрок – сорвет листок. С Петра и Павла начинали падать листья с деревьев.

По окончании Петровского поста наступает праздник - День Петра и Павла , который еще называют Петров день . Праздник отмечается в день памяти святых апостолов Петра и Павла .

Когда отмечается День Петра и Павла

Русская православная церковь отмечает День Петра и Павла по «старому стилю» 29 июня, что по григорианскому календарю соответствует 12-му июля . Католическая и протестантская церкви, а также все конфессии, живущие по григорианскому календарю, отмечают праздник 29 июня.

День апостолов Петра и Павла завершает Петров пост, при этом сам праздник не входит в число постных дней.

История праздника

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа . При рождении будущему апостолу дали имя Симо н, но потом от Христа он получил прозвище Кифа , что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр - это также «камень».

Петр был участником и свидетелем многих евангельских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел , которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Согласно церковному преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день - 29 июня по юлианскому календарю (то есть 12 июля по григорианскому летоисчислению). По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В российской христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны - поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы». Также связь этих апостолов отражена в некоторых названиях, например: Петропавловская крепость, Петропавловск-Камчатский и т.д.

Петры-Павлы или Петров день в народной традиции

Петры-Павлы или Петров день - это народно-христианский праздник, также отмечаемый 12 июля. В народном календаре Петры-Павлы - это время окончания купальских игрищ и летних свадеб, «макушка» лета, первая прополка и начало сенокоса. В старину праздник иногда называли Петрово говение, или Петровки, поскольку этим днем завершался Петров пост.

В народном календаре Петров день вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы составляет единый летний цикл, знаменующий расцвет природных сил. Праздник отмечается в течение несколько дней.

Петру и Павлу принято было молиться об исцелении от горячки, лихорадки и сумасшествия.

Также, поскольку Петр был рыбаком, ему принято молиться для удачи в рыбной ловле.

Петров день - это встреча «красного лета». На Петры-Павлы в деревнях устраивали «гулянки Петровы», водили хороводы, качались на качелях. Девушки гадали на суженых: вокруг них ходили парни, закрыв лицо платками. Если девушка угадывала своего избранника, то считалось, что пара скоро поженится.

Умывание из трех ключей

Также на Петров день существовал обычай умываться «петровой водицей» из трех родников (ключей). (Напомним, одним из атрибутов апостола Петра являются ключи, знак того, что именно он открывает праведникам ворота в рай).

Обрядовая часть праздника сопровождалась угощением друг друга сладким вином, песнями, плясками и играми. На берегах и на пригорках жгли костры, сельчане с достатком накрывали богатые столы с обетными угощениями для бедных. За стол приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. Зятья угощали лакомствами тещ, и те тоже не оставались в долгу. Крестные дарили крестникам пшеничные пироги. Гуляния продолжались всю ночь, принято было всем вместе встречать рассвет.

Похорон Костромы и Ярилы

Перед Петровым днем или в первое воскресенье после него в некоторых областях существовал народный обычай, который назывался похороны Костромы и Ярилы . Кострому представляла соломенная кукла, наряженная в женское платье, которую клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера. Там толпа разделялась и начинала соперничать за куклу: половина пыталась ее утопить, другие защищали. Действо заканчивалось не в пользу Костромы: беднягу раздевали и топили в воде. После этого защитники Костромы ее притворно оплакивали, а победители - торжествовали, а затем и «победители», и «проигравшие» дружно отмечали окончание действа едой и выпивкой.

Поверья на Петров день

Существовало поверье, что в этот день до следующей весны в глубине водоемов засыпают русалки, бродящие по земле с Троицы.

Считалось, что кукушка кукует только до Петрова дня, а в этот день она «ячменным колосом давится» - то есть умолкает, когда заколосится ячмень. Есть даже апокрифический рассказ, как апостол Петр украл лошадь, а Иисус Христос его за это судил. Иисус позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил или украл Петр лошадь. Кукушка ответила «ку-пил-ку-пил», а ворона: «Крал! Крал!». За честность вороне было разрешено каркать круглый год, а лживой кукушке Христос позволил куковать только до Петрова дня.

Поговорки на Петров день

  • Петр лето зачинает, Илья лето кончает.
  • Петров день - верхушка лета, наступает 40 жарких дней.
  • На Петров день солнышко играет.
  • С Петрова дня - красное лето, зеленый покос.
  • Худое порося и в Петровки зябнет - дворянская кровь и в Петров день мерзнет.
  • Петровки холодные - год голодный.
  • Петро-Павел жару прибавил.
  • О ненужных вещах говорили: «Нужен, как на Петров день варежка!»

Поздравления на День Петра и Павла

***
Если вас зовут Петром
Или даже Павлом,
Сообщаю вам о том,
Говорю о главном:
Вас назвали неспроста
Именем достойным.
Павла день и день Петра -
День благопристойный.
Да, сегодня он настал!
Так что именины
Павла там или Петра
Празднуем всем миром!

***
Праздник Павла и Петра
К нам пришел, мой друг. Ура!
В этот день желаю я,
Чтобы вся твоя семья
Очень счастлива была,
Чтоб отлично шли дела,
Получалось всё легко,
Беды скрылись далеко!

***
День великий и святой настал,
Петра и Павла почитают,
Желаю благ тебе, удачи и добра,
Пусть святость дом всегда твой охраняет.

Пусть горе и беда пройдет,
А свет всю жизнь твою лишь наполняет,
Мечта твоя пусть оживет,
Сомненья душу не терзают!

***
С Днем Петра и Павла,
Помните о главном,
Чтоб хорошему случится
Нужно честно жить, молится.

Пусть святые небеса
Принесут вам чудеса
И наполнится ваш дом
Святым воздухом, добром.

***
Сегодня в этот летний день погожий
Мы вспоминаем Павла и Петра,
Апостолов святых первоверховных,
Что принесли нам света и добра,
Желаем людям всем мы счастья, мира,
Давайте вместе встретим мы восход,
Пора нам жить в гармонии с собою,
Пусть озариться светом небосвод!

В народно-христианский праздник Петров день (12 июля) чтят святых Петра и Павла, заканчивают купальские празднования «макушку лета» и летние свадьбы, и усиленно готовятся к сенокосу. Как повествуется в христианском вероучении, апостол Пётр — это ближайший ученик Иисуса Христа. Именно он имел честь присутствовать на горе Фавор и увидеть Преображение Господне. Именно он первый провозглашает Христа сыном Бога живого. Как раз Петр после Воскресения Иисуса Христа ревностно проповедует Его учения, возглавляет первую христианскую общину. За все это (во время правления императора Нерона) его распяли на кресте вниз головой.

А как почитается Христианской Церковью Павел — величайший веропроповедник Православия. Ведь его нравоучения побудили к созданию на Средиземноморье целого ряда христианских общин. Савл (такое имя было от рождения у Павла) не сразу признал христианством и Иисуса Христа как Мессию. И лишь услышав с небес Божий глас, он стал верным христианином.

Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.

Обычай «караулить солнце»

Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.

Игра в свадьбу

Для песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. «Женихом» был кто-то из юношей, а на роль «невесты» выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали «жениха» с «невестой». И совершались «свадебные обряды», начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь.

Бесчинства молодежи

Мирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что » плохо» лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы.

Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — , Петровское заговенье, . По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.

Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти.

У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде.

По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.

А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения.

Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам.

Приметы

  • Худой свинке и на Петровку холодно.
  • Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет.
  • Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!
  • Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки.
  • Ячмень заколосился, соловей замолчал.
  • В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой.
  • На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.

Который отмечается 12 июля, в народе имеет многочисленные названия. Петрок, Петр-Павел, Зеленый покос, Петры-рыболовы, Петров день, Петры и Павлы, Петровки, Рыболов – это только часть распространенных названий.

Встреча праздника начиналась с вечера . Всю ночь длилось веселье с песнями и хороводами.

Молодежь уходила в поля и ждала рассвета, при этом жгли большие костры и играли в забавные игры. Девушки брали с собой лавочки, смолу и солому. Незамужние девицы старались собрать с 12 полей 12 цветков.

Этот букет клали под головы, приговаривая: «Двенадцать цветов с двенадцати полей двенадцать молодцев! Суженый мой ряженый покажись да на меня погляди.»

Кульминацией гуляний был рассвет. Солнце при восходе на Петров день переливалось невероятными красками. Блики его играли, то вспыхивая, то исчезая.

На Петров день солнышко играет. В этот день оканчивался Петров пост. Поэтому существует название праздника Петрово говенье.

Крестьяне устраивали настоящий пир. Накрывались столы с обетными угощениями. Еда была, прежде всего, для тех людей, которые не могли себе позволить разносолы. Поэтому к столу звали нищих, странников, бедных родственников и соседей.

Для общей трапезы в некоторых губерниях к церкви вели быка, где его забивали, чтобы сварить мясо в больших котлах и всем вместе разговеться. Тещи преподносили зятьям сыр, а те в благодарность угощали вторую маму лакомствами.

День был праздничный – в домах принимали гостей, как близких друзей, так и дальних родственников. А вот к вечернему застолью собирались только супружеские пары и старики.

После трапезы остатки пищи не убирались, так как считалось, что в доме соберутся и умершие предки для разговения.

Так как Петр до призыва Господа был простым рыбаком, он считается покровителем рыбного промысла. В Петры-Павлы молитвы рыбаков обращены к Петру. Существует обычай сбора денег на Мирскую свечу, которую ставят перед иконой апостолов.

Народные приметы на 12 июля – Петров день

Праздник богат на народные приметы, связанные с урожаем, погодой и полевыми работами.

Люди примечали в этот день, что их ожидает в ближайшем будущем.

Петров день считался не только праздником солнца, но и днем, когда лето преломляется и идет к зиме.

Петров день – проводы весны.

День становится меньше, а воздух накаляется. Ведь середина лета – самый знойный период года.

Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.

День убывает – жара прибывает.

Как придет Петро, так и будет тепло.

В Петровки сухо, и день велик.

Петр-Павел жару прибавил.

Наблюдают за поспевающей нивой. К Петровкам яровые хлеба должны заколоситься.

Просо в Петров день в ложку – будет его и на ложку.

На Петра и Павла дождь, то жито уродится.

Петр также считался покровителем полей и лугов. Поэтому с этого дня начиналась уборка урожая и покос травы.

Убирается озимый чеснок, чтобы не ушел в землю. А сенокосы спешат в поля скосить травы, чтобы не переросли.

С Петрова дня красное лето – зеленый покос.

Доставай косы и серпы к Петрову дню.

С Петрова дня пожня.

По погоде на Петровки определяли, какой будет урожай.

Не хвались баба, что зелено, а смотри, какой день Петров.

На святого Петра дождь урожай худой, два дождя хороший, три богатый.

Готовились к озимому севу.

До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

С Петрова дни зарница хлеб зорит.

Реки и озера пересыхают и не смотря на жару начинают облетать первые листья.

К Петрову дню вода в реках уменьжится.

12 июля старались умыться водами из трех родников, что помогало, по поверьям сохранить красоту и молодость.

А купание в водоемах позволяло смыть грехи.

И все-таки, праздник был связан с проводами лета. Поэтому начинали устраивать ярмарки, называемые Петровские гулянья.

По приметам определяли погоду не только на ближайшие дни, но и на будущие сезоны.

Придет Петрок – сорвет листок.

Птицы – соловей и кукушка перестали петь и куковать. Значит, лето повернулось к зиме.

Кукушка на Петров день подавилась мандрынкой.

Далеко кулику до Петрова дня.

Соловей поет до Петрова дня.

Петровки также связывали с уплатой пошлин и свершением судов. В церковь приносили петровскую дань. Обязательно рассчитывались с пастухами, отдавая им вторую петровскую плату.

В 2016 году на 27 июня приходится начало Петрова поста, в народе называемого "Петровки". Этот пост начинается обычно через неделю после дня Святой Троицы, в понедельник. Окончание поста - 11 июля 2016 г.

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти".

Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 29 июня (по новому стилю - 12 июля) свершилось освящение константинопольского храма, и именно с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились".

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, бывши напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили «Пётр и Павел час убавил».

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост - это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В посте человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня); святитель Иона, митрополит Московский (28 июня); апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля).

Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

В Петров пост наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.

Апостол Павел

Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиоз-ного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителей веры Христовой. Может быть по назначению синедриона он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.

"Апостолы Петр и Павел". Доменико Эль Греко 1587–1592

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов убить его, он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привел помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима - по повелению Духа Святого - Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийскнх городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» - к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса.

Весной 65 года он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 году после Р. X., в 12 год царствования Нерона.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Петровки

Любимым летним праздником русские люди считали Петровки - 12 июля. «В Петровки сухо, и день велик», «Петр - Павел жару прибавил», «Соловей поет до Петрова дня», «К Петрову дню вода в реках умеженится» - так характеризовали этот день русские люди. В Петровки начинают сваливаться первые желтые листочки: «Придет Петрок - сорвет ли­сток».

С Петрова дня - красное лето, зеленый покос; са­мый его разгар. К Петрову дню заканчивали взмет озимого клина. «До Петрова вспахать, до Ильина (2 августа) заборонить, до Спаса (28 августа) посеять» - подгонял крестьянский календарь - численник.

К празднику Петра и Павла тщательно готовились: белили дом, украшали дом полотенцами, убирали двор, а утром празднично убраны отправлялись в церковь.
После церкви разговлялись мандриками (пампушками из пшеничного теста, яиц и сыра). Считалось, что их имя случается от того, что святые Петр и Павел, путешествуя по миру, ели как раз их.

В ходе этого праздника в Малороссии начинали жатву. Отсюда и народное верование в то, что дело Святого Петра - «рожь зажинать». В одной из народных песен святые Петр и Павел выступают пахарь, они пашут поле под осенний посев:

Святой Петр за плугом ходит,
Святой Павел волонькы водит,
а сам Бог-Господь пшеницу сеет,
А святой Илья заволочуе.

День Святых Петра и Павла был крупным праздником в Малороссии и на юге России. Этот святодень связан с летним солнцестоянием. Торжественный его отмечали пастухи. В Карпатском регионе хозяева животных организовали праздничный обход (Петровку) на выгоне. Верили, что в этот день солнце играет так же, как на Пасху.

Народные традиции

День Петра и Павла. Петр и Павел. Петров день. Петровки. Петр-рыболов. Ярилин день.

День памяти апостолов Петра и Павла или, как говорили в народе «Петра», воспринимался как огромной праздник, к которому готовились заблаговременно: белили дома, украшали полотенцами стены, везде чисто убирали. Утром в этот день все шли в церковь, а возвратившись, разговлялись мандриками - специальными пампушками, которые пеклись из пшеничного теста, яиц и сыра. Само имя печенья появилось оттого, что, путешествуя по дорогам, Петр с Павлом питались «мандриками». Говорят, что в этот день кукушка перестает куковать, так как, по народному поверью, она украла у Святого Петра мандрику, и за это Господь наказал ее тем, что в любой год в это время она давится мандрикой и перестает куковать.

Большой церковный праздник совпадает с древнейшим языческим праздником - Ярилиным днем, или днем палящего солнца, - апогей лета, после которого в природе начинается поворот к осени.

Петров день - праздник Солнца, макушка лета, Красное лето, разгар лета.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на пригорках, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петры-Павлы солнце «играет» в небе: то заблещет разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла. Он покровитель полей. Ему молятся рыбаки об удаче, и в его день ему ставят мирскую свечу в храме, просят подсказки: будет ли удачным лов, когда невод забрасывать.

Петров день был также днем всевозможных судов и уплаты пошлин. Церковь получала так называемую «петровскую дань». Практически во всех крупных городах и селах проходили петровские торги. Крестьяне подмечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время смена погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, сулила плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

Петров день - «разговины» - конец Петровского поста. Петровки - день ярмарок. Петровские гулянья. Ходят в гости, принимают родственников. В вечернем застолье принимают участие только женатые и старики. «У мужика то и праздник, что Петров день».

В отличие от других постов, продолжительность этого поста бывает разной, так как начало его зависит от подвижного праздника - Пасхи (он начинается в понедельник 9-й Пасхальной недели, или 2-й недели после Троицы, а кончается в строго определенный день - 12 июля ).

Народные приметы на Петров день

Петров день еще и праздник рыбаков. Апостол Петр считается в народе покровителем рыбного промысла.

На Петров день и солнышко играет, но если дождь пойдет - сенокосы будут мокрые.

Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день.

Петр-Павел жару прибавил.

Пётр и Павел день (час) убавил (темнеют ночи).

День убывает, а жара прибывает.

Жаркое лето по Петров день.

На святого Петра дождь - жито как хвощ.

Если после Петрова дня соловей поет больше четырех дней, то зима начнется после Покровы (14 октября) спустя четыре недели.

«Петр-Павел жару прибавил». Чаще всего этот день сухой, жаркий, светлый. Солнце в этот день «играет».

Начинает падать лист с деревьев. «Упало по листку с дерева, придет август, упадет по два».

В Петров день самый разгар зеленой страды - сенкоса. Ставят стога. «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу». Коли на Петров день дождь, то сенокос будет мокрый.

С Петрова дня «зарница хлеб зарит». В этот день ходят к родникам - попить ключевой воды и умыться.

«Соловьи поют до Петрова дня и замолкают, кукушка перестает куковать - ячменным колоском подавилась».

Если кукушка кукует после Петрова дня, то, значит, лето будет хорошее, долгое и снег нескоро выпадет.

Мелеют реки. Сбор урожая грибов. Время консервирования ягод.

День убывает, жара прибывает. Доставай косы и серпы к Петрову дню. Всяк, кто дорос, спеши на сенокос. Худое лето, коли сена нету. Роса косу точит. С плохими косцами плох и укос.

Если на святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый.

До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять. Петровка - навозница, межипарье, междупарье. Возят навоз на пары.

Что можно есть в Петров пост. Народная кухня

Кухня Петрова поста

Петров пост относительно нестрогий. Кроме среды и пятницы на трапезе разрешается рыба. Это – летний пост, и в нашем распоряжении – свежие ранние овощи, зелень, грибы, ягоды и фрукты. Летняя пора также позволяет разнообразить стол холодными супами, любимой окрошкой, к примеру, и прохладительными напитками. Многие отдыхают за городом, рыбачат, и улов служит хорошим дополнением к меню.

Салат витаминный

2 яблока, 2 помидора, 2 свежих огурца, 1 морковь, 1 корень молодого сельдерея, 1 стакан вишни, 1 столовая ложка сахара, половина лимона.

Яблоки, помидоры, свежие огурцы нарезать ломтиками, морковь и корень сельдерея - тонкой соломкой, удалить у вишни косточку. Нарезанные плоды и овощи залить соком лимона с сахаром.

Салат из белокочанной капусты

500 г капусты, 2 яблока, укроп, петрушка.

Капусту нашинковать и перетереть с солью до выделения сока, добавить мелко нарезанные яблоки, зелень, заправить растительным маслом.

Салат с шампиньонами и овощами

3-4 картофелины, 150 г свежих шампиньонов, 1 луковица, 100 г квашеной капусты, 1 столовая ложка столового уксуса, 1 чайная ложка сахара.

Отварной картофель, нарезанный тонкими ломтиками, соединить с квашеной капустой, нашинкованными вареными шампиньонами, луком. Заправить уксусом, растительным маслом, сахаром, солью и осторожно перемешать.

ПЕРВЫЕ БЛЮДА

Гороховый суп-пюре

2,5 л воды, 500 г гороха, 1 луковица, 1 морковь, соль, черный перец, 100 г растительного масла.

Сухой горох замочить на 2-3 часа в воде и варить в той же воде с морковью 2-3 часа. Посолить, поперчить и протереть через сито. Полученное пюре заправить мелко нарезанным и обжаренным в растительном масле репчатым луком. Подавать с гренками из белого хлеба, поджаренного в духовке до золотистого цвета.

Щи летние

500 г картофеля, 500 г капусты, 200 г помидоров, 200 г моркови, 15 г петрушки, 75 г репчатого лука, зелень укропа, петрушка, соль по вкусу.

В кипящую воду положить очищенные и нарезанные морковь, петрушку, лук и раннюю капусту, затем добавить целый очищенный картофель и соль. Перед подачей в кастрюлю положить нарезанные на дольки помидоры, дать щам прокипеть и разлить в тарелки, положив в каждую тарелку дольку кочана капусты, 2-3 штуки картофеля, помидоры, укроп или зелень петрушки.

Щи зеленые из крапивы

500 г щавеля, шпината или крапивы, 2-3 картофелины, 1 морковь, 1 корень петрушки, 1 сельдерей, 1 луковица.

В кипящую подсоленную воду положить нарезанный кубиками картофель, морковь, корень петрушки, сельдерей и варить 20 минут. Щавель или шпинат тщательно промыть в холодной воде, мелко нарезать и положить в кипящий овощной отвар.

Вместо щавеля можно использовать молодую крапиву, подготовленную следующим образом. Листья крапивы освободить от стебельков, промыть в холодной воде, ошпарить крутым кипятком, быстро откинуть на дуршлаг, не давая крапиве пустить сок, и сразу очень мелко нарезать. Варить крапиву в отваре 10-12 минут. За 5 минут до готовности положить лавровый лист и перец горошком.

Суп картофельный со щавелем

6 картофелин, 250 г щавеля, 1 морковь, 1 стебель петрушки, 1 головка лука, 2 столовые ложки растительного масла, 1 столовая ложка томат-пюре, соль, перец, лавровый лист, зелень.

В кипящую воду положить нарезанный картофель и довести до кипения. Добавить пассерованные овощи - морковь, лук вместе с томат-пюре и варить до готовности. За 15 минут до окончания варки опустить в суп измельченную петрушку, заправить специями, а за 5 минут до готовности добавить нарезанные листья щавеля. При подаче на стол суп заправить зеленью петрушки или укропа.

Уха рыбацкая

300 г рыбной мелочи, 500 г судака, 1 луковица.

Мелкую рыбу промыть и очистить, сварить бульон, снимая пену. В кастрюлю с толстыми стенками положить куски судака, перец горошком, лавровый лист, луковицу, залить процеженным бульоном и варить до готовности.

Уха с шафраном

500 г мелкой рыбы, 1 луковица, 1 корень петрушки, шафран.

Отварить рыбу как обычно, но лавровый лист не класть. Рыбу вынуть, а в бульон добавить шафран, довести до кипения, процедить через дуршлаг и вновь вскипятить.

ХОЛОДНЫЕ СУПЫ

Для окрошки:

Квас из черного хлеба

10 л воды, 0,5 кг сухарей, 0,5 кг сахара, 20 г дрожжей.

Черный хлеб нарезать ломтиками и подсушить в духовке, а несколько ломтиков хорошо подрумянить. Залить кипятком, накрыть салфеткой и оставить на несколько часов (4-6) для настаивания, приобретения цвета и хлебного вкуса. Затем добавить сахар и дрожжи. Квас должен созреть на вторые сутки. Готовый квас процедить, разлить в бутылки, плотно закрыть и убрать в холодильник. В квас хорошо класть мяту, обваренную кипятком.

Квас из сухарей

10 л воды, 0,5 кг сухарей из ржаного хлеба, 20 г дрожжей, 0,5 кг сахара, немного изюма, мяты, листья черной смородины.

Ржаной хлеб подсушить в духовке, охладить, залить кипяченой горячей водой (70-80 градусов), дать настояться в тепле 1-2 часа, периодически помешивая. Сусло слить и процедить. Сухарный отстой вновь залить горячей водой и настаивать еще 2 часа. Процедить и слить в настой, полученный ранее. Остудить до температуры 20-25 градусов, добавить сахар, дрожжи, мяту или черносмородиновый лист, немного изюма. Оставить квас для брожения в теплом месте на 8-12 часов. Процедить, разлить в бутылки, поставить в холод на 2-3 суток. Вместо изюма можно положить 2-3 столовые ложки тмина.

Окрошка овощная летняя

1 л кваса, 0,5 стакана огуречного рассола, 2 репы, 1 стакан нарезанного кубиками отварного картофеля, 2 свежих огурца, 1 стакан зеленого лука, 2 столовые ложки укропа, 0,5 столовой ложки петрушки, 1 столовая ложка натертого хрена, 0,5 чайной ложки черного молотого перца.

Все компоненты порезать, перемешать и залить квасом.

Окрошка рыбная

1,25 л кваса, 1 стакан огуречного рассола, 1 стакан мелко нарезанной рыбы, 2 отварные моркови, 1 стакан нарезанного кубиками отварного картофеля, 1 стакан зеленого лука, 1 измельченная луковица, 2 свежих огурца, 1 столовая ложка петрушки, по 2 столовые ложки эстрагона и укропа, 0,5 лимона, 0,5 чайной ложки черного молотого перца.

Из рыбы в окрошку годится линь, судак, треска. Рыбу предварительно отварить, отделить от костей и измельчить. Добавить к остальным подготовленным компонентам и залить квасом.

ВТОРЫЕ БЛЮДА

Рис по-монастырски

200 г риса, 2 головки репчатого лука, 2 столовые ложки растительного масла, 2 моркови, 1 столовая ложка томатной пасты или томатного соуса, сушеная зелень сельдерея, укропа, перец черный молотый, соль.

Рис промыть в семи водах, залить кипящей водой в соотношении 1:2, варить 10 минут, чтобы рис был "крупинка от крупинки", откинуть на дуршлаг. В глубокой сковороде обжарить мелко нарезанный репчатый лук в растительном масле до золотистого цвета, добавить отваренную, натертую на крупной терке морковь и томат, перемешать. Присоединить рис, приправить по вкусу пряной зеленью, перцем и солью. Подавать на стол горячим.

Плов с грибами

1 стакан риса, 500 г грибов, 3 луковицы, 3 моркови, 120 г растительного масла.

Мелко нашинковать лук, морковь, обжарить их в растительном масле. Рис промыть, обжарить вместе с овощами. Очищенные и вымытые мелко нарезанные грибы сварить в подсоленной воде, добавить в кастрюлю рис, морковь и лук. Выложить на противень и запекать на среднем огне в духовке до полного испарения воды. Рис должен стать рассыпчатым.

Каша гречневая с грибами

1 стакан ядрицы, 20-30 сушеных грибов, 2, 5 стакана воды, 1 луковица

Сухие грибы промыть и замочить на 2-3 часа в холодной воде, после чего отварить до готовности. Затем грибы откинуть на дуршлаг, грибной отвар процедить, влить в горшок, довести до кипения, посолить, опустить в него нашинкованные грибы, прокаленную гречневую крупу, размешать.

Загустевшую кашу поставить в духовку и довести ее до готовности. При подаче на стол добавить в кашу обжаренный лук.

Грибные оладьи

500 г картофеля, 250 г грибов, растительное масло, соль.

Сырой картофель очистить, промыть и натереть на терке. Очищенные грибы мелко нарезать, перемешать их с картофельной массой и небольшим количеством соли. Класть оладьи ложкой на горячую сковороду с растительным маслом и обжаривать с обеих сторон.

Лисички, тушенные с капустой

1 кг грибов, 500 г белокочанной капусты, 50 г растительного масла, 2 луковицы, соль.

Свежие лисички мелко нарезать. Нарезанный и поджаренный на растительном масле лук соединить с грибами, влить 4-5 ст. ложек воды и тушить 15-20 мин. Затем добавить нарубленную свежую капусту, посолить и тушить до готовности.

Грибы, тушенные с картофелем

400 г грибов, 4-5 клубней картофеля, 1/2 стакана растительного масла, 1 ст. ложка томата-пюре, луковица, соль, перец, лавровый лист, зелень укропа.

Грибы очистить, промыть и на 5-6 мин. опустить в кипяток. Затем откинуть на дуршлаг и дать стечь воде. Нарезать грибы ломтиками, положить в глубокую сковороду, полить маслом. В эту же сковороду добавить томат-пюре, соль, перец, лавровый лист. Поставить сковороду на средний огонь и немного (7-10 мин.) потушить. Картофель очистить, промыть, нарезать ломтиками, обжарить, смешать с шинкованным обжаренным луком и соединить с грибами. Сковороду накрыть крышкой. Тушить до полной готовности всех продуктов. При подаче посыпать зеленью.

Зеленый горошек с молодым картофелем

500 г зеленого горошка, 500 г картофеля, 100 г молодой моркови, 100 г растительного масла, зелень укропа или петрушки, соль.

Горох и нарезанную кружками морковь потушить в небольшом количестве масла и воды. Картофель очистить и сварить отдельно (крупные картофелины разрезать пополам), затем слегка потушить в остальном масле. К картофелю добавить тушеные горошек и морковь. Налить стаккан воды, в которой варился картофель, посыпать измельченным укропом или петрушкой, поварить несколько минут на слабом огне.

Перец, фаршированный рисом

10 стручков перца, 125 г растительного масла, 350 г помидоров, 200 г риса, 2 луковицы, 1 пучок зеленого лука, 2 ломтика белого хлеба, зелень петрушки, укроп, соль, перец. Для заправки: 50 г растительного масла, 2 ст. ложки муки.

Перец промыть, срезать верхушки с плодоножкой и осторожно очистить от семян. Перебранный и вымытый рис отварить в течение 10 минут в кипящей воде, откинуть на сито и поджарить в растительном масле до золотистого цвета, залить кипятком, посолить и варить на слабом огне. Почти готовый снятый с огня рис смешать с поджаренным репчатым луком, мелко нарезанным зеленым луком и зеленью петрушки и укропа, добавить очищенные от кожицы и семян, мелко нарезанные помидоры, замоченный хлеб, молотый перец и все хорошенько перемешать. Начинить перец приготовленным фаршем, обжарить в масле со всех сторон, уложить в подходящую кастрюлю, залить горячей водой, положить очищенные от кожицы и семян помидоры и смешанную с холодным растительным маслом муку. Поставить в горячую духовку на 20 минут.

РЫБНЫЕ БЛЮДА

Отварная рыба

Рыбу разрежьте на небольшие куски. В подсоленную воду положите лук, корень петрушки и доведите до кипения. Уложите на глубокую сковороду или в кастрюлю куски рыбы, залейте ее приготовленным отваром так, чтобы вода не полностью покрывала рыбу, на сильном огне доведите до закипания, затем на слабом огне продолжайте варить рыбу 30-35 минут, постоянно подливая воду.

Готовую рыбу выньте из бульона, каждый кусок тщательно просмотрите и выньте кости.

На гарнир можно подать отварной картофель, политый подсолнечным маслом с толченым чесноком.

Рыба, тушенная с овощами

Морковь и лук очистите, вымойте, нарежьте ломтиками и каждый из них разрежьте на 4 части.

Рыбу очистите от костей и кожи, сполосните в холодной проточной воде, нарежьте небольшими кусочками, соедините их с овощами, добавьте стакан горячей воды, растительное масло, лавровый лист. Выложите в кастрюлю, закройте крышкой и тушите 40 мин. на слабом огне. Крышка должна быть обязательно плотно закрыта.

В качестве гарнира можно подать отварной картофель, зеленый консервированный горошек.

НАПИТКИ ПРОХЛАДИТЕЛЬНЫЕ И ДЕСЕРТНЫЕ

Квас петровский

1 л хлебного кваса, 25 г корня хрена, 2 чайные ложки меда.

Мед растворить в слегка подогретом хлебном квасе, добавить мелко нарезанный корень хрена. Поставить в холодильник на 10-12 часов в хорошо закрытой посуде, после чего процедить. Подавать квас с кусочками пищевого льда.

Компот из земляники (клубники)

550 г свежих ягод, 300 г сахара, 1,2 л воды, 2 г лимонной кислоты.

В кипящую воду всыпать сахар и лимонную кислоту и потом охладить. Землянику, клубнику или малину перебрать, удалить поврежденные ягоды, уложить в дуршлаг, трижды погрузить в ведро с холодной водой, дать ей стечь, промыть кипяченой водой, разложить в стаканы или чашки, залить охлажденным сиропом и дать настояться в течение 3-6 часов.

Кисель из сушеных яблок или кураги

100 г сушеных яблок, половину стакана сахара, 2 столовые ложки картофельного крахмала.

Перебранные и промытые сушеные яблоки положить в кастрюлю, залить 3,5 стакана горячей воды и в таком виде оставить на 2-3 часа. Затем в этой же кастрюле яблоки поставить на огонь и при медленном кипении варить 30 минут. Отвар процедить сквозь сито в другую кастрюлю, а яблоки протереть, положить в отвар, добавить сахар, все это перемешать и вскипятить. Полученный яблочный сироп заварить разведенным картофельным крахмалом. Кисель из кураги приготовляют таким же способом, но сахара берут больше.

Кисель из ревеня

250 г ревеня, половина стакана сахара, 2 столовые ложки картофельного крахмала.

Черешки ревеня зачистить от грубых волокон, промыть в холодной воде и нарезать мелкими кусочками. Вскипятить воду с сахаром и проварить в ней ревень до мягкости (5- 7 минут), после чего процедить. В процеженный отвар влить разведенный картофельный крахмал и, размешивая, дать закипеть еще раз. Можно подкрасить соком любых ягод.

Постные русские заварные блины

4 стакана муки, 4 стакана воды, 20 г сухих дрожжей, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка сахара, растительное масло для жарки.

С вечера всыпать в кастрюлю половину муки, залить 2,5 стаканами крутого кипятка и сразу же тщательно перемешать так, чтобы получился густой ком теста. Тесто остудить, влить разведенные в 1,5 стаканах теплой воды сухие дрожжи, тщательно перемешать, накрыть салфеткой и оставить до утра в теплом месте. На следующий день всыпать в тесто остальную муку, посолить и подсластить, тщательно перемешать, выбить тесто деревянной лопаточкой. Заварное тесто для блинов должно получиться немного более густым, чем обычное тесто для блинов, поэтому, в зависимости от качества муки, следует добавить в тесто еще немного муки, или же наоборот, подлить немного воды. Оставить тесто подниматься на 2-3 часа, затем, не размешивая более, наливать маленьким половником на горячую сковороду, смазанную растительным маслом, и печь блины.