Эссе мы рождены чтобы жить совместно наше общество свод из камней. "Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого" Сенека

Краткие рекомендации по написанию эссе Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. Темой эссе является одна из выбранных экзаменуемым цитат. Цитаты принадлежат известным людям и расположены в соответствии с тем, с какой наукой они связаны: философия, социальная психология, экономика, социология, политология. Что следует знать при написании эссе? 1. Прежде всего следует внимательно прочесть инструкцию к разделу 29. 2. Выбор темы. При выборе темы следует исходить из того, материал какой темы вам наиболее знаком, насколько вы владеете терминологией данной науки, насколько убедительны вы можете быть в аргументации своих утверждений. 3. Объем работы. К объему эссе по обществознанию не предъявляется строгих требований. 15-20 предложений, 2/3 А4. Поэтому при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4. 4. Начните работу с написания цитаты, имени цитируемого, науки и номера задания (29.3 – экономика. «Деньги рождают деньги» (Т.Фуллер)). Это позволит вам во время работы не обращаться постоянно к бланку заданий, да и проверяющему будет легче анализировать ваш труд. 5. Интерпретация цитаты. Прежде всего следует объяснить, как вы понимаете высказанную в цитате мысль. Одна и та же цитата может пониматься разными людьми по-разному или хотя бы толковаться с различными нюансами. Это позволит вам и проверяющему четко представлять, в каком ключе последует дальнейшее рассуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кем являлся цитируемый, если это вам известно. 6. Далее следует выразить свое отношение к высказанной и интерпретируемой вами мысли. Вы можете с нею согласиться или не согласиться либо согласиться частично. От вашей оценки будет зависеть, доказывать, опровергать или частично доказывать и частично опровергать вы будете цитируемого. Разумеется, следует пояснить выбранную вами позицию. Эта часть работы также займет несколько предложений. 7. Основная часть работы – ваше рассуждение с использованием знаний по курсу. При этом рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной тематике, в нашем примере – экономических. Термины и понятия следует употреблять к месту, а не как попало, механически, пару из них можно расшифровать, демонстрируя свой словарный запас. Напомним еще раз: рассуждение и терминология должны соответствовать выбранной тематике. 8. Аргументация. Рассуждение должно подкрепляться аргументами. В качестве аргументов могут применяться истинные, логически правильные умозаключения, примеры, ссылки на авторитетное мнение. Чаще всего в эссе школьников используются примеры. Лучше, если это будут факты из научной практики, публицистики, художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из области науки, новостного характера или художественной литературы, один из бытовой практики. Если ваши примеры-аргументы описаны подробно, достаточно и двух. Аргументация может органично вплетаться в текст вашего рассуждения по теме, а может стать и самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац. 9. Работа заканчивается подведением итогов, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого работу можно считать законченной. 10. Проверьте свою работу на предмет поиска ошибок, соответствия теме, наличию уместных понятий и терминов, аргументов. Разумеется, текст должен быть понятным, грамотным, почерк разборчивым. Желательно хотя бы предварительные наметки эссе сделать в черновике. 1. «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон. Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение. Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода. Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты. В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед. Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению. В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия. Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд. Проблема Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует. От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны Аргумент1 Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед Тезис 2 Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура Аргумент 2 Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. Вывод Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом, а движение вперёд и только вперёд. Баллы: 2 2. «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни. В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода. Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм. С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом. Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными. проблема - актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни. Аргумент1 В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. Тезис 2 Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм. Аргумент 2 С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом. Вывод революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными. Баллы: 0 3. Революции – варварский способ прогресса. Ж.Жорес Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии, все известные революции несли в себе собственную смерть, обрекали народы на гражданские войны, ломали судьбы людей. Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Угасая, революции оставляют след. Чем гуманнее и справедливее были идеалы революции, тем ярче этот след. Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие. Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французской революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев. Если в прежние времена деспотизма и самодержавия революции являлись вынужденными формами протеста, то сейчас, в эпоху торжества идей демократии предпочтительнее эволюционный путь развития общества. Я уверен, что эволюция (замедленная или ускоренная) в зависимости от обстоятельств, составляет «естественное русло движения человечества» (по Смирнову). Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса. проблема - актуальность - Термин 1-2 Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. Своя позиция Т1 Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Аргумент1 Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Тезис 2 Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие Аргумент 2 Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французской революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев. Вывод Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса. Баллы: 0 4. "Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия" И.Гете. Что такое насилие? Обычно, говоря о насилии, мы имеем в виду жестокость. Но в высказывании Гете слово насилие имеет иное значение: запрет, ограничение свободы. Значит смысл этого высказывания заключается в том, что общество может контролировать поведение людей мирным путем, используя законы и общественную мораль. Я не могу не согласиться с немецким писателем и философом Гете. В обществе действует механизм соц.контроля - набора средств, который применяется обществом для его сохранения и нормального функционирования. Соц. контроль может осуществлять политико-юридическая система, общественная мораль, а также профессиональная система и система неформальных требований. И все это - мирные формы регулирования поведения человека: они осуществляются при помощи соц.санкций, то есть поощрений и наказаний, способствующих соблюдению соц.норм. Аргументом может послужить следующий пример. Допустим, человек хочет украсть что-либо или совершить убийство. Однако каким бы сильным не было его стремление к деликвентному поведению, общество запрещает ему это сделать: во-первых, законом предусмотрено наказание за совершение противоправного деяния, во-вторых, общественная мораль его, скорее всего, осудит. Или человеку хочется сломать посаженные в парке деревья, сорвать цветы, но он, зная о том, что общество применит к нему за это формальные (привлекут к административной ответственности) и неформальные (друзья перестанут с ним общаться, коллеги перестанут с ним здороваться и т.п.) негативные социальные санкции, не совершит такого поступка. Итак, завершая рассуждения над этой актуальной проблемой, я прихожу к выводу, что, хотя социальные санкции и уподобляют насилию(ведь ни ограничивают свободу человека), все же это мирный способ насилия, так как направлен он на развитие общества и сохранение порядка в нем. И еще один вопрос. Дано высказывание Б.Шоу "здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - своего позвоночника" Подойдет ли следующий аргумент: все знают, сколько горя принесла миру фашистская Германия, когда в сороковые годы 20 века Гитлер и его союзники, пропагандируя идеи нац. превосходства, развязали Вторую мировую войну. Разве можно говорить о здоровье нации, если она осуществляет нац.насилие в отношении других этносов - подавляет и принижает их? Очевидно, ощущение своей принадлежности к нации порождает ненависть и вражду к другим народам, становясь основой для конфликтов и войн. Такую нацию нельзя считать здоровой. И вывод: конечно, патриотизм должен быть присущ людям, но плохо, если он перерастает в национализм и шовинизм. Нужно стремиться к толерантности в отношении национальной культуры, обычаев и традиций народов, освобождаться от предрассудков об исключительно проблема Что такое насилие? Обычно, говоря о насилии, мы имеем в виду жестокость. Но в высказывании Гете слово насилие имеет иное значение: запрет, ограничение свободы. Значит смысл этого высказывания заключается в том, что общество может контролировать поведение людей мирным путем, используя законы и общественную мораль. актуальность - Термин 1-2 - Своя позиция Т1 Я не могу не согласиться с немецким писателем и философом Гете. В обществе действует механизм соц.контроля - набора средств, который применяется обществом для его сохранения и нормального функционирования. Соц. контроль может осуществлять политико-юридическая система, общественная мораль, а также профессиональная система и система неформальных требований. И все это - мирные формы регулирования поведения человека: они осуществляются при помощи соц.санкций, то есть поощрений и наказаний, способствующих соблюдению соц.норм. Аргумент1 Допустим, человек хочет украсть что-либо или совершить убийство. Однако каким бы сильным не было его стремление к деликвентному поведению, общество запрещает ему это сделать: во-первых, законом предусмотрено наказание за совершение противоправного деяния, во-вторых, общественная мораль его, скорее всего, осудит. Или человеку хочется сломать посаженные в парке деревья, сорвать цветы, но он, зная о том, что общество применит к нему за это формальные (привлекут к административной ответственности) и неформальные (друзья перестанут с ним общаться, коллеги перестанут с ним здороваться и т.п.) негативные социальные санкции, не совершит такого поступка. Тезис 2 Дано высказывание Б.Шоу "здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - своего позвоночника" Аргумент 2 Подойдет ли следующий аргумент: все знают, сколько горя принесла миру фашистская Германия, когда в сороковые годы 20 века Гитлер и его союзники, пропагандируя идеи нац. превосходства, развязали Вторую мировую войну. Разве можно говорить о здоровье нации, если она осуществляет нац.насилие в отношении других этносов - подавляет и принижает их? Очевидно, ощущение своей принадлежности к нации порождает ненависть и вражду к другим народам, становясь основой для конфликтов и войн. Такую нацию нельзя считать здоровой. Вывод конечно, патриотизм должен быть присущ людям, но плохо, если он перерастает в национализм и шовинизм. Нужно стремиться к толерантности в отношении национальной культур, обычаев и традиций народов, освобождаться от предрассудков. Баллы: 4

Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)

Фраза Сенеки для меня является ключом к ответу на вопрос, что же такое общество. Существует много определений понятия общества. Рассмотрим одно из них. Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии. В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты. Обратимся к истории. На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе. Этот пример иллюстрирует связь правовых норм и социальных отношений. Общественная жизнь находится в постоянном изменении и развитии, которое может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Этот фактор зависит от прочности связей между подсистемами. Действительно, если в стране начнется экономический кризис, то сразу же будет разлад в социальной сфере, что повлечет за собой крушение духовной сферы. В таком государстве будет наблюдаться регрессивное развитие общественной жизни. Произойдет разлад в обществе. Таким образом, общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен. Сегодня определений у понятия «Общество» огромное множество, - это и то, что общество – это группа людей объединенных общими интересами; общество – это определенный этап в развитии человеческого сообщества; общество – это все человечество в целом в его прошлом, настоящем и будущем и многое другое. Однако главное о чем говорит Сенека – это то, что в основе общества лежит взаимодействие между его членами (если бы один не поддерживал другого), без которого бы общество обрушилось. И действительно трудно представить себе общество в котором бы люди не взаимодействовали между собой в разных видах и формах (участие в совместной деятельности (строительство дома), общение (родитель - ребенок), ответ на вызовы природы (строительство защитных дамб от наводнений) и т.д.).
По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

проблема Из этого определения следует, что общество как и всякая система состоит из элементов, так называемых «камней», которые находятся в постоянном взаимодействии и развитии.
актуальность Нельзя не согласиться с высказыванием Сенеки. Вопрос о том, что такое общество, каково место человека в нем волновал человеческие умы с незапамятных времен.
Термин 1-2 1)Общество – это динамическая система, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. 2) Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями
Своя позиция Т1 В структуре общества можно выделить четыре подсистемы, представленные сферами общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Каждая сфера является сложным образованием и состоит из множества элементов. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, называются общественными отношениями. Еще одним важнейшим элементом общества являются социальные институты.
Аргумент1 На Руси в первых законах были предусмотрены различные наказания за убийство. Степень жесткости наказания зависела от принадлежности к тому или иному социальному слою или группе.
Тезис 2 -
Аргумент 2 -
Вывод По-моему, общество, вне взаимодействия между его членами существовать не может и не сможет существовать никогда, как бы человек не стремился быть автономным и независимым. Без взаимной поддержки у общества нет никаких перспектив к развитию.

Поддержка - это когда вы разделяете чувства человека, даёте понять, что он не один в своей беде. Время от времени она нужна каждому: люди - социальные существа, они ориентированы на то, чтобы жить в группе и сближаться с себе подобными. Никто не может справиться со всеми трудностями в одиночку, но в традициях нашей культуры поддержкой называют даже то, что не имеет к ней никакого отношения, например призывы «собраться» и «держаться», поучения, нотации, причитания и даже запугивание. Разбираемся, как надо поддерживать других, а как - нет.

Как не надо

Если человек говорит вам, что прекрасно обходится без поддержки и совершенно в ней не нуждается, вполне вероятно, что под поддержкой он понимает именно эти токсичные и вредные реакции. Тот, кто сталкивался в основном с ними, когда нуждался в помощи и принятии, действительно предпочитает держать чувства в себе и справляться самостоятельно. В чём отличие токсичных реакций от настоящей поддержки? Как поддерживать друг друга грамотно и правильно? Начнём с того, что поддержкой не является, а только маскируется под неё.

«Соберись!»

Фразы «Держись», «Крепись», «Мужайся» и прочие призывы к стойкости - не слишком хороший способ поддержать. У человека, который обращается за поддержкой, цель ровно противоположная. Он хочет с кем-то разделить эмоциональный груз и как раз не «держаться», а хотя бы немного расслабиться и почувствовать себя лучше. Слова «держись» или «мужайся» транслируют ему: «В поддержке отказано. Решай всё сам, будь сильным. Соберись».

«А у моего соседа кошку бездомные собаки загрызли»

Ещё в экстремальной ситуации человеку никак не помогают причитания. У подруги попал в реанимацию кто-то из близких, украли кошелёк, пропала собака? Не говорите ей: «Какой кошмар!» Она уже знает, что это действительно кошмар. И не рассказывайте ей об аналогичных случаях, произошедших у ваших знакомых. Это ничем ей не поможет, а только усилит панику. Вообще, если вы хотите посочувствовать, не стоит нагружать человека своими эмоциями. Сейчас он сам нуждается в утешении, и у него точно нет ресурса успокаивать собеседника. Ваши слёзы и причитания в духе «Какой ужас, что же теперь делать-то?» лишь убедят напуганного человека в том, что всё действительно очень плохо.

«Ты права, он дурак»

Будьте осторожны, если хотите присоединиться к гневу или недовольству собеседника: разжигание отрицательных эмоций скорее дезадаптирует, чем помогает справиться с ситуацией. А человек, жалующийся на близких, обычно испытывает противоречивые чувства: с ним плохо поступили те, кого он любит. Говоря: «Да, твой муж настоящий эгоист!» или «Похоже, твоя сестра вообще не способна логически мыслить» - вы как бы подтверждаете его худшие опасения.

Никто на самом деле не хочет думать, что его близкие - монстры. Даже если ситуация действительно требует резкой негативной оценки (в случае физического или эмоционального насилия, к примеру), лучше подать эту информацию более взвешенно: «Знаешь, мне кажется, что такие слова - это чистой воды манипуляция», «Такой поступок кажется мне нечестным по отношению к тебе», «Мне кажется, то, что происходит, опасно для тебя».

«Я знаю прекрасного гомеопата, он поможет!»

Непрошеные советы - тоже плохая идея. «Часто болеет ребёнок? Слушай, у меня есть контакты отличного педиатра, сейчас подскажу. Тебе нужно его закаливать, я пришлю тебе ссылку на статью о том, как это делать».

Практическая помощь очень важна, но только в том случае, когда вас о ней попросили. Навязывать её без запроса нежелательно. Во-первых, не факт, что попавший в трудную ситуацию человек готов к активным действиям прямо сейчас - возможно, ему для этого сначала нужно прийти в себя и собраться с мыслями. Во-вторых, неизвестно, нужна ли ему та форма помощи, которую вы хотите предложить. Только сам человек может решать, какие действия будут для него правильными: закаливать ребёнка, обратиться к проверенному врачу или просто переждать период бесконечных детских простуд. Навязывая собеседнику конкретные действия, мы закладываем в это идею о его беспомощности: «Ты сам не способен ни с чем справиться, сейчас я расскажу тебе, как следует поступать».

«Со мной такого не бывает»

Разговор свысока, демонстрирующий, что у вас-то в этой сфере точно всё в порядке, - это нечестный способ поведения, который ни в какой степени не является поддержкой. Например, в ситуации, когда вы говорите человеку, у которого диагностировали депрессию: «Надо же, как тебе не повезло. А я вот практикую позитивный образ мыслей и стараюсь радоваться каждому дню, и у меня депрессий не бывает», - нет ничего, кроме желания почувствовать себя лучше за счёт собеседника, находящегося в трудной ситуации.

«Сама виновата!»

Совсем уж неприемлемы обвинения, «волшебные пинки» и прочие средства «народной» психологии - это виктимблейминг и полная противоположность поддержке. Пример подобной токсичной реакции, к сожалению, часто подают родители детей и подростков: «Всё-таки завалил четвертную контрольную? А я тебе говорила, надо меньше за компьютером сидеть. Но ты же не слушаешь, ты же у нас самый умный! Не знаю, как ты теперь будешь исправлять оценку».

Считается, что такая реакция помогает собраться и действовать, а также осознать свои прошлые ошибки и больше не повторять их. На самом деле эффект будет прямо противоположным: в ситуации стресса никто не способен анализировать ошибки и делать выводы на будущее, а обвинения и жёсткая манера разговора лишь усиливают травму. На короткое время человек может действительно собраться и действовать, но не потому, что «волшебный пинок» работает, а потому, что это стрессовая реакция, когда все чувства заморожены.

Но в долгосрочной перспективе этот способ очень токсичен. Он несёт посыл: «У тебя случилась неприятность? Значит, ты сама плохая (сам плохой). Не жди, что я буду тебе помогать». Кроме дополнительного стресса для человека, у которого что-то случилось, «волшебные пинки» разрушают отношения. Сложно доверять тому, кто добивает лежачего.

Как надо

Поддержка по своей сути - это сообщение другому человеку: «Я тебя слышу, понимаю, принимаю твои чувства и твою трудную ситуацию, и я готов быть в ней с тобой». Быть с кем-то в трудной ситуации можно по-разному - это зависит и от степени близости с человеком, и от самой ситуации, а ещё - от имеющихся у вас сил, ресурсов и желания помогать. Как же в таком случае поддерживать?


Трезво оцените свои силы

Небольшая, но искренняя поддержка лучше её симуляции. Часто на жалобы реагируют токсичными способами именно оттого, что у собеседника, от которого ждут поддержки, нет на неё сил или ресурса, но он боится признаться в этом. Не нужно стыдиться: совершенно нормально не хотеть или не мочь поддерживать кого-то. Предлагайте только то, что действительно сможете предоставить без насилия над собой. Возможно, вы сейчас способны послушать собеседника только пять минут, и не больше. Или можете поговорить полчаса, но не готовы оказывать практическую помощь.

Если у вас нет сил даже на то, чтобы побыть рядом с человеком, когда он испытывает трудные чувства, честнее всего будет сказать об этом: «Прости, пожалуйста, но я сейчас очень устал, на нервах, совершенно вымотан. Я мог бы поговорить с тобой завтра, если тебе это будет удобно». Не факт, что собеседник на вас не обидится, - но это лучше, чем совершать над собой насилие, а потом сливать агрессию на другого.

Выслушайте и разделите
чувства другого

Словесная поддержка - способ, который кажется самым простым, но на самом деле находиться рядом с человеком, который испытывает сильные негативные чувства, непросто. Нам хочется эмоционально отгородиться, «выскочить» из неприятной темы, и поэтому мы часто возвращаемся в одну из токсичных реакций.

Чтобы поддержать человека в разговоре, нужно просто быть рядом, разделять эмоции собеседника и не отталкивать его. Дайте ему выговориться. Используйте активное слушание: кивайте, поддакивайте, задавайте короткие уточняющие вопросы. Человека в стрессе, огорчённого или раздражённого, очень поддерживает просто словесное выражение сочувствия. В русском языке форма «Мне жаль» до сих пор звучит немного коряво, но она подходит - так же, как и «Сочувствую» или «Как жаль, что с тобой это произошло». Можете отразить чувства собеседника: «Это, похоже, действительно неприятно», «Звучит очень грустно», «Понимаю, почему ты на них так злишься». Воздержитесь от того, чтобы давать оценку ситуации, действиям и поступкам.

Спросите, нужна ли помощь

Ещё один отличный способ поддержать - прямым текстом спросить человека, что ему нужно в этой ситуации: «Я могу что-то для тебя сделать? Скажи, если я чем-то могу тебе помочь». Возможно, разговора было достаточно. Или окажется, что нужна практическая помощь, совет, контакты - это будет совершенно уместно, если человек попросил об этом напрямую.

ЭССЕ
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).
Выбранное мною высказывание затрагивает проблему общественной солидарности, то есть взаимосвязи составляющих ее элементов.
Данная проблема всегда была, и будет оставаться значимой, так как она определяет деятельность общества, как единого механизма, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено. Поэтому актуальность этой проблемы, нельзя соотносить только с каким - то определенным этапом времени, техническим развитием или государством.
Известный римский философ, поэт и государственный деятель Сенека говорил: «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого». Таким образом, метафорично сравнивая общество со сводом камней, Сенека указывает на системный характер общества, на тесную связь всех входящих в нее элементов. Также он считает, что общество – это зыбкая структура, которая без единства легко распадается. Я думаю, что такая яркая параллель как нельзя лучше подчеркивает, что общество – это система, и что в отсутствии одного элемента, утратился бы и другой, а за ними вышел бы из строя и третий.
Прежде всего, рассмотрим понятие общества, как системы. Общество как система – это некая цельность, которая включает в себя определенные элементы, которые тесно связаны между собой. В структуру общества входят подсистемы: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни. Все они взаимосвязаны и подчистую не имеют четких границ между друг другом. Хочу подтвердить теорию на конкретных примерах. Например, в тяжелый для России период в начале XVII века, в стране имели место хозяйственная разруха, рост налогов, голод. В политической сфере был династический кризис. Все это привело к смуте. Еще одним примером может послужить период Гражданской войны в США (1861 – 1865). Это время характеризовалось раздробленностью страны, 11 рабовладельческих штатов даже образовали свою «Конфедерацию». Наконец, после четырех лет войны южные штаты сдались, и рабство было повсеместно отменено. И конечно же главный пример того, что общество должно быть единым – это идущая сейчас гражданская война на Украине, и все ужасы, которые сейчас происходят там. Раскол общества, нацизм, убийство мирных жителей Юго - Востока Украины, убийство детей, стариков.
Мой личный социальный опыт невелик. Однако на примере школы можно проследить за тесной связью всех ее элементов. Успех и престиж школы зависит не только от стараний учеников, но и учителей, администрации школы и родителей. Только слаженный механизм принесет нужные плоды.
Итак, приведя теоретические доводы и примеры, мы убеждаемся, что общество – это единая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов, и которое может разрушиться из – за отсутствия единства и согласия среди ее составляющих.


Приложенные файлы

« Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Выбранное мною высказывание затрагивает проблему общественной солидарности, то есть взаимосвязи составляющих её элементов. Данная проблема всегда была, и будет оставаться значимой, так как она определяет деятельность общества, как единого механизма, в котором всё взаимозависимо и взаимообусловлено. Поэтому актуальность этой проблемы нельзя соотносить только с каким-то определенным этапом времени, техническим развитием или государством. Взаимозависимость характерна для всех типов обществ в совершенно разные эпохи.

Известный римский философ, поэт и государственный деятель - Сенека говорил, что: « Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другой». Таким образом, метафорично сравнивая общество со сводом камней, Сенека указывает на системный характер общества, на тесную связь всех входящих в неё элементов. Также, он считает, что общество-это зыбкая структура, которая без единства легко распадется. Я думаю, что такая яркая параллель как нельзя лучше подчёркивает, что общество-это система, и что в отсутствии одного элемента, утратился бы и другой, а за ним вышел бы из строя и третий.

Прежде всего, рассмотрим понятие общества как системы. Общество как система - это некая цельность, которая включает в себя определенные элементы, которые тесно связаны между собой. В структуру общества входят подсистемы, а также социальные элементы. Структуру общества составляют следующие подсистемы: экономическая, социальная, политическая и духовная сферы жизни. Все они взаимосвязаны и подчистую не имеют чётких границ между друг другом. Локальным элементом общества являются социальные институты. Под социальным институтом понимаются определенные образования, которые создаются для удовлетворения каких-то потребностей. Эти учреждения также не обособлены друг от друга, а объединяются в единую систему.

Подтвердим теорию на конкретных примерах. Например, в тяжелый для России период начала XVII века, в стране имели место хозяйственная разруха, рост налогов, голод. В политической сфере был династический кризис. Всё это повлекло Смуту. Россию в тот момент спас только объединенный народ, а именно народное ополчение. Ещё одним примером может послужить период Гражданской войны в США (1861- 1865). Это время характеризовалось раздробленностью страны, 11 рабовладельческих штатов даже образовали свою «Конфедерацию». Наконец, после четырех лет войны южные штаты сдались, и рабство было повсеместно отменено. Затем последовала эра Реконструкции Юга, которая разрешила многие общественные проблемы и собрала общество воедино.

Мой личный социальный опыт не велик. Однако на примере школы можно проследить за тесной связью всех её элементов. Успех и престиж школы зависит не только от стараний ученика, но и учителей, администрации и родителей. Только слаженный механизм принесет нужные плоды.

Итак, приведя теоретические доводы и примеры из истории, мы убеждаемся, что общество-это единая система, которая состоит из взаимосвязанных элементов, и которая может разрушиться из-за отсутствия единства и согласия среди её составляющих.

2 из 6
Оценка эксперта внизу

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Сенека

Данным высказыванием действительно затрагивает важные проблемы человечества в целом. Что такое общество? Действительно ли в обществе так важна общая поддержка между людьми? Такие вопросы задает автор читателям, заставляя нас размышлять над ними.

В доказательство своей точки зрения, приведу материал из теории по обществознанию.

Общество, исходя из широкого значения слова, представляет собой форму организации и способы взаимодействия людей. Одним из необходимых факторов для нормального функционирования общества является его целостность. Это понятие можно понимать, как связь его составляющих и неотделимость их друг от друга. К элементам общества относятся социальная, экономическая, политическая и духовная сферы. И если одну из сфер жизни убрать, то общество как таковое перестанет существовать. Это и хотел сказать Сенека читателям этим высказыванием.

Еще одним доказательством моей точки зрения может послужить история нашего государства. Россия проходила через очень сложные и трудные моменты. Одним из главных препятствий, встававших на пути нашего государства была Вторая Мировая война, которая стала колоссальным бедствием для огромного количества стран. Наше государство также понесло огромные убытки. Но наше общество смогло даже под жесточайшим давлением сохранить свой человеческий облик и отстоять нашу страну перед врагом. Сплоченность всех сфер общества помогло России выдержать огромный натиск на целостность общества.

Обновлено: 2018-03-09

Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)

29.2 Теоретическое содержание раскрыто частично. (1 балл)

Правильно указана такая черта общества как целостность, единство 4-х подсистем, названы эти подсистемы; дано определение понятия общества.

Надо было : показать, что еще скрепляет общество: 1)социальные институты и общественные отношения; 2) социальные нормы; 3) личностные отношения

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (0 баллов)

Некорректность следующего высказывания с обществоведческой точки зрения:

«главными чертами настоящего общества должны быть цельность, твердость и монолитность»

Это высказывание внутренне противоречиво: что значит «настоящее общество»? разве бывает общество «ненастоящее»?; как определить «твердость и монолитность» общества?

29.4 Фактические аргументы – (0 балл) (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Представлен один пример из истории. Пример не связан с теорией и обществоведческой идеей высказывания.

Можно было показать на основе этого примера, как были связаны все сферы. Экономическая: все ресурсы страны работали на фронт, социальная: всё население было отмобилизовано: « все для фронта, все для победы»; политическая: глава государства – главнокомандующий; духовная: патриотизм

Надо было привести 2-й пример. Допустим, из современной жизни. Общество состоит из семей – ячеек общества, важнейших социальных институтов, которые скрепляют все общество. Вот почему Правительство РФ приняло Программу поддержки молодых семей.

Итого: 2 балла

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.