F35 или су 35 что лучше. Авиация россии

На фоне нарастающей напряженности между Турцией и Соединенными Штатами по ряду критических вопросов, среди которых конфликт интересов в Сирии и развитие военного сотрудничества с Россией, в Вашингтоне настояли на отмене сделки по продаже истребителей F-35A Анкаре. Решение о приобретении С-400 вместо западных аналогов стало причиной, по которой США начали угрожать Турции экономическими санкциями. Угроза отмены поставок F-35 стала еще одним инструментом, призванным заставить турецкие власти отказаться от приобретения российских систем ПВО.

Кроме того, Израиль заявил, что приобретение новых американских истребителей-невидимок Анкарой сведет на нет преимущество израильских ВВС в случае конфликта между странами. Израиль обратился к США с просьбой отказать турецким военным в новейшем программном обеспечении для F-35, если сделка все же состоится, чтобы обеспечить израильтянам преимущество.

недавно турецкие СМИ сообщили , что Анкара может приобрести российские истребители пятого поколения Су-57 вместо американских F-35. Отмена поставок американских самолетов может привести к тому, что в случае конфликта Израиль, Греция и другие потенциальные противники Турции столкнутся с гораздо более опасным воздушным флотом, чем могли бы в случае приобретения Анкарой F-35.

Оба самолета являются истребителями пятого поколения, однако у них много различий, пишет Military Watch . Так, F-35 был разработан в качестве более легкого и менее дорогостоящего дополнения к снятому с производства многоцелевому истребителю F-22 Raptor, экспорт которого был запрещен еще в 1997 году.

Су-57, напротив, был спроектирован в качестве тяжелого истребителя, предназначенного, как и F-22, для завоевания превосходства в воздухе и, в том числе, для сражений с американскими "Рапторами". Как и F-22, Су-57 гораздо лучше приспособлен к ведению воздушного боя, чем F-35. Среди его основных преимуществ можно отметить маневренность, более высокую скорость и максимальную высоту полета, превосходное вооружение. По всем этим параметрам российский самолет опережает F-35.

Сегодня военно-воздушные силы Турции располагают значительным парком легких истребителей, состоящим примерно из 250 F-16 и 40 F-5. И все же их возможности ВВС по обеспечению превосходства в воздухе оставляют желать лучшего, так устаревшие F-4E Phantom третьего поколения остаются их единственными тяжелыми истребителями. Покупка F-35 обеспечила бы турецких военных значительно более современными легкими истребителями, чем F-16 и F-5. Однако Су-57 является более подходящим вариантом для завоевания превосходства в воздухе. И именно поэтому он может стать идеальным выбором для Турции. Кроме того, широкий выбор ракет и бомб позволяет Су-57 выполнять задачи по поддержке с воздуха. Самолет можно оснастить сверхзвуковыми ракетами, которые значительно превосходят дозвуковые боеприпасы "воздух-поверхность", используемые F-35. Ударные возможности тяжелого истребителя в сочетании с его высокой живучестью могут сделать его очень ценным активом на Ближнем Востоке.

Итак, если США так и не поставят Анкаре F-35, Турция не только укрепит свои связи с Москвой, но и получит значительно более тяжелые самолеты для своих ВВС. Кроме того, приобретение Су-57 может оказаться первым шагом на пути вовлечения РФ в программу создания турецкого истребителя пятого поколения, что также серьезно ударит по интересам Соединенных Штатов.

Истребитель Су-35 является самым современным самолетом, выпускающимся российским оборонно-промышленным комплексом. Он условно относится к четвертому поколению, но обладает некоторыми признаками самолетов пятого поколения.

Американское руководство возлагает большие надежды на самолет F-35, который должен стать основой флота тактических истребителей ВВС США. Предлагаем сравнить два этих самолета.

Истребитель Су-35 является потомком знаменитого советского и российского Су-27, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Су-35 обладает усовершенствованной авиационной электроникой, двигателем и корпусом. Эта машина активно поступает на вооружение частей и соединений ВКС РФ. При этом недавно был подписан первый экспортный контракт на продажу этих истребителей.

Самолет F-35 еще не начал полноценную службу, - на данный момент завершается доводка нового истребителя. При этом на F-35 со всех сторон продолжает сыпаться критика. Основной проблемой является стоимость программы разработки и производства этой машиной. Один F-35 стоит более 100 миллионов долларов, хотя изначально истребитель должен был стоить около 30 миллионов. Отметим, что один экземпляр Су-35 обходится Минобороны РФ в 13 миллионов долларов. Что касается технических особенностей, то вопросы у специалистов вызывают силовые агрегаты, авионика и даже шлемы пилотов F-35.

Главным преимуществом Су-35 над F-35 является маневренность. Мощный двигатель Су-35 позволяет летчикам выполнять все виды сложнейших маневров, в то время как американские конструкторы понадеялись на стелс-технологии, явно позабыв, что «невидимость» самолетов зависит в первую очередь от сверхманевренности. Ряд экспертов отмечают, что высокая маневренность Су-35 может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника. Для гарантированного уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен к нему максимально приблизиться, тем самым подвергнув себя риску быть обнаруженным. При этом Су-35 не оставит ни единого шанса F-35 в ближнем бою.

Российская машина оснащена более совершенным оружием, - в частности, дальность некоторых ракет достигает 400 километров. Американская машина может брать на борт лишь небольшое число ракет, которые обладают намного меньшей дальностью.

Несколько лет назад было проведено моделирование воздушного боя Су-35 с американскими машинами пятого поколения F-35 и F-22. По словам австралийского парламентария Дениса Дженсена, который присутствовал во время моделирования, российский истребитель не оставил ни единого шанса американским машинам. Дело в том, что Австралия собирается приобрести партию американских самолетов пятого поколения, но по итогам множества испытаний делает ставку на F-22.

Австралийские эксперты, кстати, относят F-35 к четвертому, а не пятому поколению из-за большой заметности и других недостатков. Интересно, что отказались от покупки F-35 и канадцы. Вместе с тем ВВС США, конечно, уже не имеют права отказаться от машины, на разработку которой были потрачены огромные деньги, - точка невозврата давно пройдена. Таким образом, Военно-воздушные силы заокеанской державы будут оснащаться дорогим самолетом с кучей проблем.

Истребитель F-35, несмотря на высокую стоимость, не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются ВВС всех стран мира. В свою очередь, Су-35 лучше своего оппонента по ряду ключевых параметров. Из этого можно сделать вывод, что российский истребитель превосходит американский.

(C=серийный) – многоцелевой истребитель почти-пятого поколения (т.н. поколение 4++). До желанного 5-го не хватает малозаметности: ЭПР=0,7м 2 (у F-22 показатель эффективной площади рассеивания = 0,1 м 2 , а во фронтальной проекции и вовсе 0,001 м 2).

Отличие Су-35 от зарубежных аналогов – двигатель с вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это значит, что Су-35 может рулить двигателем в любую сторону и быстро менять направление, а также:

  • «встать на хвост» («кобра Пугачёва»), чтобы резко сбросить скорость и обмануть ракету;
  • сделать мёртвую петлю малого радиуса («чакра Фролова», радиус – длина самолёта), чтобы зайти в хвост противнику;
  • горизонтально крутиться, как юла, почти не теряя скорости («блин», он же «сухой лист»), чтобы мигом собрать информацию на 360 о вокруг.

Реальная оценка боя СУ 35 против F 22

Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:

  • В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью;
  • В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.

«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!

Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):

  • сверхманёвренность;
  • системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
  • боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).

Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90 о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).

Сравнение характеристик СУ 35 и F 22

F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у F22 будут серьёзные проблемы.

Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:

F-22 Су-35
Характеристики 5-го поколения
ЭПР 0,001-0,1 м 2 0,7-2 м 2
Радиолокационная станция AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

Су-35 – 150 км

Воздушных целей с ЭПР=1м 2 – 225 км

«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м 2) — 90 км

Воздушных целей с ЭПР=3 м 2 – 150-400 км

Оптика в инфракрасном спектре Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели нет IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.
Предупреждение о пуске ракеты да да
Сверхзвук без форсажа Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха)
Габариты и лётные характеристики
Максимальная скорость на форсаже 2,25 Маха (2410 км/ч) 2,25 Маха (2410 км/ч)
Боевой радиус 760 км 1600 км
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) 3220 км 3600 км
Максимальная высота 20 км 20 км
Размер 19х14х5 м 22х15х6 м
Масса Пустого — 19,7 т

Взлётная – 38 т

Топлива – 8,2 т

Пустого – 19 т

Взлётная – 34,5 т

Топлива – 11,5 т

Вооружение
Максимум ракет «воздух-воздух» 6 внутри + 2 снаружи 6 внутри + 8 снаружи
3,5 т 8 т
Оружие дальнего боя AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км

K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км

Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км

Оружие ближнего боя Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км
Авиапушка Барабанный 20-мм Вулкан М612А 30-мм ГШ-30-1
Сколько и за сколько
стоимость 140 млн. долларов 50 млн. долларов
Количество на вооружении (на 2019 год) 180+ 50
Опыт использования С 2005 С 2014

F 35 против СУ 35

F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:

  • наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО ;
  • с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B;
  • палубные (CV) F-35C.

Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.

Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:

  • Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету);
  • В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.

По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок — 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:

  • лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность;
  • крейсерская скорость – 850 км/ч;
  • максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
  • дальность – 2500 км;
  • высота – 18 км.

Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:

  • обзор — 360о;
  • дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км;
  • ночная навигация;
  • всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).

С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.

Еврофайтер тайфун против СУ 35

Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).

Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.

Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.

Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше - 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.

«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.

Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.

Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.

Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2019 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

September 26th, 2013

Обычное дело. Помните как все мечтали узнать кто кого победит, Брюс Ли или Чак Норрис, Сильвестр или Арнольд. Так же и обсуждая любые системы вооружения интересно узнать кто выйдет победителем из боя. Конечно самый объективный судья — это такой процесс как «война». Но, слава Богу, это еще не повсеместное явление. Поэтому существует много рассуждений чей танк лучше, чей самолет быстрее собьет другой вертолет. Давайте почитаем рассуждения разных специалистов на счет Су-35 и F-35.

В июле 2008 года было проведено моделирование воздушного боя с участием истребителя Су-35 против смешанного парка американских истребителей — F-22, F/A-18 Super Hornet и F-35, где последний был «избит дубинкой как ребенок». Моделирование было проведено на базе Хикам ВВС США на Гавайях, чему свидетелями были, по меньшей мере, четыре представителя ВВС и военной разведки Австралии. Депутат австралийского парламента Денис Дженсен (Dennis Jensen) со знанием дела заявил, что в ходе «строго засекреченного моделирования» F-35 был «беспощадно избит истребителем Су-35».

«Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin – производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet.

В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Начальник программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис заявил, что в ходе учений решались задачи совершенно другой направленности неприминув, впрочем подметить подавляющее превосходство F-35 перед всеми существующими в мире моделями истребителей, а значит и перед русским Су-35.

У российских ученых на данный счет имеется диаметрально противоположное суждение. Согласно данным полученным в итоге математического моделирования воздушных боев с использованием разных модификаций F-35 ВВС США и Су-35 в комплектации моторами «117С» при условии идентичного вооружения противников русский пример имеет подавляющее превосходство перед всякий из модификаций истребителя из Америки. Вероятность удачного исхода боя F-35 вопреки Су-35 не превышает 0,21-0,28.

Компания «Сухой» представляет Су-35 как истребитель поколения 4++ с некоторыми признаками пятого поколения, то есть с характеристиками стелс. Его способность сбивать стелс-самолеты во многом определяется сверхманевренностью.

Силовая установка Су-35 позволяет выполнять все виды сложнейших маневров, в том числе «кобру Пугачева», «чакру Фролова» и беспрецедентный «блин» .

Западные аналитики не придают большого значения сверхманевренности, полагая, что в ходе реальных боевых действий малозаметность куда важнее, чем сверхманевренность. Стелс это параметр, который остается с истребителем «в любое время в любой день». Руководитель бизнес-программ компании Northrop Grumman Пит Бартош (Pete Bartos) говорит, что стелс был основным требованием для разработки F-35 и потому он не нуждается в высокой маневренности.

Однако авторитетный военный источник Defense Industry Daily пишет, что «стелс очень полезен, но это все-таки не плащ-невидимка Гарри Поттера». Действительно, ВВС США зациклились на стелсе, в то время как теория воздушного боя непрерывно развивается. «В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота, потом скорость, маневр и огневая мощь. С третьего и четвертого поколений истребителей приоритеты сместились на скорость, затем маневр, и наконец, сверхманевренность. Это как нож в кармане солдата», заявил в интервью Aviation Week главный летчик-испытатель ОКБ «Сухой» Сергей Богдан.

Эксперт по авиации Билл Свитман (Bill Sweetman) говорит, что те маневры, которые демонстрировал Су-35 на Парижском авиасалоне, нельзя принимать за фактор превосходства в воздухе. «Тем не менее, эти маневры не пилотажные трюки. Непредсказуемая траектория полета истребителя может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника, сам истребитель может пустить ракеты малой дальности с большой вероятностью поражения вражеского самолета», говорит эксперт.

F-35 полностью зависит от своей малозаметности и предпочитает не ввязываться в ближний воздушный бой («поножовщину» — knife fight), где он будет весьма уязвим от Су-35. Российский истребитель обладает большим арсеналом смертоносного оружия, повышенной дальностью полета и, конечно, легендарной сверхманевренностью, которая стала визитной карточкой семейства Су-27.

Сергей Богдан напоминает, что в 1989 году Су-27 выполнил «кобру»: «Быстрое изменение скорости может привести к срыву сопровождения допплеровской РЛС управления оружием вражеского истребителя. Маневр еще более эффективен на Су-35С, потому что после этого маневра пилот может направить самолет в любом направлении».

Самолет, оснащенный трехосным вектором тяги и полностью интегрированной системой управления полетом и силовой установкой, может выполнять маневры, с которыми не сравнится ни один состоящий на вооружении истребитель, в том числе такие как «колокол», «кобра» и, конечно, разворот на 360 град практически на месте, а также полет на очень низких скоростях на угле атаки почти 90 град.

«Большинство истребителей, которые оснащены управлением вектором тяги, такие как Су-30МКИ и МКМ, способны выполнять эти маневры, но Су-35С отличается тем, что обладает большей тягой двигателей, когда выполняет маневр «колокол», и потому может спокойно дольше «стоять» в вертикальном положении, и может выполнять устойчивый полет со скоростью всего 120-140 км/ч», говорит Богдан.

Акцент на «сверхманевренность» противоречит многим западным тактикам ведения воздушного боя, в которой главное внимание уделяется сохранению высокой скорости во избежание потери энергетики самолета. Богдан, однако, говорит, что фактор сверхманевренности в воздушном бою может быть существенным.

«Классический воздушный бой начинается на высокой скорости, но если вы пропустили момент, когда первым могли пустить ракету, бой переходит на близкие дистанции, и нужна высокая маневренность, чтобы избежать поражения истребителем противника, и эта фаза боя может быть более длительным. Выполнив маневр, самолет будет лететь на меньшей скорости, но оба противоборствующих истребителя должны как можно быстрее занять позицию для стрельбы. Сверхманевренность позволяет это сделать в течение трех секунд и вновь ударить по противнику», говорит шеф-пилот.

Тем не менее, Богдан подчеркнул, что «вы должны быть осторожны при использовании этой тактики. Это сродни тому, что снайпер не может стрелять много раз с того же места, на котором находится, чтобы не раскрыть свою позицию».

Что касается доктрины, ставящей во главу угла сохранение высокой скорости, Богдан отметил: «Теория воздушного боя находится в непрерывном развитии. В 1940-1950-х годах приоритетами были сначала высота полета, потом скорость, далее маневренность и огневая мощь. Начиная с истребителей третьего и четвертого поколения приоритетами стали скорость, потом высота, затем маневренность. Сверхманевренность стала новым фактором. Это нож в кармане солдата».

Богдан напомнил суть маневра «кобра» на Су-27: быстрый сброс скорости, который может сорвать захват и сопровождение самолета допплеровской РЛС противника. Этот маневр еще более развит на Су-35С, когда после его выполнения истребитель может лететь в любом направлении

Билл Свитман говорит, что тактическое преимущество выполнения «кобры» состоит в том, что любая ракета класса «воздух-воздух» имеет «интеллектуальный элемент», который предсказывает, где будет цель через некоторое время, но не в случае с «коброй». «Если самолет противника летит с непредсказуемой траекторией и способен ее менять неожиданно и очень резко, не теряя управляемости, то ракете будет очень трудно поразить его», говорит эксперт. Энергичные маневры, выполняемые истребителем, снижают дальность эффективного пуска ракет противника, считает Свитман.

Для уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен подойти ближе, тем самым подвергая себя риску быть обнаруженным (мощный радар Су-35 вполне может это сделать, тем более этот самолет имеет в своем арсенале самые дальнобойные ракеты воздушного боя с дальностью 400 км разработки компании «Вымпел», что является мировым рекордом – какие ракеты имеются в виду, источник не уточняет – прим. «ВП»).

Эксперт также сообщает, что американская тактика воздушного боя сводится к трем принципам – «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». С появлением Су-35 эта тактика может быть пересмотрена. F-35, возможно, первым обнаружит Су-35, но для применения ракет он должен приблизиться, и в это время оба противника будут видеть друг друга. «В этом случае преимущество стелс значительно снижается», считает Свитман.

В ближнем бою Су-35С с его сверхъестественной способностью летать на минимальных скоростях и в то же время резко разгоняться до сверхзвуковых скоростей, превращается в охотника. Максимальная скорость самолета составляет 2,5М, дальность полета 3600 км, в конфигурации истребителя воздушного боя может нести 12 ракет средней дальности «Вымпел» (вероятно, имеются в виду УР Р-77 различных модификаций). Истребитель F-35 может нести лишь «горстку» ракет, дальность полета составляет всего 2222 км, а его максимальная скорость 1,6М, кажется, говорит лишь о желании «поскорее погибнуть».

Заместитель главного инженера китайской авиастроительной корпорации AVIC Тан Янши в интервью газете Global Times высказал свое нескрываемое удовольствие от маневров, которые совершал в парижском небе российский истребитель Су-35С.

Инженер заявил, что он получил «наслаждение, наблюдая за полетом Су-35С». Истребитель показал устойчивый полет на углах атаки 70 градусов и практически на месте совершал горизонтальный разворот на 360 градусов, используя управляемый вектор тяги двигателей ((по сообщениям некоторых СМИ, минимальный радиус горизонтального разворота F-22A на 360 градусов на малой высоте составляет 750 футов, или 229 метров).

Способность Су-35С практически на месте совершать разворот на 360 градусов имеет весьма важное значение при ведении ближнего воздушного боя, говорит инженер, упразднив такой традиционный параметр для определения маневренности истребителей как радиус разворота. Этот фактор дает истребителю быстрее других занять выгодную позицию для пуска ракет с инфракрасным наведением в «хвост противнику».

Важность ближнего боя понимают и американцы, оснастив свои F-22 и F-35 пушками, так как в некоторых случаях только пушки могут быть использованы для поражения воздушного противника. Тан Янши заявил, что в настоящее время стелс и сверхманевренность являются важнейшими требованиями для истребителей.

В самом деле, F-35 не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются большинство ВВС стран мира. И, наоборот, Су-35С предлагает эффективность наравне с истребителями пятого поколения. Еще страшнее для западных ВВС является то обстоятельство, что они уже сегодня видят уязвимость F-35, когда он еще не поступил на вооружение, а ведь где-то к 2020-му году появятся боевые стелс-истребители «Сухого» ПАК ФА. Осталось еще достаточно времени, чтобы пилоты многих западных истребителей сменили свою профессию на другую, более безопасную карьеру.

или например кто был Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Су-35 против F-35: Кто победит?

Су-35 и другие современные "Фланкеры" - это очень боеспособные самолеты. Американские истребители четвертого поколения уже не обладают теми неоспоримыми техническими преимуществами, какие были у них в прошлом. Соединенные Штаты должны вкладывать деньги в истребители следующего поколения, чтобы как можно скорее заменить действующий парк авиации

Российский истребитель Су-35 явно произвел фурор в военных средствах массовой информации Запада - и не без причины.

Несмотря на мощные санкции и на слабость экономики, которая определенно видела и лучшие времена, Москва продолжает одну за другой создавать новые боевые системы, такие как танки, подводные лодки, платформы для ядерного оружия и так далее.

Конечно, многие образцы этой техники были запланированы и сконструированы еще до введения санкций, но Россия прилагает большие усилия в рамках модернизации своих вооруженных сил, и особенно ВВС, отказываясь от старых советских систем. Наглядным примером таких усилий является Су-35.

Как же выглядит Су-35 в сравнении с лучшими американскими самолетами? Каковы его шансы в борьбе с ВВС США, которые определенно являются лучшими в мире? Например, как поведет себя Су-35 в боевой обстановке, когда ему будет противостоять истребитель F-35 компании Lockheed Martin? И как покажет себя новый российский самолет, столкнувшись с более старыми американскими машинами, такими как F-15 или F-16?

Новости по теме

Такие сценарии важны, причем не только в контексте противостояния России - НАТО или ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас, когда Россия собирается поставлять Су-35 в Китай, эти сравнения обретают еще большее значение. В мире есть много мест, где могут пересечься пути этих смертоносных машин, а посему сравнения такого рода весьма актуальны.

Ниже приводится подборка из трех статей, написанных в прошлом году редактором The National Interest по военной тематике Дейвом Маджумдаром. В них эти вопросы рассматриваются глубоко и подробно, и мы объединили эти статьи в одну, чтобы доставить удовольствие читателям. Итак, да начнутся дебаты.

Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой парка тактических истребителей Пентагона. Однако далеко не каждая страна в мире может позволить себе применение дорогих истребителей пятого поколения.

Даже Россия и Китай вряд ли будут пытаться создать целый авиационный парк из таких истребителей. Вместо этого в обозримом будущем основой их тактической авиации будут различные варианты истребителя Су-27, разработанного ОКБ Сухого и предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Самый эффективный самолет из семейства "Фланкеров" (Flanker - так в НАТО называют серию образцов самолетов Су - прим. пер.) Су-35, обладающий серьезно усовершенствованной электроникой, двигателями и корпусом. В ближайшие годы эта версия российского истребителя, скорее всего, получит большое распространение в мире.


Фото из открытых источников

Для противодействия различным вариантам "Фланкеров" ВВС США, морской пехоте и (в меньшей степени) ВМС США придется полагаться на различные модификации F-35, хотя для достижения превосходства в воздухе он никогда не предназначался. F-35 был и остается ударным самолетом с расширенными возможностями по защите от истребителей противника, хотя Пентагон и рекламирует его как многоцелевой истребитель.

Как поведет себя четверка F-35, столкнувшись с четверкой Су-35? Скорее всего, она изменит курс и вызовет F-22 ("Раптор") и F-15С, в задачи которых входит установление и поддержание превосходства в воздухе, а сама радостно полетит дальше к назначенным целям.

Однако, как показывает история, на войне не всегда получается выбрать оптимальное решение. Даже если F-35 придется обходиться собственными силами, у них будут неплохие шансы справиться с Су-35 - просто для этого им потребуется правильно разыграть свои карты. Летчикам F-35 нужно будет умело использовать сильные стороны своих истребителей, такие как малозаметность, бортовые приборы обнаружения и хитрую тактику - и не позволять противнику воспользоваться их недостатками. А это значит, что им при помощи малозаметности и приборов обнаружения нужно будет вести бой за пределами видимости, избегая более близкого контакта, при котором они станут уязвимыми.

Новости по теме

В отличие от "Раптора", который с самого начала разрабатывался преимущественно для воздушного боя, F-35 для этого не предназначен. В F-22 сочетается малозаметная конструкция, большая предельная высота полета и сверхзвуковая крейсерская скорость (более 1,8 Маха). Между тем, F-35 едва достигает 1,6 Маха на полном форсаже. Кроме того, F-22 обладает отличной маневренностью в бою в пределах прямой видимости. Он превосходит соперников по угловой скорости разворота, радиусу, углу атаки и ускорению на всех высотах.

Четверка "Рапторов", летящая на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15,2 км, по сути дела сама может выбирать, где и когда ей сражаться; а четверка сравнительно медленных F-35, летящих ниже, может столкнуться с необходимостью вступить в бой с превосходящими ее по характеристикам самолетами противника (если летчики будут недостаточно осторожными).

Более того, скорость F-35 и высота, которую он набирает, не позволяют ему придавать своим ракетам AIM-120 такую же энергию, как при запуске с F-22. Соответственно, при пуске с F-35 дальность ракет будет меньше. Кроме того, F-35 не может нести на борту такое же количество ракет "воздух-воздух", что создает проблемы, так как средства радиоэлектронного подавления с цифровым запоминанием высоких частот вполне способны нарушить работу системы наведения AIM-120.

В воздушном бою F-35 не обладает маневренностью "Раптора" - и даже F-16 или F/ A-18. Если ему придется вступить в бой на малой дистанции, спасти самолет сможет только превосходство пилота над противником в опыте и навыках. Далее, F-35 с характеристиками малозаметности оснащается только внутренним вооружением и не может нести ракеты AIM-9X, которые способны поражать цели со смещением от линии визирования. Если же оружейные отсеки F-35 когда-то будут приспособлены под AIM-9X, истребителю придется пожертвовать ракетами AIM-120, которые лучше подходят для его основных задач. Таким образом, пилот F-35 должен любой ценой избегать ближнего боя.

Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит перед F-35 задачу по завоеванию господства в воздухе, если у него будут другие варианты. Однако, так как "Рапторов" у США мало, а F-15C становится все меньше, вполне возможно, что командование будет вынуждено идти на такие меры, применяя F-35 для завоевания превосходства в воздухе. Впрочем, в любом случае в большинстве регионов мира главной угрозой для американской авиации остаются современные комплексы ПВО, а не самолеты противника.

Истребитель F-15C Eagle компании Boeing находится на вооружении военно-воздушных сил США вот уже почти 40 лет и, судя по всему, будет использоваться еще в течение нескольких десятилетий. За эти годы мощный F-15 неоднократно модернизировался с учетом растущих угроз; но обладает ли почтенный Eagle теми качествами, которые необходимы для завоевания господства в небе?

Новости по теме

Ответ будет такой: да, несомненно. Наверное, F-15 уже не молод, однако он по-прежнему остается одним из лучших истребителей завоевания превосходства в воздухе. Единственным действующим самолетом, превосходящим F-15 по большинству показателей, является производимый компанией Lockheed Martin F-22 Raptor. Другие машины обладают преимуществами в некоторых аспектах, однако F-15C в целом сохраняет свою конкурентоспособность, что бы ни говорили по этому поводу представители отделов по привлечению клиентуры из различных компаний-конкурентов.


Американский истребитель F-15E Strike Eagle на авиабазе Инджирлик, Турция Reuters

Пожалуй, самую серьезную угрозу для F-15 представляет российский истребитель Су-35. Хотя сегодня в стадии разработки находятся и другие, более современные самолеты, они, скорее всего, будут слишком дороги для массового производства. Истребитель Су-35 не является самой распространенной потенциальной угрозой, однако весьма велики шансы на то, что их количество будет быстро расти. По имеющимся данным, Индонезия решила закупить самолеты Су-35, и, кроме того, нам известно, что вопрос о его приобретении обсуждают китайцы.

Су-35 - это действительно опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолет не уступает самым последним версиям F-15 или даже превосходит их. С точки зрения чисто кинематических возможностей, Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15, однако он превосходит его по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям (изделие 117С компании "Сатурн"), каждый из которых создает тягу в 14500 килограммов. Кроме того, когда этот самолет имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер.

Хотя великолепные показатели ускорения до сверхзвуковой скорости на больших высотах являются огромным преимуществом, истребитель F-15C тоже далеко не увалень - и в результате это превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на малых скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также ракет с большими углами целеуказания, таких как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте чаще всего будет приводить к ситуации "обоюдного уничтожения", что подтверждают многие пилоты. Вместе с тем, немало будет зависеть от умений летчика и, если честно, от удачи.

На больших дальностях F-15C и F-15E сохраняют превосходство над Су-35, что объясняется наличием у них РЛС и антенных решеток с автоматическим электронным сканированием. Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на F-15C и F-15E, все еще значительно превосходят по своим возможностям "тихомировскую" радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой "Ирбис-Е", которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока имеет незначительное преимущество в области пассивных датчиков, поскольку обладает встроенной инфракрасной системой поиска и сопровождения, однако самолеты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведет на нет преимущества российского "Фланкера".

В чем Су-35, судя по всему, удерживает превосходство, так это в средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с курса американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты в конечном итоге, скорее всего, смогут преодолеть защиту российского самолета, для уничтожения цели потребуется больше ракет, чем рассчитывали конструкторы. Кроме того, Су-35 несет на борту огромный арсенал ракет "воздух-воздух", тогда как F-15 оснащен устаревшей оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают эти проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно-активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов.


Истребитель-бомбардировщик F-35 "Лайтнинг" II Reuters

Настоящая проблема состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы по своим характеристикам - и именно это вызывает беспокойство у командования военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным техническим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении российский самолет даже превосходит F-15. В целом, при прочих равных условиях даже полностью модернизированному и оснащенному новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой F-15C будет очень трудно в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация возможна в том случае, если Соединенные Штаты будут вести войну против России или против какой-нибудь другой великой державы - такой как Китай. Но это маловероятно.

Скорее, F-15 может столкнуться с Су-35, состоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Пилоты из такой страны вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь заштатная страна третьего мира не сможет постоянно поддерживать истребитель в работоспособном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника - если не считать Россию и Китай - скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.

Вывод таков: если F-15 не придется участвовать в третьей мировой войне, то военно-воздушные силы страны будут использовать его еще в течение двух десятилетий. Возможно, того одностороннего преимущества, к которому привыкли американские летчики, уже не будет, но, тем не менее, потеря превосходства в воздухе Соединенным Штатам пока не грозит.

Самолет компании Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon на протяжении многих лет составляет основу ВВС США и их союзников. С годами из легкого истребителя воздушного боя он превратился в мощную многоцелевую машину, выполняющую широкий круг задач, начиная с подавления ПВО противника и кончая борьбой за превосходство в воздухе. "Гадюка", как F-16 называют американские летчики, состоит на вооружении с 1980 года, но этот самолет продолжает совершенствоваться и останется на вооружении в ВВС США и других стран еще несколько десятилетий. Но хотя F-16 остается грозным истребителем, вероятный противник начинает его догонять. Новейшие образцы российских самолетов типа Су-35 во многих отношениях не отстают от F-16 и даже превосходят его.

Су-35 в большей степени является аналогом F-15 Eagle компании Boeing, однако Россия продает по всему миру гораздо больше "Фланкеров", чем самолетов МиГ-29. Надо сказать, что во время крупных учений типа Red Flag или Red Flag Alaska ВВС США в качестве самолетов противника используют копии "Фланкера" (обычно это Су-30МКК), а не МиГ-29. Все дело в том, что у американских летчиков больше всего шансов встретиться в воздухе с этим массивным двухмоторным российским самолетом, а не с каким-то другим.

Су-35 - это не самый распространенный вариант "Фланкера", но самый боеспособный из числа созданных на сегодняшний день. Попав в хорошие руки (подготовленные пилоты, поддержка со стороны наземных операторов или самолетов ДРЛО), Су-35 может создать мощную угрозу любому западному истребителю за исключением F-22 Raptor. Наверное, F-35 тоже покажет себя неплохо - если летчики будут грамотно использовать его характеристики малозаметности, датчики и сетевые возможности. Здесь важнее всего тактика и уровень подготовки.


Су-35 Фото из открытых источников

А как насчет рабочей лошадки F-16? У "Гадюки", в отличие от последней модернизированной версии F-15C, нет массивной РЛС с активной фазированной антенной решеткой, и он обычно не может осуществлять пуск ракет AIM-120 на тех скоростях и высотах, которых достигает Eagle. Но F-15C создавался специально как истребитель завоевания превосходства в воздухе. У большинства состоящих на вооружении F-16 вообще нет АФАРов. Модернизированные F-16E/F Объединенных Арабских Эмиратов имеют АФАР APG-80, обладающую прекрасными возможностями, но таких самолетов очень мало. В американских ВВС F-16 в настоящее время не оснащаются АФАР, что ставит их в чрезвычайно невыгодные условия в сравнении с Су-35 и другими вариантами "Фланкеров".

В ВВС США прекрасно осознают эту проблему. Командование намеревалось модернизировать примерно 300 машин F-16, установив на них в рамках программы CAPES бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Но эту программу отменили из-за секвестра, как называют автоматическое сокращение статей бюджета. Тем не менее, в ВВС знают, что им надо срочно оснащать F-16 новыми РЛС, и чем раньше, тем лучше.

Новости по теме

В это году авиация Национальной гвардии подала срочную заявку, потребовав установить АФАР на своих F-16, которые выполняют задачи по защите страны. Эти РЛС нужны для отслеживания крылатых ракет и прочих маленьких и труднообнаруживаемых целей. В ВВС также знают об этой проблеме, и командование в марте месяце подало запрос на получение информации о новой РЛС для F-16. В том же месяце начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш (Mark Welsh) заявил в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей: "Нам нужно разработать план модернизации АФАР для всего парка авиации".

ВВС США в основном не применяют F-16 как истребитель завоевания превосходства в воздухе, и воздушный бой для него является вспомогательной задачей. АФАР нужен этому почтенному самолеты для того, чтобы он не утратил свою актуальность. Имея АФАР, F-16 наверняка выстоит в бою с Су-35 и на большей дальности, хотя это все равно будет трудно.

На меньшей дальности все будет определяться мастерством пилота и характеристиками ракет с непрямой наводкой каждого из самолетов. С появлением таких ракет как Р-73 и AIM-9X воздушный бой на дальности прямой видимости будет неизменно проходить по сценарию взаимно гарантированного уничтожения. Во время учебных вылетов такое случается нередко. Хотя управляемый вектор тяги Су-35 дает ему преимущества на очень низких скоростях (надо помнить, что низкая скорость означает низкое энергетическое состояние), он не является непреодолимой преградой для опытного летчика F-16, который знает, как в полной мере использовать сильные стороны своей машины.

и