Михаил турецкий настоящая. Лиана Турецкая: биография, возраст, личная жизнь, знаменитый муж и фото

Михаил Борисович Турецкий - известный российский музыкант, основатель и музыкальный продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и "SOPRANO Турецкого" . В 2010 году получил звание Народного артиста Российской Федерации . Обладает певческим голосом лирическим тенором. За годы творческой деятельности российский артист был удостоен различных премий, получил множество отечественных и международных наград.

Детство и юность Михаила Борисовича Турецкого

Будущий российский музыкант Михаил Борисович Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве . Мальчик имел еврейские корни. Выходцы из его рода принадлежали Могилевской губернии, ныне Белоруссия. Борис Борисович Эпштейн, сын кузнеца, являлся участником прорыва Ленинградской блокады, работал сотрудником цеха шелкографии на подмосковной фабрике. Отец будущего артиста был категорически против рождения второго ребенка. По его словам, они с супругой уже находились в немолодом возрасте. Также первый ребенок родился очень больным, и Турецким пришлось многое пережить. Помимо этого, их семья столкнулась с проблемами в финансовом плане, и им было бы крайне сложно обеспечить еще одного ребенка.

Мать Михаила Турецкого, Белла Семеновна Турецкая, всю жизнь работала воспитательницей детского сада. Женщина была против аборта и утверждала, что обязана родить этого ребенка. Помимо Миши, в семье был еще один ребенок, сын Александр. Отметим, что Александр был старше Михаила на пятнадцать лет. Практически все детство будущий российский продюсер и музыкант провел со своим старшим братом. Родители Турецких круглые сутки проводили на работе, чтобы обеспечить своих детей всем необходимым.

Александру Турецкому совершенно не нравилось ежедневно сидеть с маленьким братом, поэтому он нередко оставлял его одного. Старший Турецкий включал младенцу радио или телевизор, чтобы он не боялся и уходил гулять с друзьями. Он надеялся скрыть это, но рано или поздно Борис и Белла Турецкие все же узнали об обмане сына. Но они вовсе не стали его ругать или наказывать. Вскоре их маленький сын Миша начал петь и проявлять неплохие вокальные способности. Особенно будущему артисту нравилась песня под названием „Сиреневый туман”.

Михаил Турецкий с отцом - Эпштейн Александр Борисович

В семье Турецких совершенно не было денежных средств. Они с трудом могли обеспечить своих детей одеждой и продуктами питания. Борис и Белла работали, не покладая рук и вскоре им удалось приобрести квартиру около станции метро «Белорусская». Теперь их жилье было более просторным и комфортным для проживания. Также родители смогли купить для Александра и Михаила старое фортепиано, чтобы в свободное время они занимались музыкой.

Вскоре родители будущего российского музыканта заметили, что у их сына есть отличные музыкальные задатки. Поэтому Белла и Борис Турецкие решили пригласить к Мише учителя по музыке и по вокалу. Михаил занимался с репетитором на протяжении полугода. Вскоре он отказался от занятий. Причиной послужило то, что, по словам преподавателя, у Миши Турецкого абсолютно нет слуха. Отметим, что одно занятие по вокалу стоило десять рублей. На то время это была огромная сумма, особенно для людей, у которых не было денег.

Михаил Турецкий рассказал военную историю любви своих родителей

Родители артиста были очень расстроены. До этого инцидента они были уверенны, что их сын имеет талант и обладает прекрасными задатками. После этого Михаил пообещал исправиться и доказать им, что он действительно способен на многое. Далее Турецкий поступил в музыкальную школу на курс флейты-пикколо. На тот период учеба в музыкальном училище стояла бешеных денег. Поэтому Михаила зачислили именно на этот курс, он был менее дорогим.

В 1973 произошел случай, который перевернул жизнь Михаила Турецкого с ног на голову. К ним в гости приехал двоюродный брат отца, Бориса Борисовича. Им является Рудольф Баршай. Отметим, что кузен Турецкого был альтистом и дирижером с мировым именем. Белла и Борис сразу же сообщили Рудольфу, что их младший сын занимается в музыкальной школе, играет на музыкальных инструментах и отлично поет. После этого Баршай попросил своего племянника исполнить какую-нибудь песню.

Михаил Турецкий спел одну из любимых песен, чтобы продемонстрировать свои вокальные данные. Рудольф Баршай был шокирован после услышанного. Он утверждал, что Мише необходимо развивать свои способности и задатки к музыке. Вскоре через влиятельных знакомых Баршаю удалось устроить своего племянника в хоровое училище имени Александра Васильевича Свешникова. Как известно, в это учебное заведение принимают детей в возрасте семи лет. Михаилу было уже одиннадцать, однако он был принят, благодаря связам дяди.

После окончания хорового училища имени Александра Васильевича Свешникова Михаил Турецкий поступил на дирижёрско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Проходил крайне серьезный конкурс и строгий отбор. У Турецкого был настоящий музыкальный талант, поэтому его сразу же приняли. В 1985 году Михаил с отличием окончил педагогический институт. Он решил не останавливаться на достигнутом, и поступил в аспирантуру. Параллельно с учебным процессом Турецкий активно занимается симфоническим дирижированием. Ежедневно будущий артист посещал репетиции Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского. Вскоре он стал хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга. В тот период Турецкий серьёзно интересуется историей синтетического искусства.

Больше всего Михаила Турецкого восхищала игра маэстро. Он был уверен, что в будущем добьется такого же успеха. На тот момент российский музыкант уже участвовал в успешных выступлениях под руководством Мравинского и Шерлинга. Отметим, что в тот период у Турецкого уже была жена и дочь.

Музыка и Михаил Борисович Турецкий

После окончания аспирантуры Михаил Борисович Турецкий проходил практику на репетициях академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и в Театре музыкального искусства. Артисту еле хватало денег на продукты питания, поэтому он был вынужден подрабатывать бомбилой на старых «Жигулях» и грузчиком в универсаме. На протяжении долгих лет Михаил мечтал о том, чтобы создать собственный коллектив, стать маэстро. Эти мысли не покидали Турецкого на протяжении долгих лет. Он был уверен, что точно добьется своего.

В 1987 Михаил Турецкий начал активно сотрудничать с церковным хором и с ансамблем политической песни. В 1989 году российский артист объявил набор солистов для мужского хора столичной хориальной синагоги. Напомним, что по национальности Турецкий - еврей. Начинающий руководитель имел довольно необычную идею для своего творчества. Артист мечтал о том, чтобы возродить иудейскую духовную музыку на территории Советского Союза. Все участники коллектива обладали профессиональным музыкальным образованием.

Творческий коллектив Михаила Борисовича Турецкого занимался еврейской литургической музыкой. Это была инновация на то время, так как подобная музыка не появлялась с 1917 года. Так званой изюминкой хора являлось то, что они исполняли песни акапельно, без музыкального сопровождения. Это было действительно трудно, так как для исполнения песен без музыки необходимо иметь идеальные вокальные данные.

Михаил Борисович Турецкий - Народный артист России

За полтора года музыкальный хор Михаила Турецкого подготовил неимоверно успешную программу еврейской духовной и светской музыки. Их творчество было оригинальным и не похожим на других. Вскоре творческий коллектив стал активно гастролировать по всему миру. Они посетили Израиль, Соединенные Штаты Америки, Германию, Великобританию, Францию, Канаду, Испанию. Отметим, что в Испании коллектив Турецкого выступил на фестивале под названием «Por Me Espiritu» . Компанию им составили звезды мирового масштаба. Среди них Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета и другие. В тот период коллектив был неимоверно популярным в зарубежных странах. У них появилось множество поклонников по всему миру. Однако достичь успеха на родине было трудно. Отметим, что творчеством коллектива интересовался президент Российского еврейского конгресса .

Также коллектив Михаила Турецкого выступил в Литве в тандеме с Владимиром Семенюком. Когда российский музыкант возвращался с изнурительных гастролей, он узнал шокирующую новость. Стало известно, что в автомобильной катастрофе погибла его жена со своим братом и отцом. Женщина разбилась на трассе Минск-Москва. Они возвращались празднования со дня рождения родственницы. Артист впал в глубокую депрессию и отменил все туры. Долгое время Михаил Турецкий не мог прийти в себя. Мать Елены пыталась помочь зятю. Она всячески поддерживала Михаила и предлагала ему взять опеку над внучкой. Артист был категорически против. Он взял свою дочь и отправился в Соединенные Штаты Америки. Там Турецкий работал по контракту.

Хор Турецкого - новогодний концерт

В 1995 году для творческого коллектива Михаила Турецкого произошел переломный период. Половина артистов осталась в Москве. Остальные исполнители в сопровождении Михаила Борисовича отправились покорять Соединенные Штаты Америки по контракту. Они начали творить в Майами, штат Флорида. Этот период был очень сложным для Михаила Турецкого. Ему приходилось руководить коллективом и в Майами, и в Москве. За два года контракта он более двадцати раз летал из России в Соединенные Штаты Америки.

Западная культура произвела неимоверное впечатление на российского артиста и на его коллектив. В связи с этим Михаил Турецкий принял решение изменить репертуар и формат выступлений. Он полностью изменил стиль песен. Как известно, вместе с Турецким в Соединенных Штатах Америки проживала его маленькая дочь. Они часто посещали бродвейские мюзиклы. Именно мюзиклы повлияли на мировоззрение российского артиста и на репертуар его коллектива.

Теперь репертуар коллектива Михаила Турецкого был более ярким, зрелищным, интересным для слушателя и неповторимым. В 1997 году был окончен контракт артистов в США, и они вернулись на родину. В этот период арт-группа под названием «Хор Турецкого» отправилась в гастрольный тур с. Их турне значительно повлияло на популярность российского коллектива. Они стали более известными на родине, у группы появилось множество фанатов. В 1998 году хор получил статус городского муниципального коллектива.

Творчество Михаила Борисовича Турецкого стремительно развивалось. С 1999 по 2002 его хор выступает с инновационным спектаклем «Вокальное шоу Михаила Турецкого» в Московском государственном театре эстрады под управлением. Отметим, что спектакль был представлен зрителям дважды в месяц. Тогда коллектив был ярко представлен столице. В 2003 году российский музыкант представил мире совершенно новое понятие в музыке под названием «арт-группа». Оно не было похожим ни на что.

Его коллектив получил новое название − «Арт-группа Хор Турецкого». В творческую группу Михаила Турецкого входило десять с солистов с разными певческими голосами. Артисты обладали и самыми низкими, и самыми высокими голосами от баса-профундо до тенора-альтино. Теперь коллектив не был основан на иудейской культуре. Безусловно, в их репертуар входили национальные песни, но они не были основой коллектива. Они создавали инновационные песни. Музыкальные критики характеризировали их творчество как классический кроссовер. Наблюдается синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки.

Коллектив Михаила Турецкого ежегодно удивлял поклонников новинками. Они представляли песни и без музыкального сопровождения, и под инструментальный аккомпанемент. Они организовывали шоу-представления, в которых сочетался вокал с элементами авторской хореографии. С 2004 года начался пик творческой карьеры коллектива Михаила Турецкого. Они выступают на лучших концертных площадках мира. Среди них СК «Олимпийский» в Москве, Ледовый дворец в Санкт-Петербурге, Большой концертный зал «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, Альберт Холл в Англиии, известные концертные залы в Соединенных Штатах Америки − Карнеги Холл в Нью-Йорке, Dolby Theatre в Лос-Анджелесе, Джордан Холл в Бостоне.

В 2005 году Михаил Борисович Турецкий представил поклонникам автобиографию. В ней российский артист делится историей личной жизни и секретами «Хора Турецкого». В 2008 творческий коллектив провели четыре концерта в Государственном Кремлевском дворце. Каждый из них был проведен с аншлагом. Вскоре по многочисленным просьбам зрителей был проведен дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники».

В 2010 году Михаил Турецкий создал инновационный проект - под названием «SOPRANO». Он стал так званой женской версией «Хора Турецкого». Девушки из коллектива «SOPRANO» быстро стали популярными. Они выступают на различных музыкальных фестивалях, среди которых «Славянский базар», «Новая волна» и «Песня года». На сегодняшний день все коллективы Михаила Турецкого пользуются огромной популярностью. Отметим, что по обнародованной статистике они выходят на сцену более двухсот раз в год, летают около сотни раз. Также они проезжают около ста тысяч километров.

Арт-группа "Soprano Турецкого"

Награды и достижения Михаила Борисовича Турецкого

За годы творческой деятельности Михаил Борисович Турецкий получил множество наград и медалей. В 1994 году российский артист получил награду — «Золотая корона канторов мира». Как известно, лишь восемь человек в мире имеют такое достижение. В 2002 году Турецкий стал Заслуженным артистом Российской Федерации». В 2004 году получил Национальную премию «Человек года» в номинации «Культурное событие года». В 2010 году Турецкий стал «Народным артистом Российской Федерации».

В 2011 году Михаил Турецкий стал «Народным артистом Республики Северная Осетия — Алания» и получил звание «Заслуженный артист Республики Ингушетия».
В 2012 году российский музыкант и продюсер получил новое звание — Орден Почёта. В 2012 году он также получил почетное звание — Народный артист Республики. В 2015 году Турецкий стал Заслуженным артистом Карачаево-Черкесской Республики. В минувшем году Михаил стал Лауреатом премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области культуры. В 2017 году получил Орден Дружбы.

Личная жизнь Михаила Борисовича Турецкого

Личная жизнь Михаила Турецкого была очень насыщенной. В 1984 году российский артист впервые женился на однокурснице Елене. Девушка также была артисткой и студенткой института имени Гнесиных. В 1984 году у них родилась дочь по имени Наталья.

В 1989 году Михаил Турецкий находился в Литве. Ему сообщили, что в автомобильной катастрофе разбилась его жена Елена, ее брат и отец. Женщина попала в аварию на трассе Минск-Москва. Вскоре Михаил взял свою дочь Наталью и отправился в Соединенные Штаты Америки. Там Турецкий работал по контракту. В США Наташа также испробовала себя в амплуа исполнительницы и выступала на сцене. Девочке понравилось быть звездой, она сильно хотела связать свое будущее со сценой. Но отец настоял на том, чтобы она обрела более серьезную и перспективную специальность. На сегодняшний день Наталья работает юристом в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году у нее родился сын Иван, а в 2016 - дочь Елена.

В 2001 году у Михаила Турецкого был кратковременный роман с Татьяной Бродковской. У них родилась дочь по имени Изабель. Сейчас девочка проживает в Германии вместе с матерью, но часто видится с отцом.

В 2002 году в Соединенных Штатах Америки Михаил познакомился с армянкой Лианой.

Именно в тот период артист гастролировал в Америке, а отец его будущей супруги был организатором гастролей. В том же году состоялась свадьба Михаила и Лианы. От первого брака у армянки была дочь по имени Сарина. В 2005 году у супружеской пары родилась общая дочь по имени Эммануэль. В 2009 году они снова стали родителями. В браке родилась дочь Беата.

Михаил Турецкий сегодня

На сегодняшний день Михаил Борисович Турецкий активно занимается творческой деятельностью. Российский артист и музыкант работает над выпуском новых хитов.
Под его руководством находится женский коллектив под названием «SOPRANO» и «Арт-группа Хор Турецкого». Ежегодно коллективы гастролируют по всему миру. Особенно тепло их встречают в Соединенных Штатах Америки, в Германии, Испании, Италии и в других странах. На родине творческие коллективы также являются успешными. Они ежегодно проводят массу концертов. Каждый из них проходит с аншлагом. За год музыкальные группы Михаила Турецкого дают более двухсот концертов. За годы творческой деятельности они неоднократно становилась лауреатами премий, и получали, как отечественные, так и международные награды.

Михаил Турецкий популярный российский музыкант, продюсер. За годы творческой деятельности артисту удалось добиться успехов, несмотря на трудности в карьере и в личной жизни. Он стал победителем международных конкурсов, получил почетные звания. У его коллективов есть многомиллионные армии фанатов.

Все свободное время Михаил Борисович Турецкий старается проводить с семьей. Вместе с супругой Лианой мужчина воспитывает двух совместных дочерей, Беату и Эммануэль. Также с ними живет дочь Лианы от первого брака, Сарина. Недавно девушка вышла замуж.

Турецкий является активным пользователем социальных сетей и регулярно делится со своими подписчиками моментами из своей жизни. Он публикует и творческие фрагменты, и фото своей семьи. Российский артист очень любит гастролировать, поэтому в его аккаунте в социальной сети под названием „Instagram” можно увидеть фото и видео с путешествий.

Нередко Михаил Турецкий посещает светские мероприятия. Также российского музыканта и продюсера регулярно можно увидеть на телевидении. Время от времени он является почетным гостем телевизионных программ, проектов и развлекательных шоу.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Турецкого Михаила Борисовича

Турецкий Михаил Борисович – российский певец, дирижер, народный артист России.

Детство

Михаил появился на свет 12 апреля 1962 года. Случилось это в Москве. Его родители были евреями, выходцами из Белоруссии. Отца звали Борисом Эпштейном. Михаил носит фамилию матери (Турецкая) из уважения к родственникам по материнской линии, которые трагически погибли во время Холокоста.

Талант Михаила был предопределен генетически. Его родной дядя, брат его отца, был выдающимся дирижером. Его имя – Рудольф Баршай.

Михаила можно смело назвать прилежным учеником и весьма старательным и целеустремленным человеком. Он успешно окончил хоровое училище имени Свешникова в Москве, потом с отличием завершил обучение в институте имени Гнесиных (дирижерско-хоровой факультет). Получив высшее образование, Михаил поступил в аспирантуру.

Творческая деятельность

В 1989 году Михаил Борисович занялся набором солистов в «Мужской камерный еврейский хор» при хоральной синагоге в Москве. Среди кандидатов были выпускники ВУЗов, студенты. Чуть позже хор стал профессиональным коллективом, периодически гастролировавшим за границей.

Со временем состав хора менялся, репертуар становился шире, выступлений – больше. Марина Ковалева, президент туристической фирмы «People Travel Club», совершенно случайно услышав выступление хора, активно помогала молодым дарованиям, подарив им возможность петь в синагоге в Майами. Также спонсором талантливого коллектива некоторое время был Березовский. Но к 1996 году обстоятельства изменились в худшую сторону – финансирование прекратилось. Выйти из сложившейся неприятной ситуации Михаилу Борисовичу и его хору помог .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1998 году хор Турецкого официально стал государственным. Спонсоров стало больше. Например, «МОСТ-банк» и Московский государственный театр эстрады потратили немало сил на поддержку и развитие хора.

К 2003 году хор Турецкого приобрел звучное название – арт-группа «Хор Турецкого». Вместе с названием поменялся и репертуар хора. В то время в арсенале Турецкого появились композиции российской и зарубежной эстрады, оперные арии, православные напевы. В написанной Михаилом Борисовичем книге «Хормейстер» сказано, что Турецкий долгое время пытался убедить солистов своего хора в том, что такие перемены – только к лучшему.

На сегодняшний день «Хор Турецкого» является уникальным сочетанием превосходного вокала и великолепной хореографии. Он по праву считается одним из самых востребованных и популярным музыкальных коллективов России.

Награды

В 1994 году Михаил Турецкий был удостоен знака отличия под названием «Золотая корона канторов мира». Это поистине великое достижение, ведь такую награду во всем мире на данный момент заслужили лишь восемь человек. Спустя шесть лет Михаилу присвоили звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

Личная жизнь

Первая жена Михаила Елена погибла в автомобильной аварии. От этого брака у Турецкого осталась дочь Наталья. Вторую супругу Михаила зовут экзотическим именем Лиана. Лиана родила Михаилу Борисовичу трех дочерей – Беату, Эммануэль и Сарину.

Но жизнь внесла в эти планы свои коррективы, и теперь Михаил не представляет своей жизни без любимых дочерей: 27-летней Наташи, 14-летней Сарины, 5-летней Эммануэль и 2-летней Беаты – и обожаемой жены Лианы, хотя смущенно признается, что младшая дочка Беата была первым его ребенком, которого он увидел сразу после родов, – о рождении старших детей он всегда прежде узнавал, будучи далеко от дома в гастрольном туре.

Михаил, как вы поняли, что встретили свою суженую?

Моя первая супруга Елена погибла в страшной автокатастрофе, когда нашей дочке Наташе было 5 лет. Конечно, мое душевное состояние в то время было «соответствующим случаю», поэтому я с головой ушел в работу, а личная жизнь отодвинулась на второй план. Но прошли годы – и после встречи с Лианой, которая произошла во время гастролей нашего хора в Америке, я почувствовал, что встретил «своего» человека. Отец Лианы занимался организацией наших гастролей. В фойе наши взгляды встретились, и… Хотя формально между нами ничего не произошло – сходили в кафе и проговорили 2 часа, – я почувствовал, что она меня зацепила, и из каждого города, где мы были с гастролями, я звонил Лиане: наш рекорд был 6 часов общения по телефону. Хотя наши отношения развивались непросто, ведь мы жили в разных странах и виделись нечасто. Лиана поначалу боялась сразу бросить все, ведь она в то время вполне успешно работала программистом. Но в какой-то момент вопрос встал ребром, и Лиана приехала ко мне в Москву – знакомиться с моими родителями и дочкой Наташей. «Смотрины» прошли замечательно, мои родные были «категорически за» появление такой замечательной новой родственницы, и я стал уговаривать Лиану бросить работу и переехать в Москву. Хотя некоторое время мы все-таки жили на две страны, и Сарина родилась в США.

Это было трудно?

Лиана – мудрая женщина. Она понимает, что карьера не может заменить семьи и предназначение женщины – рожать детей. Поэтому в конце концов она действительно ушла с работы и переехала ко мне. Мы стали жить вместе в маленькой двухкомнатной квартире вместе с моей дочкой Наташей, которой к тому времени было уже 17 лет.

Как Наташа восприняла появление в доме «новой мамы»?

Лиана никогда не пыталась стать Наташе мамой, но быстро подружилась с моей дочкой. Во время переходного возраста именно Лиана во многом помогала Наташе женскими советами.

А как Наташа отреагировала на сообщение о том, что у нее скоро появится брат или сестра?

Она была на седьмом небе от счастья, ведь долгое время мечтала о брате или сестре! Причем несколько лет Наташа с Сариной даже спали в одной кровати, и сейчас они очень близки. Правда, Саринка, когда была маленькая, страшно ревновала Наташу к ее подругам. Особенно когда Наташа вечером уходила гулять. Сарина постоянно упрекала ее в том, что Наташа своих друзей любит больше, чем сестру. Хотя Наташа малышку обожала; более того, няни у нас еще не было, и Наташа нам здорово помогала. Если мы с Лианой куда-то отлучались, за малышку всегда были спокойны: знали, что Наташа накормит, искупает младшую сестру и уложит ее спать.

Как изменился ваш быт после появления Сарины?

Лично мой быт изменился очень мало: я большую часть времени провожу на гастролях, поэтому не могу похвастаться историями о том, как укачивал ребенка в 5 часов утра. Жена и старшая дочка в этом вопросе меня выручали. Но с каждым следующим ребенком я становлюсь все более опытным папой: когда родилась Эммануэль, я уже больше времени проводил с детьми, а к рождению Беаты даже умудрился оказаться в роддоме. Никогда не забуду врача, которому я кричу в эйфории: «Доктор, доктор, смотрите, она только что родилась, а у нее уже волосики есть!» А врач смотрит на меня в недоумении и говорит: «Михаил Борисович, это же ваш четвертый ребенок». Но для меня вид новорожденной дочери действительно был культурным шоком.

А как вы относитесь к идее партнерских родов?

Мы в семье эту тему даже не обсуждали. Лиана понимала, что я человек творческий, впечатлительный, и ей не хотелось, чтобы я видел какие-то интимные подробности появления ребенка на свет. Я думаю, что такие вопросы в каждой паре решаются индивидуально, может быть, если бы я сам был врачом, то идея присутствия на родах меня бы не покоробила. Но и жена в этом, по-моему, не нуждалась. Какие-то деликатные детали действительно лучше оставлять за кадром, чтобы жена всегда оставалась загадкой.

Вы планировали детей или все получалось «спонтанно»?

Дети появлялись спонтанно, хотя всякий раз очень вовремя. Сарину очень ждала Наташа, потом, когда Наташа стала жить отдельно, Сарина начала очень тосковать одна и просила у нас братика или сестричку. Мы с Лианой как-то еще не до конца определились, хотим мы еще одного ребенка или нет, как вдруг жена приглашает нас с Сариной в ресторан в День святого Валентина и торжественно вручает мне… положительный тест на беременность. Сарина еще спросила меня: «Папочка, это, наверное, градусник?» Конечно, мы решили, что раз это уже случилось, то так тому и быть.

А как вы узнали, что снова станете отцом?

Жена позвонила мне, когда она была в Дубае, и сообщила, что вновь беременна. Я, разумеется, сразу сказал: «Ура, конечно рожаем!» Честно признаюсь, все надеялся на появление сына. Но кто знает, может быть, он у нас с Лианой еще родится.

Как вы выбирали детям имена?

Сариной жена решила назвать дочку. Это значит «маленькая принцесса». Причем, когда жена только узнала о беременности, она купила большую фарфоровую куклу с кудрявыми волосами, и Сарина действительно на эту куклу очень похожа. А вот имя для второй нашей дочки придумывал я. Очень долго перебирал разные варианты, но никак не мог принять решение, как вдруг полетел на гастроли и оказался в одном самолете с Эммануилом Виторганом, которого жена ласково называет Эммочкой. И так мне это понравилось, что я вернулся домой и сообщил Лиане, что дочку назовем Эммануэль (окончание «эль» значит на иврите «приближенный к богу»). Когда родилась Беата, мы с женой тоже очень долго выбирали имя. Целых два месяца ребенка не могли назвать. Главный критерий был – имя на букву «б». За три года до рождения Беаты скончалась мама (ее звали Бэлла), а вскоре после рождения нашей младшей дочки ушел из жизни и отец (Борис). Мы перелистали все справочники имен и наконец остановились на международном имени Беата.

В какой стране появились на свет ваши дети?

Сарину жена рожала в Америке, а младшие, Эммануэль и Беата, появились на свет в Москве. Во многом это было связано с тем, что родители жены перебрались к нам в Москву после рождения Эммы, и мы посчитали, что нет никакого смысла рожать за океаном, а потом перевозить крошечного младенца в самолете: уровень медицинского обслуживания в столице достойный, ничуть не хуже американского. А главное преимущество – роды принимает тот самый врач, который вел беременности жены уже дважды и знает ее досконально. Лиана говорит, что если у нас еще будут дети, она их будет рожать у того же врача в Москве.

Вы часто берете детей на гастроли?

Честно говоря, я категорически не хотел, чтобы мои дети захотели стать артистами. Например, у Наташи прекрасный голос, и одно время она поговаривала о том, что хотела бы стать певицей, но я настоял, чтобы дочка получила серьезную профессию юриста, а вокальные таланты реализовывала в караоке. Сейчас Наташа работает юристом в нашем коллективе. А вот с Сариной я как-то упустил момент. Мы постоянно ездили на гастроли и репетиции вместе с ребенком, ведь до появления Эммочки родители жены жили в США, а няни у нас не было, поэтому Сарина с раннего детства росла за кулисами. И она уже категорически стала настаивать на том, чтобы учиться музыке. Я было попытался этому помешать: сказал, что учиться музыке разрешу только на скрипке (самом сложном из возможных инструментов для ребенка), но через год неустанного «пиликанья», которое 99% времени слушала жена, а не я, Лиана взмолилась, чтобы ребенка все-таки перевели в класс фортепиано. Ведь фортепиано есть электронное, и заниматься музыкой на нем можно в наушниках. Пришлось пойти жене навстречу. Но потом Сарина стала очень активно самоутверждаться в музыке: в этом году заканчивает музыкальную школу. А в Америке, где Сарина с родителями жены проводит каждое лето, два года назад она победила на международном конкурсе в Лос-Анджелесе, где получила гран-при как модель и 7 золотых медалей в нескольких других номинациях, в частности за вокальный номер и танец. Сарина активно участвует в различных музыкальных конкурсах, ее уже приглашают на показы и в рекламные ролики в качестве модели, она поет в молодежной группе «Биссектриса», и их песня входит на Муз-ТВ в «Горячую детскую десятку», она вела детский фестиваль «Кинотаврик», а сейчас снимается в кино в одной из главных ролей. Но все это она пробивает исключительно сама. Я же, как уже говорил, против сценической карьеры своих детей. Мешать, конечно, не буду, но и не помогу. Глядя на Сарину, младших детей я стараюсь пореже брать за кулисы.

Есть ли у вас няня?

Няню мы взяли только после рождения Беаты, когда родители жены уехали с Сариной и Эммой в Америку на лето. Жене эту женщину, Татьяну, посоветовала подруга, да и то Лиана еще долго к ней приглядывалась. Но сейчас, конечно, мы уже считаем Татьяну нашим родным человеком: дети ее обожают.

Как вы проводите время с детьми?

Вариантов досуга множество: мы можем пойти в театр, в музей, на каток.

Есть ли у вас своя система закаливания?

Я очень люблю баню и беру туда детей: причем нам всем нравится попариться в бане и выбежать на снег. Всех детей я приобщил к зимним видам спорта – лыжам и конькам.

Отдадите ли вы своих младших детей в детский сад или вы за домашнее воспитание?

Конечно, дети должны общаться со сверстниками, и Эммануэль уже ходит в сад, а Беата со следующего года начнет ходить в подготовительную группу детского сада – два раза в неделю на два часа. Когда младшие дети бывают в Америке, они тоже ходят там в детский сад, чтобы осваивать язык.

Как вы могли бы описать характеры ваших детей?

Они совсем разные. Наташа спокойная, рассудительная, очень добрая и правильная. Сарина целеустремленная и трудолюбивая, Эммануэль очень энергичная и жизнерадостная, а про Беату мне пока трудно сказать. Она еще самоутверждается в нашем «творческом коллективе».

Вы балуете детей подарками?

Я в этом плане стал осторожен после очень неудачной попытки исполнить заветное желание Сарины. Она обожает животных, и вот на день рождения несколько лет назад я решил сделать ей шикарный подарок – большого попугая. Мы поехали его вместе выбирать, привезли домой, и ребенок был просто в экстазе, но… прошло несколько дней и я понял, что очень плохо себя чувствую. Пришлось даже обратиться к врачу, и, к нашему ужасу, выяснилось, что у меня аллергия на попугаев! Надо было видеть лицо Сарины, когда я ей сообщил, что попугаю придется переехать на ПМЖ к Наташе. Сарина, ни секунды не задумываясь, меня спросила: «Папочка, а может быть ты у Наташи лучше поживешь?» С тех пор я с подарками аккуратничаю… Но на прошлый Новый год, когда дети очень сильно заболели, жена «дала слабину» и купила им собачку, о которой они ее хором просили уже давно. Правда, на сей раз для нового друга мы уже построили специальный домик на улице, чтобы пес не повторил судьбу попугая.

Ваша жена после рождения троих детей отлично выглядит. Откройте секрет, как ей это удается?

Она просто всегда подчеркивает свою женственность, и во время ожидания ребенка тоже. Даже на последних сроках беременности Лиана выглядела «сногсшибательно». В общем, если женщина за собой следит и хочет оставаться красивой и модной, мужчина восхищается женой даже на девятом месяце беременности.

У вас большая семья, много забот. Удается ли выкроить время для романтических путешествий вдвоем с женой?

Лиана помогает мне в административной работе: на все ответственные концерты за рубеж мы летаем вместе, и такие отлучки из дома на 2–3 дня помогают нам ненадолго отключиться от повседневной суеты. Но отдыхать мы вдвоем не уезжаем. Все-таки раз в год мы всей семьей едем на море со всеми детьми. Это святое.

Михаил Турецкий.Вожак

М.Турецкий с женой Лианой

— Папа, почему ты плачешь? — спросила восьмилетняя дочь.
Я сидел в городе Лонг Бич под Нью-Йорком в состоянии полной безнадеги на brodwalk — променаде, по которому прогуливаются и бегают за здоровьем американцы, и из глаз сами собой текли слезы. Что делать — не знаю. Меня подвели партнеры, я показал характер и остался без денег. За мной коллектив — двадцать человек, которых нечем кормить, не на что купить обратные билеты. Так хреново давно не было.
— У меня нет обувной фабрики, магазина, даже ларька. У меня есть только звуки, которые трудно продать, — ответил я Наташе.
— Папа, ты же приносишь радость людям! А это гораздо лучше, чем ларек. Хватит плакать, пошли, — дочь потянула меня за рукав.
И я встал и пошел. Нечего лить слезы перед маленькой девочкой. Нельзя сдаваться и раскисать.
Поводов для пессимизма было предостаточно: мне было уже тридцать и я все еще безуспешно пытался заработать на жизнь классической музыкой. Внушал хору, которым руководил, что это возможно, нужно только нащупать верный путь. Вся ответственность лежала на мне, а поддержки ждать было неоткуда. Кто бы мог подумать, что нужные слова услышу от дочки. Наташа так по-детски просто сказала про «радость людям», что я обрел второе дыхание и нашел способ выкрутиться. И тогда, и еще много раз, прежде чем добился успеха.

Мало кому удается продать творчество. Сам не знаю, как я в этом преуспел. Есть анекдот в тему: «В советское время у профессорской дочки спрашивают: «Как вы, получившая классическое музыкальное образование, воспитанная в интеллигентной семье, стали валютной проституткой?» — «Просто повезло!» Вот и мне повезло. Только не сразу.

Детство мое протекало в небольшом объеме московской коммунальной квартиры в районе станции метро «Белорусская». Мы занимали четырнадцатиметровую комнату. Баловать нас с братом было некому: бабушек и дедушек нет, папа с мамой заняты выживанием. Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама — няней в детском саду.
Папа, Борис Борисович Эпштейн, — один из шестерых детей кузнеца — родом из Белоруссии. Его отец, известный на всю округу могучий мужик, умер в сорок два от пневмонии. Поздней осенью вышел разгоряченный из кузницы и простыл. Так в четырнадцать папа вместе со старшим братом встал во главе большой семьи. Повзрослев, он смекнул, что в деревне им не прокормиться, и в восемнадцать поехал учиться в Москву, в Академию внешней торговли, перетащив в столицу всех братьев и сестер.
Грамотный, толковый человек, он быстро сделал карьеру в организации «Экспортлес», получил жилплощадь — семь квадратных метров в центре Москвы — и легко выучил немецкий, так как он походил на идиш. Забегая вперед, скажу: оказавшись в Нью-Йорке в свои восемьдесят пять, отец умудрялся общаться и там, потому что английский, оказывается, тоже похож на идиш…
В двадцать семь папа стал подумывать о семье. Оказавшись у родственников в местечке Пуховичи под Минском, в бедняцкой чистенькой хатке он увидел еврейскую семнадцатилетнюю девочку, которая играла на гитаре. «Это будет моя жена», — решил папа и уехал в Москву.
Его родственники поговорили с родными девочки: «Какой у него нос — вы сами видите, а то, что не обманет, мы гарантируем».
В октябре 1940 года отец увез Бэлу Турецкую в Москву. А в июле 41-го в местечко вошли немцы и уничтожили всю мамину семью. Их заставили рыть себе могилу и закопали живьем. В том же 41-м ушел на фронт отец. Он стал участником прорыва Ленинградской блокады и был удостоен за это правительственных наград. Мальчишкой отец каждый год возил меня в Ленинград по местам боевой славы, показывал пересыльный пункт на Фонтанке, 90, исторические места, водил в Товстоноговский БДТ.


Родители М.Турецкого

Из каждых ста человек, призванных в первые дни войны, вернулись только трое. Погибшие были признаны героями. А вот папа не смог даже восстановиться на работе. Во многом потому, что после войны сталинские чиновники не благоволили к евреям, пусть и прошедшим от Москвы до Берлина.
«Хотите работать во «Внешторге»? — сказали ему. — Пожалуйста. У нас есть филиал. На Печоре». Папа не захотел уезжать из Москвы и, поставив крест на карьере, устроился на фабрику.
У моего старшего брата Саши были нелады с легкими. Зарплата отца составляла шестьсот рублей, а консультация профессора-пульмонолога — пятьсот. «Жизнь сына в ваших руках», — говорил эскулап, нагнетая и без того напряженную обстановку.
И папа шел на преступление: обернув тело шелковыми платками, надевал сверху кожанку, оставшуюся с фронта, и выносил продукцию за пределы фабрики, чтобы потом ее реализовать. Каким-то образом он сумел договориться с работницами, которые делали для него партию сверх нормы. А ведь частное предпринимательство в то время каралось законом и грозило лишением свободы до пяти лет. В цеху было тридцать восемь женщин, в основном одиноких, обездоленных войной, и ни одна не позвонила на Петровку. Как он сумел построить такие правильные отношения с таким числом женщин — одному Богу известно!
Жили мы небогато. У нас не было ни автомобиля, ни дачи, все, что отцу было нужно, — спасти сына от болезни. И он это сделал.
Я незапланированный ребенок. Мама родила меня в сорок, папе было уже почти пятьдесят. Все в один голос отговаривали маму, у нее ведь больное сердце, но она поступила по-своему. Друзья советовали родителям назвать меня Юрой, потому что родился в День космонавтики, двенадцатого апреля, через год после полета Гагарина.
«Юр-р-ра? — сказал папа, слегка грассируя. — Это тр-р-руднопр-р-роизносимое имя. Пусть будет Миша».
Турецкие же мы с братом потому, что мама объяснила папе: Эпштейны есть, а Турецких не осталось — фамилию надо сохранить. И папа легко с этим согласился. У меня была настоящая еврейская мама. Есть анекдот, точно передающий суть ее характера: «В чем разница между арабским террористом и еврейской мамой? С террористом можно договориться». Мы с братом стали смыслом ее жизни. А папа нашел себе достойное место, живя как бы в своем мире. Он обеспечивал семью, отвечал на наши вопросы, но никогда не грузил и не требовал внимания. Он ни разу не сказал мне, когда я вырос:
«А почему ты не пришел? Что не позвонил?»
Маме — той всегда чего-то не хватало, несмотря на то, что мы были любящими и заботливыми сыновьями и чуть не каждый день навещали их с отцом. Когда мы прощались и уходили, папа тут же возвращался к своим делам, а она стояла у окна, пока не скроется машина, и я понимал: мы опять ей недодали…

«Еврейский мальчик с темными глазами, а в них такая русская печаль…» — это про меня. В полтора года я уже начал напевать, в три исполнял подряд все песни, которые доносились из телевизора и радиоприемника: «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону, уходили комсомольцы на гражданскую войну». Я не понимал, о чем это, и вместо «приказ» пел «отказ». Отец по воскресеньям позволял себе подольше поваляться в кровати, я забирался к нему под бочок. Тогда-то и ковалась репертуарная политика будущего «Хора Турецкого». «Пап, давай «Заботу», — говорил я, и мы затягивали: «Забота у нас простая…» или «Твист и чарльстон, вы заполнили шар земной…»

Песни советского времени — потрясающие. Я пел их с фанатичным кайфом, и родители поняли: надо мальчика учить. В тот момент у нас появились вторая комната в коммуналке и пианино. Мне нашли педагога по фортепьяно. Урок стоил десять рублей — серьезное испытание для семейного бюджета. А мне в шесть лет нравилось гулять на улице с друзьями, а не разбираться, что такое басовый ключ. Получив задание на дом, я считал количество нот в упражнении и тарабанил по первым попавшимся клавишам. Мама сопоставляла количество нот с количеством ударов по клавиатуре и разочарованно вздыхала:
— Что ж за белиберда?
— Такой этюд, — пожимал я плечами.
Длилось это четыре месяца. Потраченные сто шестьдесят рублей не материализовались в качество. «Бездарный мальчик, — сказала педагог. — Не тратьте деньги».
Я был счастлив: меня избавили от мучений. Но голос во мне рос, я садился за фортепьяно и, не зная нот, подбирал мелодию на слух — «Сиреневый туман», «Ты у меня одна». Приходили гости, меня ставили на стул, я пел — всеобщий восторг. «Талантливый пацан растет! Должен учиться».
И мама повела меня на этот раз в государственную музыкальную школу. На доске объявлений — листок «Услуги и цены: фортепьяно — 20 руб. в месяц, скрипка — 19 руб., гобой, валторна — 9 руб., флейта — 3 руб., флейта пикколо — 1 руб. 50 коп.».
«О! — сказала мама. — Флейта пикколо нам подойдет. Незатратно, и будешь при музыкальном процессе».
Недавно мои артисты подарили мне флейту пикколо и на всей аппликатуре выгравировали свои прозвища: Туля, Кузя, Кабан, Зверь… Я взял ее и понял, что руки все помнят. А тогда за четыре года научился играть виртуозно. Параллельно отец возил меня в капеллу мальчиков.
— У вас талантливый ребенок, — сказал как-то педагог, — хорошо бы его отец зашел ко мне.
— А это я и есть… — ответил папа.
И тут я понял, что он у меня старый и выглядит как дедушка. Раз родители старые, значит, я их скоро потеряю. В моем детском сердце поселился страх, что могу лишиться этой могучей крыши над головой. Я решил как можно быстрее стать самостоятельным, потому что скоро останусь один…
Не знаю, что сумел бы придумать, но в дело вмешалась судьба. В лице двоюродного брата отца — знаменитого музыканта Рудольфа Баршая. Особую известность он получил после 1977-го, когда уехал из СССР на Запад, выступал со Штутгартским симфоническим оркестром и стал главным дирижером Борнмутского. На родине у него не складывалось. Наверное, власти не могли доверить оркестр морально неустойчивому человеку, трижды женатому, в последний раз — на японке.

Когда совсем юный Рудольф приехал в Москву, отец поставил ему раскладушку на своих семи метрах. Летом они ездили на дачу к папиному старшему брату, где Рудик с утра уходил в деревянную уборную и там, на толчке, с пяти до восьми «пилил» на скрипке, чтобы никому не мешать. Вот так закаляется сталь. В то время советская музыкальная школа считалась лучшей в мире, так же как балетная и космическая. Выдающиеся оркестры мира сцементированы советскими музыкантами. А сегодня… Кто будет сидеть с пяти до восьми на «очке», чтобы чего-то добиться?
Дядя Рудольф до своей эмиграции успел рассмотреть во мне талант. Как-то он пришел к нам в гости.
— А что делает Миша? — поинтересовался дядя.
Я сыграл на флейте.
— Спой.
Я спел.
— Музыкальный парень, — оценил он. — Я позвоню директору хорового училища имени Свешникова.
Звонил дядя при мне. «Посмотрите мальчика — если это не его дверь, не берите», — мудро сказал он.
Меня взяли в училище в одиннадцать лет. Я сразу попал в отстающие, остальные дети учились с семи, некоторые уже играли Второй концерт Рахманинова. В первый же день я с рыданиями сказал отцу:
— Не хочу! Не могу!
— Делай что хочешь, — сказал папа и устранился.
Догнать сверстников стало смыслом жизни. В итоге я втянулся. Заниматься дома не мог: сосед по коммуналке делал «козью морду». Заслышав звуки музыки, семидесятилетний машинист паровоза, коммунист с орденом Ленина на пижаме, гонялся за мной по квартире с криком: «Израилев черт!» В школе занятия начинались в восемь тридцать. Я вставал в пять сорок, умывался, жевал на ходу бутерброд и мчался на метро в школу на Красной Пресне. В шесть тридцать я уже сидел за пианино и работал до начала уроков. Кто из детей сегодня способен на такое?

К восьмому классу я догнал однокашников, несмотря на жуткую конкуренцию. Из двух тысяч поступающих брали двадцать мальчиков. До победного конца доучивались десять. Даже при таком отборе мало кто делает успешную карьеру. Нужны связи и деньги. Но если в попсе ты можешь «выстрелить» при наличии только этих двух составляющих, в классике без образования никуда. Иногда в консерватории при полупустом зале проходят концерты, которые могли бы стоить миллионы, настолько они гениальны. Но превратить их в продукт, который купят, не всегда возможно, потому что понимание классической музыки доступно немногим. Да и зачастую талантливые музыканты словно не от мира сего, их просто не воспринимают как звезд. А хорошо упакованная банальщина прекрасно продается, потому что имеет адекватный вид. Что такое гламур? Это дешевый продукт, дорого поданный. Мне и моим музыкантам повезло учиться музыке на излете советской системы. Это было время педагогов-бессребреников, которые вкладывали в учеников душу. И мы учились с таким же энтузиазмом. «Гнесинка», куда я поступил по окончании хорового училища, — Высшая Школа Музыки. Меня в этом Храме муз сделали дирижером — матерым музыкантищем, способным поднять и повести за собой людей. Я, как губка, впитывал музыкальную науку, до поры до времени не обременяя себя мыслями о хлебе насущном. Но довольно рано — в двадцать один — пришла пора, я влюбился и женился.

У Лены были вздернутый носик, открытая улыбка и бездонные глаза. Настоящая русская красавица. Мы познакомились в «Гнесинке», учебу она совмещала с работой — пела в хоре Минина. У нас было много общего, мы вместе постигали музыкальные азы, ходили на концерты, спектакли и каток. Оба любили природу. Я стал ее первым мужчиной. В двадцать два у нас родилась Наташа. Рановато, наверное, но мы были счастливы. Вопреки воле родителей. И те и другие считали, что мы разного поля ягоды. Они не чинили препятствий, но по отдельным репликам несложно было догадаться: родственники не в восторге.
«Я бы хотел, чтобы дочь вышла замуж за человека своей национальности», — сказал ее отец моей матери перед свадьбой.

Моя же мама мечтала видеть меня рядом с еврейской девушкой. Ведь пятьдесят поколений моих предков женились только на своих.


Ну и что с того? Любовь стирает все различия. Тесть это понял со временем. Он был настоящим русским офицером, глубоко порядочным и умным человеком. У них с Леной сложились удивительные отношения. Словно одна душа на двоих. И по характеру они были очень похожи — абсолютная выдержка и чрезвычайная доброта. Лена любила меня преданно и никогда ничего не требовала, но я должен был доказать себе и другим, что могу быть не мальчиком, но мужем и добытчиком.
Чем я мог заработать? Частным извозом. Права у меня с девятнадцати лет, я даже занимался автоспортом. Умудрялся как-то выкраивать время между занятиями музыкой. Один раз участвовал в ралли, пришел шестнадцатым с конца. Но ведь главное — участие! Я продал все свои ценные вещи, включая кожаную куртку и магнитолу, взял еще в долг у брата и купил подержанные «Жигули» одиннадцатой модели. С тех пор каждый субботний вечер и не только, я отправлялся на заработки. Все было: и отнимали выручку за вечер, и из машины просили выйти, и не платили, но слава Создателю, обошлось без серьезных последствий для здоровья.

К концу пятого курса я подрабатывал в четырех местах одновременно. В большом универсаме в Строгино был «ночным директором», то есть грузчиком. За ночь принимал по пять-шесть машин: три с хлебом, две с молочными продуктами и иногда с колбасой. Колбаса была самым страшным ударом, потому что все полторы-две тонны я должен был своими руками перекантовать, взвесить да еще проследить, чтобы водитель с экспедитором пару батонов не умыкнули. Зато слова «дефицит», под лозунгом которого жила перестроечная страна, для меня не существовало. Когда мчался после ночной смены из Строгино в центр преподавать музыку детям, гаишники на трассе отдавали мне честь: раз в два месяца я завозил им в отделение ящик гречки и чая. У меня появились различные связи и знакомства. Я был в полном порядке, но душа по-прежнему жаждала музыки и творчества.

Наконец я нашел, чем ее порадовать. Параллельно с магазином и преподавательской деятельностью начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни. Через некоторое время уверился, что не ошибся с профессией. А работая с актерами театра «Школа музыкального искусства» под руководством Юрия Шерлинга, понял, что могу научить петь любого. До уровня эстрадного исполнения доведу даже не поющую балерину.

Не знаю, долго ли продержался бы наш с Леной брак. Сегодня мне тяжело рассуждать об этом, ведь прошло столько лет. Знаю только, что наши чувства были искренние и настоящие. Считается, что ранние союзы не выдерживают испытание временем. Но не суждено узнать, верно ли это было бы в нашем случае…
В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Ануфриевичем Семенюком я поехал на автомобиле в Клайпеду, в гости к его аспиранту литовцу. Разговоры о музыке, вылазки в Палангу, солнце, море и песок. Во всех отношениях это была приятная поездка. В один из дней, несмотря на поздний час, никак не мог заснуть, хотя в двадцать семь лет знать не знал, что такое бессонница. В половине третьего ночи раздался звонок в дверь. Телеграмма. «Срочно позвони. Саша», — написал старший брат. «Что-то с мамой или папой?» — судорожно соображал я. В 1989 году звонить ночью в Москву из Клайпеды было неоткуда. Мы с Семенюком поехали в центр города и оказались перед запертыми дверями переговорного пункта. До половины восьмого не находил себе места. А когда наконец смог набрать телефонный номер, услышал в трубке мамин голос. «Значит, с ней все в порядке», — первым делом подумал я.
— Держи себя в руках, — сказала мама. — Они все погибли.
Я ничего не понял.
— Кто все, мам?
— Лена, ее отец и брат.
Я повесил трубку, вышел на улицу на ватных ногах и, дойдя до газона, рухнул в траву. Ко мне подбежал учитель.
— Владимир Ануфриевич, дайте сигарету, — попросил я. — Что-то все горит внутри.
— А что случилось, Миша?
Я не смог ответить, вскочил и снова побежал звонить. Мама, пережившая гибель всех своих родных, спокойным ровным голосом продиктовала: «Семьдесят первый километр от Минска, номер отделения милиции...»
Лена с отцом и братом ездили в Вильнюс на день рождения родственницы. Отец Лены, аккуратист и педант, никогда не нарушал правил дорожного движения. Из гаража машину не выведет, если не работает поворотник. Он не доверял руль даже сыну, который только что вернулся из армии, где служил водителем. Никто не знает, что случилось с моим тестем, но на обратном пути в Москву его машина вылетела на сторону встречного движения. Ехавший по ней «Икарус» стал уходить в кювет, но «Жигули» догнали автобус и, ударившись, отлетели на свою полосу, где их подмял под себя тяжелый «ЗИЛ».
Всю дорогу к месту аварии я думал: «Это ошибка. Такого не может быть. Это не они». Наконец доехали. Какой-то мужик на тракторе указал мне точное место происшествия. «Я двадцать пять лет за рулем, но такой страшной катастрофы еще не видел, — сказал он. — Вот здесь это было…»
И я понял, что зря надеялся. На обочине дороги лежала покореженная зелененькая сувенирная подковка. Мой «заграничный» подарок тестю.
В ближайшем населенном пункте купил бутылку водки, все цветы, какие были,
и вернулся на место трагедии. Мы с учителем выпили. Покурили. Посидели в каком-то коматозе, а потом я позвонил в отделение милиции. «Приезжайте за трупами и забирайте машину», — сказали мне.
Никогда не забуду долгий путь домой. Впереди шел грузовик с тремя гробами, за ним ехал я. Обогнать как-то не получалось…
Мне было страшно увидеть тещу. Женщину, которая в один миг потеряла детей и мужа. У меня за эти пару дней лицо стало цвета асфальта. Что уж говорить о ней? Но теща сидела в окружении подруг и держалась молодцом — ее накачали транквилизаторами.
Как интеллигентный человек, она молчала, но я знал, о чем теща думает: «Ты жив, а Лены нет». Я ведь мог поехать с женой или позвать ее к себе в Клайпеду. Но не сделал ничего судьбоносного, что изменило бы роковой маршрут.
Через некоторое время теща стала настойчиво предлагать мне отказаться от Наташи и оформить на нее опекунство. На меня насели ее родственники:
— Зачем тебе ребенок? Ты еще молодой.
— При всем уважении не могу, — ответил я. — Евреи от своих детей не отказываются.
Хотел забрать девочку в свою квартиру, препоручив заботам моей мамы, но потом понял, что разлука с внучкой добьет обезумевшую от горя тещу.


Фото: из архива М.Турецкого

В этот момент я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврейской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить.
За восемнадцать месяцев мы сделали программу, с которой выступали в Англии, Франции, Израиле, Америке, Канаде. Финансированием хора занимался благотворительный еврейский фонд «Джойнт». Когда они поняли, что лидер коллектива — личность, не готов к глупому подчинению и хочет выйти на большие концертные площадки, у них пропало желание нас поддерживать. И с 1992 года я с хором остался без поддержки. Это была очень сложная задача — заниматься раскручиванием бренда «Еврейский хор» в России. Всем казалось, что мы поем только для евреев. Я хотел доказать, что это не так. Но получалось не очень. У нас не было ни денег, ни рекламы. Один голый энтузиазм.
Мы трудно пробивали себе дорогу в Америку, ведь это было единственное место в тот момент, где можно было заработать. В конце концов что-то начало получаться. Помогали новые друзья, которые видели в нас фантастически талантливый проект. И хотя выступлений было немного — в основном по выходным, нас признали критика и профессиональные музыканты. Отношения в коллективе тоже были непростыми. Помню, в 1993 году, после десяти дней бесцельного проживания в бруклинской квартире в ожидании работы в Калифорнии, в нашем коллективе чуть не случилась революция. Восемь человек из шестнадцати подписали ультиматум: мол, не понимаем, зачем нам Калифорния, не верим, что нам заплатят, ехать отказываемся. Ситуацию нужно было уладить за двадцать восемь часов, которые занимал переезд на автобусе из Нью-Йорка в Майами. Я произнес речь: «Не позволю развалить проект!» Потом вызвал к себе заговорщиков по одному: «Вы, Алексей, уволены. Владимир, вы хотите уехать, а потом вернуться — пожалуйста. Вы, Леонид, сколько хотите денег, чтобы остаться?» В общем, четырех членов коллектива я подкупил, двух отпустил, двух уволил — и оппозиция была разгромлена. О, я хорошо знал психологию советского человека. Сам такой.
В 1994-м мне посоветовали обратиться за финансовой поддержкой в «ЛогоВАЗ». Я позвонил, и в синагогу, где мы репетировали, приехал Березовский со словами: «У вас есть двадцать пять минут». Мы ему спели красивыми голосами. «Даю пять тысяч долларов в месяц», — пообещал Борис Абрамович. Мы разделили эти деньги на двадцать человек, получив хорошую прибавку к зарплате на год. Потом дело скисло. Березовский уехал, его помощники сказали: «Чтобы вам и дальше помогать, надо, чтобы вас любил Боря, а у нас на счету были деньги. Боря вас любит, но денег нет».
Гусинский, возглавлявший Российский еврейский конгресс в те годы, тоже одно время нас любил и даже поддерживал. И Гусинского, и Березовского я всегда очень благодарил во время концертов, пока мой старший товарищ, знаменитый артист Геннадий Хазанов, после шоу в Театре Эстрады не сказал: «Миш, а че ты все время им кланяешься? Они тебе что, дом в Испании построили? Гусинский лаконично тебе помог лишь для того, чтобы его поддерживало еврейское лобби в Америке». В 1995 году мы обратились к Айзеншпису. Тот произнес: «Мне нужно полтора миллиона долларов от «ЛогоВАЗа», и страна будет засыпать и просыпаться с мыслями о еврейском хоре». Но «ЛогоВАЗ» в то время уже закончился. Полтора миллиона взять было негде, и я в конце года разделил хор на две части. Одна осталась в Москве, другая вместе со мной поехала по контракту в Майами. Мог бы взять с собой красивую девушку, но поехал с пожилой мамой и дочкой. Теща ужасно боялась, что могу не вернуться, поэтому тщательно подготовила внучку, которой тогда исполнилось одиннадцать лет: в случае, если я вдруг решу остаться за океаном, Наташа должна была встать на дыбы и заявить: «Хочу к бабушке в Россию!» Но она не сделала этого, хотя ей иногда было по-настоящему трудно. Дочь училась в заведении для обеспеченных детей. Школьный автобус отвозил домой сначала тех, кто побогаче, потом середнячков, ее — последней. У меня не было тогда ни сегодняшней репутации, ни уважения, и на Наташу смотрели как на эмигрантку из бедной семьи.
Только моя мама чувствовала себя вполне комфортно, у нее даже случился платонический роман с владельцем кафе, мистером Невелом, благодаря которому она вспомнила идиш. Они тарахтели целыми вечерами, надеясь, что я ничего не понимаю. Папа приехал позже и решил, что маме в ее семьдесят три можно не мешать. Ему Америка не сильно понравилась. «Большого театра нет, мне здесь делать нечего. «Я в восторге от Нью-Йорка гор-р-рода, но кепчонку не сдерну с виска. У советских собственная гор-р-рдость: на буржуев смотр-р-рим свысока», — продекламировал он Маяковского и спустя четыре месяца вернулся на Родину.
А я ведь никогда не хотел уехать в Америку навсегда. Уважаю западные ценности, но еще больше — Большой театр, каток, летнее небо над Москвой в пять утра. Я хотел жить на Родине. И решил попытать счастья в последний раз. Если не получу поддержки, навсегда распрощаюсь с идеей еврейского хора в России. За океаном у нас ведь в конце концов начало получаться. Мы настолько потрясли тамошнюю публику, что власти Майами выпустили прокламацию, объявив шестое февраля «Днем Московского хора».
На этот раз я стал атаковать офис Иосифа Давыдовича Кобзона. Сделал полторы тысячи звонков, не меньше. Покупал карточки и звонил в Россию из таксофона. Может, я стучался громче других, но в результате Кобзон меня услышал. И взял нас в свой юбилейный тур по России и СНГ, что стало своеобразным прорывом для коллектива.
Через пару лет я решил сменить наше одиозное некоммерческое название «Еврейский хор». К тому же нам стало тесно в рамках колоссальной, могучей, но одной только еврейской музыки — ведь это лишь часть мировой музыкальной культуры. Участники хора — в основном русские, зрители — люди разных национальностей. Почему бы не исполнять и другую музыку, например классику, фольклор, джаз, рок? Так родился «Хор Михаила Турецкого».
Иосиф Давыдович такие перемены не одобрял, ругался, считая, что я предаю свои корни. Думаю, обвинять меня в измене несправедливо. Хор нес свое название в более сложное время, когда даже сами евреи не спешили нас приглашать к себе на выступления.
Итак, шел 2001 год, я с коллективом гастролировал по Америке. Дочь Наташу, которая жила со мной в Штатах, через какое-то время вернул бабушке. Теща наконец-то меня оценила. С тех пор мы живем в мире. Правда, никогда не держал на нее зла, я ее понимаю: будущий зять еще не сделал мне ничего плохого, а я его уже не люблю.


Михаил Турецкий с тещей и дочкой

Двенадцать лет я ходил в холостяках. Не мог представить, что приведу в дом «чужую тетю» и скажу Наташе: «Это наша новая мама». Некоторые девушки предпринимали попытки сделать из меня мужа. Тогда я шел к главному раввину России Адольфу Соломоновичу Шаевичу и говорил:
— Что делать? Меня прижали к стенке.
— Если можешь не жениться, не женись, — отвечал он.
Я мог, потому что карьера, становление хора и обязательства перед самим собой и коллективом казались гораздо важнее романов. Пока не встретил Лиану. Помню ощущение шока, когда заглянул в ее огромные зеленые глаза. «Две волны остались в глазах твоих, чтобы я утонул, погружаясь в них…»
Мы встретились после концерта в Далласе. Отец Лианы был одним из организаторов наших выступлений. Тридцать первого октября в Америке как раз отмечали Хэллоуин, и Лиане хотелось провести этот праздничный вечер с ребенком, но она не могла обидеть папу, который настаивал, чтобы дочь слушала еврейский хор из России. Как интеллигентный человек, Лиана пришла за кулисы поблагодарить музыкантов за концерт. Марта Клионер, наш импресарио в те годы в Штатах, увидев ее с дочкой, поинтересовалась, где же муж.


Михаил Турецкий с женой и ее дочерью Сариной

— Муж объелся груш! — ответила моя будущая супруга.
— Так у нас столько мальчиков в коллективе, я вас представлю! — перехватила Марта Лиану и повела знакомиться с артистами.
Мы столкнулись в коридоре — красивая, броская девушка и рядом с ней маленький кучерявый ангелочек, ее дочь Сарина. На меня как на артиста, который провел месяц на гастролях, внешний вид Лианы — ее высокий каблук и открытый живот — произвел неизгладимое впечатление. Мы разговорились. Захотелось сказать ей несколько небанальных комплиментов. Я предложил всем вместе поехать в ресторан, выпить кофе. Три коктейля повысили концентрацию романтики в моем организме. И я сказал Лиане: «Поехали к тебе». Я уже знал к тому времени, что она девушка самостоятельная, живет отдельно от родителей в двухэтажном доме. Она сопротивлялась, но я проявил легкую настойчивость. Мы отправились к Лиане и проговорили с ней до утра. Я предложил поехать с нами в тур, на что Лиана изобразила неприступность и вызвала такси, чтобы меня отвезли в гостиницу. Так началось наше знакомство.

Коллектив поехал дальше, в Хьюстон. Уже в следующем городе, Чикаго, я почувствовал, что хочу позвонить этой девушке. Набрал ее номер после выступления, и мы опять проговорили всю ночь. Мне это стоило гонорара за два концерта. Зато уже определились некоторые жизненные ценности и позиции. Я предлагал Лиане приехать к нам на центральный концерт тура в Карнеги-холл в Нью-Йорке, но она культурно отказалась, сославшись на то, что не может уйти с работы и надолго оставить ребенка. После Карнеги-холла я приехал к ней в Даллас сам. На следующий день, когда Лиана забирала Сарину из садика, воспитательница отозвала ее в сторонку: «Знаете, что сказала ваша дочка? Она сообщила, что дядя с концерта теперь спит у вас дома!»


Пора было определяться с чувствами. Мама всегда тосковала по большой родне, которую она потеряла в Белоруссии. В тот приезд я обошел всех родственников Лианы и понял, что мама этот вариант одобрит. Семья и отношения такие же, как и в белорусском местечке, только на высоком американском уровне.
Лиана поначалу отказывалась бросить большое дружное семейство, хорошо
оплачиваемую работу программиста и переехать в Москву, пока я не поставил вопрос жестко. Ее родственники были не в восторге от наших планов. Дедушка как опытный человек сказал, что артист — это цыган, что плохо для семейной жизни. А когда я приехал к родителям Лианы просить руки их дочери, ее папа предупредил, что у нее очень тяжелый характер. Но мы с ней непослушные люди. И все-таки убедили родителей. Потом возникли проблемы с вывозом Сарины. Я ее удочерил и перевез в Россию.
Мы с коллективом шли своим особым путем, миновав цепочку «продюсер-телевизор-публика-касса». Одной ногой попали в шоу-бизнес, другой остались в искусстве и с этим пришли на концертные площадки. Какое-то время, правда, я еще пытался найти продюсера. В 2003-м пришел к Иосифу Пригожину, тот послушал трек секунд сорок и начал сучить ножкой, заглядывать в телефон, намекать: мол, зря теряю время.
«Иосик, ты ж меня проглядел! — теперь говорю ему. — Вот бы «накосил» сейчас!»
Сегодня он со мной по сорок минут по телефону разговаривает и времени ему не жалко. «Может, лучше в гости придешь?» — предлагаю я.
Хор выбрал свою музыкальную политику — мы не ограничивали себя исключительно классической музыкой. Есть еще поп, рок, джаз и мюзиклы. Только классика — это как строгие брюки в гардеробе, красивые, дорогие, но одни. А можно ведь переодеться и во что-то подемократичнее. Или сочетать, как это начали делать в Голливуде, надевая смокинг с джинсами и кроссовками. Сегодня побеждает музыкальный фьюжн — смешение стилей, когда ты можешь предложить людям в единицу времени разные ощущения. Буду благодарен тому, кто сократит божественные длинноты в «Войне и мире» Льва Толстого и вместит четыре тома романа в пятьсот страниц, чтобы современные дети смогли его осилить. Я применяю подобные сокращения к классической музыке. Ведь воспринимать ее непросто. Нужно настроиться, открыть душу. Желание есть у многих, нет времени. Я же могу за десять минут познакомить слушателя с Верди, приправив музыку ферментом поп-рока для более легкого восприятия. В результате Верди звучит как Queen. И это не пародия. Не стеб, не лубок, просто другое, современное осмысление. Музыкальный критик может назвать меня выскочкой, который берет самое легкое и доступное для восприятия, зарабатывая таким образом деньги. Но я бы на его месте сказал спасибо Турецкому, агитатору и пропагандисту хорошей музыки.


Группа "Сопрано"

Михаил Турецкий - народный артист, музыкант, продюсер, основатель групп «Хор Турецкого» и «Сопрано».

Родился в апреле 62-го года в столице в большой и дружной семье. Окончил музыкальную школу, училище имени Свешникова и академию им. Гнесиных. После окончания хормейстерского факультета поступил на службу в Театр музыкального искусства.

В конце 80-х годов начал набирать солистов для создания собственного хора. Композиции, по задумке следовало петь без музыкального сопровождения, поэтому подбор проводился очень тщательно.

Хор стал довольно популярен за рубежом, но в СССР никак не мог найти своего слушателя. В конце 90-х годов коллектив получил статус городского муниципального хора. В начале 2000-х годов хор преобразовали в ансамбль, в котором представлены все виды голосов: от бас-профундо, до тенор-альтино. Репертуар сильно расширили. С этого момента группа начала набирать все большую популярность среди слушателей. К концу 2000-х годов «арт-группа» собрала четыре аншлага в Кремлёвском дворце, а пятый дополнительно провели в «Лужниках».

Личная жизнь

Впервые женился еще в студенческие годы на однокурснице Елене, у них родилась дочь Наташа, но в конце 80-х годов жена погибла в автокатастрофе.

В 2000 году познакомился Татьяной Бородовской, от которой через год родилась внебрачная дочь Изабель, но к свадьбе эти отношения так и не привели.

На гастролях в США познакомился со своей второй женой Лианой, у нее уже была дочка Сарина пяти лет. В 2005 году у пары родилась дочь Эммануэль, а еще через четыре года Беата.

Дважды дедушка. Старшая дочь в 2014 году родила внука Ивана, а еще через два года Елену.

Квартиры Михаила Турецкого

Артист родился в четырехкомнатной коммуналке на улице Лесная рядом с метро «Белорусская». Со временем все комнаты достались их семье, и когда появилась возможность, родители обменяли ее на двухкомнатную у метро «Динамо».

В 1993 году приобрел малогабаритную двушку на десятом этаже за $18 000 в доме рядом с поселком художников «Сокол». Вид из окон открывался просто великолепный. Никаких дизайнеров он не нанимал, а капитальный ремонт делали профессиональные строители по картинке из журнала.

Еще полтора года он прожил у метро «Аэропорт», а затем переехал на Тишинку. Дизайном здесь уже занимался самостоятельно. Нашел профессионала, который восстановил старинный паркет.

В 2000 году вложился в трешку в Сколково, и уже вместе со второй женой делали здесь ремонт. Вскоре пришли к выводу, что в квартире становится тесно. В том же районе удалось выкупить участок земли у одного из знакомых со значительной скидкой.

Дом Михаила Турецкого

Земельный участок в 25 соток достался с маленьким домиком, в котором вполне можно было жить. Когда Турецкий был на очередных гастролях, жена наняла строителей, которые все снесли и вырыли котлован, дав понять хозяину, что пора начинать строительство. Так как вкусы обоих супругов очень сильно совпадают, то всеми вопросами полностью занималась Лиана. В помощь себе она пригласила профессионального дизайнера.

Обустройство длилось два года. В итоге получился очень уютный и даже артистичный дом.

В особняке тщательно продумана планировка не только внутренних помещений, но и общий стиль. Строение имеет облик открытого рояля. На первом этаже расположены: гостиная с каминной зоной, кухня, комната для отдыха и просторный холл.

В гостиной зоне лежит единственный в доме ковер. Он выгодно соединяет в интерьере красный, белый и бежевые цвета. Рядом расположена обеденная зона, оформленная в стиле современной классики. Здесь нет лишних деталей, все просто и функционально.

На втором этаже: семейная гостиная, в которой стоит итальянская мебель ручной работы, мастер спальня, кабинет. Так как хозяин часто отсутствует, кабинетом пользуется вся семья.

В небольшой гостиной собирается только семья, рядом к ней примыкает спальня, большая гардеробная и ванная комната. Еще на этапе строительства одним из обязательных условий являлась огромная гардеробная, в которую поместились бы все платья и костюмы.

Третий этаж полностью отдан девочкам. У каждой из дочерей собственная комната, ванная и гардеробная. Дизайн спален у всех кардинально отличается. У Беаты комната очень нежная с мебелью бежевого цвета и розовыми элементами. У жизнерадостной Эммы сочетаются бирюзовый и розовый, а кровать изготовлена в виде замка. У старшей дочери царит минимализм и порядок.

Так как в семье большое количество женщин и все вместе с хозяином особняка предпочитают себя держать в отличной физической форме, то в доме появились: просторный бассейн, тренажерный зал и сауна.

На первом этаже находится пристроенная летняя веранда с небольшой кухней, на которой можно готовить шашлыки и барбекю и здесь же устраивать летнее чаепитие.

По данным ЦИАН, дома в Сколково стоят от 39 до 155 млн. рублей и выше.