Артист сергей газаров. Сергей Газаров: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Сергей Газаров биография, фото - узнай всё!

Биография Сергея Газарова

Детство и семья Сергея Газарова

Мама Сергея Газарова замечательно пела. Её домашние выступления походили на настоящие концерты, на театр одного актёра. Мальчик воспитывался в театральной обстановке, часто лицедействовал.

В школе он участвовал во всех представлениях, считали, что у него, несомненно, актёрское будущее. Окончив обучение, Сергей попытался поступить на актёрский факультет в своём родном городе. Он не сдал русский язык и провалился. Целый год Газаров готовился, работая одновременно в Доме офицеров, где выносил декорации и закрывал занавес. Заработанные деньги он откладывал и смог поехать в Москву, чтобы поступить в ГИТИС.

Скорее всего, Газаров со своим сильнейшим, как он сам выразился, рыночным акцентом так и не стал бы студентом, если бы не Олег Табаков. который решил принять бакинца. В том году был конкурс восемьсот человек на место, однако Сергей стал одним из студентов ГИТИСа.

Карьера Сергея Газарова: театр, фильмография, режиссерство

Институт молодой человек окончил в 1980-ом. Сначала он работал в театре «Современник» (до 1986 года), а потом его учитель Олег Табаков пригласил актёра на работу в Театр-студию, где тот проработал до 1991-го года.

Работу в Табакерке Газаров считает очень важным периодом в жизни. Скорее всего, что без такого опыта его карьера сложилась бы иначе. Табакову свойственно безошибочно определять, кто есть кто. Ведь творческая жизнь практически всех кто у него учился, сложилась удачно.

Часто на репетициях Табаков сажал Газарова недалеко от себя, давая возможность наблюдать, иногда советовался, поощряя, таким образом, интерес актёра к режиссуре. Всё с этого началось. Уже в 1991-ом Газаров поставил «Ревизора», получив за эту работу премию СТД. Его «Ревизора» признали лучшим спектаклем года.

После такого удачного опыта, Сергей Ишханович захотел поработать самостоятельно. Он покинул театр и открыл кинокомпанию «Никита и Пётр». Ему казалось, что со всем он сможет справиться сам, в том числе и с поиском денег. Но на деле всё оказалось гораздо сложнее. В его планах был многосерийный мультипликационный фильм, спонсоры были найдены, но всё развалилось.

Газаров с ножом в фильме Михалкова 12

Газаров начал сниматься в кино сразу после окончания ГИТИСа. По началу это были небольшие, часто эпизодические роли. Только через три года он снялся в главной роли в фильме «Выигрыш одинокого коммерсанта», где сыграл латиноамериканца. В восьмидесятых актёром были сыграны роли в кинолентах «Чудовище или кто-то другой», «Везучая», «Испанская актриса для русского министра» и др. Много снимался Газаров и в первой половине девяностых.

Параллельно со съёмками в кино, актёр пробовал себя как кинорежиссёр. Первой такой самостоятельной работой в этом качестве стала мелодрама «Крейзи».

В девяностых годах талантливому актёру и режиссёру приходилось подрабатывать, время было сложное и денег на содержание семьи, где росло два сына, не хватало. Газаров несколько лет таксовал. Позже он открыл свой ресторан.

Доктор Тырса. Актер Сергей Газаров о сериале.

В 1998-ом Сергей Ишханович стал главным режиссёром драматического театра Армена Джигарханяна. Он сразу уволил почти всех актёров, считая, что по большей части там работали почитатели Армена Борисовича. Из всей прежней труппы Газаров оставил лишь трёх-четырёх талантливых актёров, чем снискал себе славу режиссёра-людоеда. Как режиссёр он считал, что должна быть железная дисциплина в коллективе, не терпел бардака. В театре им были поставлены два спектакля.

Сергей Газаров в настоящее время

В 2000-ом Газаров стал режиссёром проекта, который назывался «Империя под ударом», кроме того, им были сняты три телесериала: «Сыщик Путилин», «Пятый угол» и «Тёмная лошадка».

«Империя под ударом» - оказался очень интересным проектом. Это была работа для ОРТ. Режиссёр снял одну из серий, причём, как он считает, условия были, просто идеальные. Серия называлась «Великая княгиня» и рассказывала про людей его поколения, через весь фильм проходила любовная линия, кроме того картина затрагивала многие насущные жизненные проблемы. Алексей Слаповский – сценарист, согласившийся скорректировать линии некоторых героев, сделать их динамичнее, как просил его Газаров.

Снимая «Тёмную лошадку», Сергей Ишханович и сам сыграл небольшую роль. Его герой был генералом ФСБ. Однако он всё время ловил себя на мысли, что смотрит на процесс съёмок не как актёр, а как режиссёр. Сложно было совмещать в себе и то и другое.

В 2005-ом Газаров снимался в «Турецком гамбите» и в фильме «Доктор Живаго». В 2006-ом он работал вместе с Сергеем Кеосаяном, снимаясь у него в «Зайце над бездной» в роли цыганского барона. Отдельно надо сказать о картине «12» Никиты Михалков. Газаров считает, что если приглашает такой режиссёр, следует сразу соглашаться. Работа в его фильме оставила незабываемый след в памяти и в душе, он испытал очень сильные чувства и по утверждению Сергея Ишхановича, год после съёмок находился в самой настоящей депрессии.

Сегодня Газаров снимается очень выборочно. Он талантливый актёр и перевоплощается без особого труда, однако настоящих героев никогда не брался играть, чтобы не испортить фильм.

Личная жизнь Сергея Газарова

Женой Газарова, с которой он прожил четырнадцать лет, была актриса Ирина Метлицкая. У них двое сыновей – Пётр и Никита. Метлицкая умерла от лейкемии в 1997 году. Сергей Ишханович боролся за жену до последнего, возил её к лучшим онкологам Европы, но всё безрезультатно, она всё-таки умерла.

Вскоре в жизни актёра появилась Елена, которая стала его женой и родила Газарову в 2007-ом году третьего сына. Мальчика назвали Степаном.

Старшие сыновья актёра уже взрослые самостоятельные люди. Отец троих сыновей утверждает, что у старших есть своя жизненная позиция, и как-то влиять и давить на них уже категорически нельзя.

Больше информации

Большинству зрителей она представлялась женщиной неземной, таинственной. В интервью эта утонченная красавица избегала разговоров о личной жизни. Хотя она у нее складывалась очень удачно - любящий муж, двое сыновей-погодков.

И интересными ролями в кино и на сцене она не была обделена. Но злым роком ей была отпущена короткая жизнь. Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года, не дожив четыре месяца до своего 36-летия... Сгорела от рака крови.

Об Ирине Метлицкой «Комсомолке» рассказала ее мама - Татьяна Павловна Метлицкая.

- Правда, что Ира в детстве была совершенно неартистичной девочкой?

Да, она вообще не любила, когда на ней сосредоточивали внимание. Была скрытной. Кошкой, которая гуляет сама по себе. Впрочем, ее замкнутость объясняется нашим с ней кочевым образом жизни. Когда я разошлась с мужем, мы с Ирой вынуждены были жить около восьми лет на съемных квартирах.

Никого особо туда не приведешь - ни друзей, ни подружек, и Ира большую часть времени проводила в одиночестве. В школьной самодеятельности не участвовала - ходила в танцевальный кружок, куда я ее записала. В Минске , куда мы переехали из Северодвинска , поступила на физико-математический факультет Белорусского государственного университета. Но, проучившись полгода, неожиданно заявила: «Я еду в Москву учиться на актрису». И со следующего учебного года была студенткой Щукинского училища.

- За Сергея Газарова, известного актера, она вышла замуж еще в студенческие годы...

Можно сказать, она в Сергее растворилась. Ей важнее было, что она жена и мать, а не актриса. В супружестве всегда придерживалась правила: чтобы мужчина был счастлив, его надо любить беззаветно и ничего не просить взамен. Мальчишки давно живут самостоятельной жизнью: старший Никита окончил Высшую школу экономики и работает финансистом, а Петя в Америке пробует себя в качестве саксофониста.

- Они наверняка очень остро восприняли ранний уход матери...

Конечно. Восьмилетний Петя цеплялся за юбки всех наших знакомых женщин. И к первой своей учительнице всегда притулялся - смотришь, а он уже повис на ней ручонками. Ему особенно не хватало матери. Но никто из внуков не любит открыто вспоминать и говорить об Ире. Они даже фильмы с ее участием стесняются смотреть - чтобы никто не видел их эмоций. Все держат в себе.

- А Газаров потом женился?

У него сейчас очень хорошая семья - растет пятилетний мальчик. Мне порой кажется, что нынешняя жена Лена ему больше подходит, чем Ира. Она более самодостаточная, энергичная. Ира же полностью была подчинена Сергею. Но, спасибо Газарову , он бережно хранит дочь в памяти: ему ее не хватает. Он даже мне иногда признается: «У меня часто появляется желание назвать Лену Ирой...»

В 90-е ваша дочь была подающей надежды актрисой. Сейчас она бы приобрела звездный статус - стала бы знаменитостью?

Известность стороной ее и на взлете карьеры не обошла. Но к ролям Ира подходила избирательно - в сериалах, обеспечивающих популярность, точно участвовать отказалась бы. Она мечтала играть загадочных женщин начала XX века, современные огламуренные красотки были ей не по духу. Много красивых женщин на свете, но Ира сразу обращала внимание на себя своим взглядом. Я с самого ее детства поражалась, сколько мудрости и глубины заключено в ее глазах...

К картинке: Роль прекрасной мстительницы в фильме «Палач» - одна из самых известных в фильмографии актрисы.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО : Ирина МЕТЛИЦКАЯ

Родилась в 1961 году в Северодвинске. С детства собиралась заниматься естественными науками, но в 17 лет сыграла в фильме «Расписание на послезавтра» и решила стать актрисой. Снималась в картинах «Личное дело судьи Ивановой », «Палач», «Катька и Шиз», «Куколка», «Макаров », «Черная вуаль». Была претенденткой на роль Анны Карениной в фильме Сергея Соловьева (роль в итоге через много лет сыграла Татьяна Друбич). Играла в «Современнике» и Театре Романа Виктюка (у последнего она исполнила роль набоковской Лолиты).

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Популярный актер Сергей Газаров — не актер даже, а настоящий человек-оркестр. Помимо своего главного таланта он еще режиссер, бизнесмен и просто бакинец. А это — звучит гордо! Но начали мы разговор с больного места г-на Газарова — его ресторана.

— В связи с кризисом ситуация с вашим рестораном не ухудшается?
— Ухудшается, а как же. Во всем, что относится к личному потреблению, человек как мог уже себя ограничил. Никто же не знает, что будет завтра, а послезавтра — уж точно. И ответить ему тоже никто не может. А ведь еще недавно, до кризиса, поход в ресторан начал приближаться к достаточно обычному делу; а ведь существуют еще и кафешки разные, рассчитанные на любой уровень дохода и качества. Но сейчас, думаю, эту культуру дружно все забудут. Более того, как бы не превратили это все в очаг разврата.
— Какого разврата?
— Всем скажут, что ходить в рестораны нехорошо, а нужно помогать больницам. Зачем тебе ресторан, если есть столовая? Вот я смотрю ТВ, а там передача против гламура, и один популярный ведущий на всю страну заявляет, что гламур нам не нужен, и сравнивает себя с Достоевским. Когда-то такое уже было и плохо закончилось.
— Значит, готовите ресторан к банкротству?
— Нет, я только расстраиваюсь. Этим рестораном я владею не один, а с партнерами. Один я бы не потянул. До сих пор не могу себя считать бизнесменом, я все делаю не по законам бизнеса. По всем законам за это время я бы свой ресторан должен был закрыть уже раза четыре, потому что нужной прибыли он не приносил.
— А чего вы решили 13 лет назад открыть свое “культурное заведение”?
— В знак протеста. Ведь тогда появлялись любые рестораны, кроме русского. Наш человек начал есть лягушек, суши, макаронами обвешиваться. А я считаю русскую кухню очень серьезной. И сегодня в Москве интерес к ней совсем не случаен. Но русские просто не знают, что их кухня — это не только борщ и оливье.
— Вы открыли свое дело в “лихие” 90-е, когда кино вообще не было. Вложились, чтобы не зависеть от ролей?
— Да чем я только в те самые 90-е не занимался — даже частным извозом. Полтора года отбомбил. У меня же было двое детей, а их надо кормить. Я никогда не стесняюсь никакой работы, пусть даже она и не очень респектабельная. Если нужно заработать, я это сделаю не задумываясь. Совмещать ресторанный бизнес и актерство невозможно, и ни у кого это не получилось. Это вещи несовместимые. Да, многие артисты в мире имеют свои рестораны, но они же ими не занимаются, а просто получают деньги за собственное имя. Когда Роберт Де Ниро открывает хороший японский ресторан, то делает это на пару со знаменитым ресторатором Нобу, и я не думаю, что он говорит этому гению, как надо делать суши.
— Но в любом случае получается, что кулинарией вы занимаетесь в ущерб своей главной, актерской ипостаси.
— У меня ничего не бывает в ущерб. Я безумно люблю готовить. Иногда кажется, что мне надо было стать поваром. Или был бы бренд-шефе — это те люди, которые выдумывают блюда, учат готовить и уходят. Сам-то я работаю с восьми утра и до позднего вечера. Раньше начинал с десяти, но теперь у меня маленький ребенок, который в восемь будит. Я вкалываю, пока не свалюсь. Бывает, в час, в два ночи заканчиваю. Да и субботы-воскресенья — тоже непонятные дни. То есть я все время что-то придумываю, и от этого страдают мои коллеги и подчиненные.
— Коллеги-то ладно. А в семье близкие тоже страдают?
— Они к этому уже привыкли и другим меня просто не знают. Они — это моя жена Елена и трое детей. Елена также замечательно готовит — особенно индонезийскую кухню. Лена так навострилась, что многочисленные друзья, которые часто приходят к нам в гости, в восхищении от ее блюд.
— Про детей поподробнее, пожалуйста.
— Старшему Никите 21 год, среднему Петру — 19, а младшему Степану 2 года 8 месяцев. Если я хочу поговорить со старшими, сначала к этому серьезно готовлюсь. Никита живет со мной, Петр учится в Америке, он саксофонист, с ними давно надо уже по-взрослому. Ведь папа — это не тот, который дает подзатыльники и говорит как надо… Хотя иногда и такое бывало. Но сегодня мои старшие дети — уже сформировавшиеся люди со своей позицией. Давить на них нельзя категорически. И вот я вижу, что кто-то из них явно ошибается, идет не туда, но как ему сказать об этом? Мне же не нужно, чтобы он меня тупо послушал.
— Ошибаются в личной жизни?
— В личную жизнь я вообще не лезу. Мой старший сын окончил Высшую школу экономики на английском языке. Он кризис-менеджер — то, что сейчас особенно и нужно. Кроме того, он специалист по компьютерным технологиям. Когда у меня компьютер зависает, я его не трогаю, а тут же звоню Никите, и он мне говорит, на какую кнопку нажать.
— Так в чем же ошибается Никита?
— Мне кажется, что он не пробивной, не рвет и не мечет. Он почему-то уверен, что достаточно быть просто талантливым. Я ему говорю: “Никит, меня тоже считают талантливым. Но ты же видишь, я все время кручусь, чем-то занимаюсь”. Вот я говорю Петьке, среднему: “Ты сначала стань хорошим музыкантом, и тогда у тебя все будет в шоколаде”. И он стал хорошим музыкантом, как все говорят. Учится на полном гранте в американском институте. Но теперь я пытаюсь ему объяснить, что первый же импресарио, который у него будет, обманет его с потрохами и всего обворует. То есть я его подготавливаю к будущей жизни. Я уверен, Петя научится. А вот Никита не может за себя постоять.
— Никита уже где-нибудь работал?
— Работал, попал под сокращение, как вся молодежь. Поначалу его взяла на стажировку знаменитая немецкая аудиторская фирма. Но после этого извинились и показали на дверь. Теперь он без работы.
— Когда у вас не было ролей, разве не хотелось свалить отсюда, депрессуха не посещала?
— Злости не было, мое актерство помогало ко всему относиться с юмором. Да, работы в кино не было, но театр-то никто не отменял. Помню, когда я занимался извозом, одного мужика подвозил. Мы с ним полдня вокруг Казанского вокзала катались. Столько интересного от него узнал — он сутенером работал, о своем нелегком деле подробно рассказывал. Но когда я в этом разобрался, к сожалению, уже поздно было. И вот сидит передо мной это полное чмо, я ему говорю: “Понимаешь, через полчаса я уже должен быть на сцене, вылезай отсюда”. А он подумал, что “сцена” — это жаргон такой. “Я — артист”, — объясняю. “Да ладно, не гони ты мне! Ты моих телок будешь сейчас перевозить. Сейчас поедем за ними, потом тебя отпущу”. Так я ему ничего и не объяснил…
— А он что, не вспомнил вас даже по фильму “Палач”?
— Да нет, он кроме своих вокзалов ничего и не видел. Но многие узнавали. Ну, я воротник поднимал, кепочку надевал. Но это плохо помогало.
— Сейчас, слава Богу, вы всё преодолели, поднялись. Но у вас в жизни была и настоящая трагедия, когда умерла ваша жена Ирина Метлицкая…
— Такую трагедию нельзя пережить. Просто удивительным образом жизнь раскололась надвое — на “до” и “после”. Я это не сразу понял. А сейчас как могу, так и живу дальше.
— Вторая супруга — это и есть вторая жизнь?
— Да. Она появилась вскоре после смерти Иры. Лена, наверное, самый сильный крючок, который вытащил меня. И я безумно ей за это благодарен. Надеюсь, что и она со мной счастлива. У нас замечательный сын Степчик, который в свои два с половиной года уже знает латинские названия всех рыб, животных и растений. Мы ему как-то подарили такую книжку, и он всё запомнил. У него поразительные способности!
— Вы по национальности армянин. В Москве существует армянское братство?
— Я туда не вхожу, и “братство” за это на меня обижается. В конце 80-х, во время войны в Карабахе, нас с Джигарханяном хотели туда привлечь, но мы отказались. Я артист, я должен радовать людей. И это главное.
— Вы же в Баку родились?
— Да, я там жил до 18 лет. Когда я прихожу на московский рынок, там много азербайджанцев, и они меня тут же узнают. Они меня очень уважают, рассказывают про все мои роли, гордятся мной. Хотя моя семья тоже пострадала в этом конфликте. Мою маму, брата, сестру, их детей, жен в последний момент наши же друзья-азербайджанцы вывозили из Баку на БТРах и сопровождали в поезде до дагестанской границы, чтобы их никто не тронул. У нас отобрали трехкомнатную бакинскую квартиру, где я прожил всю свою жизнь. Но я рад, что свободен от национальной вражды.
— Но вы же снялись в фильме Валерия Тодоровского “Мой сводный брат Франкенштейн”. Помните, мент там говорит: “Этих черных так и надо давить. Но по закону”. Вы встречались с такими ментами?
— Нет, Бог миловал. Но о таких настроениях я знаю. Просто у нас в стране нет законов, вот и все. У нас белые режут черных, потом черные белых, а закона нет. Но при этом мне нравится наш президент.
— Какой именно?
— Медведев. То, что он начинает предлагать, потихонечку начинает работать. Ведь раньше каждый год малому бизнесу затягивали узелок на шее. Я это испытал на себе по полной программе. Придумывали новые налоги, увеличивали коммунальные платежи, аренду. А в этом году все изменилось. Недавно я получил письмо, что с марта месяца буду платить тысячу рублей за квадратный метр в год. А раньше платил тысячу долларов. Это невероятные вещи! Сказано, что в три года проверять будут только один раз. И все, больше не суются. Я задышал свободно.
— А “крыша”-то у вас есть?
— Не было никогда, даже в 90-х. Актерство — вот моя “крыша”. Может быть, потому что я все время мафиозников играю. Когда мои родственники бежали из Баку, я, конечно же, всех к себе домой в Москву привез, и они жили у нас в двухкомнатной квартире. Потом милиционер каждый раз приходил, требовал, чтобы я их обратно увез. Я говорю: “Вот видите, это моя парализованная мать, никуда я ее отвозить не буду”. А мент: “Это приказ Горбачева”. Через много лет я встретил на какой-то тусовке Михаила Сергеевича и это ему напомнил. “К сожалению, — ответил Горбачев, — не все мои приказы были правильно поняты”. Я был в шоке.
— А у Михалкова в фильме “12” вы грузина играли?
— Это не грузин и даже не кавказец. Есть две особые нации — бакинцы и тифлисские армяне. Так вот, я играл тифлисского армянина. Они очень известны своими выходками, поведением. В Грузии, когда нужно как-то определить человека, говорят: “Ну это же тифлисский армянин, ты же понимаешь”. В фильме я разговариваю и на армянском, и на грузинском, всё смешиваю. Хотя поначалу Никита Сергеевич просил меня сыграть чистого грузина, но с моей версией согласился. Вообще Никита не следил за точностью исполнения. Ему это было неинтересно. Главное для него — это образ. Он мог подсказать взгляд, жест. Он нас всех провоцировал на идеи, мысли, а потом уже сам отбирал самое вкусное. Этим своим фильмом Никита просто отравил мою жизнь. После съемок у меня целый год была настоящая депрессия, потому что подобных сильных чувств я не испытывал давно.
— Вы себя чувствуете настоящим москвичом?
— Я никогда не делил людей по национальности. Если при мне кто-то из моих близких обидит человека из-за его национальности, я его просто уничтожу. Хотя в молодости меня в очереди кем только не дразнили. Грузином чертовым называли — я смеялся. Жидом пархатым — я тоже смеялся. А сейчас для всех я просто артист.

Происхождения, сыграл множество памятных зрителям ролей. Особенно хорошо у него получаются роли этнических персонажей, от латиноамериканцев и грузин до цыган и немцев. Он продолжает активно сниматься. Творческий этап продолжается в биографии Сергея Газарова, в личной жизни у него тоже все хорошо.

Ранние годы

Сергей Ишханович Газаров родился 13 января 1958 года в армянской семье в Баку, столице советского Азербайджана. Его отец работал директором конфетной фабрики, затем перешел на такую же должность на винный завод.

Мама, получив профессию бухгалтера, практически не работала по профессии. У нее был красивый голос, и она постоянно напевала, причем делала это достаточно талантливо. Мама Сергея постоянно устраивала домашние праздники, на которых выступали все члены семьи. Наверное, от нее и передалась ему страсть к лицедейству.

Очарованный мамиными концертами, маленький мальчик часто пробовал себя в художественной самодеятельности. Первые выступления в биографии Сергея Газарова начались в школьные годы: он не пропускал ни одного праздничного мероприятия или творческого конкурса. Его выступления пользовались неизменным успехом, и одноклассники, и педагоги были твердо уверены, что Сергея ждет большая сцена.

Первая попытка

После окончания школы он твердо решил исполнить свою мечту, стать актером, и подал документы на актерский факультет Бакинского театрального института. Легко справившись с профессиональным тестом-творческим конкурсом, Газаров провалил экзамен по русской литературе, плохо написав сочинение.

Он пошел работать и одновременно стал готовиться к новой попытке поступления в театральный вуз. Трудовая биография Сергея Газарова началась в бакинском Доме офицеров, куда он устроился рабочим сцены. В его обязанности входила установка декораций, подъем и опускание Увлеченный юноша с любопытством мог долго наблюдать за игрой настоящих актеров.

Путь в профессию

На следующий год, основательно подготовившись к экзаменам и накопив деньги на поездку, молодой человек решает, что ему по силам поступить в театральный вуз в Москве. Сергей подает документы в ведущий вуз страны - ГИТИС, он очень хотел учиться в мастерской выдающегося актера Олега Табакова.

На творческом конкурсе армянский парень, проведший всю свою короткую жизнь в Азербайджане, решил прочитать отрывок из гоголевской повести "Нос". Когда Сергей хорошо поставленным голосом с непередаваемый акцентом начал декламировать, приемная комиссия полегла от хохота. Как позже писал он сам, у него был "рыночный акцент". Большинство членов комиссии решили, что молодой человек не подходит институту. Но Табаков, который должен был руководить набираемым курсом, был другого мнения. Он увидел, что Газаров, несомненно, обладает актерским талантом и очень хочет учиться, поэтому решает предоставить ему шанс. В биографии Сергея Газарова началась студенческая жизнь, обучение актерскому мастерству.

Начало творческого пути

В биографии актера Сергея Газарова начался период совершенствования актерского мастерства, его завалили работой. Он играл практически во всех постановках театра и Табаков привлек его в качестве второго режиссера к совместной постановке спектакля "Крыша". Работу под руководством Табакова, он считает очень важной для его творческой жизни. Наверное, актерская карьера сложилась бы совсем иначе без помощи мэтра. Практически все ученики выдающегося актера, получив хороший старт, потом успешно работали в театре и кино. Газаров проработал в театре до 1991 года, сыграв много запомнившихся зрителю ролей.

Режиссерский опыт

Первые уроки режиссерского мастерства он получил у Табакова. Часто на репетициях он предлагал сесть Сергею недалеко от себя, чтобы он имел возможность из зала наблюдать процесс создания спектакля. Иногда маститый режиссер спрашивал его мнение, советовался, пробуждая интерес к такой работе.

В 1991 году ему доверили самостоятельную постановку в родном где Газаров дебютировал со спектаклем "Ревизор". Постановка была тепло принята зрителями и театральными критиками. И в биографии Сергея Газарова появилась первая профессиональная награда за лучший спектакль года, он стал лауреатом премии России.

Получив столь впечатляющую оценку своей первой работы, он решает начать самостоятельную деятельность в качестве режиссера. Газаров организует продюсерскую компанию "Никита и Петр", которую назвал в честь своих сыновей. В грандиозных планах компании были съемки 52-серийного мультипликационного фильма. Сергей собирался сам организовывать финансирование своих постановок, подбирать и продюсировать актеров. Но планам не суждено было реализоваться, советская страна разваливалась, заказы на съемки фильмов катастрофически уменьшились, и он вернулся в театр. Как позже писал в своей биографии Сергей Газаров, спонсоров он на свои проекты (производство спектаклей и кино) находил, но их то взрывали, то отстреливали, то они уезжали или становились банкротами.

Главный

Начался очень сложный период и в творческой, и личной жизни в биографии Сергея Газарова. Фото его практически исчезли со страниц прессы. Он отошел от театральной жизни, пока в 1998 году Газарова не пригласил Армен Джигарханян главным режиссером своего драматического театра. Здесь он получил прозвище режиссера-людоеда, из-за того, что почти полностью обновил труппу театра. Он знал об этом и объяснял, что театр является диктатурой режиссера, иначе он превращается в балаган. В театре он поставил два спектакля: свой знаменитый "Ревизор", который стал знаковым в новом репертуаре театра, и "Возвращение домой" по пьесе Г. Пинтера с Арменом Джигарханяном в главной роли. В 2000 году после ссоры с художественным руководителем он покидает театр.

Кинокарьера

Впервые на большом экране Газаров появился в 1980 году, снявшись в небольшой роли заведующего лабораторией в кинодраме "Незваный друг". Далее он много снимался в ролях второго плана, первой главной ролью Газарова был образ в драме "Выигрыш одинокого коммерсанта", где он сыграл колоритного латиноамериканского лавочника Рауля Санчеса. Среди самых известных ролей артиста - роль Лаврентия Берии в драме "Сын отца народов", директора в комедии "Мамы", Юсюф-паши, видинского губернатора, в приключенческом детективе "Турецкий гамбит".

В 2007 году он стал лауреатом кинопремии за лучшую мужскую роль, в фильме "12" Никиты Михалкова, где он сыграл хирурга-армянина, присяжного заседателя № 7. Газаров продолжает активно сниматься в кино, но в его репертуаре никогда не было настоящих героев, он прекрасно понимает характерные черты своего таланта, и говорит, что в такой роли может только испортить хороший фильм.

В 1989 году в биографии Сергея Газарова состоялся дебют как кинорежиссера: он снял мелодраму "Крейзи", затем была картина "Крыша" и, конечно, любимый гоголевский "Ревизор". Он снял три телевизионных сериала, в одном из которых - "Темная лошадка", снялся и как актер в роли генерала ФСБ.

Первый брак

С первой женой Сергей познакомился на работе, - известная актриса Ирина Метлицкая тоже работала в театре "Современник". Это была любовь с первого взгляда, они вместе прожили 14 лет, в этом браке у них родились два сына - Никита и Петр. Никита окончил Высшую школу экономики в Москве, работает специалистом по развитию банковской системы. Петр, талантливый саксофонист, пробует добиться творческого успеха на американской сцене. В девяностых стало известно, что Ирина больна лейкемией. Семья упорно боролась с этой тяжелой болезнью. Сергей возил супругу к лучшим европейским онкологам, тратя на это все свои скудные сбережения. Но болезнь не удалось победить, в 1997 году Ирины не стало.

В трудные годы Газарову, чтобы заработать на пропитание семьи, приходилось подрабатывать частным извозом. Потом ему удалось открыть ресторан в восточном стиле "Шелковый рис", в котором готовили блюда различных национальных кухонь.

Он много работал, посвящая много времени своему ресторану, пропадая там почти круглосуточно, казалось, не оставляя времени на личную жизнь. Новая жена в биографии Сергея Газарова тоже появилась по месту работы, благодаря ресторану. Елена, журналистка, пришла туда со специальным заданием редакции, чтобы взять интервью у хозяина заведения для статьи о кухне и популярном заведении. Несмотря на существенную разницу в возрасте, Сергей старше ее на 18 лет, они сразу испытали симпатию к друг другу. Они стали встречаться, завязались серьезные отношения, которые закончилось вторым бракосочетанием в биографии Сергея Газарова. Новая личная жизнь дала хороший импульс и творчеству - сам Газаров называет Елену своей спасительницей. В 2007 году у них родился сын Степан.

Сергей Газаров - советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер армянского происхождения.

Газаров Сергей Ишханович родился и вырос в Баку. А талант, вероятно, получил по наследству от матери. Женщина великолепно пела и устраивала дома настоящие концерты, которые можно было бы назвать театром одного актера.

Неудивительно, что мальчик, часто видевший мамины выступления, и сам захотел попробовать себя в роли актера. В школе мальчик старался участвовать во всех мероприятиях и конкурсах, причем появление Сергея всегда было ожидаемо, так как номера были талантливо исполнены. Поэтому учителя считали, что у Сергея большое будущее.

После окончания школы Газаров поступал в местный театральный институт. Профильное прослушивание Сергей прошел легко, но провалился на сочинении по русскому языку. Юноша устроился на работу в бакинский Дом Офицеров, где отвечал за расстановку декораций и поднятие занавеса. Там же юноша наблюдал за работой «взрослых» артистов, а параллельно готовился к следующей вступительной волне.


На следующий год Сергей Газаров чувствовал себя настолько уверенно, что решил рискнуть и поехал в Москву. Там выбор Сергея пал на знаменитый ГИТИС, где в тот год набирал студентов . На экзамене армянский абитуриент, выросший в Азербайджане, продемонстрировал такой невероятный акцент, читая наизусть отрывок из гоголевской повести «Нос», что приемная комиссия умоляла прекратить этот монолог. Но Олег Табаков увидел в Газарове не только огромное желание учиться, но и большой потенциал, поэтому взял абитуриента на свой курс.

Более того, Олег Павлович и позднее не оставлял Сергея без собственной опеки. Когда тот поработал в театре «Современник», Олег Табаков забрал молодого актера к себе в «Табакерку» и не только давал роли, но и вместе с ним ставил спектакли, например, «Крыши». В 1991 году Газаров впервые сделал постановку самостоятельно и, получив за собственного «Ревизора» премию лучшего спектакля года, ушел от учителя в свободное плавание.


Сергей Газаров организовал кинокомпанию «Никита и Петр», хотел сам снимать кино, находить спонсоров и актеров. Но первый же проект прогорел, и Сергей Газаров вернулся к театральной деятельности, став главным режиссером драматического театра .

Фильмы

На экране Сергей Газаров стал появляться с 1980 года. В первый фильм «Незваный друг» его опять же пригласил Табаков. Затем вышли трагикомедия «Родня», мелодрама «Танцплощадка» и сатирическая драма «Выигрыш одинокого коммерсанта».


На протяжении 80-х актер снимался много. Особенно хорошо он проявил себя в детективе «Вход в лабиринт» и комедии «Испанская актриса для русского министра». Но в следующем десятилетии предложения стали иссякать, и Газаров сосредоточился на предпринимательстве и театральной деятельности.

Зато в 21 веке его звезда снова взошла. Пожалуй, популярность Сергея Газарова в последние годы даже превышает его востребованность на первом этапе карьеры. Амплуа актера последних лет - это олигархи, губернаторы, уголовные авторитеты и высокопоставленные военнослужащие. Актера можно увидеть в таких фильмах, как «Турецкий гамбит», «Доктор Живаго», «12».

В 2010 году в творческой биографии у Сергея появилась большая роль заведующего лабораторией в медицинском сериале «Доктор Тырса». Это сериал о гениальном спортивном враче, продолжатель популярной сюжетной тенденции, запущенной американским знаменитым сериалом .


В этом же году в молодежном блокбастере «На игре 2. Новый уровень» актер изобразил контрабандиста Шимича. В следующем году актер получил главную роль в четырехсерийной мелодраме «Моя вторая половинка».

В 2012 году Сергей Газаров получил одновременно четыре главные роли. Актер исполнил роль Жоры Хромова в мелодраме «Невеста моего друга». Картина рассказывает о запутанном любовном треугольнике, который завязался на недопонимании, ревности и желании отомстить.

Также в 2012 году актер исполнил роль главы бандитской группировки «майкопских» Барика Саркисовича Кубаняна по прозвищу «Куба» в криминальном боевике «Под прикрытием». Этот новый проект от режиссера популярного детективного сериала «Глухарь» - высокобюджетная приключенческая картина о том, что будет, если во время операции по внедрению в преступную группировку офицер ФСБ влюбится в дочь главаря.


В другом приключенческом фильме этого года – картине «Шпион» - Сергей Газаров сыграл роль Наркома. Полнометражный блокбастер снят в жанре альтернативной истории и базируется на произведении «Шпионский роман». Фильм рассказывает о столкновении немецкого шпиона и советской контрразведки в 1941 году.

Еще одной картиной с Газаровым в главной роли стала четырехсерийная спортивная драма «Хоккейные игры» о восьми матчах в этом виде спорта между СССР и Канадой в 1972 году. Фильм основан на воспоминаниях непосредственных участников событий. Также в картину вошли кадры реальной спортивной хроники тех лет, а консультантом фильма стал двукратный олимпийский чемпион .


В 2013 году Сергей Газаров получил второстепенную, но яркую и запоминающуюся биографическую роль: в сериале «Сын отца народов» примерил на себя образ . Также в 2013 году актер получил роль аналитика в криминальной драме «Департамент» и главы мафиозного клана в еще одном криминальном фильме «Ловушка», ремейке знаменитого армянского сериала «Ворогайт».

Личная жизнь

Много лет Сергей Газаров прожил со знаменитой актрисой . В семье Газарова и его первой жены родилось двое сыновей - Никита и Петр. Никто из детей не пошел по родительским стопам. Никита стал экономистом и занимается развитием банков, а Петр – музыкант и аранжировщик. В середине 90-х годов у Ирины была диагностирована лейкемия, и, как Сергей ни боролся с недугом своей супруги, она скончалась в 1997 году.


Долгое время Газаров был один. Чтобы отвлечься от горя, актер с головой ушел в работу, причем не только связанную с киноискусством. Сергей Ишханович открыл собственный ресторан межнациональной кухни и трудился от рассвета до глубокой ночи.

В собственном ресторанчике Сергей Газаров и познакомился с новой женой. Однажды Сергей Ишханович встретился с девушкой Еленой, которая пришла к актеру и ресторатору написать статью об этом заведении. Несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте, Сергей и Елена быстро нашли общий язык, стали встречаться и вскоре поженились. В 2007 году супруга подарила Газарову третьего сына Степана.

Сергей Газаров сейчас

В 2016 году новой популярной работой Сергея Газарова стал триллер «Экипаж», завоевавший любовь зрителей и получивший статус российского блокбастера. В картине о подвиге летчиков на терпящем крушение самолете Сергей Газаров исполнил роль начальника авиакомпании Шестакова.

В 2017 году актер исполнил роль врача в драме . Картина, созданная Кинокомпанией при поддержке Министерства культуры, Фонда кино и Мариинского театра, рассказывает о жизни танцора Темникова (Сергей Безруков), который по воле обстоятельств лишается возможности танцевать. Травма танцора прогрессирует, и вскоре мужчина уже не сможет ходить.

В 2018 году запланировано появление Сергея Газарова в четырех картинах. Актер снимется в мелодраме «Аниматор», трагикомедии «Лили», детективном фильме «Неуловимые» и картине «Любовь и Сакс».

Фильмография

  • 1984 - «Выигрыш одинокого коммерсанта»
  • 1989 - «Вход в лабиринт»
  • 1990 - «Испанская актриса для русского министра»
  • 2010 - «Доктор Тырса»
  • 2010 - «На игре: Новый уровень»
  • 2011 - «Папаши»
  • 2011 – «Моя вторая половинка»
  • 2012 - «Невеста моего друга»
  • 2012 – «Под прикрытием»
  • 2012 – «Хоккейные игры»
  • 2013 - «Сын отца народов»
  • 2013 – «Ловушка»
  • 2013 - «Департамент»
  • 2016 - «Экипаж»
  • 2017 – «После тебя»