Что такое материализм. Философия

Научное направление в философии, утверждающее в противоположность идеализму, что мир по своей природе материален, существует независимо от сознания людей, что он познаваем, что материя первична, а сознание вторично.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАТЕРИАЛИЗМ

(materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в особенности Гегеля (Hegel), Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) разработали теорию, названную ими "историческим материализмом" (historical materialism) и "диалектическим материализмом" (dialectical materialism). С XVII в. философы делились на две группы: одни настаивали на том, что все вокруг есть физическая материя; другие отводили независимую роль духу. Ярким представителем первого направления является Гоббс (Hobbes), чья механистическая концепция природы (названная так в капитальном исследовании Ф. Брандта, 1928) привела его к утверждению о том, например, что наши ощущения цвета целиком вызываются наблюдаемым нами цветным объектом, а не чем-либо в нашем мозгу. Характерным представителем второго направления является епископ Беркли (1685–1753), известный своим скептицизмом в отношении способности доказать существование чего бы то ни было, кроме представлений об этом в нашем уме. Гегель принял сторону Беркли, Маркс и Энгельс – Гоббса. Маркс свел свои расхождения с Гегелем к следующему: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно так же, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, корни их в материальных условиях человеческой жизни? Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (предисловие к "К критике политической экономии", 1859). Таков исторический материализм Маркса. Он утверждает, что идеология, эстетика, представления об этике и религии и т.п. суть составляющие надстройки, базисом которой служат экономические отношения (см. также : базис/надстройка). Эта точка зрения, по мнению многочисленных критиков, опровергает сама себя: если идеи суть надстройка, то как могли интеллигент, выходец из среднего класса Маркс и капиталист Энгельс разработать теорию марксизма? Однако в защиту такого взгляда убедительно выступил Дж. Коэн в книге "В защиту исторической теории Карла Маркса" (1979). Диалектический материализм больше связан с Энгельсом. Говоря коротко, это исторический материализм, взятый в динамике. Он содержит мысль о том, что каждая стадия развития общества, кроме последней, несет в себе семена своего собственного разрушения: таким образом, капитализм возник из феодализма, а из капитализма возникнет социализм.

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала . По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун . О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» - Фалес Милетский (624-548 до н. э.), Анаксимандр (611-547 до н. э.) и Анаксимен (585-528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра - «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена - воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий . Комм. к «Физике», 23,22).

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун , индийские мыслители школы чарваки , Левкипп , Демокрит , Эпикур и Лукреций Кар . Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура , характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

В эпоху расцвета средневековья, с XI-XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом , который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики . Так, британский номиналист Дунс Скот (1266-1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285-1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214-1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса . Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри , П. Гольбах , Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли .

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс , Ф. Энгельс , Л. А. Фейербах , Д. Ф. Штраус , Я. Молешотт , К. Фогт , Л. Бюхнер , Э. Геккель , Е. Дюринг).

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ. ), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

См. также

Примечания

Литература

  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Ян Хиншун . Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. - 181 с.
  • Материалисты Древней Греции. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. - 260 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. - 290 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. - ISBN 81-7054-038-0
  • Moser, P. K., J. D. Trout. Eds. Contemporary Materialism: A Reader. New York, Routledge, 1995.
  • Vitzthum, Richard C. Materialism: An Affirmative History and Definition. Amhert, New York, Prometheus Books, 1995.

Ссылки

  • Э. Радлов. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Материализм - статья из Большой советской энциклопедии
  • Материализм . // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
  • Материализм // Новая философская энциклопедия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Беслан
  • Принцип относительности

Смотреть что такое "Материализм" в других словарях:

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является … Философская энциклопедия

    МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ, мн. нет, муж. 1. Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление. «Идеализм… … Толковый словарь Ушакова

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… … Большой Энциклопедический словарь

    Материализм - Материализм ♦ Matérialisme Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи. Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит … Философский словарь Спонвиля

    МАТЕРИАЛИЗМ - (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАТЕРИАЛИЗМ Современная энциклопедия

    Материализм - (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materials - вещественный) - англ. materialism; нем. Materialismus. Философская ориентация, к-рая в противоположность идеализму исходит из того, что мир материален, существует объективно вне и независимо от сознания... Социологический словарь

  • Материализм - (от латинского materialis - вещественный) одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание... Большая советская энциклопедия
  • материализм - [< лат. materialis вещественный] – одно из основных направлений в философии, противоположное идеализму. Материализм исходит из того: а) что мир по природе своей материален; б) что материя, природа, бытие существует вне и независимо от сознания; в) что мир и его закономерности познаваемы. Большой словарь иностранных слов
  • МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) - философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики... Новейший философский словарь
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ - ИДЕАЛИЗМ Материалист - идеалист (см.) материалистический - идеалистический (см.) материалистически - идеалистически Философский материализм - философский идеализм. Сторонники материализма - сторонники идеализма. Словарь антонимов русского языка
  • материализм - Материализм, материализмы, материализма, материализмов, материализму, материализмам, материализм, материализмы, материализмом, материализмами, материализме, материализмах Грамматический словарь Зализняка
  • материализм - МАТЕРИАЛ’ИЗМ, мн. нет, ·муж. 1. Философское учение, признающее, ·в·противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. - Материализм берет природу за первичное, дух - за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе - мышление. Толковый словарь Ушакова
  • Материализм - Философская система, приписывающая действительное бытие одной только материи, т. е. совокупности протяженных и непроницаемых частиц, и отрицающая всякую самостоятельность в явлениях духовного порядка. I. История... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • материализм - -а, м. 1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, решающее основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, объективной действительности по отношению к сознанию... Малый академический словарь
  • материализм - орф. материализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • материализм - материализм I м. Научное философское направление, исходящее из признания объективного существования материального мира (закономерности которого познаваемы) независимо от человеческого сознания. II м. разг. Узкопрактическое отношение к действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ -а; м. [франц. matérialisme] 1. Одно из двух главных (наряду с идеализмом) направлений в философии, утверждающее первичность материи, природы, бытия по отношению к сознанию... Толковый словарь Кузнецова
  • МАТЕРИАЛИЗМ - МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание... Большой энциклопедический словарь
  • материализм - МАТЕРИАЛИЗМ, а, м. 1. Философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость. Толковый словарь Ожегова
  • материализм - сущ., кол-во синонимов: 4 антиспиритуализм 1 вещесловие 2 вещесловность 2 практицизм 9 Словарь синонимов русского языка
  • МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

    Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного... Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.

    В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.

    Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.

    Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.

    Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.

    На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

    Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью Диалектический материализм и литературу к этой статье.

    В древней Греции: Демокрит,

    В немецкой классической философии: Фейербах,

    В русской философии: Ломоносов, Герцен, Чернышевский .

    В русском космизме: Циолковский, Вернадский .

    .Материализм метафизический – учение, в котором признаётся первичность материи, но отрицается развитие и взаимосвязь материальных объектов.

    Материализм диалектический – учение, в котором признаётся не только первичность материи, но и развитие, и взаимосвязь материальных объектов. Основатели: Маркс, Энгельс .

    Материализм диалектический = материалистическая диалектика.

    Материализм созерцательный – учение, в котором познание материальных объектов понимается как результат их пассивного созерцания.

    Материализм вульгарный – учение, согласно которому сознание это вид материи: «Мозг выделяет сознание, как печень – желчь»

    Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин).

    Механическая (Ньютоновская) картина мира базировалась на понятиях неделимой корпускулы, абсолютного пространства и времени, бесконечной скорости движения, непрерывности и др.

    Мифологическая картина мира характеризуется антропоморфизмом (наделением природы человекоподобными существами, перенесением на природу человеческих свойств).

    Монизм – учение, в котором за первичное признаётся только одно первоначало: либо материальное, либо духовное. Материализм = материалистический монизм . Идеализм = идеалистический монизм .

    Монотеизм – учение, согласно которому существует только один Бог (единобожие). (Христианство и ислам - монотеистические религии)

    Мировоззрение – это система знаний о мире и месте человека в нём.

    Натурфилософия – это философия природы, умозрительное знание о природе без опоры на опытное естествознание.

    Номинализм – направление в средневековой философии, согласно которому универсалии (общие понятия) реально не существуют, поскольку являются только формами мысли. Номинализм – проявление материализма.

    Мнение – взгляд личности на что-либо.

    Моделирование – изучение объекта посредством замещения его моделью – физической или идеальной.

    Наблюдение – это восприятие объекта в естественных условиях, которые субъект не может контролировать и воспроизводить.

    Наука возникла в 16 – 17 вв.

    Научная революция – процесс вытеснения старой парадигмы и замены ее новой.

    Научно-техническая революция – качественные изменения в технике и технологии 20 в.

    Ненаучные формы познания: паранаука, лженаука.

    Носитель познавательной активности – субъект (не индивид, а общество.)

    Общество – это надприродная, надиндивидуальная общность людей, являющаяся результатом их совместной деятельности. Сферы общества : материально-производственная, социальная, политическая, духовная.

    Онтология – учение о бытии.

    «Осевое время» - время, с которого началась история человечества (Ясперс)

    Отчуждение – существует тогда, когда результаты человеческой деятельности отделились от него и стали господствовать над ним.

    Пантеизм – учение, в котором Бог отождествляется с природой. « Бог как бы растворён в природе». Представитель – Спи ноза (17 в.), Гегель (19 в.)

    Патристика философская деятельность Отцов церкви – первый этап средневековой философии (II– VIII вв.).(Августин )

    Персонализм (Мунье, Райт ) имеет два направления: персонализм атеистический – учение о человеческой личности как высшей ценности. Личность проявляет себя в самостоятельной позиции и в творчестве. Персонализм религиозный – учение, согласно которому мир – это проявление творческой активности Бога как высшей личности.

    Плюрализм – учение, согласно которому за первичное принимается множество первоначал (монадология Лейбница, атомизм Демокрита).

    Позитивизм – философия науки. Основатель Конт, представитель Спенсер. В своём развитии позитивизм прошёл три этапа: 1) собственно позитивизм (XIX в.), 2) неопозитивизм (XX в.), 3) постпозитивизм (XX в). Главная проблема: какое знание следует считать положительным (позитивным).

    Согласно позитивизму (1 этап), позитивным являетсятолько научное знание. Философское знание таковым не является (Конт ).

    Согласно неопозитивизму , или логическому позитивизму , позитивным является то научное знание, которое соответствует правилам логики (Рассел, Витгенштейн ). Принцип (метод) верификации .

    Согласно постпозитивизму, позитивным является то знание, в котором принципиально можно обнаружить ошибку. (Поппер) . Принцип (метод) фальсификации.

    Познание – это отражение действительности в сознании человека (диалектический материализм).

    Покой – это момент движения.

    Политеизм – многобожие. Буддизм – политеистическая религия.

    Понятие – это единица мысли, отражающая существенные признаки в форме слова.

    Прагматизм – учение, согласно которому философия должна помочь человеку добиться успеха в различных жизненных ситуациях. То знание истинно, которое помогает достичь успеха в практике. (Пирс, Джемс, Дьюи ).

    Провиденциализм – учение о божественном предначертании исторического процесса, о предопределённости событий природы и общества.

    Предположение – недоказанное знание.

    Принцип коэволюции – принцип согласованного развития общества и природы.

    Природа- не созданная человеком часть материального мира.

    Пространство – это порядок расположения объектов, время – порядок их изменения.

    Пространство – многомерно, однородно, изотропно.

    Развитие – направленное качественное изменение объектов.

    Рационализм – учение, согласно которому главную роль в познании играет разум (рацио – разум). Основатель – Декарт.

    Рациональное познание, или абстрактное мышление – это отражение существенных , фундаментальных, глубинных свойств объекта, не воспринимаемых органами чувств.

    Формы рационального познания (логического мышления): понятие, суждение, умозаключение .

    Религиозная картина мира характеризуется принципом творения и удвоения мира (на земной и потусторонний).

    Реализм – направление в средневековой философии, согласно которому реально существуют только универсалии (всеобщие понятия).

    Релятивизм – учение, которое отрицает объективную истину, поскольку всё относительно.

    Самоорганизация системы – это её способность видоизменять свою структуру.

    Сенсуализм – учение, согласно которому главную роль в познании играют чувства (сенс – чувства). «Нет ничего в разуме,

    чего бы не было в чувствах».

    Синергетика – наука о самоорганизации систем (Пригожин )

    Синтез – метод познания объекта посредством объединения его частей в единое целое.

    Система – дифференцированное и целостное единство элементов.

    Скептицизм – учение, в котором сомнение в прежних знаниях – это главный принцип познания (Декарт ).

    Сознание – это способность человека отражать мир в идеальных образах. Оно включает в себя три сферы: 1) познавательную (мышление и чувства), 2) эмоциональную,3) волевую.

    Главные свойства сознания : интенциональность, идеальность, активность.

    Формы сознания : индивидуальное и общественное

    Солипсизм – позиция, согласно которой мир – это всего лишь совокупность наших ощущений. Вещи существуют постольку, поскольку их ощущает человек. Человек умирает, вместе с ним исчезает и мир

    Социал-дарвинизм – биологизаторская концепция человека и общества.

    Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм, знаний, навыков, позволяющих ему функционировать в обществе.

    Социогенез – процесс становления и развития общества.

    Субстанция – первоначало, первопричина и носитель всего сущего.

    Суждение – отражение существенных признаков в форме предложения, в котором что-либо утверждается либо отрицается.

    Схоластика – второй этап развития средневековой философии (IX - XIV в.) (Фома Аквинский ). Соединение философии Аристотеля и теологии. Учение о двойственной истине, об истинах разума и истинах веры.

    Сциентизм – учение, преувеличивающее роль науки.

    Теоретический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно не взаимодействует с объектом, а работает с результатами, полученными на эмпирическом уровне. Цель – выдвижение гипотезы, создание теории .

    Теория символов – учение, согласно которому знание – это не образ, а только символ объекта (Гельмгольц).

    Теория факторов признаёт равнозначность экономических, технических, природных и др. условий в развитии общества

    Технологический детерминизм – признание определяющей роли техники в развитии общества.

    Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества

    Умозаключение – это отражение существенных признаков в форме совокупности предложений, связанных логическими правилами.

    Феноменология – учение, согласно которому задачей философии является описание феноменов. (Гуссерль). Разделяет позицию агностицизма.(20в.)

    Формация – конкретно-исторический тип общества, выделяемый по способу материального производства.

    Чувственное познание - это отражение поверхностных свойств объекта, воспринимаемых органами чувств.

    Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление .

    Эвдемонизм – учение, согласно которому смысл жизни человека и цель всей его деятельности – в достижении счастья .

    Экзистенциализм – учение о существовании человека. (Сартр, Камю, Хайдеггер )

    Эксперимент – восприятие объекта в искусственно созданных условиях, которые субъект может контролировать и воспроизводить.

    Эмпиризм – учение, согласно которому главную роль в познании играет опыт (эмпирио – опыт). Основатель – Бэкон.

    Эмпирический уровень познания: на этом уровне субъект непосредственно взаимодействует с объектом. Цель – анализ фактов.

    Эсхатология – учение о конце мира.

    Эстетика – у чение о прекрасном .

    Этика – учение о нравственности, о добре и зле.