Страница 11 из 32
Упражнение 311 (317).
1.Птицы - наши друзья и неутомимые по мо′щники (по′ мощь). 2. Они уничто жа′ют (ничто′ жно) вре ди′телей (вре′ д) сада, леса, служат санитарами в природе. 3. Бе ре ги′те (бе′ режно, бере′ чь) птиц, ребята!
Помощники - [памошники]. [п] - согласный, глухой, твердый. [а] - гласный, безударный, [м] - согласный, звонкий, твердый, [о] - гласный, ударный, [ш] - согласный, глухой, твердый, [н] - согласный, звонкий, мягкий, [и] - гласный, безударный. [к] - согласный, глухой, мягкий, [и]- гласный, безударный.
Предложения с вводными словами
Упражнение 312 (318).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 313 (319).
1)Предложения с вводными словами, выражающими уверенность говорящего: 1. Липа, несомненно
, одно из самых красивых, весёлых и нежных деревьев. В клетках воробьев, разумеется
, не держат.
2)
Предложения с вводными словами, выражающими неуверенность: 2. В русских наших лесах, пожалуй
нет дерева мощнее и красивее зелёного дуба. 3. Не все из вас, быть
может
, видели лесную калину. 5. По
-видимому
, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
(Что делают?)
держат
- глагол, начальная форма (что делать?)
держать
, II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-го л., мн.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Виде
ли - видеть
- гласная перед суффиксом -л
в глаголе.
Упражнение 314 (320).
Эти вводные слова означают полную уверенность.
Вася был, бесспорно
, самым лучшим учеником в классе. Они, конечно
, знали, кто взял вещи. Директор, несомненно
,
знает, что делать в кризисной ситуации. Безусловно
, вы правы.
Упражнение 316(322).
Очевидно
, завтра будет солнечный день. Мама сегодня, по
-видимому
, задержится на работе. Я завтра не смогу с вами встретиться, к сожалению
.
Упражнение 317 (323).
И так день за днём готовили Альку в да
лёкий путь.
глагол суш. суш. гл. прил. сущ. сущ.
Шили
ш
та
ны
, р
уб
ах
и, вязали тёплые
ч
ул
ки
, в
ар
еж
ки
.
И давно, пожалуй,
(неполная уверенность) можно было бы отправляться Альке в поход, ло тут наступила лютcolor: black;ая зима. А при таком морозе,
конечно
, (полная уверенность) недолго схватить и насморк, или простуду, и Алька терпеливо ждал тёплого солнца.
(Предложение простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми и дополнениями.)
(Ч т о?)
насморк
-
существительное, в начальной форме, нарицательное, неодушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед.ч., вин.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
(К а к?)
терпеливо
-
наречие, неизменяемое слово; в предложении выполняет функции обстоятельства.
Упражнение 318(324)
Предложения различаются по следующим признакам: во
-первых
, по цели высказывания; во
-вторых
, по эмоциональ
ной окраске. В
-третьих
, по числу грамматических основ; в
-четвертых
, по наличию второстепенных членов. Наконец, по наличию однородных членов, обращений, вводных слов.
Упражнение 319 (325).
Нужны ли тебе дорожные знаки?
По
-моему
, нужны.
Во
-первых
, все мы пешеходы.
Во
-вторых
, у тебя,
наверное
, есть велосипед. И
наконец
, многое ещё впереди:
может
быть
, ты, когда подрастёшь, сядешь за руль мотоцикла или автомобиля.
пр мест гл. сущ.
Во-вторых, у
т
еб
я, наверное, есть
велосипед
.
(Простое, распространенное, повествовательное, невоскли- цатедьное, осложнено вводными словами.)
Упражнение 320 (326).
Обращения:
зеркальце
, царица
.
Вводное слово:
конечно
.
На письме обращения и вводные слова выделяются запятыми.
Упражнение 321 (327).
1.
Ты, вероятно
, знаешь, что сначала надо понять и выучить правило, а потом потрен
ироваться в его применении? 2. Когда пишешь диктант, надо, во-
первых
, внимательно слушать, во-
вторых
, стараться запо
минать предложение це
ликом или большими частями, в-
третьих
вдумываться в значения слов и предложений, в
-четвертых
, нахо
дить и про
ве
рять орфограммы и пунктограммы. 3. Внимательное, осмысленное чтение, конечно
, повышает грамотность человека, его куль- туру и развитие.
Сна
чала - наречие, словарное слово.
Мягкий знак в окончании глагола 2-го л., ед.ч.
Глаголы с -
тся
и
ться
.
Безударная гласная в личном окончании глагола.
Упражнение
322
(328
).
1.В конце повествовательного предложения ставится точка, вопросительного - знак вопроса. Вводное слово выделяется запятыми.
2.
Вероятно, не з
наешь, выда
ю′щемся, русс
ком, во-п
ервых, языко
ве′де, превосхо′дном, учи′те
лем, во-в
торых, а′
втором, в-т
ретьих, со′
здал, пре
по
да
ва′нии, си′нтак
сис, на′
учном, о
све
ще′нии.
Сложное предложение
Упражнение
323
(329
)
.
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение
324
(330
)
.
Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь, обогнать друг друга.
Упражнение 325 (331). Простые предложения :
2. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него нина шаг.
3. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.
[- =, = , но ==].
Сложные
предложения
:
1.Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.
[ - ==],[== -].
4.
Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью.
[== -], и[- ==]
5.
На нём был праздничный кафтан; он вёл Му-Му на верёвке.
[==-], и [-==].
1.
Простые предложения в составе сложного могут быть связаны союзом
и
(предложение 4), запятой (предложение 1), точкой с запятой (предложение 5). Поэтому сложные предложения по средствам связи можно подразделить на союзные и бессоюзные.
2.
Союз
и
может быть сигналом двух разных пунктограмм (см. предложение 4). Он может соединять простые предложения в составе сложного и соединять однородные члены предложения.
Упражнение 326 (332).
1.
Он
полз
бесшумно, пока ветки не
ударили
его по лицу. Он
ощупал
их и нашёл
на них иглы. Направо он
нащупал
другие кусты. Они были
выше
и
росли
реже,
и кора
у них была
гладкая
. 2. И старший лейтенант Шершавин начал
снова жить
. Он
слышит
, он видит
, он
ТРУДИТСЯ
.
Союзные сложные предложения:
Они были выше и росли реже, и кора у них была гладкая.
[-==и=],и[-=].
Бессоюзные сложные предложения:
Он полз бесшумно, пока ветки не ударили его по лицу.
[-==], [- ==].
Он слышит, он видит, он трудится.
[
-
==],
[
-
==],
[
-
==].
(Что делает?) слышит - слышать , II спр., 4 гл. на - ать , употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет роль сказуемого.
(Что делает?)
видит
-
глагол, начальная форма -(что делать?)
видеть
, II спр., 7 гл. на -
еть
, употреблен в форме наст, вр., ед.ч., 3-е л., в предложении выполняет функции сказуемого.
Трудится - трудиться, II спр., что
делает?
Он ощупал их и нашёл на них иглы. (В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Сказуемые
ощупал
, нашёл
не разделяются запятой, потому что они являются однородными и соединены союзом
и.)
Упражнение 327 (333)
.
1.
Ласточка рассказала Дюймовочке, как она поранила себе крыло о терновый куст. 2. Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней.
3.
Девочка посмотрела вслед улетающей ласточке, и слезы закапали у неё из глаз.
Первое предложение является сложноподчиненным, потому что от одной его части к другой можно поставить вопрос о чем?. Второе и третье предложения являются сложносочиненными, поскольку их простые предложения в составе сложного могут существовать самостоятельно друг от друга.
Всле′
д
- сле′
ды.
уле
та′ющей - пол
ё′т,
ласточ
ке -
ж.р., 1-е скл., дат. п.
При написании этих слов могут возникнуть трудности. Орфограммы в этих словах разные, таким образом мы повторяем несколько правил.
Упражнение 328 (334).
Первая схема - первое предложение.
Вторая схема - третье предложение.
1.
Оба предложения сложные союзные - общий признак.
2.
В первом предложении союз как
, а в третьем союз и
-
отличие.
Упражнение 329 (335).
Простые предложения
: 2. Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
Бессоюзные сложные предложения
: 6. Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
Сложносочиненные
:
3. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе перед розовым кусточком лежала Му-му и тщательно грызла кость. 4. Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся. 5. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине.
Сложноподчиненные
:
1. Он ешё не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
(К а к? К у д а?)
вперёд -
наречие неизменяемое слово, в предложении является обстоятельством.
(На) родине
-
существительное, начальная форма - (что?)
родина
,
нарицательные, неодушевленные; ж.р., 1-е скл.;.употреблено в форме ед.ч., пр.п.; в предложении выполняет роль обстоятельства.
Упражнение 330 (336)
.
Он даже не обернулся, шапку надел только на улице.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ это простое предложение.)
Он шёл; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперёд.
(он шел
- основа,
распахнулась грудь
- основа и
глаза устремились
-
основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение относится к бессоюзным предложениям.)
Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям
(все посмотрели -
основа,
никто не улыбнулся
-
основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложносочиненным предложением с союзом
но
.)
Он ещё не помнил, чтобы она когда-нибудь не дождалась его возвращения.
(1. По цели высказывания это повествовательное предложение. 2. По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. 3. По числу грамматических основ оно относится к сложным предложениям
(он не помнил
- основа,
она не дождалась
-
основа). 4. По средствам связи простых предложений в составе сложного это предложение является союзным сложноподчиненным предложением с союзом
чтобы
.)
Вот одна из тех историй, О которых люди спорят И не день, не два, а много лет. Началась она так просто, Не с ответов, а с вопросов, До сих пор на них ответа нет Замыкая круг, Ты назад посмотришь вдруг, Там увидишь в окнах свет, Сияющий нам вслед. Пусть идут дожди, Прошлых бед от них не жди, Камни пройденных дорог Сумел пробить росток Свой мотив у каждой птицы, Свой мотив у каждой песни, Свой мотив у неба и земли. Пусть стирает время лица, Нас простая мысль утешит - Мы услышать музыку смогли.
Плиззззз ☺☺☺
Напишите, пожалуйста, сочинение! Аверинцева А.А.<Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимоприводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности>
Опираясь на этот текста:
(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно... (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...
(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
– (17)Как пишется «в течение»? – (18)Ему отвечали.
– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?
(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире...
(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– (42)Ну что... ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
1. В каких предложениях ни является частицей А.У него не было на свете (ни) одного родного человека. Б.(ни)кто не хотелВ.(ни)кто не забыт, (ни)что не зыбыто.
Г.Наташабыла вся внимание: она не упускала (ни)слова, (ни)взгляда, (ни)жеста Пьера.
2.Найдиет ошибкив распределение частиц на 2 группы.
Ни-слитно Ни-раздельно
а) никкому не обращался
б) ничуть не занимаясь
в) никому не выданный
г) никого не разыскал
д) ни с кем не разговаривая
е) ни в чём не отказывая
ж) ни чем не помог
з) ни за что не хотел делать.
3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соотвецтвуют пропущенным в данных словах буквам:
Когда я н.. зайду к нему, он всегда занят. а) б) в) г)
Когда я н.. зайду к нему, он беспокоится и и е е
4. Найдиет правильно написанные обороты с частицей ни :
а)куда ни шло
б)во что бы то ни стало
в)как не в чём не бывало
г)как ни в чём не бывало
7.В каком предложении бы является частицей?
А. Я хочу, что(бы) песни звучали.
5.Выберите правильный ответ.
А. Это было ничто иное, как наводнение.
Б. Это было нечто иное, как наводнение.
В. Это было не что иное, как наводнение.
Г.Это было ни что иное, как наводнение.
6.Укажите, какое местоимение пишется слитно с не:
а)(не)мы б)(не)кто в)(не)все г)(не)свой д) (не)тот
Такой зимы, какая выдалась в прошлом году, давно не было в наших краях. Последние годы снега выпадало не очень много да и таял он слишком быстро. Но втот год природа решила все восполнить и подарила настоящую зимнюю сказку.
И вот в один из чудесных зимних дней мы с друзьями собрались на лыжную прогулку. Это было воскресенье. Одевшись потеплей, мы взяли рюкзаки с необходимыми в дороге вещами, захватили с собой лыжи и отправились в ближайший лесок. Для того чтобы туда попасть, нужно было преодолеть довольно крутой спуск с горки. Люди, видимо, не часто бывают зимой в этих местах. Перед нами открывался чудесный пейзаж. Овраг, покрытый ровным слоем чистого белого снега, который ослепительно искрился на солнце. Ни одной тропинки, ни одного случайного следа не было видно. Какое-то время мы стояли неподвижно, любуясь этой красотой. И тут кто-то из ребят, весело свистнув, оттолкнулся и стремительно понесся вниз. Снежную гладь прорезала ровная лыжня. Мы наперегонки пустились за ним. Спуск с горы ободрил нас и наполнил радостным настроением.
перепишите его своими словами и дополните
проникал даже в открытые окна мезонина. Он только шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом. Растрепанные, высохшие, они даже не были похожи на цветы, а напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, двери и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.
“Прекрасная оркестровка!” – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.
С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей – кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а все написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.
Нет, очевидно, это ему не дано. Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как поденщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги – в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, – этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.
Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя.
Озаглавьте текст. Определите стиль данного текста и обоснуйте свою точку зрения.