Российской художницы варвары бубновой проводится. Художники, история искусства

chernov_vlad wrote in August 5th, 2011


Варвара Бубнова, Купальщики. 1958. Бумага китайская, литография. 33,3х45,5. ГМИИ

Источник: Новый форум изобразительного искусства

ПОЕХАТЬ В ЯПОНИЮ на 36 ЛЕТ И ВЕРНУТЬСЯ В СССР.
ВАРВАРА БУБНОВА. ГРАФИКА. Выставка в Третьяковской галерее (ГТГ)

Недавно в Третьяковской галерее завершилась выставка художника-графика Варвары Бубновой . Осмотрев выставку, мне на ум пришло только одно слово: "скромность". Выставка очень скромная: скромная графика, в основной своей массе черно-белая, скромное оформление картин, два небольших скромных зала и очень скромная церемония открытия, на которой не было привычного официоза и громких выступлений уполномоченных на то лиц. Пресс-показ проходил исключительно в деловой и рабочей атмосфере. Однако, несмотря на столь тихое и малозаметное открытие, работы Варвары Бубновой заслуживают гораздо большего внимания со стороны любителей изобразительного искусства. Они просты, но очень и очень хороши. Попробуем немного восполнить явный недостаток внимания к интересному художнику с очень интересной судьбой.
Мне потребовалось потратить пару часов на спокойный и медленный осмотр экспозиции. Медитируя от одной минималистичной литографии к другой, постепенно начинаешь понимать прелесть этих скромных работ. Проход по второму разу заставляет многое увидеть по-новому. Третий круг по залам вызывает чувство сильного уважения к художнику. По крайней мере, так получилось у меня. Кроме литографий и акварелей на выставке можно увидеть книги с иллюстрациями Варвары Дмитриевны. Некоторые из них очень странно смотрятся: русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, русские народные сказки и японские иероглифы.


Бубнова Варвара Дмитриевна, Дождь. 1957. Бумага глянцевая, литография. 34х24,5

Бубнова Варвара Дмитриевна, Нарциссы. 1949. Бумага китайская, цветная литография. 36,5х21,8

Из пресс-релиза выставки:
"Художественные поиски В.Д.Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В.Д.Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов - петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д.Бурлюком, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, К.Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов». Важную роль в жизни В.Д.Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства, Вальдемар Матвейс (В.И.Матвей, 1878-1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре....


Бубнова Варвара Дмитриевна, «Изображение человека, который страдает животом». 1922 (1923-?). 18х27,4 . бумага, акварель. Собрание А.Н.Лозового

Судьба В.Д.Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А.Д.Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет. Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В.Д.Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В.Д.Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.....

Бубнова Варвара Дмитриевна, Девочка. 1958. Бумага китайская, литография. 46,8х31,7

Бубнова Варвара Дмитриевна, Белые цветы на сером фоне. 1942. Бумага, литография. 31,5х22

В 1958 году В.Д.Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии, стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет...
Живя в Японии, В.Д.Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А.С.Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков - А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В.Д.Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции."


Бубнова Варвара Дмитриевна, Розовые крыши. 1967 . Бумага, акварель. 32 x 40,5. Дар А.Г. Кучеряева в 1999, ГТГ

Варвара Дмитриевна Бубнова (1886, Петербург - 1983, Ленинград) - русская художница, педагог, искусствовед. Ученица ОПХ. Окончила Императорскую Академию художеств со званием художника живописи, курс Археологического института со званием «действительный член Археологического института». В 1910-е годы - активный участник насаждения новых взглядов в изобразительном искусстве, деятельный организатор Союза молодёжи, экспонировалась на его и других, родственных по духу объединений, выставках. С 1922 по 1958 год жила и работала в Японии, на развитие литографии которой оказала заметное влияние, показав новые возможности техники, которые, в частности, нашли широкое применение в плакате. 30 лет вела курс русского языка и литературы в вузах Токио (Васэда, Институт иностранных языков). После возвращения в СССР жила и работала в Сухуми. За вклад в развитие японской культуры награждена орденом Драгоценной короны четвёртой степени.

Биография

Семья

  • Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?-1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».
  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854-1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина.
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963) старшая из сестёр, пианистка, педагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890-1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу племянницей ей приходилась Йоко Оно - жена Джона Леннона. Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию - её alter ego

Творчество

В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским, Бурлюком, Ларионовым, Гончаровой и Малевичем.

C 1919-1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.

В 1923 г. она переезжает в Японию, где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945-2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с В. Матвеем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После его скоропостижной смерти (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В. Д. Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т. н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

C 5 июля по 15 августа 2011 года Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галерея «Шазина» приглашают на персональную выставку «Варвара Бубнова. Палитра жизни. Россия, Япония, Абхазия (к 125 - летию со дня рождения В.Д.Бубновой)

Варвара Бубнова (1886, Петербург — 1983, Ленинград) - художник, педагог и человек грандиозного внутреннего масштаба. Высокий этический уровень в сочетании с талантом художника позволил ей оставить потомкам достойный пример высокого предназначения искусства вообще и художника в частности.

Отмечая 125-летний юбилей Варвары Дмитриевны Бубновой, мы отдаем дань признания и уважения её жизни и творчеству, присоединяясь к ряду мероприятий, намеченных в честь художницы в 2011 году. Празднование юбилея началось в стенах Третьяковской галереи, где до 3 июля проходила персональная выставка В.Бубновой.

Экспозиция, представленная в стенах Дома русского зарубежья им.А.Солженицына, уникальна. Впервые будут представлены картины, о существовании которых не было информации много лет. Их появление станет открытием и дополнением к наследию художницы, представленному в музеях России, Японии и Абхазии. В экспозицию вошли работы начала ХХ века японского и абхазского периода. Почитатели творчества Варвары Бубновой увидят работы из частной коллекции, чудом уцелевшие в нескольких переездах и войнах.

Варвара Бубнова - выпускница петербургской Академии художеств, однокурсница П. Филонова и Л. Бурлюка, супруга Волдемара Матвея (В. И. Маркова) - одного из создателей «Союза молодёжи», в который была принята в один день с В.Татлиным. Член творческих союзов «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». Выставлялась вместе с К. Малевичем, В. Маяковским, М. Ларионовым, Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, О. Розановой. Работала в ИНХУКе вместе с В. Кандинским, А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой.

Варвара Бубнова могла бы оказаться на первых ролях в движении русского авангарда, но ее больше привлекала архаическая культура, прошедшая испытание веками. Это увлечение повлияло на ее творчество не меньше, чем новое европейское искусство, но решающим в творчестве стало знакомство с японскими художественными традициями. В Японии художница прожила 36 лет (с 1922 по 1958) и сумела соединить европейские и российские тенденции со старинными японскими художественными практиками, оставаясь при этом далекой от стилизации, подражательства и «туристического взгляда». В Японии её до сих пор ценят и вспоминают с почтением. Вернувшись на Родину, Варвара Бубнова поселилась в Сухуми. Благодатная Абхазия стала ее третьей родиной, а абхазский период жизни и творчества - самым ярким и плодотворным. Здесь у нее появилась целая плеяда учеников - современных художников «Сухумской школы» благополучно миновавших «временно-обязательное» влияние советской идеологии и «сурового стиля».

Варвара Бубнова прожила долгую и непростую жизнь. Пожалуй, трудно найти другого художника, который так, как она, знал различные изобразительные культуры.

Одна из важнейших задач искусства - этическая. Именно она всегда была главной для творчества Варвары Бубновой. Художница считала свою палитру игрой цвета и орудием в борьбе между светом и тьмой. Она не стала авангардисткой в привычном понимании слова, а осталась в искусстве XX века художником, показавшим на практике рождение не механически модного, а интуитивно настоящего и высокого искусства, бесконечно привлекающего «значительностью происходящего» в простоте и величии зримой жизни.

Выставка открыта ежедневно с 12-00 до 19-00, кроме субботы и воскресенья

О художниках, повлиявших на историю искусства. О различных стилях и направлениях.

  • Альфонс Муха
    • Когда 19-й век подходил к концу, в обществе зародилась вера в то, что произойдет прорыв, ведущий к высокому предназначению человека, которое соответствует его месту в природе. Имя Альфонса Мухи тесно связано с этой верой.
  • Альфонс Муха и Жорж Фуке
    • В результате сотрудничества Мухи с ювелиром Жоржем Фуке, родились блестящие экстравагантные образцы Арт Нуво. Фантазией и экзотикой, они сильно отличаются от стандартов и свидетельствуют об интересе той эпохи ко всему новому.
  • В.А. Фаворский. Об искусстве детей
    • Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) — выдающийся график и живописец, мастер искусства книги.
  • В.А. Фаворский. Реализм детского рисунка
    • Фаворский- универсальное явление культуры, и в этом качестве его имя значит, может быть, не меньше, чем то художественное наследие в собственном смысле слова, которое осталось в гравюрах, рисунках, картинах.
  • Варвара Бубнова «Мысли об искусстве»
    • Статья Варвары Бубновой много лет трудившейся в Японии. Для японца искусство-это выражение высших стремлений души, умная и легкая игра в ремесло, создающее вещи на потребу человека. Искусство всегда и везде.
  • Варвара Бубнова «Средствами литографии»
    • Варвара Бубнова прожила в Японии 36 лет. Известный художник-график Оно Тадасигэ писал:«Ее творчество было для нас уроком протеста против кризиса искусства, кризиса человечности».
  • Варвара Бубнова - художник, исследователь, человек
    • Варваре Бубновой выпала необычная судьба, и словно предчувствуя это, природа одарила ее долголетием и жизненной силой.
  • Видение Неба и Ада в работах Иеронима Босха
    • «Призрачные фантазии», «сказочные видения», «дьявольские ужасы» - вот лишь немногие из выражений, к которым прибегали исследователи, пытавшиеся описать художественный мир Иеронима Босха.
  • Готические витражи
    • Готика это первый в истории архитектурный стиль, от которого до наших дней дошли произведения всех жанров.
  • Густав Климт — выразивший своё время
    • Климт, редко покидавший пределы не только Австрии, но и родной Вены, стал законодателем мод в мировой живописи начала 20 века. Получив классическое образование, он сумел за короткое время найти собственную манеру письма.
  • Джордж Кэтлин
    • Американский художник Джордж Кэтлин увлекся индейцами в начале 1800-х годов. Это увлечение подтолкнуло его к путешествию по всей Северной Америке. Он один из первых показал в своих картинах индейскую жизнь, как она есть, в мельчайших подробностях.
  • Кацусика Хокусай
    • Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) — уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая.
  • Русские орнаменты
    • Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе. Русский орнамент - область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным.
  • Уильям Моррис, движение «Искусства и ремесла»
    • Сто лет назад Уильям Моррис сформулировал мысль: «Помните золотое правило, которое подойдет каждому: не держите у себя в доме ничего, что вы не считаете полезным или прекрасным». Так возник модерн.

В Центральном выставочном зале в Сухуме открылась выставка известной абхазской, японской и русской художницы Варвары Дмитриевны Бубновой, приуроченная к 130-летию со дня рождения.

За все послевоенные годы – это первая персональная выставка Варвары Бубновой, художницы с мировым именем, в Абхазии. Она много лет жила и работала в Сухуме, оставив теплый и яркий след в культуре, повлияв на несколько поколений абхазских художников.

В экспозиции 53 работы из фонда Национальной картинной галереи Абхазии. Здесь представлены линогравюры, акварели, рисунки пастелью, тушью и карандашом, на которых сухумские и японские пейзажи, портреты людей. Они охватывают большой период времени с 1930-х по 1970-е годы, в основном это работы, сделанные художницей за время жизни в Японии и в Абхазии.

No media source currently available

0:00 0:03:51 0:00

В отдельном окне

«Печаль», «Березы в Японии», «В долине Верхней Эшеры», «Отдых под деревом», «Абхазский дворик», «Сухумская набережная», «Одинокий ужин», «Фудзияма», «Япония. Опаленная земля», «Цветы оккупации», «Отдых под деревом» и все другие работы Варвары Дмитриевны Бубновой сегодня впервые увидели многие сухумские художники и, конечно, молодежь.

Непонятно, почему творчество художницы 23 года таилось в недрах картинной галереи, почему его не показывают публике чаще, чтобы напоминать всем нам о ее присутствии в абхазском культурном пространстве.

Сегодня, на открытии выставки в день ее рождения, о жизни и творчестве Варвары Дмитриевны Бубновой говорили министр культуры Эльвира Арсалия, директор Национальной картинной галереи Сурам Сакания, председатель Союза художников Абхазии Адгур Дзидзария и историк Станислав Лакоба.

Станислав Лакоба знал Варвару Дмитриевну лично, их связывала долгая и прочная дружба. Станислав Лакоба рассказал: «Так получилось, что Варвара Дмитриевна 36 лет прожила в России, потом в 1922 году уехала к сестре в Японию, прожила там 36 лет, в 1958 году приехала в Абхазию, прожила здесь 20 лет и вернулась на родину в Петербург (Ленинград). И я это очень хорошо помню, мы очень много общались, помню наших художников, которые к ней приходили буквально каждый вечер – Марина Эшба, Юра Чкадуа, писатель Джума Ахуба, Веся Воронов, о котором мало знают, но который был на самом деле большим художником».

Станислав Лакоба назвал Варвару Бубнову «фигурой глобального масштаба», своими корнями она связана с родом Пушкиных. Один из ее японских учеников – Шико Мунаката – художник с мировым именем. Муж Варвары Дмитриевны – искусствовед Вольдемар Матвей (Владимир Марков) написал книгу об африканском искусстве, которая стала настольной для Пабло Пикассо.

В популяризации творчества Бубновой большую роль сыграли две женщины – искусствовед Ирина Кожевникова из Москвы и Аза Аргун, которая на протяжении многих лет собирает и изучает жизнь и творчество Варвары Бубновой в Абхазии и за ее пределами.

Своими впечатлениями о картинах Варвары Бубновой поделилась художница Анна Сангулия : «Сердце по-особому начинает биться у каждой работы. Она передает не только состояние человека, не только портретное сходство, она передает свое отношение к этой работе. Я, например, их вижу не первый раз, конечно, но каждый раз я по-новому их понимаю. Вот я сегодня стояла больше всего времени возле того портрета мужчины в очках. Некоторые художники, не умея рисовать, выдают свои работы за примитивизм. А здесь ты видишь каждое ее движение, каждый ее такой очень свободный мазок, очень свободное движение кисти или карандаша, потому что она отбросила все, обобщила форму и передала образ…»

Биографическая справка: Варвара Дмитриевна Бубнова родилась 17 мая 1886 года в Санкт-Петербурге. Окончила Императорскую академию художеств вместе с Давидом Бурлюком и Павлом Филоновым. В 1913 году вступила в Союз молодежи, перевела на русский язык «Манифест футуризма» Маринетти и участвовала в совместных выставках Союза молодежи, «Ослиного хвоста» и «Бубнового валета» под псевдонимом Д. Варварова. Ее супругом был один из основателей Союза молодежи Вольдемар Матвей (Владимир Марков).

В Японии она изучала технику литографии в Токийском художественно-прикладном училище, стала членом художественных объединений МАВО и «Санка», а также Японской ассоциации гравюры и Общества художников-ксилографов. Преподавала русскую литературу в Токийском университете Васеда и в университете Хоккайдо. Иллюстрировала издания книг А.С. Пушкина. За вклад в развитие японской культуры была награждена орденом Драгоценной короны.

В 1959 году переехала из Японии к старшей сестре Марии в Сухум. В Абхазии она прожила двадцать лет и создала здесь свои самые яркие и живописные работы, а в 1978 году вернулась в Ленинград, где скончалась в 1983 году. После смерти по завещанию была захоронена в Сухуме.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия