Значение речевой такт в словаре лингвистических терминов. Речевые такты и логические паузы

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово),выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевойтакт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт- понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.

25.Сегментные единицы: фраза. Состав фразы. Логическое ударение.

Фраза - самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%28%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0%29 - cite_note-.D0.A1.D0.AD.D0.A1.E2.80.941981.E2.80.94.E2.80.941440-1 Также является синонимом «предложения».

Фразы отделяются друг от друга не менее чем двумя паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений («тирада»).

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ . Более сильное ударение на одном слове предложения, чем на других. Л-им У-емобозначается психологическое сказуемое (см.) суждения, выраженного в предложении, как главное в мысли.Наприм., в предложении: «Я написал письмо товарищу» каждое слово может иметь на себе Л. У.,изменяющее соответственным образом значение суждения, выраженного этим предложением, иуказывающее, что главным предметом мысли (сказуемым суждения) являются «я», а не кто другой, или«написал» (а не «напишу», «не написал»), или «письмо» (а не что-н., не заслуживающее, этого названия),или «товарищу» (а не кому-н. другому).

26.Супрасегментные единицы: ударение словесное, тактовое, фразовое. Понятие побочного ударения.

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото , боло́то , молоко́ ); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу , при́нял - приняла́ ); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени Алекси́й

Русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти- , меж- , около- , контр- , сверх- , супер- , экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (иливторостепенное ) ударение . Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова):кля́твопреступле́ние , о́колозе́мный , ви́це-президе́нт .

Также во всех словах, где присутствует буква ё , ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з ) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений .

Tа́ктовое ударе́ние (также синтагматическое ударение, синтагменное ударение) - выделение в процессе произношения текста наиболее важного слова внутри одной синтагмы (речевого такта), разновидность ударения. Если фраза состоит из одной синтагмы, совпадает с фразовым ударением.

Выделение слова с помощью синтагматического ударения (и, тем самым, перемещение остальных слов «в тень») используется в нескольких целях:

· помощь в понимании текста;

· определение порядка слов в синтагме и их фонетическая «спайка»;

· облегчение определения границ синтагмы (так как обычно располагается в её конце).

При сценическом исполнении синтагменное ударение обычно обозначается повышением голоса [

Пример: Чей это конь неутомимый / Бежит в степи необозримой?
А. С. Пушкин

Организующее значение фразового ударения в синтагме и целом предложении очень велико. Фразовое ударение может совмещать функцию членения речи с функцией экспрессивной, которая включается в выделении тех членов предложения, которые в данном высказывании являются наиболее важными, существенными.

Изучение фразового ударения в синтагме начинается с противопоставления словесного ударения групповому. Последнее характеризуется известным усилением одного из слов в синтагме. Существует несколько теорий фразового ударения, выделяющих (по степени усиления и его функциям) разные акцентные типы. Различаются, например, два вида фразового ударения в синтагме:

· ритмическое фразовое ударение

выделительное фразовое ударение.

Важно помнить, что в русском языке есть определенные категории слов, которые, как правило, остаются в речи безударными и ритмически примыкают к предыдущему или последующему ударному слову, - так называемые энклитики и проклитики.

(побочное) ударение . Более слабое ударение, которое встречаетсянаряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах. Кинокартина,лесопитомник, автомотогонки.

Особенности русского словесного ударения. Акцентные типы. Акцентные варианты.

"Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз" К.С. Станиславский.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| - еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания:

а). между группой подлежащего и группой сказуемого (кроме подлежащего выраженного местоимением):

Лиза | вбежала в дом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

б). между подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами "и", "да", перед разделительным союзом "или" и др.:

Лиза |пошла к себе,| слушая привычный кашель матери | и тяжелый храп выпившего отца. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

в). после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - в середине или в конце предложения):

Каждое утро | гость исчезал из дому | и появлялся только поздним вечером,| голодный и усталый. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

г). перед обстоятельствами:

Бабушка | лежала на подушках,| в том доме. (О. Бергольц "Дневные звезды")

Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение.

Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения - отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений:

Вырванная из школы болезнью матери; | ждала сначала возвращения в класс, | потом - свидания с подружками, | потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, |потом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути, разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается:

И зевнул. Длинно, равнодушно, с завыванием. Лиза, кусая губы, метнулась вниз, больно ударилась коленкой и вылетела во двор, с силой хлопнув дверью. ||| (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Дополнительная пауза перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить - люфтпауза. Помогает уточнению и зависит полностью от намерений и задач исполнителя.

Мой дом был цел,| но каким он стал таким` маленьким! (О. Бергольц "Дневные звезды")

Значение РЕЧЕВОЙ ТАКТ в Словаре лингвистических терминов

РЕЧЕВОЙ ТАКТ

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт — понятие интонационное, выдыхательная группа — понятие физиологическое, синтагма — понятие семантико-синтаксическое.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕЧЕВОЙ ТАКТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАКТ в Словаре музыкальных терминов:
    (от лат. tactus , буквально - прикосновение) - единица …
  • ТАКТ
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ в Высказываниях известных людей:
  • ТАКТ
    - редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Словаре Одно предложение, определения:
    - способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    редкий талант не договаривать истину. …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением. Эрих Мария …
  • ТАКТ в Афоризмах и умных мыслях:
    способность закрыть свой рот до того, как кому- нибудь захочется этого. …
  • ТАКТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. tact от лат. tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Такт (термин психологической, от tango, касаюсь) - обозначает,чувство меры и приличия, выражающееся в словах и поступках человека. Впонятии Т. много …
  • ТАКТ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо умение держать …
  • ТАКТ
    (французское tact, от латинского tactus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому- либо, чему-либо умение …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. 1. муз. Наименьшая группа однородных ритмических долей, определяющая тот или иной метр22. За-ключительные такты вальса. 2. Равномерно …
  • ТАКТ в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных по длительности, на к-рые делится музыкальное произведение …
  • ТАКТ
    в европ. музыке единица муз. метра. В соответствии с типами метра различают простые (2- или 3-дольные), сложные (4-, 6-, …
  • ТАКТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. tасt, от лат. tасtus - прикосновение, чувство, осязание), чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать …
  • ТАКТ
    та"кт, та"кты, та"кта, та"ктов, та"кту, та"ктам, та"кт, та"кты, та"ктом, та"ктами, та"кте, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    речево"й, речева"я, речево"е, речевы"е, речево"го, речево"й, речево"го, речевы"х, речево"му, речево"й, речево"му, речевы"м, речево"й, речеву"ю, речево"е, речевы"е, речево"го, речеву"ю, речево"е, речевы"х, …
  • ТАКТ в Словаре лингвистических терминов:
    Единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово
  • ТАКТ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    I -а, только ед. , м. Врожденное или привитое воспитанием чутье, тонко развитое чувство меры и деликатности; умение держать себя …
  • ТАКТ
    Пристойное …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Черта …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Чувство меры во …
  • ТАКТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Разум …
  • ТАКТ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: период, ритм 2. Syn: …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. 3) …
  • РЕЧЕВОЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ТАКТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ТАКТ в Орфографическом словаре:
    такт, …
  • РЕЧЕВОЙ в Орфографическом словаре.
  • ТАКТ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 часть рабочего цикла какого-нибудь механизма Spec Т. двигателя. такт 1 метрическая музыкальная единица - каждая из долей, обычно равных …
  • ТАКТ
    такта, мн. нет, м. (латин. tactus - прикосновение). Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-чему-н., создающее уменье Держать себя …
  • ТАКТ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    такта, м. (латин. tactus - прикосновение). 1. Метрическая единица музыкальной речи - каждая из мелких, равных по длительности частиц, на …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    речевая, речевое. Прил. к речь в 1 знач. Речевые навыки. Речевой …
  • РЕЧЕВОЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    речевой прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: речь (1*1), связанный с ним. 2) Свойственный речи (1*1), характерный для нее. …
  • РЕЧЕВОЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [речь I 1.], характерный для нее. …
  • ТАКТ
    I м. 1. Метрическая музыкальная единица - каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в …
  • РЕЧЕВОЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I прил. 1. соотн. с сущ. речь I 1., связанный с ним 2. Свойственный речи [ речь I 1.], характерный …
  • РЕЧЕВОЙ ЭМБОЛ
    (греч. embolos - клин, затычка). Проявление речевой стереотипии. Наблюдается при глубокой, корковой, моторной афазии. Чаще всего - слово или …
  • РЕЧЕВОЙ НАПОР в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Патологическое усиление речевой активности, специфически-речевое возбуждение, которое может не сопровождаться возбуждением мыслительной деятельности и двигательным. Речь при этом часто утрачивает …
  • РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
    — система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания об- щения в избранной тональности соответственно их …
  • РЕЧЕВОЙ АКТ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речево- го поведения, принятыми в данном обществе; единица нормативного …
  • ЯКОБСОН РОМАН в Словаре постмодернизма:
    (1896-1982) - русский лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению продуктивного диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским …
  • РОЗЕНШТОК-ХЮССИ в Словаре постмодернизма:
    (Rosenstock-Huessy) Ойген Мориц Фридрих (1888-1973) - немецко-американский христианский мыслитель, философ, историк, принадлежащий к духовной традиции диалогического типа. Родился в либеральной …
  • ДИСКУРС в Словаре постмодернизма:
    (discursus: от лат. discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной …
  • ОПОЯЗ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    («Общество по изучению поэтического языка») Создано в 1916 г. в Петербурге представителями формального метода в литературоведении. В ОПОЯЗ входили ученые, …
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском словаре:
  • УГНЕТЕНИЕ СОЗНАНИЯ в Медицинском большом словаре:
    Сознание - осмысленное восприятие внутреннего и внешнего мира в результате высших интегративных процессов. Угнетение сознания - непродуктивные формы нарушения сознания, …

Фраза может члениться на речевые такты, или синтагмы . Речевой такт (или фонетическая синтагма ) - это отрезок речи, составляющий фразу, объединенный особой интонацией, тактовым (синтагматическим) ударением и заключенный между двумя не столь длительными паузами, по сравнению с межфразовыми паузами.

Знаком («одна вертикальная черта») обозначаются границы речевых тактов.

Фраза может состоять как из одного речевого такта, так и из нескольких.

Например , фраза Шел жидкий снежок состоит из одного такта.

Фраза пушинки его мерно летали за окном также состоит из одного речевого такта.

Во фразе же а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках можно выделить разное количество тактов:

    а ветви акации у тротуара выделено 4 такта;

    а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках выделено 3 такта.

Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Сравните два высказывания, смысл которых определяется членением речевого потока на такты.

Надо учиться │ работать │ и отдыхать

Надо учиться работать │ и отдыхать

Как испугали её │ слова брата

Как испугали её слова │ брата

2.3. Фонетическое слово

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова.

В состав фонетического слова могут входить безударные слова.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой . Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы:

на ̮ горé

ко ̮ мнé;

проклитики сестрá и ̮ брáт

сказáл чтобы ̮ пришлú

не ̮ знáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой . Энклитиками бывают обычно односложные частицы:

скажú ̮ ка

энклитики óн ̮ же

придёт ̮ ли

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нá ̮ спину, пóд ̮ руки, úз ̮ лесу, бéз ̮ вести, нé ̮ было.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Например , фраза В ̮ ту ̮ же нóчь │ ширóкая лóдка │ отчáлила от ̮ гостúницы состоит из 3 речевых тактов, каждый из которых состоит из 2 фонетических слов.

Таким образом, фонетическое слово может включать в себя два и более лексических слов.

Шёл жúдкий снежóк пушúнки егó мéрно летáли за ̮ окнóм а ̮ вéтви акáции у ̮ тротуáра лéтом темнúвшие óкна Турбиных всё бóлее обвисáли в ̮ своúх снéжных гребешкáх (М.Булгаков)

Речевой такт – это слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Между речевыми тактами в потоке речи обязательно отмечаются паузы. Чередование речевых тактов образует ритм речи. Гонит ветер / по глухим дорогам/ жёлтую / осеннюю тоску.

Наиболее крупным фонетическим отрезкомпри членении речевого потока является фраза. По мнению А.А.Реформатского, «Ни в коем случае нельзя отождествлять грамматическую единицу(предложение) и фонетическую единицу (фразу). Так как одна фраза может охватить несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.» Фраза – это завершённая по смыслу фонетическая единица. Отделение одной фразы от другой характеризуется большей паузой. Наступило утро / мы двинулись в путь.

ИНТОНАЦИЯ

Выделение фразы в потоке речи связано с таким различительным признаком, как интонация. Интонация – это одно из важнейших средств оформления высказывания и выявления его смысла. Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи.

Интонация состоит из мелодики речи, ритма речи, интенсивности речи, темпа речи, тембпа речи. Мелодика речи – это повышение и понижение речи внутри фразы (например, произношение вопросительных и повествовательных предложений). Ритм речи – это регулярное повторение ударных и безударных слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста. Интенсивность речи – это степень её громкости (сравнить: интенсивность речи в комнате и на митинге). Темп речи – это длительность звучания речи во времени (например, более значимые отрезки речи произносятся медленнее, менее значимые – быстрее). Тембр речи – это звуковая окраска речи. Его нельзя путать с тембром голоса (например, интонация недоверия, иронии).

Таким образом, интонация обладает важнейшими функциями в языке: она указывает на границы предложений и дифференцирует их основные типы.

Все сведения об интонации обычно опираются на факты языков с динамическим типом ударения. В науке высказывались сомнения о существовании интонации в языках с музыкальным ударением. Обычно её сводили к повышениям и понижениям голоса. Однако, как показали дальнейшие исследования, интонация не сводится к простой последовательности слоговых тонов. На основе слоговых тонов формируется характерный для всего предложения в целом и очень сложный мелодический рисунок.

Лекция № 6

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЯЗЫКА

Наша речь состоит из высказываний. Высказывания, в свою очередь, состоят из слов.

Человек нашёл слово для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. В слове он запечатлел опыт и мудрость веков. Словом он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлечённых идей и понятий.

Слово – это центральная единица языка, так как, во-первых, в нём отражаются явления окружающего нас мира, во-вторых, в нём отражается отношение человека к миру, в-третьих, именно в слове отражается национальное видение мира, в-четвёртых, слово является единицей всех языковых уровней. На фонетическом уровне выделяется фонетическое слово, единицей лексического уровня является слово с лексическим значением, единицей грамматического уровня является слово с грамматическим значением. Однако дать точное определение слова очень трудно. Многие лингвисты готовы были отказаться от этого понятия. В современной лингвистике вопрос о слове решался по-разному. По мнению учёных, слово не всегда соотносимо с понятием. Большая часть слов направлена на обозначение понятий, но в языке есть слова (и они считаются словами), которые не обозначают никаких понятий: союзы, предлоги, частицы. Многие понятия обозначаются не словом, а целой конструкцией, например, фразеологизмами («бездельничать» - бить баклуши).

Таким образом, место слова как единицы языка определяется как место, среднее между морфемами и предложениями.

Поскольку определение слова дать действительно очень трудно, говоря о слове, мы перечисляем его основные признаки.

Признаки слова

1.Фонетическая оформленность . Каждое слово представляет собой комплекс звуков. Беззвучных слов нет. Искажение звуковой оболочки может привести к разрушению смысла слова или появлению нового слова.

2.Номинативная функция . Слово служит для называния объектов окружающего мира. Благодаря этой функции слова возможно человеческое общение.

3.Цельнооформленность. Слово имеет непроницаемую структуру в виде комплекса морфем. В эту структуру невозможно вставить дополнительные морфемы или изъять какие-либо морфемы. В противном случае слово разрушится, либо появится другое слово

4.Воспроизводимость . Слово употребляется говорящим в готовом виде в отличие от предложений, которые производятся в речевом акте.

5.Семантическая валентность . Слово может сочетаться по смыслу с определённым кругом других слов. Эта сочетаемость у разных слов может быть неодинаковой: от очень узкой до относительно широкой. В этом проявляются смысловые возможности слова. Например,существительное «машина» сочетается с такими словами, как «синяя», «дорогая», «любимая», «купили», «сломалась», «едет» и т.д. А прилагательное «кромешный» - только со словами «ад» или»тьма».В русском языке есть несколько слов для обозначения коричневого цвета, но все, несмотря на общность лексического значения, имеют разную сочетаемость: «пальто – коричневок». «глаза – карие», «волосы – каштановые», «медведь – бурый», «конь – гнедой».

6.Лексико-грамматическая соотнесённость . Каждое слово на основе лексического значения и набора грамматических признаков относится к определённой части речи (служебной или знаменательной). Слов вне частеречной принадлежности нет.

Функции слова.

Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.

Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.

Например, в слове «платье» представлена функция обобщения, т.к. каждый человек, услышав это слово, платье представит себе по-своему: разного цвета, фасона, размера. В сочетании «модное бардовое платье» предмет видится более ясно и конкретно. Таким образом, в изолированном слове в большей мере представлено обобщение, а номинативной функцией слова наделяет контекст. Однако в местоимениях доминирует обобщение над номинацией, а в именах собственных – номинация над обобщением.

Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.

Вопрос о природе лексического значения является одним из основных в лексикологии. Сущность лексического значения слова наиболее точно сформулировал академик Виктор Владимирович Виноградов: «Лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы данного языка».

Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента . Например, солнце – дневное светило.

В речи реализуется денотативная сторона лексического значения слова.Она отражает связь лексического значения с представлением о конкретном внеязыковом объекте. Например, «белое солнце пустыни» – палящее, раскалённое до бела.

Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.

Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.

Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация) . Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.

В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика . В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:

· Расширение значения. С течением времени слово может охватывать больший круг понятий. Например, слово «старсть2в XVIII в. имело значение «ужас», после XVIII в. значение слова расширилось до сильного чувства.

· Сужение значения. Это процесс обратный расширению. Он сводится к сокращению круга понятий, которые могут быть названы данным словом. Например, в Древней Руси словом «пиво» назывался любой напиток, поскольку происходило данное слово от глагола «пить»; в современном языке слово «пиво» обозначает особую разновидность слабоалкогольного напитка. Также в Древней Руси слово «племянник» обозначало любого родственника (человека одного племени); в современном языке значение сузилось до сына брата или сестры.

· Энантиосемия. В ходе истории языка слово может развить свое значение до полной противоположности первоначальному. Например, первое значение слова «пресловутый» – прославленный; современное значение – имеющий широко известную дурную репутацию. Многие слова, подвергшиеся энантиосемии, как правило, утрачивают первичные значения. Некоторые слова сохраняют в своей смысловой структуре два противоположных значения. Например, глагол «одолжить» сохраняет в современном языке два значения: 1) дать в долг; 2) взять в долг.

В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.

Синтагматические отношения наиболее ярко выражаются в линейной соотнесённости элементов. Они проявляются в смысловой и грамматической сочетаемости лексических единиц в предложениях. Например, существительное «дорога» может сочетаться с глаголами («строят», «переходят». «асфальтируют»), с прилагательными («широкая», «просёлочная», «отремонтированная»), с существительными («в посёлке», «к дому», «к лесу»). Столкновение в одном ряду несочетаемых по смыслу слов может приводить к нарушению синтагматических отношений. В речи это происходит по причине небрежности говорящего, невнимательности к форме выражения. Например, «играть большое значение» вместо «играть большую роль», «поднять тост» вместо «поднять бокал», «оказать внимание» вместо «уделить внимание»). Однако к оценке сочетаемости лексических единиц в литературных произведениях нельзя подходить с обычными критериями. Многие авторы намеренно сталкивают семантически несочетаемые слова. Так рождаются переносные (метафорические) словоупотребления – «глаза горят», «чёрные думы»; оксюморон (соединение в одном ряду логически несовместимых понятий) – «обыкновенное чудо», «живой труп», «оптимистическая трагедия».

С течением время синтагматические возможности слова могут меняться, расширяться. Например, длительное время слово «государственный» по значению было связано лишь со словом «государство», то есть «политическая организация общества во главе с правительством и его органами». Будучи относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами – мышление, ум, человек, действие, поступок. При этом оно приобрело качественно-оценочное значение – «проникнутый идеями и интересами государства, способныймыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь создало условия для образования новых грамматических значений и форм: от уже качественного прилагательного стали возможны образования отвлечённых существительных (государственность), качественных наречий (государственно), антонимов (негосударственный, антигосударственный).

В основе парадигматических отношений языковых единиц лежит сходство единиц, относящихся к одному уровню языковой системы и в этом смысле однотипных. По мнению одного из основоположников системного изучения лексики Н.М.Покровского, «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в различные группы, причём основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.