Цель создания лиги наций. Лига наций история ее создания

Дата создания Лиги Наций - 1919 год, сразу после завершения Первой Мировой войны, на мирной конференции в Париже. Уже в начале 20-го века человечество поняло, что разрушительные войны пора прекращать, и попыталось учредить организацию, стоящую на страже «мира во всем мире».

Устав и работа Лиги Наций.

На момент создания в Лигу Наций вошло сорок четыре государства, и впоследствии количество стран-участниц то увеличивалось, то уменьшалось. Раз в год проводилась Ассамблея - собрание, на котором присутствовали все члены Лиги, а текущими вопросами занимался Совет Лиги, который за время ее существования собирался более сотни раз. Штаб-квартира организации находилась в Женеве.

Деятельность Лиги Наций заключалась в урегулировании потенциальных вооруженных конфликтов, в развитии мирных взаимоотношений между странами, в политических и экономических санкциях, которые Лига была вправе применить к любому государству при попытке развязать войну.

Вступление и исключение СССР в Лигу Наций.

СССР тоже состоял в Лиге Наций - с 1934 года. Вступление СССР произошло 18 сентября 1934 после общего собрания членов Лиги Нацией. Но уже в 1939-м произошло исключение СССР из лиги наций за нарушение Устава - в тот год как раз началась война с Финляндией.

Причины распада Лиги Наций.

Несмотря на благие цели и довольно широкие возможности, Лига Наций не смогла исполнить своего предназначения. Многие параграфы и формулировки в ее Уставе были слишком расплывчатыми и неоднозначными, что позволяло даже странам-участницам продолжать наращивать военную мощь.

Вступление в Лигу Наций , по сути, ни к чему не обязывало. Уже в 1931 году Япония вторглась на территорию Китая - при этом из состава Лиги она вместе с Германией вышла только в 1933-м. А в 1937 году организацию покинула Италия, где к власти пришел фашистский режим.

Таким образом, Лига Наций не смогла предотвратить или хоть как-то повлиять на ход Второй Мировой войны. Поэтому сразу после окончания этого конфликта, в апреле 1946 года, на своей последней Ассамблее в Женеве она прекратила свое существование, передав все права и обязанности недавно созданной ООН.

18 апреля 2011 года исполняется 65 лет с того дня, как было принято решение о ликвидации Лиги Наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН.

Устав Лиги Наций , выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств.

СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран ‑ членов Лиги Наций. Именно эта статья и вызвала основные возражения в американском сенате, отказавшемся ратифицировать устав Лиги.

Всякая война или угроза войны должна была, согласно уставу, вызвать со стороны Лиги Наций меры, "способные действительным образом оградить мир наций" (ст. 11).

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций. Процедура эта была очень сложной, в случае, если в Совете не будет достигнуто единогласие по вопросу о споре, члены Лиги Наций оставляли за собой "право поступать, как они считают подходящим..."

В ст. 14 Совету поручалось подготовить проект Постоянной палаты международного правосудия, обязанной разрешать все переданные ей споры международного характера.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии. Все члены Лиги Наций обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения. Совет Лиги Наций обязан был также определить контингенты сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых каждым членом Лиги "для поддержания уважения к обязательствам Лиги".

В 1921 г. Совет Лиги Наций принял резолюцию, в которой говорилось, что основным оружием в борьбе против агрессора должны быть экономические санкции.

Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами (ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные ст. 16.

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

Лигой Наций были достигнуты определенные успехи в социальной и гуманитарной области, в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях.

Был установлен контроль над распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом - Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать - в той или иной степени успешно - более 40 политических конфликтов, она не смогла предпринять действенных мер по обеспечению международной безопасности. Наиболее явственно это проявилось с началом подготовки Германии, Японии и Италии ко Второй мировой войне.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

(Дополнительный

Новый турнир даст неудачникам квалификации второй шанс пробиться на Евро-2020

24 января, в Лозанне состоится жеребьевка Лиги наций - нового турнира среди европейских сборных, который призван заменить товарищеские матчи и определить четырех участников финального турнира чемпионата Европы 2020 года. ТАСС разъясняет тонкости нового соревнования, в котором примут участие все европейские сборные, включая российскую.

Идея проведения Лиги наций УЕФА появилась еще при бывшем руководстве европейского футбола - ее поддержал в бытность генеральным секретарем УЕФА нынешний президент ФИФА Джанни Инфантино. Цель нового турнира - избавить сборные команды от товарищеских матчей, заменив их на официальные встречи с примерно равными по силе соперниками. К тому же организаторы намерены получить большой доход от продажи прав на телетрансляции, хотя пока призовой фонд Лиги наций назван не был.

Старт Лиги наций приведет к серьезным изменениям в привычном формате отборочных циклов. Ранее отборочные турниры чемпионатов мира и Европы стартовали почти за два года до их начала - в сентябре каждого четного года. Отбор на Евро-2020 начнется в марте 2019 года, а осенью 2018 года состоятся матчи Лиги наций в четырех различных лигах.

55 участников Лиги наций будут разделены на дивизионы в зависимости от рейтинга УЕФА, который не следует путать с аналогичным рейтингом ФИФА. Рейтинг УЕФА основан на выступлении команд на чемпионате мира 2014 года и Евро-2016, где учитывались отборочные и финальные турниры, а также в отборочном цикле чемпионата мира 2018 года. Обладатели мест с 1-го по 12-е попали в дивизион А, с 13-го по 24-е - в дивизион В, с 25-го по 39-е - в дивизион С, с 40-го по 55-е - в дивизион D. В рамках каждого дивизиона команды в соответствии с их рейтингом были распределены на три (дивизионы A и B) или четыре (дивизионы C и D) корзины посева.

Первые 12 мест в рейтинге (Лига А) занимают команды Германии, Португалии, Бельгии, Испании (корзина 1), Франции, Англии, Швейцарии, Италии (корзина 2), Польши, Исландии, Хорватии, Нидерландов (корзина 3) которые, если сохранят свои позиции, составят дивизион А. В дивизионе С выступят 15 команд, в дивизионе D - 16.

Сборная России при жеребьевке попала в первую корзину Лиги В вместе с комадами Австрии, Уэльса и Словакии. Во второй корзине оказались сборные Швеции, Украины, Ирландии, а также Боснии и Герцеговины, в третьей - Северной Ирландии, Дании, Чехии и Турции.

УЕФА вновь подчеркнул, что в результате жеребьевки сборные России и Украины, а также Азербайджана и Армении (дивизион D) попасть в одну группу не смогут.

Первый победитель определится в июне 2019 года

Матчи групповой стадии пройдут в сентябре-ноябре 2018 года - в традиционные даты игр сборных в международном футбольном календаре. В двух сильнейших дивизионах команды проведут по четыре матча, в слабейших группах - по шесть.

По итогам групповых стадий победители групп в дивизионе А выходят в финальный турнир, который пройдет в июне 2019 года в формате "Финала четырех". В декабре 2018 года УЕФА определит среди четырех участников организатора турнира. Худшие команды в группах дивизионов А, В и С будут понижены в классе, их заменят соответственно победители групп в дивизионах В, С и D.

Четыре путевки на чемпионат Европы

Кроме того, в Лиге наций будут разыграны четыре путевки на Евро-2020 с участием 24 команд, получить которые сможет любой из участников турнира, независимо от дивизиона. Отборочный турнир следующего чемпионата Европы пройдет в 2019 году, жеребьевка определит 10 групп по четыре-пять сборных в каждой, по две лучшие команды выходят в финальный турнир. Учитывая, что он состоится в 13 европейских городах, автоматическую путевку на правах хозяина не получит никто.

Четыре оставшиеся путевки на Евро-2020 будут разыграны среди 16 победителей групп всех дивизионов Лиги наций. Если эти команды уже получат путевки по итогам отборочных турниров, их заменят следующие по рейтингу сборные дивизиона. Если же в дивизионе не наберется четыре команды для участия в плей-офф, добор будет проходить в следующем дивизионе.

Матчи плей-офф состоятся внутри дивизионов - то есть путевку на Евро-2020 гарантированно получат команды из каждого дивизиона, включая слабейший. Очевидно, что для самых слабых сборных Европы Лига наций станет отличным шансом пробиться в число участников чемпионата континента.

Таким образом, у сборной России будет две возможности пробиться на Евро-2020 - занять одно из двух первых мест в отборочной группе либо стать победителем своей группы в Лиге наций, а затем преодолеть две стадии плей-офф с командами своего дивизиона.

Евгений Трушин​

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/sport/4584122

Устав Лиги Наций

Лига Наций – международная организация, основанная после окончания Первой мировой войны 1914-1918 гг. и, имевшая своей целью, по определению ее Устава, «развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности». Существовала в 1920-1946 гг.

Еще в годы Первой мировой войны проекты создания международной организации по обеспечению мира выдвигались различными пацифистскими организациями в Великобритании, Франции, США и др. странах. Обещание создать Лигу наций вошло также в «Четырнадцать пунктов» Президента США В. Вильсона.

На Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. была учреждена специальная комиссия по выработке Устава Лиги наций. Подготовленный ею проект Устава был одобрен конференцией и включен в Версальский мирный договор 1919 г. и др. мирные договоры, которыми завершилась Первая мировая война. Устав Лиги наций был первоначально подписан 44 государствами, в т. ч. 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней (США, Великобританией, Францией, Италией, Японией, Канадой, Австралией, ЮАС, Новой Зеландией, Индией, Китаем, Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Югославией, Сиамом, Чехословакией, Уругваем), и 13 государствами, сохранившими нейтралитет в Первой мировой войне (Аргентиной, Чили, Колумбией, Данией, Норвегией, Испанией, Парагваем, Нидерландами, Ираном, Сальвадором, Швецией, Швейцарией, Венесуэлой). Однако, США не ратифицировали Устав Лиги наций и не вошли в число членов Лиги наций. Это объясняется прежде всего тем, что руководящая роль в Лиги наций принадлежала Великобритании и Франции.

Согласно Уставу, основными органами Лиги наций являлись Ассамблея, Совет и Секретариат. Все решения Ассамблеи и Совета, за исключением решений по процедурным вопросам, должны были приниматься единогласно. При Лиге наций на правах автономных организаций были созданы Постоянная палата международного правосудия, Международное бюро труда и др. организации. Местопребыванием основных органов Лиги наций была Женева (Швейцария).


Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности, важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов,

принимают настоящий Статут, который учреждает Лигу Наций.

Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из Подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Статуту, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Статуту безо всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев по вступлении в силу Статута, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.

Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги если за их допущение выскажутся две трети Собрания, поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Статуту.

Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Статуте, осуществляется Собранием и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

Собрание состоит из Представителей Членов Лиги.

Оно собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком: другом месте, какое может быть назначено. Собрание ведает все вопросы, которые входят в сферу действия Лиги или которые затрагивают всеобщий мир. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех Представителей; в Собрании и располагает лишь одним голосом.

Совет состоит из Представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав, а также из Представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Собрания и в те сроки, которые оно пожелает избрать. Впредь до первого назначения Собранием, Представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются Членами Совета.

С одобрения большинства Собрания, Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным. Он может, с такого же одобрения, увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Собранием, чтобы быть представленными в Совете.

Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

Совет ведает все вопросы, входящие в сферу действия Лиги или затрагивающие всеобщий мир.

Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем Представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь. одним голосом и имеет лишь одного Представителя.

Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Статута или положений настоящего Договора, решения Собрания: или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.

Всякие вопросы о порядке производства, возникающие на собраниях Собрания или Совета, включая назначение Комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Собранием или Советом и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании.

Первое собрание Собрания и первое собрание Совета состоятся по созыву Президента Соединенных Штатов Америки.

Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он заключает в себе Генерального Секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал.

Первый Генеральный Секретарь указан в приложении. Впоследствии Генеральный Секретарь будет назначаться Советом с одобрения большинства Собрания.

Секретари и персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем с одобрения Совета.

Генеральный Секретарь Лиги является по должности Генеральным Секретарем Собрания и Совета.

Расходы Секретариата несут Члены Лиги в пропорции, установленной для Международного Бюро Всемирного Почтового Союза.

Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

Совет может во всякий момент решить установить его во всяком другом месте.

Все должности в Лиге или в состоящих при ней учреждениях, включая Секретариат, одинаково доступны мужчинам и женщинам.

Представители Членов Лиги и ее агенты пользуются при исполнении своих обязанностей дипломатическими привилегиями и дипломатическим иммунитетом.

Здания и земельные участки, занятые Лигой, ее учреждениями или под ее собрания, неприкосновенны.

Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения; вынесения решения различными Правительствами. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а, в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет. После их принятия различными Правительствами, предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.

Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, Члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последняя, учитывая нужды Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.

Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.

Постоянная Комиссия будет образована для дачи Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и, общим образом, военных, морских и воздушных вопросах.

Статья 10.

Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего вторжения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги, В случае нападения, угрозы или опасности нападения, Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

Статья 11.

Определенно объявляется, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо, или нет, кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир Наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.

Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право, дружественным образом, обратить внимание Собрания или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

Статья 12.

Все Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.

Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

Статья 13.

Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству.

Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.

Третейским судом, которому передается дело, является Суд, указанный Сторонами или предусмотренный в их предшествовавших соглашениях.

Члены Лиги обязуются выполнять добросовестно вынесенные решения и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразоваться. В случае невыполнения решения, Совет предлагает меры, которые должны обеспечить действие решения.

Статья 14.

Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать все споры международного характера, которые Стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Собранием.

Статья 15.

Если между Членами Лиги возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить и о Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.

В кратчайший срок Стороны должны сообщить ему изложение их позиций и всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.

Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным, изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.

Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.

Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору и свои собственные выводы.

Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса Представителей Сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой Стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его Членами, кроме Представителей всякой Стороны в споре, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим имя сохранения права и правосудия.

Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая, однако, какого-либо решения. Совет может, во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Собрание. Собрание должно будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; Это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.

Во всяком деле, переданном Собранию, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Собрания. Установлено, что доклад, составленный Собранием с одобрения Представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей Сторон.

Статья 16.

Если Член Лиги прибегает к войне, в противность обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается, как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, запретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Статут. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных Членов Лиги, представленных в Совете

Статья 17.

В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги или из которых ни одно не входит в нее, государство или Государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательствам, лежащим на ее Членах в целях урегулирования спора, на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12-16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.

После посылки этого приглашения, Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.

Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.

Если обе приглашенные Стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.

Статья 18.

Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы им возможно скоро. Никакие из этих международных договоров или обязательств не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

Статья 19.

Собрание может от времени до времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

Статья 20,

Члены Лиги признают, – каждый, поскольку то его касается, что настоящий Статут отменяет все обязательства или соглашения inter se, несогласные с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.

Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Статута, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Статья 21.

Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и ограниченные пределами известных районов соглашения, а также доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Статута.

Статья 22.

Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.

Лучший метод практически провести этот принцип - это доварить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатария и от имени Лиги

Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географического положения территории, ее экономических условий и всяких других аналогичных обстоятельств.

Некоторые области, принадлежавшие ранее Оттоманской империи, достигли такой степени развития, что их существование, в качестве независимых наций, может быть временно признано, под условием, что советы и помощь Мандатария будут направлять их управление впредь до момента, когда они окажутся способными сами руководить собой. Пожелания этих областей должны быть прежде всего приняты в соображение ими выборе Мандатария.

Степень развития, на которой находятся другие народы, особенно народы Центральной Африки, требует, чтобы Мандатарий взял на себя управление территорией на условиях, которые, запрещая такие злоупотребления, как торг рабами, торговля оружием и торговля алкоголем, будут гарантировать свободу совести и религии без иных ограничений, кроме тех, которые может наложить сохранение публичного порядка и добрых нравов, и кроме воспрещения воздвигать укрепления или военные или морские базы и давать военное обучение туземцам, если это не делается для полицейской службы и защиты территории, которые будут обеспечивать также другим Членам Лиги условия равенства обмена и торговли.

Наконец, есть территории, такие, как Юго-Западная Африка и некоторые острова Южной части Тихого Океана, которые вследствие малой плотности своего населения, своей ограниченной поверхности, своей отдаленности от центров цивилизации, своей географической смежности с территорией Мандатария, или других обстоятельств, не могли бы лучше управляться как по законам Мандатария, в качестве составной части его территории, с соблюдением, в интересах туземного населения, предусмотренных выше гарантий.

Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены.

Если степень власти, контроля или управления, подлежащих осуществлению Мандатарием, не составляла предмета предшествовавшего соглашения между Членами Лиги, то по этим пунктам последует определенное постановление Совета.

Постоянной Комиссии будет поручено принимать и рассматривать ежегодные доклады Мандатариев и давать Совету свое заключение по всяким вопросам, относящимся к выполнению мандатов.

Статья 23.

С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними, Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения, и к учреждению и содержанию с этой целью необходимых международных организаций;

б) обязуются обеспечить справедливый режим для туземного населения на территориях, подчиненных их управлению;

поручают Лиге общий контроль над соглашениями по поводу торга женщинами и детьми, торговли опиумом и другими вредными веществами;

поручают Лиге общий контроль над торговлей оружием и снаряжением со странами, в которых контроль над этой торговлей необходим в общих интересах;

примут необходимые постановления, чтобы обеспечить гарантию и сохранение свободы сообщений и транзита, а также справедливый режим для торговли всех Членов Лиги, причем условлено, что особые потребности местностей, разоренных в течение войны 1914-1918 годов, должны быть приняты во внимание;

приложат усилия, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними.

Статья 24.

Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги.

По всем вопросам международного значения, регулируемым общими соглашениями, но не подчиненным контролю международных комиссий или бюро, Секретариат Лиги должен будет, если Стороны того потребуют и Совет на то согласится, собирать и сообщать всякие нужные сведения и оказывать всякое необходимое и желательное содействие.

Совет может постановить о включении в расходы Секретариата расходов всякого бюро или комиссии, поставленных под руководство Лиги.

Статья 25.

Члены Лиги обязуются поощрять и облегчать учреждение и сотрудничество добровольных национальных организаций Красного Креста, надлежаще разрешенных, имеющих задачею улучшение здравоохранения и предупредительную борьбу с болезнями и смягчение страданий населения

Статья 26.

Поправки к настоящему Статуту будут вступать в силу по их ратификации теми Членами Лиги, Представители которых составляют Совет, и большинством тех, Представители которых образуют Собрание.

Всякий Член Лиги волен не принять поправок, внесенных в Статут, в таковом случае он перестает входить в состав Лиги.

Наций? Это международная организация, которая была создана для развития сотрудничества между различными нациями. Одним из инициаторов ее создания был президент США В. Вильсон, хотя это государство и не вошло в ее состав.

Создание

Эта организация была создана в 1919 году в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского мирного договора. Последний был подписан 28.06.1919 во Франции, в Версальском дворце, по результатам этого Первая мировая война была признана завершившейся. Этот договор, иные договоры с союзниками Германии, соглашения, которые были заключены на Вашингтонской конференции в 1921-1922 гг. легли в основу построения мирового порядка, который был назван Версальско-Вашингтонской системой.

Цели Лиги Наций заключались в обеспечении коллективной безопасности, недопущении военных действий, разоружении, проведении дипломатических переговоров для разрешения различных споров и улучшения качества жизни на Земле.

Главные органы этой организации были сосредоточены в Женеве. К таким органам относились: Ассамблея, куда входили все страны-участники Лиги Наций; Совет этой организации, который изначально составляли 4 постоянных члена (Италия, Великобритания, Япония, Франция) и 4 непостоянных члена, которые менялись периодически; секретариат, который возглавлял генеральный секретарь.

Устав организации

Любая организация должна иметь свой устав. Не являлась исключением и Лига Наций. С какой целью была создана эта организация, нашло отражение в ее уставе. Он был создан специальной комиссией, которая была сформирована на гг. Устав Лиги Наций был включен в мирные договоры, которые были заключены по результатам окончания Первой мировой войны. Изначально он был завизирован подписями представителей 44 государств, абсолютное большинство из которых составляли государства, участвующие в войне на стороне или присоединившиеся к Антанте. И только 13 государств из них были нейтральны в этой войне.

В восьмой статье данного документа речь шла о том, что необходимо лимитировать национальные вооружения для того, чтобы сохранить В случае опасности возникновения войны, независимо от того, затрагивает ли она прямо какого-либо члена Лиги Наций, согласно ст. 11 Устава, генеральный секретарь по требованию любого члена должен был собрать заседание Совета. Не утратили актуальности на сегодняшний день и положения статьи 23 данного Устава, в которой содержалась информация, касающаяся контроля над торговлей оружием, различными вредными веществами, включая опиум, интересов женщин, детей. Здесь же было заявлено, что Лига Наций сделает все от нее зависящее, чтобы предупредить болезни и бороться с ними.

В статье 16 провозглашалось, что в случае начала войны одним из членов Лиги Наций остальные страны должны были порвать все финансовые и торговые отношения с этой страной, включая такие отношения между гражданами. Вдобавок ко всему гражданам запрещалось иметь личные отношения с гражданами страны, объявившей войну. Действия этой статьи были распространены на некоторые государства: СССР в 1939 году после начала советско-финской войны, Италии в 1937 году после нападения на Эфиопию в 1935 году.

Уже в этом Уставе признавался суверенитет и территориальная целостность всех членов Лиги Наций.

Что такое было заложено в этом документе, что позволяло ее членам чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне? Там было заложено, что все члены Лиги Наций должны обмениваться масштабами вооружений, программами, состоянием отраслей, которые могли иметь отношение к военной промышленности. Предполагалась поддержка стран-партнеров, не входящих в Лигу Наций.

Если между членами Лиги Наций возникал какой-либо спор, он должен был разрешаться с помощью Совета или третейским судьей. Война не допускалась, пока не истечет 3 месяца после решения данных органов.

Таким образом, суть Лиги Наций состояла в попытке предотвращения войн.

Официальная символика и языки Лиги Наций

Практически любая международная организация имеет свою символику, свой флаг. Когда была создана в Лиге Наций таковая? Здесь ответ простой - никогда. К сожалению, противоречия между странами-членами этой организации не позволили создать ни флага, ни эмблемы Лиги Наций, несмотря на то, что предложения по официальной символике поступали с момента образования организации.

Официальные языки в этой организации были. В качестве них выступали итальянский, французский и английский языки. Также было желание сделать рабочим языком Лиги Наций эсперанто, но данное предложение было заблокировано французской делегацией, испугавшейся притеснений своего языка. Цели Лиги Наций достигались за счет использования официальных языков.

30 членов Лиги Наций приглашали СССР вступить в эту организацию в качестве постоянного члена, что означало признание роли государства как великой державы. В 1934 году руководство страны приняло решение принять это приглашение. Данное вступление во многом было обусловлено желанием страны защитить свои западные границы. В основном надежды были связаны с Францией. В Москве состоялись переговоры между и Франции, по результатам которых был разработан проект Восточного пакта, по которому Прибалтийские государства, Польша, СССР, Финляндия должны были создать систему коллективной безопасности. Этот проект не был реализован, поскольку существовали непреодолимые противоречия между рядом стран. В результате это послужило одним из оснований принятия Советским Союзом приглашения о вступлении в Лигу Наций.

В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи в случае потенциально возможного нападения агрессора, но он не подкреплялся военным договором, в связи с чем был малоэффективным. Позднее похожий договор был заключен с Чехословакией.

В этом же году министр иностранных дел СССР выступил с призывом на Совете Лиги Наций из-за начавшейся войны Италии с Эфиопией, а также из-за выхода Германии из статей Версальского договора, которые лимитировали ее вооружение, объединения усилий различных государств в борьбе с агрессией посредством применения санкций. Однако Франция и Великобритания заблокировали принятие данного решения.

СССР в Лиге наций просуществовал почти до 1940 года и был исключен из нее в связи с началом советско-финской войны. 14 декабря 1939 года Аргентина инициировала проведение 20 Ассамблеи Лиги Наций, на которой 28 стран из 40 проголосовали за исключение нашей страны. На заседании Совета Лиги Наций было подано 7 голосов из 15 за исключение Советского Союза из данной организации. Это были Франция, Доминикана, Боливия, Бельгия, Египет, Великобритания, ЮАР. Греция, Финляндия, Китай и Югославия при голосовании воздержались. Другие члены Совета отсутствовали, что не помешало что было сделано с грубым нарушением Устава. Через 2 дня ТАСС сделал заявление, назвав данное решение нелепым и вызывающим ироническую улыбку.

Другие причины исключения СССР

Что такого Лига Наций могла предъявить Советскому Союзу, что вызвало непреодолимое желание, даже с нарушением собственного Устава, его исключить? К нашей стране эта организация всегда относилась с подозрительностью, что получило свое развитие после индустриализации страны, осуществленной руководством, и после прирастания Советской армии как в численности, так и в военно-техническом потенциале. В иностранных средствах массовой информации проводилась активная кампания по очернению образа Советского Союза. Советские бомбы не всегда попадали в военные объекты Финляндии. При попадании в гражданские объекты все это фиксировалось и доводилось до сознания иностранцев о том, что СССР - это страна-агрессор, поэтому ее необходимо обязательно наказать.

Многие страны опасались усиления влияния Советского Союза в этой организации в случае успешно проведенной войны и стремились обезоружить нашу страну введением санкций и обострением и без того накаленных отношений. Эта ситуация во многом напоминает ту, которая стала складываться уже по отношению к России после 2014 года.

Окончание истории Лиги Наций

Вскоре после окончания Второй мировой войны в 1946 году Лига Наций прекратила свое формальное существование, поскольку фактическое существование было прекращено с момента начала данной войны. Почему Лига Наций прекратила свою деятельность? Вплоть до 30-х годов XX столетия многие межгосударственные споры и конфликты успешно разрешались этой организацией. Но начиная с 1931 года, когда Япония напала на Китайскую Маньчжурию, Лига Наций перестала принимать военные или экономические санкции по отношению к агрессору. Против Италии за войну против Эфиопии 1935 года были введены только экономические санкции, которые уже в 1936 году были отменены. Эти две агрессии пошатнули уверенность стран мира в Лиге Наций, результатом чего стало попустительство в нападении одних государств на другие. Однако социально-экономическая работа в этой организации продолжалась вплоть до начала Второй мировой войны, которая положила конец и этой работе.

Взаимодействие между странами-членами Лиги Наций было слабым. Она также была ослаблена тем, что в числе ее членов не было США. СССР и Германия были непродолжительное время членами этой организации. Лига Наций была мало вооруженной для выполнения своих целей. Все это привело к тому, что в 1946 году Лига Наций прекратила свое существование. Но, как говорится, На ее место пришла Организация Объединенных наций.

Использование брэнда Лиги наций в футболе

Несмотря на то, что Лига Наций ушла в историю, брэнд этой организации продолжает жить и сегодня. С 2018 года планируется проведение регулярных матчей Лиги наций УЕФА. Это должно поднять престиж и уровень футбола среди национальных сборных. В данной лиге из 54 сборных будут сформированы четыре группы, которые будут разделены на подгруппы из 3-4 команд. Последние будут играть между собой как в домашних условиях, так и на выезде. Победившие команды либо повысят свой класс, либо выйдут в финал, где будут участвовать 4 сборных. Те же команды, которые в подгрупповых играх займут одни из последних мест, получат понижение в классе.

В 2020 году между победителями четырех подгрупп больших групп каждой группы состоятся стыковые матчи. Из каждой большой группы по одной команде будут присоединены к сборным, которые пройдут Европейскую квалификацию.

Эта Лига наций призвана заменить товарищеские матчи, в данном турнире должна обеспечиться серьезная борьба.

В результате проведения этого турнира нагрузка на сборные должна уменьшиться, чему будет способствовать сокращение поездок на товарищеские матчи, которые полностью не уйдут из футбольного календаря. Остаются проверочные матчи для подготовки к международным турнирам.

Игра слов в названии общественной организации

Название "Лига Наций" оказалось достаточно популярным. В России существует "Лига здоровья нации" - одна из наиболее крупных общественных организаций, возглавляемая кардиохирургом Л. Бокерия.

Эксперты данной организации, помимо доведения до граждан информации о плохом состоянии их здоровья, демонстрируют, как можно изменить жизнь, если на это есть желание.

Каждый год проходит акция "Прикоснись к сердцу ребенка", в рамках которой в НЦ ССХ им. Бакулева оказывается помощь детям с пороками сердца. Ежегодно проходит акция "Волна здоровья", в рамках которой во время плавания ведущие врачи из разных уголков страны выдают детям сертификаты на лечение в клиниках столицы, предварительно их осмотрев.

Данная организация борется с вредными привычками, проводя такие акции, как "Россия без табака", "Общество против наркотиков", "Безалкогольная Россия".

С 2012 года организация проводит форумы стран СНГ по обмену опытом и развитию сотрудничества для повышения качества и уровня жизни населения с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, данная организация продолжает прилагать усилия по сохранению и приумножению здоровья населения, которые были провозглашены в Уставе Лиги Наций. Правда, пока это осуществляется на национальном и межгосударственном уровнях.

В заключение

На вопрос о том, что такое Лига наций, нельзя дать однозначный ответ, что это была только международная организация, аналогом которой на сегодняшний день является ООН. Если рассматривать этот вопрос безотносительно к международной организации, существовавшей в середине XX века, то такое название можно встретить и в предполагаемом в будущем турнире УЕФА, а также в названии общественной организации, занимающейся здоровьем нации. Можно надеяться на то, что отвлечение этих структур от политики и, прежде всего, от военной тематики, позволит им существовать более продолжительный промежуток времени по сравнению с международной организацией.