Лебедев Ю.В. Роман И.С

В романе «Отцы и дети», помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: «20 мая 1859 года...», которая указывает на то, что действие происходит накануне отмены крепостного права. В самом начале повествования автором представлена мрачная картина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: «Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...» По всему видно, что хозяйство крестьян приходит в упадок и пронизано нищетой: «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна», «обессиленные животные, словно вырванные all so ch . ru 2001 2005 из чьих-то грозных, смертоносных когтей...» И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, «сердце его понемногу сжималось», и он думал: «Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы». Картины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: «...скот плохой и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами...» И, говоря народной мудростью, герой приходит к выводу, что «русский мужик Бога слопает». Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордится тем, что сто «дед землю пахал», и этим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, что народу «даром не нужны» бесполезные слова вроде «либерализма», «прогресса» и им подобных, о которых так любит говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черты, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спорит с Базаровым, утверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры. Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говорит с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее «суеверие душит» крестьянскую сущность, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав. Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываются гораздо глубже мыслей и переживаний, испытываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоит в том, что «у последнего мужика будет такое же помещение», как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова «белая изба» далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

МОУ Краснинская СОШ
Сообщение по литературе:

Выполнила ученица 10 класса Шек Екатерина.
Положение крестьян
в романе
"Отцы и дети"15

До революции большинство писателей и поэтов были представителями дворянства, так как дворянство являлось средоточием культуры и духовной жизни России. И у каждого дворянина была своя усадьба, свое родовое гнездо. Естественно, что писатели не обошли стороной проблемы своих родителей, своей маленькой родины. Описание дворянской усадьбы мы можем встретить у Пушкина в "Евгении Онегине", у Гончарова в "Обломове", у Тургенева в "Дворянском гнезде" и, конечно, в "Отцах и детях".

Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гоголя в "Мертвых душах". Он связывает возрождение России с приведением в порядок дворянских хозяйств. Но со времен Гоголя до тургеневских положение имений в стране не изменилось.

В романе "Отцы и дети" мы встречаем описание трех дворянских усадеб: Марьино, Никольское и небольшое имение Базарова.

Состояние дворянской усадьбы в основном зависит от ее хозяина. Поэтому, говоря о дворянской усадьбе, необходимо сказать и о людях, ее населяющих, а не только об архитектуре, природе и состоянии хозяйства.

В самом начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия Кирсанова. Печальную картину можно увидеть: поля, поля, низкие кустарники - все серое, неприглядное, мужики оборванные, крыши покосившиеся, все свидетельствует не в пользу хозяина. Вся усадьба состоит из нового деревянного дома, выкрашенного серой краской и покрытого железной красной крышей, который стоит на ровном и голом поле, службы и фермы, пруда с соленой водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сиреней и акаций. Эти сирени и акации свидетельствуют о чистоте его души. А саму беседку можно сравнить с "храмом уединенного размышления" у Манилова. В отношениях с крестьянами у Николая Петровича не все складывается как надо - они обленились, и приказчик - большой плут. Но Николая Петровича нельзя осуждать, он все-таки старается что-то сделать для улучшения своего хозяйства. Жизнь в доме Николая Петровича проходит размеренно, без потрясений. Все конфликты хозяин сглаживает как может. Крестьяне под стать хозяину, мягкие, даже ленивые. В доме Николая Петровича лишними являются люди с характером: Павел Петрович и Базаров.

После свадьбы Аркадий, сын Николая Петровича, принялся сам за хозяйство. Он оказался более приспособленным к практической деятельности, и "ферма" начала приносить доход. Этим автор хочет показать, что усадьбу можно вырвать из упадка молодыми силами и умом, он, как и Гоголь, предлагает свой путь спасения. То же самое происходит и в Обломовке у Гончарова: стоит появиться молодому практичному хозяину, как он заражает энтузиазмом мужиков или просто заставляет их действовать, а не спать. Усадьба Одинцовой полностью отражает характер хозяйки. Темные деревья сада, аллея стриженых елок - все дышит холодностью и расчетом, строгим порядком жизни Одинцовой. Дом ее стоит на пологом открытом холме, словно показывает, как она неприступна. По архитектуре он красивее дома Кирсанова, был задуман в Александровском стиле, но этот дом выкрашен желтой краской, что напоминает тюрьму (ограничение свободы). Даже церковь была похожа на строгого могучего воина. Единственным местом, свободным от строгих устоев, был портик, заросший кустами, где можно было ощущать невидимое движение жизни. Этого портика боится Одинцова, так как увидела в нем ужа. Внутреннее убранство поражает своей строгостью, даже запах в доме - как в министерском учреждении. Строгостью, надменностью и старомодностью дышат все вещи и даже лакеи. У Одинцовой в доме жили по раз и навсегда заведенному порядку: чай - утром в 8 часов, до завтрака каждый занимался чем хотел, перед обедом общество сходилось для беседы и чтения, вечер посвящали прогулке, игре в карты или музыке, ровно в половине одиннадцатого хозяйка уходила спать. Такой же порядок можно увидеть в доме Дарьи Михайловны Ласунской, что так смущало Рудина и к чему никак не мог привыкнуть Базаров. На примере этой усадьбы можно рассмотреть другой тип помещика России, тех, у которых вся жизнь проходит по плану и "катится словно по рельсам". Зато Одинцова управляет хозяйством, и крестьяне у нее поставлены на оброк.

Самое скромное и бедненькое имение в "Отцах и детях" у Василия Ивановича Базарова. Оно даже не столько принадлежит ему, сколько его жене, обедневшей дворянке. Им принадлежала небольшая деревушка и господский домик, с соломенной крышей и шестью маленькими комнатками, флигелем же служила баня. Зато этот крошечный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцовой. Маленький домик окружен березовой рощей. Именно в имении своего отца Базаров впервые ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне были немного распущенны, но добры. Василий Иванович жил не за счет доходов от своей деревни, а за счет лечения людей.

Из описания дворянских усадеб в произведении "Отцы и дети" можно сделать вывод, что они приходили в упадок, в них жили люди, отрезанные от Петербурга и от всего остального мира. Это своего рода Обломовки - тихие, спокойные, сонные уголки, где жизнь почти не движется. Но автор надеется на лучшее, может быть, он, как и Гоголь, хотел показать способы возрождения России, а для этого нужны люди с сильной волей и глубоким умом. Хотя даже Аркадий, которого нельзя назвать человеком с сильной волей, смог справиться со своим хозяйством.

это угнетенная часть общества.. .

Крестьян удивленных торговец любой\всегда умел обмануть. Снова и снова твои стихи\перечитывать я готов: Не жаль родных покинутых мест, \жаль ушедших годов. Су Ши. Перевод Е. Витковского

Крестьяне Зайдут крестьяне\ В хижину мою -\\ И каждого\ В лицо я узнаю. \ Всем радостно: \ Воды полно кругом, \ Образовавшей\ Пресный водоем. Ван Вэй. Перевод А. Гитовича

Крестьяне в деревне и дня не живут без дела, - И к пахоте с севом они уже приступают. Мужчины обычно чуть свет на работе в поле. Еще огороды их ждут не дождутся тоже. Мэн Цзяо. Перевод Л. Меньшикова

Крестьяне идут за тобою, одной они связаны болью, любовью одной и судьбою. Ими твой серп отточен - шумит Овечий источник. Режь, режь, режь - совсем еще новый серп. Рафаэль Альберти. Перевод И. Смирнова

Крестьяне пригласят\ Пойду к их дому, \ Пришлют подарки -\ Не отвергну их. Ду Фу. Перевод А. И. Гитовича
Крестьяне рядятся в дворян. \ Дворяне рядятся в крестьян. \ Дожди пошли. \ Дороги встали. \ Слева направо из кулисы\ то Лебедь белая плывет, \ то Лебедь черная плывет. Владимир Салимон Из цикла «Второстепенные детали» \

КрестьянеА эти добрые крестьяне! \Их тип отмечен простотой. \Уж вы подкуплены заране\Их благородной прямотой. Василий Бефани Тихое пристанище

КрестьянеПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНУ-:, НЕ ИМЕЮЩЕМ ВОЛАПростирается поле до самых гор\сразу от края села. Невозможно вспахать его одному, \если нет в хозяйстве вола. Старый крестьянин ведет борозду, \сгорбившись над сохой. Согнулись женщины под ярмом -\ноша весьма тяжела. Обгорели спины, руки болят, \много сошло потов. Хэ Чэнлун. Перевод Е. Витковского

Крестьянин Большие, с мозолями, руки, \ Подъявшие много труда, \ Красивое, чуждое муки\ Лицо - и до рук борода.. . Николай Некрасов

Крестьянин был свою жену, как и везде заведено. \Она молчала и терпела, считая, что ей так дано. \Молилась за его здоровье, и за грядущий урожай, \И чтобы сеть не прохудилась, и чтоб не протекал сарай. Ольга Погодина Из цикла «ЛЕТОПИСИ ГОРОДА АР» \ЗАПОВЕДИ ОТШЕЛЬНИКА МО

Крестьянин в поле\и дорогу мне указал\вырванной редькой.. . Исса. Перевод А. Долина

Крестьянин\Крепок костями. \Он принципиален и прост. \Мне хочется стать Крестьянином, \Вступив, \Если надо, \В колхоз. Владимир Уфлянд 1957

КрестьянинВ город крестьянин\Пришел любоваться вишней, \А его обокрали! Масаока Шики. Перевод И. Плеханова

КрестьянинМилостив буди к крестьянину бедному, \ Господи! всЈ отдаем, \ Что по копейки, по грошику медному\ Мы сколотили трудом!. . Николай Некрасов. Мороз, Красный нос 1863

КрестьянинОн демонов зимы богатствами встречает, Зверей и диких птиц в хозяйстве приручает. \Крестьянин что ни год, то открывает клад: Здесь пашня у него, а там цветущий сад. Носир Хисроу. Перевод И. Сельвинского

КрестьянинОн искони из тех, кто полчища овечьи в Эстремадуру гнал к обильному подножью, кому в скитаниях ложилась пыль на плечи и солнца жар обжег и вызолотил кожу. Антонио Мачадо. Перевод Ю. Петрова.

КрестьянинПЕЧАЛЮСЬ О КРЕСТЬЯНИНЕВесною посадит\он зернышки по одному, \А осень вернет их\обильнее в тысячи раз... \Где Моря Четыре, \земли невозделанной нет, \А все к земледельцу\приходит голодная смерть! Ли Шэнь. Перевод Л. Эйдлина

КрестьянинПрислушайтесь немного к этой речи: \Скучает царь высокою чредой\И тянется к неведомым усладам, -\А селянин довольствуется стадом. Микеланджело. Перевод А. Эфроса

Текст сочинения:

В романе Оҭцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года..., которая указывает на то, что действие происходиҭ накануне отмены крепостного права.
В самом начале повествования автором представлена мрачная карҭина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля ҭянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиҭы с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...
По всему видно, что хозяйство крестьян приходиҭ в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из чьих-то грозных, смертоносных когтей... И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы.
Карҭины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: ...скот плохой и лошади разбиҭые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами... И, говоря народной мудростью, герой приходиҭ к выводу, что русский мужик Бога слопает.
Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордиҭся тем, что сто дед землю пахал, и эҭим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, что народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любиҭ говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черҭы, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спориҭ с Базаровым, уҭверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры.
Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говориҭ с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее суеверие душиҭ крестьянскую сущность, что мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав.
Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываюҭся гораздо глубже мыслей и переживаний, испыҭываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоиҭ в том, что у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

Права на сочинение "Образы русского крестьянства в романе Оҭцы и дети" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

В романе «Отцы и дети», помимо главной проблемы - проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: «20 мая 1859 года...», которая указывает на то, что действие происходит накануне отмены крепостного права. В самом начале повествования автором представлена мрачная картина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: «Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами». «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам...» По всему видно, что хозяйство крестьян приходит в упадок и пронизано нищетой: «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна», «обессиленные животные, словно вырванные all so ch . ru 2001 2005 из чьих-то грозных, смертоносных когтей...» И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, «сердце его понемногу сжималось», и он думал: «Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы». Картины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: «...скот плохой и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами...» И, говоря народной мудростью, герой приходит к выводу, что «русский мужик Бога слопает». Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордится тем, что сто «дед землю пахал», и этим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он - как никто другой - понимает, что народу «даром не нужны» бесполезные слова вроде «либерализма», «прогресса» и им подобных, о которых так любит говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черты, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спорит с Базаровым, утверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры. Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говорит с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее «суеверие душит» крестьянскую сущность, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав. Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываются гораздо глубже мыслей и переживаний, испытываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоит в том, что «у последнего мужика будет такое же помещение», как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова «белая изба» - далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.