Марта грэм зарождение современного танца. Марта грэхем - великая танцовщица и хореограф

В любой энциклопедии современного балета имя танцовщицы Марты Грэм будет стоять на почетном месте. Ее можно назвать революционеркой и разрушительницей устоев. Танцевальная школа Грэм и ее техника стали основой для хореографии модерна и повлияли на развитие балета во всем мире.

Начало пути

11 мая 1894 года в небольшом американском городе родилась Марта Грэм. Ни окружение, ни семья, ни время, казалось, не предвещали великого будущего этой девочке, но судьба распорядилась иначе. Семья Грэм происходила от первых поселенцев в Америке, которые приехали из Шотландии. Отец будущей танцовщицы был врачом-психиатром, родители исповедовали пресвитерианство и придерживались весьма консервативных взглядов на жизнь. Семья была достаточно обеспеченной, маленькую Марту окружали няня-католичка и прислуга, в доме работали китайцы и японцы. Таким образом, девочка с детства могла познакомиться с разными культурами.

Но танцы в семье расценивались как нечто недостойное и греховное. Поэтому Марта впервые столкнулась с искусством хореографии уже почти в 20 лет. Ей удалось посетить выступление знаменитой Рут Сен-Дени, которое перевернуло мир девушки. Она принимает категорическое решение поступать в Школу экспрессии, а позже продолжает обучение в известной школе Денишоун, которой руководила сама Сен-Дени вместе с выдающимся хореографом Тедом Шоуном. Через несколько лет она войдет в труппу "Денишоун" и дебютирует в ее спектаклях на большой сцене.

Танец викторианской эпохи

На рубеже веков в общественном мнении существовало устойчивое представление, что танец - это несерьезное занятие. Он был элементом развлекательных шоу: водевилей, кабаре. В США в то время не получил значительного распространения, не существовало сформированной национальной школы. Также было множество стереотипных представлений о танце. Мужчинам предписывались рациональные, прямолинейные толчковые движения, женщины же должны были воплощать плавность линий. Ограничения распространялись и на сюжеты танцев, предпочтительными были классические, античные сюжеты. Женщина была обязана реализовывать лирические роли с мягким пластическим рисунком.

Постижение возможностей

Марта Грэм пришла в хореографию поздно даже по меркам того времени - в 20 лет, поэтому ей давался с трудом, да он ее и не интересовал. В труппе "Денишоун" от нее требовали лиричности, которая была ей не свойственна. Тед Шоун - признанный отец американского танца - увидел в Грэм особую энергию и способности, ее харизму и страстный характер и сделал для нее постановку Xochitl. В ней смог проявиться особый стиль Марты, «свирепость черной пантеры» и ее красота. Она страстно полюбила модерн, который оказался созвучен не только эпохе, но и ее взглядам и характеру. С детства Марта слышала рассуждения отца о том, что движения могут передавать внутреннее, эмоциональное состояние человека. Именно эта идея привела ее к созданию собственной техники.

Выход за пределы возможного

Поиск пластических возможностей был трендом времени, не стала исключением на этом пути и Марта Грэм, техника которой стала прорывом в Она стремилась ликвидировать гендерное неравноправие в танце, дать женщине право выражать сильные чувства при помощи резких, рваных движений. Грэм хотела создать технику, которая поможет танцорам стать условно-формальными, воплощая эмоцию и идею. Она требовала от танцоров дисциплинированности и высокой концентрации, при этом смогла упростить классическую традицию пластики для более легкого понимания идеи зрителем и дала танцорам больше возможностей для передачи эмоций. Размышления и творческие поиски помогли Грэм понять, что танец базируется на трех основаниях: времени, энергии и пространстве. Энергия связана с эмоциями, которые вызывают движения, это стало исходным положением ее техники. Уроки в классе Марты начинались с цепочки простых движений, которые сплетались в сложные композиции. Техника построена на двух принципах: контракшн (сжатие) и релиз (удлинение). Она заставляла танцора сконцентрироваться на центре и подчиняться анатомическим законам пластики. Поиски самовыражения в танце позволили Грэм создать уникальную технику, в которой важную роль играют дыхание и концентрация. Она смогла понять и использовать в эстетических целях возможности человеческого тела. Ее техника до сих пор является базовой для танца модерн и входит во все программы подготовки профессиональных танцовщиков.

Марта понимала, что человек воспринимает мир через образы, мифы, архетипы, и использовала это в своих постановках. Марта Грэм предложила ставить танцы на неклассические сюжеты. Она старалась предоставить танцорам наибольшую свободу в выражении чувства.

Труппа Марты Грэм

В 1926 году Марта уходит из труппы "Денишоун", в которой ей не представлялась возможность реализовать свои идеи. Ведь в труппе была своя царица - Сен-Дени, и места для Грэм там просто не оставалось. Она собирает свою труппу в 1927-м, которая изначально была чисто женской, в нее вошли самые преданные ученицы. Марте были близки феминистские взгляды, она много размышляла о роли женщины в социуме и старалась дать ей больше прав и возможностей. Она даже посвятила этой теме несколько постановок: «Еретик», «Граница» и знаменитый «Плач». В этих постановках Грэм воплощает свои идеи и находки, завораживая зрителей новой пластикой.

В 1938 году в труппе появляется первый мужчина - Эрик Хоукинс, который подвигает Марту на модернизацию техники танца, она обогащается классическими элементами. Чуть позже в труппу приходит Мерс Каннингем, который прославился как разрушитель традиционных хореографических канонов.

Мировую известность труппа Марты получила после турне по странам Европы и Ближнего Востока. Хореограф создает еще школу, которая вместе с труппой получает постоянное место локализации в Нью-Йорке. Этот коллектив существует и сегодня. И не как памятник великой Грэм, но как живой, В репертуаре труппы сохранились многие постановки Марты, все ее спектакли зафиксированы для потомков.

Главные постановки

За свою творческую жизнь Марта Грэм сочинила 180 спектаклей. Ее наследие поражает разнообразием и богатством, в нем трудно выделить что-то как самое-самое. Но наиболее заметными постановками Грэм являются "Письмо миру", "Пещера сердца", "Клитемнестра", "Федра", "Полуявь-полусон", "Деяния света". Ее спектакли отличала не только великолепная хореография, но и продуманность до мелочей. Она выбирала костюмы, музыку, принимала пространственные решения, участвовала в создании декораций. Ее спектакли сегодня являются классическим пособием для танцоров и хореографов.

Великие партнеры

В истории балета немало выдающихся персон, но проживающих свою жизнь как танец - немного. Великая танцовщица 20 века, сумевшая воплотить в танце всю страсть и свою историю, - это Марта Грэм. Фото балерины поражают силой и экспрессией, она до мелочей погружалась в образ, сама продумывала хореографию и костюмы. И очень большое внимание уделяла выбору партнера по танцу. Ей довелось работать со многими великими современниками (Нуриев, Пол Тейлор, Мерс Каннингем, Роберт Уилсон). Особая строка в ее биографии связана с созданием танца модерн, и здесь тандем Хосе Лимон и Марта Грэм невозможно не вспомнить. Эти два новатора, величайших революционера, создавали то, что восхищает зрителей до сих пор.

Влияние на мировой балет

Если есть персоны, радикально повлиявшие на культуру 20 века, то это Марта Грэм. Цитаты из ее высказываний ярко характеризуют танцовщицу и ее отношение к делу своей жизни. Она говорила: «Движение никогда не лжет, тело передает температуру души». Марта сделала чувство главной идеей танца, и это стало ее основной заслугой. Также она смогла выработать пластический язык для выражения эмоций, который и стал уникальной техникой Марты Грэм. Она по праву считается основательницей танца модерн в Америке, и ее значение для создания национальной хореографической школы нельзя переоценить.

Она не только создала уникальную труппу, но и ставила спектакли для многих театров, в которых зритель смог увидеть таких великолепных танцоров, как Рудольф Нуриев, Марго Фонтейн, Майя Плисецкая, Наталия Макарова.

Личная жизнь

Марта Грэм, биография которой всецело отдана балету, не смогла полностью реализоваться как женщина. Ее мужем был партнер по мужчина - Эрик Хоукинс. Они прожили вместе 6 лет, и разрыв был большим потрясением для Марты, но она смогла из этого извлечь эмоциональный опыт, ставший источником вдохновения в танце. Она ушла со сцены в 76 лет, пережила по этому поводу сильную депрессию, но смогла побороть недуг и вернуться к работе хореографа, сочинив еще 10 балетов. Ушла из жизни Марта в 96 лет.

Американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок).


Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl, 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1

947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991

ГРЭХЕМ, МАРТА (Graham, Martha) (1894–1991), американская танцовщица, педагог и хореограф (автор более 190 постановок). Родилась в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) 22 мая 1894. В 1916 поступила в школу танца «Денишоун» (Р.Сен-Дени – Т.Шоуна) в Лос-Анджелесе и через несколько лет дебютировала в составе труппы «Денишоун» в спектакле на ацтекские мотивы Ксочитл (Xochitl , 1920). В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И.Ф.Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л.Ф.Мясина и дирижера Л.Стоковского. В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию.

В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow , музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World , музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart , музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey , музыка У.Шумена, 1947) – ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Среди других значительных работ Грэхем – Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах – Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия – 1958); и прославление мира танца – Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем – Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем – Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь – полусон (Part Real – Part Dream , музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours , музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light , музыка Норманс Делло Джойо, 1981).

Труппа Марты Грэхем получила международную известность после гастролей по Европе и Ближнему Востоку. Постоянным местом пребывания как труппы, так и школы Грэхем стал «Центр современного танца Марты Грэхем» в Нью-Йорке. В 1957 был снят фильм Мир танцовщицы (A Dancer World ), где в живой форме раскрываются основные идеи Грэхем и прекрасно представлена ее труппа. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham , 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона. Умерла Грэхем в Нью-Йорке 1 апреля 1991.

Американская танцовщица и хореограф Марта Грэм вошла в историю как одна из основоположников американского танца модерн, как человек, изменивший танцевальный мир. Между тем, начало жизни ее, казалось, не предвещало сценической карьеры. Марта Грэм родилась 11 мая 1894 года в штате Пенсильвания в глубоко религиозной пресвитерианской семье, где танцы были не в чести, считаясь занятием греховным. Впрочем, у Марты уже в детстве была возможность познакомиться и с иными культурами: няня девочки была католичкой, среди прислуги были японцы и китайцы.

Очень интересную идею усвоила Марта от своего отца – врача-психиатра, использовавшего движение для лечения нервных расстройств: он был убежден, что движение способно выражать душевное состояние человека. Благодаря этому, когда девушка из консервативной семьи все-таки познакомилась с хореографическим искусством, для полученного ею впечатления была подготовлена благодатная почва. Произошло это, когда Марте было почти двадцать лет – она посетила концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Девушка поняла, что танец – это ее судьба, и поступила в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе, а затем в школу «Денишоун», основанную той самой Рут Сен-Дени, чей концерт оказался для Марты Грэм судьбоносным.

В 1920 году состоялся ее дебют в труппе «Денишоун» в спектакле «Ксочитл», основанном на ацтекских мотивах. Его поставил один из основателей труппы – Тед Шоун – специально для нее. Он разглядел особенности ее дарования и понял, что лиричность, которой поначалу требовали от ученицы, ей не присуща. Истинной стихией молодой танцовщицы стала «страсть пантеры».

В те времена искусство танца подразделялось на две категории: балет, признаваемый высоким искусством, и танцевальные номера в шоу, водевилях и кабаре – причем в Америке процветало именно второе направление (балет в большей степени был европейским явлением). Классический балет был практически недоступен танцовщице, начавшей заниматься в 20 лет – но Марта к нему и не стремилась. Не привлекала ее и судьба танцовщицы в кабаре – она хотела быть настоящей артисткой. Ей предстояло найти свой собственный путь. После ухода из «Денишоун» в 1923 году она два года работает в Greenwich Village Follies, а затем начинает сольную карьеру, одновременно занимаясь преподаванием.

В 1926 году Марта Грэм основывает собственную труппу «Martha Graham Dance Company». Изначально она была чисто женской, но в 1938 году в труппу приходит Эрик Хоукинс, а позднее – другой хореограф-новатор, .

Одним из направлений творческих исканий Марты Грэм становится отказ от гендерных условностей, господствовавших в то время в искусстве танца: мужчинам «полагались» прямолинейные и толчковые движения, а женщинам – криволинейные и плавные. Отвергая подобные традиции, она не желала быть на сцене «ни деревом, ни цветком, ни волной». Не занимаясь борьбой за права женщин в политическом плане, Марта Грэм – как писала о ней однажды газета «Нью-Йорк таймс» – «освободила и женщину, и танец». Она представляет на сцене не женственных, а условно-безличных персонажей, воплощающих человеческую силу.

Немало постановок Марты Грэм посвящено трагическим героиням: поставленный в 1946 году балет «Пещера сердца» на музыку С. Барбера повествует о Медее, «Ночное путешествие» на музыку У. Шумена – о матери Эдипа царице Иокасте, в 1950 году был создан балет «Легенда о Юдифи» на музыку того же композитора, в 1958 году – «Клитемнестра» на музыку Х. Эль-Дабха, а в 1962 – «Федра» на музыку Р. Старера. Спектакль «Письмо миру» связан с творчеством американской поэтессы Эмили Дикинсон. Некоторые постановки – «Еретик», «Граница», «Плач» – связаны с размышлением о месте женщины в обществе. Были у Марты Грэм и такие творения, в которых человеческих персонажей нет вообще – например, созданный в 1946 году спектакль на музыку Чавеса «Темная долина», раскрывающий тему реинкарнации.

За свою творческую жизнь Марта Грэм создала 180 спектаклей, и каждый из них отличался предельной цельностью – ведь она сама продумывала все его детали: костюмы, декорации, выбор музыки. Не всем современникам приходились по душе творческие искания М. Грэм – некоторым критикам движения в ее постановках казались уродливыми, и все же танцовщица покорила публику своим особым шармом и экспрессией. После гастролей по Европе и Ближнему Востоку ее труппа приобрела мировую известность. Распространению хореографических идей Марты Грэм поспособствовал и фильм «Мир танцовщицы», снятый в 1957 году, а также изданная в 1973 году книга «Тетради Марты Грэм».

Танцовщица последний раз вышла на сцену в 60-летнем возрасте, а деятельность хореографа продолжала до самой смерти в 1991 году. Основанная ею труппа продолжает свою деятельность и сейчас, сохранив в репертуаре множество постановок Марты Грэм.

Музыкальные Сезоны

Биография

Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар-колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании.

В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение - он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца - балет , который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм - это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.

В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины - в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще - дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина - это слабое существо.