Развитие международных отношений в современном мире. Старое и новое в международных отношениях

На рубеже 1970--1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, -- безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами -- ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности -- это путь политических решений, путь разоружения.

Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность -- неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985--1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х -- начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев -- возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX -- начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • -- создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • -- защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • -- поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • -- охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

В курсе отечественной истории рассказывается о международной изоляции, блокаде, иностранной интервенции, которые выпали на долю Советской России. (Укажите причины, в силу которых это произошло.)

Советское государство стало налаживать отношения с соседними странами, подписав мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В 1921 г. были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве с Ираном, Афганистаном, Турцией. Они основывались на признании независимости названных государств, равноправии партнёров и этим отличались от полукабальных соглашений, навязываемых странам Востока западными державами.

В это же время, вслед за подписанием англо-советского торгового соглашения (март 1921 г.), встал вопрос о возобновлении экономических связей России с ведущими европейскими странами. В 1922 г. представители Советской России были приглашены на международную экономическую конференцию в Генуе (она открылась 10 апреля). Советскую делегацию возглавил нарком по иностранным делам Г. В. Чичерин. Западные державы рассчитывали получить доступ к российским природным ресурсам и рынку, а также найти пути экономического и политического влияния на Россию. Советское государство было заинтересовано в налаживании экономических связей с внешним миром и дипломатическом признании.

Средством давления на Россию со стороны Запада стало требование об уплате ею внешних долгов царской России и Временного правительства и компенсации за имущество иностранных граждан, национализированное большевиками. Советская страна готова была признать довоенные долги России и право бывших собственников-иностранцев получить в концессию ранее принадлежавшее им имущество при условии юридического признания Советского государства и предоставления ему финансовых льгот и кредитов. Военные долги Россия предлагала аннулировать (объявить недействительными). Одновременно советская делегация внесла предложение о всеобщем сокращении вооружений. Западные державы не согласились с этими предложениями. Они настаивали на выплате Россией всех долгов, в том числе военных (в сумме около 19 млрд золотых рублей), возвращении всей национализированной собственности прежним владельцам, отмене в стране монополии внешней торговли. Советская делегация сочла эти требования неприемлемыми и со своей стороны предложила, чтобы западные державы возместили убытки, нанесённые России интервенцией и блокадой (39 млрд золотых рублей). Переговоры зашли в тупик.

Достичь общего соглашения на конференции не удалось. Но советские дипломаты сумели провести переговоры с представителями германской делегации в Рапалло (пригороде Генуи). 16 апреля был заключён советско- германский договор о возобновлении дипломатических отношений. Обе страны отказались от претензий на возмещение убытков, причинённых друг другу в годы войны. Германия признавала национализацию германской собственности в России, а Россия отказывалась от получения репараций с Германии. Договор оказался неожиданностью для международных дипломатических и политических кругов как из-за самого факта его подписания, так и по содержанию. Современники отмечали, что он произвёл впечатление разорвавшейся бомбы. Это был успех дипломатов двух стран и пример для прочих. Становилось всё более очевидным, что проблема отношений с Советской Россией превратилась в одну из основных проблем международной политики того времени.

Вопросы и задания 1.

Сравните, как происходило крушение Российской и Австро-Венгерской империй (привлеките материал из курса отечественной истории). Что было общим? В чём заключались различия? Чем они объяснялись? 2.

Как вы думаете, почему в момент завоевания независимости народами Центральной и Восточной Европы возникли государства, объединившие несколько народов, - Чехословакия и Югославия (тогда - Королевство сербов, хорватов и словенцев)? 3.

Охарактеризуйте позиции ведущих западных политиков в отношении послевоенного урегулирования. Чем можно объяснить различия? 4.

*Сравните «14 пунктов» В. Вильсона и внешнеполитические принципы, провозглашённые советским правительством в 1917-1918 гг. В чём заключались основные различия? Было ли что-то общее? 5.

*В Германии Версальский договор был назван «карфагенским миром». Как вы объясните смысл этого названия? 6.

Объясните, почему представители Советской России не присутствовали на конференциях по мирному урегулированию в 1919-1921 гг. 7.

*Как вы ответите на вопрос: были ли «14 пунктов» В. Вильсона воплощены в жизнь при создании Версальской системы? Аргументируйте своё мнение. 8.

Укажите, какие международные противоречия устранялись в результате заключения договоров 1919-1920 гг., а какие обострялись или возникали вновь.

Источник: Алексашкина JI. Н.. Всеобщая история. XX - начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 12-е изд., испр. и доп. - М. : Мнемозина. - 295 с. : ил.. 2012 {original}

Страница 1

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В процессе ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить определенную тенденцию развития.

Первая тенденция

развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является экономической сверхдержавой. Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые “Азиатские тигры”. Есть основания полагать, что в обозримом будущем в мировой политике заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией

развития современных международных отношений стала их глобализация (ОіоЬе - земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблений функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией

развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, стремление государств мира к совместному их решению.

НТР, начавшаяся в середине XX ст., в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем. Эти проблемы встали перед человечеством и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть. Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Юность и начало революционной деятельности
Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 21 (9 по ст. ст.) декабря 1879 года в грузинском городке Гори. Его отец Виссарион Николаевич, был сапожником, мать - Екатерина Георгиевна, простая грузинка. Семья жила достаточно бедно, отец...

Социально-экономическое и политическое положение на хорватских землях в конце XVIII-начале XIX вв.
Хорватские земли к началу XIX века были разобщены и находились под разным административным управлением, но все же оказались после наполеоновских войн в составе одного государства – Австрийской империи. Это произошло после того, как в 1797 ...

Кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве
1. . С 20-х гг. XIX в. в России усиленно росли сельскохозяйственные общества, появилась обширная агрономическая литература. Все новое в сельском хозяйстве, что появляется за границей, в России обсуждается и пропагандируется. Здесь испытыв...

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж-дународных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На миро-вую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня яв-ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постин-дустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой поли-тике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем систе-мы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллектив-ного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследо-ватели полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (Globe — земной шар), заключа-ющаяся в интернационализации экономики, развитии единой сис-темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нацио-нального государств, активизации деятельности транснациональ-ных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его ча-стях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реа-лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд-ничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремле-ние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сере-дине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшествен-ников. Она способствовала резкому повышению производительнос-ти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: воз-никло множество неординарных, так называемых глобальных про-блем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вре-мя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и про-тивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя со-хранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ны-нешнего, так и грядущих поколений людей.


Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, мож-но разделить на четыре основные группы: политические, экономиче-ские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия мас-сового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Ха-рактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Ина-че говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее во-обще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими стра-нами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую на-пряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становит-ся международный терроризм , среди различных форм которого на-иболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае-мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со-хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичес-кого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы испод-воль, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свя-зана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного разви-тия: увеличением численности населения, его стремлением к про-грессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа .

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятель-ность людей опасна своими последствиями, не знающими государ-ственных границ и не признающими никаких преград. Это обязыва-ет все страны и народы объединить усилия, направленные на защи-ту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес-кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас-танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч-но обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Дру-гая трудность вызвана технологическим несовершенством произ-водства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на вы-пуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле-тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван-ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания , СПИД , алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный ха-рактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слабо-развитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демогра-фическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на националь-ном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют плане-тарного объединения интеллектуальных, трудовых и материаль-ных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отно-шений является усиление разделения мира на два полюса — полю-са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст-ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преоб-ладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 ты-сяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не ме-нее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище-ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкнове-ние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международ-ных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблю-дается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в ус-ловиях самых авторитарных режимов значительно сузились воз-можности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения го-сударством личной свободы граждан, их естественных и политиче-ских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их реше-ний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Достижения постиндустриальной революции — спутнико-вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч-та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно-венное распространение и получение необходимой информации ед-ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.

Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде-лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти-тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес-кие отношения с точки зрения их непосредственных участников.

Вопросы

1. Что нового появилось в международных отношениях XVI-XVII вв. по сравнению со Средневековьем? В чём старое сохранило свою силу?

Во-первых, государства были уже в основном централизованными, на первый план выходили отношения монархов друг с другом, а не феодалов с монархами, как было в Средневековье. Во-вторых, одну из главных ролей стала играть вражда католиков и протестантов, которой не было в Средневековье. В-третьих, войны в Новое время чаще стали вестись из-за коммерческих интересов той или иной страны, часто они шли из-за колоний.

Но так же, как и в Средние века войны часто велись в династических интересах монархов.

2. Как религиозный раскол в Европе XVI в. сказался на международных отношениях?

Религиозный раскол с начала реформации и почти до конца Тридцатилетней войны разделил страны Европы на католический и протестантский лагеря. Причиной большинства войн была борьба за истинную веру. Первой единство лагерей нарушила Франция, которая в концу Тридцатилетней войны выступила на стороне протестантского лагеря, хотя была страной католической.

3. Какую роль в международных отношениях сыграла Османская империя?

С одной стороны, мусульманская угроза со стороны Османской империи иногда объединяла несколько христианских государств, были даже попытки заключить союз с православной Россией. С другой стороны, иногда европейские государства пытались использовать османов в борьбе друг с другом, чтобы предотвратить слишком сильное усиление оппонента.

4. Какие изменения и почему произошли в организации дипломатической службы?

Работа дипломатии стала гораздо более интенсивной, кроме того, нужен был постоянный агент влияния при иностранном дворе. Именно поэтому монархи отказались от средневековой практики посылать посольства по каждому конкретному поводу. Вместо этого появились постоянные дипломатические представительства при иностранных дворах. Они оценивали ситуацию на месте также и методами разведки и постоянно представляли интересы своих государей.

5. Как вы думаете, было ли поражение австрийских и испанских Габсбургов в Тридцатилетней войне случайным?

К поражению Габсбургов привели как случайные факты, так и закономерности. С одной стороны, Габсбурги слишком усилились, потому против них не могла не образоваться широкая коалиция европейских держав. С другой стороны много решало то, что называется военным счастьем, которое переменчиво. Также большую роль сыграло то, что католическая Франция в конце войны выступила на стороне протестантов. Это невозможно было предугадать, учитывая сложившуюся в то время систему лагерей, в которые страны входили по религиозному признаку. Это был очередной субъективный фактор – результат деятельности первого министра Франции.

Задания

1. Приведите примеры действия системы «политического равновесия» в Европе XVI-XVII вв.

Система «политического равновесия» проявилась, например, в 1667 году, когда агрессии Франции в Испанских Нидерландах противостояла коалиция Голландии, Англии и Швеции. Коалиция образовалась для того, чтобы не допустить слишком большого усиления Франции. Коалиция смогла добиться своих целей.

2. Голландский мыслитель Гуго Гроций писал в своем трактате «О свободном море»:

«Спор между нами и испанцами касается следующего: море, огромное и безбрежное, может ли оно принадлежать какому-то одному королевству? Может ли одна нация запретить другим торговать, обмениваться, устанавливать контакты? Может ли одна нация отдать то, что ей никогда не принадлежало, или открыть то, что уже принадлежало другому? Может ли такая вопиющая несправедливость со временем стать особым правом?»

Попробуйте по аргументам Гроция восстановить точку зрения, с которой он спорил. Можно ли считать случайностью, что трактат написан именно голландцем и именно в XVII в.?

Исходя из этих слов, получается, что Испания хотела, чтобы лишь её флот господствовал в море, и чтобы корабли других государств не могли вести морскую торговлю, чтобы всю прибыль от неё получали лишь испанцы. Время создание этого документа не случайно: именно тогда Испания и Голландия боролись за лидерство в мировом океане и в колониях.