Какие бывают танки? е послевоенное поколение танков.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Танки - грозное оружие, символ мощи и силы мировых держав. Наша страна – не исключение. Вспомним 7 легендарных русских танков

МС-1 (Т-18) стал первым советским массовым танком. Всего было выпущено около 960 единиц. Впервые в боях МС-1 были использованы в конфликте на КВЖД в 1929 г., когда атака 9 танков обратила в бегство китайскую пехоту. Во второй половине 30-х - начале 40-х годов значительная часть этих машин использовалась в качестве неподвижных огневых точек на границе на Дальнем Востоке и Карельском перешейке. Эпизодически встречаются упоминания об участии МС-1 в боевых действиях и в первые месяцы Великой Отечественной войны. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось не более 10 МС-1.

БТ-7 - быстроходный танк. Его военным дебютом стали боевые действия против японских войск у озера Хасан летом 1938 г. Однако наилучшим образом БТ-7 показали себя годом позже в Монголии в боях на Халхин-Голе, где в степях в полной мере проявились высокая скорость и маневренность этого танка. Успешно действовали БТ-7 во время похода Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 г., когда стремительное продвижение мобильных танковых групп позволило парализовать возможные активные действия польских войск. На начальном этапе Великой Отечественной войны по своим боевым качествам БТ-7 не уступали большинству немецких танков и применялся до первой половины 1942 г. Заключительным эпизодом в боевой биографии БТ-7 стала советско-японская война в августе-сентябре 1945 г. На тот момент эти уже устаревшие танки входили в состав вторых батальонов танковых полков и шли в прорыв за более мощными Т-34 и ИС-2.

Т-34/76. Один из лучших средних танков на 1940 г. Сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой. По крайней мере, до середины 1942 г. противник ему мало что мог противопоставить. Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист, сражавшийся на Т-34 , Д. Ф. Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 г. уничтожил или вывел из строя 52 два немецких танка. С появлением в 1943 г. у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34. Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки. Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).

КВ-1 - советский тяжелый танк. Первые КВ прошли войсковые испытания в последние недели советско-финской войны. На июнь 1941 г. КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Известен случай в июне 1941 г. в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. В одном из немецких документов отмечалось: «Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк". К сожалению, большая часть КВ была потеряна не из за боевых причин, а поломок и нехватки горючего. В конце 1943 г. на смену КВ пришли тяжелые танки ИС.

ИС-2 («Иосиф Сталин») тяжелый танк. Был создан для прорыва сильно укрепленных позиций противника и борьбы с тяжелыми танками врага. Известен случай, когда в ходе Львовско-Сандомирской операции, два ИС-2 , действуя из засады, за два дня уничтожили 17 немецких танков и самоходок. ИС-2 оказался незаменим в качестве штурмового орудия при прорыве обороны противника, особенно на Берлинском направлении и под Кенигсбергом. В послевоенный период танк прошел модернизацию и официально оставался на вооружении вплоть до 1995 г.

Т-54 создавался с учетом опыта Второй мировой войны и стал основным участником военных конфликтов второй половины XX века. Т-54 и его более поздняя модификации Т-55 с атомной защитой применялись в Венгрии (1956г.), Чехословакии (1968г.), во Вьетнаме, войнах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до начала XXI века. Одним из последних конфликтов, где нашли применение Т-55 стали боевые действия в Южной Осетии, где состоял на вооружение частей Южноосетинской республики. Помимо этого, Т-55 стал базой для создания целого ряда образцов военной инженерной техники.

Т-72 - основной танк. Производство этого танка было развернуто с 1973 г. Начиная с конфликта в Ливане 1982 г. Т-72 активно использовался в войнах на Ближнем Востоке и на территории бывшего СССР. Примечательны действия группы из четырех российских танков под командованием капитана Юрия Яковлева в августе 2008 г. , которая в течение двух суток вела уличные бои в Цхинвале. Потеряв один танк (один член экипажа ранен), группа обеспечила отход российских миротворцев, уничтожив не менее 8 танков и боевых машин противника.

Читайте также: выбор редакции "Русской Cемёрки "


В этой короткой статье мы рассмотрим, что такое «Танковое поколение».

Тут нужно сразу сказать, что «танковедение» большей частью – раздел такой науки, как «история». А в исторической науке почти никогда нельзя сказать, где закончилась одна эпоха и началась другая. Так и с танками. Нет какой-то определённой даты, чётко разделяющей на «до» и «после». Это вопрос большей частью, оценочный. Однако, есть несколько критериев, которые помогают нам сказать что-то более менее чётко. Мы разделяем всю бронетехнику на восемь поколений. Пять из них сейчас можно найти на сайте (остальные - позже).

Почему именно восемь и какие они? Давайте посмотрим:

Танки Первой Мировой 1916-1920.

В 1916 году был построен первый в мире боеспособный танк. Началась история танкостроения. Поскольку никто не знал тогда, что такое «танк» и каким он вообще должен быть, танком называли почти всё, что могло перемещаться по полю боя и стрелять. А потому, в это период существовало только два класса техники – танки и бронетрактора (подробнее в статье «классификация танков»).

Внимательный читатель скажет, «Но позвольте! Великая Война закончилась в 1918 году!» и будет прав. Но танки, проекты и задумки той войны продолжали реализовывать и в 19 и 20ом году.

Типичный представитель этого периода – английский Mark I.

Танки межвоенного периода 1921-1938.



Время между двумя войнами. Военные и конструкторы уже примерно поняли, что им нужно. Но очень примерно. Опыт Первой Мировой усвоен и переосмыслен. Техника быстро эволюционирует. Межвоенный период – время романтического дизельпанка. Чётких концепций нет, а потому инженеры допускают иногда такой полёт фантазии, который не снился и футурологам.

Основная характеристика танков этого периода: Наука позволила добиться от танков скорости. Теперь танки – не только машины прорыва. Они должны стать заменой (или помощью) кавалерии, врываясь в тыл врага и громя там всё. Во многих странах танки делят на кавалерийские и пехотные, хотя некоторые страны понимают ошибочность этого подхода к концу 30-х. В мире всё ещё нет развитой противотанковой артиллерии, а потому 30мм считается вполне нормальной бронёй. Появляется более-менее чёткая классификация бронетехники. Класс САУ отпочковываться от танков.

Типичные представители этого периода – и .

Танки начала Второй Мировой 1939-1943.


Линией, разделившей на «до» и «после» стало не начало Второй Мировой Войны, а гражданская война в Испании. Именно там все поняли, что танкам нужна броня. Так же к этому периоду окончательно стало ясно, что башня нужна одна.

Основная характеристика танков этого периода: Резкое утолщение брони. Все танки 30-х внезапно устаревают, потому что все армии мира ощетиниваются тысячами противотанковых орудий самых разных видов. Так же становиться понятно, что деление на «кавалерийские» и «пехотные» танки – не верное. Танк должен быть универсальным и впервые это поняли немцы. Но классический танк этого периода создали не они.


Танки конца Второй Мировой 1944-1945.


Развитие техники в эти годы шло ТАК стремительно, что танки реально устаревали за полгода. Танковая эволюция шла с невероятной скоростью. Танк могли разработать, принять на вооружение, построить несколько тысяч экземпляров, модернизировать, а потом снять с производства, как устаревший. И всё это в течении одного года! Танки 41 года в 42 приходилось радикально модернизировать, чтоб хотя бы не стыдно было выкатывать их на поле боя.

Основная характеристика танков этого периода: резкое увеличение толщины брони, мощности орудий и вообще улучшение всех характеристик. Часто танки Второй Мировой валят в одну кучу, называя просто «танками военного поколения», но бронетехника 44 года В РАЗЫ мощнее танков, скажем 42. Даже, по сути, вершина немецкого танкостроения прошлого поколения, танк Тигр не идёт ни в какое сравнение с ИС-3 или, упаси боже, ИС-4.

Типичный представитель этого периода – .

Первое послевоенное поколение 1946-1961.


Человечество глубоко выдохнуло. Самая страшная война закончилась. Танкостроение РЕЗКО затормозилось. То, что раньше делали за год, теперь делают за десять.

Основная характеристика танков этого периода: Лёгкие танки уходят на второй план. Туда же отправляются САУ. Нет, и тех и других всё ещё строят, но теперь это не общевойсковые машины, а специальные. Значительную часть их функций берут на себя тяжёлые и, большей частью, средние танки. САУ и лёгким танком же остаются специальные роли, типа плавающих или десантных машин. Танковое орудие наоборот выходит на первый план. Теперь всё крутиться вокруг него. Оно позволяет танку брать на себя кучу функций. Оно теперь должно быть длинным и очень мощным. Мощь орудий настолько возрастает, что страны НАТО, по сути, вообще отказываются от брони, исходя из концепции, что всё равно пробьют, лишь бы от крупных пуль и осколков защищала.

Типичный представитель этого периода – Leopard-1.

Второе послевоенное поколение 1962-1970-е.


Тяжёлые и средние танки эволюционировали в один новый класс – основной боевой танк. Все страны сошлись в мысли, что стране, по сути нужен один танк. Но хороший. Отличались только подходы. Например, в США тяжёлые танки стали основными боевыми (и сейчас плавно подходят к отметке в 70 тонн), а в СССР средние танки заняли место основных, сравнявшись по броне и мощности орудия с тяжёлыми, но сохранив «средний» вес.

Основная характеристика танков этого периода: гладкоствольное (а значит более мощное) орудие и замена других классов основным боевым танком. Замена лёгких танков сходными по характеристикам, но другими по классификации, машинами.

Типичный представитель этого периода – Т-72.

Третье поколение 1980-е – 2015.


Ракеты правят бал. Кто-то даже всерьёз стал говорить о смерти танков, как класса боевых машин. Впрочем, ошибочно.

Основная характеристика танков этого периода: Дальнейшее улучшение всех характеристик. Широкое применение электроники в танке. Управляемые снаряды и широкое применение активной защиты.

Типичные представители этого периода – Т-90 и М1 Абрамс.

Четвёртое поколение 2015 - …


Танк теперь полуроботизированная система. Экипаж спрятан в бронированную капсулу. Дело в том, что раньше экипаж «обитал» в танке вместе с орудием и боезапасом. А танки часто взрывались именно из-за повреждения и последующего подрыва собственного боезапаса. Но теперь есть Т-14 Армата, первый танк четвёртого поколения.

Основная характеристика танков этого периода: автоматизация и роботизация. Классическая компоновка после 100 лет использования устарела. Теперь экипаж исключён из боевого отделения и присутствует только в изолированном отделении управления.

Единственный представитель поколения – Т-14 Армата.

Следует помнить ещё один немаловажный факт: Можно считать поколения по танкам, например Т-34 танк поколения начало Второй Мировой, а танк китайский танк Тип-79 танк первого послевоенного поколения. А можно по годам. Часто случается, что страна выпускает танк, по сути, уже прошлого поколения в новую эпоху. Например, Китай в 60-х 70-х и тот же Тип-79. Это танк первого послевоенного поколения, выпущенный в эпоху третьего поколения. Мы исходим из классификации по датам. Потому что если танк 1 поколения делают тогда, когда у других танки 3го поколения это значит только одно – конкурировать он будет с танками именно 3го поколения. И сравнивать нужно именно с его «одногодками», пусть даже он от них сильно отстал. Ведь отставание – это не проблема других танков, а проблема этого.

Таким образом, любой танк, выпущенный во временных рамках поколения, будет считаться танком этого поколения, и оцениваться соответствующе. Выпускали устаревшие танки? Получайте плохие оценки!


Выскажу свое пародоксальное ИМХО - у немцев вообще не было классификации танков в привычном нам понимании. Ни по массе, ни по упоминаемому, периодически, в некоторых источниках, калибру пушки.
Классификация танков у немцев претерпевала изменения и не была чем-то стабильным, да к тому же по немецкой традиции в разных структурах она была разной.
Так согласно классификации WaPrw 6 (6-е Управления вооружений) танки PzIII и PzIV имели наименование Z.W. (Zugführerwagen), то есть «машина командира взвода» и B.W. (Begleitwagen) - «машина сопровождения». Машины проектировавшиеся им на замену в середине 30-х г.г. первоначально носили ту же маркировку. Однако данные наименования носили скорее кодовое наименование и лишь частично отображали ее назначение. А уж к классификации имели весьма отдаленное отношение. Тем более, что в дальнейшем и такая классификация ушла в небытие и осталась лишь безликая классификация отображающая массу проектируемого образца (VK18.01, VK20.01 и т.п.).
С самими эксплуатантами (Panzerweaffen) было сложнее.
20.12.1935г. в справочнике «Главный армейский бюллетень» была предложена классификация танков по калибру основного вооружения. «Легкими» считались танки вооруженные пулеметами или орудиями калибра до 75мм. «Средними» - орудиями калибра от 75мм и до 105мм. А танки вооруженные орудиями 105мм и больше - «тяжелыми». Однако данная точка зрения не нашла сторонников и немцы поступили по другому.
Во-первых, в самих названиях танков не присутствовало классификации танков. Танки, сперва вообще назывались Gefechtskampfwagen («боевая машина») с добавлением калибра пушки. Скажем под аббревиатурой Gefechtskampfwagen 3.7cm с лета 1934г. скрывалась банальная «трешка». Позднее она имела наименования: 3.7 cm Geschuetz-Kampfwagen, 3.7cm, Geschuetz-Panzcrwagcn 3.7cm, Geschuetz Pz.Kpf.Wg., 3.7cm Pz.Kpf.Wg., пока весной 1936г. она не получила более знакомое нам наименование Panzerkampfwagen III (3.7cm).
Во-вторых, фактически, деление машин шло на уровне подразделений. Еще 9 января 1936г. (т.е. еще до получения не только PzIII или PzIV, но и даже легкого PzII) нач.Генштаба сухопутных войск ген.Бек предложил иметь в составе танковых батальонов (Panzer-Abteilung) танковых дивизий по три легкие и одну тяжелую танковые роты. Легкую танковую роту (leichten Panzerkompanie) предлагалось вооружить танками с 2cm и 3.7cm пушками. Тяжелую (schweren Panzerkompanie), выполнявшую задачи поддержки, - танками с 7.5cm пушками.
Позднее, в ноябре 1938г. желание Генштаба (уже в исполнении Браухича) трансформировалась в намерение иметь в составе сухопутных войск три типа танковых подразделений: танковые дивизии - с высокомобильными танками желательно защищенными от 3.7cm пушек; танковые бригады РГК - максимальная огневая мощь и защищенность желательно от 4.7cm ПТП и тяжелые танковые роты - для прорыва линий укреплений, с максимально защищенными машинами (что привело к созданию PzI AusfF (ака VK18.01)

Ага, тяжелый танк с чисто пулеметным вооружением и предполагаемой массой аналогичной PzIII).

Однако мечты разбились о суровую прозу жизни. Промышленность не могла обеспечить производство новых танков в требуемых количествах, по-этому в реальности смогли осилить только танковые дивизии, танковые батальоны которых до 1.09.1939г. состояли из двух типов легких рот: leichten Panzerkompanie (штат KStN 1171) - вооруженная танками PzI и PzII

и leichten Panzerkompanie (a) (штат KStN 1175) - вооруженная жуткой смесью из PzI, PzIII и PzIV.

В день начала ВМв состав танковых батальонов тд тасуется. В них остается только один тип легкой танковой роты (штат KStN 1171(Sd) от 1.09.1939) - 17 PzKpfw III и 5 PzKpfw II,

но добавляется уже средняя танковая рота (mittlere Panzerkompanie) штата KStN 1175(Sd) 1.09.1939 - 14 PzKpfwIV и 5 PzKpfwII.

Фактически такая организация - тб состоящий из легкой (комбинация PzII и PzIII) и средней (комбинация PzII и PzIV) рот оставалась до 1943г. При этом 1-2 линейных (не штабных (!!!)) взвода в составе обоих типов рот были на легких PzII.
В 1943 году из состава танковых батальонов были выведены легкие танковые роты и оставили только два типа средних танковых рот: средняя танковая рота - исключительно на танках PzIV и средняя танковая рота «Пантер» (mittlere Panzerkompanie «Panther»). А к концу 1943г. из наименования роты вообще исчезло понятие «средней». Остались только Panzerkompanie «Panther» и Panzerkompanie IV.
Что касается классификации «Пантеры», то тут скорее ситуация такая - изначально она создавалась как замена PzIII. «Однако за время пути собака смогла подрасти» (с) - вес «Пантеры» увеличился радикально. При этом круг задач выполняемых «Пантерами» в танковых дивизиях оставался аналогичным задачам PzIII. Назвать их тяжелыми в принципе можно было, но у немцев параллельно намеревались ввести тяжелые танковые роты (Sehwere Panzerkompanie) в состав танковых дивизий. Поименование «Пантер» тяжелыми при том, что они исполняли задачи средних танков внесло бы определенную сумятицу и разнобой.
Т.о. можно констатировать, что если первоначально делались попытки классифицировать танки по неким тактическим параметрам машин, то в дальнейшем классификация производилась на уровне подразделений и выполняемых ими (подразделениями) задач.

Источники : 1. Panzer Tracts №3-1 " Panzerkampfwagen III. Ausf.A, B, C, und D
development and production from 1934 to 1938 plus the Leichttraktor and Krupp"s M.K.A.".
2. T.L.Jentz "Panzertruppen.The Complete Guide to the Creation & Combat Eployment of The German"s Tank Forces 1933-1942".
3. T.L.Jentz " Panzertruppen.The Complete Guide to the Creation & Combat Eployment of The German"s Tank Forces 1943-1945".

В завершившемся конфликте Грузии с Южной Осетией и Россией обе стороны, по большей части, пользовались почти одинаковым вооружением, сконструированным в СССР и произведенным в странах, некогда входивших в его состав. И основным« бронированным кулаком» с обеих сторон стали модернизированные танки Т-72. Рассмотрим же их в деталях.

Редакция ПМ

Т-72АВ с навесной динамической защитой

Танковый пулемет Калашникова

Какие бывают танки

Для начала разберемся с тем, что такое танк. Происхождение названия довольно известно и забавно: в Первую мировую войну первые изобретатели танков, англичане, держали разработку в такой строгой секретности, что в документах называли его tank, то есть «цистерна». И словечко это прижилось, перейдя во множество языков мира. Первый английский танк был весьма неуклюжим созданием, но несмотря на это произвел серьезный эффект на поле боя, впервые использовавшись в 1916 г. в битве при Сомме. Танковую эру можно было считать открытой.

Большая Советская Энциклопедия говорит, что танк — это «боевая гусеничная, полностью бронированная машина». Добавим, что основным вооружением танков, как правило, является пушка, хотя известны модификации, оснащенные огнеметом. В отличие от других гусеничных машин, это главное оружие танка установлена на вращающейся башне, что позволяет переносить огонь быстро и в широких пределах.

С окончания Второй мировой войны танки принято разделять на 3 поколения. Первое поколение начало разрабатываться еще в войну, но оформилось к середине 1950-х, когда средние и тяжелые танки уступили место концепции «основного боевого танка», существующей и по сей день. Такой вид танков используется для решения большинства боевых задач, они отличаются мобильностью, хорошей защитой и высокой огневой мощью. (Второй вид — легкие танки, которые используются для решения специальных задач, а потому часто обладают более слабой защитой или вооружением, зато повышенной мобильностью). Характерная особенность танков первого поколения — мощное бронирование, обеспечивающее высокую живучесть при попадании снаряда, и пушки большого калибра (часто гладкоствольные, которые подходят и для стрельбы реактивными снарядами). К этому поколению относятся Т-55 и Т-62.

Второе поколение танков учитывает возможность войны в условиях применения оружия массового поражения. Танк полностью герметичен, поступающий воздух фильтруется, специальные насосы стабилизируют давление, а особые компоненты брони защищают от нейтронного излучения. Конечно, увеличивается бронирование и огневая мощь, усиливается двигатель, появляется бортовая электроника. Второе поколение советских танков — это Т-64 и Т-72. Третье поколение отличается использованием высокоточного оружия и современной электроники, новых средств защиты (активной и динамической), а нередко — и новейшими газотурбинными двигателями. К сожалению, российская армия еще не завершила перевооружение и не перешла полностью на танки третьего поколения (например, Т-80 и Т-90), так что во многих частях самым распространенным остается Т-72 — кстати, самый массовый танк второго поколения в мире. Впрочем, модифицированные Т-72 (например, Т-72Б, оснащенный управляемым вооружением и встроенной динамической защитой) тоже можно отнести к третьему поколению.

Разбираем Т-72

Итак, Т-72 в разных модификациях стал основным боевым танком обеих сторон недавнего конфликта. Сотни этих бронированных машин использовались и Россией, и Грузией. Рассмотрим их со всех сторон.

Разработка танка началась еще в 1967 году, на основе версии Т-64. Прежде всего усовершенствованиям подверглись двигатель и ходовая часть. Первая модификация Т-72 под именем «Урал» была принята на вооружение в 1973 г. Он оказался на 4 т тяжелее своего предшественника, но благодаря внесенным изменениям сохранил ту же скорость и запас хода, а также проходимость. Танк передавался и в другие страны Варшавского договора, а также в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.

С годами Т-72 постоянно совершенствовался, и в 1985 г. на вооружение поступила модификация Т-72Б, самая распространенная. Основной его производитель (и разработчик) — нижнетагильский « Уралвагонзавод », но сегодня производство по лицензии было налажено в Югославии, Польше, Чехословакии, Индии — некоторые страны до сего дня продолжают выпуск этой весьма удачной машины, и экспортируют ее.

Танк действительно вышел удачным и еще в 1982 получил первое боевое крещение при конфликте в Ливане. Для своего времени это был лучший танк — впрочем, и сегодня (с учетом современных модификаций) он вполне успешно конкурирует даже с танками третьего поколения. Т-72 участвовали в Ирано-иракской войне (1980−1988 гг.), в Нагорно-Карабахском конфликте (1991−1994), в обеих Чеченских войнах (1994−1996 и 1999−2002), в ходе «Войны в заливе» (Ирак — Кувейт, 1990−1991 гг.), конфликта в Косово (1998−1999), последней американо-иракской кампании (c 2003 г.), ну и теперь — в недавнем конфликте Грузии с Южной Осетией, куда вмешалась и Россия.

Конструкция

Т-72, как и подавляющее большинство танков, реализован по классической компоновочной схеме. Говоря простым языком, он выглядит, как настоящий танк: пушка установлена на вращающейся башне, башня установлена на гусеничной платформе, моторное отделение находится сзади.

Стоит сказать, что на танках уже довольно давно не используются обычные бензиновые двигатели, вместо которых они оснащаются дизельными, а третье поколение танков — газотурбинными. Впрочем, многие страны до сих пор по целому ряду причин предпочитают дизели. Подвижность Т-72 обеспечивает дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель В-84−1 мощностью более 800 л.с. Он установлен поперек силуэта танка и позволяет развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Двигатель, разумеется, многотопливный — то есть, способен работать на любом виде бензина, на реактивном топливе, на дизельном топливе и керосине.

Как и все танки, ходовая часть Т-72 имеет гусеничный движитель. Это позволяет ему двигаться даже по глубокому бездорожью. При боевой массе более 40 т он легко преодолевает уклон до 30 градусов. Индивидуальная подвеска смягчает толчки и удары при движении, быстро гасит колебания корпуса.

Т-72 оснащен оборудованием для подводного вождения и может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (с подготовкой). На танке используется комплекс средств связи «Абзац», в который входят УKB-радиостанция и радиоприемник. Дальность связи этого комплекса — не меньше 20 км при движении по средне-пересеченной местности.

Защита

Основной защитой танка служит, понятно, броня. Некогда состояла из сварных стальных листов, сегодня используются сложные многослойные решения из броневой стали, керамике, текстолитов и других материалов (даже обедненного урана). Прибавьте сюда дополнительные внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков и ударов и противонейтронный подбой и надбой, защищающие от потенциального жесткого излучения от ядерного взрыва. Это — пассивная броня, основные концепции которой не изменялись уже десятилетиями. Пожалуй, последней «революцией» в этой области можно назвать идею расположить листы брони под максимально острыми углами, снижая воздействие попадающего в нее снаряда. К примеру, у Т-72 верхняя лобовая деталь брони корпуса наклонена под углом аж 68 градусов от вертикали. Башня же у этого танка цельная, литая, а лобовая часть ее имеет переменный уклон, меняющийся от 10 до 25О.

Дополнительно на танк могут устанавливаться противокумулятивные сетчатые экраны, изобретенные еще советской армией на полях Второй мировой. Такие сетки просто заставляют попавший в них кумулятивный снаряд разорваться еще до встречи с основной броней — и потерять свои основные разрушительные силы. В Т-72 такой экран встроенный.

Также используется и динамическая защита — похожие на шоколадную плитку навесные листы можно видеть на многих современных танках. Каждый такой «батончик» — на самом деле «бутерброд» из взрывчатого вещества, заключенного между парой металлических пластин. Попадающий в него снаряд, добравшись до взрывчатого слоя, вызывает его детонацию, и пластины разлетаются в стороны, дестабилизируя поток кумулятивной струи и создавая для него дополнительные препятствия. На Т-72 имеется установлено 227 контейнеров для динамической защиты, а на модификации Т-72Б динамическая защита еще более эффективная, встроенная в броню.

Дополнительную защиту против современных наводящихся противотанковых средств обеспечивает система постановки дымовой завесы — на Т-72 используются 8 дымовых гранатометов «Туча». Дым сильно снижает видимость танка в видимом, инфракрасном диапазонах, мешает лазерному наведению и целеуказанию. Этому же способствует низкий силуэт танка (высота танка по крыше башни — всего 2,2 м).

Вооружение

Основным вооружением любого танка является пушка, на современных танках она оснащается автоматом заряжания. На Т-72 устанавливается 125-мм гладкоствольная танковая пушка. Она способна вести огонь всеми основными типами боеприпасов — осколочно-фугасными (для поражения техники и живой силы противника), кумулятивными (для поражения бронетехники), подкалиберными бронебойными (для бронетехники) и выстрелами с управляемыми ракетами. В автомате заряжания можно разместить до 22, а в боеукладках — дополнительно 23 снаряда. После выстрела поддон гильзы автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в башне.

В последних модификациях (Т-72Б) на танк устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К120, позволяющий вести стрельбу наводящимися по лучу лазера ракетами 9М119. Эти ракеты эффективны на расстояниях до 4 км, куда долетают за 12 с. Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места — 80%.

Как и большинство современных танков, Т-72 имеет 2 пулемета. Один из них (7,62 мм танковый пулемет Калашникова) спарен с пушкой, что позволяет вести из него высокоточный огонь, используя прицельные приспособления пушки. Боекомплект этого пулемета — 2 тыс. патронов. Другой пулемет установлен на башне и используется в качестве зенитного. Его калибр 12,7 мм, а боезапас — 300 патронов.

Модификации

Т-72К — командирский. Т-72А и командирский Т72АК (1979 г.) — среди дополнений: лазерный прицел-дальномер, ночной прицел наводчика, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, улучшенная пушка, система запуска дымовых гранат, система защиты от напалма. Т-72М (1980 г.) — экспортный вариант Т-72А со слегка измененной конструкцией, защитой и комплектом боеприпасов. Т-72М1 (1982 г.) — тот же Т-72М, но с улучшенной пассивной броней. Т-72АВ (1985 г.) — Т-72А с навесной динамической защитой. Т-72Б — оснащен динамической защитой и комплексом управляемого вооружения, а гладкоствольная пушка позволяет стрелять управляемыми ракетами. Т-72С (1987 г.) — экспортный вариант танка Т-72Б со сниженным объемом динамической защиты и другими изменениями. Напоследок можно взглянуть на фрагменты из сюжета Discovery Channel, посвященного этому замечательному основному танку:

…Ну и читайте наш материал о намного более экзотической бронетехнике: «Жираф с ракетами в зубах ».

Нравятся грозные танки и самолеты, боевые роботы и «умные» ракеты?
Самые свежие новости военных технологий у вас на почте!

ОК

Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Ещё больше по темам