Конспект НОД в старшей группе с презентацией на тему: Осень. Занятие по экологии в старшей группе «Прогулка в осенний лес Презентация занятия прогулка по лесу старшая группа

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы

/открытое занятие/

«Прогулка в лес»

Образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Художественная литература

Художественное творчество

Задачи:

Закрепление знаний о многообразииродной природы, формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Развитие связной эмоциональной речи

Поощрение попыток детей высказывать свою точку зрения

Использование ранее заученных стихотворений

Закрепление знаний русских народных сказок

Развитие детского творчества; закрепление умения рисовать деревья, формирование навыков сюжетного рисования

1. Дети получаютписьмо от старичка Лесовичка с приглашением в сказочный лес.

2. Воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать звуки леса / фонограмма/. Что услышали?/птицы, сова, кукушка, дятел, волк, ручей, лягушка/

В.Давайте откроем глаза и посмотрим вокруг. Мы очутились на лесной опушке. Что мы видим?

Деревья /какие?/

Птицы /какие?/ответы детей

Грибы, ягоды /какие?/

В. Предлагает детям вспомнить стихотворение Погореловского о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?

Что там шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!

Отгадайте загадку:

Богатырь стоит богат, угощает всех подряд:

Ваню – земляникой,

Аню – костяникой,

Машу – орешками,

Мишу – сыроежками.

Катю – малиной,

Васю – хворостиной./ответы/

В. Вот сколько всего можно найти в лесу. Почему мы говорим, что лес – наше богатство ?/Ответы детей/

В. Предлагает вспомнить стихи «Дуб» и «Ели» Токмаковой.

Берем корзинки, отправляемся за грибами. Д/и «Найди съедобный гриб»

Несколько грибов оказались волшебными. Под ними спрятаны задания от старичка Лесовичка

1 гриб

Каких животных средней полосы вы знаете?

/Ответы детей/

Знаете ли вы, что:

Волки собираются в стаю для охоты

Лисица охотится одна

-ёжики днем обычно спят, а ночью идут на охоту

Кукушка подкидывает своё яйцо в чужое гнездо

Заучивание новой скороговорки : кукушка кукушонку купила капюшон.

С какого звука начинаются все слова в этой фразе? К. Это гласный или согласный звук?

2 гриб

Отгадайте, кто живет

В норе

В дупле

Вхатке

В берлоге

Влогове

3 гриб

Загадки о животных

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

Ответ (Волк)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

Ответ (Лиса)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

Ответ (Волк)

Летом, в болоте, вы её найдёте.

Зелёная квакушка. Кто это?

Ответ (Лягушка)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

Ответ (Лягушка)

Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.

Ответ (Лягушка)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

Ответ (Мышь)

Под полом таится, кошки боится.

Ответ (Мышка)

4 гриб

Какие животные часто встречаются в сказках?

/Ответы детей/

5 гриб

Закончить фразу:

Была у меня избушка лубяная…

Несет меня лиса…

Ловись, рыбка…

Ярче, ярче на небе звезды…

Сяду напенек…

6 гриб

В. Делит группу на 3 команды. Кто быстрее соберет картинку пазл.

По лесу погуляли. Корзинка полна грибов.Вам понравилась прогулка? Нужно отблагодарить старичка Лесовичка за приглашение. Давайте нарисуем лесную поляну, чтобы старичок Лесовичок знал, как нам запомнилась эта прогулка.

Рисование. Лесная поляна. Акварель.

Итог.

Демонстрационный материал:

Картинки с изображением леса / лиственный, хвойный, смешанный/

Животные средней полосы

Птицы

Деревья

Грибы

Ягоды

Пазлы по сказкам

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Прогулка по лесу»

Программное содержание:

Формировать умение составлять рассказ, с помощью схемы высказывания

Учить придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа

Учить отвечать полными предложениями на поставленный вопрос

Упражнять при подборе признаков к животному

Подбирать глаголы, обозначающие характерные признаки животных

Воспитывать умение выслушивать товарища, не перебивая.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята отгадайте пожалуйста загадку: «Здесь много деревьев, кустарников, цветов. Это дом для диких зверей. Летом тут поспевает много ягод, а после осенних дождей – полным полно грибов».

О чем я рассказала?

Дети. О лесе.

Воспитатель. Совершенно верно. Скажите, как вы думаете, зачем вообще люди ходят в лес? Что они там делают?

Дети. За грибами, за ягодами, цветами, дровами, погулять, отдохнуть.

Воспитатель. Я вас сегодня приглашаю в лес. Давайте присядем на полянку и послушаем звуки леса (звучит музыка). А теперь расскажите, что вы услышали?

Дети. Пение птиц, стук дятла, шум ветра, шелест листвы на деревьях и т. д.

Воспитатель. Что может случиться с нами в лесу? В лесу можно заблудиться, можно кого-нибудь встретить, можно найти что-то. Что-то мы с вами в лесу никого еще не встретили, все звери попрятались, давайте поищем их. Игра «Найдите кто спрятался». Кого же мы нашли?

Дети. За кустом спрятался заяц.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети. Потому что из-за куста торчат заячьи уши.

Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Назовите звериную семью». Дети берут картинку и рассказывают что они видят (в лесу можно встретить лису с лисятами) .

Игра «Что делает? ». Что делает в лесу солнце? Солнце светит, греет, припекает. Что делает ветер? Ветер дует, веет, освежает. Что делает дождь? Идет, льет, накрапывает. Что делают в лесу люди? Отдыхают, слушают пение птиц, любуются природой, дышат свежим воздухом, собирают грибы, ягоды. Что делают в лесу звери? Живут, питаются, играют и т. д.

Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом, лесом и зеленым лугом,

Бабочки кругом летают, кружат, в воздухе порхают,

На полянку полетели, на цветочки тихо сели.

Дети садятся за столы. Игра «Подбери слова к картинке».

Воспитатель. Представьте себе, что Маша встретила в лесу зайца (картинка или игрушка выставляется на стол). Какой он- заяц? (пушистый, смешной, трусливый). Что умеет делать заяц? Прыгать, бегать, грызть кору. А сейчас представьте, что Маша повстречала ежа. Какой он?

Дети. Колючий, быстрый.

Воспитатель. А что умеет делать еж?

Дети. Прятаться в листве, в траве, собирать грибы.

Аналогично рассматривают лису, белку.

Воспитатель. Давайте придумаем рассказ про девочку Машу и зайца, я буду начинать рассказ, а вы его продолжите. Как-то пошла Маша в лес за…. грибами. Набрала…. (полную корзину грибов). Вдруг из-за кустов выбежал длинноухий… (заяц). Он был не один, с ним была вся заячья семья. Все они играли в прятки и Машу стали звать… («Поиграй Маша, с нами».) У старшего зайчика были самые длинные…. (уши). Он спрятался за …. (куст). Он спрятался за …. (куст). Уши выглядывали из-за куста, поэтому его сразу … (нашли). Всем было очень… (весело). Молодцы, помогли мне составить рассказ, а теперь я предлагаю вам самим составить свой рассказ о приключениях Маши в лесу. А помогут нам в этом картинки-схемы (дети выбирают картинки и составляют повествовательную схему). Молодцы, каждый из вас составил интересный рассказ.

ГАЛИНА ЛОГИНОВА
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Прогулка в осеннем лесу!»

Конспект НОД в старшей группе №11 «Радуга»

на тему : «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру

Воспитатель : Логинова Галина Анатольевна

Цель : Расширение представлений детей о деревьях.

Задачи :

Образовательные : Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу .

Развивающие : Развивать память, образное мышление, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Методы : Словесный, наглядный, игровой, практический.

Приемы : Беседа, загадывание загадок, чтение стихов, рисование, аппликация.

Активизация словаря : Ствол, дуб, береста, хвоя.

Предварительная работа :

Просмотр презентаций о растениях, рассматривание плаката о деревьях, наглядные карточки «С какого дерева листочек?» , составление рассказа о деревьях по схеме.

Дидактические игры : «Покажи дерево, которое назову» , «С какого дерева листочек?» , «Назови пять названий деревьев» , «Строение дерева» - разрезные картинки.

Подвижная игра : Игра - эстафета «Собери названные листочки?» , «Осенние листочки » .

Оборудование : проектор, ноутбук, флэшка с музыкой.

Материал : Презентация : «Прогулка в Осеннем лесу , листочки разноцветные : кленовые, берёзовые, дубовые, рябиновые, каштановые. Ватман, засушенные листья, гуашь, губки, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.

Конспект НОД «Прогулка в Осеннем лесу по окружающему миру в старшей группе №11 «Радуга» .

Дети заходят под музыку, встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, вот мы с вами и пришли на прогулку в осенний лес . Давайте с вами посмотрим как красиво в лесу (просмотр слайдов 1-15!

Дети : Да, красиво! Вокруг много деревьев и разноцветных листьев!

Воспитатель : Мы с вами увидели, что деревья бывают разные. Чем они отличаются?

Дети : Деревья отличаются друг от друга стволом, листьями, цветами, плодами и размером.

Воспитатель : Какие деревья растут в лесу ?

Дети : В лесу растут разные деревья : клён, берёза, каштан, дуб, ель.

Воспитатель : А зачем нужны деревья?

Вспомните, о какой пользе деревьев я рассказывала вам.

Дети : деревья дают кислород, из дерева добывают дрова.

Воспитатель : Деревья очень важны в природе : они очищают воздух, кормят нас, лечат, спасают от жары, ветра, дождя. Из дерева делают мебель. Зная о пользе деревьев, мы с вами должны беречь, любить, помогать сажать их. Дерево это большой наш друг, которое в нужный момент поможет нам.

Воспитатель : Да листьев очень много и все они разные! А давайте мы с вами поиграем, проверим вашу внимательность, и как хорошо вы знаете деревья?

Дети : Да!

Воспитатель : У меня в руках волшебный сундучок, и он не простой. Этот сундучок мне передал Лесовичок (слайд 16! Предлагаю по очереди из сундучка доставать интересные задания!

1. Игра - эстафета «Собери названные листочки?» (слайд 17)

Воспитатель рассыпает разные листочки на полу, делит детей на 5 команд (по 2 человека) и даёт корзиночку каждой команде. Под музыку по команде воспитателя дети должны собрать листочки : (слайд 18)

1 команда – кленовые листья;

2 команда – берёзовые листья;

3 команда – листья каштана;

4 команда – листья дубовые;

5 команда – листья рябины.

Воспитатель : Давайте проверим, как команды справились с заданием? (воспитатель просит детей показать, какие листочки они собрали, и сказать название). Скажите если в лесу деревья только с листьями, то этот лес … (лиственный, а если только с иголочками, то этот лес… (хвойный, а если и листья и иголочки… (смешенный) лес. Хорошо вы знаете деревья!

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что мы с вами листочки и станцуем «Танец листочков» (под музыку дети кружатся) .

Воспитатель : Продолжим, открываем сундучок, чтоб узнать следующее задание.

2. Дидактическая игра «Какая бывает погода осенью » (Слайд 19,20)

Когда дует ветер – Ветреная;

Холодно – Холодная;

Пасмурно – Пасмурная;

Сыро – Сырая;

Когда идет дождь – Дождливая;

Хмуро – Хмурая;

Ясно – Ясная.

3. Провести физкультминутку «Осенние листочки » (слайд 21)

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

(легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть) .

Предложить детям занять свои места

4. Игра «Скажи правильно!» (слайд 22,23)

«У дуба листочки? – дубовые;

У осины? -… осиновые;

У березы? -… березовые;

У рябины? - … рябиновые;

У клена? - … кленовые;

У тополя? - … тополиные».

5. Игра «Собери дерево» (слайд 24)

Ребята, перед вами лежат разрезные картинки, по моей команде вам нужно собрать дерево, какое я назову! Вам нужно разделиться на две команды по 5 человек. Вы по очереди подбегаете к столу с картинками, собираете дерево, берёте с собой и передаёте эстафету другому. На старт , внимание, марш :

Воспитатель : Давайте посмотрим, как справились команды?

6. Игра «Загадки от Лесовичка» (Слайд 25 - 45)

1) Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём!

(лес)

2) И на горке, и под горкой,

Под березой, да под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(грибы)

3) Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает.

(белка)

4) Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей.

(лиса)

5) Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(ежик)

6) Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в . (лес!

7) Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в бору. (Лесник)

8) На опушке слышен храп :

Спит зимой медведь Потап.

Где он спит, скажите,

Домик назовите. (Берлога)

9) Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (медведь)

10) Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка) .

Воспитатель : Ребята вам понравилась прогулка по Осеннему Лесу ?

Дети : Да, очень! В лесу очень красиво , много разных деревьев, свежий воздух, поют птицы. С деревьев красиво опадают листья на землю, и получается ковёр из листьев. (Слайд 46)

Воспитатель : А давайте всё, что мы сегодня увидели с вами в осеннем лесу , попробуем перенести вот на этот ватман. Подходите, ребята к столу, давайте мы все закроем на минутку глаза, чтоб вспомнить всё, что мы видели в лесу ! А теперь, за дело (дети берут листья, макают их в разноцветную краску и прикладывают к ватману, приглаживают, а с помощью губок рисуют облака, землю, траву, птиц, животных! Давайте покажем что у нас получилось!

Итог занятия. Сегодня мы с вами путешествовали по осеннему лесу и говорили о деревьях. Что мы с вами узнали? Дети : Что деревья бывают разными по своему строению. Деревья приносят большую пользу для всего живого на нашей земле. Мы будем беречь природу, охранять и заботиться о растениях на нашем участке.

Дети : Да! (Слайд 47)

Наталья Сафарова
Комплексное занятие в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»

Тема : «Прогулка по осеннему лесу »

Тип занятия : комплексное

Цель : закрепить знание детей об осенних явлениях в природе .

Задачи :

1. Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях .

2. Развивать память, мышление через игры и упражнения.

3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

4. Развивать связную речь у детей.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

Прогулка по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе, отгадывание загадок, чтение стихотворений об осени , рассматривание иллюстраций.

Материал :

Листья разных деревьев, шишки, карточки с изображением птиц, игрушки (еж, заяц, мяч, пни, карточки с изображением грибов, плакат с изображением дерева, трафареты в форме листика, гуашь, губки.

Словарная работа :

Машинист, полотно, обоз, обороняться, грибы ядовитые, птичья полянка, трусливый, боязливый, пугливый, храбрый, отважный, погода хмурая, шишка кедровая, еловая, сосновая, решительный, неустрашимый.

Технические средства обучения :

Магнитофон, диски.

Ход занятия

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло очень много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим свои солнечные улыбки и начнем свое занятие .

Воспитатель : Ребята, хотите ли вы отправиться вместе со мной на прогулку по лесу ?

Дети : Да!

Воспитатель : Но эта прогулка будет необычной , здесь вы должны будете показать свои знания и умения! Согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : А на каком транспорте можно добраться до леса?

Д (перечисляют) : на автобусе, машине, велосипеде…

В : А какой это вид транспорта? Воздушный, наземный, водный?

Д : Наземный!

В : Правильно! Давайте я вам загадаю загадку! А поедем мы на том транспорте, о котором будет загадка.

Полотно, а не дорожка

Конь, не конь - сороконожка

По дороге- то ползет

Весь обоз один везет! (поезд, вагоны)

Правильно. Вот на поезде мы с вами и поедем. А кто ее отгадал, тот и будет машинистом. Теперь у нас есть машинист и можно отправляться в путь. Отдавай сигнал, машинист! (Гудит)

Звучит музыка, дети выполняют движения.

В : Стоп, поезд. Ребята, мы с вами очутились в лесу . Посмотрите вокруг, какое сейчас время года? (Осень ) А как вы это узнали?

Д : листья стали желтые и красные, они опадают, на улице холодно…

В : А после какого времени года наступает осень ?

Д : После лета.

В : Правильно ребята, мы с вами в осеннем лесу . Осень бывает разной : то теплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень , становится холодно, зима стоит уж на пороге. Осенний лес такой чудесный !

Да, ребята, осень удивительное время года. Вот сейчас листья с деревьев уже облетели, и опавших листьев очень много. Посмотрите, какие красивые листья! Давайте соберем листочки с дорожки и поиграем в игру :

«С какого дерева листок?»

Цель : Педагог предлагает собрать листья и найти картинку с деревом, на котором они росли.

Лист дуба – дубовый

Лист березы - березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист липы – липовый

Лист клена – кленовый

В : Ребята, посмотрите, на дорожке лежат не только листочки, но и шишки, их мы тоже соберем.

Шишка сосны – сосновая

Шишка ели – еловая

Шишка кедра – кедровая

Молодцы, ребята! Какой красивый осенний букет собрали ! Ну а теперь мы с вами пойдем на другую полянку, но впереди у нас препятствие – болото, а перейдем мы по кочкам. Смотрите, не упадите!

В : На какую полянку мы пришли?

Д : На грибную.

В : Ребята, скажите, а какие бывают грибы?

Д : Съедобные и несъедобные.

В : А какие вы знаете съедобные? (белый гриб, лисичка, масленок, подосиновик)

А какие несъедобные? (мухомор, поганка)

Вот мы сейчас и проверим, знаете ли вы грибы. Давайте соберем в корзинку только съедобные грибы.

Воспитатель проверяет корзинку с грибами.

Какие грибы остались на полянке? (несъедобные) Как еще называются несъедобные грибы? (ядовитые)

Молодцы, справились с заданием! Поедем на другую полянку. Но тут лежит бревно, нужно пройти по нему.

Вот мы пришли и на другую полянку. Какая это полянка?

Д : Это птичья полянка.

В : Посмотрите, здесь сидят разные птички. Возьмите себе по одной птице, посмотрите на нее хорошо и определите, какая это птица : перелетная или зимующая? Когда определите, какая это птица, нужно будет разделиться на две команды. У первой команды, под красным флажком, будут карточки с перелетными птицами, у второй, под синим флажком, с зимующими. (Ребенок называет свою птицу, все вместе проверяем ответ) .

Ребята, а давайте мы с вами отдохнем и поиграем.

«Какая осенью бывает погода

Идет дождь – дождливая

Дует ветер – ветреная

Если холодно – холодная

Если хмуро – хмурая

Если пасмурно – пасмурная

Если сыро – сырая

Если солнце – солнечная

Если ясно – ясная

Если мороз – морозная

Идет снег – снежная

В : Ой, ребята, что я вижу! Какая чудесная полянка! И пеньков сколько здесь! (Воспитатель предлагает сесть на пеньки и загадывает загадки)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка,

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору. (Заяц)

Весь в колючках

Ворчит как злючка

Чуть испугается,

В клубок свивается. (еж)

Дети отгадывают загадки. Воспитатель показывает игрушки зайца и ежа.

А какие животные живут в лесу ? (дикие)

В : Почему у ежа много иголок и зачем они ему?

Д : Чтобы обороняться, если у него их будет мало, то его съедят хищные звери.

В : А где живут еж и заяц?

Д : В лесу .

В : Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А ка сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову «трусливый» .

Д : Боязливый, робкий, нерешительный…

В : Смелый еж. Подберите слова, по смыслу близкие к слову «смелый» .

Д : Храбрый, отважный, решительный, неустрашимый. (если дети сами не смогут подобрать синонимы, воспитатель помогает)

В : Похожи ли по смыслу слова : трусливый, боязливый, пугливый? Можно сказать так про зайца? (Да)

Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

Описать – значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы питаются молодыми побегами деревьев.

А теперь расскажите про ежа. (Дети описывают ежа)

В : Ребята, давайте с вами поиграем в игру

«Скажи наоборот»

Я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать на них

Весной дни солнечные – осенью пасмурные

Весной дни длиннее – осенью дни короче

Весной небо голубое – осенью небо серое

Весной дождь теплый – осенью дождь холодный

Весной все зеленеет – осенью желтеет

Весной природа пробуждается – осенью засыпает

Весной птицы возвращаются из теплых краев – осенью улетают

Весной люди готовятся к посевам в полях – осенью к уборке урожая

Весной звери просыпаются от зимней спячкиосенью засыпают

Весной бегут ручьи – осенью заморозки

Молодцы, справились с заданием! Вот и закончилась наша прогулка . Понравилось ли вам?

Д : Да!

В : Ребята, я с собой взяла плакат, где нарисовано дерево. Давайте украсим его листочками.

(Дети с помощью печаток из картофеля рисуют листочки на дереве)

Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

В : Где мы с вами сегодня были?

Д : На грибной поляне, птичьей, собирали листочки, видели ежа и зайца.

В : В следующий раз мы с вами пойдем в зимний лес!

Цель : формирование представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Материалы: песок, камешки, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого); банка с водой, палочка, клубок ниток, листья, скелетированные листья, таз, игрушка-птичка, коробки от сока для создания кормушек, ключ в тарелке с водой, стакан, спички, тарелка, витаминизированные напитки (ромашка, мята, шиповник) для угощения.

Ход занятия

В: Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Д: Осенью…
В: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только сначала побудем немного на опушке и рассмотрим песок.
Опыт № 1:
В : Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Д: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Песок лепится. По цвету он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
В: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей). Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. Алена пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Из сухого пека мы можем лепить? (Ответы детей). Давайте представим, что пошел осенний дождь. Егор, ты будешь дождиком: возьми леечку и полей песок. (Мальчик выполняет пользу). Куда ушла вода?
Д: Вода впиталась в песок.
В: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей). А ходить по нему удобно? Милана, пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. (Девочка выполняет просьбу). Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, Милана ушла, а что осталось на песке?
Д: Следы.
В: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто здесь прогуливался. (Ответы детей). Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Д: Песок остаётся на подошве.
Наблюдение № 1
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
В: Из чего состоит песок?
Д: Песок состоит из очень мелких песчинок.
Наблюдение № 2
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать, слушают стук при падении камня, шуршание струйки песка.
В: Назовите свойства камней.
Д: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
В: Песчинки- это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни труться, ударяются друг о друга.
Опыт № 2
В: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни и перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материал оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.

Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится-
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы-свои! (С. Погореловский)
Игра «Продолжи слово»
В: Ребята, а давайте мы с вами немного поиграем?
Давайте, докажем лесу, что мы свои. Я буду кидать мяч и говорить начало слова, а вы будете возвращать мяч и заканчивать слово.. .
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я, бел-ка, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.д.
«Правила леса друзей»
В : Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
(Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот же называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.)
Д: Нельзя разводить костры в лесу. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После отдыха нужно убрать за собой весь мусор. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и птиц. Нельзя разорять муравейники- они санитары леса. Нельзя ловить насекомых- они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, цветов. Если мы найдем нору животного- нельзя близко подходить к ней. Нельзя далеко отходить от взрослых. Если увидели чужой мусор- нужно помочь убрать его. Нельзя глубоко заходить в водоем. Нельзя руками трогать птичьи яйца в гнезде.
В: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей)
Аня: Лес- это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
В: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Д: Когда выпадет снег- мы можем укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и подкармливать птиц..
В: Вот сейчас мы говорили нельзя то, нельзя это… А что можно делать в лесу?
Д: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями, цветами. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
В : Правильно, молодцы!
Игра «Признаки поздней осени» (с клубком ниток)
В: Дни корокие, а ночи длинные, темные.
Д: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, стали коричневыми, опали. Птицы улетели на юг, потому что нет насекомых. Солнце светит все реже, поднимается невысоко. Небо часто бывает темное, серое. Иногда идет дождь со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки, лужи покрываются тонким льдом. Очень часто идет дожди. Земля замерзает. Животные запасают на зиму припасы. Многие животные готовятся к спячке.
В: Физминутка
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
В: Ребята, расскажите мне пожалуйста, как деревья к зима готовятся.
Д: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы их не кормить и не кормить,- им самим нужны силы, чтобы пережить холодную зиму. Листики они сбрасывают на землю, под свои корни чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает много снега и ветки сломаются под его тяжестью.
Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям, кустам осенью и зимой для утепления. А скоро ещё и снежок прикроет их.
Опыт № 3 с листьями
В: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Д: Да, пахнет листьями.
В: А что вы слышите?
Д: Мы слышим как листья шелестят, шуршат.
В : Почему листья завяли, засохли? (Предположения детей). Возьмите по одному листочку. Посмотрите на внутреннюю сторону листочка - она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья- это «форточки» деревьев. Чтобы расти и жить, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу- листочек охлаждается и не засыхает в жаркую погоду. (Показать каждому скелетированные листья).
Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется перегородка- пробка. Она отделяет лист от ветки и он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз и Максим польет их из лейки, как будто это дождик. В конце занятия мы посмотрим, что произойдет с ними. (Листья станут мягкими и не будут шуршать).
В: Это кто тут сидит у нас на веточке? Да это же малюсенькая птичка.. Ребята, она наверное проголодалась. Как вы думаете, чем мы можем помочь птичке?
Д: Покормить её.
В : Правильно! А для того, чтобы мы могли покормить её, нам нужно сделать для неё кормушку. Давайте смастерим для наших птиц кормушки.
Дети с воспитателем делают кормушки.
Опыт № 4 «Сухим из воды»
В: Ребята, посмотрите: в нашем лесу лужица ещё не замерзла. (в тарелке- ключ)
Подумайте и скажите, как можно достать ключ не замочив пальцы. (Дети предлагают разные способы и проверяют их)
В: Предлагаю провести ещё один опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Объясняя, демонстрирует опыт). Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется в стакан, обнажив дно тарелки. Теперь ключ можно достать пальцами. Ребята, расскажите мне, как всё произошло? (Предположения детей). Ещё раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха вода втянулась в стакан.
Экологическое кафе
В : Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе….. Проходите, занимайте места на стульчиках. Не случайно такое кафе открылось именно в лесу: здесь чистый воздух, тихо и красиво. Лес- это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю и вы ребята хорошо знаете обитателей леса. Давайте немного поиграем.
Отгадайте загадки:
Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

То рыжая, то серая, а названьем белая. (Белка)

Косолапый, маленький, в белой шубке, валенках. (Заяц)

В: А теперь след. задание: изобразите зверя так, чтобы все догадались, кто это. (Дети играют)
В: След. задание- «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы- выбирать только тех, которые живут в наших лесах и хлопать в ладоши. Слушайте внимательно: белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, кашалот, волк, верблюд, морж, тюлень, медведь, слон, обезьяна.
В: Вот наша прогулка и подошла к концу. Ребята, вам было трудно выполнять задания, проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).. А теперь я всех приглашаю попробовать витаминные напитки!