Перевал сен-бернар между швейцарией и италией. Перевал большой сен-бернар Косметика для собак ив сен бернард

Большой Сен-Бернар: "Перевал, монастырь, граница и собаки в «одном флаконе»"



Большой Сен-Бернар (фр. Col du Grand-Saint-Bernard, итал. Colle del Gran San Bernardo) - третий по высоте альпийский перевал, связывающий Швейцарию и Италию.


Высота перевала 2473 м над уровнем моря.




Расположенный между вершинами Мон-Блан и Монта-Роза перевал с древнейших времен являлся важной транспортной артерией между северными районами современной Италии и Центральной Европой.




В 1 веке до н.э. переход через перевал совершил Юлий Цезарь со своими легионами, а в 800 г. уже нашей эры – император Карл Великий. Использовал перевал для своих походов в Италию и Наполеон Бонапарт.




В 1049 году епископ Бернар Ментонский из итальянской Аосты /Aosta основал на перевале монастырь и горный приют для путников. Его имя и носит перевал.


Монастырь и приют св. Бернара существуют и по сей день. Живущие здесь монахи круглогодично готовы предоставить кров и пищу путникам, хотя дорога через перевал, сооруженная в 1905 году, открыта для проезда только в летнее время, да и то только в хорошую погоду. При монастыре есть музей, в котором можно познакомиться с историей перевала и жизнью монахов с древних времен.









Для транспортного сообщения между итальянской Аостой и швейцарским Мартиньи / Martigny в основном используется открытый в 1964 году туннель (Tunnel du Grand-Saint-Bernard), расположенный немного ниже перевала на высоте 1915 м н.у.м.


Но вернемся на сам перевал. Практически сразу после монастыря проходящая вдоль небольшого озера дорога приводит нас к границе.








Перейдя границу, мы попадаем в Италию. Кстати, памятник св. Бернару поставлен на итальянской территории.





На итальянской территории, как и на швейцарской, можно перекусить в кафе и ресторанчиках, выбрать сувениры. Отметим, что «набор» сувениров по обе стороны границы очень похож, но цены разные, швейцарские значительно выше.






Бросим взгляд на монастырь, так сказать, с «итальянской точки зрения».




А потом вернемся в Швейцарию, чтобы рассказать об еще одной всемирноизвестной достопримечательности перевала.


Речь, конечно, идет о собаках, ведь перевал – это родина породы сенбернар.


Использовать собак для поиска и спасения людей, пострадавших во время долгого и трудного пути от непогоды или от схода лавин, монахи монастыря начали еще в 17 веке. В те времена собаки сильно отличались по своему виду от сегодняшних сенбернаров. Они были менее массивными и более подвижными. Основными их достоинствами были и остаются толстая шкура, защищающая от холода, снега и льда, а также необычайно острый нюх, позволявший находить пострадавших людей глубоко под снегом.


На перевале Сен-Бернар располагается питомник этих удивительных собак. Он открыт для посещения в летнее время. С осени до весны собаки уезжают «на зимние квартиры» - в помещения .


А летом на перевале собаки не просто живут в вольерах.








Они проходят курс специальной подготовки по своей основной «профессии», много гуляют по горам со своими инструкторами.






И, конечно, находятся под постоянным и внимательным ветеринарным контролем






Ну а их малыши-сенбернарчики выглядят просто плюшевыми игрушками! Для них здесь созданы все условия для игр и здорового роста.








Наблюдать за их поведением – огромное удовольствие!
































Вот на этой мажорной ноте мы и закончим наш небольшой рассказ о Большом Сен-Бернаре: перевале, монастыре, границе и собаках в «одном флаконе».

01.06.2012 - 15:49

Сенбернар - живой символ и легенда альпийских гор. Он добродушен, силен, привязчив, предан своему хозяину и очень любит маленьких детей - не без взаимности. Удивительная история замечательной породы сенбернаров уходит корнями в далекие времена…

Горные монахи

Две тысячи лет назад римские легионы преодолели Альпы. На единственном перевале, связывающем Италию с современной Швейцарией, на высоте 2500 метров над уровнем моря, воины кесаря возвели храм в честь Юпитера - владыки богов и людей.

Время не пощадило римлян, грозная империя прекратила свое существование, а альпийский храм, как и большинство памятников той эпохи, превратился в развалины.

В 1050 году странствующий монах по имени Бернард, уроженец французского города Ментона, построил на месте разрушенного римского храма монастырь, который в последствии получил несколько переиначенное имя в честь своего основателя - монастырь святого Бернара. Монахи, поселившиеся на заснеженном перевале, поставили перед собой почетную, но нелегкую задачу - отыскивать заблудившихся в горах путников и, при необходимости, предоставлять им кров и пищу. Неоценимую помощь в этом тяжелом труде монахам оказывали огромные и удивительно покладистые помощники, которые долгое время назывались Большими швейцарскими собаками, лавинными, пастушьими или даже святыми псами. Свое современное название - сенбернары, по имени монастыря, Швейцарский кинологический клуб присвоил породе альпийских спасателей только в 1880 году.

Никто толком не знает, откуда появилась эта древняя порода. Есть предположение, что питомцы монахов - потомки тибетских мастифов, прибывших на кораблях торговцев из далекой Азии в Священную Римскую империю. О том, как и почему именно эти собаки через тысячу лет оказались в монастыре, узнать уже невозможно. К сожалению, все древние записи о деятельности монахов и их лохматых помощников уничтожил пожар, случившийся в обители в конце XVIвека.

В самом раннем из сохранившихся документов обители, датированным 1703 годом, указывается, что повар монастыря изготовил упряжку, в которую можно впрягать собаку и использовать ее для помощи по кухне. В записях 1787 года сказано, что «лавинные собаки успешно отразили нападение разбойников». Эти документы говорят о том, что в начале XVIIIвека сенбернары уже жили в монастыре и считались полноправными членами обители.

Спасатели от бога

Но, несомненно, главным и неоценимым качеством альпийских сенбернаров, за что их собственно и прозывали долгое время лавинными собаками, была способность отыскивать в горах засыпанных снегом или заплутавших в метели людей.

Казалось, что сама природа приспособила этих псов для столь опасной и благородной работы. Хорошо развитые подушечки лап позволяли монастырским собакам быстро передвигаться по насту, не проваливаясь при этом по брюхо в сугробы. Густая, но короткая шерсть не намокала и не покрывалась сосульками, но при этом отлично спасала от переохлаждения. В условиях заснеженных гор, когда температура воздуха всего на пару месяцев в году поднимается чуть выше нуля, четырехногие спасатели могли сутки напролет рыскать по перевалу в поисках заблудившихся путников.

Еще одно замечательное свойство сенбернаров - исключительно острый по сравнению с другими породами нюх. Ирландский писатель и путешественник Оливер Голдсмит, побывавший в свое время в гостях у странноприимных монахов отмечал: «Они имеют породу благородных собак, исключительный ум которых часто позволяет им спасти попавшего в беду путешественника. Несмотря на то, что гибнущий человек зачастую погребен под десятью или даже двадцатью футами снежного покрова, благодаря тонкости нюха этих собак, позволяющего им обнаружить местоположение человека, появляется шанс спасти его».

Становление породы

Несомненно, монахи прилагали все силы для того, чтобы еще больше развить природные способности своих питомцев. Для обучения отбиралось полтора десятка годовалых псов, а вся подготовка к нелегкой службе на перевале длилась два года.

По окончании учебы проводились экзамены. Не прошедших отбор собак монахи просто дарили проходящим путникам или жителям долины. В процессе работы с собаками было замечено, что сенбернары не только отыскивают засыпанных снегом, но и каким-то шестым чувством заранее предугадывают сход лавин, за сотни метров чуют человека в самой кромешной метели.

Все эти качества успешно развивались и передавались из поколения в поколение. Так, постепенно, появилась порода профессиональных альпийских спасателей, самым знаменитым из которых был пес по кличке Барри, родившийся в обители в 1800 году и умерший, можно смело сказать «при исполнении служебных обязанностей» на четырнадцатом году своей жизни.

Легенда Швейцарских Альп

Зима 1812 года была особенно жестокой. Когда затих очередной снежный буран, монахи в сопровождении нескольких собак вышли на перевал, в поисках пострадавших, а их тогда было достаточно. Разбитые русскими войсками солдаты наполеоновской армии, дезертировавшие из своих частей, стремились укрыться от возмездия в солнечной Италии.

Барри, за прошедший десяток лет уже спасший от верной смерти ровно сорок путешественников, быстро напал на след очередного, похороненного в сугробе бедолаги. Пес начал разрывать снег и вскоре тело французского вояки оказалось на поверхности. Солдат не подавал признаков жизни и собака начала вылизывать его языком и согревать своим дыханием. И тут произошла трагедия, дезертир пришел в себя, увидел в непосредственной близости огромного пса, испугался, достал нож и воткнул в своего спасителя…

У Барри хватило сил доползти до монастыря. Гостивший у монахов фабрикант из Берна взял несчастную собаку с собой и отвез в ветлечебницу. Два года люди лечили отважного пса, но возраст и нанесенная рана взяли свое. В 1814 году Барри умер.

Сенбернара похоронили на парижском кладбище. Ему поставили бронзовый памятник, изображающий самого Барри, несущего на своей спине мальчика, которого он когда-то вытащил из-под снежного обвала. На памятнике есть надпись: «Доблестный Барри спас за свою жизнь сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого - погиб».

С тех пор в монастырском питомнике одна из собак всегда получает кличку «Барри» - в его честь. Всего же, за все существование монастырского питомника, его «выпускники» выручили из беды порядка двух тысяч человек.

Монастырь сегодня

К середине XX века монастырский питомник собак-поисковиков потерял свое практическое значение. Через знаменитый альпийский перевал, который сейчас так и называется - «Большой Сен-Бернар», построили многорядное скоростное шоссе, а для тех кто сильно спешит, по соседству проложен тоннель, существенно сокращающий путь из Швейцарии в Италию. Сам монастырь представляет собой привлекательную для туристов достопримечательность, но доходы его резко упали. Раньше монахи жили тем, что получали пожертвования от спасенных собаками людей, однако за последние пятьдесят лет сенбернарам не довелось отличиться на этом поприще. На смену лохматым спасателям пришли команды профессиональных спасателей, снаряженных вертолетами и другой современной техникой.

Два года назад настоятель обители отец Иларио объявил о том, что существовавший четыреста лет питомник сенбернаров закрывается в связи с финансовыми проблемами - содержание собак обходится очень дорого, а монахам буквально даже нечем кормить животных. Это известие повергло в настоящий шок всех собаководов мира.

Вследствие чего в начале 2005 года Швейцарским клубом сенбернаров для сохранения знаменитой породы организован благотворительный фонд, под названием «Барри из Сен-Бернара». Владелец одного частного банка, поклонник сенбернаров, тут же перевел в фонд три с половиной миллиона долларов. На эти деньги питомник продолжит свое существование. В 2006 году при монастыре планируется открыть музей, где можно будет узнать много интересного о легендарных подвигах этих замечательных собак.

  • 4469 просмотров

"С одной стороны там горы до небес, с другой - вызывающие содрогание адские пропасти; будучи близко к самим небесам, я был уверен, что молитвы мои будут услышаны. "Боже, - сказал я, - помоги мне возвратиться к своим братьям и сказать им, чтобы они никогда не являлись в это место мучений". Я достал было чернильницу, чтобы нацарапать несколько слов, но увы! В чернильнице был лед, пальцы отказывались держать перо, борода моя смерзлась, а дыхание превратилось в длинное белое облако".


Так описал свой переход зимой через перевал Большой Сен-Бернар Джон де Брамбл, монах из Кентерберри. В самом деле, переход через перевал на высоте 2469 метров всегда был трудным и далеко не безопасным. Человек должен был обладать немалой физической выносливостью, чтобы подняться по плохим дорогам на громадную высоту и выдержать все тяготы пути. Последние километры дороги проходят мимо гряды Комб-де-Мор - "Гребня смерти" - сплошь покрытого следами мощных лавин.

Крутая тропа выводила усталых путников на перевал с большим ледниковым озером посередине. На перевале постоянно дуют ледяные ветры, и озеро затянуто льдом двести - двести пятьдесят дней в году. Постройки же Большого Сен-Бернара ютятся в неглубокой скальной выбоине.

Некогда отряд римских легионеров нес здесь постоянную службу, охраняя приют, где можно было передохнуть, укрывшись от ледяного ветра. С перевала шел не менее тяжкий спуск в долину Аоста. В 12 году до нашей эры император Август приказал проложить здесь дорогу, по обочинам которой были врыты верстовые столбы.

Был здесь когда-то и храм Юпитера. В музее на перевале хранится множество статуэток Юпитера Пеннинуса - покровителя путников и пластинки из бронзы с обращениями к нему. "Пеннинусу, чтобы он позволил мне проехать и возвратиться обратно. От Марка Юлия". Или: "Великому и доброму Юпитеру Пеннинусу". Так пытались легионеры и торговцы задобрить владыку дорог и перевалов.

В средние века порядка на перевале поубавилось, на подходах к нему обосновались шайки грабителей. В Х веке перевал был захвачен маврами, но вскоре местные жители изгнали незваных гостей с перевала. Эту кампанию возглавил священник Бернар из Ментоны, впоследствии основавший на перевале монастырскую обитель. Монастырь горел, но некоторые из его построек X-XII веков целы и по сей день. А главный храм обители построен в XVII веке, и славится эта церковь своим убранством - шедевром резьбы по дереву - и… вечным холодом.

Дорогу на перевал с осени обозначали шестами, которые зимой чуть выглядывали из-под снега. Тропу старались прокладывать по местам, менее всего подверженным опасности внезапного схода лавины.

Через перевал проходили не только одиночки, но и торговые караваны, и целые армии. Впрочем, едва ли это уменьшало тяготы перехода. В мае 1800 года через Большой Сен-Бернар в Италию прошел Наполеон с сорока тысячами солдат. Даже в солнечном мае с начиная высоты 2000 метров в горах лежал снег. Пушки снимали с колес и волокли на санях, в которые впрягались по сотне человек. Тягловый скот этого бы не вынес. Сам Наполеон едва не погиб при подъеме к перевалу - его мул оступился над пропастью, и проводник - швейцарец из Вале - едва успел подхватить первого консула.

Понятно, что численность отряда никак не могла служить защитой от лавин. В середине XVI века внезапная лавина погребла целый отряд швейцарских солдат, направлявшихся в Италию. В 1774 году подобная ей лавина накрыла группу из двадцати торговцев. Список жертв "белой смерти", к несчастью, пополняется и в наши дни…

Но в наши дни все эти ужасы можно перенести только по собственному желанию. Под горным массивом Большого Сен-Бернара, меж городами Бурк-Сен-Пьер (в Швейцарии) и Сен-Реми (в Италии) прорыт шестикилометровый туннель. Все деловые переходы и перевозки совершаются теперь по нему. Перевал уже сорок лет остается только местом паломничества туристов.

Еще сравнительно недавно монахи предоставляли проезжающим бесплатный ночлег, рассчитывая на то, что последние опустят в церковную копилку хотя бы сравнимую с расходами по их содержанию сумму. Однако автомобилисты пользовались их услугами столь беспардонно, что филантропией монахи больше не занимаются и отсылают всех в недавно выстроенный отель.

Сами монахи живут, как и столетия назад, на перевале по двенадцать лет, после чего спускаются в обитель в Мартиньи. Монахов Большого Сен-Бернара узнают по белой тесьме, ниспадающей с плеча на черную рясу. Девять долгих веков они оказывали помощь путникам, застигнутым на пути к перевалу ветрами и стужей. Наутро после каждого снежного бурана монахи спускались по тропе и подбирали заблудившихся и обессилевших. Или окончивших свой жизненный путь в этом суровом краю.

В те времена о лыжах в швейцарских Альпах еще не знали, и монахи двигались по пояс в снегу, ощупывая дорогу длинными посохами. За спиной у каждого был мешок с краюхой хлеба и бутылкой рома - необходимая поддержка выбившимся из сил людям. Их сопровождали две-три крупные собаки - те самые, известные в наши дни всему миру…

Сенбернары были выведены в XIII веке именно здесь, в Швейцарских Альпах. Они обладали превосходным чутьем и безошибочно отыскивали попавших в беду путников даже под метровым слоем снега. Отыскав замерзающего, они раскапывали вокруг него снег и ложились рядом, чтобы согревать беднягу своим телом. Если пострадавший мог двигаться, собаки поворачивались к нему так, чтобы человек мог выпить ром из маленького бочонка, привязанного к их груди. С XIX века собака приносила также и медикаменты, а в наши дни - яркий фал, чтобы пострадавший мог обозначить себя на белом снегу, и даже сигнальные ""ракеты.

У сенбернаров славный послужной список. Они спасли более двух тысяч погибавших путников. Без их помощи люди отвели беду только от половины этого числа - от трети из спасенных пострадавших. А знаменитый пес Барри отстоял жизни сорока человек. Он верой и правдой отстоял на перевале монашескую вахту и всю свою собачью жизнь - двенадцать лет.

Монастырские сенбернары теперь не у дел. Вертолетная служба наблюдения и усовершенствовавшийся метеопрогноз сделали почти ненужной их профессию. Разве что подаст радиосигнал припозднившийся неосторожный лыжник - пес охотно встретит его и проводит до места ночлега. Собаки мирно лежат в разных уголках псарни, не обращая особого внимания на восторги посетителей.

Но монахи рассказывают, что зимой, в особо сильные бураны, когда завывают ледяные ветры, занося монастырь снегом, ни один пес не спит спокойно. Вдруг - нужно? Могучий инстинкт спасателей будоражит их кровь, гонит на поиски, на помощь людям…

Еще с древних времен люди искали более короткие пути между Центральной Европой и Апеннинским полуостровом. Нередко дороги пролегали высоко в горах. Одним из главных и наиболее важных в свое время стал высокогорный перевал Большой Сенбернар, наивысшая точка которого располагается на высоте почти 2,5 километра над уровнем моря. Со стороны Италии он выходит на долину Гран Сан Бернардо, расположенную на территории региона Валле д’Аоста, а со стороны Швейцарии – на долину Entremont, входящую в состав кантона Вале.

Перевал дополняет расположенный чуть ниже и более прямой, одноименный автомобильный тоннель, построенный во второй половине прошлого столетия. Им удобно пользоваться в период закрытия открытой лишь в летнее время автомобильной дороги.




История перевала Большой Сен Бернар

Первая «тропа» через Альпы, позволяющая передвигаться колесницам, на этом горном переходе была проложена еще в раннюю эпоху Римской империи при императоре Клавдии (первая половина 1-го столетия нашей эры). Тогда же на перевале возвели храм, посвященный кельтскому божеству Poeninus, приравнивавшемуся римлянами к Юпитеру. Вокруг святыни расположились жилые и подсобные строения, что подтверждено археолагами. Храм был разрушен примерно в 4-5 веке.

Монастырь, ставший горным приютом для путешественников, основан на рубеже 10-11 века проповедовавшим христианство Бернардом Аостийским – монахом и архидьяконом, причисленным позднее к лику святых. Перевал назвали именно в его честь еще в 13-14 веке. Здесь помогали странникам, попавшим в беду, их согревали и кормили, давали ночлег, поддерживали и провожали в дальнейший путь. Гостиница до сих пор стоит на берегу высокогорного озера, а монастырь остается действующим. Сегодня в нем проживает около пятидесяти монахов.


Перевал Большой Сен-Бернар стал свидетелем многих событий. Наверное, самое грандиозное из них произошло весной 1800 года, когда Наполеон провел по горной дороге 40-тысячную армию вместе с лошадьми, пушками и гаубицами. Кстати, в монастыре Сен Бернар в июне 1800 года был захоронен французский генерал Дезе по настоятельной просьбе Наполеона, считавшего, что лишь Альпы могут стать достойным посмертным пьедесталом для героя, а хранителями могилы – не иначе, как святые отцы.

Современный путепровод открыли в 1905 году, а дублирующий туннель, работающий круглогодично, - в 1964-м. Интересно, что с приходом на перевал цивилизации, тысячелетняя традиция бесплатного ночлега и гостеприимного стола стала уходить в прошлое. Монастырь явно не справляется с наплывом паломников, хотя есть те, кому посчастливилось бесплатно остановится в келье. А вот гостиница теперь работает исключительно на коммерческой основе.

С южной стороны перевал Большой Сен-Бернар тянется более чем на 33км, имея уклон почти 6 процентов. С северной стороны его длина составляет более 40км, а уклон – около 5%. Начиная с октября и заканчивая маем, дорогу для проезда через перевал Большой Сен-Бернар в целях безопасности закрывают. Витиеватую дорогу часто используют в качестве трассы для международных велогонок.

Туннель Большой Сен-Бернар

Строительство туннеля началось с итальянской стороны в 1958-м. Чуть позже к работам присоединилась и швейцарская компания. Конструкцию протяженностью почти 6 километров удалось построить всего за 6 лет. Открытие путепровода состоялось в марте месяце 1964-го. В то время тоннель Большой Сен Бернар считался самым протяженным в Европе. Граница между Италией и соседней Швейцарией проведена почти посередине путепровода, а таможенный контроль осуществляется с северной, швейцарской части дороги. Туннель Большой Сен Бернар соединяет одну из итальянских коммун – Сен-Реми-ан-Босс со швейцарским местечком, именуемым Бур-Сен-Пьер. Точка южного входа располагается на высоте 1875м над уровнем моря, а северного – 1918м. С обеих сторон имеются защитные ограждения, предназначенные для обеспечения безопасности в случае схода лавин. Тоннель оборудован охранными видеосистемами и сигнализацией, которой можно воспользоваться в случае бедствия. К путепроводу подведены открытые участки дорог, возле входов размещены удобные парковки.


Проехать по тоннелю Большой Сен-Бернар можно за определенную сумму. На момент написания статьи плата в одну сторону составляет: для легкового авто – 27,90 евро; для автобуса – 75,50 евро. Тарифные планы предусматривают приобретение проездных билетов на несколько поездок. Туннель функционирует круглосуточно и круглогодично.

Легенда о сенбернарах

По одной из версий, порода сенбернары появилась в результате скрещивания завезенных в Европу тибетских мастифов с местными представителями четвероногих. Но есть еще одна легенда, основанная на происхождении этой породы собак. Она гласит о том, что сенбернары являются потомками боевых мастифов, сопровождавших римских легионеров в период завоевательных походов в район северных Альп. Зато достоверно известно, почему собак стали именовать именно так. Все дело в монастыре святого Бернара, считавшегося приютом для многих путешественников и паломников, пересекающих высокогорный перевал между Швейцарией и Италией – Большой Сен-Бернар.


Изначально собак называли не иначе как Барри-спаситель, намекая на их миссию. Они отличались от современных сенбернаров – имели темный окрас, менее плотное телосложение и более вытянутую морду. Наиболее известный представитель собачьего семейства по кличке Барри, ставшей нарицательной, спас за свою непродолжительную жизнь не менее сорока человек, о чем свидетельствуют сохранившиеся описания. В легенде повествуется, что он погиб нелепо, спасая сорок первого пострадавшего, которого нашел спустя двое суток с начала поиска. Барри откопал швейцарского солдата и лизнул его лицо, пытаясь согреть. Боец очнулся и, даже не сообразив, что происходит, штыком нанес смертельное ранение своему спасителю, думая, что это волк. Неизвестно, соответствует ли данный факт действительности, но по слухам собака после двенадцати лет безупречной службы ушла на заслуженный отдых. Ее забрал к себе один из монахов, у которого четвероногий друг прожил еще четырнадцать лет.


Барри установлен памятник на парижском кладбище собак, о нем упоминается в книгах и кинолентах, в 2004 году основан благотворительный фонд Барри, занимающийся поддержкой разведения сенбернаров, а в монастыре святого Бернара, начиная еще с 19 века, кличка Барри передается «по наследству». Вот уже на протяжении двухсот лет одну из проживающих здесь собак называют именем самого известного представителя сенбернаров.

Высокогорный перевал Большой Сен Бернар с самого начала считался трудным для прохождения, особенно в зимнюю пору, застававшую путников в дороге. Мороз и ветер, снежные бури и завалы предвещали беду. Умные и крепкие сенбернары благодаря своей отваге и, конечно же, необычайно развитому чутью, выискивали сбившихся с пути людей и помогали им добраться до монастыря, выкапывали людей из-под снежных лавин, возвращая своим теплом, а иногда и глотком шнапса из привязанного к шее бочонка, к жизни. А если были не в силах помочь, то возвращались в монастырь, подавая сигнал священнослужителям, что кого-то еще можно спасти. И хотя сегодня все чаще в горах при поиске попавших в беду людей используются вертолеты, без помощи сенбернаров в этом деле не обходится. Собаки, как и их легендарные предки, активно участвуют в обнаружении попавших в беду путешественников. Весь сезон, когда перевал открыт, сенбернары находятся на посту.

Адрес

Col du Grand Saint-Bernard



Вот так выглядит граница между Швейцарией и Италией. Это между городами швейцарским Мартиньи (Martigny) и итальянским Аоста (Aosta)? если ехать по трассе Е-27 и не сворачивать в тоннель.

О том, как ехали к этому месту, (со швейцарской стороны) описывала .
Это собственно перевал Большой Сен-Берна́р (Col du Grand-Saint-Bernard). Он находится в Альпах, через который со времён Римской империи проходил главный путь, соединявший Север Италии с центральной Европой. Высота перевала 2469 м над уровнем моря. В 1905 году через перевал была построена дорога, которая в зимний период, с октября по май, как правило, закрыта. Ниже перевала, на высоте 1915 м проходит тоннель одноименного названия (Tunnel du Grand-Saint-Bernard), который был открыт в 1964 году.
В 1050 году Святым Бернардом из Ментона на перевале был основан монастырь, при нём горный приют для путешественников, которые, как и перевал, получили его имя. На самой высокой точке перевала стоит памятник ему.

Вот все, мы попадаем в Италию. Так выглядят современные европейские границы:

Кстати, время съемки - июнь. То есть понятное дело, почему до мая тут все закрыто.

Именно тут монахами приюта была выведена порода собак, названных сенбернарами. Они с рождения приучаются спасать людей во время схода лавин. И нам даже удалось увидеть одну особь. Вон она прогуливается на нижней правой фото.
В то время сенбернары по внешнему виду отличались от сегодняшних. Они были менее массивными и потому отличались большой подвижностью. Самым знаменитым сенбернаром был Барри (первоначально порода носила название «барри» — искаженное от немецкого Bären, «медведи»), который в период с 1800-го по 1812-й год спас жизни сорока человек. Однажды Барри спас маленького мальчика и нес его на себе в монастырь 5 километров, по глубокому снегу.

Еще, так как мы уже выехали из Швейцарии, именно здесь мы решили попробовать национальной блюдо швейцарских пастухов - фондю. Только мы забыли, что оно приготавливается с алкоголем. И так как да этого фондю года три ничего крепче кофе не пили, то прилично повеселели и пошли гулять в сланцах по снегу.

Вот он Сен Бернар:

Там же на перевале мы встретили участника известных гонок 24 часа Ле Мана (24 Heures du Mans). Это старейшая из ныне существующих автомобильных гонок на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 года недалеко от города Ле-Ман во Франции. Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надежностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки.
Соревнование проводится как раз в июне. За 24 часа автомобили обычно успевают проехать более 5000 километров. Действующий рекорд — 5410 километров — был установлен в 2010 году. Возможно, этот участник как раз охлаждал свой двигатель:

А после этого места начинаются красивые итальянские серпантины:

Едем и любуемся горами и дорогой:



Всюду горные водопады:


И живописные картинки с овечками:



А это заезд в тоннель со стороны Италии, если едем из Аосты в Швейцарию. Зимой конечно же стоит завернуть в него, а вот в теплое время года рекомендую проехаться по перевалам:


Итак, один из обязательных в моей программе перевалов посещен. Я еще хочу обязательно посетить Фуркапасс и перевал Сен-Готард. Они были в моей программе путешествия по Швейцарии в 2011 году, но из-за снега (дело было в октябре) их перекрыли. И нам пришлось воспользоваться туннелями.


Еще картинки дорог: