Александр Анисимов: биография летчика-испытателя, годы службы и обстоятельства трагической гибели. Пилот построил аэродром под омском Роскошь и средство передвижения

Подходя к дому в Большом Казенном переулке, я готовлюсь принять на себя шквал возмущения. Здесь живет младшая дочь легендарного советского летчика Ольга Валерьевна Чкалова. Она не в восторге от нового многосерийного фильма «Чкалов. Крылья», который недавно показал «Первый канал», и ждет меня, чтобы поговорить об этом.

А в пяти минутах езды отсюда, вниз по Садовому кольцу, находится бывшая квартира испытателя, куда он переехал за два года до своей гибели. Сейчас там проживает его старшая дочь Валерия Валерьевна. От телеверсии она также «в ужасе», хотела пригласить нас на разговор к себе, а заодно и показать сохранившийся кабинет отца, но заболела, и потому мы листаем их семейные фотографии вдвоем с Ольгой. Моя собеседница - интеллигентная и ироничная дама, никогда не смотревшая сериалы - пытается понять, почему один из них - под названием «Чкалов. Крылья» - неожиданно вышел якобы с ее одобрения.

Вот отец со своим другом Александром Анисимовым, - Ольга Валерьевна перелистывает следующую страницу и ловит мой взгляд. - Кстати, никакой Марго, жены Анисимова, не было (в сериале супруга летчика Анисимова – танцовщица, которая была влюблена в Чкалова – прим. ред.). А была Бронислава. Очень милая женщина. Мы ее звали тетя Броня.

Я смотрю на ее аккуратный макияж, на портрет жены Чкалова на стене, слушаю, как за стенкой поет гаммы ее внучка Даша и думаю о том, что создатели фильма никогда бы не стали консультироваться с ней. Ведь сериал делался для широкой публики. А публика, как известно, любит погорячее.

Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов. Фото из семейного архива

Ольга Валерьевна, с 1 по 8 октября «Первый канал» показал 8 серий нового фильма «Чкалов. Крылья». Как сказал в одном из интервью режиссер Игорь Зайцев, он постарался дать образ летчика не в документальном, а поэтическом прочтении, и изобразить национального героя. Получилось?

Нет! Отец там выглядит таким глуповатым, хамоватым, вечно пьющим человеком. Да и практически вся остальная компания. И не понятно, когда эти люди вообще работали и достигали чего-то. Сплошная разлюли-малина. А главное, там есть вещи, которые вообще не могли быть. Если вы помните, была такая сцена: мой дед, Павел Григорьевич приезжает навестить отца в Ленинград. И в первый же вечер отец, увлеченный этой Марго, уходит танцевать танго. Этого не могло быть в природе! Именно для того, чтобы мой дед признал его брак, рискуя карьерой, отец пошел в церковь, они с мамой обвенчаны! Вы понимаете, что такое в 37-м году пойти венчаться? Это сделано из уважения к деду, он был очень верующим человеком. Если они хотели показать отца с человеческой точки зрения, то показали человека отвратительного. Он же там еще и предатель! Пьяница, бабник и предатель.

А что касается семейных дел: мама никогда от него не уходила и не забирала детей. Она тоже показана какой-то недалекой, деревенской. В 35-м году отец еще не был допущен до Кремля, он только получил свой первый орден, его ни на какие приемы не приглашали. Все это началось уже после первого перелета. Поэтому та сцена, когда мама после родов, обессиленная, с придыханием и отвислой челюстью не может отказать Сталину в танце, – это невозможно!

В сериале у Чкалова очень неформальные отношения со Сталиным. Он говорит с ним на «ты», зовет «Иосиф» и хлопает по плечу. Это тоже «издержки художественности»?

Моя сестра Валерия Валерьевна смотрела много архивов по разным периодам в жизни отца. Все посещения Сталина фиксировались. Конечно, отец бывал на приемах и присутствовал на совещаниях. Но он же не безумец! Никаких панибратских отношений со Сталиным у него не было. Есть известный факт, что как-то в порыве чувств он попробовал с ним выпить на брудершафт. Отец выпил, а Сталин, по свидетельствам, только пригубил, и охрана очень заволновалась. Но похлопать по плечу и загнать под стол в бильярдной – это невозможно! То же самое с Орджоникидзе: посадить наркома в самолет и с помощью всяких фигур высшего пилотажа душу из него вытрясать – тоже невероятно! Отец мог доказывать свою правоту, аргументируя какими-то техническими возможностями самолета, но вот так… Художественность фильма не должна делать человека дурачком, а в этом фильме отец представлен каким-то недоумком.

- А что касается окружения Чкалова в сериале?

У меня такое впечатление, что это карикатурно показанные люди. Режиссер никому, кроме отца, не дал портретного сходства. Например, Михаил Михайлович Громов (советский летчик, установивший рекорд дальности полета при перелете в США – прим. ред.) . Он высокий, с прямой спиной, человек с аристократическим лицом. Красавец! Там же он старый низкорослый сморчок. Еще и бессловесный. С Поликарповым (Николай Поликарпов, советский авиаконструктор – прим. ред.) тоже никакого сходства. Туполев (Андрей Туполев, советский авиаконструктор – прим. ред.) в этой нелепой надвинутой шляпе! Они все запуганные. Если он хотел показать, что это страшное время, – да, оно страшное. Но это же не так должно быть показано, не с помощью карикатур на людей, которые несмотря ни на что продолжали творить! Никто не помнит, при каком Георге был открыт закон Ньютона. Мы же говорим о том, что сделали эти люди!

Ольга и Валерий Чкаловы с сыном Игорем. Фото из семейного архива

- С матерью есть портретное сходство?

(Ольга Валерьевна указывает мне на портрет Ольги Чкаловой) Нет! Ни портретного, ни внутреннего! А эти дурацкие косички! Она там тоже какая-то идиотичная, деревенская простушка. А вообще-то, мама - петербургская гимназистка и филолог по образованию.

В образе отца там хотя бы в самом актере присутствует некоторое обаяние. Отец сам был человеком очень обаятельным. Он мог говорить обо всем и всегда попадал в точку. Я тут купила книгу воспоминаний Рины Зеленой. Я совсем не ожидала, что прочту там что-то про отца. После концерта, в котором она участвовала, он пришел за кулисы раздавать автографы. И Рине Зеленой он написал так: «Красное? Нет, черное! А почему белое? Потому, что зеленое!» Загадка про черную смородину. Это был человек с живым умом! Когда они с мамой поженились, отец закончил четыре класса летной школы, а мама - институт. Конечно, она была более образована. Но потом она говорила, что отец ее догнал. Потому что он был как губка, все впитывал! Например, из США отец привез пластинки классической музыки. Там Шестая симфония Чайковского, Сибелиус, Брамс. Что поразительно – Рихард Штраус. У нас он тогда вообще не исполнялся!

- Один из самых ярких эпизодов – когда Чкалов признается в любви, пролетая на самолете под мостом.

С этим «Я тебя люблю» (в сериале Чкалов пишет признание на крыльях самолета – прим. ред.) - это, конечно, выдумка. Но это позволительно в художественном фильме. Пусть будет так. А вообще, на той квартире у нас есть обрезанный деревянный пропеллер - в его центр отец вделал мамину фотографию и подарил ей.

- Как вы относитесь к тому, что создатели фильма решили обойти вопрос гибели Чкалова?

Под конец у меня осталось впечатление, что основное внимание было уделено гулянкам и пляскам с цыганами. Идет такое разгульное безумство, потом показывают самолет, а дальше какая-то группа людей, сидящих в пустом пространстве на стульях. Оказывается, это маршал, его семья и еще какие-то люди. Потом ему сообщают, что «русские летят». А дальше уже идет сцена на вокзале и их с мамой безумные объятия в тамбуре… Ну я не знаю, может быть, денег не хватило?

Последняя фотография Валерия Чкалова. Фото из семейного архива

- Вы говорите, что не смотрите сериалы. Как же узнали про премьеру «Чкалова»?

В 2007 году этот Поярков (Алексей Поярков, сценарист сериала «Чкалов» - прим. ред. ) приносил моей сестре 12-серийный сценарий. Валерия прочла, если не ошибаюсь, семь серий, сделала замечания и отдала обратно. И после этого наступила тишина. А потом я прочла в газете, что снимается этот фильм. Мне удалось узнать, кто режиссер (режиссер «Чкалов. Крылья» Игорь Зайцев – прим. ред.), и я ему позвонила. Это было около полугода назад.

Он был со мной очень любезен, сказал, что ему нужно посоветоваться с продюсером, и обещал перезвонить завтра. Может, они решили, что мы хотим участвовать и что-то с этого иметь. У нас и в мыслях этого не было! Конечно, он не перезвонил. Тогда перезвонила я. Он сказал: «Да, да, да! Мы открыты для общения!» То есть меня не обхамили. Но, так сказать, изящно послали. А потом мы увидели фильм уже на экране. Он был предварен тем, что мы как родственники принимали живейшее участие в этом безобразии. Я, безусловно, буду консультироваться с юристами. Как авторы видят все это - это их творческие фантазии, но зачем нас к этому приплетать? Мы оказались причастны к тому, как полили помоями нашего отца, а из мамы - сделали идиотку!

- Вы не пробовали обратиться на «Первый канал»?

Я попросила у одной своей знакомой телефон Эрнста. Но она мне объяснила, что если он увидит, что звонят с незнакомого номера, то вообще не ответит. И я не стала рыть в этом направлении. Но вообще это тенденция, потому что я знаю, что был еще какой-то безумный фильм про Есенина (сериал «Есенин» также снял режиссер Игорь Зайцев - прим. ред.). Мне кажется, только люди, не обладающие большими дарованиями, могут оболгать тех, кто значительно выше их по своему таланту.

- Как отреагировали на фильм знакомые вашей семьи?

Позвонила одна моя близкая подруга, сказала: «Оля, твоя мама, мы же ее помним! Это же ужас!» А сестре позвонил какой-то генерал и сказал, что там один самолет не мог летать вверх колесами. Звонила внучка Белякова Анечка (Александр Беляков, советский летчик, участвовавший вместе с Чкаловым в перелете в США через Северный полюс – прим. ред. ). А вот подружка моей внучки сказала: «А мне фильм понравился! Он воспитывает патриотизм!» Но я лично не поняла, для чего и для кого он был сделан. Если для ребят 15-16 лет, которые ходят с банками пива, то они могут подумать: «О! Этот-то все время поддавал, а смотри, куда забрался! И у нас также будет!»

Ну не могут люди, которые с утра до ночи пьют, испытывать самолеты! Они физически не смогут это делать! Вообще, если присмотреться, самые положительные герои в фильме – это НКВДшники, которые все время разруливают какие-то ситуации. Может быть, это их дань основной профессии нашего президента, я не знаю.

Кадр из фильма «Чкалов. Крылья» на Первом канале.

Главный конструктор и летчик долго обсуждают полет, продолжавшийся всего лишь несколько минут.

А далее начинается кропотливая, с победами и поражениями работа по доводке и совершенствованию новой машины. От полета к полету программа испытаний усложняется, и летчик должен все время быть начеку и быть готовым к худшему.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов - летчик НИИ ВВС Красной Армии.

Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.

Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.

Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.

Валерий приветствовал товарища:

А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу - привет!

Дрессировщику новых истребителей - почтение! - улыбаясь, ответил Анисимов.

Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:

Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! - и отправился к ангарам завода.

Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.

Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.

Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:

Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.

Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.

Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.

Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя кричал Валерий.

Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.

Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.

После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.

Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.

Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.

А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Авария на «И-15»

Подошла зима. Снежный покров скрыл летное поле. На самолете «И-15» колеса шасси заменили лыжами.

Однажды при полете на максимальной скорости неожиданно оборвался узел крепления переднего амортизатора левой лыжи, и ее носовая часть опустилась вниз. С такой неисправностью при посадке машина могла зацепить грунт вертикально вставшей лыжей, на большой скорости перевернуться через нос и грохнуться на спину, или, как говорят летчики, сделать «капот».

Валерий Чкалов даже не подумал оставить самолет, выпрыгнув с парашютом. Чтобы максимально уменьшить посадочную скорость, Чкалов подвел самолет к земле на большом угле атаки крыла, мотор при этом работал на полной мощности. Машина с задранным носом медленно, вибрируя и вздрагивая, парашютировала, просаживалась вниз. Когда оставалось до земли не больше метра, Чкалов выключил зажигание мотора, самолет плюхнулся на снежную полосу и тут же перевернулся. Но это был не скоростной «капот». Чкалов висел вниз головой и ждал, когда ему помогут освободиться от привязных ремней.

Вскоре летчик выбрался из-под машины и, не обращая внимания ни на Поликарпова, ни на директора завода и врача, обошел вокруг лежавшей вверх пузом машины и, заметив уже вертевшегося здесь механика, хлопнул его по плечу и, смеясь, проокал:

Ну и хороша твоя машина - перевернулась, а ведь целехонькая…

Затем он подошел к Поликарпову и, делая вид, что ничего серьезного не произошло, тихонько сказал главному конструктору:

Не унывай, Николай Николаевич! Растить детей не так просто. Ты уж лучше подумай, как ее теперь-то, не сломав, обратно на ноги поставить.

Поликарпов не выдержал и, обняв Валерия, с дрожью в голосе сказал:

Спасибо великое, Валерий Павлович!

Чкалов добродушно буркнул, садясь в санитарную машину:

Брось ты, дорогуша… Давай чини быстрее, а то ведь нам с тобой еще летать да летать…

Сбежавшиеся со всех сторон люди аплодировали Чкалову и кидали вверх шапки.

Решение Чкалова прежде всего спасти самолет имело огромное значение как для завода, так и для обороны страны.

Поликарпов в короткий срок устранил обнаруженный дефект шасси, и Чкалов быстро закончил все испытания «И-15», после чего его внедрили в серию. Вскоре Николай Николаевич этот тип машины выпустил с более мощным мотором, дав ему название «И-15-бис». Этот истребитель имел максимальную скорость 370 километров в час, потолок около 10 километров, дальность 800 километров. Он был вооружен 4 пулеметами калибра 7,6 миллиметра.

А еще через четыре года этот самолет был досконально модернизирован и получил название «Чайка» («И-153»).

Это был истребитель с убирающимися шасси, он обладал скоростью 443 километра в час. Он строился большой серией и пользовался популярностью у наших летчиков в боях с японской авиацией на Халхин-Голе и в войне с белофиннами. В то время это был самый лучший из когда-либо созданных истребителей-бипланов.

Выпрыгни Чкалов из опытной машины с неисправной лыжей, вряд ли страна получила бы такое грозное оружие, каким оказался «И-15».

Чкалов ведет творческие споры

Продолжая испытания «И-15», Чкалов зорко следил за проектированием, а затем сборкой нового истребителя «И-16».

В декабре 1933 года новый самолет вывели на аэродром. Но все как-то не ладилось - «И-16» подготовили к полету только в канун Нового года.

Дальнейшие испытания по программе также проходили без особых затруднений. Правда, в одном из полетов Чкалов не смог убрать шасси из-за больших физических нагрузок на ручку подъемного механизма. Такое же затруднение испытывал летчик, управляя закрылками.

По замечаниям Чкалова Поликарпов переделал все механизмы уборки и выпуска шасси и закрылков, заменив ручное управление механизированным, с применением пневматических приводов.

После таких доработок испытательные полеты на «И-16» продолжались довольно успешно. Но однажды, при заходе на посадку, Валерий Павлович никак не мог выпустить шасси. С земли видели, что в воздухе происходит что-то неладное, но помочь испытателю ничем не могли.

На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»
— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса . — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!

— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?

— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!

— Каким вы помните отца?

— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»

Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.

— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…

— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.

— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.

— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…

— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.

— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»

Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…

— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.

— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.

А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.

вспоминает :

…Почему Павел Игнатьевич Гроховский так настойчиво просил начальника ВВС прикомандировать к его отделу летчика Александра Фроловича Анисимова? Это были люди со сходными биографиями и близкие по духу.

Сын крестьянина, пятнадцатилетний Саша Анисимов учился в Новгороде на курсах шоферов-механиков и после окончания учебы добровольно ушел в армию, поступив в школу военно-авиационных мотористов.

Началась мировая война. Моторист Анисимов обслуживает самолеты 4-го летного отряда Западного фронта. С завистью смотрит, как уходят в небо подготовленные к полету и его руками крылатые аппараты. Но в начале войны пилотировали самолеты только выходцы из привилегированных классов – сыну крестьянина к ручке самолета хода нет.

Лишь в 1916 году, когда офицерский состав летных отрядов был почти полностью «выбит из сёдел» противником, царское правительство милостиво разрешило подготовку летчиков из наиболее одаренных солдат и унтер-офицеров. И тогда Александр Анисимов стал курсантом Петроградской летной школы…

В это время юный матрос-доброволец Павел Гроховский бредил на госпитальной койке в тифозном ознобе.

Сомнений, на какую сторону баррикад встать в дни Великого Октября, не было у Саши Анисимова. Молодой учлёт в составе рабочего отряда штурмовал гнездо контрреволюции – Владимирское военное училище, участвовал в боях на улицах.

…С чердака двухэтажного купеческого дома зло бил юнкерский пулемет, метеля пулями уличный перекресток. Уже несколько красногвардейцев, пытаясь миновать его, упали, отползли, раненные, под защиту стен. «Кто заткнет глотку юнкеру?» Вызвался Саша Анисимов.

В одном из дворов нашли исправную пролетку, бросили на сиденья несколько мешков с камнями, и Александр покатил ее через перекресток, хоронясь между вздрагивающих рессор. Камни в мешках перемалывались пулями. Пролетка катилась, набирая скорость. Юнкера попробовали ее остановить гранатой. Взрыв сорвал с оси переднее колесо. Подъезд дома был почти рядом, в пяти метрах, – их-то и преодолел стремительным броском Александр. Выбив прикладом винтовки окно, юноша пробрался в здание. Через несколько минут на чердаке трижды взорвались гранаты, и пулемет захлебнулся…

Советы взяли власть. В Петрограде создается школа красных военлётов.

В ней бы и учиться Александру Анисимову, одному из лучших, талантливых учлётов старой лётной школы. Но он не согласен сидеть в классах, когда большевики предупреждают: «Социалистическое Отечество в опасности!» Нужно! – и Анисимов уходит на фронт гражданской войны опять же мотористом. С пятым Социалистическим авиаотрядом проходит славный боевой путь.

Оба, Александр Фролович Анисимов и Павел Игнатьевич Гроховский, учились в Качинской военно-авиационной школе истребителей в Крыму, правда в разное время и у разных инструкторов.

В привольной степи, недалеко от реки Кача, берущей исток в Мамашайской долине Крымского полуострова, возвышались три здания, построенные в 1910 году. На отлете виднелись склады, мастерские, стройные шеренги самолетов на сером каменистом поле. Так с птичьего полета просматривалась зона знаменитой школы, которая гордилась многими своими выпускниками, в том числе первым русским летчиком Михаилом Ефимовым и покорителем «мертвой петли» Петром Нестеровым. В советский период кроме юношей там учились и такие, как Анисимов с Гроховским – красные командиры, имевшие довольно высокие воинские звания, награды за гражданскую войну. Как показало время, школа выпустила много героев, так как самыми главными качествами учеников инструкторы считали волю, решительность, молниеносную сообразительность – это ценилось превыше всего.

В то время бытовало мнение, будто летчиком может быть лишь высокоодаренный человек, обладающий врожденными способностями и умеющий без приборов легко и свободно ориентироваться в пространстве.

Человек-птица! Полет – это искусство, которое служит рыцарскому воздушному бою, а летчик является артистом высшего класса и не должен унижать свое искусство ничем, кроме работы в воздухе! Такая «летная психология» впоследствии принесла Анисимову, да и Гроховскому, немало горьких минут. Жизнь выбивала тщеславие сурово. Такие летчики были «неудобными» для начальников, и карьера их изобиловала понижениями в служебных должностях, взысканиями, а подчас и серьезными авариями.

Нелегкую дорогу к славе прошли и Анисимов с Гроховским после того, как оба (не в одно время) закончили еще и «Стрельбом» – высшую школу по стрельбе и бомбометанию в Серпухове. Анисимова стали называть истребителем «милостью божьей» – так любили тогда выражаться авиаторы, оценивая летный талант. Проходя службу в частях ВВС, он зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом.

«Летчик А. Ф. Анисимов. Стрельба в полете по мишени Р-1 – из 65 патрон 55 попаданий. Атаки с высоты 250 метров, огонь с высоты 180 метров и выход с высоты 80 метров» – одна из записей командира 3-й Киевской эскадрильи в летной книжке Анисимова. На такой высоте и с таких дистанций мог стрелять только бесстрашный летчик, а результат – достоин снайпера.

За многолетнюю практику истребителя Александр Фролович Анисимов не проиграл ни одного учебного боя, не поломал по своей вине ни одного самолета.

То же можно сказать и о летчике-истребителе Павле Гроховском.

Молва о необычных новаторских полетах Анисимова, а позже о лётных экспериментах, изобретениях Гроховского дошла до ушей высшего командования. Анисимов на четыре года раньше Гроховского был приглашен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он доводил до ума все первые советские истребители. И-1, например, был капризной, очень строгой машиной, способной при любой оплошности летчика перейти в затяжной штопор. И-2 тоже особенно не радовал. По требованиям и предложениям испытателей Анисимова и Громова истребители существенно модифицировали. Летчики и конструкторы немало потрудились, прежде чем в соревновании с лучшим тогда французским истребителем «Спад-61» советский И-2бис взял верх. Как результат этой работы 1 апреля 1925 года появился приказ Реввоенсовета СССР за подписью М. В. Фрунзе о снятии с вооружения Красной Армии самолетов-истребителей иностранных и устаревших типов.

Когда на своем любимом самолете И-5 взлетал Анисимов, вся аэродромная обслуга бросала работу, чтобы посмотреть на захватывающее зрелище. Он разгонял машину, отрывал ее от земли, переводя сразу же в «мертвую петлю», в верхней точке делал переворот и набирал высоту в обратном взлету направлении. Иногда в верхней точке петли не переворачивался, а уходил дальше в небо кверху брюхом.

Не ограничиваясь выполнением стандартных фигур высшего пилотажа, Анисимов постоянно искал новые, неизвестные авиации. Многие впервые выполненные лётчиком фигуры осторожные в оценке человеческих судеб историки припишут потом авиаторам, которые были только последователями Анисимова или выполняли эти фигуры вместе с ним, например восходящие «бочки», постепенно доводимые до штопора, или набор высоты на самолете, перевернутом кабиной к земле.

Время показало, что немало добрых дел и Павла Гроховского было присвоено другими.

Анисимов-испытатель одинаково хорошо летал на истребителях, разведчиках, штурмовиках, легких и тяжелых бомбардировщиках. Талант и летное мастерство позволяли ему без провозных полетов поднимать в воздух дотоле незнакомые ему машины. Как первому воздушному акробату страны, ему отвели место ведущего «красной пятерки» истребителей, открывавших воздушные парады над Красной площадью. Это была честь по таланту, и летчик заслуженно гордился таким доверием.

Общие человеческие и летные мерки не применимы к Александру Анисимову. Доброта большого русского человека в нем уживалась с взрывной яростью. Готовый в любой обстановке защитить от несправедливости товарища, он умел ругаться почище старых боцманов. Оставаясь спокойным в самых критических ситуациях испытательного полета, в то же время болезненно реагировал на обиды, особенно со стороны командования. Имея высокое воинское звание, он наотрез отказывался занимать высокие командные посты, мотивируя тем, что он «летчик, а не дрессировщик». «Шпалы» в его петлицах отличали не должность, а заслуги перед авиацией Родины.