Для чего ветер когда дикие звери. Когда дикие звери ходят по лесам и по полям, то они всегда ходят на

Для чего ветер?

(Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея.

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах.

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом.

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.

Над землей поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Самые лучшие груши

Один барин послал слугу за грушами и сказал ему: «Купи мне самых хороших». Слуга пришел в лавку и спросил груш. Купец подал ему, но слуга сказал:

«Нет, дай мне самых лучших».

Купец сказал:

«Отведай одну, ты увидишь, что они хороши».

«Как я узнаю, - сказал слуга, - что они все хороши, - если отведаю только одну?»

Он откусил понемногу от каждой груши и принес их барину. Тогда барин прогнал его.

Волга и вазуза

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: «Зачем нам спорить, - мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство».

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волго. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

Теленок на льду

Теленок скакал по закуте и выучился делать круги и повороты. Когда пришла зима, теленка выпустили с другою скотиною на лед к водопою. Все коровы осторожно подошли к корыту, а теленок разбежался на лед, загнул хвост, приложил уши и стал кружиться. На первом же кругу нога его раскатилась, и он ударился головою о корыто.

Он заревел:

«Несчастный я! По колено в соломе скакал - не падал, а тут на гладком поскользнулся».

Старая корова сказала:

«Кабы ты был не теленок, ты бы знал, что, где легче скакать, там труднее держаться».

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут ещё четыре лучины. На всё наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечёвку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесёт его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвётся, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.
Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея.
Сделают из тёса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колёса с кулачьями, так, чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колёса, а колёса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колёса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.
Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах.
Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперёк перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут верёвку и держат её в руках. Потом поставят парус против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, верёвка рвётся из рук, и лодка поплывёт по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.
Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом.
Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придёт ветер, разгонит дурной дух и принесёт из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух всё бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.
Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.
Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.
Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовый цветок и была бы завязь. Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.
В тёплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше и, когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землёй поднимается пар только там, где есть вода, - над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьём, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Это был третий вор: он украл и платье.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

"Сломайте!"

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

"Так то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь вас всякий легко погубит".

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы го 1000 ворим: "он ветер делает", а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ДЛЯ ЧЕГО ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея.

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах.

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом.

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.

Над землей поднимается пар только там, где есть вода, над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ГРУШИ

Один барин посла 1000 л слугу за грушами и сказал ему: "Купи мне самых хороших". Слуга пришел в лавку и спросил груш. Купец подал ему, но слуга сказал:

"Нет, дай мне самых лучших".

Купец сказал:

"Отведай одну, ты увидишь, что они хороши".

"Как я узнаю, сказал слуга, что они все хороши, если отведаю только одну?"

Он откусил понемногу от каждой груши и принес их барину. Тогда барин прогнал его.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: "Зачем нам спорить, мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство".

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

ТЕЛЕНОК НА ЛЬДУ

Теленок скакал по закуте и выучился делать круги и повороты. Когда пришла зима, теленка выпустили с другою скотиною на лед к водопою. Все коровы осторожно подошли к корыту, а теленок разбежался на лед, загнул хвост, приложил уши и стал кружиться. На первом же кругу нога его раскатилась, и он ударился головою о корыто.

Он заревел:

"Несчастный я! По колено в соломе скакал не падал, а тут на гладком поскользнулся".

Старая корова сказала:

"Кабы ты был не теленок, ты бы знал, что, где легче скакать, там труднее держаться".

ЗОЛОТОВОЛОСАЯ ЦАРЕВНА

В Индии была одна царевна с золотыми волосами; у нее была злая мачеха. Мачеха возненавидела золотоволосую падчерицу и уговорила царя сослать ее в пустыню. Золотоволосую свели далеко в пустыню и бросили. На пятый день золотоволосая царевна вернулась верхом на льве назад к своему отцу.

Тогда мачеха уговорила царя сослать золотоволосую падчерицу в дикие горы, где жили только коршуны. Коршуны на четвертый день принесли ее назад.

Тогда мачеха сослала царевну на остров среди моря. Рыбаки увидали золотоволосую царевну и на шестой день привезли ее назад к царю.

Тогда мачеха велела на дворе вырыть глубокий колодезь, опустила туда золотоволосую царевну и засыпала землей.

Через шесть дней из того места, куда зарыли царевну, засветился свет, и когда царь велел раскопать землю, там нашли золотоволосую царевну.

Тогда мачеха велела выдолбить колоду тутового [На тутовом дереве растут ягоды похожи на малину, а лист похож на березовый; этим листом кормят шелковичных червей. (Примеч. Л. Н. Толстого.)] дерева, заделала туда царевну и пустила ее по морю.

На девятый день море принесло золотоволосую царевну в Японскую землю, и там ее японцы вынули из колоды. Она была жива.

Но как только она вышла на берег, она умерла, 1000 и из нее сделался шелковичный червь.

Шелковичный червь всполз на тутовое дерево и стал есть тутовый лист. Когда он повырос, он вдруг сделался мертвый: не ел и не шевелился.

На пятый день, в тот самый срок, как царевну принес лев из пустыни, червь ожил и опять стал есть лист.

Когда червь опять повырос, он опять умер, и на четвертый день, в тот самый срок, как коршуны принесли царевну, червь ожил и опять стал есть.

И опять умер, и в тот самый срок, как царевна вернулась на лодке, опять ожил.

И опять умер в четвертый раз и ожил на шестой день, когда царевну выкопали из колодца.

И опять в последний раз умер, и на девятый день, в тот самый срок, как царевна приплыла в Японию, ожил в золотой, шелковой куколке. Из куколки вылетела бабочка и положила яички, а из яичек вывелись черви и повелись в Японии. Черви пять раз засыпают и пять раз оживают.

Японцы разводят много червей, делают много шелка; и первый сон червя называется сном льва, второй сном коршуна, третий сном лодки, четвертый сном двора, и пятый сном колоды.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

"В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас".

Петух и говорит:

"Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов".

(Рассуждение)

Отчего на чугунке кладут рельсы так, чтобы концы не сходились с концами?

Оттого, что зимой железо от холода сжимается, а летом от жару растягивается. Если бы зимой вплотную сомкнуть рельсы концы с концами, они бы летом растянулись, уперлись бы друг в друга и поднялись.

От жару все раздается, от холода все сжимается.

Если винт не входит в гайку, то погреть гайку, и винт взойдет. А если винт слаб, то нагреть винт, и он будет туг.

Отчего стакан лопается, если нальешь в него кипяток?

Оттого, что то место, где кипяток, разогревается, растягивается, а то место, где нет кипятка, остается по прежнему: внизу тянет стакан врозь, а вверху не пускает, и он лопается.

Отчего, когда в оттепель идет снег, он тает на руке, а на шубе остается?

Оттого, что тепло лица и руки переходит в снег и распускает его; от этого то место лица, где растаял снег, делается холодно.

Отчего, если подержать жестяную кружку с холодной водой в ладонях, вода согреется, а ладони охолодеют?

Оттого, что тепло из рук перейдет в жесть, а потом в воду.

Если держать кружку рукавицами, отчего она не скоро согревается?

Оттого, что рукавицы не позволяют теплу из руки перейти в воду, а жесть пропускает тепло из рук в воду. Железо и жесть пропускают тепло и холод, а шуба и дерево не пропускают. От этого железо, жесть, медь и всякий металл [Металлы: золото, серебро, медь, железо, олово, ртуть и другие. (Примеч. Л. Н. Толстого.)] разогреваются на солнце сильнее дерева, шерсти, бумаги и скорее остывают. От этого то в холода одеваются в меха, шерсть и во все, что не пропускает тепла.

Для чего закрывают квашню шубой, а не заслонкой?

Для того, что шуба не пропустит тепла и хлебы (квашни) не остынут, а заслонка пропустит тепло наружу и хлебы остынут.

Отчего под щепой и с 1000 оломой снег не тает, а лежит до петровок?

Отчего лед лучше держится в погребах под соломенной крышей?

Отчего, когда хотят высушить доски, то кладут их под железную, а не под соломенную крышу?

Для чего на покосе и жнитве мужики, чтобы не согрелась вода, обертывают кувшины полотенцем?

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

«Направление линий магнитного поля» - Например, почему притягивает магнит? Рудольфа Гёбеля) «Физика». Почему в проводниках течёт ток? Откуда в телевизоре появляются изображения? На рисунке показано магнитная линия (как прямолинейная, так и криволинейная). Майкл Фарадей (1791-1867). Неоднородное и однородное магнитное поле. Магнитный поток.

«Дикие животные» - Такое гнездо называется, гайно. Лапы у ежа короткие с маленькими коготками. Цели и задачи: Ежик. Весной в ежиной норе появляются малыши. Делает запасы на зиму. Поздней зимой появляются медвежата. Зубы большие, изогнутые, очень острые. Познакомились с новым понятием «гайно» (гнездо для белки). Бурые медведи всеядны.

«Дикие животные и домашние» - Мёд я ем, вот что! Медведь - значит медоед. Тема: Сравнение диких и домашних животных. Отгадку нужно найти на картинке. Выполнила: воспитатель подготовительной группы Слегина Рамиля Гумяровна. Упражнять умственные способности детей. Остальные пытаются догадаться что изображается. IV. - Ребята, а сейчас назовите других известных вам животных?

«Звери млекопитающие 1 класс» - Насекомоядные. В воде. Млекопитающие обитают. Тигр. Звери-млекопитающие. Всеядные. Млекопитающие. Урок окружающего мира. Тюлень. В почве. Белый медведь. На суше. Крот. Хищные. Растительноядные. Ёж.

«Кто такие звери» - Надо вести себя спокойно. Посреди двора стоит копна: Спереди – вилы, сзади – метла. Нельзя просовывать руки в клетку. Нельзя кормить животных. Какие животные меняют окраску? Итог урока: Для чего нужны зоопарки? Отправляйся к ребятам в школу. Правила поведения в зоопарке: Разговор Муравья и Черепахи.


Предложение 1 - сложносочиненное с придаточным ус-тупительным, предложение 2 - простое, осложненное дееприча-стным оборотом. Уступительное значение подчеркивает уступи-тельный союз «хотя». Деепричастным оборотам могут быть синонимичны придаточные времени, условия, причины, сравне-ния.
I. 1) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. (Т.) 2) Хотя Кара-Бугаз лежит на широте Неаполя, но климатом обладает жарким и пустынным. (Пауст.) 3) Как-то осо-бенно свежо чувствую себя сегодня, несмотря на то что плохо ночь спала. (А. О.) 4) Как ни крепился Чичиков духом, однако похудел и даже позеленел во время таких невзгод. (Г.) 5) Листья камыша, хотя я и отряхнул их веслом, то и дело беззвучно броса-ли капли в челнок и на траву. (Троеп.). 6) В степи было тихо, па-смурно, несмотря на то что солнце поднялось. (Ч.) 7) Пускай тебе взгрустнётся даже, ты головы не опускай. (Л.-К.)
несмотря на что?
1) [^-РЛхогя).
несмотря1 начто?
3) Н=], (несмотря на то что).
ч несмотря на что?
5) [ , СхЩІМг
II. 1)(Сколько я(нИ прислушивался, я не мог различить ни од-ногозвука. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным уступки, относящимся ко всему главному предложению и прикрепленным с помощью союза «сколько ни»; главное - двусост., нераспр., полное, придаточное - двусост., распр., полное.) (Пауст.) 2) И чего только в это время не передумаешь. (Троеп.) 3) Куда ни взглянешь, всё та же без-брежная водяная равнина. (Станюк.) 4) Где такая крепость, куда бы пули не залетали? (П.) 5) Исток Волги люди знали давно, хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века. (Песк.)
1) Эксперимент не дал точных результатов, как ни тщательно он проводился. 2) Несмотря на то что были сильные морозы, строительные работы продолжались. 3) Хотя у него был неуравновешенный характер, на этот раз он вёл себя достаточно сдержанно.
1) Поутру, хотя ночью была буря, мы отправились в путь. 2) Пусть не красавец он, но в нем есть толк. 3) Хотя дома был беспорядок, мне пришлось принимать гостей. 4) Несмотря на то что он болен, его выступление было отличным. 5) Как ни тащили мы рыбу из воды, она все-таки сорвалась и ушла на глубину. 6) Сколько ни читай эту книгу, все равно ничего в ней не поймешь.
1) Читая книгу, обращайся с ней аккуратно. (Времени.) 2) Мы легко найдём на географической карте любое место, зная его долготу и широту. (Условия.) 3) Работая в трудных условиях, экспедиция всё-таки выполнила намеченные исследования. (Уступки.) 4) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу. 5) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело. 6) Попав в полосу тумана, яхта должна была изменить курс. (Причины.)
1) Эта книга является очень ценным пособием по минералогии, так как сообщает интересные сведения о драгоценных камнях 2) Когда я работал над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку (читальню). 3) Если бы ты имел необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше. 4) Несмотря на то что он не получил специального музыкального образования, он всё-таки достаточно хорошо играл на рояле.
1) Студент аккуратно вел конспекты лекций. 2) Ученик подготовил интересный реферат по истории города. 1) Как ни старались мы добраться в этот день до самой высокой горы, нам сделать этого не удалось. (Арс.) 2) Где б не смог сказать речей, я стал бы песню петь. (Твард.) 3) Никто не 54 знал, зачем приехал Алитет в горы перед самым разливом рек. (Сём.) 4) Алитет залез на вышку и долго следил за шхуной, пока она не скрылась из вида. (Сём.) 5) Барыня разгневалась, распла-калась, велела отыскать Герасима во.что бы _то_ни_ стало, уверяла, (что.ша никогда не приказывала уничтожить.собаку. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным, относящимся к глаголу «уверяла» и прикрепленным к главному с помощью союза «что»; главное - двусост., распр., полное, осложнено однор. сказуемыми, придаточное - двусост., распр., полное.) (Т.) 6) Всё что ни делала, что ни читала Саша, тотчас же ему рассказала. (Н.) 7) Стрелки укладывают вещи, чтобы их не промочил дождь. (Арс.) 8) Что бы Плюшкин ни находил, он всё тащил к себе. (Г.)
Указанное добавочное значение имеют предложения 1, 3, 6, 8.
117. Для чего ветер?
Когда дикие звери ходят по лесам и по полям, то они всегда ходят на ветер и слышат ушами и чуют носом то, что впереди них. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.
Для того чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтобы с одного цветка пыль перелетела на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.
Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветковая пыль попадала на плодовый цветок и была бы завязь. Пчёлы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок. Но больше всего пыль эту переносит ветер. Есл. бы не было ветра, половина растений была бы без семян. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным условия; придат. - односост. безл., распр., полное, главное - двусост., нераспр., полное.)
(Л. Н. Толстой.)
I. Чуют (что делают?) - глагол. II. Н. ф. - чуять.
Пост.: несов. вид, перех., 1 спр.
Непост.: в форме изъяв. накл., мн. ч., наст. вр., 3 л.
III. В предложении - сказуемое.
I. Завязалось (что?) семя - сущ. II. Н. ф. - семя.
Пост.: нариц., неодуш., ср. р., особый тип склонения.
Непост.: в форме им. пад., ед. ч.

I. Цветок (какой?) плодовый - прилаг. II. Н. ф. - плодовый.
Пост.: относ.
Непост.: в форме вин. пад., ед. ч., м. р.
III. В предложении - определение.
I. Насекомые (кто?) - сущ. II. Н. ф. - насекомое.
Пост.: нариц., одуш., ср. р., 2 скл.
Непост.: в форме им. пад., мн. ч.
III. В предложении - подлежащее.
Книги - это бесценный опыт прошлого, без которого нельзя жить в настоящем. Когда мы читаем внимательно, то проникаем в суть вещей, понимаем, что хотел донести до нас автор. Читая много, мы учимся сравнивать и делать выводы. Если читать невнимательно, содержание книги не дойдет до читателя полностью и скоро забудется. Если читать мало, то от этого по-страдает кругозор человека. Поэтому надо читать много и внима-тельно.