В России был учреждён Совет Министров. Последний председатель совета министров российской империи

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Летию со дня кончины посвящается

Верный слуга Государя

История написания этой статьи о выдающемся государственном деятеле России времен царствования, мною горячо любимого Святого Государя Императора Николая II, началась удивительным образом.

В июле 1999 года меня пригласили посетить квартиру в историческом центре Петербурга, на Стремянной улице, которая, как мне сказали, принадлежала Министру, служившему верой и правдой своему Императору.

Когда я оказался внутри этих прекрасно отреставрированных апартаментов, меня буквально окутала необыкновенная радость. Восторг! Ощущение неописуемого Царского величия и благодати - таковы были мои ощущения. Но самое главное - я увидел и одновременно почувствовал присутствие здесь в этих покоях Святого страдальца Царя Мученика Николая. Он смотрел на меня, в мое сердце и говорил: "Здесь жил и служил Мне верный слуга"…

Все мое тело наполнилось некой радостью и умилением. На какой то миг в почти пустых покоях предстали вещи, книги, ковры и утварь, как они были во время пребывания здесь владельца, но главное - портреты Государя Императора Александра III и его сына Святого Царя Николая Александровича (1868 – 1918 гг .). В огромном зале, где я увидел светлый образ Святого Царя Мученика, незримо предстал его портрет. Его Императорское Величество Николай II Александрович предстал в полный рост, в парадной, белого цвета военной форме.

И снова прокатилось по залам, в самом сердце и моем теле: "Он любил Меня и был предан Мне " .И в миг все исчезло!

Несколько дней я оставался под сильным впечатлением от увиденного.

Некоторое время я не знал, кому именно принадлежала эта квартира. А ведь Государь только упомянул о нем. О владельце, как бы предвидя мои вопросы, сомнения, и искушения – кто же он, этот верный слуга Государя. Враг тотчас искусил меня – в первый день, в ответ на мой вопрос я услышал от смотрителя апартаментов: «Она кажется, Витте принадлежала». От этого имени мне стало нехорошо.

Но, днем позже, истинная владелица апартаментов, православная образованная женщина, к тому же супруга одного из высших чиновников «Лукойла» ответила определенно и твердо: "Нет, нет, что Вы. Она принадлежала не Витте, а Коковцову. Министру финансов". Увы! Я впервые слышал эту фамилию.

Женщина продолжала и тотчас попросила: "Найдите что-нибудь о нем. И напишите мне кратко, указав источники". Не колеблясь и помня об образе и словах Государя, я дал свое согласие. Но и тогда я еще не осознал, что образ Святого Царя Мученика Николая как бы указывал мне о том же – узнай, вникни и напиши о нем.

На этом удивительные события не закончились. Позднее, я узнал от доверенных лиц удивительные обстоятельства, связанные с этими апартаментами и их владельцем, который пытался их продать. Но безуспешно. И не потому лишь, что запросил за то высокую цену. Просто как будто кто-то не отпускал, не отдавал эти стены в руки нечестивых и непорядочных господ. Кто только не переступал порог этих апартаментов - и богатые евреи, и небедные мусульмане, и отягощенные долларами язычники, респектабельные иностранцы и т. п. Все они были здесь не один раз, но... Как будто сам Святой Государь не позволял им стать новыми хозяевами. Все эти обстоятельства подвигли меня заняться розыском материалов о владельце необычного, необыкновенно красивого, элегантного и, по своему, величественного жилища.

Прошло несколько лет, но до сих пор я с восхищением вспоминаю свой единственный визит в квартиру Владимира Николаевича Коковцова. Именно так звали этого человека. Эта история в который раз убедила меня в Святости Государя Мученика Николая II Александровича и в том, что он и теперь хозяин земли Русской, пекущийся о своих подданных.

Посвящаю этот материал своему трагически погибшему брату во Христе Александру Калоеву, приведшему меня в эти апартаменты, и позволившему соприкоснуться с чудесным изъявлением воли Божией.

Владимир Николаевич

Коковцов

IV.1853 – 16 (29).I.1943 гг.)

Председатель Совета Министров Российской Империи

И сторический портрет личности, безусловно, требует погружения в эпоху, в которой жил и творил на благо Отечества каждый верноподданный Российской Империи. Человек, о котором пойдет речь сегодня, не только верой и правдой служил своему Отечеству, но, по воле Божией, в трагические и судьбоносные моменты ее истории, оказывался в центре событий.

Я глубоко убежден – моим современникам будет полезно узнать о неповторимой истории служения Престолу и Отечеству этого государственного деятеля. Ведь он благополучно созидал в один из самых значительных периодов Русской истории – в эпоху Царствования Святого Государя Императора Николая II (1894-1917 гг .) Александровича. Герой моего повествования был другом Святого Государя, и лично принимал участие во встречах и беседах с членами Святой Царской Семьи.

Жизнь Владимира Николаевича Коковцова почти неизвестна русскому читателю. А между тем, в ней много сторон, которые могли быть примером для подражания. Редкий человек, а тем более политик или чиновник признается в своих заблуждениях и ошибках. Он – признался. И даже более того - раскаялся. В.Н.Коковцов всегда имел на все происходящее свое мнение, свой взгляд. Многие из них и теперь, как никогда, современны и точны, а потому полезны…

Владимир Николаевич Коковцов происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало родовое имение Горна-Покровское в Боровичском уезде Новгородской губернии, пожалованное его предку Царем Алексеем Михайловичем. Дед Владимира Николаевича был Ярославским совестным судьей. Родился будущий Председатель Правительства Российской Империи в Великом Новгороде в семье чиновника. Образование получил во 2-й Петербургской гимназии и Императорском Александровском лицее, который окончил в декабре 1872 году с золотой медалью и чином титулярного советника. Внезапная смерть отца помешала ему посвятить себя научной карьере, и он всецело предался государственной службе, в то время как до несчастья уже подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Так, промыслом Божиим, как бы пресеклась юридическая династия рода Коковцовых и началась новая, в которой В.Н.Коковцов достиг высшей ступени государственной иерархии, не запятнав себя изменой и клеветой в адрес Святого Государя Мученика и России.

I. Начало служения

44 года жизни отдал Владимир Николаевич государственной службе Российской Империи.

Он начал служить в 1873 – 1879 гг. на штатной должности в Департаменте Министерства юстиции, где занимал должности младшего, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического, а затем уголовного отделений. В 1878 году командирован за границу для изучения постановки тюремного дела. По возвращении в Санкт-Петербург, в 1879 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен инспектором 5-го класса. В 1882 г. он назначен помощником начальника Главного тюремного управления Министерства внутренних дел и на этой должности участвовал в подготовке «Уставов о ссыльных содержащихся под стражей ».

В августе 1888 г. в возрасте 35 лет Владимир Николаевич произведен в действительный статские советники. С 1890 г. он уже помощник статс-секретаря Государственного совета и председатель Хозяйственного комитета Государственной канцелярии. В том же году Государем Императором Александром III Миротворцем он пожалован орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1891-1892 гг. – исполняющий должность статс-секретаря, а в 1892-1895 гг. – статс-секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета, где он подробно изучил вопросы бюджета и государственного хозяйства. В том же 1895 году он пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем одной из высшей государственной наградой России орденом Святой Анны 1-й степени.

В декабре 1895 – марте 1896 гг. Владимир Николаевич становится товарищем Государственного секретаря, а в 1896 и до начала нового века (1902 г.) занимает должность товарища Министра финансов при С.Ю.Витте. В этот период времени он руководит казначейской частью. При его активном участии разработано и проведено знаменитое преобразование питейной системы в России, при котором государство после столетнего перерыва взяло под контроль производство спиртных напитков что, тем самым, существенно пополнило казну государства.

В мае 1896 года, после Коронационных торжеств Владимир Николаевич Коковцов, наряду с другими выдающимися государственными деятелями России был пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем чином тайного советника. В нем он прослужил 9 лет. Три года спустя в 1899 году последовало Высочайшее пожалование орденом Святого Владимира 2-й степени. Так завершился в его жизни XIX век.

В мае 1900 года на 48-м году жизни Владимир Николаевич назначается сенатором, а в 1902-1904 гг. он уже занимает одну из высших ступеней в государстве – должность Государственного секретаря Российской Империи. Пройдет еще год и в январе 1905 года в разгар Русско-японской войны и организованной врагами внутренней смуты Владимир Николаевич будет назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.

О восхождении В.Н.Коковцова по служебной лестнице сдержанно, ревностно и как всегда саркастично и предвзято повествует в своих мемуарах его учитель и наставник - масон, Министр финансов, граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915 гг. ).

Из его воспоминаний мы узнаем некоторые подробности о восхождении В.Н.Коковцова:

"Сперва он служил в тюремном управлении, а потом в Государственной канцелярии и дошел до поста Статс-секретаря департамента экономии. Министр финансов имел всегда больше всего дело с этим департаментом. Когда открылся пост одного из товарищей (заместителей – здесь и далее прим. А.Р.) Министра финансов, то Председатель департамента Сельский (Д.М. - граф, статс-секретарь, Председатель Государственного Совета в 1905 - 1906 гг. ) и другие члены просили меня взять на это место Коковцова, так как им будет удобнее всего иметь дело с ним. Я его взял, и он служил у меня лет шесть (1896 - 1902 гг.)... я сделал Коковцова моим товарищем... покуда не был, не без моего сильного содействия, назначен Государственным Секретарем, я рекомендовал его Государю (Святой Царь Мученик Николай II (1894 – 1917 гг. )) на эту должность"... (С.Ю.Витте, "Избранные воспоминания", 233, 462 стр . ).

Надо сказать о том, что обстоятельства последних назначений были трагичными.

II. Трагическое возвышение

2 апреля 1902 года в Великий пост, в день памяти Святых мучеников в обители Святого Саввы убиенных (†796 г.) в здании Мариинского Дворца, где располагался Государственный Совет, был сражен пулей эсера, социалиста-революционера С.Балмашева 49-летний Министр внутренних дел, егермейстер (в 1899-1902 гг.) Дмитрий Сергеевич Сипягин. Эта трагедия, всколыхнувшая все русское общество, повлекла за собою множественные изменения в составе Правительства Российской Империи.

Святой Государь Император Николай II Александрович не колеблясь назначает на место убиенного Министра нового слугу Престола. Его должность занимает 55-летний Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 - 1904 гг .).

На оставленный им пост Государственного секретаря претендует несколько достойных и опытных мужей Отечества, однако, по настоянию младшего сына Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1825 - 1855 гг. ), Великого Князя, генерал–фельдмаршала Михаила Николаевича (1832 - 1909 гг .) Государственным секретарем Империи назначается Владимир Николаевич Коковцов.

Граф С.Ю.Витте об этом пишет весьма сдержано:

"Замечательно, что Председатель Государственного Совета - Великий Князь Михаил Николаевич, желавший, чтобы Государственным Секретарем после Плеве был назначен Коковцов, не решался сам просить о том Государя, а потому, обратился ко мне с просьбой, чтобы я рекомендовал Государю назначить Коковцова Государственным Секретарем. Я исполнил желание великого князя, и рекомендовал Императору Николаю II назначить Коковцова Государственным Секретарем, за что Великий Князь меня очень благодарил…" («Избранные воспоминания», 233 стр .). И продолжает далее:

"Когда он был у меня товарищем, то касался только дел бюджетных и налоговых и не имел никакого отношения к делам банковым и вообще кредитным, каковыми делами занимался мой другой товарищ, Романов (П.М. - в 1897 - 1905 гг. товарищ Министра финансов – прим. А. Р.). Содействовал же я этому назначению, опасаясь, что последует гораздо худшее…" (463 стр .). Опасениям Витте не суждено было сбыться – Коковцов справился в столь трудный момент истории с возложенными на него Богом и Государем обязанностями. Впрочем, он поступал так всегда.

III. По воле Божией

О ставаясь на высоких должностях, В.Н.Коковцов принимает самое деятельное участие в разрешении острейшего в начале XX века в России "крестьянского кризиса ".

12 ноября 1901 года Высочайшим Указом было объявлено об учреждении обширной Комиссии, на которую возлагались особые полномочия. Суть же выражалась словами Высочайшего Указа:

"Для всестороннего обсуждения вопроса об экономическом упадке центра, в связи с условиями хозяйственной жизни других частей Империи…".

Председателем этой Комиссии, как пишет выдающийся историк и летописец С.С.Ольденбург в своем непревзойденном труде "Истории Царствования Императора Николая II" , был назначен товарищ Министра финансов В.Н.Коковцов.

К участию в ней были приглашены представители ведомств, специалисты-теоретики и земские деятели из числа сельских хозяев. Комиссия, - "…целью которой было всестороннее обследование сельскохозяйственной проблемы, не могла дать быстрого ответа на поставленные вопросы; она занялась собиранием обширного материала: и только через два года - в октябре 1903 года - собралась на пленарную сессию для подведения итогов своих работ…" (С.С.Ольденбург, стр. 174-175 ).

С 10 по 24 октября 1903 года под Председательством В.Н.Коковцова Комиссия завершила свою работу, высказав несколько "безобидных" пожеланий: о финансовой помощи земствам, о кустарной промышленности, об упорядочении переселенческого дела, о сокращении выкупных платежей. Все рекомендации Комиссии Коковцова, по воле Божией, в силу обстоятельств и под давлением революционных, смутных событий, были исполнены. Таким образом, последующее вскоре назначение Владимира Николаевича Государственным секретарем Российской Империи не было случайным.

Даже враги признавали за ним талант руководителя, чувствующего пульс своего времени. По мнению графа Витте, В.Н.Коковцов, - "...один из самых выдающихся финансистов в банковской сфере,… который, вследствие своей натуры, легче плавает по различным течениям…», - и является, - "…лицом более характерным…" (С.Ю.Витте, «Воспоминания», 233, 413 стр .). Многие его современники также считали Коковцова наиболее достойным претендентом на должность Министра финансов Российской Империи.

Господу было угодно возложить на него тяжкое бремя ответственности в самый трагический для Российской Империи момент.

IV. Назначение в дни войны

27 января 1904 года внезапным нападением на Русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась война с Японией:

"Известие о начале войны поразило, всколыхнуло Россию... всюду почувствовали: на Россию напали... В первый период войны это настроение преобладало: на Россию напали и надо дать отпор врагу"… (С.С.Ольденбург, 230 стр. ).

В первые же дни войны Святой Государь Император Николай II назначает Коковцова Министром финансов со словами :

"Помните, Владимир Николаевич, двери этого кабинета всегда открыты для Вас, в любое время, когда Вы захотите прийти"…

Святая Императрица Александра Федоровна (1872-1918 гг .) также была хорошо расположена к Коковцову. Уже после назначения, в ходе их первой беседы, она сказала:

"Я желала увидеть Вас, чтобы сказать, что как Царь, так и Я, просим Вас всегда быть полностью искренними с Нами и говорить Нам правду, не колеблясь, как бы она не была неприятна для Нас . Верьте Мне, что, несмотря на это, Мы отблагодарим Вас за нее со временем…» (Р.Мэсси, "Николай и Александра", 202-203 стр. ).

Преданный Государю и Отечеству Министр оказанное ему высокое монаршее доверие полностью оправдал. Летописец Государя С.С.Ольденбург писал:

"Новый Министр финансов В.Н.Коковцов успешно выпускал внешние займы на французском и отчасти на германском рынке для покрытия военных расходов, не вводя новых налогов и сохраняя свободный размен банковских билетов на золото …" (249 стр .). Более того, в трудный период внешней агрессии и внутреннего бунта ему удалось разместить ряд внутренних займов. Высочайшее доверие Святой Царской Семьи решительно меняет всю его жизнь.

СОВЕТ МИНИСТРОВ, высший правительственный орган Российской Империи. Первоначально (окт. 1857) Совет министров был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным Советом и Комитетом министров. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного Совета и председатель Комитета министров, а также - по особому назначению царя - другие высшие чиновники. Председателем Совета министров был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение Совета министров всех вопросов. Совет министров обсуждал дела общегосударственного характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др.

Большинство заседаний Совета министров проходило в 1858-64. В 1870-х его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании Совета министров (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа Совета министров возобновилась только в янв. 1905. В июне-июле 1905 Совет министров обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещательного учреждения, которое именно в совете получило название Государственной думы.

19 окт. 1905 Советом министров был утвержден подготовленный председателем Комитета министров С. Ю. Витте проект закона «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». По этому закону Совет министров был преобразован, и на него было возложено «направление и объединение действий Главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет Министров, кроме того, рассматривал предварительные предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Государственную думу и Государственный Совет; «всеподданнейшие» доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегосударственное значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене главных должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

В состав Совета министров входили министры, главноуправляющие, государственный контролер, обер-прокурор Синода, а также председатель Государственного Совета и наместник Кавказа. Председатель Совета министров назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство Совета министров велось постоянной канцелярией Совета министров (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета министров. Председатель Совета министров получил огромные права первого чиновника в государстве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в Совете министров министры: военный, морской, двора и государственный контролер, имевшие право выносить на рассмотрение Совета министров лишь те меры, которые находили нужными обсудить совместно. Заседания Совета министров проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в специальных журналах. С 1906 компетенция Совета министров расширилась. По ст. 87 Основных законов Российской Империи от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Государственного Совета и Государственной думы Совет министров обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как «высочайшие указы», которые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало принятие любого закона без обсуждения в Государственной думе и Государственном Совете. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 - февр. 1907) через Совет министров было проведено 59 чрезвычайных «указов» по ст. 87. После упразднения Комитета министров 24 апр. 1906 большая часть его административных функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др. - всего 42 категории дел в 1909) была передана в Совет министров.

Совет министров Российской империи
Общая информация
Дата создания 19 октября 1905 года
Предшествующее ведомство Комитет министров Российской империи
Дата упразднения 27 февраля 1917 года
Заменено на Временное правительство России
Председатель Совета Министров С. Ю. Витте (первый)
Георгий Львов (последний)

Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи , созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего «управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Министры перестали быть отдельными чиновниками , ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.

Состав

Совет министров возглавлялся Председателем совета министров .

В Совет министров входили:

  • Министр путей сообщения
  • Министр императорского двора

1-й период

  1. Александр II (1857-1881)

2-й период

  1. Витте, Сергей Юльевич (19 октября 1905 - 22 апреля 1906)
  2. Горемыкин, Иван Логгинович (22 апреля - 8 июля 1906)
  3. Столыпин, Пётр Аркадьевич (8 июля 1906 - 1 сентября 1911)
  4. Коковцов, Владимир Николаевич (11 сентября 1911 - 30 января 1914)
  5. Горемыкин, Иван Логгинович, повторно (30 января 1914 - 20 января 1916)
  6. Штюрмер, Борис Владимирович (20 января - 10 ноября 1916)
  7. Трепов, Александр Фёдорович (10 ноября - 27 декабря 1916)
  8. Голицын, Николай Дмитриевич (27 декабря 1916 - 27 февраля 1917)

1-й период

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

Примечания

Литература

  • Государственность России . М., 2001, кн. 4, стр. 136-139.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. Статья Водовозова В. В.

Wikimedia Foundation . 2010 .

12 (24) ноября 1861 г. в России был учреждён Совет министров как совещательный орган по общегосударственным делам. Неофициально Совет стал функционировать ещё с октября 1857 г., а первое его заседание состоялось 19 (31) декабря 1857 г.

Совет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно.

В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором.

Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений.

С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились.

Деятельность Совета министров была возобновлена 3 (16) февраля 1905 г. в связи с необходимостью проведения государственных преобразований. По закону 19 октября (1 ноября) 1905 г. Совет стал выступать в новом качестве высшего государственного органа страны.

Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Создание Совета министров Российской империи // Правоведение. 1993. № 2; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977; То же [Электронный ресурс]. URL:

Учреждение этого ведомства последовало в 1861 г. в связи с невозможностью правильной организации координации деятельности отдельных министров, продолжавших практику представления докладов Императору в обход Комитета Министров. Функционально это учреждение существует в России и по сей день, претерпев существенные изменения в 1906 г. В советский период с 1917 по 1946 г. он существовал как Совет народных комиссаров (СНК), затем вновь был переименован в Совет Министров, затем в Кабинет Министров (1990 - 1991 гг.), а сейчас просто Правительство России.

Конечно, вряд ли правильно сравнивать Совет Министров дореволюционной России с нынешним правительством; если это делать формально, фактически, строго функционально между Совмином Российской империи и Правительством Российской Федерации имеется гораздо больше общего, нежели это можно было бы себе представить. Немаловажным для такого функционального сравнения является еще и то, что статус и полномочия Императора по Осн. гос. зак. от 24 апреля 1906 г. представляют собой разительное сходство со статусом и полномочиями Президента РФ.

Итак, Правительство Российской империи в качестве единой корпорации министров существует с 1861 г. Всего исследователи истории этого учреждения выделяют во времени его существования несколько периодов: 1857 - 1861 гг. - время становления; 1861 - 1881 гг. - активная работа министров в Совете; 1881 - 1905 гг. - эпоха номинального существования этого органа; 1906 - 1914 гг. - становление новой организации и практики уже единого правительства: 1914 - 1917 гг. - эпоха войны, потребовавшая от Совета Министров новой организации, отвечавшей требованиям военного времени. Каждый из этих периодов имеет свои особенности, приведшие к изменениям в ту или иную сторону роли Совета.

Состав Совета Министров в первый период его существования целиком был обусловлен функциональным предназначением этого органа: Император - председатель, все министры и главноуправляющие ведомств - члены. Впрочем, Император мог назначить к присутствию в нем и других лиц. В случае обсуждения Советом мер законодательного характера в его состав входил Государственный секретарь, начальник Государственной канцелярии - структурного подразделения Госсовета.

Радикальное изменение состава и компетенции Совмина состоялось в ходе широкой конституционной реформы 1905 - 1906 гг. Потребность в обновлении роли и места Совета очень четко и емко выразил барон Б.Э. Нольде: "С одной стороны, общее признание, что надо чем-то гарантировать единство действий глав отдельных управлений, и, с другой стороны, что такое единство делается настоятельным требованием политической жизни, раз рядом с управлением создаются строго обособленные органы власти законодательной" [Нольде. 1911. С. 121 - 122] . Характерно при этом то, что по времени такая коренная реформа Совета совпала с изданием Манифеста от 17 октября 1905 г., выражением чего послужило опубликованное Высочайшее повеление от 18 октября 1905 г.: "Государь Император Высочайше соизволил повелеть Председателю Комитета Министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о Совете Министров" (ПВ. N 222. 18 октября 1905). Фактически данное Повеление санкционировало подготовленный к тому времени проект нового Положения о Совете Министров , которое и было утверждено в качестве закона (Именным указом) 19 октября 1905 г., явившегося позднее источником гл. 5 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г., при дальнейшей кодификации - гл. 11 Св. осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1906 г.


Значение Учреждения Совета Министров 1905 г. по условиям того времени трудно переоценить, так как этот акт явился очень подробным законом, регулировавшим статус и полномочия единого Правительства России. Самым главным нововведением закона было учреждение постоянно действующего главы правительства - Председателя Совета Министров и существенное сужение практики всеподданнейших докладов министров в обход самого Совета. Окончательно практику таких докладов искоренить не удалось. В частности, это обусловливалось приданием ведомству трех министров: иностранных дел, Двора и уделов военного статуса, определяющегося скорее положениями ст. ст. 8, 12 - 14 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г. и ст. 14 Указа от 19 октября 1905 г. как ведомств, находящихся в прямом подчинении Императора. В остальном только Председатель Совета Министров мог теперь входить со всеподданнейшими докладами, которые требовали резолюции Государя (ст. 7 Указа от 19 октября 1905 г.); министры, в случае необходимости получения такой резолюции, обязаны были вносить свой доклад в предварительном порядке в Совет: "Такие всеподданнейшие доклады вносятся на рассмотрение Совета его Председателем или же, по соглашению его с подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью, докладываются сими последующими непосредственно Государю Императору, при том в случае надобности в присутствии Председателя Совета Министров" (ст. 17 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Однако после успокоения страны Император de facto возобновил прежнюю практику заслушивания всеподданнейших докладов. Впрочем, она не была соизмерима с прежней, кроме того, всегда следует помнить, что законодательство предоставляло такое право Императору по ведомству трех вышеупомянутых министров. В добавление к трем министрам дальнейшая практика установила право самостоятельного доклада Государю в обход Совмина Государственного контролера, обер-прокурора Синода, таким же правом пользовались и председатели внесоветских органов: Совета обороны, Адмиралтейств - совета, Комитета финансов и некоторые другие.

Другой важнейшей новеллой в отношении Совета Министров явилось учреждение поста Председателя Совмина - формального премьера, главы правительственной коллегии страны. Несмотря на явную новизну этого органа, отсутствие прямых аналогий, как говорил барон Б.Э. Нольде, "председатель не pimus inter pares , каким являются председатели многих наших административных коллегий; его должность не почетное удаление от дел, скрашенное внешним почетом и правом руководить прениями авторитетной коллегии, какой была, например, должность дореформенного председателя Комитета Министров. Напротив, Председатель Совета Министров пользуется такими правами по отношению к другим членам Совета, которые ставят их в подчиненное по отношению к нему положение, и, вооруженный этими правами, он является представителем Совета перед Верховной властью, с одной стороны, и перед законодательными учреждениями - с другой" [Нольде. 1911: 175] . Нам же представляется возможным увидеть в этой административной фигуре кумуляцию компетенции и прав некоторых высших должностных лиц Империи.

Прежде всего представляется возможным указать на должность Председателя Комитета Министров, чье формальное положение главы коллегии и вытекающие отсюда процедурные права (руководство заседанием и т.п.) унаследовал глава правительства; также представляется возможным указать на сферу компетенции министра внутренних дел, который, по признанию современников, до конституционной реформы являлся фактическим премьером - лицом, несшим всю полноту ответственности за формирование и осуществление внутренней политики Империи. Одновременно с этим можем сослаться на четкую юридическую формулу, выведенную бароном Б.Э. Нольде в его превосходном исследовании, которой он пытался объяснить природу власти Предсовмина: "Если закон по общему правилу не налагает на Монарха обязанности управлять при участии Совета Министров, то, напротив того, обязанность обращения к Совету Министров в делах управления самым категорическим и определенным образом возложена на министров. В этом основной источник авторитета и влияния этой коллегии на дела управления. Этот авторитет и влияние почерпается Советом не сверху, не путем делегации ему части прав Монарха, а снизу, путем делегации ему части полномочий отдельных министров" [Там же. С. 193] .

Итак, Председатель Совета Министров как глава Правительства Империи осуществлял общее руководство деятельностью Совета: он получил право всеподданнейших докладов, которым ранее пользовался каждый министр (ст. 7 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.); представлял Совет и любое из министерств по делам общего управления в Думе и Госсовете (ст. 6 отд. I. Там же ); он требовал от подчиненных ему министров предоставления всех необходимых сведений (ст. 8 отд. I. Там же ); приглашал на заседания Совета своей властью необходимое количество экспертов; санкционировал осуществление министрами мер по законодательным проектам и по делам общего управления (ст. 13. Там же ). Вместе с тем предполагавшееся в прежних проектах наделение Предсовмина широкой дисциплинарной властью, например предполагалось предоставить ему единственному право представлять Императору кандидатуры на тот или иной министерский пост, право инициировать перед ним отставку того или иного министра, не состоялось. Вместо этого принята была статья неопределенного содержания: "Предположения начальников ведомств, принадлежащих к министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и местного управления поступают на обсуждение Совета Министров" (ст. 15 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Одновременно с этим к ведению исключительно Императора относились назначения по ведомствам: военному, иностранных дел, Двора и уделов. Председатель не наделялся правом решающего голоса в случае разделения мнений членов Совмина поровну (ст. 16. Там же ).

По составу Совмин периода 1906 - 1917 гг. не претерпевал серьезных изменений, единственное новшество - это упразднение председательствования в нем Императора, хотя ст. 5 отд. I Указа от 19 октября 1905 г. предусматривала случаи, когда "Императорскому Величеству благоугодно председательствовать в Совете Министров, Председатель Совета участвует в нем на правах члена". Членами Совета являлись все министры и главноуправляющие ведомств, состоящих на правах министерств, начальники прочих учреждений присутствовали на заседаниях Совета Министров "лишь по предметам своего ведомства" (ст. 2 отд. I. Там же ). Как мы указывали выше, Предсовмина мог приглашать на заседания Совета экспертов.

Дальнейшая практика существования Совета Министров как коллегиального правительственного органа была подвержена разноплановым, подчас противоположным влияниям и направлениям. Огромное значение для положения Совмина имели и личностные качества его Председателя. В этой связи история правительственной коллегии после 1906 г. может делиться на два периода: при П.А. Столыпине и после него. Мощь и государственный ум Петра Аркадьевича Столыпина, планы его реформ по преобразованию государственного управления России, осуществись они, как знать, не прошло бы по стране "красное колесо". Другая сумма влияний выражалась в интенсификации управления различными отраслями государственной жизни. В этой связи привлекает внимание практика создания межведомственных комитетов под эгидой Совмина: малый Совмин (так он именуется в литературе), посвященный рассмотрению технических и малозначительных дел, подведомственных Совету; Особое совещание по делам Великого княжества Финляндского, созданное в 1907 г. в связи с изменением статуса Императора - Великого князя: между ним и этой провинцией после 1906 г. стала Государственная Дума (подробно этот вопрос мы рассмотрели выше); Комитет по заселению Дальнего Востока, образованный в 1909 г. в рамках общей столыпинской аграрной реформы, и др.

Вместе с тем расширение общей государственной политики, направленной на вмешательство государства в экономику, ставило перед правительством задачу более широкого и глубокого регулирования различных областей жизни общества. Мы бы погрешили против истины, если бы не упомянули и обратных тенденций, во главе которых стоял Император; они были направлены к постепенной ревизии всех конституционных актов 1905 - 1906 гг. Об этом достаточно много писалось до революции и после. Если оставить в стороне непозволительный тон, составлявший отличительную черту советской историографии по этому вопросу, то в целом придется согласиться, что во многом советские историки были правы. Но во многом - не значит, что во всем. Личность Николая II, убитого большевиками вместе с детьми, обязывает видеть в его попытках "реставрации" доконституционных порядков лишь шаги к улучшению далеко не идеального порядка управления Россией после 1906 г. Он понимал эти шаги так, как мог, но это вовсе не повод к предвзятой обструкции его политики; очевидно, что речь в данном случае может идти только о той системе ценностей, которой он руководствовался, и о той, которой руководствуются его хулители.

Нападение Германии на Россию в августе 1914 г. поставило перед ней задачу организации управления армией и тылом, управления всем народным хозяйством. Немаловажную роль в реорганизации промышленности страны на военный лад сыграла система так называемых особых совещаний - уникальных органов управления отдельными отраслями промышленности. Совещания создавались под руководством соответствующего министерства, включая одновременно представителей промышленных кругов и рабочих. Всего по Закону от 17 августа 1915 г. было создано четыре особых совещания: по обороне; по перевозкам; продовольствию и топливу. Система возглавлялась Особым совещанием по обороне и действовала в теснейшем взаимодействии с органами военного и гражданского управления.