Что такое гейзеры и как они действуют? Гейзеры Что такое гейзер кратко.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Гейзеры»

Вид проекта: исследовательско -познавательный проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Гипотеза: что такое гейзер? Можно ли создать искусственный гейзер самим?

Объект исследования: вода, гейзер.

Предмет исследования : использование знаний о свойствах воды и природном явлении -гейзер в проектно – исследовательской деятельности.

Актуальность исследовательской деятельности:

Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов, и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого задуманного результата. Все дети любят различные эксперименты и опыты с водой . Любой взрослый знает, что при температуре ниже 0 вода замерзает и становится твердой, а при 100 градусах С закипает и поднимается в виде пара. Для ребенка же все это неизвестно, и поэтому очень интересно. Изучая такие свойства воды, как нагревание, парообразование у детей возник вопрос: есть ли в природе вода в горячем состоянии? Так возникла идея по изучению природного явления – гейзер.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательною и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми – возможность проектировать в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Метод экспериментирования позволяет детям развивать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путём самостоятельного исследования мира.

Цель проекта: познакомить детей с природным явлением – гейзерами и их строением, причиной извержения.

Задачи проекта:

Образовательные:

Систематизировать и закреплять имеющие знания о свойствах воды, познакомить с природным явлением – гейзер.

Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведение исследовательских работ и наблюдений,

Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований,

Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

Развивать способности у детей дошкольного возраста к исследовательской деятельности,

Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания,

Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу,

Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость,

Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познавательно- исследовательской деятельности,

Воспитывать разумное и бережное отношение к природе.

Методы исследования (карточки-символы):

  1. Метод «Посмотреть в энциклопедиях, книгах о том, что исследуем».
  2. Метод «Обратиться к компьютеру, интернету».
  3. Метод «Спросить у родителей».
  4. Метод «Провести эксперименты».
  5. Метод «Вопросов и ответов».

Предполагаемый результат:

Умение включаться и самостоятельно проводить эксперименты;

Расширить знания детей о воде и её свойствах;

Развить у детей познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки;

Сформировать навыки и умения самостоятельного ведения эксперимента и использование его итогов в творческой деятельности;

Научить делать выводы из полученных результатов;

Стремиться транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Этапы исследовательской работы:

1 Этап. Подготовительный .

Задачи этого этапа: анализ ситуации; определение основных его целей, формирование экологического сознания, экологической культуры.

2 этап. Организационный.

Задачи этого этапа: создание экологической среды в группе, привлечение к предстоящей творческой работе в инновационном решении, разработке планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования.

  • Проведение с детьми бесед и занятий.
  • Чтение художественной литературы, стихотворений.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций.

3 этап. Практическая деятельность.

Задачи этого этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей о свойствах воды и природном явлении гейзер .

  • Выполнение экспериментов и опытов с водой.
  • Проведение игры –КВН «Волшебная вода».
  • Создание фотоальбома – эксперименты с водой.
  • Выпуск газеты: «Гейзер- волшебный фонтан»
  • Просмотр презентации «Долина гейзеров на Камчатке».

Проведение открытого интегрированного занятия.

4 этап. Итоговый.

Задачи этого этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Защита исследовательской работы «Гейзер – волшебный фонтан».

Экспериментальная часть.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт2.У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

Опыт3.У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт 5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

Опыт 6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 7. Вводе некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

Опыт 8.Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

Опыт 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10. Вода не имеет формы.

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Опыт «Извержение гейзера»

Для опыта нам понадобится:

Макет гейзера,

2 чайные ложки соды,

2 чайные ложки лимонной кислоты,

Стакан воды

Выводы: гейзеры - очень редкое и одно из самых красивых явлений природы. Давление пара снизу так велико, что выталкивает воду из канала в виде огромных фонтанов кипятка и клубов пара. Величина фонтанов гейзеров и характер их действия зависят от величины и расположения подземных камер, каналов и силы давления пара.

Сотрудничество с родителями

Оформление информационно – просветительного материала в виде папок – передвижек «Детское экспериментирование».

Привлечение родителей к участию в мероприятии в рамках проекта:

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

Создание совместно с детьми альбомов по проведению опытов;

Подбор материалов в помощь в оформлении лаборатории.

Список используемой литературы

  1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.
  2. Мирская Е.И. «Моя первая книжка наука», 1998 г.
  3. Буянова Н.Ю. «Я познаю мир: Детская энциклопедия»,1998 г.
  4. Книга вопросов и ответов что? Где? Почему? ,2002 г.
  5. Интернет – ресурсы

Этого .

Гейзер — это поток воды из-под земли. Но нужно учитывать, что отличаются, и гейзер не равен артезианской воде, потому что у них разные причины возникновения. У гейзера причина возникновения — вулканическая деятельность. А у артезианской воды — перепад давления и выдавливание воды.

Также нужно отличать гейзер от грязевых вулканов, поскольку грязевые вулканы — это тоже поток воды из-под земли (хоть и грязной). Но причина грязевых вулканов — это гниение органики глубоко под землёй. Тогда как гейзер — это вода, поднятая вулканической деятельностью. Посмотрим на гейзер подробнее.

Мало кто знает, что "Гейзер" (исл. geysir) — это название одного из источников кольца гейзеров в Исландии; слово происходит от исландского geysa — хлынуть. То есть, с гейзерами произошло то же самое, что и с ксероксом на территории СНГ: название одного элемента (компании или вулканического источника) перешло на целую группу подобных элементов. И сейчас гейзер — это источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности.

Гейзеры могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям и так далее; в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов, связанных с лавой.

Деятельность гейзера характеризуется периодической повторяемостью

  • покоя,
  • наполнения котловинки водой,
  • фонтанирования пароводяной смеси и интенсивных выбросов пара,
  • постепенно сменяющихся спокойным их выделением,
  • прекращением выделения пара и наступлением стадии покоя.

Под именем "Гейзер" в Исландии известен холм конической формы, срезанный на вершине, где находится воронкообразное углубление. Из этого углубления периодически, от 24 — 30 часов, обнаруживается извержение, при котором наблюдается взрыв, — выбрасывается вода, находящаяся в воронке гейзера, а за нею и пары воды.

Различают регулярные и нерегулярные гейзеры. У первых продолжительность цикла в целом и его отдельных стадий почти постоянна, у вторых — изменчива, у разных гейзеров продолжительность отдельных стадий измеряется минутами и десятками минут, стадия покоя длится от нескольких минут до нескольких часов или дней.

Можно и искусственновызвать гейзер к деятельности, бросая внутрь его воронки камни. Тако ебросание камней может заставить гейзер нарушить его обыкновенные периоды, и воспоследует взрыв, при котором, кроме вышеупомянутых продуктов извержения, будут выброшены и камни.

Причина периодической деятельности гейзеров давно привлекала в себевнимание ученых. Учёные прежде всего постарались определить температуру воды в гейзере до извержения. Такое определение показало, что в то время, когда на поверхности воды в гейзере наблюдается около 80° C, на глубине 22 метров вода находится при 126° С, то есть, в перегретом состоянии, но она не кипит, потому что давление столба воды в 22 метра достаточно, чтобы задержать кипение.

Впрочем, положение неустойчиво, и от нижних слоев воды идет передача высокой температуры к верхним, в когда верхние слои закипят, сразу нарушается установившееся равновесие, и вода, находящаяся под давлением, моментально обращается в пар, выбрасывает вышележащую воду, за которй выходить и сам пар.

Для передачи более высокой температуры от нижних слоев к верхним в различных гейзерах необходимо различное время, вот почему и различные гейзеры извергаются чрез различные промежутки времени.Это объяснение подтверждается и бросанием в гейзер камней, чтобы возбудить его деятельность. Такое бросание равносильно перемешиванию воды и даёт возможность верхним слоям скорее закипеть.

Кстати, если вам выпадет возможность побросать в гейзер камни, будьте готовы уворачиваться не только от горячей воды, но и от камней 🙂

Итак, гейзер — это поток воды из-под земли вследствие вулканической деятельности.

Гейзерами называют источники, которые периодически извергают в виде фонтана горячую воду и пар.


Для рождения и существования этих «водных вулканов» нужен комплекс из трёх подземных факторов:

— особая система полостей и каналов.

Вода, извергаемая гейзером, просачивается под землю после дождей, таяния снега, из ложа рек и озёр. Максимально она может достичь глубины примерно до 2 км. Для появления гейзера нужно, чтобы здесь же был источник тепла. Такое бывает лишь в активных вулканических местностях, где в недрах нагреваются и перемещаются расплавленные горные породы, газы.

Подогретая на подземной «печке» вода может по трещинам и порам вернуться к поверхности в виде обычных горячих источников. Но иногда она скапливается в полости, из которой наверх ведёт один или несколько узких каналов. По ним-то вода и выталкивается наружу. Гейзер «Старый служака» (США) выбрасывает за пятиминутное извержение до 32 тысяч литров кипятка. Неудивительно, что в Исландии гейзерной водой обогревают дома, тепличные хозяйства.

Многие гейзеры как красочные и редкие явления природы – объекты внимания туристов. Бассейны вокруг отверстия гейзеров заселяют бактерии, которые любят тепло и прекрасно чувствуют себя в очень горячей воде. Гейзеры дали им шанс расселиться далеко на Север.

Что заставляет гейзеры извергаться?

Мнения геологов тут расходятся. Одна из теорий рисует такой сценарий.

Подземная вода накапливается в разломе плотных и прочных пород. Они не позволяют влаге просачиваться сквозь них. Выход возможен лишь через трещины-каналы, которые сужаются кверху и открываются где-то на поверхности.


Вода в канале остывает и, по законам физики, стремится опуститься. Но подогрев снизу создаёт давление воды и не позволяет ей этого. В результате вода посреди канала сдавливается и сверху, и снизу.

Даже нагревшись до 100°С, она из-за повышенного давления не закипает. Перегретая вода поднимается выше по каналу, тут давление ослабевает, и она начинает-таки закипать. Пар резко увеличивается в объёме и вылетает вместе с кипящей водой через выходное отверстие. Следом выбрасывается и часть закипающей воды из резервуара.

Снаружи пар мигом охлаждается и превращается в облако . Пена оседает, часть воды стекает назад в канал – до следующего извержения.

Где можно встретить гейзеры?

На Земле не так много мест, где сходятся разом все три условия, необходимые для рождения гейзеров. Известно пять гейзерных полей: в Исландии, в каньоне «Долина гейзеров» на Камчатке, национальном парке «Йéллоустоун» (США), горном районе Эль-Тáтио на севере Чили, близ вулкана Тáупо на Северном острове Новой Зеландии.

Какой гейзер самый знаменитый в мире?

Пожалуй, тот, что находится в Исландии и активен вот уже 10 тысяч лет. В незапамятные времена его прозвали Гейзиром, от исландского «geysa» – хлынуть. Этот периодический фонтан стал первым, описанным в печатной книге. Уже в XVIII веке его знали по всей Европе, и позднее в его честь такие феномены стали называть гейзерами.

Первоначально участок с этим чудом природы принадлежал местному фермеру, тот продал его бизнесмену, который окружил гейзер высоким забором и пускал зрителей только за плату. Владельцы менялись, последний в 1935 году подарил участок «исландскому народу на вечные времена».

Некогда Гейзир извергался каждые полчаса. Он пережил несколько землетрясений, которые явно взбадривали его. После землетрясения 2000 года фонтан вырос вдвое и пару дней бил в высоту на уровне 40-этажного небоскрёба! Ныне фонтан стал много ниже и появляется лишь трижды в день.


Специалисты научились расчищать канал гейзера, когда тот засоряется. Особенно много народу собирается здесь 17 июня – Дня независимости. Накануне тут по заданию правительства работают геологи. Их обязанность – обеспечить праздничные «салюты» гейзера-старожила, и он никогда не подводит.

К сожалению, единственный гейзер, что мне довелось наблюдать в своей жизни - порыв теплотрассы зимой несколько лет назад. :) А если серьезно, то увидеть это явление в живую - одно из моих желаний, и скоро оно осуществится - зимой я поеду в Исландию!

Что такое гейзер

По сути, это все, что осталось от былой вулканической активности на нашей планете. Гейзеры представляют собой достаточно величественное явление: кипящая вода с грохотом вырывается на поверхность в виде столба, который нередко достигает 50 метров. Это продолжается всего несколько мгновений, а затем напор постепенно убывает, пар рассеивается, и наступает тишина. Но бывают и такие источники, что напоминают лужи горячей воды, покрытые пузырьками. Как правило, место вокруг представляет собой нечто вроде бассейна или кратера небольшой глубины. В радиусе нескольких метров поверхность покрыта мощными слоями отложений кремнезема - гейзеритом. В некоторых местах вырастают огромные конусы, порой до нескольких метров в высоту. Для образования таких фонтанов необходимы:

  • вода;
  • тепло;
  • система подземных каналов либо полостей.

Извергаемая вода - не что иное, как обычные осадки, что просочились сквозь землю, либо подземные воды близлежащих водоемов. Как правило, вода достигает глубины не более 2 км., однако на этом этапе необходим источник тепла. Таковым выступает участок, расположенный в месте вулканической активности, где на огромных глубинах перемещаются разогретые вещества. Почему извергается гейзер? Однозначного ответа не существует, лишь несколько теорий. Согласно одной из них, такое происходит благодаря изогнутой форме каналов, где в изгибах накапливается пар. Когда его концентрация доходит до критической отметки, он с силой выталкивает воду из полостей. Вот и выходит, что гейзер периодически выстреливает мощной струей воды и пара.


Черный курильщик

Эта разновидность термальных источников была обнаружена в 1978 году и поначалу озадачила многих ученых. Тщательные исследования этого феномена позволили утверждать, что природа их схожа с гейзерами, однако имеет некоторые особенности. Основную роль здесь также играют вода и тепло, однако проникающая сквозь разломы коры жидкость вступает в ряд химических реакций с горными породами. Таким образом, разогретая вода вырывается обратно, однако теперь она обогащена рядом веществ, которые при охлаждении окружающими водами выпадают осадком в виде красивого «дыма».

Появление гейзеров на поверхности обусловлено наличием в глубине напорных термальных вод с температурой значительно выше 100° С. Только в этом случае существованием на возможно интенсивное парообразование в процессе подъема воды вверх, уменьшение объемного веса и как следствие извержение пароводяной смеси. Перерыв в извержении, что отличает гейзеры от постоянно действующих кипящих источников, связан с опережающим движением пара по каналу гейзера, самоохлаждением воды, а также несбалансированным поступлением перегретой воды по сравнению с возможностью выброса пароводяной смеси из канала с относительно большим сечением. На глубине в несколько сотен метров происходит быстрое повышение температуры воды до точки кипения. Выводной канал гейзера имеет изгибы, препятствующие выходу на поверхность пара и охлаждению воды путем конвекции (4, стр. 92).Полагают, что бoльшая часть изверженной воды поступает в канал гейзера через трещины с поверхности земли. Однако высокие температуры горных пород указывают на присутствие недавно застывшей или застывающей магмы на небольшой глубине; следовательно, часть воды может быть и магматического происхождения. Щелочные воды гейзеров содержат растворенный кремнезем. Края такого бассейна и прилегающей к нему площадки покрыты отложениями содержащегося в кипятке кремнезема. Эти отложения называются гейзеритом. Около некоторых гейзеров образуются конусы из гейзерита высотой до нескольких метров (См. Рис. 4).

Рис. 4. Отложения кремнезема.

Многие гейзеры окружены натеками разноцветного гейзерита, которые покрывают иногда большие площади. Так, например, около самого большого камчатского гейзера Великан, выбрасывающего фонтан высотой в несколько десятков метров, образовалась площадка гейзерита примерно в гектар. Она вся покрыта натеками в виде маленьких каменных розочек серовато-желтого цвета. Неподалеку находится гейзер Жемчужный, названный так по форме и цвету отложений гейзерита. Гейзер Сахарный окружен красивыми отложениями нежно-розового гейзерита.

Классификация

Гейзер функционирует циклически. Состояние покоя сменяется наполнением внутреннего пространства водой, выхода её наружу в виде фонтана и выбросов пара. Фонтанирование постепенно переходит в более спокойное выделение, которое затем прекращается вообще.Различают регулярные и нерегулярные гейзеры. У первых продолжительность цикла в целом и его отдельных стадий почти постоянна, у вторых -- изменчива, у разных гейзеров продолжительность отдельных стадий измеряется минутами и десятками минут, стадия покоя длится от нескольких минут до нескольких часов или дней. Вода, выбрасываемая гейзерами, относительно чистая, слабо минерализованная (1--2 г на литр), по химическому составу -- хлоридно-натриевая или хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая, содержащая относительно много кремнезёма, из которого у выхода канала и на склонах образуется близкая к опалу порода -- гейзерит. Главная масса воды гейзеров -- атмосферного происхождения, возможно, с примесью магматической воды. Деятельность гейзеров в целом относительно кратковременна и зависит от ряда условий -- уменьшения теплового потока, прекращения у каналов гейзера движения подземных вод (2, стр.144-167).Внешне гейзер напоминает усечённый конус с крутыми склонами. Правда, есть и другие варианты. Так, иногда они выглядят как низкие пологие купола, чашеобразные углубления, котловины, ямы неправильной формы. На дне или на стенах гейзеров расположены выходы каналов, через которые и поступает вода. Гейзеры могут иметь вид небольших усечённых конусов с достаточно крутыми склонами, низких, очень пологих куполов, небольших чашеобразных углублений, котловинок, неправильной формы ям, в их дне или стенках находятся выходы трубообразных или щелеобразных каналов,связанные с лавой.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Бывают горячие источники, похожие на лужи, в которых вода кипит пузырями. Обычно вокруг гейзера есть бассейн или неглубокий кратер поперечником в несколько метров. Края такого бассейна и прилегающей к нему площадки покрыты отложениями содержащегося в кипятке кремнезема. Эти отложения называются гейзеритом. Около некоторых гейзеров образуются конусы из гейзерита высотой до нескольких метров (6, стр.146).