Ганг - «Энциклопедия. Река инд и ганг - информация, фото, описание Где берет начало река ганг

Река Ганг играет особую роль в истории и современной жизни Индии. Эти плодородные равнины населены и обрабатываются уже тысячи лет. Сегодня здесь живут и пользуются ресурсами Ганга миллионы людей. В дельте Ганга находятся знаменитые мангровые леса, где создан Национальный парк Сундарбан - место обитания бенгальского тигра.

На фото изображен город Варанаси (иначе - Бенарес) на реке Ганг в индийском штате Уттар-Прадеш - один из важнейших центров паломничества как для последователей индуизма, так и для буддистов и джайнов.

На берегах Ганга есть несколько особо чтимых мест паломничества, привлекающих верующих со всей Индии. Одно из них — город Харидвар.

Длина реки: 2700 км.

Площадь бассейна водосбора: 1 060 000 км. кв.; вместе с бассейном Брахмапутры (с ней Ганг формирует общую дельту) 1 643 000 км. кв.

Площадь дельты: 105 640 км. кв.

Средний сток: 12 000 м3/с

Река Ганг с давних времен является центром индийской цивилизации. Сегодня в ее бассейне проживает более полумиллиарда человек. Здесь находятся такие памятники человеческой культуры как мавзолей Тадж-Махал в Агре . Именно Ганг является колыбелью Буддизма, так как в его долине бродил Будда, рожденный примерно в 563 году до н.э., в состоянии полного отрешения, в окружении немногочисленных друзей, пока не достиг просветления.

Примерно за 2 тысячи лет до нашей эры началось перемещение активной политической и религиозной жизни из долины Инда в более плодородную долину Ганга. Это было вызвано тектоническими изменениями на полуострове Индостан в результате которых Инд изменил русло, и обмелел.

Где протекает: Ганг берет начало в месте слияния реки Бхагиратха с рекой Алакнандой возле селенья Девпраяг. Выстоа истока над уровнем моря равна 636 метров. Река Бхагиартха в свою очередь берет начало из ледника Ганготри на высоте 7 756 метров выше уровня моря. Здесь же расположено одноименное с ледником селенье, являющееся центром паломничества индуистов. Они верят, что здесь живет богиня Ганга — воплощение священной реки Ганг. Богиня является символом материнства, связью между мирами и средством для очистки.

Ледник Ганготри — место, где обитает богиня Ганга.

В среднем течении Ганг замедляется и медленно течет по равнинной местности в юго-восточном направлении. Здесь расположены такие большие города как: Канпур, Аллахабад, Мирзапур, Варанаси, Патна, Бхагалпур (Индия), Раджшахи (Бангладеш).

В нижнем течении река начинает делиться на множество рукавов. Главный из рукавов Ганга – Падма, возле городка Раджбари принимает в себя Джамуну. Джамуна, в свою очередь, также является рукавом другой большой реки Брахмапутры.

Соединившись, воды обеих рек мощным потоком изливаются в Бенгальский залив. Ганг и Брахмапутра образуют самую большую и самую запутанную на земном шаре дельту. На ее территории расположен самый большой мангровый лес в мире — Сундарбан. Это невероятно запутанный лабиринт из топей, рукавов и бухт длинной в 265 км и шириной в 350 км. Этот участок постоянно изменяется. Острова, покрытые мангровыми лесами, могут возникать и исчезать под воздействием наводнений и морских приливов.

Экологические проблемы.

Как не парадоксально это звучит, но сегодня жилище богини в опасности. По некоторым прогнозам, если сохранятся сегодняшние темпы отступления ледника, то он исчезнет до 2030 года. Это будет иметь не только религиозный эффект. Количество воды в реке также неминуемо сократиться.

Со своей очистной функцией богиня Ганга тоже справляется с трудом. Каждый день в реку попадает 365 млн литров неочищенных промышленных и канализационных отходов. Это при том, что государсво выделяет миллиарды долларов на ее очистку. При таком уровне загрязнения река просто физически не успевает очищаться. Поэтому Ганг считают самой грязной в мире рекой.

Проблему усугубляет Индуистская традиция сжигания умерших на берегу Ганга. Бедные семьи часто просто скидывают мертвых в реку, у них не хватает денег чтоб купить дрова. Смотрите больше фото в статье:»Ужасы реки Ганг «, но предупреждаю сразу, что слабонервным и детям лучше не смотреть.

Не смотря на загрязненность реки, каждый год около 700 млн. человек совершают в ней религиозное омовение с целью очистится. Из них, примерно от 0,5 до 3,6 млн. гибнут от инфекционных заболеваний. Это, в основном, дети. Но как говорится — на все воля божья.

Говорят, кто не был в Агре и не видел Тадж-Махал, тот не был в Индии, мое мнение с этим расходится. Я бы сказал, кто не был в Варанаси, тот не видел настоящей Индии. Трудно увидеть Варанаси по картинкам, его надо прочувствовать эту грязь и хаос, пронюхать эту вонь аммиака, который выедает глаза вперемешку с благовоньем, и жаркий, очень влажный воздух, увидеть ритуалы, цвета и краски, толпы паломников той настоящей Индии.


Ганага — индуистская богиня, воплощение священной реки Ганг, в индуистской мифологии — небесная река, которая спустилась на землю и стала рекой Ганг.

Паломники стекаются сюда не только со всей Индии, едут со всего мира, особенно к её истокам и городам Харидвар, Аллахабад и Варанаси (самое колоритное место, для нас любопытных).

Вдоль городской набережной взгляду открываются ряды каменных ступеней (Гхаты). Гхаты - каменные ступени, служащие для ритуального омовения индуистов и как места кремации, раскинувшиеся вдоль берега на несколько километров. По ним паломники спускаются к воде. Тут же они и отдыхают.

Священный Варанаси как магнит притягивает к себе индусов.

Спустившись к реке, глаза и нос выедал резкий запах аммиака, влажность настолько повышена, что уже минут через 30 можно было выжимать одежду.

На берегу полно цирюльников, которые делают свою работу, но о модельной стрижке можно даже не думать, сбривают опасной бритвой под ноль, оставляя только маленький чуб на затылке.

Жизнь и смерть в Варанси — неотделимы друг от друга. Место, где сжигают усопших — расположено ниже по течению от священных набережных.

Много маленьких детей

Поразило, как маленькие детки сидят голыми попками в этой грязи.

Этот малыш спит, прям на каменной набережной, весь в мухах.

Народ кишит, идти по набережной вдоль реки нужно очень аккуратно, смотря внимательно под ноги, чтобы не вступить, во

что-нибудь.

В конце дня, специальный человек запускает помпу и большим напором воды смывает собравшуюся за день грязь со ступеней набережной в реку.

По уступам зданий бегают дикие обезьяны (вверху фотографии)

Местный рынок, который находится вдоль улицы.

Туалет, непонятно почему разная высота кабинок, прекрасно и гармонично вписывается в общий вид торговых прилавков.

Выпечка смотрится красиво и аппетитно, но уличный фастфуд есть не рискнул.

Уличное кафе.

Ремонт обуви

Прилавок с браслетами

На фоне остальных магазинов и прилавков этот бросается в глаза.

Тарелочка из листьев какого-то растения.

Полицейский попросил меня подождать, не фотографировать, принял вертикальное положение и разрешил сфотать.

На рассвете сотни, нет тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах.

Вдоль набережной много храмов.

Люди в одеждах и без входят в реку и совершают омовение. Одни бормочут мантры, зачерпывают воду в ладони и поливают свою голову. Другие, зажав нос, окунаются в воду. Третьи, присев на корточки, пьют священную воду из реки. Каждый думает только о своем ритуале, не замечая никого вокруг.

Зубную щетку им заменяют специальные палочки для чистки зубов.

Тут же на берегу можно и купить зубную палочку.

Индианка продает ритуальные свечи, которые зажигают и пускают по течению священной реки, читая молитвы.

Некоторые заходят полностью, некоторые по пояс, а кто и по щиколотки.

Молятся, купаются, стирают, стригут, сжигают мертвых, чистят зубы, моют посуду, а кто и просто после очередной процедуры - "задний туалет" подмывается — чего только не делают на берегу и в реке Ганг! И это все в одном месте и одновременно и все уверены, что никакой заразы не подцепят, а наоборот, от всех болячек исцелит священная Ганга.

Некоторые паломники надеются на подаяния туристов, те которые самые колоритные, в большинстве случаев, если увидели, отворачиваются от камер, показывая, что надо дать для начала денег. Некоторые, увидев камеру, наоборот останавливаются, позируют, прося глазами хоть что-то, рады даже копейкам.

Спустившись ниже вдоль реки, я наткнулся на прачечную.

Стирка проходит следующим образом: намоченное и натертое мылом белье, размахнувшись со всей силы, ударяется несколько раз по каменной плите. После этого уже чистое, постиранное белье прополаскивают в священных водах реки Ганг и вывешивают для сушки.

Там же чуть выше, купали коров.

Вот здесь народа становилось меньше, но вероятность вступить в каку увеличивалась.

Приготовились к приему пищи.

Лодочники предлагают экскурсию по реке на лодке за небольшое вознаграждение, в пределах 100 рупии (примерно 2 доллара США).

Люди в Индии дружелюбные и приветливые, но это не мешает быть им очень и очень ленивыми.

В Индии я был два раза с промежутком в два месяца и с удовольствием попутешествовал бы еще разок - другой. Остались только положительные эмоции.

По дороге в аэропорт задавили обезьяну. Самолет задержали на 4 часа из-за тумана. По дороге из Аэропорта сбили велосипедиста. Вечером я наблюдал, как умерших сжигают на костре. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо...

Эта статья о Священной Реке Ганг и о том, что происходит на ее берегах.

Из-за за задержки рейса в Варанаси я прилетел с четырехчасовым опозданием. Разместился в гостинице и вечером поехал на реку Ганг, наблюдать вечернюю молитву брахманов. Ехал на веорикше через весь город:

В Варанаси живет более 2 миллионов человек. Даже на велорикше протискиваться по узким улочкам весьма затруднительно:

Вокруг стоит какофония из клаксонов, велосипедных звонков и криков. Мой извозчик постоянно в кого-то упирался, кого-то подрезал и с кем-то переговаривался. Именно здесь на меня навалилось понимание: "Как же здесь много людей!" У меня совершенно не было никакого собственного пространства – я безнадежно бултыхался в огромном людском океане. При этом все мне улыбались и приветливо махали руками:

Варанси расположен на берегу реки Ганг и тянется на протяжении около 8 километров. Вдоль всей набережной к воде спускаются ступени – Гхаты:

Мы подошли в месте, где готовились к самой знаменитой в Индии вечерней молитве Брахманов:

До ее начала мы арендовали лодку и поплыли к месту, где на кострах сжигают умерших, а их прах развеивают над Гангом. Гид рассказал, что раньше река Ганг текла в Раю, но великий король Багират попросил бога Шиву о том, чтобы она текла и в нашем мире. Шива пошел на встречу и теперь у нас есть река Ганг. Если умершего сжечь на берегу реки Ганг и его пепел сбросить в воду, то он отправится сразу в рай. Сжигать нужно на настоящих дровах из деревьев. Богатые люди используют сандаловое дерево. Человеческое тело сгорает где-то за 2 часа. После этого на месте этого костра тут же появляется новый. Людей сжигают круглосуточно из-за большого количества желающих и нехватки места:

Следующим утром я встретил рассвет на Ганге. Эти фотографии и рассказ читайте чуть ниже:

Рядом с этим местом снимать не разрешают. Мы подплыли вплотную к кострам и пришвартовались к лодкам с другими туристами. Все смотрели, как на кострах сжигают умерших. На лестнице лежало несколько трупов, готовых к кремации и ожидающих своей очереди.

Я ожидал, что запах горящей человечины будет сильнее, однако рядом с этим местом он не особо отличался от запахов в остальной части города.

Метрах в 200 выше по течению уже началась вечерняя молитва:

Зрители расселись на ступенях сзади браминов и в лодках на воде:

Ритуал длился около 40 минут:

В это время юркие мальчуганы перепрыгивали с лодки на лодку и продавали туристам плавающие венки со свечками. Надо пускать их в плавание по Гангу и загадывать желание:

На лестнице кипит жизнь:

Паломники в желтых одеждах наслаждаются ужином:

В 6 утра следующего дня мы опять приехали к гхатам, чтобы встретить рассвет на воде. Не смотря на столь ранний час здесь было многолюдно:

Мы купили веночки, которые надо было запустить в Ганг с рассветом:

Вдоль берега плыли лодки с туристами и зеваками:

А на берегу люди купались, смеялись, молились, стирали, чистили зубы и сжигали умерших:

Группа паломников с юга:

Религиозный ритуал. Брахмин обмазан человеческим пеплом:

Люди радуются жизни. Гид рассказал, что смех лечит от многих болезней, например болезнь живота:

Некоторые просто сидят и молятся или разговаривают:

Многие стирают на Ганге. Для этого вдоль всей реки устроены специальные мостки, по которым индусы бьют бельем:

Обратите внимание на эту фотографию. Справа человек стирает белье. Слева – погребальный костер. На нем сжигают человека:

Следующую фотографию я не стал здесь вывешивать. Это погребальный костер с предыдущей фотографии крупным планом. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ смотреть эту фотографию детям, беременным женщинам и впечатлительным людям. Если Вы все же хотите это увидеть, то нажмите здесь.

После этого мы подплыли к лестнице, где сжигают людей. Это основное место в городе, предназначенное для этого:

Февраль 3, 2014

Ганг – река, священная для каждого жителя Индии. Это – настоящий символ индийской нации. Ганг для Индии значит так же много, как и Хуанхэ для Китая, и Нил для Египта.

Легенда о происхождении Ганга

Считается, что Ганг берет свое начало не на Земле, а на небе. Люди видят его в виде Млечного пути, плавно текущего по небу.

Легенда гласит, что ранее удивительная река текла в раю. После она опустилась на Землю, чтобы люди в ее водах смогли смыть свои грехи. Но поток был настолько силен, что мог разрушить Землю, пролившись сильно и мощно на ее просторы.

Жителей планеты спас от гибели Бог Шива, подставив под ледяную воду свою голову. Река запуталась в его волосах и разделилась на семь меньших потоков.

С тех пор люди могут проходить обряд омовения в водах Ганга.

Многоликость божественного Ганга

Исток реки лежит, с географической точки зрения, высоко в Гималаях, на высоте около 5000 метров. Текущий по равнинам Ганг очень отличается от той части реки, которая проходит через горы.

С Гималаев спускаются настолько бурные потоки ледяной воды, что совершать ежедневные омовения в них просто невозможно. Смыть грехи с помощью воды можно лишь тогда, когда река пройдет город Харидвара. Течение здесь – быстрое, вода – холодная, но опасности почти не представляет.

Полноводный Ганг – священная река, на берегах которой проживает более 145 миллионов жителей Индии. Жители страны в ней купаются, моются, совершают обряды и, даже, пускают по реке в последний путь прах покойников. Все вращается и бурлит вокруг вод этой многоликой реки, несмотря на то, что наводнения уносят сотни тысяч жизней.

Река Ганг фото

ГАНГ, Ганга (на санскрите «ганга» - река), одна из крупнейших рек мира, протекает в Индии и Бангладеш. Длина от истока до вершины дельты 2200 км, площадь бассейна 980 тысяч км 2 . Образуется слиянием рек Бхагиратхи и Алакнанда, стекающих со склонов Гималаев (хребет Заскар). В верхнем течении Ганга в узких ущельях прорезает отроги Гималаев, после выхода из гор течёт в широкой долине по Индо-Гангской равнине. В нижнем течении имеет меандрирующее русло, окружённое широкой поймой. Вместе с реками Брахмапутра и Мегхна Ганга при впадении в Бенгальский залив Индийского океана образует сложно разветвлённую дельту (площадь, по разным источникам, 80-100 тысяч км 2), уступающую по размеру лишь дельте реки Амазонка. Основные притоки: Джамна, Сон (правые), Рамганга, Гомати, Гхагхра, Гандак (левые).

Современная дельта Ганга, Брахмапутры и Мегхны разделяется на три части. Первая (западная) имеет вершину в районе посёлка Фаракка (Индия) и состоит из магистрального рукава, являющегося продолжением Ганга в пределах дельты и имеющего то же название, и многочисленных, сложно переплетающихся небольших водотоков, отходящих от него в сторону океана. Вторая (северо-восточная) часть дельты начинается в районе города Бахадурабад-Гхат (Бангладеш), где Брахмапутра делится на крупный магистральный рукав Джамуна и левый отмирающий рукав Старая Брахмапутра. В эту же дельтовую русловую систему входит Средняя Мегхна - продолжение реки Мегхна в пределах дельты. Третья (юго-восточная) часть - это общая русловая система, образующаяся в результате сначала слияния у посёлка Гоалундо магистральных рукавов Ганга и Джамуна, дающего начало многоводному рукаву Падма длиной около 100 км, а затем впадения слева у города Чандпур Средней Мегхны. В итоге возникает один из самых крупных русловых водотоков в мире - расширяющаяся к заливу Нижняя Мегхна длиной около 150 км и шириной до 60 км. При впадении в Бенгальский залив этот рукав имеет крупнейший в мире устьевой бар длиной около 100 км и глубиной на гребне 10 м. Протяжённость водного пути от вершины дельты (населённый пункт Фаракка), включающего рукава Ганга, Падму и Нижнюю Мегхну, около 460 км. Длина береговой линии дельты около 500 км.

Основные источники питания Ганга - муссонные дожди, талые и ледниковые воды высокогорий. Среднегодовой расход воды в вершине дельтовой системы Ганга (Фаракка) 12,3 тысяч м 3 /с, объём стока 388 км 3 /год. Суммарный объём стока вод Ганга, Брахмапутры, Мегхны в Бенгальский залив свыше 1200 км 3 /год (уступает только стоку рек Амазонка и Конго). Сток взвешенных наносов Ганга около 500 миллионов т/год. Суммарный сток взвешенных и влекомых наносов Ганга, Брахмапутры и Мегхны - не менее 1200 миллионов т/год.

В водном режиме Ганга чётко выделяются две фазы. Первая - высокое муссонное половодье (влажный сезон) с июля по октябрь (свыше 80% годового стока); самый многоводный месяц - август (29% годового стока), среднемесячный расход воды 42,2 тысяч м 3 /с, максимальный - 70 тысяч м 3 /с. Вторая фаза - длительная низкая межень (сухой сезон) с ноября по июнь; самый маловодный месяц - апрель (менее 1% годового стока), среднемесячный расход воды 1700 м 3 /с, минимальный - 1200 м 3 /с. Во время муссонного половодья уровень воды может подниматься на 10-15 м, что часто вызывает наводнения, иногда катастрофические (например, в Бангладеш в 1962, 1973, 1974, 1987, 1988, 1998), особенно когда пики половодья на Ганге и Брахмапутре совпадают во времени. Большой ущерб населению и хозяйству дельты наносят тропические ураганы (апрель - май и октябрь - ноябрь), они сопровождаются сильным ветром и волнением, вызывают значительные нагонные подъёмы уровня воды (до 9,1 м в 1970) и наводнения. В 20 веке отмечено увеличение повторяемости сильных штормовых нагонов. В сухой сезон по небольшим рукавам дельты приливные колебания уровня распространяются на расстояние до 300 км, а осолонённые воды - на 100-150 км.

Воды Ганга с древних времён широко используются для орошения земель и водоснабжения населения. В Индии действуют несколько крупных оросительных систем. В 1975 году на Ганге в районе посёлка Фаракка для обводнения самой западной части дельты построен гидротехнический комплекс, включающий низконапорную плотину и канал. В пределах Бангладеш с 1970-х годов ведутся крупномасштабные работы по защите земель и населённых пунктов от наводнений (строятся защитные дамбы, дренажные сооружения, укрытия для людей). Гидроэнергетический потенциал Ганга очень велик (до 160 миллионов кВт в год), но его использование незначительно. Судоходен от подножия Гималаев до устья на протяжении 1450 км. На Ганге - крупные города Канпур, Аллахабад, Варанаси, Патна (Индия), в западной части дельты - крупные морские порты Калькутта (Индия), Кхулна (Бангладеш).

Воды Ганга сильно загрязнены промышленными и канализационными стоками, попадающими в реку в многочисленных городах и населённых пунктах, расположенных на берегах реки (например, ежедневные неочищенные стоки канализации города Аллахабад 100 миллионов л). Источником загрязнения речных вод служат также возвратные воды орошения, содержащие остатки удобрений. Воды Ганга - основная причина заболеваний гепатитом, дизентерией, тифом, холерой у 400 миллионов жителей бассейна реки. С древних времён Ганг считается в индуизме священной рекой, объектом религиозного поклонения. Несмотря на угрозу заболеваний, многие жители совершают в нём омовения.

Мангровые леса в дельте, на прибрежной низменности Сундарбан, включены в список Всемирного наследия (резерваты Сундарбан-Форест в Индии и Сундарбан в Бангладеш).

Лит.: Milliman J. D., Rutkowski Ch., Meybeck М. River discharge to the sea: а global river index. , 1995; Allison М. А. Geologic framework and environmental status of the Ganges-Brahmaputra delta // Journal of Coastal Research. 1998. Vol. 14. №3.