Кинематическая схема трансмиссии брдм 2. Конструкционные особенности и основные характеристики брдм


На видео ведущие канала “Review Machines” рассказали о БРДМ-2, приобретенной по цене 500 тысяч рублей, с консервации, протестируем состояние и попробуем испытать военную технику.

Сегодня немало компаний, которые наладили своеобразный бизнес – выкуп списанной военной техники с целью дальнейшей перепродажи. Машины приводят к более гражданскому виду – убирают броню, вырезают окна и двери, переделывают салон, иногда можно встретить версии, претендующие на лакшери.

Цены на такие машины кусаются, например, брдм-2 может стоить от миллиона рублей. Но есть и другой вариант – покупка техники напрямую в войсковых частях или же на официальных аукционах, минуя посредников. Цены могут быть гораздо доступнее, ту же брдм, практически новую, с консервации можно купить тысяч за 500, а иногда даже и дешевле! К слову сказать, из вездеходной техники за 500 тысяч сейчас можно купить если только квадроцикл, да и тот сильно б/у, если не китаец.

Идеей этого ролика послужило то, что было интересно, что же все таки из себя представляют военная техника прямо с консервации в родном ее виде, какие у нее технические характеристики. Нашли такую машину у ребят, которые поставили ее на ход и впервые начали на ней катать.

Машина практически новая, пробег менее 1000 км, год выпуска довольно бородатый – 1984, и почти все это время машина провела в консервации. Техника полностью в родном исполнении, демонтировано оружие и другое военное оборудование, все остальное в стоке, включая башню и броню.



Для начала, заглянем внутрь. Попасть туда можно через один из двух люков на крыше. Компоновка в машине следующая: экипаж четыре человека, спереди два места для механика-водителя и командира, в середине место стрелка наводчика, в задней части машины расположен двигатель. Безусловно, если раньше не приходилось иметь дело с машиной, количество приборов, лампочек, рычажков и крутилок вводит в ступор, но на самом деле управление довольно простое, если приходилось ездить хотя бы на уазе, то можно освоиться за считанные минуты.

Слева блок управления давлением колес – незаменимая вещь в любом серьезном вездеходе, все на кондовых вентилях, грубо, зато надежно. Под люками в полу есть доступ к раздатке и редукторам, тут же расположена вращающаяся турель с башней стрелка. В задней части место для еще одного члена экипажа, хотя с непривычки тут кажется довольно тесно, а также отсюда осуществляется доступ к двигателю. Как видите, доступ к основным узлам прямо изнутри, так что можно чиниться не покидая броню, а в некоторых случаях и вообще не останавливая движение.

Глянем в каком состоянии основные механизмы машины, рассмотрим технические характеристики. За броней спрятаны четыре доп. колеса, которые опускаются вниз с помощью гидравлики. Сделано, чтобы повысить геометрическую проходимость техники, в таком виде легко можно преодолевать валы, траншеи и прочие турбулентности рельефа. Каждое из доп. колес оборудовано собственным цепным приводом! Протектора тут правда особо не наблюдается, но в случае чего четыре ведущих колеса добавят к проходимости вездехода! Как видите, несмотря на годы простоя – все исправно работает. Также отлично функционирует система подкачки колес – давление сбрасывается, когда это нужно и соответственно нагнетается.

Сзади за специальной шторкой расположен водометный движитель, с помощью него машина развивает до 10 км/ч при движении по воде, тут даже есть рули, при помощи которых можно маневрировать в водоеме. Это волнорез, который отсекает волну, чтобы она не заливала открытые люки при спуске на воду! Ну и от внешнего мира можно полностью закрыться с помощью броневых щитков на лобовых стеклах. Отдельного внимания заслуживает мотор этого вездехода, к которому можно добраться в основном только изнутри через герметичные дверцы.

Газ-41, V-образный 8 цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 140 л.с., такие агрегаты ставились на легендарные чайки, с той лишь разницей, что в нашем случае мотор дефорсирован в угоду увеличения надежности, ресурса и крутящего момента.

Самое время попробовать завести машину! Самое интересное, что вездеход способен был самостоятельно передвигаться, сразу из консервации! Двигатель дымил, троил, пыхтел, но ехал!

Изрядно пришлось пошаманить с двигателем, настраивая его на нормальную работу, и проделано еще бесчисленное множество мелочей. Ну, а в итоге сейчас вездеход работает в штатном режиме в состоянии практически новой техники! Каковы же впечатления от покатушек на машине. Как видите, по весеннему полю она идет без малейших проблем, огромная масса продавливает снег до материка обеспечивая надежный зацеп. Полный привод на 8 колес, центральный контроль давления, блокировки – все это делает свое дело и как вездеход, брдм отменная машина, подвести может только большой вес. В сложных случаях делу помочь должна лебедка с приводом от двигателя и мощным 50-ти метровым тросом. Интересные ощущения испытываешь, когда едешь внутри брони. Изоляция от внешнего мира полная, совершенно отсутствует понимание, что происходит снаружи, в общем, машина идеальна для тех, кто хочет максимально отгородиться от внешних раздражителей. Правда водитель чувствует себя не комфортно, т.к. обзор – только через два лобовых маленьких окошка, ну и через несколько специальных визоров из триплекса по периметру, так что для частой езды по городу, в любом случае придется колхозить дополнительные окна. Да и настоятельно рекомендуется одевать защиту на голову, т.к. на бездорожье иногда прилично потряхивает, а внутри огромное количество железяк, о которые можно хорошенько приложиться, что собственно с нами и произошло.

Восемь дефорсированных котлов старого советского движка – это те еще пожиратели бензина. Только по паспорту расход на 100 км по шоссе заявлен около 40 литров, соответственно, сколько топлива уходит на бездорожье лучше не думать. Например, на совершенно лайтовые покатушки по полю сожгли литров 20, так что огромные баки в 280 литров как нельзя с ними запас хода составляет 750 км. Кстати неожиданно хорошо машина идет по трассе, развивая вполне комфортную крейсерскую скорость в 90 км/ч, а максималка составляет 100 км/ч. Кстати управление не сильно сложное после того, как к нему привыкнешь, гидроусилитель выручает. Правда нужно внимательно за ним следить, если вдруг он выйдет из строя – провернуть огромные колеса вручную нереально. Если когда-нибудь решитесь на покупку техники – будьте готовы просто к лютому эффекту айстоппера! Все будут проважать вас вглядом, приставать с вопросами, просить сфотографироваться, покатать детей, покататься самим, звонить в полицию, ну и всячески оказывать разнообразные знаки внимания.

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ . Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира , ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка », установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании . Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Более полвека в строю бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2, продолжающая свою боевую службу и сегодня.

Проектирование БРДМ-2 началось в 1959 г. в СКБ конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода. К этому времени здесь уже накопили значительный опыт создания бронеобъектов лёгкого класса: в начале 1950-х гг. был разработан БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40), а через несколько лет - бронированная разведывательная дозорная машина БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П, литера «П» обозначает - плавающий). Последняя, в соответствии с новыми оперативно-тактическими взглядами на способы ведения боевых действий, могла без подготовки преодолевать водные преграды и траншеи, канавы и окопы на поле боя. Этому способствовали герметичный водоизмещаю-щий корпус и дополнительные выдвижные катки.

С начала серийного производства в 1957г. БРДМ активно использовалась подразделениями войсковой разведки, выгодно отличаясь от БТР-40 своей оперативной подвижностью. Однако в ходе эксплуатации выявились и её слабые стороны. В первую очередь - недостаточная тяговооружён-ность, составлявшая всего 16 л.c./т., тогда как военным хотелось иметь 20 л.с./т. Но в то время в распоряжении конструкторов имелся лишь 90-сильный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40, полученный форсированием по оборотам двигателя ГАЗ-63, который, в свою очередь, вёл родословную от ещё довоенного двигателя ГАЗ-11 (76 л.с.). Выжать из этого устаревшего мотора большую мощность уже не представлялось возможным. Не совсем удачной была и конструктивная схема БРДМ, унаследованная от БТР-40, прямым потомком которого она и являлась (первоначально машина задумывалась как плавающий вариант БТР-40, на что указывает её заводской индекс - БТР-40П). Компоновка с передним расположением пожароопасного карбюраторного двигателя делала машину легко уязвимой от лобового огня. К тому же, для обеспечения необходимого распределения водоизмещения по длине машины её переднюю часть пришлось выполнить увеличенного размера, что существенно ухудшило обзор впереди - как механику-водителю, так и всему экипажу. Слабым было признано и вооружение - один 7,62-мм пулемёт СГМБ; огонь из него стрелку приходилось вести, наполовину высунувшись из броневой рубки.

Попытки модернизировать БРДМ за счёт установки пулемётной башенки от транспортёра-тягача МТ-ЛБ или крупнокалиберного пулемёта ПКВ на открытой турели особым успехом не увенчались - возможности дальнейшего совершенствования машины, как уже говорилось, были ограничены слабым двигателем и выбранной компоновкой.

Новые возможности для создания более совершенной БРДМ появились, когда на ГАЗе развернулись работы над новой моделью грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66, знаменитой впоследствии «шишиге» с двигателем мощностью 120 л.с. Изначально этот V-образный двигатель предназначался для правительственной «Чайки» (ГАЗ-13) путём «сращения» двух 4-цилиндровых блоков «волговского» двигателя ГАЗ-21, а затем на его основе создали упрощённую версию для ГАЗ-66. Так, у конструкторов Горьковского автозавода появилась основа - «сердце» - для создания новой БРДМ. В дело пошли и другие узлы «шишиги» - мосты, трансмиссия и пр. Использование в конструкции колёсных броневых машин узлов, унифицированных с серийными автомобилями, являлось обычной практикой и позволяло существенно снизить стоимость производства.

10 февраля 1959 г. Главное бронетанковое управление армии (ГБТУ) выдало тактикотехнические требования на разработку БРДМ-2, способной действовать совместно с новыми бронетранспортёрами БТР-60, перспективными танками и боевыми машинами пехоты (БМП). По сравнению с предшественницей, она должна была обладать большей огневой мощью, лучшими ходовыми качествами и повышенным уровнем защищённости; кроме того, оснащаться системой противоатомной защиты и радиосвязной системой для передачи и получения по радио команд и разведывательной информации.

Проект получил заводское обозначение - «изделие 41», или «ГАЗ-41». Команда разработчиков была та же, что создавала и БРДМ. Руководство проектом осуществлял главный конструктор ГАЗа В.А. Дедков, ведущим машины был А.Н. Лебедев, вопросы по обеспечению водоходности курировал -В.Г. Лазарев.

Естественно, что проектировщики использовали в новой машине ряд конструктивных решений, уже опробованных на БРДМ. Однако «ГАЗ-41» получил совершенно другую схему общей компоновки - с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая схема позволила улучшить обзор местности и водителю, и командиру. Боевое отделение сместили вперёд, оно стало более просторным. Повысились водоходные качества машины: установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. Для самообороны машина вооружалась пулемётом КПВТ, установленным на открытой турели, аналогичной использовавшейся на тяжёлом танке Т-10. Экипаж «ГАЗ-41» насчитывал пять человек - два члена экипажа и три десантника.

Бронекорпуса для двух первых опытных образцов изготовили к июлю 1960 г., чего нельзя было сказать об остальных агрегатах. Если новый двигатель ГАЗ-66 имелся в наличии, то трансмиссия для него ещё только проходила испытания. В стремлении уложиться в заданные сроки первый прототип пришлось оснащать трансмиссией и ходовой частью старой БРДМ. Это не преминуло сказаться во время ходовых испытаний. Старая трансмиссия откровенно не выдерживала возросшей мощности двигателя - не раз горело сцепление, крошились зубья коробки передач.

После доработок в ноябре того же года прототип передали военным для проведения полигонных испытаний, проходивших на НИИБТПолигоне в Кубине. Замечаний у военных оказалось много. Прежде всего, отмечалась неудовлетворительная работа трансмиссии, которая не обеспечивала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем. Критиковалось применение мостов и узлов подвески от ГАЗ-66. С одной стороны, военные были заинтересованы в унификации ходовой части «ГАЗ-41» с уже выпускавшимся горьковским заводом бронетранспортёром БТР-60, с другой - узкая колея, унаследованная от «шишиги», затрудняла движение по танковой колее и создавала неустойчивость на поворотах и склонах. Размещение вооружения на открытой турели не обеспечивало достаточной защиты стрелка при ведении огня, к тому же нарушало герметизацию корпуса и сводило на нет работу системы противоатомной защиты, наличие которой прямо предписывалось техническим заданием. На этом фоне уже мелкими выглядели замечания о том, что командир машины не имел кругового обзора (обзор вправо закрывал водитель, а назад - корпус машины) и то, что экипажу приходилось работать в очень стеснённых условиях.

После очередных доводок и частичного устранения выявленных недостатков разведывательную машину всё же приказом Министра обороны СССР от 22 мая 1962 г. приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2. Но в серийное производство, как это обычно происходило после принятия подобного решения, БРДМ-2 не запустили. Причиной тому был не до конца решённый вопрос о её вооружении. Военных категорически не устраивало размещение пулемёта КП ВТ на открытой турели, поэтому БРДМ-2 попытались оснастить башней со спаркой КП ВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для установки на очередную модификацию горьковского бронетранспортёра - БТР-60ПБ.

Прототип перевооружённого варианта подготовили к началу 1963 г. Довольно тяжёлую башенную установку разместили практически посередине корпуса машины. Это не нарушало её водоходных качеств и вместе с тем благотворно сказалось на точности ведения огня. Теперь стрелок мог вести круговой обстрел, находясь внутри корпуса, не нарушая работу системы противоатомной защиты. Правда, из-за сокращения внутреннего объёма экипаж пришлось уменьшить до четырёх человек.

В общем, машина заказчика устраивала - благодаря более мощному двигателю она продемонстрировала параметры проходимости и водоходности, превосходящие БРДМ, возросшие скорость и запас хода. К недостаткам относили то, что конструкторы не обеспечили условий для скрытного от противника выхода экипажа из машины. Высадка-посадка предусматривалась только через два люка в передней части крыши корпуса, а это вынуждало экипаж взбираться на машину через её борта.

В апреле 1963 г. опытный БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой вооружения продемонстрировали Министру Обороны СССР маршалу Р.Я. Малиновскому. По результатам показа провели доработки по улучшению обзорности БРДМ-2 - для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые приборы.

Однако доводка БРДМ-2 шла медленно и тяжело: в указанный период все силы завода были брошены на подготовку к серийному выпуску бронетранспортера БТР-60ПБ, и окончательно довести БРДМ-2 удалось лишь к концу 1964 г.

Первые пять предсерийных машин покинули сборочный цех в декабре 1964-го, но маховик производства раскручивался неспешно - за весь 1965 г. было построено только 80 БРДМ-2, а в следующем году вместо запланированных 600 машин - всего 440. Несмотря на такой затянувшийся старт, БРДМ-2, проявив чудеса долголетия, продержалась в производстве целых 25 лет - до 1989 г.

До 1967 г. ГАЗу приходилось выпускать параллельно и старые БРДМ (в качестве шасси для спецмашин), а с 1982-го производство БРДМ-2 началось на Арзамасском машиностроительном заводе. За эти годы было построено около 9400 единиц, правда, почти половина из них послужила в качестве шасси для специализированных машин.

Первая публичная демонстрация БРДМ-2 состоялась в 1966 г. во время военного парада на Красной площади в Москве.

В процессе производства в конструкцию БРДМ-2 вносились различные изменения. Наиболее заметным внешним отличием, по которому БРДМ-2 можно условно разделить на машины ранних, средних и поздних производственных серий, стало устройство воз-духопритоков на крыше двигательного отсека. Ранее два их лючка имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, открывавшимися назад (по типу БТР-60). На машинах средних серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант, запущенный в производство в 1970-х гг., имел над воздухопритоками шесть выпуклых грибовидных крышек-колпаков, аналогичных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70. Они препятствовали попаданию в моторное отделение рикошетирующих пуль, осколков, а также затеканию напалма. Кроме того, эти машины оснащались башней с прибором наблюдения в крыше. Этот вариант БРДМ-2 даже получил на Западе отдельное обозначение - БРДМ-3, но в СССР он особым индексом не выделялся.

БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные армейские подразделения, в войска связи и химические войска. Они использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. По штату, каждой советской мотострелковой или танковой дивизии полагалось 28 БРДМ-2: 12 - в разведывательном батальоне и по 4 -в каждом полку.

Эта техника широко поставлялась и в страны Варшавского Договора, туда было отправлено около 6 тыс. машин. В некоторых странах для них вводились собственные обозначения. Так, например, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40P2, а БРДМ - SPW-40P.

Конструкция БРДМ-2

Хотя БРДМ-2 считается дальнейшим развитием БРДМ, что отражено в её обозначении, но общим узлом у них является, пожалуй, только оригинальные, выдвигающиеся при преодолении препятствий, приводные катки. БРДМ-2 выполнена по компоновочной схеме с задним расположением отделения силовой установки, соответственно её отделение управления находится в передней части корпуса, а боевое отделение -в средней.
В отделении управления размещены органы управления машиной, приборы наблюдения, радиостанция, навигационная аппаратура, отопитель, который обеспечивает обдув тёплым воздухом лобовых стёкол, сиденья командира и водителя, а также лебёдка и её привод.
В боевом отделении находятся башенная пулемётная установка, боекомплект, гидроподъёмники дополнительных колёс, два одноместных сиденья для экипажа. В его средней части, на днище, размещена раздаточная коробка в сборе с редуктором и коробками отбора мощности на дополнительные колёса и лебёдку.
В отделении силовой установки располагаются двигатель в сборе со сцеплением, коробкой передач и коробкой отбора мощности на водомёт, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, предпусковой подогреватель, водооткачивающий насос, компрессор, водомётный движитель с редуктором и карданным валом отбора мощности, бензиновые баки, аккумуляторная батарея и воздушный баллон. Оно изолировано от остальной части корпуса герметичной перегородкой, на которой с левой стороны смонтирована фильтро-вентиляционная установка. Для доступа к двигателю в перегородке имеются откидные дверцы.

Полностью закрытый герметизированный корпус машины имеет сварную конструкцию и изготовлен из стальных катаных броневых листов. Толщина брони в лобовой части составляет 6-10 мм, передняя часть сварной конической башни изготовлена из броневых листов толщиной 6 мм. Броня защищает только от пуль и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В экипаж БРДМ-2 входят командир, механик-водитель и два разведчика: один из них выполняет обязанности стрелка пулемётной установки. Рабочие места механика-водителя и командира машины (его место находится у правого борта) оборудованы в отделении управления. Их сиденья одинаковые по конструкции и установлены на кронштейнах, приваренных к днищу. По высоте сиденье подъёмным механизмом может быть установлено и застопорено в трёх положениях: наклон спинки регулируется при помощи резьбовых муфт.

Вне поля боя экипаж ведёт наблюдение через большие смотровые окна, закрывающиеся в случае необходимости броневыми крышками. Командир пользуется перископическим прибором наблюдения ТПКУ-2Б с пятикратным увеличением и четырьмя призменными приборами (тремя ТНП-Б и одним ТИПО-115). В распоряжении механика-водителя имеется шесть призменных приборов (четыре ТНП-Б и два ТНПО-115), которые расположены таким образом, чтобы увеличить угол обзора вперёд и влево. В ночное время у него может устанавливаться прибор ночного видения ТВН-2Б (ТВНО-2Б), а у командира - ночной ТКН-1С. В комплект приборов ночного видения входят инфракрасная фара-осветитель ОУ-ЗГА-2М, которая крепится на щитке прибора наблюдения командира, и две фары ФГ-125, установленные на наклонных лобовых листах корпуса.

В крыше корпуса смонтировано два больших полукруглых люка - через них осуществляются вход и выход экипажа из машины. Для облегчения открывания крышки люков установлены на торсионных валиках. В закрытом положении крышки запираются специальными замками, а в открытом - удерживаются стопорами.

Благодаря гидроусилителю рулевого управления и вакуумному усилителю тормозной системы, водителю БРДМ-2 обеспечены более комфортные условия работы, чем на БРДМ. Слева от его сиденья у борта корпуса расположены блок шинных кранов и воздушный редуктор системы регулирования давления воздуха в шинах, а на надколёсной нише - рукоятки крана гидросистемы, заслонки водомёта и волноотражателя, а также кран гидросистемы выпуска дополнительных колёс. Справа и слева от сиденья находятся рычаги управления коробкой передач, коробкой отбора мощности на водомёт, включения переднего моста, стояночного тормоза и лебёдки. Перед водителем на лобовом листе корпуса укреплён щиток контрольно-измерительных приборов.

В боевом отделении установлена бронированная башня кругового вращения с весьма мощным вооружением: 14,5-мм пулемётом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулемётом ПКТ. Оба смонтированы в жёсткой сварной люльке, на которой закреплены амортизаторы, коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Пулемётная установка имеет перископический прицел ПП-61А.

Башня вращается на погоне, приводы поворота башни и наведения оружия - механические. Углы обстрела: вертикальный - от -5° до +30°, горизонтальный - 180°. Во время стрельбы пулемётчик размещается на специальном подвесном сиденье, вращающемся вместе с башней. Из-за небольших размеров в крыше башни нет эвакуационного люка, и стрелок-разведчик покидает машину через люки в крыше корпуса, расположенные над местами механика-водителя и командира.

Пулемёт КПВТ, разработанный С.В. Владимировым ещё в годы Великой Отечественной войны в качестве противотанкового, имеет прицельную дальность 2000 м, скорострельность - 600 выстр./мин. На дальности 500 м бронебойная пуля пробивает вертикально установленную броню толщиной 32 мм. 7,62-мм пулемёт ПКТ предназначен для поражения живой силы противника. Его прицельная дальность - 1500 м, скорострельность - 650 - 700 выстр./мин. Оба пулемёта -ленточного питания, ёмкость патронной ленты для КПВТ - 50 патронов, для ПКТ - 500. Боекомплект составляет 500 и 2000 патронов соответственно.

В походном положении два разведчика из экипажа занимают места на одноместных полужёстких сиденьях, спинки которых могут откидываться вперёд. Сиденья расположены у бортов боевого отделения. Здесь для улучшения условий наблюдения на каждом борту приварены ниши наблюдения, в них установлено по три призменных прибора ТНП-Б. Это существенно увеличивает обзорность по горизонту. Рядом в наклонных бортовых броневых листах выполнены лючки для ведения огня из личного оружия (по одному на каждой стороне), закрываемые броневыми крышками.

В отделении силовой установки размещён V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-41. При 3200 об/мин он развивает максимальную мощность 140 л.с. Для питания двигателя применяется бензин с октановым числом 76 (А-76), допускается также использование бензина с более низким октановым числом -марки А-72. Топливо хранится в двух баках вместимостью по 140 л каждый, что обеспечивает машине запас хода по суше, равный 750 км.

Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Для доступа воздуха, засасываемого вентилятором в корпус, и удаления его из машины после обдува радиаторов и нагретых агрегатов в крыше корпуса предусмотрены специальные люки. Два жидкостных радиатора размещены в силовом отделении за двигателем. К левому из них крепятся три радиатора для охлаждения масла. Для создания потока воздуха в системе охлаждения за каждым радиатором в специальных кожухах установлено по шестилопастному осевому вентилятору, которые приводятся во вращение от вала двигателя через ременную передачу. Для обеспечения охлаждения двигателя на плаву в систему введены трубчатые теплообменники. Они имеют одинаковую конструкцию как для охлаждающей жидкости, так и для масла.

Система подогрева - термосифонного типа, предназначена для повышения температуры охлаждающей жидкости, масла и основных деталей двигателя с целью облегчения его пуска при низких температурах. Жидкость в системе циркулирует под влиянием разной плотности нагретой и охлаждённой жидкости. Масло в поддоне двигателя подогревается газами подогревателя П-100, состоящего из котла и воздушного вентилятора. Горячие газы, проходя по газоходам котла повышают температуру жидкости в рубашках и через газоотводящий патрубок направляются к поддону двигателя, нагревая в нём масло.

Трансмиссия БРДМ-2 - механическая, по составу узлов и агрегатов принципиально не отличается от трансмиссии БРДМ. Крутящий момент от двигателя передаётся через коробку передач и раздаточную коробку к заднему и переднему ведущим мостам, а также к приводам водомёта, лебёдки и дополнительных ведущих колёс. Водомёт и привод на ведущие колёса при необходимости могут работать одновременно. Привод управления сцеплением - гидравлический. Коробка передач - механическая, четырёхступенчатая; третья и четвёртая передачи снабжены синхронизаторами. Привод управления коробкой передач сблокирован с приводом сцепления на первой, второй и передаче заднего хода -это в значительной мере облегчает водителю управление машиной. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству аналогичны таким же узлам грузового автомобиля ГАЗ-66.

Ходовая часть БРДМ-2 в принципе одинакова с ходовой частью БРДМ. Здесь также использованы два ведущих моста, к которым при движении на пересечённой местности могут подключаться две пары колёс, опускаемых с помощью гидропривода. Таким образом обеспечивается весьма высокая проходимость машины. На каждом мосту установлены телескопические амортизаторы.

На машине имеется система централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Изменять давление можно как на стоянке, так и при движении. Нормальное давление в шинах - 2,7 атм. На грунтах с низкой несущей способностью или при движении по снежному покрову глубиной более 0,3 м давление снижается, в результате чего увеличивается площадь опорной поверхности. В других условиях, например при движении по песку, когда требуется держаться следа идущей впереди машины, давление в шинах можно увеличивать. По снежному покрову глубиной до 0,3 м БРДМ-2 может передвигаться, не снижая давления в шинах, - колёса продавливают снег до мёрзлого грунта и хорошо сцепляются с ним.

Для самовытаскивания в передней части корпуса установлена лебёдка с тяговым усилием 3,9 т и тросом длиной 50 м.

БРДМ-2 имеет высокие скоростные характеристики. Максимальная скорость по шоссе - до 95 - 100 км/ч, удельная мощность составляет 14,7 кВт/т. Машина преодолевает вертикальную стенку высотой до 0,4 м и ров шириной 1,22 м.

Движение БРДМ-2 на воде осуществляется с помощью водомётного движителя с гидравлическими приводами управления, заслонкой и волноотражательным щитком, установленным в корме. Четырёхлопастный винт засасывает воду через приёмный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывается специальной бронированной заслонкой.

Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служат водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водомётного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колёсами. Максимальная скорость на плаву - 10 км/ч.

В состав оборудования БРДМ-2 входит радиостанция Р-123 (позже Р-123М) с дальностью устойчивой радиосвязи в микротелефон-ном режиме до 20 км, а также навигационная аппаратура ТНА-2, включающая датчики Но в основном БРДМ-2 использовались для несения патрульной службы, охранения и сопровождения колонн. К сожалению, в случае грамотно организованного нападения на колонну машины оказывались наиболее уязвимыми из всей советской бронетехники. Конструкция БРДМ-2 хотя и была рассчитана на боевое применение, однако на практике броня мало спасала и от различного рода придорожных фугасов, и противобортовых мин. Очень большой проблемой стали и РПГ, кумулятивные гранаты которых прошивали броню БРДМ-2 насквозь. «Душманы» сначала обездвиживали боевую машину, а потом расстреливали её из всех видов стрелкового оружия.

Многочисленные случаи поражения легкобронированной техники, сопровождающиеся большими лотерями личного состава, вызывали отрицательную психологическую реакцию у солдат. Десантники даже на марше старались находиться не внутри, а снаружи бронемашины. Считалось, что при взрыве мин или обстреле гранатомётами вероятность гибели внутри БРДМ-2 гораздо выше, чем при размещении на крыше, даже несмотря на то, что в этом случае была высока вероятность потерь от обычного стрелкового огня противника.

Во второй половине 1980-х гг. бронетехника, в том числе и БРДМ-2, всё чаще начала появляться на улицах советских городов. По мере возникновения новых межнациональных и иных конфликтов бронетехнику пытались использовать для стабилизации ситуации, что, правда, не всегда приводило к желаемому результату. Зачастую появившиеся в зоне конфликта боевые машины накаляли страсти ещё больше и использовались противоборствующими сторонами для различных провокаций. Первым острым межнациональным столкновением, возникшим на территории СССР в 1980-х гг., стал конфликт вокруг Нагорного Карабаха между Арменией и Азербайджаном; затем в 1992 г. - между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской республикой.

В ходе первой и второй чеченских войн БРДМ-2 применялись обеими сторонами - как Российской армией, так и чеченскими боевиками.

Общеизвестно, что на вооружении регулярных частей армии Дудаева имелось большое количество бронетехники. Только в Грозном, когда в июне 1992 г. российские войска покинули территорию Ичкерии, было оставлено 108 единиц бронетанковой техники, в том числе 30 БРДМ-2 и БТР-70.

В составе иностранных вооружённых сил БРДМ-2 и боевые машины на их базе наиболее широко использовались в ходе арабо-израильских конфликтов на Ближнем Востоке. В Египет и Сирию БРДМ-2 стали поступать после третьей арабо-израильской войны 1967 г., и в «Войне Судного дня», начавшейся 6 октября 1973-го, участвовали уже с первых часов. В 15.00 египетские войска форсировали Суэцкий канал, в первой штурмовой волне шли батальоны «коммандос», посаженные на БРДМ. Они захватили и удерживали плацдармы до подхода основных сил, а затем, имея на вооружении большое количество противотанковых средств, прорывались через оборонительные рубежи и устраивали на танкоопасных направлениях засады, уничтожая израильские танки и препятствуя подходу подкреплений.

Хотя израильтяне поначалу и были ошеломлены, но как только египетская пехота стала продвигаться от канала, её контратаковали танки 252-й дивизии. Однако израильские танкисты вели наступление в «лучших» традициях войны 1967 г. - без предварительной разведки, без поддержки пехоты, что называется «на ура». За что и поплатились. Вовремя подтянутые сюда вместе с пехотой БРДМ-2, вооружённые ПТУР «Малютка», до конца дня уничтожили от 100 до 200 израильских танков.

Советские противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Малютка» на базе БРДМ-2 активно применялись египетскими и сирийскими войсками в течение всей «Войны Судного дня». По некоторым данным, свыше половины израильских танков были выведены из строя с их помощью; по другой информации, на долю ракет «Малютка» пришлось 800 поражённых израильских танков (всего, по западным данным, в войне 1973 г. Израиль потерял их 2500 единиц). Песчаные равнины Ближнего Востока оказались идеальным местом для применения ПТУР, даже несмотря на то, что задымлённость и запылённость существенно осложняли и наведение. После окончания «Войны Судного дня» поставка советского вооружения в Сирию продолжалась; по некоторым данным, Сирия получила 600 БРДМ-2 и боевых машин на их базе.

В разыгравшихся в Ливане в 1982 г. военных действиях опять существенную роль сыграли ПТУР, особенно в ходе боёв в долине Бекаа и на Дамасском направлении. Здесь в Южном Ливане, в долине Бекаа, в. 1982 г. впервые применили в боевых действиях зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Стрела-1» на базе БРДМ-2. В декабре 1983 г. ими были сбиты самолёты американского производства А-6Е и А-7Е.

«Отметились» БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где, как нельзя кстати, пришлась их высокая проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в ходе длившейся более десяти лет войны в Анголе. В Африке они стали популярны благодаря своей дешевизне и простоте технического обслуживания.

В 1983 г. Народная революционная армия (НРА) Гренады противостояла американским десантникам. Из бронетехники она имела на вооружении только БТР-60ПБ и несколько БРДМ-2 (по всей вероятности, переданные Кубой).

Значительное количество БРДМ-2 и ЗРК «Стрела-1» было поставлено в Ирак. Эти машины использовались в ходе Ирано-иракской войны 1980 - 1988 гг., а также во время первой (1991 г.) и второй (2003 г.) «Войны в заливе».

Довольно часто БРДМ-2 используются в различных миротворческих миссиях ООН, как это было, например, на территории бывшей Югославии. В 1999 г. 20 модернизированных БРДМ-2М96 получил польский 18-й десантно-штурмовой батальон под командованием подполковника Романа Полко, который был направлен для участия в миротворческой миссия ООН в Косово. Батальон базировался в американском секторе в юго-восточной части провинции. Все машины имели специальные обозначения с элементами быстрого распознавания войск НАТО в Косове, чтобы их легко можно было отличить от идентичной техники, используемой конфликтующими сторонами.

В рамках международной миротворческой миссии в Ираке БРДМ-2 эксплуатировались польским и украинским контингентами, находившимися здесь в 2003 - 2005 гг. Украинцы использовали стандартные БРДМ-2, а поляки - специально модернизированные BRDM-2 M96IK Szakal с дизельным двигателем и кондиционером.

Во всех военных акциях БРДМ-2 оказались необходимыми и востребованными для решения насущных боевых задач.

Модернизация БРДМ-2

Производство БРДМ-2 прекратили много лет назад, однако большое количество их остаётся на вооружении не только Российской армии, но и армий различных стран мира. За десятилетия службы эти машины продемонстрировали высокую надёжность и эффективность. Тем не менее, нужно признать, что к настоящему времени большинство оригинальных агрегатов и оборудования БРДМ-2 морально устарели и уже не соответствуют современным требованиям. Однако при соответствующих модернизационных усилиях БРДМ-2 ещё вполне могут в течение определённого времени выполнять как свои основные функции - разведывательнодозорные, так и служить базой для различных специализированных боевых машин.

Так, один из первых российских вариантов модернизации БРДМ-2 был показан на IV Международной выставке военной техники «Омск-2001». Основное отличие продемонстрированного прототипа от оригинальной машины состояло в установке нового дизельного двигателя - 4-цилиндрового Д-245.9 мощностью 136 л.с. с усовершенствованной трансмиссией, благодаря чему повысилась максимальная скорость, увеличился запас хода.

К настоящему времени российская фирма «Муромтепловоз» предлагает несколько вариантов модернизации машины, значительно улучшающей её основные характеристики, включая усиление огневой мощи. В силовой установке БРДМ-2М используется более эффективный дизельный двигатель ЯМЗ-Е534.10 мощностью 160 л.с. При несущественном снижении максимальной скорости удалось получить запас хода машины, равный 1000 км, значительно повысить её динамические характеристики. Правда, для установки нового двигателя и его агрегатов пришлось несколько приподнять крышу моторного отделения относительно прежнего положения.

От системы дополнительных опускающихся колёс отказались. В результате высвободились внутренние объёмы и появилась возможность увеличить число десантников. Для них в бортах сделали две посадочные дверцы, открывающиеся наружу. Теперь шесть человек экипажа (на оригинальной машине это были четыре человека) могут покидать машину не только через люки механика-водителя и командира, размещённые в передней части крыши корпуса, но и через бортовые дверцы.

Модернизированную БРДМ-2М предлагается оснащать новой башней МА1, вооружённой 14,5-мм пулемётом КПВБ и 7,62-мм пулемётом ПКТМ. Максимальный угол возвышения вооружения увеличен до +60° (в старой башенной установке он составлял лишь +30°). Дополнительно на внешней стороне левого борта башни устанавливается 30-мм автоматический гранатомёт АГ-17: он позволяет вести прицельный огонь на дальности до 1700 м и весьма эффективен против легкобронированных машин и мотопехоты, действующей в пешем порядке.

Предлагаются также к установке: башня МА2, оснащённая 23-мм пушкой и спаренным пулемётом калибра 7,62-мм; башня МА4 с 23-мм пушкой, 7,62-мм пулемётом и 30-мм автоматическим гранатомётом.

В состав стандартного оборудования БРДМ-2М входят: система защиты от оружия массового поражения, централизованная система подкачки шин, которая позволяет механику-водителю регулировать давление в шинах при движении с учётом характера местности, лебёдка с максимальной мощностью 4400 кг, смонтированная в передней части машины.

БРДМ-2М сохранила свои амфибийные характеристики - максимальная скорость движения по воде составляет 8-10 км/ч.

Свой пакет предложений по модернизации предложил и Арзамасский машиностроительный завод - производитель бронетранспортёров БТР-80. Его идеология - максимальная унификация с выпускаемой сегодня продукцией, применение узлов и агрегатов от хорошо себя зарекомендовавшего БТР-80. Модернизированная машина завода - БРДМ-2А - получает новые башню и дизельный двигатель, ходовую часть от БТР-80, усиленную броневую защиту.

Базовая машина облегчается за счёт ликвидации дополнительных выдвигающихся колёс. Вместо рессорной подвески на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66 устанавливается подвеска от БТР-80. Получив более широкую колею, машина стала устойчивее; если раньше на поворотах с высокими скоростями БРДМ-2 могла опрокинуться - это был её «врождённый» недостаток, то теперь она имеет возможность передвигаться и по дорогам, и по пересечённой местности с гораздо большими скоростями.

Бензиновый двигатель ГАЗ-41 заменён дизелем ЯМЗ-236 («обрезанный» вариант штатного ЯМЗ-238 от БТР-80), что существенно увеличивает запас хода, а также снижает пожароопасность.

В бортах устанавливаются трапециевидные (от БТР-70) двери-люки для посадки-высадки экипажа.

Изменения коснулись и вооружения. БРДМ-2А получил новую башню, аналогичную башне БТР-80, с углом возвышения вооружения до +60° и современным прицельным оборудованием. На ней могут также размещаться дымовые гранатомёты.

Кроме того, на машине установлено дополнительное пассивное бронирование, а также навигационное оборудование «Гамма 1» или «Гамма 2», радиостанция Р-168-35У или Р-173, новые пуленепробиваемые шины, эффективная система пожаротушения, новый водомётный движитель от бронетранспортёра БТР-80.

В последние несколько лет арзамасские машиностроители модернизирует по 30 -40 единиц БРДМ в год.

Марка машины

(базовое

изделие)

БРДМ-2МБ1

Полная масса с экипажем, кг

Экипаж, чел.

Габаритные размеры, мм:

Высота по башне при полной массе, мм:

Колея, мм:

передних колёс

задних колёс

Клиренс, мм

Максимальная скорость, км/ч:

Преодолеваемые препятствия:

наибольший подъём на твёрдом грунте, град.

наибольший угол крена, град.

ширина рва, мм

Угол въезда на берег, град.:

передний

Запас хода при движении по шоссе, км

Запас хода на плаву, ч

Марка двигателя

Тип двигателя

Карбюраторный

Дизельный

Дизельный

Дизельный

Мощность, л.с.

Применяемое топливо

Бензин А-76

Дизтопливо

Дизтопливо

Дизтопливо

Расход топлива.на 100 км при движении по шоссе, л

Вооружение

14,5-мм КПВТ, 7,62-мм ПКТ

7,62-мм ПКТ, 30-мм грана­томёт АГ-17

Водомётный движитель

Имеется (от БТР-80)

Дополнительные колёса

Демонтированы

Демонтированы

Демонтированы

1 - волноотражательный щит; 2 - передний крюк для буксировки на плаву; 3 - фара; 4 - зеркало заднего вида, 5 - осветитель прибора ночного видения; 6 - пулемёт КПВТ; 7 - прибор наблюдения командира; 8 - ниша наблюдения; 9 - багор; 10 - башня; 11 - пила; 12 - фильтро-вентиляционная установка; 13 - катушка буксирного троса; 14 - глушитель; 15 - задний крюк для буксировки на плаву; 16 - заслонка водомётного движителя; 17-задний крюк для буксировки по суше; ^-дополнительное выдвижное колесо; 19 - балансир дополнительного колеса; 20 - крышка тормозного барабана колеса; 21 - кронштейн рессоры переднего колеса; 22 - передний крюк для буксировки по суше

Размещение приборов наблюдения командира машины:
1 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 2, 6 - приборы ТНП-Б; 3 - ветровое стекло; 4 - прибор ТПКУ-2Б; 5 - прибор ТНПО-115; 7 - блок БТ-6-26 питания прибора ТВНО-2Б

Размещение приборов наблюдения водителя:
1 - приборы ТНП-Б (3 шт.); 2 - прибор ТНПО-115; 3 - центральный прибор ТНПО-115, вместо которого устанавливается прибор ТВНО-2Б; 4 - правый прибор ТНП-Б; 5 - рукоятка для открывания и закрывания броневой крышки смотрового люка; 6 - ветровое стекло в смотровом люке; 7 - высоковольтный кабель с разъёмом в укладке

Башенная пулемётная установка:
1 - стопор башни;
2 - электрощиток башни;
3 - планка стопора люльки;
4 - защёлка коробкодержателя;
5 - гильзолентосборник;
6 - штифт планки стопоралюльки;
7 - кнопка электроспуска ПКТ;
8 - рукоятка маховика механизма поворота башни;
9 - кнопка электроспуска КПВТ;
10 - прицел ПП-61 AM;
11 - рукоятка тормоза подъёмного механизма;
12-рукоятка перезарядки КПВТ;
13 - рукоятка маховика подъёмного механизма;
14 - рукоятка стеклоочистителя;
15 - рукоятка тормоза башни

С. ШУМИЛИН

Нашей статьи мы узнали историю создания БРДМ-2. Теперь же дополним наш рассказ техническими подробностями конструкции этой боевой машины.

Расположение силового отделения БРДМ-2 соответствовало задней компоновке. В нём располагалось оборудование для приведения машины в движение, как на суше, так и на воде.

Что же касается вооружения этой бронированной разведывательно-дозорной машины, то оно было представлено установкой БПУ-1, оснащённой спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Она была смонтирована во вращающейся башне конической формы. Наведение в такой конструкции было возможно в пределах 180° с помощью механизированного привода, а в вертикальной плоскости от -5° до +30° оно осуществлялось при помощи винтового механизма.

Пулемёты на цель наводились с помощью перископа ПП-61 или ПП-61АМ, которые обеспечивали уверенное поражение целей при ведении огня из КПВТ при дальности 2 000 метров, а из ПКТ до 1 500 метров.

Боекомплект КПВТ имеет в своём составе 500 патронов, размещённых в 10 лентах. Часть из них имеют в своём составе бронебойно-зажигательные пули Б-32, а так же, по необходимости: бронебойно-зажигательные, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующие заряды. Кроме того, так же состоящий на вооружении броневика ПКТ имеет боевой комплект в 2000 патронов расположенных в 8-ми лентах.

Экипаж БРДМ-2 рассчитан на четыре человека обеспечивающих управление машиной и ведение огня. Это находящиеся в отделении управления командир и механик-водитель, которые располагались в нём слева и справа. Стрелок находился в башне, а наблюдатель размещался в боевом отделении по левому или же правому борту в боевом отделении.

Механик-водитель использовал в ночное время прибор ночного видения ТВНО-2Б, командир же БРДМ-2 мог использовать тепловизор ТКН-1С. Штатным средством связи экипажа была радиостанция Р-123.

Запас хода «рабочей лошади» армии составлял 750 км. Имела она на вооружении восьмицилиндровый двигатель под маркой ГАЗ-41V-8, который мог выдавать мощность в 140 сил. Силовой агрегат использовал в своей работе комбинированную систему смазки, так же использовался в ней и масляный насос шестерного типа. Два топливных бака могли нести в себе 280 литров горючего.

БРДМ-2 имела все ведущие колёса, при этом её ходовая часть имела колёсную формулу 4х4. Четыре колеса по этой формуле были ведущими, а два колеса с пневмоприводом располагались в средней части корпуса по бокам. Использовались они при преодолении окопов шириной до 1,2 м.

БРДМ-2 выпускается и используется до сих пор в различных модификациях, иногда весьма значительно отличающихся от прототипа. Так, кроме армии РФ она состоит на вооружении в Алжире, Казахстане, США и ещё в 79-ти государствах.


Технические характеристики БРДМ-2:

Классификация боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
Боевая масса, т 7,0
Экипаж, чел. 4
История
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы производства с 1963 по 1989
Количество выпущенных, шт. более 9400
Размеры
Длина корпуса, мм 5750
Ширина корпуса, мм 2350
Высота, мм 2395
База, мм 3100
Колея, мм 1840-спереди/1790-сзади
Клиренс, мм 330
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 5
Лоб корпуса (низ), мм/град. 14
Борт корпуса, мм/град. 7
Корма корпуса, мм/град. 7
Днище, мм 2..3
Крыша корпуса, мм 7
Лоб башни, мм/град. 10
Борт башни, мм/град. 7
Корма башни, мм/град. 7
Крыша башни, мм 7
Вооружение
Углы ВН, град. -5..+30
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км 1..2 (КПВТ)/1,5 (ПКТ)
Прицелы ПП-61АМ
Пулемёты 1 х 14,5-мм КПВТ/1 х 7,62-мм ПКТ
Подвижность
Тип двигателя ГАЗ-41
Мощность двигателя, л. с. 140
Скорость по шоссе, км/ч 95..100
Скорость по пересечённой местности, км/ч 8..10 на плаву
Запас хода по шоссе, км до 750
Удельная мощность, л. с./т 20,0
Колёсная формула 4-4 (8-8)
Тип подвески на полуэллиптических рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см^2 0,5..2,7
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,4
Преодолеваемый ров, м 1,22
Преодолеваемый брод, м плавает

Разведка и наблюдение за врагом являются значительной составляющей победы. Это позволяет оперативно оценивать силы противника и планировать свои действия.Особенно важны тактические разведывательные действия, позволяющие выявлять скрытые укрепления, дозоры и засады противника. Перед началом наступления командованию требуется знать месторасположение техники и живой силы врага, а также степень боеготовности противника.

Для этих целей и была создана легкая колесная бронемашина БРДМ-2, позволяющая вести оперативную разведку в условиях бездорожья и способная вести бой с пехотой противника. Хотя конструкции машины уже более 50 лет, она до сих пор состоит на вооружение армий ряда стран и применяется в локальных вооруженных конфликтах.

История создания

Броневики БРДМ (аббревиатура расшифровывается как Боевая Разведывательная и Дозорная Машина) являются плодом творчества конструкторов Горьковского автомобильного завода. Из-за этого машины имеют двойное обозначение, так сказать, заводское и армейское. Заводское, как и положено, начинается с букв ГАЗ (Горьковский автозавод), далее следует номер разработки.

БРДМ-2 не первый броневик на ГАЗе. В разработке машины нового поколения принимали участие авторы проекта предыдущей версии БРДМ-1. Опыт работы помог при создании преемника, который избавился от ряда слабых сторон предшественника, и в конце весны 1962 года машина под обозначением БРДМ-2 была официально одобрена для поставок в строевые части Советской армии.

Заказчик отмечал в акте приемки ряд недостатков машины, таких как плохая устойчивость на склонах (обусловленная узкой колеей), отсутствие башни (позднее исправили), стесненные условия для экипажа.

Однако это были только ходовые испытания. Сборка серийных машин началась в 1963 году. Машину серийно производили на двух заводах: ГАЗ (с 1963 года) и на Арзамасском машиностроительном заводе (с 1982 года).

В серийном производстве было две модификации, продержавшиеся на конвейере до 1989 года. Всего было выпущено около 9500 единиц БРДМ-2. Бронеавтомобиль до сих пор производится в других странах, правда под иными обозначениями.

Применявшийся на предшественнике 90-сильный нижнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-40 сменили на V-образную «восьмерку» ГАЗ-41, обладавшую мощностью 140 сил. Корпус стал полностью герметичным, что дало машине возможность преодолевать без специальной подготовки водные преграды. Также появился усилитель рулевого управления гидравлического типа и вакуумный усилитель привода тормозов.

Броневой корпус и башня

В передней части машины размещены механик-водитель и командир, а также следующее оборудование и оснащение:

  • органы управления;
  • два раздельных сидения;
  • контрольные приборы;
  • рация;
  • перископы для наблюдения.

Броневая защита состоит из катаных стальных листов толщиной от 5 до 10 мм. Броня обеспечивает защиту на некотором расстоянии от винтовочных и автоматных пуль, а также осколков гранат и снарядов. Защита экипажа относительная: крупнокалиберный пулемет пробивает лобовую броню с дистанции 500 метров, а борта – с 1200 метров.


Башня имеет форму усеченного конуса, который вращается, по сути, на радиально-упорном подшипнике диаметром 1424 мм. Хотя конструкторы называет его шариковым погоном. Башня сварена из листов броневой стали с прорезью для установки спарки: КПВТ и ПКТ.

Боевое отделение

Боевая часть расположена в середине машины. В ней расположились два члена экипажа. На крыше установлен погон для размещения орудия с башней.

Внутри неё находится подвесное сиденье, на котором размещается стрелок, выполняющий функции как заряжающего, так и наводчика.

На полу под откидным капотом (крышкой) находится раздаточный редуктор и ниша для хранения инструментов и запасных узлов.

Силовое отделение

В кормовой части корпуса расположен силовой отсек, отделенный от боевой части стальной переборкой толщиной 5 мм. В нём находится двигатель, коробка передач, аккумулятор, радиатор системы охлаждения, а также различное вспомогательное оборудование.


На БРДМ-2 был установлен двигатель с объёмом цилиндров 5,5 литра. Мотор является дефорсированной модификацией силового агрегата ГАЗ-13, который использовался на легендарной «Чайке». Двигатель обладает сниженной степенью сжатия, позволяющей использовать сорта бензина А76 или А-80.

Возможно использование высокооктанового топлива А-92 при корректировке угла опережения зажигания. Средний расход горючего составлял около 30 литров на 100 км. Два бака общим объёмом 280 литров обеспечивали усредненный запас хода 750 км. На ровном покрытии машина способна разогнаться до 100 км/час.

Вооружение

На первых БРДМ-2 не предусматривалось установка башни. Вместо неё были люки для пулемёта КПВТ (крупнокалиберный пулемёт конструкции Владимирова), который имел калибр 14,5 мм и массу 52 кг. Прицельная дальность ведения огня составляла 2000 м. Также с него можно вести стрельбу по воздушным целям.


Позднее специально для машин БРДМ-2 была сконструирована башня БПУ-1. В ней располагалась спаренная установка уже упомянутого ранее пулемёта КПВТ и 7,62-мм ПКТ.

Башня могла поворачиваться на 360 градусов по горизонту.

Углы вертикальной наводки составляли от -5 до 30 градусов. Пулемёт КПВТ мог пробить защиту любой бронемашины условного противника того времени, а также полевые защитные сооружения, находящиеся на расстоянии 2 километров и ближе.

Средства наблюдения и связь

Командир машины наблюдает за полем боя через перископическую бинокулярную танковую панораму ТПКУ-2Б, которая имеет 5 кратное увеличение при поле зрения в 7,5 градусов. Это помогает вести наблюдение до 2,5…3 километров, причем на все 360 градусов.


В ночное время суток была возможна установка прибора ночного видения ТКН-1С. Но дальность обзора у него только до 300 метров. Также командир имел ещё 4 неподвижных перископических прибора: один ТНПО-115 и три ТПН-Б. Приборы имеют однократное увеличение, но в качестве компенсации оснащены автоматическим обогревом, который предотвращает покрытие инеем и конденсатом стекла при низких температурах.

Механик водитель располагает 6 приборами, через них он вёл обзор передней и правой бортовой части. Также в темное время суток один из приборов для лобового обзора мог быть заменён на прибор ТВНО-2Б, который даёт обзор на 30 градусов и на дальность 50 метров.


В боевом отделении у стрелка помимо прицела для пулемёта имеется перископный прибор ТНПТ-1, ставящийся на крышу башни и позволяющий вести наблюдение за кормовой частью машины в секторе 52 градуса. У наблюдателя в расположении есть по три перископических прибора в каждой из сторон бортовой части корпуса.

Трансмиссия

Во время разработки БРДМ-2 на заводе ГАЗ уже был налажен серийный выпуск армейского внедорожника ГАЗ-66 «Шишига». Для обеспечения унификации большая часть узлов позаимствована именно у него.


Коробка передач механическая 4-х ступенчатая, оснащена задней скоростью. На коробке предусмотрено место для размещения редуктора отбора мощности, используемого для привода лебедки. Лебедка находится в передней части бронемашины.

Все колёса бронетранспортёра имеют полный привод через 2-ступенчатый раздаточный редуктор. Мосты оборудованы самоблокирующимся дифференциалами. Также была возможность выключить передний мост для меньшего расхода топлива.

Колёса имеют функцию автоматической подкачки, это безусловный плюс на поле боя. Также имеется возможность регулировки давления в каждом из колёс. С помощи этой функции можно повышать проходимость машины на сложных участках дорог.

Ходовая часть

Угол развала колес составляет около 0°45′. Для установки подходят шины 12,00-18 ” с центральным регулированием давления, аналогичные шинам , ГАЗ-66 и ЗИЛ-157. В подвеске дополнительно к листовым рессорам установлены амортизаторы телескопической схемы.


Также в центре корпуса машины установлено 4 вспомогательных авиационных колеса размером 750х250 мм. Они помогают не сесть машине на «брюхо» при преодолении рвов и окопов шириной до 1,2 метра, тем самым увеличивая показатели проходимости. Резина колёс очень толстая и при попадании осколка вряд ли будет пробита. Привод на дополнительные колеса отсутствует.

Плавание

Большим преимуществом БРДМ-2 стала возможность преодоления водных препятствий. Бронемашина оснащена герметичным корпусом. Перед началом движения по воде необходимо сдвинуть заслонку водомёта и опустить волноотражатель. По воде машина развивает скорость до 10 км/час. При выходе из строя водомёта машина сможет добраться до берега за счет вращения ведущих колес.


Для этого необходимо включить двигатель на 3 передаче. БРДМ-2 умеет двигаться по воде в обратное направление, так как винт может вращаться в противоположную сторону. Управление машиной происходит при помощи как колёс так и руля направления на водомёте.

Боевое применение

БРДМ-2 поступали на вооружение армии и ВМФ СССР. На настоящее время в частях и на базах хранения Российской армии находится не менее 2000 единиц этой техники.

Благодаря широким поставкам машина находится на вооружении:

  • Ливии (поставлено около 250 единиц);
  • Сирии (поставки составили 600 шт.);
  • Алжира (110 машин);
  • Анголы, Афганистана, Бенина (по 12 бронемашин);
  • Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии (по 4 единицы).

В составе Советской армии БРДМ-2 впервые приняли военное участие в операции «Дунай» – вводе войск в Чехословакию в 1968 г. Операция прошла без значительных потерь со стороны СССР, так как 200-тысячная армия Чехословакии не решилась дать отпор.

Через 10 лет БРДМ-2 снова пришлось принять участие в реальных боевых действиях, но уже в Афганистане. В тяжёлых климатических условиях и условиях высокогорья бензиновый мотор терял мощность, перегревался и часто глох. Недостаточной была и защита от крупнокалиберных пулеметов и тем более снарядов.

Малый угол вертикальной наводки не давал возможность ведения огня по горным склонам, где обычно устраивали засаду моджахеды. На практике броня показала свою незащищённость от РПГ, которые прошивали технику насквозь.

Противник сначала обездвиживал машину, а потом добивал из стрелкового вооружения.

Также машина применялась во время первой и второй чеченских войн, причём обеими сторонами. По итогам было потеряно три БРДМ-2 со стороны РФ.
У иностранных операторов она впервые приняла участие в «войне Судного дня», начавшиеся 6 октября 1973 года.


В первый же день египетским спецподразделениям с помощью БРДМ-2, на которую установили , удалось добиться определенных успехов при прорыве израильской обороны.

Также они отметились в джунглях Вьетнама, где пригодилась проходимость. Довольно широко применялись БРДМ-2 в Анголе. Там они стали популярны из-за своей дешевизны и надёжности.

Модификации

В основном модификации БРДМ-2 состоят на вооружение Белорусской, Украинской и Польской армиях.

Наименование Страна
производитель
Год Основные
изменения
Брдм-2ЛД Украина 1999 Установлены боковые двери для десанта и дизельный двигатель СМД-21-08
БРДМ-2ДИ «Хазар» Украина 2005 Установлены боковые двери для десанта, новый мотор FPT IVECO Tector итальянского происхождения, также установлен новый комплекс вооружения.
МБТС «Кайман» Белоруссия 2015 Передняя часть корпуса остеклена бронестёклами. Мосты редукторы и другая ходовая часть была взята с БТР-60. Двигатель заменён на дизель Д 245 с электронной системой управления. Машина сумела сохранить плавучесть.
BRDM-2M-96ik «Szakal» Польша 2003 Установлен двигатель IvecoAifo 8040SRC, новая радиостанция RRC-9500 и противокумулятивные решётки. Вместо 14,5-мм пулемёта установлен 12,7-мм пулемёт WKM-B.

Списанные бронемашины без вооружения и спецоборудования можно приобрести на аукционах. Стоимость будет варьироваться от 500 до 1,5 миллиона рублей, в зависимости от состояния.

На базе БРДМ-2 народными умельцами на случай мирового апокалипсиса была создана У.М.К.А. (Универсальный Мобильный Кемпер Амфибия), в простонародье машина судного дня. Правда за неё придётся заплатить не малую сумму, которая начинается от 7 млн. рублей.

Видео