«Не позволяй душе лениться…» Н. Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Заболоцкого

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» относится к его поздней лирике. Оно отличается от других философских стихотворений поэта простотой и лёгкостью при прочтении.

История создания

Произведение было написано в 1958 году за несколько месяцев до смерти Заболоцкого. Поэт знал, что скоро умрёт, поэтому ему хотелось оставить напутствие своим читателям.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к посланию. Его темой является призыв к работе над собой. Основная мысль заключена в первой строчке, которая и стала общеизвестным названием стихотворения. Идея произведения заключается в желании Заболоцкого достучаться до каждого читателя.

Образы стихотворения

В «Не позволяй душе лениться…» можно выделить образ души. Душа наделена человеческими чертами: она лентяйка, пытается долго спать по утрам и даже без жалости может сорвать последнюю рубашку. Лирический герой показан неявно: он ведёт беседу с читателем, акцентируя внимание на человеческой душе.

Композиция

Стихотворение состоит из 6 законченных четверостиший (катренов). Во всех строфах раскрывается смысл первой строчки: «Не позволяй душе лениться…». Последние две строчки произведения повторяют строки первой строфы. Такая кольцевая композиция помогает автору логично закончить своё послание.

Ритмический строй

Произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, что обеспечивает лёгкость чтения, а следовательно, и восприятия.

Художественные средства

Заболоцкий использовал несколько приёмов для изображения человеческой души и для более сильного воздействия на читателя:

  • фразеологизмы: «Чтоб в ступе воду не толочь…», «последнюю рубашку … сорвёт», «Держи … в чёрном теле», «дать поблажку»;
  • повторы: «И день и ночь, и день и ночь!», «от дома к дому», «с этапа на этап»;
  • просторечные и разговорные слова: «тащи», «хватай», «по-человечьи», «поблажку»;
  • ряды однородных членов: «По пустырю, по бурелому, // Через сугроб, через ухаб!»;
  • восклицательные предложения: из 6 предложений 5 являются восклицательными;
  • повтор согласных звуков: в 4 строфе повторяются звуки [ж] и [ш];
  • противопоставление: «рабыня и царица», «работница и дочь», «и день и ночь».

Стихотворение Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» благодаря эмоциональным предложениям, простой лексике и несложной композиции легко запоминается. Можно сказать, что автор добился своей цели: смысл и идея произведения понятны даже подрастающему поколению.

"Признание"

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая,

Ты и песня моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжёлые,

В эти чёрные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Награды:

Орден Трудового Красного Знамени - 1958 г.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии - 14 октября 1958, Москва) - русский советский поэт.

Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)-1926) - сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии - символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.

Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвует в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу - «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения - и первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

Сборник «Стихотворения. 1926-1932», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него
разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях;
Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям.

С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.

В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения.
Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, -

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей...

В 1949-1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. По мнению близко знавшего Заболоцкого Н. Чуковского завершающую, роковую роль сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение). В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году - второй, а 14 октября 1958 года он умер.

Перед уходом он прочёл мне ещё одно своё новое стихотворение, которое потрясло меня больше, чем «Рубрук». Это было суровое требование, обращённое к самому себе:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвёт.

А ты хватай её за плечи.

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Когда я думаю о Заболоцком, я всегда вспоминаю это стихотворение. В нём он отчетливо и сильно выразил самую главную черту своего характера. Все беды, которые наваливала на него судьба, он побеждал, заставляя свою душу трудиться. Только этим он её и спас - и во время травли тридцатых годов, и в лагерях, и потом, когда его оставила жена. Прочитав мне это стихотворение, он ушёл - весёлый, не знающий, что больше ни одного стихотворения он уже никогда не напишет.

После инфаркта он прожил ещё полтора месяца. Состояние его было тяжёлым, но не казалось безнадёжным. По-видимому, только он один из всех и понимал, что скоро умрёт. Все свои усилия после инфаркта - а он не позволял душе лениться! - он направил на то, чтобы привести свои дела в окончательный порядок. Со свойственной ему аккуратностью он составил полный список своих стихотворений, которые считал достойными печати. Он написал завещание, в котором запретил печатать стихотворения, не попавшие в этот список. Завещание это подписано 8 октября 1958 года, за несколько дней до смерти.

Ему нужно было лежать, а он пошёл в ванную комнату, чтобы почистить зубы. Не дойдя до ванной, он упал и умер.

/Nikolay_Chukovskiy_O_Zabolotskom.doc Николай чуковский

Задача данной статьи - выяснить, как заложена смерть от инфаркта русского советского поэта НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЗАБОЛОЦКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

9 10 12 27 39 54 73 91 102 112 122 136 146 157 172 184 185 195 196 208 214 225 243 249 255 258 268 292
З А Б О Л О Т С К И Й Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч
292 283 282 280 265 253 238 219 201 190 180 170 156 146 135 120 108 107 97 96 84 78 67 49 43 37 34 24

14 24 35 50 62 63 73 74 86 92 103 121 127 133 136 146 170 179 180 182 197 209 224 243 261 272 282 292
Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч З А Б О Л О Т С К И Й
292 278 268 257 242 230 229 219 218 206 200 189 171 165 159 156 146 122 113 112 110 95 83 68 49 31 20 10

ЗАБОЛОТСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ = 292 = 91-УМИРАНИЕ + 201-ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА.

292 = 219-УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА + 73-МИОКАРДА.

292 = 165-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧЕНА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

292 = 78-ВНЕЗАПНО + 214-УМИРАЕТ ОТ ИНФАРКТА.

292 = 120-УМИРАЕТ ОТ... + 172-\ 94-ИНФАРКТА + 78-ВНЕЗАПНО \.

292 = 86-УМИРАЕТ + 206-ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТА.

292 = 112-ВНЕЗАПНО ОТ... + 180-ИНФАРКТА УМИРАЕТ.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

102 = СМЕРТЬ

201 = ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА

91 = УМИРАНИЕ
_________________________________
219 = УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 14.10.1958. Это = 14 + 10 + 19 + 58 = 101 = УМЕРШИЙ.

292 = 101-УМЕРШИЙ + 191-ГИБЕЛЬ ОТ ИНФАРКТА.

306 = УМЕРШИЙ ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТ\ а \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 306-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ + 77-\ 19 + 58 \-(код ГОДА СМЕРТИ) = 383.

383 = 128-ОТ ИНФАРКТА + 128-ОТ ИНФАРКТА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

383 = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 263-ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА.

383 - 292-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 91 = УМИРАНИЕ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 96-ПЯТЬ = 272.

272 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 194-ВНЕЗАПНЫЙ ИНФАРКТ.

272 = 96-ВНЕЗАПНАЯ + 176-\ 102-СМЕРТЬ + 74-ИНФАРК(т)\.

292 = 20-ВЕК + 272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ.

272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ - 20-ВЕК = 252 = 86-УМИРАЕТ + 166-ИНФАРКТ МИОКАРДА.

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.

В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.

Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль - надежный способ обеспечить рост личности.

Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения - таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.

В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.

Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.

Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».

Вряд ли кого удивит утверждение, что все мы, хоть раз, а некоторые - всю жизнь, задаёмся вопросом: в чём же смысл жизни? Задавалась им и я. В ранней юности определила его как любовь и счастье. Познав счастье любви, узнала и её горечь. Познав счастье материнства, узнала и тяжкий его труд, и несбывшиеся надежды. Тогда решила, что смысл этот - найти себя в жизни. Я - счастливая, мне показалось, что нашла.

Но вопрос этот вставал передо мной снова и снова. Я чувствовала, что прежние ответы - только малая часть какого-то большого, всеобъемлющего ответа или... вопроса. И вот однажды, когда мне было 37 лет, листая лирику Пушкина, я наткнулась на читанную и перечитанную мной «Элегию». И вдруг, словно впервые, прочла одну строку: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот она! Та всеобъемлющая формула смысла жизни: «мыслить и страдать».

А страдать зачем? Чтобы что-то понять. А понять, что?.. И как?

Наверное, не только для меня во времена повального атеизма и единственно доступной всем марксистской истины поэзия, искусство были возможностью прорваться в какую-то иную, высшую сферу, как я теперь понимаю, в сферу духа. И каким же откровением стал для меня Николай Заболоцкий, чей сборник стихов мне подарили! Стихотворение поэта «Не позволяй душе лениться» не просто поразило меня, а как бы продолжило и развило пушкинскую формулу. «Мыслить и страдать», оказывается, необходимо было для понимания простой, но столь труднодоступной мне тогда истины, что «душа обязана трудиться». Трудиться, чтобы человек - её носитель - становился лучше, чтобы он понял: смысл его существования - это восхождение к высшему. А не тому ли учит нас Живая Этика?

Связь поэзии Н.Заболоцкого с Учением я обнаружила много лет спустя, когда узнала Агни Йогу. А до того я постигала её азы интуитивно, не зная даже о её существовании, постигала через искусство, через поэзию и особенно через творчество Н.Заболоцкого. И, конечно, мне хотелось больше о нём узнать. Такую возможность дала мне Перестройка.

Н.А.Заболоцкий

В 1989 году на вечере поэзии Н.Заболоцкого я познакомилась с его сыном, Никитой Николаевичем Заболоцким, кандидатом биологических наук, преподавателем. Вернее, заочно я его уже знала по подборке писем отца из заключения. Они были опубликованы в журнале «Знамя» за 1989 год. И тогда, на вечере, я вдруг увидела того самого «Никитушку», о ком с такой нежностью и болью писал из лагерей репрессированный поэт в конце 1930-х годов, а позже уже обращался в письмах и к самому Никите - второкласснику. Так вот, когда я его увидела, уже убелённого сединами, похожего на отца, то, конечно, не могла не попросить об интервью. Вы прочтёте его позже, но прежде - фрагмент письма Николая Алексеевича Заболоцкого из заключения. Человек удивительной чистоты, доброты и скромно-молчаливого мужества предстаёт перед нами из этого письма к жене от 24 мая 1944 года:

«Ты пишешь: "жизнь прошла мимо". Это неверно. Для всего народа эти годы были очень тяжёлыми. Посмотри, сколько вокруг людей, потерявших своих близких. Они не виноваты в этом. Мы с тобой тоже многое пережили. Но мимо ли нас прошла эта жизнь? Когда ты очнёшься, отдохнёшь, разберёшься в своих мыслях и чувствах, ты поймёшь, что недаром прошли эти годы. Они не только выматывали твои силы, но в то же время и обогащали тебя, твою душу, и она, хотя и израненная, - будет потом крепче, спокойнее и мудрее, чем прежде. Время моего душевного отчаяния давно ушло, и я понял в жизни многое такое, о чём не думал прежде, я стал спокойнее, нет во мне никакой злобы, и я люблю эту жизнь со всеми её радостями и великими страданиями, которые выпали на нашу долю».

И вот как через много лет, незадолго до смерти (это случилось в 1958 году, а родился он в 1903-м) переплавилось великое это страдание в поэтическое кредо Заболоцкого, кредо, что светит нам и сейчас:

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь!

И день и ночь!

Это стихотворение я давно знала наизусть, но только тогда, когда познакомилась с судьбой поэта, поняла, откуда в нём слова: «тащи с этапа на этап». Ведь это лагерная лексика! Через какие же этапы в прямом и переносном смысле прошла душа поэта, когда он по чьему-то «литературному доносу», «как поборник формализма и апологет чуждой идеологии» был арестован! Вот выдержка из рассказа поэта «История моего заключения», которую приводит в своей статье в газете «Правда» за январь 1989 года известный критик и литератор Алла Марченко: «Наконец меня вытолкнули в другую комнату. Оглушённый ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар в лицо. Я потерял сознание. Очнулся я, захлёбываясь от воды, которую кто-то лил на меня. Меня подняли на руки и, мне показалось, начали срывать с меня одежду. Я снова потерял сознание. Едва я пришёл в себя, как какие-то неизвестные мне парни поволокли меня по каменным коридорам тюрьмы, избивая и издеваясь над моей беззащитностью».

«Ведали ли так и оставшиеся неизвестными "парни", - пишет Алла Марченко, - что человек, избиваемый ими, создаст стихи, которые их внуки будут проходить в школе? Разумеется, нет. В их глазах подследственный был всего лишь "гнилым интеллигентиком", очкариком, и его беззащитность только распаляла ненависть к "шибко образованным", впрочем, неузнавание было взаимным, ибо и лобастый книгочей из Уржума не распознал в мучителях, казалось бы, хорошо знакомых ему выходцев из своего народа, хотя так гордился простонародной родословной: дед - николаевский солдат, отец - агроном, мать - сельская учительница. Не угадал даже, что толпа, попадая в неволю к преступному времени, тоже становится преступной, хотя, вроде бы, должен был предвидеть и такую вероятность. Ведь это его рукой в 1928 году написаны стихи, которые сегодня, из умудрённого уроками истории далёка, воспринимаются как пророческие:

Но перед сомкнутым народом

Иная движется река:

Один сапог несёт на блюде,

Другой поёт хвалу Иуде,

А третий, грозен и румян,

В кастрюлю бьёт, как в барабан.

И нету сил держаться боле,

Толпа в плену, толпа в неволе,

Толпа лунатиком идёт,

Ладони вытянув вперёд.

И снова обратимся к письмам. 30 мая 1941 года, Комсомольск-на-Амуре: «...Никиту Николаевича поздравляю с переходом во второй класс и с отличными отметками. Я его теперь очень уважаю и даже побаиваюсь - вдруг он заметит у меня в письме ошибку или кляксу. Кроме того, он - фотограф, а я снимать не умею. Когда я вернусь, Никита Николаевич, вероятно, уже будет разговаривать по-французски, и я буду у него учиться».

А вот ещё письмо к сыну от 6 июня 1944 года: «Я шёл на работу один мимо кладбища (тут Николай Заболоцкий делает пометку, что режим в лагере несколько смягчился, ходили без конвоя, да и бежать заключённым было некуда. - А.К.). Задумался и мало замечал, что творится вокруг. Вдруг слышу, меня кто-то окликает. Оглянулся - вижу, с кладбища идёт ко мне какая-то старушка и зовёт. Я подошёл к ней. Протягивает мне пару бубликов и яичко варёное: "Не откажите, примите". Она мне объяснила, что один сын у неё убит на войне, второго похоронила здесь две недели назад, и теперь осталась одна на свете. Я взял бублики, поклонился ей и пошёл дальше. Видишь, сколько горя у людей. И всё-таки живут они и умеют другим помогать. Есть чему поучиться нам у этой старушки, которая, соблюдая старый русский обычай, подала свою поминальную милостыню мне - заключённому».

И вот во что обратились эти строки из письма к сыну через 13 лет в 1957 году. Так рождается поэзия:

Это было давно.

Исхудавший от голода, злой,

Шёл по кладбищу он

И уже выходил за ворота.

Вдруг под свежим крестом,

С невысокой могилы сырой

Заприметил его

И окликнул невидимый кто-то.

И седая крестьянка

В заношенном, старом платке

Поднялась от земли,

Молчалива, печальна, сутула,

И творя поминанье,

В морщинистой, тёмной руке

Две лепёшки ему

И яичко, крестясь, протянула.

И как громом ударило

В душу его, и тотчас

Сотни труб закричали

И звёзды посыпались с неба.

И, смятенный и жалкий,

В сияньи страдальческих глаз

Принял он подаянье,

Поел поминального хлеба.

Это было давно.

И теперь он, известный поэт,

Хоть не всеми любимый,

И понятый также не всеми,

Как бы снова живёт

Обаянием прожитых лет

В этой грустной своей

И возвышенно чистой поэме.

И седая крестьянка,

Как добрая, старая мать.

Обнимает его...

И, бросая перо в кабинете,

Всё он бродит один

И пытается сердцем понять

То, что могут понять

Только старые люди и дети.

Перед тем, как вы прочтёте обещанное интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, которое он дал мне в 1989 году, я хочу привести здесь ещё одно стихотворение, написанное Николаем Заболоцким в 1932 году, когда у поэта родился сын Никита. Называются эти стихи: «Утренняя песня»:

Могучий день пришёл.

Деревья встали прямо,

Вздохнули листья.

В деревянных жилах

Вода закапала.

Квадратное окошко

Над светлою землёю распахнулось,

И все, кто были в башенке, сошлись

Взглянуть на небо, полное сияния.

И мы стояли тоже у окна.

Была жена в своём весеннем платье,

И мальчик на руках её сидел,

Весь розовый и голый, и смеялся,

И, полный безмятежной чистоты,

Смотрел на небо, где сияло солнце.

А там, внизу: деревья, звери, птицы,

Большие, сильные, мохнатые, живые,

Сошлись в кружок и на больших гитарах,

На дудочках, на скрипках, на волынках

Вдруг заиграли утреннюю песню.

Встречая нас.

И всё кругом запело.

И всё кругом запело так, что козлик

И тот пошёл скакать вокруг амбара.

И понял я в то золотое утро,

Что счастье человечества - бессмертно.

Итак - интервью Никиты Николаевича Заболоцкого, сына поэта.

— Никита Николаевич, ваши первые воспоминания?

— Одно из ярких воспоминаний об отце - это тот самый несчастный день 19 марта 1938 года, когда его арестовали. Я до сих пор прекрасно помню, как отец пришёл, как пришли с ним два незнакомых человека, обыск. Отец сидел с мамой на кушетке, два человека отбирали рукописи, книги, складывали в чемодан. Потом отец показал на коробку с марками на столе и сказал мне: «Они будут твои». И я направился, было, к столу за марками, а отец как-то испуганно сказал: «Нет, нет, потом, когда уйдут дяди». И я помню, как я сообразил, что идёт обыск, и, значит, дяди могут подумать, что отец что-то прячет в этой коробке с марками, и как я плохо поступил, направившись сразу за коробкой. Мне было шесть лет.

— Знакомство состоялось в 1944 году, мне было 12 лет. Мы с мамой приехали в Алтайский край, отец к тому времени был уже освобождён, но оставался при лагере. Он был чертёжником. Ведь лагеря часто были при каких-то строительных организациях. И то, что отец стал чертёжником, спасло ему жизнь, он сам об этом говорил. Мы приехали в Алтайский край, в избушку. Мама боялась, что увидит сломленного человека. Но нет, ничего подобного: подтянутый, бодрый, надёжный. И вот это обретение отца для меня - мальчика, конечно, очень много значило.

— А освобождению отца способствовал Союз писателей?

— Это не было связано с Союзом писателей. Позднее уже хлопоты Тихонова, Фадеева имели значение в том смысле, что отцу разрешили жить в Москве, восстановили в Союзе писателей и позволили заниматься литературным трудом. Хотя реабилитирован он был только после смерти в 1963 году.

— Никита Николаевич, а как вы видите творчество своего отца в ряду других поэтов?

— Это трудный вопрос. Для меня поэзия отца, конечно, нечто большее, чем просто поэзия. Сам отец верил, что настанет время, когда его поэзия займёт подобающее ей место. И вся жизнь его была подчинена этому призванию. При жизни у него вышло четыре маленьких книжки стихов. Естественно, зарабатывать на жизнь стихами было невозможно. Но отец много переводил, его считали выдающимся поэтом-переводчиком. А поэзию его знали сравнительно немногие. Интересовался отец живописью. Вот Рериха любил, грузинского художника Гудиашвили. Уже в конце жизни очень близка ему стала портретная живопись, особенно искусство Рокотова.

— Да, это хорошо известно по его стихотворению «Любите живопись, поэты».

— А самым дорогим композитором был для отца Бетховен.

Я очень люблю стихотворение Заболоцкого «Бетховен». Почему-то мне кажется, что написать его мог только Агни Йог, кем, может быть, и был поэт. А возможно, он и знал об Учении, но говорить об этом сыну в те времена было слишком опасно. Во всяком случае, стихотворение «Бетховен» вполне созвучно Учению Живой Этики:

В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И яростным охвачен вдохновением,

В оркестрах гроз и трепете громов,

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

Дубравой труб и озером мелодий

Ты превозмог нестройный ураган,

И крикнул ты в лицо самой природе

Свой львиный лик, просунув сквозь орган.

И пред лицом пространства мирового

Такую мысль вложил ты в этот крик,

Что слово воплем вырвалось из слова,

И стало музыкой, венчая львиный лик.

В рогах быка опять запела лира,

Пастушьей флейтой стала кость орла,

И понял ты живую прелесть мира

И отделил добро его от зла.

И сквозь покой пространства мирового

До самых звёзд дошёл девятый вал...

Откройся мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

И снова наш разговор с Никитой Николаевичем Заболоцким.

— Вам не кажется, что сейчас настаёт время, когда поэт Николай Заболоцкий становится особенно востребованным?

— Я думаю, вы правы. Почему раньше Заболоцкий был сравнительно мало известен? Потому, что его мысль оригинальная, самобытная не вязалась с теми трафаретами, по которым рекомендовалось писать литературные произведения. Сейчас, когда происходит раскрепощение мысли, мы возвращаемся к философским учениям, что были под запретом, к писателям полузабытым. И такое раскрепощение мысли предполагает интерес и к Н.Заболоцкому.

— Я бы даже сказала: не только раскрепощение мысли, но и раскрепощение духа.

— Да, конечно, и, наверное, ещё один важный момент: когда вопрос о взаимоотношении - человек и природа ставится по-новому, поэзия Заболоцкого становится особенно актуальной. Ведь основная идея отца была в том, что человека нельзя вычленять из природы, что человек её часть, разум природы.

Не странно ли, что в мировом просторе, В живой семье созвездий и планет, Любовь уравновешивает горе, И тьму всегда превозмогает свет. Недаром, совершенствуясь от века, Разумная природа в свой черёд Сама себя руками человека Из векового праха создаёт.

— Как всякий великий поэт Николай Алексеевич Заболоцкий опережал своё время.

— Фактически получилось именно так. Просто время было уж очень неудачное для его поэзии и жизни. Впервые он принял собственное стихотворение, как достойное его, в 1926 году, а умер в 1958-м. Из этих 32 лет восемь он провёл вне литературы. В лагере писать было невозможно и психологически, и физически. Но всё-таки два стихотворения помечены теми годами: одно 38-м, другое - 39-м. Они не были записаны. Отец их запомнил. Это «Лесное озеро» и «Соловей». «Лесное озеро» - ключевое стихотворение: совершенно новое его отношение к природе - одухотворение самой природы.

Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сражения, Где пьют насекомые сок из растения. Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищная тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замеру входа, Раздвинув руками сухие кусты...

— Получается, что именно его поэзия вменялась ему в вину?

— Да, именно так. Вначале, и об этом отец пишет в «Истории моего заключения», он обвинялся в том, что якобы существует заговор во главе с Николаем Семёновичем Тихоновым, как будто бы отец участвовал в этом антисоветском, троцкистском заговоре. Но он не подписал никаких показаний на этот счёт, не оклеветал ни себя, ни других. И обвинение отпало. Потом была рецензия - по существу клеветнический литературный донос.

— То есть, практически, за инакомыслие в виде его поэзии, как он смел писать такие стихи, что были непонятны власть имущим?

— Совершенно верно.

Одно из таких философских стихотворений 1936 года «Вчера, о смерти размышляя»:

Вчера, о смерти размышляя.

Ожесточилась вдруг душа моя.

Печальный день! Природа вековая

Из тьмы веков смотрела на меня.

И нестерпимая тоска разъединения

Прошила сердце мне, и в этот миг

Всё, всё услышал я-и трав вечерних пение,

И речь воды, и камня мёртвый крик.

И я, живой, скитался над полями,

Входил без страха в лес,

И мысли мертвецов прозрачными столбами

Вокруг меня вставали до небес.

И птицы Хлебникова пели у воды,

И встретил камень я, был камень неподвижен,

И проступал в нём лик Сковороды.

И все существованья, все народы

Нетленное хранили бытиё,

И сам я был не детищем природы,

Но мысль её! Но зыбкий ум её!

И опять я передаю слово сыну поэта:

— Отец был глубоко русским человеком. Вырос он среди вятских лесов и полей. Скажем, образ берёзовой рощи проходит через его поэзию как символ Родины. Но он был человек широкомыслящий, всегда с большим интересом и уважением относился к людям другой национальности. Известно, что его очень любили грузины, потому что и он любил Грузию, знал её историю, а его перевод «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели считается непревзойдённым.

Завершая рассказ о Николае Алексеевиче Заболоцком, о встрече с его сыном, я вспомнила, как Никита Николаевич показал мне семейную реликвию, бережно хранимую фотокопию отцовского письма. Его в 1920 годах писал начинающий поэт своей будущей жене. Предлагая невесте руку и сердце, он делился с ней своими надеждами и планами. И так ясно проступал за ними немеркнущий образ русского интеллигента- разночинца, его высокое стремление сеять «разумное, доброе, вечное», что так необходимо нам сегодня, и... всегда.