Сценарий литературной композиции ко дню победы. Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, магнитная доска, музыкальное оборудование.

На экране фото - дети рисуют на асфальте. На доске два мальчика рисуют войну. На сцене

8 чтецов (5 мальчиков и 3 девочки)

Рисуют мальчики войну
Рисуют танки и катюши
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.
Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики бои
Что им, по счастью, не знакомы,
И берегут они свои
Огнем кричащие альбомы.
Рисуют мальчики войну:

Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну:

Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово - ВОЙНА
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Разве это нужно кому-то
Чтоб горели огнем города?
Чтобы дети прятались в страхе
И забыли про свет навсегда.

Звучит мелодия "Вставай, страна огромная"

Война! Жестче нету слова
Война! Страшнее нету слова!
И на устах у всех иного
Уже не может быть и нет.

Только что в школах откружили вальсами выпускные балы.

Солнце заливает землю первыми лучами.

Рассвет:.

Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

Война! - крикнул кто-то.

Война это, товарищи, война!

: Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые сполохи пожаров. Тяжело вздрагивала земля. Всё вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года утром в 4 часа 15 минут по московскому времени:.

Наша страна вступила в смертельный бой с коварным и жестоким врагом - с фашизмом.

Фашизм - это ненависть ко всему человечеству

Фашизм - это презрение к другим народам

Фашизм - это культ убийства

Фашизм - это дикое бешеное чудовище

Это они, фашисты, создали лагеря смерти.

Это они, фашисты заживо сжигали стариков и женщин.

Это они, фашисты зверски пытали и расстреливали детей и подростков

Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,
Разоренные утро и ночи без сна:
Ваше детство и юность опалила большая
Не по детскому росту большая война.

Дети на войне: Сколько им было? Десять?... Двенадцать?... Пятнадцать?... Девятнадцать? Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего времени, они не склоняли головы перед страшным и жестоким врагом. На их долю выпали слезы, кровь, смерть.

Везет на фронт мальчика
Товарищ военный врач
"Мама, родная мамочка,
Не гладь меня и не плачь.
На мне военная форма
Не гладь меня при других
На мне военная форма
На мне твои сапоги.
Не плачь!
Мне уже двенадцать
Я взрослый почти:
Двоятся, двоятся, двоятся
Рельсовые пути.
В кармане моем документы
По которым я - сын полка
Прославленного, гвардейского
Проверенного в огне.
Я еду на фронт, я надеюсь
Что браунинг выдадут мне
Что я в атаке не струшу
Что время мое пришло:
Завидев меня, старухи
Охают тяжело
"Сыночек, солдатик маленький
Вот ведь настали дни:"
Мама моя, мамочка! Скорее мне объясни.
Скажи, чего это ради
Они надо мной ревут?

Уходили на фронт дети. Сколько им было? Пятнадцать? Восемнадцать? Двадцать? Для матери, которая ждала, они всегда оставались детьми. Мать ждала весточки с фронта. Маленький фронтовой треугольник.

Ты хлопотливо бродишь по двору
Или грустишь, лишась покоя, мама?
Ты в полдень, перед сном и поутру
Всё сына ждешь с тоскою, мама?
Счастливый, я обрел бы крепкий сон
Когда бы знал, что ты здорова, мама.
И если б весть принес мне почтальон
Я ожил бы душою снова, мама.

Звучит мелодия "В землянке". (На фоне музыки 5 мальчиков читают стихи, сидя на бутафорских бревнах около костра.)

Мама! Тебе эти строки пишу я
Тебе посылаю сыновний привет
Тебя вспоминаю, такую родную
Такую хорошую - слов даже нет!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки
Застыли орудья, как стадо слонов.
И где-то по - мирному в гуще лесов
Как в детстве мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру
И пусть между нами сейчас километры
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу.
Я знаю, что ты меня благословила
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.

Песня "В землянке". (Исполняет солист)

Вся ночь пролетела, как страшный бред
Расстрел назначили рано
А было ему шестнадцать лет
Разведчику-партизану
Вдоль черной деревни его вели
В пустое мертвое поле
Морозные комья стылой земли
Босые ступни кололи.
Мать вскрикнула тонко, бела, как мел.
И поле вдруг стало тесно.
А он подобрался весь и запел
Свою любимую песню.
На залп он качнулся лицом вперед
И рухнул в холодный пепел
Ты понимаешь - такой народ
Нельзя заковать в цепи.
Пуля, жизнь скосившая сыновью
Жгучей болью захлестнула мать
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать
От глухих рыданий обессилив
Задремала
И приснилось ей
Будто бы она - сама Россия
Мать ста миллионов сыновей
Будто в поле
Вихрем опаленным
Где последний догорает бой
Кличет
Называя поименно
Сыновей
Что не придут домой.
Беззаветно храбрых и красивых.
Жизнь отдавших, чтоб жила она:
Никогда их не забыть России.
Как морей не вычерпать до дна.

Песня "Облака". (Исполняет вокальная группа под гитару.)

Спят мальчишки в сиянии звезд.
Им - семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез
Из-под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят
Будьте этих мальчишек достойны.

Спят мальчишки под сенью берез.
Навсегда твердо сомкнуты губы
Не видать им ни солнца, ни звезд
Тише пойте, армейские трубы.

Песня "Журавли". (Исполняет вокальная группа)

Победа! Так вот ты какая!
А мы-то представить тебя не могли.
Дождем, как слезами, омыто
Победное утро земли.

Победа идет по дороге
В сиянии майского дня
И люди на каждом пороге
Встречают её, как родня

Зажглась на небе яркая звезда.
В тот майский день, когда пришла Победа.
И пусть бегут безжалостно года
Им не затмить тот яркий лучик света

Победа в сердце каждого живет.
Она во мне, как праздник саамы светлый.
Он никогда - я верю - не умрет.
Ведь он бессмертной памятью согретый.

Нет, не забыты подвиги солдат.
Их ратный труд и мужество воспеты.
И пусть мы чтим немало разных дат.
Величественней нет, чем День Победы.

Вальс. Исполняется танцевальной группой под музыку "Майский вальс"

Все участники композиции выходят на сцену. У каждого в руках рисунок, отображающий то, о чем он говорит в стихотворении. Стихотворение читается всеми участниками построчно. После прочтения стихотворения рисунки крепятся на магнитную доску, составляя картину мирного солнечного дня..

Ты нарисуешь яркое солнце
Я нарисую синее небо
Он нарисует свет в оконце
Она нарисует колосья хлеба
Мы нарисуем осенние листья
Школу, друзей, ручей беспокойный
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Сегодня должен думать человек
Придет ли к людям следующий век!

Песня "Солнечный круг". Исполняется всеми участниками вместе с залом.

Использованная литература

  1. Н. В. Маренкова, Золотая коллекция школьных праздников и внеклассных мероприятий. Ростов н/Д: ООО "Феникс", 2008.
  2. Сборник День Победы. Сценарии уроков и внеклассных мероприятий. Йошкар-Ола - Чебоксары, изд-во Педагогическая инициатива, 2006.
  3. Е. П. Сгибнева, Т. Б. Солдатова, Школьные годы чудесные. Ростов н/Д: ООО "Феникс", 2002.

Аннотация

Методическая разработка «Война - печальней нету слова» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны. Автор исходит из того, что программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения учащихся с миром искусства слова.

В представленном сценарии отражена история литературы (в частности, поэзии) в годы Великой Отечественной войны, ее вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.

Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей старшеклассников - учащихся 10-11 классов.

Методическая разработка сопровождается презентацией.

Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, студентам педагогических вузов при прохождении практики по внеклассной работе.

Цели:

  • формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор;
  • проекционный экран;
  • презентация «Война - печальней нету слова»

Оформление аудитории (гостиная как форма внеклассного мероприятия предполагает камерность, поэтому помещение не должно быть большим, аудитория рассчитана приблизительно на 50 зрителей).

  • Стенды с фотографиями и краткими биографиями поэтов, о которых пойдет речь в гостиной;
  • Книжная выставка «Поэзия фронтовых лет».

Участники и зрители мероприятия - учащихся 10-11 классов.

Сценарий

Вступительное слово руководителя: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной. Литературная гостиная существует у нас уже много лет. Меняются ее руководители, участники, постоянно обновляется репертуар. Но неизменно одно - среди ее участников всегда люди творческие, увлеченные, которые любят и ценят художественное слово, пробуют свои силы в стихосложении, читающие, поющие. Это учащиеся нашей школы.

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем одну из наших программ, посвященную поэзии Великой Отечественной войны.

Первый ведущий: Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Второй ведущий: Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

Третий ведущий: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Первый ведущий: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Второй ведущий: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Слайды №№ 2,3 Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Третий ведущий: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Первый ведущий: Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Второй ведущий: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Третий ведущий : Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Чтец: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писали Семен Гудзенко, Давид Самойлов, Евгений Винокуров, Булат Окуджава.

Слайд № 4

Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».

(Примечание: песня может быть исполнена участниками гостиной)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Чтец : О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые».

Слайд № 5

Звучит названное стихотворение Д. Самойлова «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Слайд № 6

Чтец: Семен Гудзенко после войны написал стихотворение, в котором была такая строка: «Мы не от старости умрем - от старых ран умрем». За что получил в свой адрес большой поток критики. Его упрекали в безысходной тоске, печали, ноющей жалобе.

Семен Гудзенко был тяжело ранен в 1942 году и умер в 1953 в буквальном смысле слова «от старых ран», проведя во время войны и после нее много месяцев в госпиталях.

Звучит стихотворение Семена Гудзенко «Мое поколение».

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя -

Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,

Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,

что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?

Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?

Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-

У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется - долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них.

Нет мужчины в семье - нет детей, нет хозяина в хате.

Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,

Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-

Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду,

Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.

Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем -

Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Чтец: У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:

Увы, утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но в мире есть душа одна-

Она до гроба помнить будет.

Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

Слайды №№ 7, 8 (поочередно)

«Зинка»

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Чтец: Сиротство и вдовство - это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Слайд № 9

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»:

… Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Первый ведущий: Война не вмещается в оду,

И многое в ней не для книг.

Я верю, что нужен народу

Души откровенный дневник.

Второй ведущий: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.

Третий ведущий: Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Слайды № № 10, 11

Чтец: На сегодняшний день для меня самыми близкими стихами военной поры являются стихи Константина Симонова из сборника «С тобой и без тебя». Я узнала об этом сборнике на уроке литературы, когда мы знакомились с лирикой Великой Отечественной войны. Стихи меня поразили. Поразили силой чувства, откровенностью, а еще тем, что такие интимные стихи были опубликованы в годы войны. Мне стало интересно, имеют ли они под собой фактический материал. И я обратилась к биографии Симонова, из которой узнала, что цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Остальные подробности их взаимоотношений в стихах.

Звучат стихи из сборника «С тобой и без тебя»:

Слайды №№ 12,13

Чтец: «»

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что так другие не назвали,

Что в старый дом мой, сломанный войной,

Ты снова гостьей явишься едва ли.

За то, что я желал тебе и зла,

За то, что редко ты меня жалела,

За то, что, просьб не ждя моих, пришла

Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.

Мне хочется назвать тебя женой

Не для того, чтоб всем сказать об этом,

Не потому, что ты давно со мной,

По всем досужим сплетням и приметам.

Твоей я не тщеславлюсь красотой,

Ни громким именем, что ты носила,

С меня довольно нежной, тайной, той,

Что в дом ко мне неслышно приходила.

Сравнятся в славе смертью имена,

И красота, как станция, минует,

И, постарев, владелица одна

Себя к своим портретам приревнует.

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что бесконечны дни разлуки,

Что слишком многим, кто сейчас со мной,

Должны глаза закрыть чужие руки.

За то, что ты правдивою была,

Любить мне не давала обещанья

И в первый раз, что любишь,— солгала

В последний час солдатского прощанья.

Кем стала ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться...

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.

Чтец: «Далекому другу»

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре - неясным трепетом огня,

В метели - снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу - я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Чтец: «На час запомнив имена…»

На час запомнив имена,—

Здесь память долгой не бывает,—

Мужчины говорят: «Война...» —

И наспех женщин обнимают.

Спасибо той, что так легко,

Не требуя, чтоб звали милой,

Другую, ту, что далеко,

Им торопливо заменила.

Она возлюбленных чужих

Здесь пожалела, как умела,

В недобрый час согрела их

Теплом неласкового тела.

А им, которым в бой пора

И до любви дожить едва ли,

Все легче помнить, что вчера

Хоть чьи-то руки обнимали.

Я не сужу их, так и знай.

На час, позволенный войною,

Необходим нехитрый рай

Для тех, кто послабей душою.

Пусть будет все не так, не то,

Но вспомнить в час последней муки

Пускай чужие, но зато

Вчерашние глаза и руки.

В другое время, может быть,

И я бы прожил час с чужою,

Но в эти дни не изменить

Тебе ни телом, ни душою.

Как раз от горя, от того,

Что вряд ли вновь тебя увижу,

В разлуке сердца своего

Я слабодушьем не унижу.

Случайной лаской не согрет,

До смерти не простясь с тобою,

Я милых губ печальный след

Навек оставлю за собою.

Чтец: Самым известным стихотворением из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Я думал над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

Звучит стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: — Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Первый ведущий: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Чтец: Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны - выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

Слайд № 14

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Слайд № 15

Второй ведущий: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей - 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.

Третий ведущий: В память о тех, кто не пришел с войны, звучит эта песня.

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли».

Скачать разработку:

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !

Музыкальная гостиная для детей и родителей «Нас песня к Победе вела»

Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ-детский сада №106, г. Екатеринбург

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой сценарий (конспект) для проведения музыкального досуга в детском саду с участием всех субъектов образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Прилагается фильм-отчет с фрагментами проведенного мероприятия.

Цель: воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины, гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:
- формировать, сохранять и возрождать духовно-нравственные ценности;
- воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважения к памяти ее защитников, преклонения перед подвигом своего народа в Великой Отечественной войне, глубокого уважения к ветеранам, гордости за свою Родину;
- обогащать музыкальные впечатления детей через знакомство с песнями ВОВ, обогащать опыт восприятия музыкальных произведений;
- вовлекать родителей и социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ.

Предварительная работа:
- разучивание песен военных лет с сотрудниками ДОУ, родителями воспитанников;
- подготовка музыкальных номеров на материале песен ВОВ совместно с педагогами и учащимися ДМШ №3 г.Екатеринбурга;
- оформление афиши и приглашение родителей и воспитанников ДОУ для участия в музыкальной гостиной;
- подготовка презентации, видеоряда, тематического оформления музыкального зала для проведения мероприятия;
- разработка сценария проведения гостиной.

Оборудование, материалы: экран, проектор, сборники с текстами песен, фортепиано, музыкальный центр.

Ход мероприятия

Звучат аудиозаписи музыкальных произведений (CD-диск «Марш Победы. Марши и вальсы в исполнении духовых оркестров»). Участники гостиной занимают места в музыкальном зале. На экран проецируется слайд с афишей: «Музыкальная гостиная «Нас песня к Победе вела».

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые дети и взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашей музыкальной гостиной.
На экран проецируется слайд с эпиграфом: «Если мы войну забудем...»


Ведущая: Течет река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.
Много воды с тех пор унесла река. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросло несколько поколений, которые не знали войны.
В памяти многих людей 22 июня 1941 года осталось как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Каждую весну мы живем в преддверии праздника Великой Победы. В этом году наша страна особо отмечает ее 70-летие.
Тяжело, очень тяжело далась Победа нашим людям. Не было ни одной семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы стихов, песен.
Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! Есть в них все: горечь отступления и радость наступления, мечты о мире и доме, о близких людях, любование красотой родной природы, картины солдатской жизни, рассказы о боевых подвигах.
Нашу гостиную открывает «Военная фантазия» в исполнении учащихся детской музыкальной школы №3.

Звучит «Военная фантазия» (инструментальная композиция). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с военной видеохроникой.

Ведущая: События войн остаются в памяти поколений через песни. Они заставляли ненавидеть врага и звали в бой, в них люди черпали душевные силы и обретали поддержку.
«Вечер на рейде» была одной из любимых лирических песен, причем не только у моряков, про которых в ней поется. Ее пели все.
Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом.
На экран проецируются слайды с репродукциями картин художников: «Военный Ленинград»



На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Все население принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
На экран проецируются слайды с портретами:


Однажды летним августовским вечером после трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
«Ничто не напоминало о войне,- вспоминал впоследствии Александр Дмитриевич (Чуркин). - Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка - там кто-то играл на баяне… Василий Павлович (Соловьев-Седой) сидел молчаливый и задумчивый.
Когда мы отправлялись домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни…Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются…»
«Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, - рассказывал
В. П. Соловьев-Седой, - и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.
Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город…» Получилась мелодия припева, а слов для припева не было».
Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
«Приехал в знакомую опустевшую квартиру, - продолжал свои воспоминания поэт. - Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия…
Начать надо так: Прощай, любимый город…, сказал Соловьев-Седой. Я «подкинул» вторую строку: уходим в море скоро. Композитор зачеркнул: «Нет, уходим завтра в море…»
Вместе мы сочинили и продолжение «и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой…»

Звучит песня «Вечер на рейде» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с тематическими документальными кадрами.




Ведущая: Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Тем и дороги они нам: разные и похожие, близкие и далекие. Авторы многих прекрасных душевных мелодий так и остались неизвестны.
Перед экраном ставится фонарь с горящей свечой. Свет в зале выключается. Звучит песня «Огонек» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются слайд:

Ведущая: Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года он приехал в штаб стрелковой дивизии, оборонявшей Истру, после чего отправился на командный пункт стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами. Это вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и под возобновившимся миномётным обстрел переправились через неё по ещё тонкому льду к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.
Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти - четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»
После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими - настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке», вскоре ставшее песней. Музыку к этим стихам написал композитор Константин Листов.

На экран проецируется слайд с портретами:

На фоне следующего слайда звучит песня «В землянке» (исполняют сотрудники детского сада).


Ведущая: Текст своего стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.
В нашей гостиной звучит песня, посвященная «военным треугольникам».

На фоне слайда с фотографиями военных писем звучит песня «Фронтовые письма» (исполняет выпускница детского сада)




Ведущая: Для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней. У войны страшное лицо, но, однако, в те далекие годы наши ветераны были молоды, полны сил и задора. И в короткие часы затишья мечтали о мире и о счастье.

На фоне следующего слайда звучит песня «Давно мы дома не были» (исполняют сотрудники детского сада и родители).


Ведущая:
Нежный рот и упрямые брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на задание –
Оказалось, в бессмертье послал…

Звучит песня «Смуглянка» (исполняют родители).


Ведущая: Удивительная судьба песни «Синий платочек». История ее началась еще до войны, осенью 1939г. в Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез для столичного слушателя много песен и среди них «Синий платочек». Москва буквально заболела этой песней, которая очень долгое время оставалась популярной.
Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка», но и самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, вариантом безымянного автора. Буквально в первые дни вражеского нашествия и на мелодию «синего платочка» зазвучали слова:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Дрогнут колеса вагона,
Поезд умчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я - с эшелона
Грустно помашем рукой..
Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиш,мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…

На экран проецируется слайд:

Ведущая: Время написания стихов фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. После одного из концертов он подошел к певице К. Шульженко и предложил ей свои стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились, и песня обрела как бы второе рождение и вторую жизнь, стала одной из самых знаменитых песен военных лет.

На экран проецируется слайд:

На фоне слайдов с рисунками звучит песня «Синий платочек» (исполняют родители).



Ведущая:
Этот танец посвящаем
Нашим прадедам и дедам
Нашей Родине любимой
Честь и слава в День Победы!

На экран проецируется слайд с надписью «Я помню, я горжусь!». Ансамбль детей подготовительной группы исполняет танец «Вальс».





Ведущая: Песни военных лет были очень разные. Лирические песни несли радость солдатам в минуты отдыха, а для поднятия настроения народ сочинял частушки. Шуточные куплеты тоже помогали воевать с врагами:
Эх, частушка ты, частушка,
Слово каждое – снаряд,
Бьёт фашистов по макушке
Помогает воевать!
Не к лицу бойцу кручина
Места горю не давай!
Если даже есть причина,
Никогда не унывай! ….
Эту песню очень любили в Армии: в шутливой форме она выразила близкие всем бойцам мысли и чувства.

Просмотр видеофрагмента «Вася-Василек» из киносборника "Концерт-фронту" (Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской армии п/у А.В.Александрова, 1942г. Солисты Георгий Бабаев и Василий Панков)

Ведущая: Давайте и мы с вами попробуем исполнить некоторые военные частушки – например, такие, какие пели в перерывах между боями девушки-воины.

На фоне слайда звучат «Военные частушки» в исполнении сотрудников детского сада.


Ведущая: Откуда, песня, ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась….
В военных грозах ты звучала,
Ты с нами на трибуны поднялась.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная» Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина была написана песня «Дороги».

На экран проецируется видеоряд с фотографиями военных дорог. Звучит песня «Дороги» в исполнении ансамбля родителей




Ведущая: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас, взрослых, и для вас, дети, это – история нашей страны.
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт и навеки ничто не забыто.
Наша жизнь,
Наша светлая радость в жестоких боях.
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, навеки ничто не забыто!

На экран проецируется видеоряд с памятниками.
На фоне видеоклипа сотрудники исполняют песни «Журавли».




Сценарий литературно - музыкальной композиции ко Дню Победы для школьников "Мужество, воспетое в годах!"

зам директора по ВР, учитель географии и истории ОГКОУ "Чернцкая специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ"
Краткое описание: данный материал может быть полезен педагогам-организаторам, воспитателям, педагогам доп. образованию, при подготовки к празднованию 70-ой годовщины победы в ВОВ. Материал рассчитан на детей среднего и старшего школьного возраста.

«Мужество, воспетое в годах!»

(литературно - музыкальная композиция)
Девиз: «Не зная истории героической борьбы своего народа, нельзя по – настоящему научиться любить Родину!»

Цель: совершенствование духовно - патриотического развития учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Воспитательные задачи:
воспитание у воспитанников чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны;
знакомство с произведениями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Оборудование: музыкальное сопровождение: «Катюша», «Баллада о солдате», «Моя любимая», «Последний бой», «Солнечный круг», кадры из в/ф «Офицеры», рисунки по теме Великая Отечественная война, бумажные голуби.

1-й Ведущий: Наше мероприятие посвящается подвигу советских людей, победивших в Великой Отечественной войне.
9 мая мы будем праздновать 70 - летие Победы. Война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?
Да потому, что величие этой Победы нельзя уменьшить. Солдаты нашей страны сражались во имя мира, они мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках, и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.

2-й Ведущий: Сколько стоила победа? Внимательно посмотрите на цифры и вдумайтесь...

На сцене дети в гимнастерках и в пилотках.
1-й ребенок: От Бреста, где война началась, до Москвы, где фашистов остановили, - 1000 км.
2-й ребенок: От Москвы до Берлина, где война окончилась, - 1600 км.
3-й ребенок: Итого 2600 км... это, если считать по прямой... так мало, правда?
2600 км - это если поездом, то менее 4 суток, самолетом - примерно 4 часа...
С боями, перебежками и поездом - 4 года!
4-й ребенок: 4 года! 1418 дней. 34 тысячи часов. И 27 миллионов погибших соотечественников.
27 миллионов погибших... Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!
5-й ребенок: 27 миллионов за 1418 дней - это значит, погибало 13 человек каждую минуту.
Вот, что такое 27 миллионов!

2-й Ведущий: А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми.
Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому, что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает.

1-й Ведущий: Сейчас мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы.
Места боев отмечены обелисками, памятниками, хранящими имена погибших бойцов...
Об этих героических днях сложено множество песен, написано стихов, создано много художественных полотен...
Литература, музыкальные композиции стали общим памятником всем, кто сражался за Родину, кто трудился во имя Победы!..
Сейчас вашему вниманию будет представлена литературно - музыкальная композиция «Мужество, воспетое в годах!»

2-й Ведущий: Представьте себе замечательный летний день, воскресенье. У детей каникулы, у их родителей - отпуск, у всех - выходной.
Сценическое действие.
(Выходят девочка, мальчик и мама)
И вдруг - как гром среди ясного неба...
Звучит запись «Священная война»
Девочка: Так что же, мама это война?
Мама: Да...
Мальчик: Так, значит, я в доме главный?
Мама: Да, сынок, да!
Мальчик: Ты, Катя, начинай бельё стирать! А я - колоть дрова!
Девочка: Мама, так и быть продай мою любимую куклу.
Мальчик: Продай и мою игрушку. Без них ведь можно жить! Продай матроску, говорю! Теперь не до тряпья.
Девочка: Ты только, мама, не горюй!
Мальчик: Не бросим мы тебя.

1-й Ведущий: Вот так мирный труд советских людей был нарушен. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту своей Родины.
В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налётах, выступали с концертами перед ранеными воинами. Вот такие детские выступления поднимали настроение бойцов.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.
Однажды (в энской части это было)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжелый танк
И боевой их брат -
Солдатский автомат .
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: - Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте, был бы, поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой -
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б, не подошел к героям нашим
Солдат - отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он, к жаркой перепалке
И головою покачал –
Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы - это твердо помнить надо -
Бессильны, без умелого, солдата.

2-й Ведущий: Мужество и стойкость, воинов поистине, беспримерны. Они стояли насмерть и побеждали в рукопашных боях, даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. Люди оказались тверже металла.

1-й Ведущий:
Я только раз ведала рукопашный
Раз - наяву и тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)
Юлия Друнина. Поэтесса, прошедшая войну, испытавшая все её тяготы. В четырех строчках она сумела сказать всю правду о войне.
После боя, когда всё затихало, солдаты пели песни, те которые поднимали боевой дух.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне.

Ребята выходят и встают на сцене. Исполняют песню «Катюша», муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

2-й Ведущий: Наши защитники были обычными людьми, с самыми разными профессиями, но в годы войны у них стала одна профессия «солдат». Они гордо несли это звание, без устали шли к заветной цели - Победе.

Исполняется песня «Баллада о солдате», муз. В. Соловьева – Седого, сл. М. Матусовского.

1-й Ведущий: На фронте рядом с взрослыми мужчинами воевали и совсем юные 18 - летние ребята. Они не только сражались, но и успевали любить, несмотря на то, что смерть ежеминутно ходила рядом...

Исполняется песня «Моя любимая» сл. Е. Долматовского, муз. М. Блантера.

2-й Ведущий: Человеческую жизнь оборвать было так же просто, как утренний сон... А солдатам хотелось жить и верить, что их дома ждут...

Один из раненых солдат пишет письмо домой, читая его вслух.
Солдат: Жди меня, и я вернусь…(отрывок из стихотворения К. Симонова «Жди меня»).

1-й Ведущий: Простые парни шли и побеждали, закрыв собой огромную страну. Они храбро, сражаясь, сполна выполнили свой долг воинов - защитников.
Настал великий час расплаты,
Настал великий день земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Рванулась грозная лавина
Стальной пехоты и машин.
Стремительно, неудержимо
С одною мыслью - на Берлин.

Исполняется песня «Последний бой» муз. М. Ножкина, сл. М. Ножкина.

2-й Ведущий: Наши солдаты стойко выдержали все испытания, святая ненависть к врагу вдохнула в сердце советских солдат отвагу и стойкость, помогала жертвовать собой во имя Отчизны, не называя собственных имен.

Литературный монтаж:

1-й ребенок: И этому есть тысячи примеров.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых. (С. Шишков)

2-й ребенок: Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди,
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя, упал, ни шагу не ступив назад
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат. (М. Исаковский)

3-й ребенок: К разбитому доту приходят ребята, приносят цветы на могилу солдата.
Он выполнил долг перед нашим народом.
Но как его имя? Откуда он родом?
В атаке убит он? Погиб в обороне?
Могила ни слова о том не проронит.
Ведь надписи нет. Безответна могила.
Знать, в грозный тот час не до надписи было. (С. Погореловский)

Просмотр кадров из в/ф «Офицеры».

1-й Ведущий: Нельзя забыть те бедствия, то горе, которое принесла нашему народу война. Мы знаем, какой ценой нам далась Победа. Люди всех поколений будут помнить тех, кто отдал жизнь, защищая, нашу Родину от полчищ фашистов.

2-й Ведущий: Пусть дети повсюду встречают рассвет.
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе - нет!
Нет, нет, нет!

1-й Ведущий: Нет - грабительским войнам.
Выходят маленькие дети и в руках плакаты.

1-й ребенок: Я нарисую яркое солнце!
2-й ребенок: Я нарисую синее небо!
3-й ребенок: Я нарисую свет в оконце!
4-й ребенок: Я нарисую колосья хлеба!
5-6-й дети: Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

2-й Ведущий: Поднимите рисунки выше,
Чтоб все их видеть могли,
Чтоб всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.

Звучит фонограмма песни «Солнечный круг» сл. Л. Ошанина, муз. А.Островского. Дети запускают бумажных голубей.

2-й Ведущий: День Победы – это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной.
Пусть всегда будет мир!