Тезисы о джоне юзе. Чем знаменит Донбасс

Как известно, официальной датой основания Донецка считается 1869 год. Наиболее распространенная версия связывает это с началом строительства Джоном Юзом металлургического завода. Но правда ли, что нога британца Юза, обутая в английский сапог, ступила тогда с немецкой брички на совершенно пустынные и голые степи донецких земель?

Тема засыпанных городов активно развивается многочисленными альтернативными исследователями. Представляем читателям портала Крамола ещё одно интересное исследование на эту тему, которое провёл внимательный житель Донбасса.

Итак, Джон Хьюз (Jonh Hughes) в 1869 году выкупает за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов стерлингов — концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов у князя Кочубея Сергея Викторовича. В этом же году он закладывает свой завод, а уже в 1872 году выдаёт первую партию чугуна.




Свою концессию Сергей Кочубей продал — но не Джону Юзу лично, а Новороссийскому обществу, которое было образовано принятием Устава 29 мая 1869 г. При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили семь человек: Даниил Гуч, Томас Брасси, Александр Оугилви, член британского парламента Томас Брасси- младший, Чарльз Ф. Гуч, В. С. Уэйзман, Джозеф Уитворт.

Согласно уставу правление насчитывало шесть человек, из которых четверо избирались акционерами привилегированного разряда «А» и двое — акционерами обычного разряда «В». Два последних являлись директорами-распорядителями завода. Ими стали Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Директорам-распорядителям назначалось жалованье 1000 фунтов стерлингов в год и 1000 акций разряда «В», гарантировавшие 10% дохода. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Держателям акций разряда «А» гарантировался доход в 15% годовых.

Почетным директором Общества стал князь Сергей Кочубей, который получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.


Новороссийское общество - не сборище дилетантов, мечтающих разбогатеть на просторах России. Это были матёрые сэры-пэры и князья, а сделку курировал непосредственно сам великий князь Константин Романов, являвшийся братом императора Александра, который тоже следил за Обществом.

Почему же эти люди, связанные с промышленной и властной элитой того времени, стремились именно сюда, в богом забытое село Александровка? Альтернативное исследование этого вопроса можно увидеть в двух нижепредставленных частях.

Настоящее имя - Джон Джеймс Хьюз (англ. John James Hughes, род. в 1814 г. - ум. в 1889 г.)

Английский инженер-металлург и предприниматель. Учредитель «Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства». Владелец и директор-распорядитель металлургического завода, шахт и рудников, основатель Юзовки (ныне г. Донецк).

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым залежам полезных ископаемых. Верховья речки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Оказавшись не в состоянии развернуть в этих местах казенное металлургическое производство, царское правительство стало привлекать и поощрять частный капитал. В 1866 г. князю Кочубею была выдана концессия на постройку рельсового завода, но сиятельный сановник не смог собрать акционеров, готовых вложить средства в новое предприятие.

С большим удовольствием князь уступил свои права (поговаривали, что не бесплатно) подвернувшемуся под руку англичанину Джону Юзу. В апреле 1869 г. иностранец заключил с царским правительством чрезвычайно выгодный для обеих сторон договор на образование «Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства» и «Общества железнодорожной ветви от “Харьковско-Азовской линии”». Уже через месяц Юз зарегистрировал в Лондоне соответствующее акционерное общество и стал его директором-распорядителем.

Джон Д. Хьюз родился в 1814 г. в Мертир-Тидвиле, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, в семье инженера-валлийца, возглавлявшего местный чугунолитейный завод. Юноша получил домашнее образование и некоторое время работал под началом отца на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, он перешел на завод Эбби Вейл, а затем решил открыть собственное механическое производство в Ньюпорте. Здесь впервые проявился его талант изобретателя и организатора - молодому человеку довольно быстро удалось наладить доходное дело. На этом предприятии Хьюз первым в Англии оборудовал подъемную машину прямого действия.

В 1844 г. он женился на Элизабет Левис. Здесь же, в Ньюпорте, родились и все его 8 детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. В конце 1850-х гг. его пригласили занять должность главного инженера Мильвольского железопрокатного завода в Лондоне, в 1860 г. Джон стал его директором. Именно в это время на мировом рынке появилось его изобретение - «юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых артиллерийских орудий. Кроме того, металлург-самоучка уделял большое внимание разработке рецептов бронированной стали для защиты судов и береговых батарей. Эти работы английского инженера совпали по времени с поисками завода-изготовителя брони, которые проводило русское Адмиралтейство.

В результате тестового обстрела броневированных листов, изготовленных на различных французских и английских предприятиях, лучшей была признана продукция Мильвольского завода, на котором и решено было разместить крупный правительственный заказ. Так впервые судьба английского предпринимателя пересеклась с интересами Российской империи. Во время выполнения этого выгодного заказа Хьюз побывал в Кронштадте, где продукцией его завода укрепляли форт «Константин», и познакомился с русскими военными инженерами - генералом Э. И. Тотлебеном и полковником О. Терном. Последний и предложил Юзу (как стали называть англичанина в России) принять выгодную концессию - постройку на юге страны «завода для выделки железных рельсов».

Опытный предприниматель нашел это предложение весьма выгодным и перспективным и с присущей ему энергией и знанием дела принялся за более детальное изучение вопроса. С этой целью он поехал в Украину, внимательно обследовал местность, где планировалась постройка завода, осмотрел залежи каменного угля и железной руды и согласился участвовать в концессии. По договору, который был Высочайше утвержден 18 апреля 1869 г., британский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 3 млн рублей «для разработки каменного угля и основания рельсового производства» в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Хьюз вернулся в Лондон и приложил максимум усилий для сбора необходимого капитала. Всего через месяц необходимые средства были найдены, устав Новороссийского акционерного общества был утвержден, а Джон был избран инвесторами на должность директора-распорядите-ля будущего завода. На этом подготовительные мероприятия закончились и можно было приступать к работе.

Следующие два года Юз провел на строительной площадке, не зная отдыха ни днем, ни ночью. Место для закладки металлургического завода было выбрано на правом берегу реки Кальмиус, южнее села Александровка, где был свой каменный уголь. Возле соседнего села Стыла находились залежи железных руд, а рядом с селом Еленовка необходимый камень - известняк. Источником водоснабжения служила река, рабочей силой обеспечивали близлежащие села. Летом 1870 г. из Южного Уэльса в Украину было отправлено оборудование и инструменты. Следом за ними по тому же маршруту отправились около сотни специалистов - металлургов и шахтеров. Восемь груженых кораблей прибыли в порт Таганрога, оттуда по степи на быках добрались до места.

Результатом титанических усилий коллектива, возглавляемого Юзом, стал пуск домны в апреле 1871 г. Однако первый блин вышел комом - через три дня работа печи была остановлена, поскольку выяснилось, что она не держит нужную температуру. Требовалась серьезная переделка конструкции, которая повлекла за собой дополнительные капиталовложения и временные затраты. На этом переломном этапе, грозившем крахом всему предприятию, Джон, не сомневаясь в успехе, начал работу с самого начала.

Вторично домна была пущена 24 января 1872 г., и с этого времени завод не останавливался ни на минуту несколько десятилетий. Все это время Юз вместе со своими английскими инженерами настойчиво работал над усовершенствованием технологического процесса выплавки чугуна. Он добился оптимального режима работы печи, значительно улучшил состав шихты, научил рабочих регулировать дутье. Но его главный успех заключался в том, что впервые в российском металлургическом производстве было использовано минеральное топливо - кокс.

Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими и кузнечными мастерскими, водокачкой и водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же момента была начата карьерная разработка камня, извести, глины и производство огнеупорного кирпича. В следующем году предприятие Юза приступило к выпуску сортового железа, в 1876 г. была пущена вторая домна, а спустя три года начался выпуск марганцевого чугуна. В том же 1879 г. сварили первую мартеновскую сталь и уже в следующем году были произведены стальные рельсы, качество которых не уступало английским аналогам.

«Новороссийское общество» имело 15 собственных паровозов и 35 вагонов, а также владело самостоятельно построенными железнодорожными путями широкой колеи, которые были связаны с новой Екатерининской веткой. Завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством. По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механических заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от головного предприятия.

В конце XIX столетия Джон Юз активно приобретал в собственность дворянские имения, расположенные в Екатеринославской губернии. Это были земли, богатые залежами первоклассной железной руды, которая стала основным сырьем для предприятия. Семье английского предпринимателя принадлежали и земли в Верхнеднепровском уезде под общим названием «Кривой Рог». На эти закупки тратились громадные средства. Так, например, только на покупку двух имений (Е. А. Лариной и Л. И. Смоляниновой) было потрачено 255 тыс. рублей серебром.

В конце XIX в. доменные цеха «Новороссийского общества» насчитывали 6 печей объемом от 3288 до 13440 куб. футов, производительность которых достигала 70 тыс. пудов в сутки. Местная железная руда, употреблявшаяся в первое время исключительно для выплавки чугуна, не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более богатой криворожской рудой, что только улучшило качество конечного продукта. Пудлинговое железо производилось в двадцати обыкновенных печах, сталь отливалась в двух мартеновских, а в начале следующего столетия ее начали плавить и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного отдела в это время достигала 10 млн пудов в год, а листопрокатного и кровельного - до 2,7 тысяч. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной выработкой до 25 млн пудов кокса в год. Рельсопрокатный цех прокатывал в сутки до 75 тыс. пудов рельсов. «Новороссийское общество» имело свои представительства в различных городах Российской империи - Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Клеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Мариуполе и др.

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, в сжатые сроки успешно организовавшего производственный процесс многопрофильного железоделательного комбината. В историю отечественной металлургии английский бизнесмен вошел как первый специалист, организовавший обширную выплавку чугуна из местных руд на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.

Россия стала для Джона Хьюза второй родиной. Его жена Элизабет, дочь Сара-Анна, сыновья - Джон, Артур, Айвор, Альберт и многочисленная прислуга навсегда покинули родные места Южного Уэльса и переселились в рабочий украинский поселок, возникший буквально на пустом месте. Работники предприятия знали своего хозяина как энергичного, целеустремленного и предприимчивого человека с трезвым расчетом и умением предугадывать перспективу. Мало кто догадывался, что в глубине души Юз был фантазером. Он мечтал, что наступит время, когда русский каменный уголь будет конкурентоспособным на Средиземноморских рынках, а русский чугун станет пользоваться таким же успехом, как и английский.

В 1889 г. «Новороссийское общество» выплавило 17,7 млн пудов чугуна, число заводских рабочих достигло 7 тыс., а горняков - около 6 тыс. человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 1890-х гг., Юзовский завод был крупнейшим. Английский бизнесмен строил далеко идущие, но вполне реальные планы, собираясь довести ежегодную добычу каменного угля до 45 млн пудов, а выплавку чугуна - до 15 миллионов. С целью заключения новых договоров с правительством летом 1889 г. он отправился в Петербург. Там, в гостинице «Англетер» Джон Хьюз внезапно заболел и 17 июня скончался.

Сыновьям знаменитого предпринимателя досталось хорошее наследство: 90 тыс. фунтов стерлингов личных сбережений, великолепно работающий завод и растущий промышленный поселок, который носил имя их отца. Юзовка росла на глазах: если в конце XIX столетия в ней проживало вместе с рабочими 25 тыс. человек, то уже в 1911 г. она насчитывала 50 тыс. жителей. В городе существовало несколько банков (в том числе отделение Госбанка), имелась почтово-телеграфная станция с международным сообщением, гостиницы, а также большое количество всевозможных буфетных, пивных баров и трактиров, в которых торговали водкой. Уличенных в пьянстве местных работников безжалостно рассчитывали, а иностранных специалистов высылали на родину. Родной город Юза, Мертир-Тидвил, откуда набирался главным образом инженерный персонал завода, прославился большой текучкой кадров на почве любви к алкоголю.

«Новороссийское общество» располагало собственным Александровским имением, которое удовлетворяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок, где можно было приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» Общество разводило племенной скот, а кроме того, имело конный и пивоваренный заводы, паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в деструкторе. В магазинах Юзовки продавались продовольственные товары, за доброкачественностью которых следил врач. В летний период рабочие бесплатно получали чай, а также холодную газированную воду. При заводе была построена бесплатная больница на 100 коек, которая располагалась в четырех зданиях. Кроме того, имелись благоустроенные платные (вход - 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями.

Другим не менее важным достижением «Новороссийского общества» стала организация начального образования для рабочих, для чего были построены четыре школы. Плата за обучение равнялась 5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. Кроме того, имелась одна английская и несколько частных школ. Благоустройство территории завода и города также находилось в центре внимания заводоуправления. В Юзовке был разбит общественный парк с искусственным прудом, в котором рабочие и жители города могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и кататься на лодках. Летом в парке постоянно играл любительский оркестр, в городе существовал книжный склад и библиотека.

Средства на расширение производства и социальную сферу Юзы изыскивали не только путем получения правительственных ссуд и казенных гарантированных заказов, но и при помощи выпуска облигационных займов под залог недвижимости, которые, как правило, размещались на денежном рынке в Англии. «Новороссийское общество» процветало, продукция пользовалась неизменным спросом внутри страны и на международных рынках, а на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. справедливо была удостоена «Гран-при». Все годы в начале XX столетия кредитные операции Общества осуществлялись при посредничестве Лондонского Парр-банка, а в России - Государственного, Петербургского коммерческого и Московского купеческого банков.

Однако разразившаяся Первая мировая война нанесла серьезный ущерб делу. Завод, потеряв квалифицированных рабочих, начал испытывать трудности со сбытом продукции и терпеть убытки от расстроенного железнодорожного сообщения.

После Октябрьского переворота в истории Юзовского завода началась новая эра. Декретом СНК от 24 января 1918 г. он был национализирован, а «Новороссийское общество», принадлежащее англичанам, закрыто. Новым хозяевам стоило немалых усилий наладить производственный процесс, который был разрушен в результате ими же подготовленной революции. Летом 1924 г. Юзовка была переименована в город Сталин, а станция «Юзово» Екатерининской железной дороги - в станцию «Сталино», затем без официальных постановлений название города постепенно стало таким же, как и станции. Правда, просуществовало оно не долго и с приходом хрущевской «оттепели» стало носить современное имя - Донецк.

Однако нынешние жители города не забыли о талантливом английском инженере, положившем начало развитию этого металлургического и горняцкого края. В сентябре 2001 г. в Донецке был открыт памятник основателю города - практику-новатору, преуспевающему бизнесмену Джону Юзу. А 27 октября здесь родился его прямой потомок - прапраправнук Даниил. Счастливые родители надеются, что когда их сын подрастет, то станет столь же удачливым и предприимчивым, как и его знаменитый предок, и обязательно немало сделает для процветания своего родного города.

Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Как известно, официальной датой основания Донецка считается 1869 год. Наиболее распространенная версия связывает это с началом строительства Джоном Юзом металлургического завода. Но правда ли, что нога британца Юза, обутая в английский сапог, ступила тогда с немецкой брички на совершенно пустынные и голые степи донецких земель?

Тема засыпанных городов активно развивается многочисленными альтернативными исследователями. Представляем читателям портала ещё одно интересное исследование на эту тему, которое провёл внимательный житель Донбасса.

Итак, Джон Хьюз (Jonh Hughes) в 1869 году выкупает за крупное вознаграждение - 24 тысячи фунтов стерлингов - концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов у князя Кочубея Сергея Викторовича. В этом же году он закладывает свой завод, а уже в 1872 году выдаёт первую партию чугуна.

Свою концессию Сергей Кочубей продал - но не Джону Юзу лично, а Новороссийскому обществу, которое было образовано принятием Устава 29 мая 1869 г. При его образовании в число основных подписчиков–акционеров входили семь человек: Даниил Гуч, Томас Брасси, Александр Оугилви, член британского парламента Томас Брасси– младший, Чарльз Ф. Гуч, В. С. Уэйзман, Джозеф Уитворт.

Согласно уставу правление насчитывало шесть человек, из которых четверо избирались акционерами привилегированного разряда «А» и двое - акционерами обычного разряда «В». Два последних являлись директорами–распорядителями завода. Ими стали Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Директорам–распорядителям назначалось жалованье 1000 фунтов стерлингов в год и 1000 акций разряда «В», гарантировавшие 10% дохода. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Держателям акций разряда «А» гарантировался доход в 15% годовых.

Почетным директором Общества стал князь Сергей Кочубей, который получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.

Новороссийское общество - не сборище дилетантов, мечтающих разбогатеть на просторах России. Это были матёрые сэры-пэры и князья, а сделку курировал непосредственно сам великий князь Константин Романов, являвшийся братом императора Александра, который тоже следил за Обществом.

Почему же эти люди, связанные с промышленной и властной элитой того времени, стремились именно сюда, в богом забытое село Александровка? Альтернативное исследование этого вопроса можно увидеть в двух нижепредставленных частях.

Джон Джеймс Хьюз
(John James Hughes)
gtj.org.uk

Джон Юз - учредитель Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основатель и директор-распорядитель завода - родился в 1814 г. в г.Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, металлургического края Англии. До нас дошли очень скупые сведения о его жизни и предпринимательской деятельности на Родине. В России Джон Юз появился впервые уже в зрелом возрасте, когда ему было 55 лет, он сформировался как личность, а за плечами был богатый жизненный опыт. Известно, что Джон Юз родился в семье инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира. Он получил домашнее образование и в юношеские годы работал под началом своего отца, который в то время был инженером на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, Джон Юз впоследствии переходит на завод Эбби Вейл.

Джон Юз и английский рабочие
в механическом цехе завода.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Спустя некоторое время он основывает собственное механическое производство в Нью-Порте. Джон Юз быстро ставит дело на твердую ногу. Именно в этот период раскрывается его талант изобретателя и организатора производства. Джон Юз впервые в Англии устраивает подъемную машину прямого действия. В конце 50-х годов он поступает на работу в качестве инженера на Мильвольский железопрокатный завод, а в 1860 г. становится его директором. «Юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых орудий, известное детище английского изобретателя, появляются именно в эти годы. Он также посвящает много времени приготовлению рецептуры брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В те же 60-е годы XIX в. русское правительство, озабоченное проблемой бронирования военных кораблей, искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. В связи с этим Адмиралтейство провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. Продукция Мильвольского завода, на котором работал Джон Юз, успешно их выдержала и, по мнению царских военных чиновников, оказалась наиболее прочной и надежной.


gtj.org.uk

В этом месте необходимо сделать небольшое отступление. Английский историк Дж.Вествуд ставит под сомнение надежность подобных испытаний. В данном случае, он ссылается на памфлет контр-адмирала Холстеда, в котором описывается, как в 1864 г. на английском флоте проверялась прочность брони. Приведем это описание и мы. Бронированная обшивка подвешивалась на борта старых деревянных военных кораблей, включая даже фрегаты образца 1810 г., и обстреливалась с расстояния в 200 ярдов из 9-ти дюймовых гладкоствольных орудий. Несмотря на то, что 9-дюймовые снаряды были сделаны из стали, а не чугуна, устаревшая конструкция орудий снижала надежность проводимых испытаний: часто снаряд просто застревал в броне на полпути.

Джон Юз со своей семьей.
Юзовка, 1889
gtj.org.uk

Как бы то ни было, Адмиралтейство, ссылаясь на результаты собственных обследований, признало мильвольскую сталь лучшей и наиболее прочной. И в результате русское правительство разместило на этом заводе военный заказ с целью укрепления броней форта «Константин» в г. Кронштадте. Так, впервые судьба английского изобретателя и организатора производства Джона Юза пересеклась с интересами России. Именно в эти годы он близко сошелся с русскими военными инженерами генералом Тотлебеном и полковником Герном. Последний и предложил Джону Юзу принять на себя исполнение договора, который заключило правительство с князем Сергеем Кочубеем в 1868 году. Согласно договору кн. Кочубей обязался построить на юге России завод для выделки железных рельсов. Но не сумев собрать капитал, он без особого сожаления переуступил концессию английскому инженеру. Дж.Юз в свою очередь нашел это предложение весьма заманчивым и перспективным. И, как обычно, он с присущей ему неисчерпаемой энергией и глубоким знанием дела берется за осуществление идеи. Настольной книгой английского инженера становится исследование французского геолога Ле Пле 1837 г., посвященное изучению полезных ископаемых южной «малороссийской» степи. В нем, в частности, утверждалось, что природа одарила этот край первоклассным углем, но не наделила его богатыми залежами железной руды. В течение десятилетий приговор известного специалиста никто не решался оспорить. Правильность выводов французского геолога, казалось бы, подтверждала и неудача с постройкой казенного металлургического завода, работавшего на местном сырье, в Лисичанске.

Сыновья Джона Юза:
John James и Ivor Edward,
1890 г.
gtj.org.uk

Дж.Юз уезжает в «Новороссию», чтобы самостоятельно разобраться в этом непростом и рискованном деле. Он внимательно обследует местность, осматривает залежи каменного угля и железной руды, подробно расспрашивает жителей окрестных деревень. Все это и привело Дж. Юза к твердому решению принять концессию. Он заключил договор с русским правительством, который был высочайшее утвержден 18 апреля 1869 года. Договор подписали министр путей сообщения генерал-лейтенант П.П.Мельников, министр финансов, статс-секретарь М.Х.Рейтерн и доверенный Дж.Юза Эммануил Ките Гвейер. По договору великобританский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 300.000 ф.ст. (или 3 млн. руб.) для разработки каменного угля и основания рельсового производства на юге России в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии. В течение трех месяцев со дня утверждения договора Дж.Юз обязан был перечислить в один из заграничных банков на счет Общества 500.000 ф. ст., из которых 20.000 должны были оставаться в банке до полного устройства доменных печей. Джон Юз обязывался вести разработку каменного угля, добыча которого должна была достигать 2.000 английских тонн (одна английская тонна равнялась 62 пудам, т.е. чуть более 1000 кг) в день, в течение девяти месяцев пустить в полный ход доменные печи для выплавки чугуна, производительность которых должна была быть не менее 100 т еженедельно, в течение двух лет завершить постройку рельсового завода, работающего на местном сырье, а также устроить механические мастерские для нужд завода.


gtj.org.uk

Со своей стороны правительство безвозмездно уступало Обществу земли и ее недра в окрестностях Азовско-Харьковской ж.д., гарантировало в течение десяти лет попудную премию в 50 коп. сверх стоимости рельсов в виде субсидии на количество не более 3000000 пуд. (49000 т) в год. Причем эта премия должна была выплачиваться Обществу за каждые 100000 пуд. (1638 т) действительно выделанных и принятых на железные дороги рельсов. Правительство также давало Обществу право беспошлинного ввоза из-за границы всех видов продукции, необходимой для устройства и первоначального действия заводов и копей. Юзу разрешалось образовать общество для сооружения железной дороги протяженностью до 85 верст от одного из пунктов Азовско-Харьковской ж.д. в направлении к устраиваемым заводу и копям. Для этих целей правительство выделяло Обществу ссуду в 3/4 условленной поверстной стоимости, которая не должна была превышать 63.000 руб. за версту. Причем ссуда выплачивалась правительством, как подчеркивалось в договоре, одновременно с уплатой Обществом остальной четверти. Капитал, необходимый для постройки железной дороги образовывался путем выпуска негарантированных акций.

Семейство Юзов сдрузьями.
Юзовка, 1890
gtj.org.uk

И, наконец, двустороннее соглашение оговаривало юридическую сторону деятельности Новороссийского акционерного общества. Оно было основано согласно английским законам об обществах 1862 г. и 1867 г., а его отношения с учреждениями и организациями на территории России регулировались законами Российской Империи.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Дж.Юз возвращается в Лондон и делает все возможное для скорейшего образования солидной компании, поскольку русское правительство ставило его в очень жесткие временные рамки. Устав Новороссийского акционерного общества был принят 29 мая 1869 г. (н.ст.). При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили следующие лица: Даниил Гуч, баронет (100 акций); Томас Брасси, эсквайр, гражданский инженер (200 акций); Александр Оугилви, гражданский инженер (100 акций); Томас Брасси мл., эксвайр, член парламента (50 акций); Чарльз Ф.Гуч, эсквайр (100 акций); В.С.Уэйзман, баронет (40 акций); Джозеф Уитворт, эсквайр, гражданский инженер (100 акций).


gtj.org.uk

Капитал Общества был поделен на 6.000 акций достоинством 50 ф.ст. каждая. В первом выпуске было 3.400 акций, разделенных на два разряда: А (привилегированные) и В (обычные). Первоначально согласно устава дивиденд акционеров устанавливался в размере 10% годовых. По постановлению правления Общества от 5 декабря 1871 г. (н.ст.) определялись особые привилегии и преимущественные права акций разряда А. Их держателям гарантировался доход в 15 % годовых.

Сделав все необходимое на организационном этапе, Дж. Юз с головой уходит в практическую работу. Два чрезвычайно тяжелых, насыщенных до предела года ушло на строительство первой домны. 24 апреля 1871 г. (ст.ст.) была задута печь. Увы, на долю английского инженера выпала горькая неудача с первой плавкой, через три дня работа печи была остановлена после того, как выяснилось, что невозможно дальше поддерживать нужную температуру. В конечном итоге требовалась серьезная перестройка домны. Но у Дж. Юза не опустились руки, и он опять энергично берется за дело. Английский инженер с упорством и по многу работает над усовершенствованием технологического процесса: он добивается оптимального режима работы печи, значительно улучшает состав шихты, регулирует дутье. Но главный его успех заключался в том, что впервые в России в железном производстве использовал минеральное топливо - кокс. Вторично домна была задута 24 января 1872 г. и с этого времени завод безостановочно во все возрастающих размерах плавил чугун. Попутно заметим, что на Сулинском заводе Пастухова, основанного одновременно с Юзовским, правильная выплавка была достигнута только в 1887 году.


gtj.org.uk

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Джона Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, успешно и в сжатые сроки организовавшего производственный процесс многопрофильного металлургического комбината. Он приобрел известность в нашей стране и вошел в ее историю тем, что первым установил выплавку в обширных размерах чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.


gtj.org.uk

Россия стала для Джона Юза второй родиной, его семья (а у него 6ыло четверо сыновей) покинула родные места Южного Уэльса и переселилась в новый городок на юге России, возникший буквально на пустом месте. Окружающие знали английского инженера как энергичного, предприимчивого, целеустремленного человека с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу, а в глубине души он был мечтателем. Джон Юз желал, чтобы русский каменный уголь успешно бы конкурировал в Средиземноморье с английским, а русский чугун пользовался таким же успехом в Петербурге, как и английский. Он строил далеко идущие, но вполне реальные планы. Дж. Юз мечтал довести добычу каменного угля до 45 млн. пуд. (737000 т) в год, а выплавку чугуна -до 15 млн. Для осуществления своих планов он в июне 1889 г. прибыл в Петербург, но внезапно заболел и скончался 17 июня 1889 г. (ст.ст) в гостинице «Англетер». Именно в этой гостинице, которая называлась уже «Интернационал» 28 декабря 1925 года скончался классик русской поэзии Сергей Есенин. Итогом и своеобразным памятником двадцатилетней деятельности Юза стал хорошо устроенный завод, вокруг которого вырос многотысячный город.

Литература:

  • Шепелев Л. Акционерные компании в России. М.1973.
  • Поткина И.В. История предпринимательства России. М.1997.
  • Боханов А.Н. Крупная буржуазия России: конец XIX в. М.1992.

– основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.
Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.
Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.
При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.
Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.
Здесь, между прочим, им были изобретены известные “юзовские” лафеты для дальнобойных орудий.
Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт “Константин” в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.
Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.
Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.
В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.
Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.
Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.
Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун – в Петербурге.
Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.
Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.
Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.
Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. “Новости и Биржевая Газета”, 1889 г., № 168. – “Сын Отечества”, 1889 г., № 163. – “Новое Время”, 1889 г., № 4779. – “Русский Календарь” на 1890 г., стр. 254. – “Всеобщий Календарь” на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}



Биография Юз Джон

Ещё биографии:

  1. – шотландский врач, род. в 1691 г., ум. в 1780 г. В 1714 г. он приехал в Россию, в 1715-1718 гг. в качестве врача, сопровождал посольство Петра I в Персию,......
  2. (Рожерсон) – лейб-медик Екатерины II; шотландец по происхождению, родился в 1741 году, рано поступил в Эдинбургский Университет и окончил в нем курс медицинских наук в 1765 г. В следующем году......
  3. (Jean Francois Xavier) – директор Императорского фарфорового завода, родом швейцарец, до приезда в Россию был профессором технологии в Женевском университете. В Россию переселился при Екатерине II и некоторое время служил......
  4. (Charles Baird) – известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в......
  5. (Gascoigne) – действительный статский советник, начальник Олонецких горных заводов, советник Олонецкой казенной палаты. Родом шотландец, он был прекрасный механик и у себя на родине был директором Карронского литейного завода. Выписан......
  6. Генеральный директор ОАО “Тулунский гидролизный завод” родился 7 января 1940 г. в г. Тулуне Иркутской области, из рабочих; В 1966 г. окончил Иркутский политехнический институт; в 1976 г. – факультет......
  7. – генерал-лейтенант, член адмиралтейств-совета морского министерства, род. в 1833 г. По окончании курса морского корпуса 1850 ходил в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”, под командою графа Путятина. Затем он был......
  8. Генеральный директор государственного унитарного предприятия “Красноярский машиностроительный завод”. Родился 20 февраля 1936 г. в с. Алексеевка Маркакольского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1960 г. окончил Томский политехнический институт, в......
  9. Директор Брянского электромеханического завода с 1991 г.; родился 20 февраля 1934 г. в г. Джатырга Кустанайской области; окончил Сталинградский механический институт по специальности “тракторы” в 1956 г.; 1956-1958 – инженер-конструктор......
  10. Бывший генеральный директор ОАО “Московский завод “Кристалл” (2001); родился в 1951 г. в ст. Облинской Ростовской области; окончил механический факультет Московского технологического института пищевой промышленности; трудовую деятельность начал в 1969......