Турция построит первый собственный танк. Танк Алтай

Турецкое Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Müsteşarlığı - SSM; сейчас находится в прямом подчинении президента Турции) 24 апреля 2018 года через свою страницу в Twitter.com (!), наконец, объявило о выборе серийного производителя для перспективного турецкого танка Altay, а также производителя двигателя для этого танка. Как и следовало ожидать, им оказалась турецкая компания BMC Otomotiv Sanayi ve Ticaret A.Ş. В сообщении говорится, что Исполнительный комитет SSM принял решение начать переговоры с ВМС о заключении контрактов на производство первых 250 серийных танков Altay и на создание "национального" двигателя для этого танка.

Модернизированный прототип танка Altay в исполнении AHT в экспозиции турецкой компании Otokar на оборонной выставке IDEF-2017. Cтамбул (Турция), 10.05.2017. ЯВляясь головным разработчиком танка Altay, компания Otokar теперь проиграла тендер на его серийное производство компании ВМС (с) bmpd

Таким образом, как и давно предсказывалось турецкими наблюдателями, "за бортом" остался головной разработчик танка Altay - турецкая компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi, контролируемая стамбульским холдингом Koç. Хотя по логике, Otokar должна была выступать и головным серийным производителем танка на своем заводе в районе Арифие-Адапазары в окрестностях Анкары, однако этому воспрепятствовали известные давние враждебные отношениям между владельцами холдинга Koç, в состав которого входит Otokar, и президентом Турции Р.Т. Эрдогана. Поэтому взамен SSM объявило тендер на серйиное производство Altay, в котором, помимо компаний Otokar и FNSS, приняла участие и сразу же стала восприниматься в качестве фаворита компания ВМС, контролируемая близким к президенту Эрдогану влиятельным турецким олигархом Эдхемом Санджаком.

ВМС, изначально возникшая в 1964 году как турецкий филиал British Motor Corporation, а с 1989 года длительное время контролировавшаяся частным холдингом Çukurova, после кризиса и банкротства начала десятилетия пережила возрождение, перейдя в 2013 году под контроль группы ES Mali Yatirim ve Danismanlik A.S. Эдхема Санджака. В 2015 году Э. Санджак продал 49% акций ВМС за примерно 300 млн долл катарскому государственному инвестиционному фонду QAFIC (в свою очередь, приход катарских инвесторов в ВМС был явно связан с близостью этой компании к власти).

В результате ВМС, ранее не справлявшаяся с производством для турецкой армии своей первой бронированной машины класса MRAP Kirpi, в последние несколько лет получила новые государственные и экспортные заказы, включая огромное 2017 года на поставку Катару 1500 новых бронированных машин Amazon класса MRAP. Апофеозом успеха компании Санджака стал нынешний выигрыш тендера на производство танка Altay. Для реализации всех этих заключенных контрактов и для производства танков Altay создается новая крупная производственная площадка ВМС по выпуску бронетехники в Сакарья-Карасу в рамках совместного предприятия RBSS, образованного BMC (сейчас 51% участия), германской группой Rheinmetall (39%) и малайзийской компанией Etika Strategi (10%) (cейчас главный завод ВМС находится в Пинарбаси в Измире, и после переноса производства бронетехники в Сакарья-Карасу, в Измире планируется оставить только выпуск коммерческого транспорта). Катарское участие и альянс с немецкой Rheinmetall резко усилили позиции ВМС в качестве военно-промышленной компании на турецком индустриальном ландшафте.

Головной разработчик танка Altay компания Otokar заявляла о завершении испытаний танка сперва в конце осени 2016 года, а затем, после того, как военные потребовали дополнительных испытаний - в конце февраля 2017 года (всего были построены два демонстратора - для ходовых испытаний MTR и для испытаний вооружения FTR - и два комплектных прототипа - PV1 и PV2 - танка Altay). Однако объявленный SSM тендер по выбору серийного производителя Altay затянулся более чем на год.

Первая партия серийных Altay должна включать 250 танков примерной контрактной стоимостью 3,5 млрд долл. В 2016 году Otokar заявляла о готовности начать серийное производство в течении 18-22 месяцев после получения твердого контракта. В феврале 2017 года генеральный директор Otokar Али Коч заявлял, что компания потратила на создание и испытания танка 1 млрд долл собственных средств. Считается, что еще столько же инвестировало в программу министерство обороны Турции.

Согласно "Стратегическому плану развития оборонной промышленности Турции на период с 2017 по 2021 годы", опубликованному в марте 2017 года, освоение серийного производства танка Altay должны быть осуществлено к концу 2020 года. В конце 2020 года предполагается передать в войска первые 15 серийных экземпляров танков, в 2021 году планируется передать еще 20 экземпляров, и с 2022 года начать масштабные поставки. Общие планы производства Altay для турецкой армии сейчас составляют 1000 единиц.

Решение SSM, объяленное 24 апреля 2018 года, разрешило и другую интригу вокруг танка Altay - проблему выбора двигателя для этого танка. Напомним, что опытные образцы Altay оснащаются германскими дизельными двигателями MTU MT 883 Ka 501 , однако ухудшившиеся в последние годы отношения Турциии с ФРГ способствовали стремлению SSM и турецких военных к отказу от немецких двигателей и к развитию амбициозной программы освоения производства танкового двигателя в Турции с максимальной локализацией, включая полные права интеллектуальной собственности и экспортные права на двигатель. В марте 2015 года турецкая компания Tümosan получила от SSM контракт стоимостью 190 млн евро на создание для Altay с иностранной технической помощью дизельного двигателя мощностью от 1500 до 1800 л.с. В качестве партнера по созданию двигателя и получению технологий Tümosan выбрала известную австрийскую компанию AVL List GmbH. Однако в конце 2016 года австрийское правительство отказало AVL List в лицензии на передачу технологий в Турцию, после того, как австрийский парламент единогласно принял резолюцию, требующую введения эмбарго на поставки оружия и военных технологий Турции ввиду массовых нарушений прав человека, совершенных турецким правительством вслед за неудачной попыткой военного переворота 15 июля 2016 года. В результате в январе 2017 года Tümosan была вынуждена расторгнуть соглашение о сотрудничестве с AVL List, и SSM затем контракт с Tümosan на создание двигателя.

После этого в течении более года турецкие подрядчики пытались пыталась найти нового партнера по разработке танкового дизеля среди различных мировых производителей. При этом ВМС совместно с SSM летом 2017 года достигла соглашения с британской компанией Perkins, контролируемой американской корпорацией Caterpillar, на освоение производства обновленного варианта известного танкового дизельного двигателя Perkins CV12, использовавшегося ранее в различных версиях на британских танках Challenger 1 и 2, машинах на их базе, а также на модернизированном в Чехии танке Т-72М4CZ. Для танка Altay планируется организовать выпуск модернизированных двигателей CV12 мощностью 1500 л.с, с полным получением турецкой стороной прав на этот мотор. Следует отметить, что на самой Perkins выпуск двигателей CV12 был прекращен около 2005 года.

Теперь ВМС с предложением CV12 выиграла и конкурс SSM на двигатель для танка Altay. С учетом того, что SSM с самого начала принимала участие в переговорах с Perkins/Caterpillar, данный тендер был явно формальным. Тем не менее номинально конкурентами BMC в данном тендере со своими предложениями (иностранных партнеров) выступали турецкие компании Tümosan, Figes Fizik, Istanbul Denizcilik и Tusas Motor, причем Tümosan, в этот раз выступала с украинского двигателя 6ТД-3 разработки и производства харьковского ГП "Завод имени В.А. Малышева". Следует отметить, что, по ряду сообщений, первые 250 серийных танков Altay турецкая сторона намерена все-таки оснащать импортными двигателями MTU, а локализованные двигатели CV12 пойдут уже на следующие серии танков.


Оба прототипа (PV1 и PV2) турецкого танка Altay в базовой комплектации (с) Otokar

Турецкий основной танк (ОТ) «Алтай» является представителем танков поколения 3+. Машина разрабатывалась в рамках программы Milli Tank Uretim Projesi ALTAY (MITUP ALTAY- проект национального турецкого танка «Алтай»). ОТ «Алтай» считается первым национальным танком, разработанным для турецких сухопутных войск (TLFC - Turkish Land Forces Command).

За всю историю танковых войск Турции в их составе имелись только иностранные танки. А именно, машины французского, немецкого, английского, советского и американского производства. Первыми турецкими танками стали французские «Рено» FT-17, ставшие прообразом и первых советских танков «Борец за свободу тов. Ленин», выпуск которых в СССР начался в 1920 г. Турция приобрела у Франции в 1928 г. несколько танков «Рено» FT-17 для стамбульской пехотной школы. Двенадцатью годами позже, в 1940-м. Турция ещё раз закупила французские танки. На этот раз лёгкие Renault R35.

К этому времени турецкие танкисты освоили несколько типов боевых машин, закупленных в других странах. В период с 1930 по 1934 г. из Великобритании были поставлены около 30 танкеток Vickers Carden Loyd, плавающие танки Vickers Carden Loyd M1931, около 10 лёгких танков Vickers 6ton Mk Е, и 13 Vickers Mk VI b.

В 1935 г. Турция закупила у СССР 67 лёгких Т-26 и 60 бронеавтомобилей серии БА. Поставленные танки пошли на формирование 1-го танкового батальона в Люлебургазе - в 140 км северо-западнее Стамбула, ставшего первой настоящей бронетанковой частью турецкой армии. Они оставались на вооружении до 1942 г.

В 1943 г. турецкая армия получила 53 немецких танка Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)) и 15 танков PzKpfw IVG. В последующем Турция продолжала закупать танки в основном в Германии. Были на вооружении турецких танковых войск и американские боевые машины - М48 и М60 в различных вариантах.

По мере развития национальной промышленности, в первую очередь машиностроения, к концу прошлого столетия Турция модернизировала имеющиеся у нее танки Leopard 1 и 2, а также М60.

В начале 90-х турецкое руководство приняло решение оснастить свою армию танками нового поколения. Был объявлен тендер на закупку нового основного танка. В нём приняли участие танкостроители из Германии, США и Украины, был проведён ряд сравнительных испытаний боевых машин на территории Турции. Российские машины участия не принимали, поскольку одним из требований турецкой стороны было предоставление до начала испытаний полного комплекта конструкторской документации на участвующий в тендере танк. Объяснялось это якобы планами закупки лицензии на производство одного из зарубежных танков. Руководство России на этот шаг не пошло и от участия в тендере отказалось, как впоследствии оказалось, это было правильно. Ни один из участвующих в тендере танков Турция не купила и по лицензии не производила. Но документация осталась у турецких конструкторов.

Почти десять лет спустя (!), в 2004 г., турецкие военные объявили, что они пришли к выводу: разработка своего собственного танка обойдется стране намного дешевле, чем лицензионное производство. В 2005 г. был объявлен тендер на создание нового, турецкого, танка, а в 2007 г. был объявлен победитель - турецкая компания Otokar.

В марте того же года Секретариат оборонной промышленности Турции (SSM) подписал с компанией Otokar контракт на 400 млн долл. США на разработку проекта первого национального турецкого основного танка «Алтай». Церемония подписания контракта проходила в присутствии премьерминистра Эрдогана, президента компании Кос Holding Defence Industry and Other Automotive Group Кудрете Онена, представителей турецких компаний-субподрядчиков по основным направлениям: Aselsan, МКЕК, Roketsan, а также… министра национальной обороны Республики Корея. Эта страна в лице компании Hyundai-Rotem осуществляет техническую поддержку проекта.

По замыслу руководства, компания Otokar должна была вести все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также отвечать за изготовление, испытания опытного образца, за дальнейшее серийное производство и сопровождение. Эта компания уже более 45 лет занимается выпуском автомобилей, в том числе и для армии. На протяжении последних 25 лет Otokar также довольно успешно работает в области лёгкой бронетехники, достаточно вспомнить бронеавтомобиль Cobra. Машина как две капли воды похожа на французскую Renault VBL, но производится в Турции.

Осуществление технической поддержки турецкого проекта корейской компанией Hyundai-Rotem объяснили тем, что базовой основой при создании «Алтая» стал южнокорейский танк нового поколения Black Panther. Соглашение о совместной разработке с южнокорейской компанией Hyundai Rotem заключала компания Otokar, как позже сообщалось якобы по итогам тендера, в котором также участвовала немецкая KMW - разработчик и производитель танков Leopard. Контрактом предусмотрена полная передача технологии на К-2 Black Panther.

Напрашивается вопрос, почему турецкое руководство начало работу по созданию собственного танка спустя более 10 лет после решения о перевооружении? Может быть корейские конструкторы создавали свою «Чёрную пантеру» с использованием всей технической документации, полученной Турцией в ходе тендера, после которого не был приобретён ни один из участвовавших в нём танков? Можно сказать, что турки отдали документацию в Корею, для апробации, с учётом последующей помощи в «национальном» проекте. Что было на самом деле, мы, скорее всего, никогда не узнаем, но запрос полного комплекта технической документации на тендер проводился неспроста.

Как бы там ни было, руководство компании Otokar особо подчеркивает, что основной танк «Алтай» является исключительно турецким проектом. Для него было разработано большое количество новых систем, узлов и агрегатов, а также новая конструкция «танка третьего поколения». Проект позволит ослабить зависимость страны от внешних поставок военной техники, а также обеспечит развитие новых технологий.

Название «Алтай» (Altay) танк получил в честь генерала Фахреттина Алтая, командовавшего V кавалерийским корпусом, части которого во время турецкой войны за независимость в 1919-1923 гг. освободили город Измир от греческих войск (третий по численности населения город Турции и второй по величине порт страны).

На первом этапе проекта было запланировано в течение семи лет построить и испытать четыре опытных образца. После завершения испытаний и доводки машины ожидается получение заказа на серийное производство первой партии в количестве 250 ед. В дальнейшем их число планируется довести до тысячи, заменив ими устаревшие американские и немецкие машины.

В сентябре 2010 г. был завершен этап концептуального проектирования «Алтая», хотя 3D модель машины была представлена общественности уже в августе. На Международной выставке IDEF-2011 в г. Стамбуле в мае 2011 г. компанией Otokar был представлен полноразмерный макет. После окончания работ по проектированию концепции новой машины, турецкие конструкторы приступили к этапу детального проектирования, который, как планировалось первоначально, займет не менее 30 мес. Однако к чести турецких инженеров, они справились со своей задачей намного раньше.

5 ноября 2012 г. на военной базе «Адапазары» (провинция Сакарья) турецкая компания Otokar провела церемонию презентации первых двух опытных образцов основного танка «Алтай». На церемонии присутствовали премьерминистр страны Эрдоган и министр обороны Йылмаз. Один из, представленных опытных образцов, получивший обозначение MTR, предназначен для проведения ходовых испытаний, второй, с обозначением FTR - для испытания показателей огневой мощи машины.

Поскольку танк «Алтай» создаётся на базе корейского К-2 Black Panther, он унаследовал все технические новинки своего корейского «папаши» за исключением автомата заряжания. Решения, используемые в южно-корейском К-2, в турецком танке «Алтай» составляют около 60 процентов. По всей видимости, турецкая машина унаследует от корейского танка и высокую стоимость. По предварительным оценкам на 2012 г. цена «Алтая» в серии составила не менее 5,5 млн USD.

КОМПОНОВКА

Компоновка танка «Алтай» классическая, с расположением моторнотрансмиссионного отделения (МТО) в кормовой части машины, отделения управления в носовой части и боевого отделения - в центре. Экипаж - четыре человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Место механика-водителя расположено в отделении управления по центру на продольной оси машины, что значительно облегчает управление. Для посадки и высадки используется люк, закрывающийся бронированной крышкой, которая при открывании сдвигается вправо. В крышке люка механика-водителя установлены три призменных прибора наблюдения.

Место заряжающего расположено в боевом отделении в башне, слева от пушки. Над ним имеется люк для посадки и высадки, а также для загрузки боеприпасов. Бронированная крышка люка открывается назад.

Рабочее место командира расположено в боевом отделении, справа от пушки. Рабочее место наводчика также находится справа от пушки, только немного впереди и ниже командира танка, как это было на Т-55, Leopard 1 и 2. Командир и наводчик осуществляют посадку и высадку через один люк по очереди. Бронированная крышка люка открывается назад.

Как сообщается, разработчиками на «Алтай» устанавливается более мощная, по сравнению корейским танком К-2 Black Panther защита корпуса и башни. Башня разрабатывалась турецкими инженерами и отличается от башни корейского танка, поскольку в состав комплекса вооружения не входит автомат заряжания и в ней размещаются три члена экипажа, а не два, как в «Чёрной пантере».

Корпус «Алтая» длиннее, и в ходовой части используется по семь опорных катков на борт, то есть на один больше, чем на К-2. Борта корпуса меньше чем наполовину прикрыты противокумулятивным экраном, оставляя неприкрытым, в том числе и опорными катками, довольно значительную проекцию борта. На корме корпуса расположена обширная бронированная решётка для выхода воздуха охлаждения двигателя. Это, позволяет снизить тепловой фон танка.

На представленных двух опытных образцах подвеска ходовой части - гидропневматическая. Впрочем, как сообщается, окончательное решение, касающееся системы подвески и ряда других систем, до сих пор ещё не принято. Всё будет зависеть от того, как эти системы поведут себя во время испытаний. Башня танка сварная с развитым заманом в кормовой части, в котором хранится часть боекомплекта к пушке, а также размещаются элементы системы кондиционирования воздуха и вспомогательная силовая установка. Снаружи на башне оборудованы ящики для хранения ЗИП и личных вещей экипажа, как это сделано на французских танках «Леклерк».

ОГНЕВАЯ МОЩЬ

Высокие показатели обеспечиваются использованием в качестве основного оружия 120-мм гладкоствольной немецкой пушки Rheinmetall Rh 120L/55 с длиной ствола 55 калибров. Пушка оснащена системой контроля изгиба ствола, термозащитным кожухом и эжекционной системой удаления газов. Боекомплект укладывается в кормовом замане башни, оборудованном вышибными панелями на крыше. Состав боекомплекта, по всей видимости, будет стандартным - оперённые бронебойные подкалиберные снаряды с отделяемым поддоном, кумулятивноосколочные и, возможно, осколочные шрапнельные. Всего в танке будет транспортироваться 57 выстрелов, что указывает на то, что большая часть боекомплекта с огнеопасными сгорающими гильзами унитарных 120-мм выстрелов будут размещаться вместе с экипажем в корпусе машины.

Разработкой танковой пушки местного производства МКЕК 120 и боеприпасов к ней занимается государственная компания Makine ve Kimya Endustrisi Kurumu (MKE), являющаяся основным разработчиком и производителем оружия и боеприпасов в Турции. В качестве дополнительного оружия установлен 7,62-мм спаренный с пушкой пулемёт (установлен слева от пушки на рабочем месте заряжающего) и 12,7-мм пулемёт, который будет располагаться на дистанционно-управляемом модуле на крыше башни позади люков командира и заряжающего на продольной оси башни. Управление им осуществляется дистанционно с места командира танка.

В танке «Алтай» используется современная модульная автоматизированная система управления огнём (СУО) Volkan-lll или National Cannon, первоначально разработанная для военно-морских платформ TAKS.

Наводчик и командир танка располагают комбинированными (дневно-ночными) прицельно-наблюдательными комплексами (ПНК) со стабилизированной в двух плоскостях линией визирования. Оба комплекса в своём составе имеют оптические, тепловизионные и лазерные дальномерные каналы. Командирский ПНК панорамический, он имеет возможность, независимого от положения башни, наблюдения на 360 градусов. Благодаря этому, реализована концепция «hunter - killer» (охотник - убийца). Все системы и подсистемы СУО в настоящее время разрабатываются компанией Aselsan, которая имеет партнёрские отношения с турецкой компанией STM, занимающейся разработкой программного обеспечения для автоматизированных систем боевого управления.

Основные элементы комплекса вооружения основного танка «Алтай» разрабатываются и производятся корейской компанией Hyundai Rotem, а также турецкими Организацией машиностроительной и химической промышленности (МКЕ) и Roketsan.

ЗАЩИЩЁННОСТЬ

Защита на поле боя обеспечивается сварными бронированным корпусом и башней, высокоэффективной быстродействующей противопожарной системой, системами защиты от поражающих факторов оружия массового поражения, обнаружения лазерного излучения и постановки дымовых завес.

Корпус и башня имеют дифференцированное бронирование. При бронировании фронтальной проекции широко используется применение модулей с композитной бронёй, а также динамическая защита. Бортовые экраны предусматривают возможность их усиления дополнительными модулями, скорее всего, с керамической бронёй.

В конце ноября 2012 года Otokar - компания Турции, которая занимается разработкой нового ОБТ Altay, раскрыла некоторые характеристики этого перспективного танка. Турецкий танк назван в честь генерала армии Фахреттина Алтая, который командовал 5-м кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919-1923 годов. Компания Otokar должна передать SSM (Секретариат военной промышленности) четыре прототипа танка "Алтай", в то время как серийное производство, по всей видимости, начнется в 2015 году. По словам премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Otokar опережает график создания Altay на два года; испытания танка начнутся уже в 2013 году.

Смотрите на видео: турецкий "Алтай"

Помимо Otokar в проекте принимают участие компании Aselsan, Roketsan и MKEK, создающие соответственно электронные бортовые системы, броню и основное орудие. Вначале планировалось , что испытания танка начнутся в 2015 году, а серийные поставки - в 2016-м. Турция заинтересована в привлечении партнеров по серийному производству танка. Министерством обороны уже были проведены предварительные консультации с Азербайджаном и Украиной о создании совместных предприятий по производству "Алтая".

Танк "Алтай"
Нажмите на изображение для увеличения

Часть из оглашенных компанией Otokar характеристик танка Altay была известна и ранее . По сведениям Otokar, танк Altay массой 60 тонн получит двигатель мощностью полторы тысячи лошадиных сил и гидропневматическую подвеску. Экипаж основного боевого танка будет состоять из четырех человек. "Алтай" будет оснащен орудием калибра 120 миллиметров с длиной ствола равной 55 калибрам. На танке устанавят дистанционно управляемый модуль со стабилизацией и пулеметами калибра 12,7 и 7,62 миллиметра.

На видео - турецкие танки Altay:

Танк "Алтай" будет комплектоваться вспомогательной силовой установкой, ответственной за выработку энергии для бортовых систем, включая систему управления огнем и поиска и распознавания целей, информационную систему управления и связи, систему жизнеобеспечения и кругового обзора (экипажу будет доступна обзорность на 360 градусов в горизонтальной плоскости).

На фото - танк "Алтай" (испытания прототипа)
Нажмите на фотграфию, чтобы увеличить

Altay будет оснащаться модульной композиционной противоснарядной броней, а также химической, биологической, радиологической и атомной защитой. Кроме того, он получит систему предупреждения о лазерном облучении.

Сообщается о следующих характеристиках ОБТ "Алтай":

  • Four men crew
  • New generation 1500 HP powerpack
  • 120 mm, 55-calibre main armament
  • Remote control weapon system (12.7 and 7.62 mm)
  • Coaxial machine gun
  • Modular composite armour
  • New generation fire control system
  • Electrical gun turret drive system
  • C3I system
  • Battlefield target identification system
  • Laser warning system
  • Life support system
  • CBRN protection
  • Auxiliary power unit
  • Fire-extinguishing and explosion suppression system
  • 360 degrees situational awareness system

Видео: "Алтай" 15.11.2012


Спойлер: История проекта АЛТАЙ по сообщению Defense Aerospace

BACKGROUND: History of the Altay Project

  • 2005: The Undersecretariat of Defence Industries assigned a consortium consisting of three companies to realize the feasibility study in order to determine the production model of the Battle Tank Project. As of April 27th 2005 the feasibility study was finalized, and the model of the project was determined as "the main battle tank to be designed and developed within the country and with technical support from abroad in required areas".
  • On February 8th 2005, the Request for Proposal prepared according to the model determined due to the feasibility was delivered to the companies, including Otokar that participated in the feasibility study.
  • 2007: Due to the decision taken at the meeting of the Defence Industry Executive Committee realized on March 30th 2007, for the Modern Tank Manufacturing with National Facilities Project initiated in order to meet the Modern Main Battle Tank requirement of the Land Forces Command, it was decided to start contract negotiations with Otokar as the prime contractor candidate.
  • July 29th 2008: Following the finalization of the contract negotiations about the design of Turkey"s first National Tank, development of prototypes, testing and qualification of prototypes, the contract was signed with the participation of Prime Minister Recep Tayyip Erdoğan. It was aimed to use domestic sub-systems to maximum extend for the project except the areas determined due to the model.
    In addition to Otokar being assigned as the prime contractor for the Project, Aselsan was assigned to design and manufacture the prototypes of electronic sub-systems like Tank Fire Control System and Tank C3I System; MKE was assigned to manufacture the 120 mm 55 calibre Main Armament by technology transfer from Hyundai Rotem of South Korea; and Roketsan was assigned to develop the Modular Armour Package by technology transfer also through Hyundai Rotem.
  • January 2009: After signing contracts with the main sub-system suppliers, Project kick-off was made for the "design, development, manufacturing, testing and qualification of ALTAY prototypes". The Project duration for the "Design and Prototype Production" of ALTAY was determined as 78.5 months. This part of the Project was arranged in three stages consisting of Conceptual Design, Detailed Design, and Prototype Production and Qualification.
  • May 2011: Otokar finalized the Conceptual Design Stage, as the first stage of the Project by using its engineering and design capabilities in line with the requirements, and exhibited a full-scale model of ALTAY that reflected the results of this stage at the IDEF Defence Industry Fair with the participation of President Abdullah GUL.
  • March 29th 2012: While detailed design activities proceeded, Otokar continued investing in the required production facilities for the testing of prototypes and in the Tank Test Center. Otokar Tank Test Center was taken into service on March 29th with the participation of İsmet YILMAZ, Minister of Defence. Consisting of an EMC Test Chamber, Tank Test Range and Climatic Chamber with Dynamometer, Otokar Tank Test Center is among the world"s most modern and advanced test centers.
  • October 2012: The first prototype to test the mobility was manufactured in Otokar facilities in Sakarya, and testing started.
  • November 15th 2012: ALTAY"s first two prototypes exhibited their mobility for the first time to public with the participation of Prime Minister Recep Tayyip ERDOGAN. Following the two prototypes that are tested for development/verification, the ultimate configuration prototypes will be manufactured and after finalizing their qualification by tests they will be delivered to the Undersecretariat of Defence Industries.
  • Mass production:
    Following the design and prototype production phase of ALTAY conducted by Otokar as the prime contractor, mass production activities will be initiated in scope of a new contract.

То, что на вооружении турецкой армии могут появиться танки собственного производства, анонсировалось еще с середины 2000-х годов. И лишь относительно недавно широкой публике были наконец представлены первые образцы боевой машины турецкой сборки, получившей имя Altay («Алтай»), названной так в честь командира кавалерийского корпуса времен войны за независимость Турции 1919-1923 годов генерала Фахреттина Алтая.Гремя огнем, сверкая блеском стали
Очередная презентация данного показателя турецкого «прорыва» в производстве бронетанковой техники состоялась в мае этого года на выставке IDEF-2015 в Стамбуле, где свои изделия традиционно демонстрируют предприятия местной оборонки.
Аналитики сразу заметили сходство машины с новыми танками южно-корейской армии K2 «Черная Пантера». Представители турецкой частной компании Otokar (производителя бронированных машин для армии Турции) не стали скрывать: в создании «своего» танка они широко использовали опыт, накопленный корейцами. По некоторым данным, технологии, использованные производителями из Южной Кореи, турками были заимствованы не менее чем на 60 процентов.Все бы ничего, но ведь и корейцы не особо ломали головы над своим детищем. Целый ряд разработок они точно также переняли у зарубежных «партнеров». В частности, основное вооружение К-2 – 120-мм танковая пушка – оказалась изготовленной по мотивам немецкого орудия Rh-120.Прототипом же автомата заряжания для корейского танка стал аналогичный аппарат, примененный на французском «Леклерке». Да и моторно-трансмиссионная установка у «корейца» оказалась европейского исполнения: и дизельный двигатель, и коробка передач были созданы в Германии.Когда нельзя, но очень хочется
В принципе, как говорят специалисты, ничего страшного в подобной кооперации в сфере производства вооружений нет. Тем более что заимствование ряда изделий в турецком танке стало не следствием подпольного копирования, а результатом вполне легальных соглашений, заключенных Otokar с южнокорейской компанией Hyundai Rotem.
К слову, и Otokar, и Hyundai – компании, специализирующиеся преимущественно на выпуске автомобильной техники. Hyundai считается четвертым производителем автомотибилей в мире, а турецкий автозавод славится своими автобусами Navigo и грузовичками Atlas.Однако как тогда расценивать анонсированное турецкой стороной желание полностью перейти на технику собственной разработки и производства? Ведь сегодня практически весь парк бронемашин Турции - это зарубежные закупки. В частности, на вооружении механизированных и танковых бригад и механизированных дивизий армии страны стоят немецкие «Леопарды» и американские М48 и M60. Именно поэтому «Алтай» должен был стать «прорывным национальным проектом» в области турецкого танкостроения.Должен был. Но не стал. Эксперты уже сегодня говорят о проблемах у будущей основы «танковой армады» Турции. В частности, так и не решен вопрос с двигателем для новой машины. Первоначально предполагалось «позаимствовать» его у того же «Леопарда», однако заложенных в нем 1,5 тысячи сил оказалось маловато для передвижения 60 тонн - именно такой вес в итоге оказался у «Алтая». Кроме того, не удалось решить вопрос с подходящим автоматом заряжания. В итоге турки предложили вполне экономный вариант: сложное устройство они заменили на… дополнительного члена экипажа.Пойдут машины в яростный поход
Эксперты не так давно сравнили тактико-технические характеристики основных боевых машин, состоящих на вооружении в армиях некоторых стран мира. Сравнение оказалось явно не в пользу турецкой новинки. По целому ряду показателей «Алтай» уступил не только своему прародителю - корейскому K2, но и «Леопарду», и даже российскому Т-90А - модификации далеко не самого нового Т-90 только с двигателем мощностью 1000 лошадиных сил, обновленной броней, прицельным оборудованием и оптимизированным автоматом заряжания.
В частности, первый проигрыш можно заметить по калибру основного оружия - танковой пушки. Если у Т-90А она 125-миллиметровая, то немецкий, корейский и турецкий танки оснащены орудием лишь в 120-мм. В итоге прицельная дальность стрельбы российской пушки 2А46М составляет 5 тысяч метров (а при ведении огня некоторыми видами боеприпасов - до 10 км), тогда как гладкоствольная пушка «Алтая» MKEK120 (реплика немецкого Rh-120) способна вести прицельный огонь максимум на три км.
Не самые лучшие показатели у турецкой боевой машины и по запасу хода (он уступает Т-90 более чем на 200 км), по весу (превышение на 16 тонн), по системам защиты: на Т-90 применена как броневая сталь и многослойная композитная броня, так и динамическая защита (необходима для превентивного срабатывания снарядов с кумулятивной боевой частью). Кроме того, российский танк оснащен комплексом противодействия управляемым ракетам, принцип которого основан на подавлении средств их наведения.
Altay vs «Армата» - сравнивая несравнимое…
Если «Алтай» по целому спектру показателей не дотягивает даже до Т-90, то сравнивать его с новейшим российским основным боевым танком Т-14 на платформе «Армата» и вовсе не имеет смысла. Немецкая газета Die Welt не так давно опубликовала информацию, основанную на заключении Минобороны ФРГ.Военное ведомство страны бьет тревогу, требуя срочно искать замену Leopard 2 в связи с появлением Т-14. Причина - неспособность «Леопарда» пробивать защиту российской боевой машины. А журнал National Interest, опубликовавший сравнение Т-14 с американским «Абрамсом», вынес однозначное заключение: защитные технологии, примененные российскими танкостроителями, не применяются пока ни в одном танке мира.При этом западные аналитики обращают внимание на то, что российская техника производится, даже несмотря на кризис и санкции, то есть наш ОПК вполне самодостаточен. Это в корне отличается от ситуации с тем же «Алтаем», где турецкая компания Tumosan, получившая от правительства Турции подряд на изготовление двигателя для нового танка, тут же подключила аутсорсинг: привлекла австрийского разработчика AVL List, который должен не только помочь туркам создать новый мотор, но и интегрировать его непосредственно в боевую машину.Военный эксперт Виктор Мураховский убежден, что ничего из «затеи» с якобы собственным танком у Турции не выйдет. Во-первых, у этой страны нет традиций танкостроения. А кроме того, машины, репликой с которых стал «Алтай», практически не имеют опыта боевого применения, а корейская «Черная Пантера» и вовсе только-только встает на серийное производство.Как отмечает эксперт, целый ряд стран пытался производить собственную бронетанковую технику, однако в итоге был вынужден все же обратиться к проверенным «брендам». Как пример Виктор Мураховский называет индийский проект «Арджун», который не оправдал вложенных в его разработку средств, и в итоге правительство страны сделало выбор в пользу экспортного варианта Т-90С.

В конце ноября появились сообщения о новых действиях турецкого военного руководства в связи с текущим конфликтом в Сирии. Ряд зарубежных средств массовой информации сообщил о переброске турецкими вооруженными силами большого количества вооружений и военной техники на границу с Сирией. В частности, сообщалось о доставке в приграничные районы некоторого количества танков. Высказываются опасения в возможности использования этой техники для вторжения на территорию Сирии с целью окончательного свержения законной власти.

По понятным причинам, основные опасения в этом контексте вызывают турецкие танки. Именно такая техника, согласно нынешним взглядам на ход вооруженных конфликтов, способна обеспечить быстрое продвижение войск по захватываемой территории. Таким образом, именно танки вооруженных сил Турции могут представлять особую опасность для сирийской армии. Тем не менее, нельзя не отметить, что турецкие бронетанковые войска имеют несколько специфических особенностей. К примеру, можно отметить, что большая численность армейской бронетехники компенсируется наличием значительного числа машин устаревших типов. Рассмотрим парк турецких танков подробнее.


Согласно справочнику The Military Balance от 2014 года, на вооружении сухопутных войск Турции состоят 2504 танка нескольких типов. Кроме того, около 2000 машин находятся на базах хранения. На вооружении и на хранении имеется техника семи модификаций, закупленная у Соединенных Штатов и Германии. Следует отметить, Турция предпринимает попытки создавать танки собственной конструкции, однако пока подобные проекты не отличаются успешностью. Так, перспективный основной танк Altay пока существует лишь в виде нескольких прототипов, а его серийное производство начнется не ранее 2017 года. В связи с этим сухопутным войскам приходится эксплуатировать только имеющуюся в наличии технику, в ряде случаев не отличающуюся новизной.

Перевозка танков в приграничные районы. Фото Vnews.agency

Самыми массовыми танками турецкой армии являются машины M48A5T1 и M48A5T2 американского производства, прошедшие модернизацию по турецким проектам. По состоянию на прошлый год в войсках имелось 850 бронемашин обоих типов. Кроме того, большое количество подобной техники к настоящему времени выведено из эксплуатации и отправлено на хранение. Танки M48A5T1/T2 могут считаться прекрасным примером положения дел в турецких вооруженных силах: на вооружении Турции до сих пор остается большое количество устаревшей техники, замена которой пока не предвидится. В то же время следует отметить, что в обозримом будущем командование планирует заменить имеющиеся M48A5T1/T2 на новые танки Altay, однако на это потребуется немало времени.

По имеющимся данным, турецкие танки семейства M48 поставлялись страной-производителем в конфигурации M48A5. Эта модификация американского танка имела доработанную башню с пушкой M68 калибра 105 мм и по ряду характеристик не отличалась от ранних версий. В дальнейшем турецкие специалисты при содействии зарубежных коллег провели модернизацию имевшейся устаревшей техники. Проект M48A5T1 подразумевал установку на имеющиеся танки новых дизельных двигателей немецкой компании MTU и системы управления огнем, заимствованной у танков M60A1. Кроме того, в состав оборудования включалась пассивная аппаратура ночного видения. Следующая модернизация с индексом T2 подразумевала обновление танков T1 с использованием системы управления огнем от танка M60A3 и введением некоторых дополнительных агрегатов, таких как лазерный дальномер.

В общей сложности Турция получила около 3 тыс. танков M48A5, которые до сих пор состоят на вооружении или находятся на хранении. Ввиду выработки ресурса подобная техника постепенно выводилась из эксплуатации и скапливалась на базах хранения. Большая часть неактивных турецких танков в настоящее время относится именно к семейству M48. Тем не менее, несмотря на большой возраст, подобная техника до сих пор является самой массовой в турецкой армии.


ОБТ Altay. Фото Wikimedia Commons

Вторые по численности танки Турции – американские M60A3. По состоянию на прошлый год, сухопутные войска эксплуатировали 658 машин этого типа. Разработка основного танка M60A3 началась в конце семидесятых годов, и в течение нескольких следующих лет первые боевые машины нового типа были отправлены заказчикам. Характерными особенностями проекта с литерами «A3» было применение обновленной системы управления огнем с улучшенными показателями работы в темное время суток, оснащенной новым лазерным дальномером. При этом, однако, силовая установка, вооружение и бронирование не претерпели заметных изменений. Как и его предшественники, основной танк M60A3 несет 105-мм пушку M68. В дальнейшем базовый M60A3 стал основой для нескольких новых модификаций.

Несколько десятилетий назад турецкие вооруженные силы закупили у США порядка 950 бронемашин нескольких модификаций семейства M60. В настоящее время на вооружении остается меньшее количество этой техники. За время эксплуатации были освоены новые модификации, такие как M60A3 TTS с обновленной оптикой и электроникой или M60T Sabra, разработанный израильскими специалистами. Также на вооружении остаются 274 танка M60A1, не отличающиеся высокими характеристиками. В силу выработки ресурса турецкие танки семейства M60 постепенно выводятся в резерв и отправляются на хранение.

На вооружении турецких бронетанковых войск состоит техника не только американского, но и немецкого производства. Самые массовые машины из Германии – танки Leopard 1 двух модификаций, общая численность которых составляет 397 единиц. В прошлом турецкие военные закупили 227 танков Leopard 1A3 и 120 Leopard 1A4. Эти модификации «Леопарда-1» создавались в начале семидесятых годов и отличались от предыдущих некоторыми изменениями конструкции и состава оборудования. При этом основные показатели бронемашин оставались прежними.


Танк M60 одной из старых модификаций. Фото Wikimedia Commons

Со временем турецкая армия заказала разработку проекта модернизации устаревших танков Leopard 1A3. В рамках этого заказа компания Aselsan разработала новую систему управления огнем Volkan. К настоящему времени все строевые «Леопарды» версии 1A3 получили новую СУО и ряд других комплектующих. Такая модификация получила обозначение Leopard 1T. Танки модификации «1A4» до сих пор служат без каких-либо изменений.

В середине двухтысячных годов вооруженные силы Турции приобрели у Германии танки Leopard 2A4, ранее эксплуатировавшиеся Бундесвером. К настоящему времени было поставлено 354 машины этого типа. На данный момент «Леопарды» варианта «2A4» являются самыми новыми и совершенными бронемашинами своего класса в турецкой армии. Высокие боевые характеристики обеспечиваются современной системой управления огнем и достаточно совершенными прицельными устройствами, а также 120-мм гладкоствольным орудием компании Rheinmetall.

Несколько лет назад появилась информация о создании компанией Aselsan проекта Leopard 2NG (New Generation). Этот проект подразумевал использование ряда новых комплектующих, частично заимствованных у танка Altay. Точные сведения о модернизации имеющейся техники и количестве переоборудованных машин отсутствует. При этом ранее утверждалось, что свой интерес к проекту Leopard 2NG проявляет Финляндия.


M60T Sabra с оборудованием израильской разработки. Фото Wikimedia Commons

Как видим, вооруженные силы Турции располагают достаточно многочисленным, но не самым совершенным парком бронетанковой техники. Из двух с половиной тысяч танков, остающихся на вооружении, современными и имеющими достаточно высокие характеристики могут считаться не более половины – Leopard 2A4, а также модернизированные варианты машин Leopard 1 и M60. Остальные танки уже не в полной мере отвечают требованиям времени, из-за чего в обозримом будущем должны быть списаны и заменены более современной техникой.

Можно предположить, что в общевойсковом бою с любой армией, располагающей современными танками, авиацией и другой техникой, а также соответствующими системами связи и управления, сухопутные войска Турции понесут серьезные потери, связанные, в первую очередь, со специфическим составом парка своей техники. Даже современные «Леопарды-2» и модернизированные бронемашины старых модификаций вряд ли смогут оказать заметное влияние на ход боев. Тем не менее, такие выводы касаются только полноценных столкновений с участием всех родов войск.

Локальные конфликты последних десятилетий в большинстве своем обходились без массовых танковых атак и других явлений, свойственных войнам прошлого. Таким образом, в существующих условиях на первый план могут выйти не только возраст техники и ее техническое совершенство, но и некоторые другие факторы, затрудняющие прогнозирование исхода боев. Так, при вторжении в Сирию турецкие войска вряд ли столкнутся с организованным сопротивлением большого числа вражеских танков. Однако в таком случае возникают новые угрозы.

Большая часть боев в Сирии проходит на территории населенных пунктов, где эффективность танков и другой бронетехники заметно сокращается из-за ряда специфических факторов, в первую очередь из-за большого распространения легких противотанковых средств. Таким образом, даже самые новые и совершенные боевые машины, попав в город, рискуют так же, как и их устаревшие «собратья». В конечном итоге, все это серьезно затрудняет прогнозирование действий той или иной армии.


Танк Leopard 1A3. Фото Wikimedia Commons

Исходя из имеющихся данных, можно предположить, что турецкие бронетанковые войска, располагая многочисленным и «разношерстным» парком техники, вполне способны эффективно бороться с противником, не имеющим большого количества современной техники и вооружений. В то же время, при наличии сравнительно новых танков, противотанковых ракетных комплексов и достаточной авиационной поддержки условный противник вполне способен нанести турецким танковым соединениям большой ущерб, выбив значительное количество техники.

В контексте нынешнего конфликта можно предположить, что турецкие бронетанковые войска вполне способны нанести заметный ущерб множеству участников сирийской войны, от правительственных войск до различных вооруженных формирований. Одновременно с этим они сами рискуют понести серьезные потери от противотанковых средств, имеющихся в регионе в больших количествах.

Кроме того, трудно предугадать, чем могут закончиться танковые дуэли между боевыми машинами Турции и сирийской техникой советской/российской постройки. Так, имеющиеся у Сирии Т-72 различных модификаций имеют заметные преимущества перед устаревшими турецкими танками, а объективное сравнение этих машин с «Леопардами-2» не представляется возможным в силу различных факторов. Тем не менее, в условиях реального конфликта перевес может оказаться на стороне сирийских военных, хорошо знающих свою территорию и владеющих техникой.

Попытки предугадать ход и результаты гипотетического конфликта с участием турецких танков связаны с рядом характерных трудностей, серьезно затрудняющих прогнозирование. Тем не менее, вряд ли можно спорить с объективными фактами: несмотря на большую численность, материальная часть бронетанковых войск Турции не отличается новизной и, как следствие, высокими боевыми качествами, а способность немногочисленной современной техники оказать заметное влияние на ход боев вызывает серьезные сомнения.

По материалам:
The Military Balance 2014
http://defense-update.com/
http://globalsecurity.org/
http://ria.ru/
http://vestnik-rm.ru/
http://armyrecognition.com/
http://military-today.com/