Маяковский прозаседавшиеся история создания. Анализ стихотворения “Прозаседавшиеся” Маяковский

«Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году и это слово и по сей день является нарицательным. Настолько яркую карикатуру на существующий бюрократический строй с присущей ему прямотой и колкостью нарисовал Маяковский.

Главная тема стихотворения

Главной темой и основной смысловой нагрузкой стихотворения служит задача высмеять бюрократические проволочки и напускную важность чиновников того времени. То, что произведение актуально до сих пор, говорит о том, что Маяковский поднял пласт действительно важных и острых проблем. Он настолько метко и очень жестко высказывается об этом, что сразу же находит живой отклик в сердцах читателей, заставляет их негодовать вместе с ним.

Во время написания произведения бюрократизм действительно был доведен до абсурда и возведен в некий культ. Это мешало обычным гражданам совершать повседневные дела, ведь для получения одной только справки им приходилось изрядно побегать на протяжении нескольких недель. Та же работа, которую подобно муравьям, на протяжении всего стихотворения нескончаемо ведут «важные» чиновники, в итоге никому не нужна.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил» - делится автор своими впечатлениями с читателем, и они оказываются им очень близки.

Структурный анализ стихотворения

Произведение - чистой воды сатира с преобладающими гневными нотками обличения и разоблачения. Проситель в образе главного героя на протяжении всего стихотворения тщетно оббивает пороги государственных учреждений и никак не может найти встречи с неуловимыми чиновниками.

Маяковский дерзко высмеивает нарочито важную манеру поведения чиновничества и откровенно высказывает негодование по поводу бесконечных ненужных заседаний и бумажной волокиты. Основное средство выразительности, представленное здесь, - гипербола, то есть нарочитое преувеличение. К концу стихотворения гипербола достигает своего апогея, превращаясь в гротеск. Ворвавшийся таки в зал заседаний герой видит там лишь половины туловищ людей. Это художественно воплощение знаменитой фразы «не разорваться же мне», которое Маяковский вот таким образом воплощает в жизнь и отправляет половины тел чиновников на одно совещание, а половины на другое.

Венчает произведение яростный призыв искоренить бюрократию во благо всего человечества. Маяковский, в присущей тому периоду творчества оптимистичной манере, смотрит вперед с надеждой изменить мир к лучшему.

Бесспорно, Маяковский - талантливейший гражданский поэт, а особенно, ему удается жесткая сатира, бьющая точно в цель. Вообще, он всегда был известен, как великий критик, сначала он бесконечно ругал самодержавный строй, потом принялся за пришедшую на его смену советскую власть. И такие вот реформаторы очень нужны и полезны для каждого времени, именно они заставляют других развиваться и двигаться вперед, стараются сделать мир лучше не только для себя, но и для всего человечества. Стихотворение «Прозаседавшиеся» имеет почти столетнюю историю и до сих пор не утратило своей актуальности, а это уже о чем-то да говорит.

Читать стих «Прозаседавшиеся» Маяковского Владимира Владимировича можно на сайте. Стихотворение относится к произведениям, разоблачающим косность общественных устоев. Оно написано в остром сатирическом ключе и посвящено критике бюрократизма - страшного бича советской действительности.

Сюжет стихотворения прост: герой пытается встретиться с начальником Иван Ванычем, а эта важная персона целыми днями занята заседаниями по чрезвычайно важным вопросам. Попытки получить аудиенцию длятся от рассвета до рассвета, но совершенно безуспешны: у ответственного лица целый «дождь» неотложных дел, среди которых только самых важных наберется с полсотни. Само слово «прозаседавшиеся» – неологизм Маяковского, несущий особую смысловую нагрузку, означающую переусердствование в какой-либо деятельности. Заседающие в учреждениях с малопонятными названиями-сокращениями: глав, полит, ком, просвет придают огромную значительность пустяковым и абсурдным делам, таким, как покупка склянки чернил. Нелепость и бесполезность занятий ответственных чиновничьих лиц поэт подчеркнул таким же нелепым названием-аббревиатурой некоего комитета под названием “а-бэ-вэ-гэ-дэ-е-жэ-зэ-ком”. Отчаявшись попасть на прием к бесконечно заседающему начальнику, герой врывается в зал заседаний и с ужасом видит лишь половины заседающих, потому что их другие половины занимают другие стулья за столом заседаний другого комитета.

Маяковский-сатирик беспощадно высмеивает работников учреждений молодого советского государства, которые не сеют, не строят, не жнут, а заняты лишь бумажной волокитой. Его герой настроен очень решительно и готов созвать последнее заседание с решением-вердиктом: искоренить все заседания вообще.Текст стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» можно скачать полностью или читать онлайн в классе на уроке литературы.

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни –
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
“Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она”.-
“Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –
объединение Тео и Гукона”.

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
“Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом”.

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет –
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
“Пришел товарищ Иван Ваныч?” –
“На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”.

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
“Зарезали!
Убили!”
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
“Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там”.

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
“О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!”

«Прозаседавшиеся» Владимир Маяковский

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные!-
служащие расходятся на заседания.

Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени она».-
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели прийти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».

Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
голо!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Оне на двух заседаниях сразу.

В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».

С волнением не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»

Анализ стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся»

Владимир Маяковский большинству читателей известен, в первую очередь, как автор гражданской лирики. Тем не менее, в его творчестве достаточно сатирических произведений, которые жестко и метко высмеивают общественные устои. До революции Маяковский постоянно критиковал самодержавие, однако после смены общественно-политического строя у него появилось гораздо боль поводов для неприкрытой иронии. Одним из них стал бюрократизм, который при советской власти был возведен в абсолют. Именно этому нелицеприятному явлению поэт в 1922 году посвятил свое знаменитое стихотворение «Прозаседавшиеся».

Начинается это произведение вполне буднично и обычно, показывая деловую активность различных слоев населения , представители которых спешат по своим делам. Их ждет масса работы, однако вскоре выясняется, что вся она связана с никому не нужной бумажной волокитой. Однако настоящим бичом общества являются всевозможные заседания, которые отнимают массу времени не только у их участников, но и рядовых граждан, вынужденных обратиться в то или иное учреждение для решения действительно важных вопросов.

«Исколесишь сто лестниц. Свет не мил», — именно такие ощущения вызывает у Маяковского необходимость искать очередного чиновника, который оказывается настолько неуловимым, что застать на месте в рабочее время его попросту не представляется возможным. Выслушивая очередные отговорки секретаря и ссылки на то, что требуемая персона ушла на очередное заседание, поэт, а в месте с ним тысячи советских граждан вынуждены вновь бегать по коридорам учреждения в надежде все же разыскать пропажу. И когда рабочий день уже близится к завершению, оказывается, что поинтересоваться дислокацией до сих пор не вернувшегося чиновника уже просто не у кого. «Через час: ни секретаря, ни секретарши нет — голо!», — с сарказмом отмечает поэт, сообщая читателю, что даже люди, призванные отвечать на вопросы многочисленных посетителей, вынуждены уйти на заседание.

Очередная попытка встретиться с чиновником вновь заканчивается неудачей, после чего Маяковский решает разыскать его во что бы то ни стало и врывается в зал, где проходит еще одно заседание, «дикие проклятья на ходу изрыгая». Картина, которая предстает перед поэтом, описана автором с особым сарказмом, приправленными мистическим ужасом , так как в помещении он видит только половинки людей, точнее, их верхние части до пояса. Умышленный гиперболический прием, использованный автором, признан подчеркнуть, что даже рабочего дня чиновникам не хватает на то, чтобы поспеть на все запланированные заседания, которых в день проводится не менее двадцати. Некоторые мероприятия и вовсе совпадают по времени, поэтому их участники вынуждены в буквальном смысле слова раздваиваться, что вызывает у поэта уже не сарказм, а горькую усмешку. Понимая всю беспочвенность и ненужность культивируемых общественных дебатов, автор, между тем, отдает себе отчет, что эта относительно новая система будет искореняться десятилетиями. В результате же страдают самые обычные люди, которые вынуждены тратить на решение банальных вопросов колоссальное количество времени.

В последние строчки этого стихотворения Маяковский вложил всю свою иронию . Кошмарное видения с раздвоением чиновников мучило его всю ночь, и в итоге рассвет поэт встретил с единственной мечтой – «о, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Следует отметить, что элементы преувеличения, использованные Маяковским при написании стихотворения «Прозаседавшиеся», незначительны. Поэту действительно приходилось неделями бегать по различным главкам, чтобы решить простейшие бытовые и творческие вопросы. И именно подобные «походы», часто заканчивавшиеся фиаско, послужили поводом для того, чтобы накопившееся раздражение выплеснулось в сатирическое произведение, ставшее литературным памятником советской эпохи.

Многим из нас не раз приходилось сталкиваться с беспощадной бюрократической системой, обивать пороги разных учреждений, а в них обходить десятки кабинетов, чтобы получить выписку о том, что и так всем известно. Маяковскому же пришлось столкнуться с похожей ситуацией еще в период становления коммунизма.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году. Революция и гражданская война остались позади, и теперь людям предстоит научиться жить при новой системе. Но государство задушено бюрократическим аппаратом, тонет в бумагах и забывается на многочисленных ничего не решающих заседаниях. Именно об этом пишет Маяковский.

В стихотворении присутствует и биографический характер, оно посвящено отдельному периоду в жизни автора. В 1921 году Маяковский пытался опубликовать в Госиздате свою пьесу «Мистерия-буфф», из-за чего ему прошлось пройти сквозь длительную и нудную бумажную волокиту.

Известно, что стихотворение очень понравилось Ленину, который говорил, что Маяковский очень хорошо отметил минусы только начавшей свое становление коммунистической системы.

Жанр, направление и размер

Жанр стихотворения весьма необычен. Это сатирический фельетон в стихотворной форме. Стихотворение высмеивает и критикует свойственный коммунизму бесполезный бюрократизм.

«Прозаседавшиеся» написано в гротескном стиле, для усиления чувства сумбурности и беспорядочности происходящего. Поэтический размер стихотворения – фирменная лесенка Маяковского.

Образы и символы

  1. Лирический герой – обобщенная версия просителя. Он ищет некоего Иван Ваныча для того чтобы попасть к нему на аудиенцию, но у него все никак не получается застать его на месте, так как Иван Ваныч все время находится на заседаниях.
  2. Сам Иван Ваныч — точно такой же обобщенный и карикатурный образ некоего начальника, который все время пропадает на абсолютно бессмысленных мероприятиях.
  3. Ополовиненные люди – это символы, обозначающие ненормальный и абсурдный график работы учреждений, где абсолютно невозможно все успеть.
  4. Также Маяковский все время определяет суточный период, когда происходит действие, чтобы подчеркнуть, как долго человек может провести в бессмысленной беготне за бумажками.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения – бюрократия . От рассвета и до рассвета лирический герой пытается пробиться на аудиенцию к Иван Ванычу, но ему все время отказывают, так как Иван Ваныч на заседании. Не выдержав, лирический герой врывается на одно из заседаний, и его взору предстает удивительная картина: в зале сидят лишь половины людей. Оказывается, что таким образом они пытаются успеть на два заседания сразу. Этот абсурд является следствием осложненной до придела бюрократической системы, которая буквально заставляет людей разделиться на части.
  2. Конфликт человека и государства . Пока чиновники решают пустяковые вопросы часами, люди вынуждены ждать под дверью кабинета, работники из которого приходят только для того, чтобы помочь просителям, решить их проблему. На деле же получается, что уполномоченные сотрудники лишь соблюдают бесчисленные формальности. Такое несоответствие рождает конфликт личности и государственной машины, которая становится равнодушной к его нуждам.
  3. Настроение стихотворения постепенно изменяется вместе с настроением героя. Вначале, герой спокойно интересуется, может ли Иван Ваныч дать аудиенцию, настроение стихотворения тоже сдержанное. Однако постепенно настроение просителя меняется, его злит сложившаяся ситуация. Настроение переходит в более агрессивное, увеличивается количество абсурдностей и сатирических элементов.
  4. Основная идея

    Стихотворение «Прозаседавшиеся» — блистательный пример гротескной сатиры. Он абсурден, автор издевается над всем, что связано с бюрократической системой. Его главная мысль — показать несостоятельность этой системы и то, что коммунизм начинает свое становление не с той ноги.

    Маяковский пытается показать читателю то, насколько глупа и несостоятельна тупая и слепая бюрократия, что люди попусту теряют время на заседаниях, обсуждая несуразицу, и в это же время заставляют и других тратить свое время впустую. Лирический герой ищет Ивана Ваныча целые сутки, в то время как он обсуждает покупку банки чернил Губкооперативом. Поэт пытается обратить наше внимание на беспощадную глупость бюрократии, в этом смысл его произведения.

    Средства художественной выразительности

    Первое, что бросается в глаза при прочтении – обильное использование канцеляризмов и неологизмов, своим стилем напоминающих канцеляризмы. Они придают стихотворению сатирическое настроение, отражают идею автора. Даже само название стихотворения – «Прозаседавшиеся» — авторский неологизм, представляющий собой нечто среднее между сломом «заседание» и приставки про-, которая выражает негативную оценку действия («промотавшийся», «проигравший»).

    Нельзя не отметить и намеренную гиперболизацию происходящего. Гипербола всегда была и будет одним из главных орудий сатиры. Причины заседаний нарочито нелепы, а то и абсурдны. Маяковский издевается даже над названиями организаций, гиперболизирует нелепость сокращений («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»). Ну и, конечно, своего пика гипербола достигает в кульминации, когда оказывается, что заседавшим пришлось разделиться на части, чтобы быть на двух заседаниях сразу.

    Также поэт использует экспрессивные и яркие эпитеты и метафоры. Так, эпитеты «взъяренный», «дикие (проклятья)» показывают, что терпение героя исчерпано. Метафоры «врываюсь лавиной», «свихнулся разум», «обдают дождем дела бумажные» тоже передают нужные эмоции.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Много своих творений Маяковский посвящал борьбе с бюрократизмом. Одним из них и был стих «Прозаседавшиеся», который был написан в жанре фельетон стихотворной формы, в котором изображено автором обобщающее явление – привычку, которая многим присуща - привычка заседать, которая занимает большое время. С этого и получилось название стихотворения – «Прозаседавшиеся». Название было результатом авторского изменения слова «засидевшиеся», которое неологизмом и стремлением не к чему хорошему не привести, получилось «прозаседавшиеся», что стало не только темой, но и самим отношением автора к нему.

В стихотворении присутствует сюжетная линия, которая раскрывается героем, когда тот пытается встретиться с начальником, но ему никак не удается, ибо тот всё время в зале заседаний с коллегами: «Иван Ваныч на заседании – объединение Тео и Гукона». Но герою необходима встреча с этим человеком и его мытарства затягивается надолго, с момента, когда «чуть ночь превратиться в рассвет» и заканчивается, когда нашему герою виднеется «рассвет ранний». В этом моменте присуща также сатирическое преувеличение: «Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом». Это и есть причиной, почему проводится такое большое количество заседаний, ведь всем очень важны вопросы по проблеме с «покупкой чернил», или те же проблемы с «объединением», то есть Театрального отделения Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Но если б существование этих структур было б подлинно, то для полноценной передачи малопонятных многообразных названий структур автором было использовано обозначение: «Кто в глав, ком, полит, просвет, расходится народ в учреждения». Но не пропустил автор и нотки сарказма: «Взбираюсь на верхний этаж дома, куда пришел Иван Ванычь на заседание а-б-в-г-д-е-ж-з-кома». Такими строками автор, глумясь над сокращениями, использует игру слов, каламбур. В последней сцене очень сильно изображено преувеличение, что придает ей карикатурность: наблюдение героем половины людей, что заседают: «Поневоле раздвоиться. Здесь до пояса, там остальное».

Наблюдая картину этих прозаседавшихся людей, наш герой «свихнулся разумом», мечтая о неосуществимом: «Ещё бы одно заседание относительно всех!».