Олень и черепаха (Кубинская народная сказка). Детские сказки онлайн Сказка олень черепаха краткое содержание

Сказка индейцев арекуна

Однажды ползла Черепаха вдоль берега и повстречала Оленя. Олень посмотрел на нее презрительно и говорит: «Эй ты, коротконогая, давай побежим наперегонки!» - «Что ты! - засмеялась Черепаха. - Разве тебе за мной угнаться!»
Но Олень был уверен в своей победе и, конечно, не поверил Черепахе. «Пусть каждый из нас, - сказал он, - заранее проложит себе путь, и мы побежим». - «Будь по-твоему!»
Олень проложил себе в траве прямую и длинную дорогу. Черепаха же выбрала старую и почти заросшую боковую тропинку. Потом они условились встретиться здесь на следующее утро и разошлись по домам.
Вечером Черепаха созвала всех своих родичей и рассказала им о споре с Оленем. На семейном совете было решено, что черепахи заранее пойдут на место и залягут вдоль всего оленьего пути на некотором расстоянии друг от друга. Если же Олень окликнет Черепаху, то ответит ему та, которая будет к нему ближе всех.
На другой день, рано утром, Черепаха и Олень встретились на условленном месте. Перед тем как начать бег, Олень сказал: «Когда я окликну тебя, ты отвечай. Тогда мы будем знать, кто из нас бежит быстрее». - «Хорошо», - согласилась Черепаха.
И они побежали. Через некоторое время Олень остановился и крикнул: «Коротконогая, где ты?» - «Я тут», - раздалось впереди него.
Олень побежал быстрее. Немного погодя он снова окликнул Черепаху, и опять она отвечала откуда-то спереди. Тогда он припустился быстрее. Он бежал и бежал, но каждый раз слышал возле себя голос Черепахи, который раздавался то спереди, то немного сзади, то совсем рядом.
Олень собрал последние силы и помчался так быстро, как только мог. Наконец он не выдержал и бездыханным свалился на землю, так и не перегнав Черепахи. А на том месте, где он умер, вырос оленник, то самое растение, что помогает охотиться на этих быстроногих животных.

Кубинская народная сказка

Та черепаха, о которой рассказывают сказки, была не только умна и хитра, но также необычайно ловка. Достаточно сказать, что она умела забираться на банановые деревья и там лакомиться спелыми фруктами.

Так вот однажды черепаха нашла прекрасное банановое дерево, на верхушке которого росли гроздья желтых плодов. Не долго думая, она вскарабкалась на него и стала обкусывать бананы и бросать их на землю, чтобы потом унести и съесть.

А дерево это стояло на земле человека, в услужении у которого был ястреб-аура. Огромная птица сидела на верхушке похожего на бутылку дерева сейба и внимательно наблюдала за окружающим. Случилось так, что, когда черепаха взобралась на дерево, ястреба не было - он отлучился поохотиться, но когда вернулся, то сразу заметил - в хозяйском саду творится что-то неладное.

Не успела черепаха сбросить на землю третью гроздь, как зашумели крылья и что-то черное, красное обрушилось на нее с неба. Сильные когти подхватили черепаху, и она стремительно взлетела в воздух. "Кто это мог скогтить меня? - подумала черепаха. - Только у ястреба-аура черное, покрытое перьями тело и красная голова. Это он!"

Послушай, добрая птица, - обратилась она к ястребу, - ты, наверное, хочешь наказать меня за бананы?

Так, - буркнул ястреб, продолжая подниматься все выше и выше.

Мудрая птица, - сказала черепаха, - ты совершенно права, что собираешься предать меня смерти. Воровать чужие бананы это действительно ужасно. Правда, я не виновата, что у меня нет сада и что я больше всего на свете люблю бананы. Я также не виновата, что у твоего хозяина кроме этого дерева есть еще сто деревьев...

Так, - ответил ястреб, высматривая, куда бы швырнуть добычу.

Но я готова помочь тебе и выберу для себя самое ужасное наказание. Ведь твоему хозяину не понравится, если я останусь жива и снова начну наведываться в его сад. У меня есть большая просьба. Внизу под нами я вижу скалы, лес и озеро...

Так... - Ястреб уже кружил, выбирая для черепахи место казни.

Просьба моя в том, чтобы ты бросил меня на скалы.

"Что-то она хитрит! - подумал ястреб. - Полечу-ка я лучше к лесу". И он направился прочь от скал.

Прекрасно! - воскликнула черепаха. - Уж раз не довелось мне падать на камни, то сойдут и деревья. Я очень благодарна тебе. Поскорее разжимай когти!

"Уж больно ты хочешь, голубушка, упасть на лес, - подумал ястреб, - но тебе не провести меня!" И он разжал когти, пролетая над озером.

Когда через несколько дней черепаха снова приползла к банановому дереву, на верхушке дерева сейба никого не было. Хозяин прогнал плохого сторожа. Вот почему красноголовые ястреба-аура до сих пор ненавидят черепах и, если удается, охотятся на них, разбивая пойманных черепах о камни.

Олень и черепаха

В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.

Однажды олень повстречал черепаху.

А, это ты! - Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. - Не хочешь ли поболтать?

Отчего бы и нет, - миролюбиво согласилась черепаха. - А о чем мы будем говорить?

Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?

"Пожалуй, что только самый красивый!" - подумала черепаха и решила проучить оленя.

Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, - сказала она. - Но вот насчет того, что самый быстрый... Откуда ты это взял?

То есть как... - растерялся олень. - Не хочешь ли ты сказать?..

Вот именно, - перебила его черепаха. - Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я - самая медлительная - обгоню тебя. Идет?

Идет!

Олень был вне себя от гнева.

Можешь звать на состязание всех своих родственников, - добавила черепаха.

Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?

Как хочешь.

Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.

На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.

Ты все-таки решил никого не приглашать? - сказала черепаха. - Напрасно, родная кровь в трудную минуту...

Довольно молоть чепуху! - прервал ее олень. - Начнем?

Начнем.

Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.

Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него... ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал - ведь все черепахи на одно лицо! - за свою соперницу.

Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел... черепаху.

Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.

Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.

Что с ним? - удивился кролик. - Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.

Вот и хорошо, - ответила черепаха, - таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный...

Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:

Ага, бредут!.. Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь.

Урок 2 7. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обма­на) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.)

А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.)

Проверьте свои знания.

(Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятель­ной работы, с. 17) с последующей проверкой.)

III. Работа по теме урока

О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

Найдите, какое название дали таким сказкам.

Digitized by Google


(Учитель выставляет табличку.)

Менее древние сказочные истории

Познакомимся с одной из них.

Найдем на карте мира, где располагается эта страна.

Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».)

Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на с. 84-88.)

Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сде­лайте это.

Кто герои этой сказки?

Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».)

Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.)

Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаум­ная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Про­читаем.

(Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.)

Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; бла­городство и великодушие героев.)

Кто умный и хитрый?

А кто благородный и великодушный?

А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.)

Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древ­ней сказочной истории; б) к просто древней сказочной ис­тории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

Докажите свою точку зрения.

Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?


Хитрый план черепахи

Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

Найдите их и зачитайте.

На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.)

Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89.

VI.Рефлексия

Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все по­лучалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг.

VII. Подведение итогов урока

Какой вывод сделали?

Чему же учат менее древние сказки?

Домашнее задание

1. Пересказать сказку (учебник, с. 84-88).

2. Подобрать к ней пословицы (по желанию).

Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок

Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.

Тест

1. Кто герои сказки?

а) собака, кролик, обезьяна;

б) старик, старуха, рыба;

в) черепаха, кролик и удав.

2. Как кролик спасал удава?

а) бросил ему веревку;

б) сбросил в яму ветки;

в) дал ему лапу.

3. Из-за чего у животных вышел спор?

а) удав хотел съесть кролика;

б) кролик не захотел лезть в яму;

в) удав не мог выбраться из ямы.

4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?

а) жадность;

б) хитрость;

в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.

Вспомните, с какими индийскими сказками мы познако­мились на уроках.

Чему они учили людей?

Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)

III. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.

Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хит­рый шакал».)

Предположите по названию, какая это сказка: самая древ­няя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?

Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89-95.)

Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались вы­яснить, есть ли справедливость.)

Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

Миша нашел главные слова в конце, а Маша - ближе к на­чалу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.

(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.

В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;

За благородный поступок героя хотят съесть;

Возникает спор;

Герои обращаются за помощью к третьему лицу;

Спор помогает разрешить хитрый и умный герой;

В конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)

Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго броди­ли человек и тигр...».

О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них - шакал - помог человеку.)

Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

Вам понравился шакал?

Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.

Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благород­ный, бескорыстный, справедливый.)

Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

2. Работа в тетради для самостоятельпой работы

(Выполнение № 11 (с. 22-25).)

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:

Зеленый - ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;

Желтый - есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;

Красный - тебе было трудно.

Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

С какой сказкой вы познакомились?

Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?

Домашнее задание

Первый вариант - пересказать первую часть сказки, второй вариант - пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89-95).

В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.
Однажды олень повстречал черепаху.
— А, это ты! — Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. — Не хочешь ли поболтать?
— Отчего бы и нет, — миролюбиво согласилась черепаха. — А о чем мы будем говорить?
— Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?
"Пожалуй, что только самый красивый!" — подумала черепаха и решила проучить оленя.
— Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, — сказала она.
— Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, — сказала она. — Но вот насчет того, что самый быстрый… Откуда ты это взял?
— То есть как… — растерялся олень. — Не хочешь ли ты сказать?. .
— Вот именно, — перебила его черепаха. — Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я — самая медлительная — обгоню тебя. Идет?
— Идет!
Олень был вне себя от гнева.
— Можешь звать на состязание всех своих родственников, — добавила черепаха.
— Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?
— Как хочешь.
Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.
На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.
— Ты все-таки решил никого не приглашать? — сказала черепаха. — Напрасно, родная кровь в трудную минуту…
— Довольно молоть чепуху! — прервал ее олень. — Начнем?
— Начнем.
Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.
Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него… ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал — ведь все черепахи на одно лицо! — за свою соперницу.
Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел… черепаху.
Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.
Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.
— Что с ним? — удивился кролик. — Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.
— Вот и хорошо, — ответила черепаха, — таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный…
Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:
— Ага, бредут!. . Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь.

Все же приятно читать сказку "Олень и черепаха (Кубинская сказка)" даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Сказка "Олень и черепаха (Кубинская сказка)" читать бесплатно онлайн безусловно необходимо не самостоятельно деткам, а в присутствии или под руководством их родителей.

В лесу, на западной оконечности острова, жил гордый, самолюбивый олень. Он был так горд, что не замечал никого из животных, и так сам любил себя, что если ему и случалось кого-нибудь заметить, то он останавливался и говорил с ним только о себе.
Однажды олень повстречал черепаху.
— А, это ты! — Он снисходительно кивнул головой, увенчанной прекрасными тонкими рогами. — Не хочешь ли поболтать?
— Отчего бы и нет, — миролюбиво согласилась черепаха. — А о чем мы будем говорить?
— Как о чем? Конечно, обо мне. Или ты не знаешь, что я самый красивый, самый умный и самый быстрый в лесу?
«Пожалуй, что только самый красивый!» — подумала черепаха и решила проучить оленя.
— Я согласна с тем, что ты самый красивый и самый умный, — сказала она. — Но вот насчет того, что самый быстрый… Откуда ты это взял?
— То есть как… — растерялся олень. — Не хочешь ли ты сказать?..
— Вот именно, — перебила его черепаха. — Готова побиться о заклад, что, если захочу, даже я — самая медлительная — обгоню тебя. Идет?
— Идет!
Олень был вне себя от гнева.
— Можешь звать на состязание всех своих родственников, — добавила черепаха.
— Не нужны мне никакие родственники! Я сам сумею постоять за себя. Ты не проковыляешь и пяти шагов, как я уже пролечу весь путь! Побежим завтра вокруг озера?
— Как хочешь.
Олень, фыркая от негодования, удалился, а черепаха той же ночью обошла всех своих родичей и каждого пригласила посмотреть, как она будет состязаться с оленем.
На другой день олень и черепаха сошлись на берегу.
— Ты все-таки решил никого не приглашать? — сказала черепаха. — Напрасно, родная кровь в трудную минуту…
— Довольно молоть чепуху! — прервал ее олень. — Начнем?
— Начнем.
Они попросили братца кролика, который грыз неподалеку принесенный с огорода клубень маланги, быть судьей и стали рядом около пенька. Братец кролик сосчитал до трех, махнул пальмовым листом, и олень как ветер сорвался с места, а черепаха, к большому удивлению кролика, проковыляв три шага, вернулась и уселась рядом с ним.
Между тем олень мчался с такой скоростью, что пальмовые стволы мелькали мимо него, как стрелы. Он пробежал четверть пути, как вдруг увидел, что впереди него… ковыляет черепаха! Не успел он обогнать ее, как увидел на половине пути вторую черепаху. И так, куда бы он ни прибегал, он видел черепах, которые спешили на состязание и которых он принимал — ведь все черепахи на одно лицо! — за свою соперницу.
Утомленный, еле передвигая ноги, доплелся он до того места, откуда начинался бег, и там тоже увидел… черепаху.
Она сидела на пеньке и обсуждала с кроликом последние лесные новости.
Побежденный (как он думал) олень понурил от стыда голову и скрылся в лесной чаще.
— Что с ним? — удивился кролик. — Первый раз вижу, чтобы олень вел себя так робко и скромно.
— Вот и хорошо, — ответила черепаха, — таким он мне нравится больше. Сказать правду, красивее и быстрее его в нашем лесу никого нет. Вот только вряд ли он самый умный…
Она посмотрела с пенька вдаль и добавила:
— Ага, бредут!.. Сейчас я познакомлю тебя со своими родственниками. Они не красивы и не очень умны, но в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь.