Проблемы налоговой оптимизации договор дивиденды. Минфин сохраняет схему оптимизации налогообложения дивидендов для «упрощенцев

"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2011, N 3

В период подведения финансовых итогов деятельности компаний за прошедший год, как никогда, актуален вопрос о выплате дивидендов. При кажущейся простоте налогообложения дивидендов сложности могут вызвать определение ответственности источника выплаты и получателя дивидендов, определение границ дивидендов, идентификация прибыли как источника выплаты дивидендов, налогообложение промежуточных дивидендов при отсутствии дохода отчетного года, момент определения налоговой базы.

Под дивидендами понимаются выплаты акционерам (участникам) общества (ст. 102 Гражданского кодекса РФ). Аналогичное определение содержится также в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 42) и Федеральном законе от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. ст. 28, 33). Заметим, что акционерные общества вправе принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям по результатам не только финансового года, но и I квартала, первого полугодия или девяти месяцев. Такое решение принимается общим собранием акционеров (участников) в течение трех месяцев по окончании соответствующего периода, что следует из той же ст. 42 Федерального закона "Об акционерных обществах".

В результате выплаты дивидендов у их получателей возникает доход, а следовательно, и обязанность по уплате налогов с этого дохода.

Содержание понятия "дивиденд", применяемое в целях налогообложения, более широкое, чем в гражданском законодательстве. Согласно ст. 43 Налогового кодекса РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в т.ч. в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим ему акциям (долям) пропорционально его доле в уставном (складочном) капитале этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

Обязанности налогоплательщиков

Налогообложение дивидендов, прежде всего, зависит от того, кем является акционер (участник) - физическим или юридическим лицом. Если получатель - физическое лицо, дивиденды облагаются налогом на доходы физических лиц, если юридическое лицо - то налогом на прибыль.

Однако обязанность по начислению и уплате в бюджет налогов с дохода в виде дивидендов возлагается не на получателей, а на источник выплаты дивидендов, который по отношению к своим акционерам (участникам) выступает в роли налогового агента. Но из этого правила есть исключение. Сумму налога с дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, налогоплательщик - физическое лицо определяет самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов (ст. 214 НК РФ). При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с указанной статьей, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода (при условии, что источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения). Аналогичный порядок действует и в отношении юридических лиц: если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумму налога налогоплательщик определяет самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки. При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранной организации, в том числе через постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации, не вправе уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии с гл. 25 НК РФ, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если иное не предусмотрено международным договором (ст. 275 НК РФ).

Как отмечалось выше, российская организация, выплачивающая организации доход в виде дивидендов и признаваемая в связи с этим налоговым агентом, обязана удержать налог на прибыль с этих доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет. Получателю дивидендов перечисляется сумма дохода за минусом удержанного налога. Полученные за вычетом налога дивиденды включаются обществом в состав внереализационных доходов по п. 1 ст. 250 НК РФ в размере именно полученных, а не начисленных сумм.

Какова же ответственность источника выплаты и получателя дивиденда в случае, если источник дохода - российская организация налог на прибыль из выплаченных обществу дивидендов не удержала и в бюджет его не уплатила?

Что касается источника, то все более или менее понятно - он должен заплатить штраф согласно ст. 123 Налогового кодекса РФ в размере 20% от неудержанного и не перечисленного в бюджет налога. Что же касается получателя - здесь ситуация намного сложнее. Дело в том, что Налоговым кодексом РФ не регламентируется обязанность получателя в этом случае уплатить не удержанный и не уплаченный налоговым агентом налог на прибыль. В отношении НДФЛ аналогичная ситуация Налоговым кодексом РФ предусмотрена. А именно: пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ указывает, что физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, должны самостоятельно удержать и уплатить в бюджет налог, то есть в таком случае обязанным по уплате налога уже становится не налоговый агент, а физическое лицо, которое, соответственно, будет нести ответственность в случае неуплаты налога.

Специалисты считают, что в целях снижения налоговых рисков получателю лучше исчислить и уплатить в бюджет налог, не удержанный налоговым агентом, то есть действовать по аналогии с НДФЛ. Аналогичную точку зрения об обязанности уплачивать получателем налог, не удержанный с дивиденда налоговым агентом, отражают и суды. Например , в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа <1> суд пояснил: "В пункте 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в п. 3 этой нормы. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по уплате лежит на налогоплательщике.

<1> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2004 N А28-7597/2003-323/21.

Следовательно, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. Соответственно, исходя из требований п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, и в отношении уплаты пеней".

Эта точка зрения поддерживается и другими судами <1>: "...из положений статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ее пункта 4, следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу пункта 4 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму".

<1> Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2003 N Ф08-3922/2003-1497А и от 30.10.2007 N Ф08-6899/07-2663А, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.10.2006 N Ф03-А59/06-2/3499.

Таким образом, если организация, выплачивающая дивиденды и выступающая в качестве налогового агента, не удержала налог из выплачиваемого дохода, перечислив сумму дивидендов акционеру (участнику) полностью, то должником перед бюджетом по налогу и пени в такой ситуации является получатель дивидендов.

Определение размера налога

В соответствии с п. 2 ст. 275 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле:

Н = К x С x (д - Д),
н

где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;

С - соответствующая налоговая ставка, установленная пп. 1 и 2 п. 3
н
ст. 284 или п. 4 ст. 224 НК РФ;

д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, что данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.

В соответствии с п. 2 ст. 275 НК РФ общая сумма налога определяется как произведение ставки налога, установленной пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, и разницы между суммой дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде, уменьшенной на суммы дивидендов, подлежащих выплате налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в текущем налоговом периоде, и суммой дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, если данные суммы дивидендов ранее не участвовали в расчете при определении облагаемого налогом дохода в виде дивидендов.

Таким образом, положения п. 2 ст. 275 НК РФ позволяют акционерному обществу уменьшать начисленные акционерам дивиденды на дивиденды, которые были получены самим акционерным обществом.

Однако сложность возникает в определении того, что следует понимать под дивидендами, полученными самим акционерным обществом. Дело в том, что в Налоговом кодексе РФ такое определение отсутствует. По мнению Минфина России и ФНС России, под дивидендами, полученными самим акционерным обществом, следует понимать фактически полученные акционерным обществом дивиденды, то есть без удержанного налоговым агентом налога.

Таким образом, под дивидендами, полученными самим акционерным обществом, можно понимать:

  • дивиденды, которые были фактически получены акционерным обществом (без удержанного налоговым агентом налога);
  • дивиденды, которые фактически причитались акционерному обществу (с удержанным налоговым агентом налогом).

По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 29.10.2010 <1>, при определении показателя Д учитываются только дивиденды, полученные налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, по отношению к периоду, в котором налоговым агентом распределяются дивиденды. В связи с этим дивиденды, полученные налоговым агентом ранее предыдущего налогового периода, при расчете показателя Д не учитываются. Например , при распределении дивидендов в 2010 г. при осуществлении расчета, предусмотренного п. 2 ст. 275 НК РФ, налоговый агент вправе учесть дивиденды, полученные в 2010 и 2009 гг.

<1> Письмо Минфина России от 29.10.2010 N 03-03-06/2/187.

Ставки налога

С дивидендов, выплаченных физическим лицам, налог удерживается по ставке:

9% - если получатель является налоговым резидентом РФ;

15% - если получатель является нерезидентом.

С организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской федерации, налог удерживается по двум ставкам - 0 и 9%. В общем случае применяется ставка 9%. Применение же льготной ставки 0% возможно только при соблюдении определенного условия, а именно: на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней должна непрерывно владеть на праве собственности не менее чем 50-процентной долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды. Если получатель дивидендов - иностранная компания, налог с нее удерживается по ставке 15%.

Порядок налогообложения дивидендов

При кажущейся простоте налогообложения дивидендов установленный порядок не свободен от целого ряда проблем. И первой в этом ряду стоит определение границ дивидендов. Известно, что источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения. Однако дивидендом в целях налогообложения признается не любая выплата акционерам (участникам) организаций, а только та, которая рассчитывается пропорционально их долям в уставном (складочном) капитале этой организации. Таким образом, рамки дивидендов строго ограничены размером доли акционера.

Гражданское законодательство не запрещает распределение прибыли между участниками общества в порядке ином, чем пропорционально их долям (если это установлено решением общего собрания участников общества) <1>. Тем не менее в целях налогообложения такие выплаты дивидендами не признаются. В этом, в частности, проявляется относительная обособленность норм налогового права от гражданского.

<1> Пункт 2 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Письмо Минфина России от 30.01.2006 N 03-03-04/1/65.

Выплаты участнику, произведенные сверх сумм, рассчитанных пропорционально его доле в обществе, расцениваются как выплата за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Следовательно, в части превышения над размером дивиденда налог должен взиматься не по льготной "дивидендной" ставке, а по более высокой общей ставке (13 и 20% для физических и юридических лиц соответственно) <1>. Эта позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 10.04.2008 N 4537/08, а также Постановлениями региональных арбитражных судов <2>.

<1> Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-03-06/1/366.
<2> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А44-2409/2005-7, ФАС Уральского округа от 12.12.2007 N Ф09-10292/07-С2, ФАС Поволжского округа от 08.07.2008 N А55-16023/07.

Не соответствует определению дивидендов и доход, полученный в результате распределения добавочного капитала организации. Следовательно, он тоже подлежит налогообложению в общем порядке по ставке 20% по налогу на прибыль <3>.

<3> Письмо УФНС по г. Москве от 03.07.2008 N 20-12/063191@.

Кроме того, Налоговый кодекс содержит перечень выплат, не признаваемых дивидендами (п. 2 ст. 43 НК РФ). В частности:

  • выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие его взноса в уставный (складочный) капитал организации;
  • выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
  • выплаты некоммерческой организации на осуществление ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Напомним, что дивиденды выплачиваются только в период деятельности организации. При ликвидации организации выплачиваемые акционеру (участнику) суммы, не превышающие его взноса в уставный (складочный) капитал организации, не только не признаются дивидендами, но и вообще не облагаются налогом на прибыль (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Поэтому для того, чтобы признать выплаты в пользу организации дивидендами, необходимо учитывать следующие условия.

  1. Выплаты должны осуществляться за счет прибыли, остающейся после налогообложения.
  2. Выплаты должны производиться пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале организации.

Идентификация прибыли

Существенной проблемой, возникающей при налогообложении дивидендов, является идентификация прибыли как источника выплаты дивидендов. Согласно ст. 43 НК РФ дивиденды выплачиваются за счет прибыли, остающейся после налогообложения, то есть чистой прибыли общества. Вопрос же заключается в том, какую конкретно прибыль считать источником выплаты дивидендов: только отчетного года или также нераспределенную прибыль прошлых лет?

Ранее Минфин России считал, что дивиденды могут быть начислены и выплачены за счет чистой прибыли только отчетного года. Нераспределенная же прибыль прошлых лет является составной частью капитала организации и представляет собой остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год после принятых решений о ее использовании (направление в резервы, образуемые в соответствии с законодательством или учредительными документами, на покрытие убытков, на выплату дивидендов и пр.) <1>. Однако судебная практика допускала выплату дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет при отсутствии чистой прибыли по итогам отчетного года <2>. Аналогичного мнения традиционно придерживается УФНС России по г. Москве <3>. В Письме от 18.05.2007 <4> Минфин России признал, что в соответствии со ст. 43 НК РФ начисление дивидендов возможно за счет прибыли прошлых лет, остающейся после налогообложения. Да и более поздняя арбитражная практика также свидетельствует о возможности выплаты дивидендов из прибыли прошлых лет. Вывод суда однозначен: нераспределенная прибыль без учета решения о выплате дивидендов является чистой прибылью.

<1> Письмо Минфина России от 23.08.2002 N 04-02-06/3/60.
<2>
<3> Письма УФНС по г. Москве от 14.11.2006 N 20-12/100249 и от 11.09.2008 N 28-11/085977.1.
<4> Письмо Минфина России от 18.05.2007 N 03-08-05.

К данной проблеме тесно примыкает другая - налогообложение выплат за счет резервного фонда при отсутствии у источника выплат дохода по итогам работы. В такой ситуации выплаты дивидендов по обычным акциям не осуществляются, а по привилегированным ценным бумагам дивиденды формируются из денежных средств резервного фонда. Но будут ли выплаты за счет резервного фонда считаться дивидендами с правом применения льготной ставки 9%? Да, будут, так как источником выплат дивидендов для акционерных обществ являются и чистая прибыль, определяемая по правилам бухгалтерского учета, и резервный фонд, созданный для этих целей. Но это касается только акционерных обществ. Источником выплаты дивидендов для обществ с ограниченной ответственностью может быть только чистая прибыль, определяемая по данным бухгалтерской отчетности.

Итак, выплате дивидендов и, соответственно, применению льготных ставок в той или иной мере препятствует получение убытка по данным бухгалтерского учета. А как быть компании, у которой убыток образовался только в налоговом учете при наличии бухгалтерской прибыли?

Налоговые органы нередко доначисляют налоги, если компания осмелилась применить пониженную ставку налога на дивиденды. По мнению налоговой инспекции, компания, получив убыток по итогам деятельности за рассматриваемый год, не вправе квалифицировать произведенные ею выплаты как дивиденды и облагать их налогами по пониженной ставке. Однако с таким подходом не согласны судьи. Подобное дело рассматривалось коллегией судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которая своим Определением от 01.04.2010 <1> отказала налоговой инспекции в передаче дела в Президиум ВАС РФ. Как установлено судами всех инстанций, общество, имея положительный финансовый результат по данным бухгалтерского учета, при исчислении налога на прибыль в соответствии с показателями налогового учета задекларировало убыток. Расхождение при определении результатов деятельности по данным бухгалтерского и налогового учета возникло из-за различий в нормативном регулировании вопроса, касающегося определения момента признания отдельных видов расходов для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Таким образом, у общества по данным бухгалтерского учета имелась чистая прибыль, распределяя которую в пользу учредителей, оно правомерно удержало налог по пониженной ставке. Аналогичное мнение было высказано Минфином России, по мнению которого убыток в налоговом учете не является препятствием для выплаты дивидендов.

<1> Определение ВАС от 01.04.2010 N ВАС-2878/10.

Налогообложение промежуточных выплат

Любая компания может осуществлять выплаты участникам (акционерам) как годовых, так и промежуточных дивидендов (на основании итогов работы за три месяца, полгода или девять месяцев). Но возникает проблема, связанная с налогообложением: можно ли считать промежуточные выплаты дивидендами и возможно ли применение к ним льготной дивидендной ставки? Налоговые органы нередко придерживались следующей точки зрения: авансовые платежи по налогу на прибыль налогом не признаются, значит, прибыль после налогообложения определяется только по окончании года. Таким образом, по итогам квартала выплачиваются не дивиденды, а авансовые платежи, к которым необходимо применять обычную ставку налога (по НДФЛ в размере 13%, по налогу на прибыль - 20%). К счастью, у судов на этот счет другое мнение. Статья 43 НК РФ не предусматривает периодичность выплат дивидендов в качестве основного признака дивиденда <1>. Кроме этого, промежуточные дивиденды, как и дивиденды по итогам года, являются выплатой акционерам в связи с участием в акционерном обществе, и этот признак не меняется в зависимости от времени распределения или порядка расчета такого дохода.

<1> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2005 N А33-26614/04-С3-Ф02-3800/05-С1.

Особую проблему представляет налогообложение промежуточных дивидендов при отсутствии дохода отчетного года. Если организация закончила год с убытком, выплаченные участникам суммы в целях налогообложения дивидендами не признаются, что следует из ст. 43 НК РФ. Позиция налогового органа по этому вопросу выражена в Письме от 19.03.2009 <1>. По мнению ФНС, если по итогам налогового периода у налогоплательщика образовался убыток по данным бухгалтерской отчетности, промежуточные дивиденды (выплаченные по итогам I квартала, полугодия или девяти месяцев) не могут рассматриваться для целей налогообложения прибыли как дивиденды по результатам этого налогового периода. В этом случае доходы акционеров-организаций должны быть включены в состав внереализационных доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ), а для физических лиц указанные выплаты признаются доходом, облагаемым НДФЛ по ставке 13% на основании п. 1 ст. 224 НК РФ. Следовательно, общество, выплачивающее дивиденды, должно пересчитать налог на прибыль и НДФЛ, ранее исчисленные с промежуточных выплат акционерам (участникам), с применением обычных ставок этих налогов. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина России <2>, а также в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2008 <3>.

<1> Письмо ФНС России от 19.03.2009 N ШС-22-3/210.
<2>
<3> Постановление ФАС Северо-Западного суда от 10.10.2008 по делу N А66-1084/2008.

Если компания все же получила прибыль, но размер выплаченных промежуточных дивидендов больше суммы чистой прибыли по итогам года, то разница между этими величинами, по мнению Минфина России <4>, признается доходом акционера (участника), который облагается налогом на прибыль по общей ставке (13 или 20% соответственно).

<4> Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-03-06/1/721.

Момент определения налоговой базы

О моменте определения налоговой базы сложились две точки зрения.

Есть судебное решение, в котором указано, что налоговая база определяется на момент фактической выплаты дивидендов <1>. Суд указал, что, применяя ст. 275 НК РФ при исчислении налога на прибыль, следует исходить из даты фактической выплаты денежных средств, а не из даты принятия собранием акционеров решения о распределении размера дивидендов. Аргументировал суд свое решение так. Согласно пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ (дата определения доходов при методе начисления) для доходов от долевого участия в деятельности других организаций (дивидендов) датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Для целей исчисления НДФЛ датой получения дохода в денежной форме является день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2008 N Ф04-1693/2008(1947-А27-15).

В то же время другие специалисты считают, что налоговая база определяется на момент принятия решения о выплате дивидендов, а факт выплаты дивидендов влияет только на срок представления декларации <1>. Авторы все же полагают, что более правильной и соответствующей Налоговому кодексу РФ является первая точка зрения.

<1> Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль.

При выплате дивидендов компании нередко допускают ошибки, которые препятствуют применению налоговых льготных ставок. И одной из таких ошибок является выплата дивидендов на основании приказа руководителя общества при отсутствии письменного решения учредителей. Как уже отмечалось, решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров (для АО) или общим собранием участников общества (для ООО). Следовательно, приказа руководителя о выплате дивидендов явно недостаточно. Необходимо составить решение или протокол собрания учредителей о распределении прибыли. Если такого документа нет, выплаты облагаются по ставке 13 и 20%, а не по льготной ставке, действующей для дивидендов.

Л.Г.Баранова

Подробности Опубликовано: 26 Ноябрь 2012

Схема с использованием дивидендов – удобный инструмент для налогового планирования.

Тем не менее, не следует забывать, что грань между уходом от налогов и оптимизацией налогообложения очень невелика и есть риск признания любой из используемых схем незаконной. В данной статье мы рассмотрим несколько основных вариантов снижения налоговой нагрузки при помощи выплаты дивидендов.

Когда дивиденды не облагаются налогами

Нулевая ставка налогообложения применяется к доходам, полученным российской компанией в виде дивидендов в нескольких случаях.

  1. Российская фирма в течение не менее года до принятия решения о выплате дивидендов непрерывно владеет долей в размере от 50% в уставном капитале компании, выплачивающей дивиденды.
  2. Российская компания владеет депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее 50% от общей суммы выплачиваемых дивидендов.
  3. Если дивиденды выплачиваются иностранной компанией, не состоящей в списке оффшоров Минфина РФ от 13.11.2007 г.

Схема № 1: Работник получает часть зарплаты в виде дивидендов от российской фирмы

Данная схема позволяет избежать отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования в соответствии с п. 3 ст. 236 и п. 1 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 224 Налогового кодекса РФ при такой схеме снижается ставка НДФЛ с 13% до 9%.

Однако при использовании такой схемы следует учитывать несколько нюансов.

  • Дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, поэтому они не включаются в расходы при расчете налога на прибыль. Выплата дивидендов осуществляется по итогам года или по итогам квартала.
  • Прибыль распределяется пропорционально долям участников, иначе она не может быть признана дивидендами.
  • Контролирующие органы могут выявить использование дивидендной схемы для получения необоснованной налоговой выгоды при низком уровне зарплат и крупных выплатах дивидендов.

В связи с наличием подобных рисков на практике довольно широко распространена следующая схема. Фирма, выплачивающая сотрудникам дивиденды, переводится на упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы». Таким образом, компания освобождается от ЕСН, налога на прибыль, имущество и НДС в соответствии с п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ, и уплачивает единый налог в размере 6% с оборота, а также взносы в Пенсионный фонд в размере 14%.

При переходе на «упрощенку» при выплате части зарплаты в виде дивидендов возможно уменьшение налоговой нагрузки на 12%.

Но в соответствии с российским законодательством перейти на упрощенную систему налогообложения могут далеко не все компании. В том случае, если фирма крупная, имеет место схема с созданием дополнительной фирмы на «упрощенке», которая может оказывать основной компании, допустим, консалтинговые услуги. Акции этой компании приобретаются сотрудниками основной за символическую плату, благодаря чему зарплата делится на две части: одну работник получает в виде зарплаты, другую – в виде дивидендов. В этом случае происходит снижение налогов на 24%.

Дивидендные схемы являются не только эффективным инструментом для оптимизации налогообложения, но и хорошей мотивацией для сотрудников, так как участие в капитале компании стимулирует к более ответственному выполнению своих обязанностей и более эффективной работе.

Одним из существенных минусов предложенных схем является риск увольнения работника, который является и акционером компании. При увольнении невозможно потребовать вернуть акции назад, об этом свидетельствуют п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ. Поэтому необходимо заранее продумать механизм возврата акций, например, через заключение с работником соответствующих соглашений.

Еще одним минусом такой схемы является обязательство выплаты одинаковых вознаграждений в виде дивидендов всем сотрудникам, участвующим в схеме. Если размер заработной платы можно регулировать в соответствии с занимаемой должностью и качеством выполнения служебных обязанностей, то дивиденды для всех должны быть одинаковыми. Поэтому подобные схемы обычно применяются только для топ-менеджеров компании.

Приведенные дивидендные схемы соответствуют действующему законодательству, но с их использованием могут возникнуть проблемы в том случае, если заработная плата сотрудников окажется ниже МРОТ, или же если контролирующие органы выявят факт, что работники являются номинальными акционерами.

Схема № 2: Выплата дивидендов через компанию, зарегистрированную в оффшорной зоне

Для использования данной схемы нередко используются кипрские оффшорные компании . Суть схемы заключается в том, что работники российской фирмы становятся акционерами иностранной компании, зарегистрированной в оффшоре или в низконалоговой юрисдикции.

В соответствии с п. 4 ст. 224 Налогового кодекса РФ дивиденды, получаемые российскими сотрудниками, будут облагаться НДФЛ по пониженной ставке, размер которой устанавливается международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Еще один важный момент заключается в том, что оффшорные компании не контролируются российским законодательством, поэтому с точки зрения налоговой такая схема абсолютно чиста.

Недостатком такой схемы является необходимость самостоятельной декларации доходов сотрудником и выплаты НДФЛ. Кроме того, использование оффшоров не решает проблем, обозначенных выше: возврата акций при увольнении сотрудника и необходимости выплаты одинаковых сумм всем сотрудникам.

Если сравнивать существующие схемы оптимизации налогообложения заработной платы, использование дивидендов является одним из самых надежных и наиболее законных способов, отличающимся минимальными рисками.

На вопрос слушателей по поводу документального подтверждения, необходимого организации при проведении зачета налога, Алексеева А.П. пояснила, что в соответствии с требованиями п. 3 ст. 311 НК РФ, к специальной налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации.

Для налогов, удержанных налоговыми агентами в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором, такими документами могут служить справка или подтверждение в иной форме от налогового агента об удержании налога у источника выплаты.
Для налогов, уплаченных самой российской организацией , документы, заверенные налоговым органом соответствующего иностранного государства.

В налоговом законодательстве отсутствует конкретный перечень документов, подтверждающих реальную уплату налога или факт его удержания в иностранном государстве.

Так, если сумма налога удержана налоговым агентом, таким документом может быть письмо от зарубежной компании — агента . Оно должно быть заверено подписью уполномоченного лица и печатью, и к нему следует приложить платежный документ об уплате налога.

Если же организация платила налоги сама, это могут быть копии платежных поручений, свидетельствующих об уплате, а также подтверждение налоговиков иностранного государства о фактическом поступлении налога в бюджет этого государства.

Кроме того, указала Алексеева А.П., организации необходимо предоставить в налоговые органы выписку из законодательного акта иностранного государства, в соответствии с которым с нашей организации удержали определенный налог. Для чего это нужно? Это необходимо для того, чтобы налоговая инспекция могла идентифицировать этот налог и полученный доход и приравнять его к налогу на прибыль.

Данный документ должен быть составлен на языке оригинала с указанием названия, номера и даты этого закона, а также названия налога. Помимо этого, к нему должен прилагаться его перевод на русский язык.

Однако на практике налоговые органы при рассмотрении вопроса о возможности проведения процедуры зачета суммы налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве, кроме документов, перечисленных в пункте 3 статьи 311 НК РФ, запрашивают дополнительные документы, необходимые им для проведения зачета налогов.

Так, при осуществлении российской организацией зачета сумм налога, уплаченных на территории иностранного государства в связи с деятельностью постоянного представительства российской организации, российским налоговым органом могут запрашиваться документы, подтверждающие виды и величину полученных доходов, виды и размер произведенных расходов, а также регистры налогового учета .

Если какие-либо из представленных для проверки документов будут составлены на иностранных языках, организации необходимо позаботиться о переводе данного документа на русский язык, а также заверить его нотариально.

При проведении зачета налоговая инспекция может запросить:
1) копии договоров (контрактов), на основании которых российской организации выплачивался доход;
2) копии актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
3) копии платежных поручений, подтверждающих уплату налогов в бюджет иностранного государства и др.

С 1 января 2008 г. ст. 311 НК РФ дополнена пунктом 4, который касается российских организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом и получающих доходы от источников в иностранных государствах. С 1 января 2008 г. авансовые платежи и налог на прибыль с таких доходов российских организаций уплачиваются по месту нахождения головной организации. В тот же налоговый орган представляются расчеты по налогу на прибыль и налоговые декларации.

Продолжая разговор на тему зачета иностранного налога, Алексеева А.П пояснила слушателям, что организации—налогоплательщики, которые получают дивиденды от иностранной организации (в том числе через ее постоянное представительство в России), вправе уменьшить сумму налога на прибыль, рассчитанную согласно правилам гл. 25 НК РФ, на величину налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, только в том случае если имеется соглашение во избежание двойного налогообложения между государствами. Это определено в п. 1 ст. 275 Налогового кодекса РФ.

Перечень международных договоров РФ во избежание двойного налогообложения, действующих на 1 января 2008 г., приведен в Письме ФНС России № ШТ-6-2/219@ от 25. 03. 2008 г.

Таким образом, зачет сумм налога по доходам в виде дивидендов, уплаченных в иностранном государстве, может быть предоставлен, если Россия и иностранное государство заключили соглашение, содержащее соответствующие положения.

Определение «дивидендов» для целей налогообложения дано в ст. 43 Налогового Кодекса РФ, согласно которому «дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств».

Не признаются дивидендами:
1) выплаты акционеру (участнику) при ликвидации организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса акционера (участника) в уставный капитал;
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой организации на ведение ее основной деятельности (не связанной с предпринимательской), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

Если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, то согласно п. 1 ст. 275 НК РФ, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 284 НК РФ.

Таким образом, российская организация, получившая дивиденды от иностранной организации, и должна самостоятельно определить сумму налога с полученных дивидендов и перечислить его в бюджет. С 2008 г. в отношении дивидендов, полученных от иностранной организации, применяются налоговые ставки 0% или 9%.

Нулевая налоговая ставка применяется, если одновременно выполняются следующие условия:
1) на день принятия решения о выплате дивидендов получатель дивидендов в течение не менее 365 дней непрерывно владеет:
а) не менее чем 50%-й долей в уставном капитале выплачивающей дивиденды иностранной организации;
б) депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых иностранной организацией дивидендов;
2) стоимость приобретения доли или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн. рублей;
3) иностранная организация, выплатившая дивиденды, не зарегистрирована в государстве или на территории, признаваемой оффшорной зоной. Перечень таких государств и территорий утвержден Минфином России (п. 3 ст. 284 НК РФ, Приложение к Приказу Минфина России № 108н от 13. 11. 2007 г.).

В настоящее время определен перечень документов, необходимых для подтверждения права на применение налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций. В налоговые органы налогоплательщики обязаны предоставить:
1) документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов;
2) сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права.

Доходы от долевого участия (дивиденды) согласно п. 1 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в РФ.

Пример.
Филиал организации, расположенный за пределами РФ, распределил дивиденды в пользу своей головной компании в размере 50 000 евро. Предположим, что между государствами отсутствует международное соглашение во избежание двойного налогообложения. Рассчитаем сумму налоговых обязательств организации. Ставка налога с дивидендов в России — 9%, следовательно, сумма налога составит — 4 500 евро (50 000 евро × 9%).

А если соглашение во избежание двойного налогообложения имеется, что же необходимо знать организации, получающей дивиденды из-за рубежа и как провести зачет налога?

Алексеева А.П. пояснила слушателям:
1) льготная ставка, установленная в налоговом соглашении для налогообложения в стране — источнике дохода, может зависеть от степени участия российской организации в капитале иностранной компании.

Данное обстоятельство влияет на порядок исчисления максимальной суммы налога по дивидендам, которую можно принять к зачету;

2) российской организации для применения пониженной налоговой ставки, установленной в налоговом соглашении, предварительно придется получить в налоговом органе по месту своей регистрации подтверждение (справку) своего резидентства в России.

Раньше юридическим лицам такие справки выдавало Управление информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России. Начиная с 18 февраля 2008 г., в соответствии с Информационным сообщением ФНС от 26. 02. 2008 г., которым утвержден порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации, выдачу справок о наличии такого статуса осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС.

Организация должна представить в ФНС: заявление в произвольной форме; копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве; копии свидетельств о постановке на учет в налоговом органе и о внесении записи в ЕГРЮЛ. Статус налогового резидента РФ налоговики должны подтвердить в течение 30 календарных дней со дня поступления всех необходимых документов. При этом справка может быть выдана не только за текущий календарный год, но и за предыдущие годы — при условии наличия документов, соответствующих запрашиваемому периоду;

3) для применения зачета по уплаченным за рубежом суммам налога в российские налоговые органы необходимо представить специальную налоговую декларацию и приложить к ней соответствующие документы.

Правила зачета для получаемых организацией дивидендов из-за рубежа таковы: сумма налога, исчисленная и уплаченная по законодательству иностранного государства, вычитается из суммы налога, исчисленного по российским ставкам и обязательного к уплате в России, но в пределах российской ставки.

Пример.
Филиал организации, расположенный в Австралии, распределил дивиденды в пользу своей головной компании в размере 500 000 рублей. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии во избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 7 сентября 2000 г., установлено, что дивиденды могут облагаться налогом по ставке 5%.

Сумма налога с дивидендов в размере — 25 000 рублей (500 000 × 5%) была удержана при их выплате.
В целях зачета сумм налога, уплаченного в иностранном государстве (Австралии), российская организация представила в налоговый орган по месту своей постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации.




Сумма налога, уплаченная в Австралии, составляет 25 000 руб.
Следовательно, организация должна заплатить налог в российский бюджет в размере 20 000 руб. (45 000 руб. - 25 000 руб.).

Если сумма налога, исчисленная и уплаченная в иностранном государстве, больше суммы налога, исчисленного по российским ставкам и обязательного к уплате в России, то зачет не производится.

Пример.
Филиал организации, расположенный в Индии, распределил дивиденды в пользу своей головной компании в размере 500 000 рублей. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия во избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 25 марта 1997 г. ставка дивидендов, взимаемая при их выплате, составляет — 10%.
Сумма налога с дивидендов, в размере 50 000 рублей (500 000 × 10%), была удержана при их выплате.

Рассчитаем сумму налоговых обязательств.
Ставка налога в России по полученным дивидендам (без учета международных договоров) составляет 9%:
500 000 руб. × 9 % = 45 000 руб.
Сумма налога, уплаченная в Индии составляет 50 000 рублей.
Следовательно, организация провести зачет не сможет.

А если организации, получающие дивиденды из-за рубежа переведены на уплату УСН? Имеют ли они право на проведение зачета?

Налоговый кодекс РФ не предоставляет таким организациям право на проведение зачета налогов, уплаченных за границей. Отвечая на вопросы налогоплательщиков, Минфин РФ в своем письме от 13 апреля 2005 г. № 03-03-02-04/1/97 «О налогообложении дивидендов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения» сообщил следующее:

«В соответствии со ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в т.ч. в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Объектом налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 346.15 Кодекса, доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются организациями в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в указанных статьях Кодекса (249 и 250) есть ссылки на другие статьи главы 25 Кодекса, нормы этих статей могут учитываться при упрощенной системе налогообложения в том случае, если они не противоречат другим положениям главы 26.2 Кодекса.

Таким образом, в том случае, если получателем доходов в виде дивидендов является организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, во избежание двойного налогообложения такие доходы не должны облагаться налогом у источника выплаты доходов (дивидендов).

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что согласно п. 10 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России № БГ-3-02/585 от 29. 12. 2001 г., по строке 010 расчета налога на прибыль указывается сумма дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде по решению собрания акционеров (участников), в том числе суммы дивидендов, подлежащих выплате организациям — плательщикам налога на прибыль, выплате акционерам (участникам), не являющимся плательщиками налога на прибыль, в частности, паевым инвестиционным фондам, не являющимся юридическими лицами, и организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, выплате физическим лицам — резидентам Российской Федерации, иностранным организациям и физическим лицам — нерезидентам Российской Федерации.

Следовательно, вся сумма полученных дивидендов будет включена организацией — плательщиком УСН во внереализационные доходы .

Приказом МНС России № БГ-3-23/709@ от 23 декабря 2003 г. утверждена форма декларации и Инструкция по порядку ее заполнения для компаний, уплативших налоги в иностранный бюджет. Налоговая декларация предоставляется организацией по месту постановки на учет российской компании в любом налоговом периоде и независимо от времени уплаты денежных средств за границей. Единственное условие — она должна быть подана одновременно с декларацией по прибыли, сумма к уплате по которой и будет уменьшена на «иностранный» налог.

На основании ст. 311, 250 Налогового Кодекса РФ, а также Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина России № 24н от 07. 02. 2006 г., по строке 020 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, отражается общая сумма внереализационных доходов , учтенных налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период в соответствии со ст. 250 НК РФ (в которую также подлежит включению совокупная сумма дивидендов, полученных российской организацией от источника в иностранном государстве).

Также общая сумма доходов в виде дивидендов, источником которых является иностранная организация, для целей определения суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в РФ, отражается в специальном листе налоговой декларации по налогу на прибыль российской организации (строка 010 листа 04).
Так как дивиденды облагаются налогом по иной ставке, они подлежат исключению из суммы налоговой базы, облагаемой по ставке 24%, и показываются по строке 070 листа 02 «Доходы, исключаемые из прибыли, отраженной по строке 060 листа 02 налоговой декларации», и отражаются по строке 010 листа 04 НД.
По строке 050 листа 04 налоговой декларации отражается сумма налога с дивидендов, выплаченная российской организацией на территории иностранного государства и засчитываемая в уплату налога на прибыль в РФ согласно специальной декларации (расчета), принятой налоговым органом.

К специальной налоговой декларации организация должна приложить документы, подтверждающие реальную уплату налога или факт его удержания в иностранном государстве.

Однако Налоговое законодательство не регламентирует, какими именно документами подтверждается факт удержания налога налоговым агентом. Поэтому организация может представить любой документ, подтверждающий факт удержания налога налоговым агентом.

Мнение Минфина России по данному вопросу изложено в Письме № 03-08-05 от 26 января 2005 г., в соответствии с которым:

«Согласно ст. 311 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в России. По налогам, удержанным в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договорам налоговым агентом и предъявляемым к зачету в России, необходимо предоставить подтверждение налогового агента об уплате (удержании) налога за пределами Российской Федерации.
По нашему мнению, таким документом может служить, в частности, письмо от организации — налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью с приложением платежного поручения налоговому агенту, банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника (с отметкой « исполнено»)».

Алексеева А.П. обратила внимание слушателей и на то, что зачет уплаченного налога за рубежом не предоставляется организациям в следующих случаях:

1) если источником выплаты дивидендов является иностранная организация — резидент государства, с которым у РФ отсутствует соглашение во избежание двойного налогообложения;

2) если суммы доходов, выплачиваемые за рубежом, не подлежали налогообложению в этом иностранном государстве, в соответствии с положениями международного налогового соглашения, заключенного РФ с иностранным государством (источником выплаты дохода российской организации);

3) если работы (услуги) для иностранной организации оказывались (предоставлялись) российской организацией на территории России, несмотря на то, что источник выплаты — иностранная организация.

В случае если по соглашению с иностранным государством доходы российской организации по договору облагаются на российской территории, а налог с них был удержан за рубежом при выплате дохода, права на зачет организация не имеет. Но так как удержание в этом случае незаконно, российская организация должна обратиться к представителям налоговых структур иностранного государства с требованием вернуть излишне удержанный налог.

Процедура возврата налога может быть осуществлена только в иностранном государстве, в котором произошло налогообложение доходов российской организации, и в соответствии с порядком, установленным внутренним налоговым законодательством иностранного государства, и конкретным международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Однако возврат суммы налога, удержанного с доходов российской организации на территории иностранного государства возможен, если:

1) международным договором предусмотрен льготный режим налогообложения в отношении конкретных видов доходов, полученных российской организацией от источников за пределами РФ;

2) российская организация получила доход (с которого был удержан налог) от источников или в связи с осуществлением деятельности в иностранном государстве, с которым у РФ заключен и действует международный договор, регулирующий вопросы налогообложения;

3) российская организация предоставит в соответствующий налоговый орган иностранного государства, который будет осуществлять процедуру возврата налога, подтверждение своего постоянного местопребывания в РФ.

Если положениями соответствующего международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, предусмотрена нулевая ставка в отношении конкретного вида дохода, выплаченного российской организации, а налог с этих доходов был удержан, то возврат налога производится в полной сумме.

Также в полной сумме производится возврат удержанного налога, если положениями соглашения во избежание двойного налогообложения предусмотрено налогообложение доходов, выплаченных российской организации только в стране постоянного местопребывания (стране резидентства) получателя дохода (российской организации), то есть, только в Российской Федерации.

Если положениями соответствующего международного договора, регулирующего вопросы налогообложения, предусмотрен предельный уровень возможного налогообложения (пониженная ставка) в отношении конкретного вида дохода , выплаченного российской организации, а налог был удержан полностью в соответствии с законодательством иностранного государства, то возврат производится в сумме излишне уплаченного налога.

Возврат налога, излишне удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве, с которым у РФ заключено и действует соглашение во избежание двойного налогообложения, производится налоговым органом иностранного государства на основании предоставленных документов. Перечень конкретных документов устанавливается внутренним налоговым законодательством иностранного государства.

Статья подготовлена по материалам семинара «Зачет иностранного налога при расчете налога на прибыль российских организаций, взаимодействующих с иностранными организациями и (или) осуществляющих деятельность за пределами РФ. Налогообложение иностранной организации от источников в РФ», организатор компания «Основы Вашего бизнеса».

Материалы семинара анализировала Панова З.Е.

Стремление компаний любой ценой снизить свои налоговые обязательства порождает на практике много вопросов. А именно: как сделать это законным способом? Одним из таких является "офшорный" метод налогового планирования. Основой данного метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.
Необходимо различать такие понятия, как "уклонение от налогообложения" и "правомерная налоговая оптимизация", к которой относится "офшорный" метод налогового планирования. Уклонение от налогов - это нарушение законодательства, а в отдельных случаях и уголовное преступление. Однако к "офшорному" методу налогового планирования это отношения не имеет, так как для целей оптимизации налогообложения в этом случае используются компании, зарегистрированные в различных странах, действующие в безналоговом или низконалоговом режиме.

Остановимся на наиболее распространенных схемах, используемых компаниями для минимизации своего налогообложения.

Базовый принцип налогового планирования с использованием офшорных компаний можно сформулировать следующим образом: доходы от деятельности компаний, расположенных в различных географических зонах, поступают в офшорную компанию (центр прибыли), которая находится в выгодной с налоговой точки зрения юрисдикции. Офшорные компании могут выступать в качестве разного рода посредников, участников финансовых операций, на их банковских счетах аккумулируются полученные доходы.

Типичной схемой налогового планирования является использование лицензионных договоров. В соответствии с п. 1 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) - предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

В настоящее время очень распространенной является ситуация, когда одна компания (чаще всего зарубежная) предоставляет другой право использовать объекты интеллектуальной собственности за определенную плату (роялти).

Для того чтобы минимизировать налогообложение, правообладателем объекта интеллектуальной собственности должна быть компания, зарегистрированная в низконалоговой юрисдикции.

Рассмотрим на примере.
Пример. A заключила лицензионный договор с организацией B, зарегистрированной в государстве, с которым у Российской Федерации подписано соглашение об избежании двойного налогообложения (например, на Кипре). Организация B передает по сублицензионному договору российской фирме C право пользования нематериальными активами. Фирма C в соответствии с заключенным сублицензионным договором выплачивает роялти в пользу организации B, которая, в свою очередь, выплачивает роялти по лицензионному договору компании A.

Выбор участников сделки обусловлен тем, что между РФ и Кипром заключен Международный договор об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которым налоговая ставка по выплачиваемым роялти составляет 0%. Лицензионные платежи (роялти) в полном объеме будут списаны на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль у российской фирмы. Организация B, расположенная на Кипре, получив доход, уменьшает его на сумму лицензионных платежей и, следовательно, также минимизирует полученную прибыль.

Эта же схема может применяться и для перечисления дивидендов организации-учредителю, зарегистрированной в офшорной зоне, так как дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. в составе расходов при налогообложении не учитываются роялти в полном объеме, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации.

Если иностранная организация является резидентом одного из государств, с которым у Российской Федерации имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, то при выплате дивидендов (роялти, процентов) может применяться пониженная налоговая ставка.

Однако п. 1 ст. 312 НК РФ предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Другой налоговой схемой является заем денежных средств у офшорной компании. Суть данной схемы заключается в предоставлении займа российской организации, которая по договору выплачивает проценты. Размер процентов по таким договорам чаще всего завышен, и таким образом большая часть прибыли переводится в офшорную зону с минимальным налогообложением.

Еще одним способом минимизации налога на прибыль является реализация товаров через офшорную компанию.

Пример. Фирма A - российская компания - реализует товар своей офшорной компании, которая и является центром прибыли. Предположим, что себестоимость товара - 100 000 руб., цена реализации в "офшор" - 120 000 руб., прибыль составит 20 000 руб. Офшорная компания перепродает товар конечному покупателю за 200 000 руб., следовательно, прибыль от сделки должна составить 100 000 руб. Российская компания заплатит налог на прибыль с суммы 20 000 руб., хотя ей бы пришлось заплатить с прибыли в 100 000 руб. Суть данной операции заключается в том, что, регистрируя офшорную компанию в юрисдикции с низким налогообложением, российская организация экономит на налоге на прибыль при минимальных затратах. Так как регистрация компании, например в Бализе, не требует выплаты уставного капитала, уплата налогов заменена уплатой ежегодной пошлины, бухгалтерская и налоговая отчетность отсутствует.

Вместе с тем при использовании офшорных компаний для целей минимизации налогообложения следует иметь в виду следующее. В офшорных зонах отсутствуют налоги как таковые, поэтому подобные территории не имеют подписанных соглашений об избежании двойного налогообложения ни с одной страной мира. Данное обстоятельство снижает эффективность процедуры налогового планирования в отношении отдельных видов доходов, например доходов в виде дивидендов, процентных доходов, доходов от лизинговых сделок, роялти. Ведь налоговый агент, выплачивая подобный доход своему контрагенту, одновременно с этим должен удержать налог.

Пример. Российская компания, выплачивая дивиденды иностранному акционеру, удерживает с них налог по ставке 15%. Если между государствами подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, то ставка может быть снижена до 10% или даже до 5%. Если же дивиденды будут выплачиваться акционеру, зарегистрированному в офшорной зоне, ставка налога останется общей, то есть 15%.

Остановимся на вопросе контроля со стороны государств за операциями с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах. Мировые державы давно ведут войну с офшорными зонами, для чего создаются специальные организации финансового контроля (FATF, OFAC, OLAF и др.).

Наше государство также принимает решительные меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В Российской Федерации государственным органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Наряду с этой службой контроль над организациями, осуществляющими расчеты с использованием офшорных компаний, ведут налоговые органы и ЦБ РФ.

В последние годы Федеральная налоговая служба активизировала борьбу с налоговыми схемами. С 1 января 2007 г. вступили в силу поправки в НК РФ, которые существенно расширили полномочия налоговых органов по сбору информации. В настоящее время они вправе запрашивать сведения о сделках проверяемого налогоплательщика практически у любых лиц (ст. 93.1 НК РФ).

На сайтах ФНС России стали публиковаться "черные списки" фирм-однодневок, не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, список недобросовестных организаций, списки подозрительных зарубежных (офшорных) компаний и т.д.

В целях привлечения участников международного бизнеса на свою территорию страны, обладающие статусом офшорной зоны, создают все условия для соблюдения и охраны коммерческой тайны офшорной компании. Правительство данных территорий часто отказывается сотрудничать с правоохранительными органами других стран по вопросам раскрытия банковских и иных тайн в соответствии с международным договором. Хотя в отдельных случаях зарубежные юрисдикции лояльно относятся к проведению расследований.