Факторы глобальной конкурентоспособности. Индекс глобальной конкурентоспособности страны

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

/

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют и США , далее – Финляндия , Германия , Япония , Гонконг , Нидерланды и Великобритания .

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Методология рейтинга

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных ( , бюджетный дефицит, и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).

Стадия 1
Факторное развитие
(37 экономик)
Переходная стадия от 1 к 2
(16 экономик)
Стадия 2
Эффективное развитие
(30 экономик)
Переходная стадия от 2 к 3
(24 экономики)
Стадия 3
Инновационное развитие
(37 экономик)
Бангладеш
Буркина Фасо
Бурунди
Вьетнам
Гаити
Гамбия
Гвинея
Замбия
Зимбабве
Йемен
Индия
Камбоджа
Камерун
Кения
Кот-д-Ивуар
Кыргызская Респ-ка
Лесото
Лоасская НДР
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Маянмар
Мозамбик
Непал
Нигерия
Никарагуа
Пакистан
Руанда
Сенегал
Сьерра-Леоне
Таджикистан
Танзания
Уганда
Чад
Эфиопия
Азербайджан
Алжир
Ангола
Боливия
Ботсвана
Бутан

Габон
Гондурас
Иран, Исламская Республика
Кувейт
Ливия
Молдова
Монголия
Саудовская Аравия
Филиппины
Албания
Армения
Болгария
Восточный Тимор
Гватемала
Гвинея
Грузия
Доминиканская Респ.
Египет
Индонезия
Иордания
Капе-Верде
Китай
Колумбия
Македония
Монтенегро
Морокко
Намибия
Парагвай
Перу
Румыния
Сальвадор
Свазиленд
Сербия
Таиланд
Тунис
Украина
Шри-Ланка
Южная Африка
Ямайка
Аргентина
Барбадос
Бахрейн

Венгрия
Казахстан
Коста-Рика
Латвия
Ливан
Литва
Маврикий
Малайзия
Мексика
Объединенные Арабские Эмираты
Оман
Панама
Польша
Российская Федерация
Сейшелы
Суринам
Турция
Уругвай
Хорватия
Чили
Австралия
Австрия
Бельгия
Великобритания
Германия
Гонконг
Греция
Дания
Израиль
Исландия
Испания
Италия
Канада
Катар

Южная Корея
Люксембург
Мальта
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Португалия
Пуэрто-Рико
Сингапур
Словацкая Респ-ка
Словения
США
Тайвань
Тринидад и Тобаго
Финляндия
Франция
Чешская Респ-ка
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Региональный рейтинг

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны-лидеры

Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже ).

Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг .

С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия , Германия , Япония , Нидерланды , Великобритания .

2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-15
1 США США Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария Швейцария
2 Швейцария Швейцария США Швеция Сингапур Сингапур Сингапур Сингапур
3 Дания Дания Сингапур Сингапур Швеция Финляндия Финляндия США
4 Швеция Швеция Швеция США Финляндия Швеция Германия Финляндия
5 Германия Сингапур Дания Германия США Нидерланды США Германия
6 Финляндия Финляндия Финляндия Япония Германия Германия Швеция Япония
7 Сингапур Германия Германия Финляндия Нидерланды США Гонконг Гонконг
8 Япония Нидерланды Япония Нидерланды Дания Великобритания Нидерланды Нидерланды
9 Великобритания Япония Канада Дания Япония Гонконг Япония Великобритания
10 Нидерланды Канада Нидерланды Канада Великобритания Япония Великобритания Швеция

Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Страны БРИКС

28 Китай
53 Российская Федерация
56 Южная Африка
57
71 Индия

Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.

Россия в рейтинге GCI

В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года 53-е место , после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.

Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан , Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и .

Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий ), хорошее состояние инфраструктуры

Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая , распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).

в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015

Ранг
(из 144 стран)
Балл*
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 53 4,4
Базовые требования 44 4,9
Институты 97 3,5
Инфраструктура 39 4,8
Макроэкономическая среда 31 5,5
Здравоохранение и начальное образование 56 6,0
Факторы эффективности 41 4,5
Высшее образование и профессиональная подготовка 39 5,0
Эффективность рынка товаров 99 4,1
Эффективность рынка труда 45 4,4
Развитость финансового рынка 110 3,5
Технологическая готовность 59 4,2
Размер рынка 7 5,8
Факторы инноваций и сложности 75 3,5
Конкурентоспособность компаний 86 3,8
Инновации 65 3,3

* Балл – от 1 до 7 (лучше).

Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.

Другие страны

Ранг Топ-10. Европа Ранг Топ-10. Азия и Океания
1 Швейцария 2
4 Финляндия 6 Япония
5 Германия 7 Гонконг
8 Нидерланды 14 Тайвань (Китай)
9 Великобритания 17 Новая Зеландия
10 Швеция 20 Малайзия
11 Норвегия 22 Австралия
13 Дания 26 Корея, Республика
18 Бельгия 28 Китай
19 Люксембург 31 Таиланд
Топ-10 Латинская Америка Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка
33 Чили 12 ОАЭ
48 Панама 16 Катар
51 Коста-Рика 24 Саудовская Аравия
57 Бразилия 27 Израиль
61 Мексика 40 Кувейт
65 Перу 44 Бахрейн
66 Колумбия 46 Оман
78 Гватемала 64 Иордания
80 Уругвай 72 Морокко
84 Сальвадор 79 Алжир

Изменения в первой 20-ке . За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия . Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).

В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар , так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).

Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай , который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.

Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии .

Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.

Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.

Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).

Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.

Экономика Ранг 2007-08* Ранг 2014-15 Изменения в рейтинге Балл 2008-09 Балл 2014-15
Швейцария 2 1 1 5,61 5,7
Сингапур 7 2 5 5,53 5,65
США 1 3 -2 5,74 5,54
Финляндия 6 4 2 5,5 5,5
Германия 5 5 0 5,46 5,49
Япония 8 6 2 5,38 5,47
Гонконг 12 7 5 5,33 5,46
Нидерланды 10 8 2 5,41 5,45
Великобритания 9 9 0 5,3 5,41
Швеция 4 10 -6 5,53 5,41
Норвегия 16 11 5 5,22 5,35
Объединенные Арабские Эмираты 37 12 25 4,68 5,33
Дания 3 13 -10 5,58 5,29
Тайвань, Китай 14 14 0 5,22 5,25
Канада 13 15 -2 5,37 5,24
Катар 31 16 15 4,83 5,24
Новая Зеландия 24 17 7 4,93 5,2
Бельгия 20 18 2 5,14 5,18
Люксембург 25 19 6 4,85 5,17
Малайзия 21 20 1 5,04 5,16
Австрия 15 21 -6 5,23 5,16
Австралия 19 22 -3 5,2 5,08
Франция 18 23 -5 5,22 5,08
Саудовская Аравия 35 24 11 4,72 5,06
Ирландия 22 25 -3 4,99 4,98
Южная Корея 11 26 -15 5,28 4,96
Израиль 17 27 -10 4,97 4,95
Китай 34 28 6 4,7 4,89
Эстония 27 29 -2 4,67 4,71
Исландия 23 30 -7 5,05 4,71
Таиланд 28 31 -3 4,6 4,66
Пуэрто-Рико 36 32 4 4,51 4,64
Чили 26 33 -7 4,72 4,6
Индонезия 54 34 20 4,25 4,57
Испания 29 35 -6 4,72 4,55
Португалия 40 36 4 4,47 4,54
Чехия 33 37 -4 4,62 4,53
Азербайджан 66 38 28 4,1 4,53
Маврикий 60 39 21 4,25 4,52
Кувейт 30 40 -10 4,58 4,51
Литва 38 41 -3 4,45 4,51
Латвия 45 42 3 4,26 4,5
Польша 51 43 8 4,28 4,48
Бахрейн 43 44 -1 4,58 4,48
Турция 53 45 8 4,15 4,46
Оман 42 46 -4 4,55 4,46
Мальта 56 47 9 4,31 4,45
Панама 59 48 11 4,24 4,43
Италия 46 49 -3 4,35 4,42
Казахстан 61 50 11 4,11 4,42
Коста-Рика 63 51 12 4,23 4,42
Филиппины 71 52 19 4,09 4,4
58 53 5 4,31 4,37
Болгария 79 54 25 4,03 4,37
Барбадос 50 55 -5 4,4 4,36
Южная Африка 44 56 -12 4,41 4,35
72 57 15 4,13 4,34
55 58 -3 4,53 4,31
Румыния 74 59 15 4,1 4,3
Венгрия 47 60 -13 4,22 4,28
Мексика 52 61 -9 4,23 4,27
Руанда н/д 62 н/д н/д 4,27
Македония 94 63 31 3,87 4,26
Иордания 49 64 -15 4,37 4,25
Перу 86 65 21 3,95 4,24
Колумбия 69 66 3 4,05 4,23
Черногория н/д** 67 н/д н/д 4,23
Вьетнам 68 68 0 4,1 4,23
Грузия 90 69 21 3,86 4,22
Словения 39 70 -31 4,5 4,22
Индия 48 71 -23 4,33 4,21
Марокко н/д 72 н/д 4,08 4,21
Шри-Ланка 70 73 -3 4,02 4,19
Ботсвана 76 74 2 4,25 4,15
Словацкая Республика 41 75 -34 4,4 4,15
Украина 73 76 -3 4,09 4,14
Хорватия 57 77 -20 4,22 4,13
Гватемала 87 78 9 3,94 4,1
Алжир 81 79 2 3,71 4,08
Уругвай 75 80 -5 4,04 4,04
Греция 65 81 -16 4,11 4,04
Молдова 97 82 15 3,75 4,03
Иран, Исламская Республика н/д 83 н/д н/д 4,03
Сальвадор 67 84 -17 3,99 4,01
Армения 93 85 8 3,73 4,01
Ямайка 78 86 -8 3,89 3,98
Тунис 32 87 -55 4,58 3,96
Намибия 89 88 1 3,99 3,96
Тринидад и Тобаго 84 89 -5 3,85 3,95
Кения 99 90 9 3,84 3,93
Таджикистан 117 91 26 3,46 3,93
Сейшельские острова н/д 92 н/д н/д 3,91
Лаосская НДР н/д 93 н/д н/д 3,91
Сербия 91 94 -3 3,9 3,9
Камбоджа 110 95 15 3,53 3,89
Замбия 122 96 26 3,49 3,86
Албания 109 97 12 3,55 3,84
Монголия 101 98 3 3,65 3,83
Никарагуа 111 99 12 3,41 3,82
Гондурас 83 100 -17 3,98 3,82
Доминиканская Республика 96 101 -5 3,72 3,82
Непал 114 102 12 3,37 3,81
Бутан н/д 103 н/д н/д 3,8
Аргентина 85 104 -19 3,87 3,79
Боливия 105 105 0 3,42 3,77
Габон н/д 106 н/д н/д 3,74
Лесото 124 107 17 3,4 3,73
Кыргызская Республика 119 108 11 3,4 3,73
Бангладеш 107 109 -2 3,51 3,72
Суринам 113 110 3 3,58 3,71
Гана н/д (102) 111 -9 3,62 3,71
Сенегал 100 112 -12 3,73 3,7
Ливан н/д 113 н/д н/д 3,68
Кабо-Верде н/д 114 н/д н/д 3,68
Кот-д’Ивуар н/д (110) 115 -5 3,51 3,67
Камерун 116 116 0 3,48 3,66
Гайана н/д 117 н/д 3,47 3,65
Эфиопия 123 118 5 3,41 3,6
Египет 77 119 -42 3,98 3,6
Парагвай 121 120 1 3,4 3,59
Танзания 104 121 -17 3,49 3,57
Уганда 120 122 -2 3,35 3,56
Свазиленд н/д 123 н/д н/д 3,55
Зимбабве 129 124 5 2,98 3,54
Гамбия, 102 125 -23 н/д 3,53
Ливия 88 126 -38 3,85 3,48
Нигерия 95 127 -32 3,81 3,44
Мали 115 128 -13 3,43 3,43
Пакистан 92 129 -37 3,65 3,42
Мадагаскар 118 130 -12 3,38 3,41
98 131 -33 3,56 3,32
Малави н/д (119) 132 -13 3,42 3,25
Мозамбик 128 133 -5 3,15 3,24
Мьянма н/д 134 н/д н/д 3,24
Буркина-Фасо 112 135 -23 3,36 3,21
Восточный Тимор 127 136 -9 3,15 3,17
Гаити н/д 137 н/д н/д 3,14
Сьерра-Леоне н/д 138 н/д н/д 3,1
Бурунди 130 139 -9 2,98 3,09
Ангола н/д 140 н/д н/д 3,04
Мавритания 125 141 -16 3,14 3
Йемен н/д 142 н/д н/д 2,96
Чад 131 143 -12 2,85 2,85
Гвинея 126 144 -18 н/д 2,79

** н/д – нет данных

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).

Ни один показатель, взятый в отдельности, не может дать достоверного представления об уровне конкурентоспособности страны, а сама макроконкурентоспособность в значительной степени формируется иод влиянием факторов, не имеющих количественного выражения. Поэтому для характеристики конкурентоспособности стран стали использовать меж- сграновые рейтинги. Преимущество рейтингов заключается в том, что они дают (даже при допущении ошибок в методологии расчета) синтетическое выражение конкурентных преимуществ страны. Так как распределительная способность страны в глобальной экономике определяется всей суммой присущих ей свойств, рейтинги конкурентоспособности следует признать в качестве показателя, наиболее точно отражающего конкурентоспособность стран.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности

Международный экономический форум (World Economic Forum - WEF) составляет рейтинг конкурентоспособности стран с 1979 г. и ежегодно публикует их в виде «Отчета по глобальной конкурентоспособности » (The Global Competitiveness Report). Рейтинг составляется на основе расчета индексов, осуществляемого ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний анализируемых стран, и основывается на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Отчет содержит детальные описания конкурентоспособности стран с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее важным конкурентным преимуществам и недостаткам, выявленных на основе анализа. Помимо этого в нем приводятся рейтинговые таблицы, а также тематические разделы, посвященные детальному исследованию ряда стран и регионов.

Первоначально рейтинг стран определялся на основе Сводного Индекса конкурентоспособности. С 2000 г. стали применять два индекса: Индекс роста конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index - GCI) и Индекс текущей конкурентоспособности (Current Competitiveness Index - CCI)". Каждый Индекс имел особую технологию расчета. Страна могла иметь разный ранг в рейтинге (см. таблицу 7.2).

Индекс роста конкурентоспособности, разработанный под руководством Джеффри Сакса, предназначался для измерения влияния факторов, обеспечивающих устойчивый рост экономики (темп роста ВВП на душу населения) в среднесрочной перспективе (5-10 лег). Он рассчитывался на основе оценки 155 показателей, аруппированных в 8 факторов конкурентоспособности: открытость экономики для международной торговли и финансов (13 индикаторов); роль государственного бюджета и регулирования (22 индикатора); развитие финансовых рынков (24 индикатора); качество инфрасэруктуры (16 индикаторов); качество технологий (23 индикатора); качество делового уиравления(23 индикатора); мобильность рынка труда (17 индикаторов); качество юридических и политических институтов (23 индикатора). На основе группировки факторов рассчитывались три субиндекса: «макроэкономическая среда» (The Macroeconomic Environment Index), «общественные институты» (The Public Institutions Index) и «технологии» (The Technology Index). Индекс роста конкурентоспособности определялся на основе агрегации показателей этих субиндексов. При исчислении общего Индекса вес каждого субиндекса оценивался по-разному, в зависимости от уровня развития страны. Для инновационных экономик (имеющих более 15 патентов на миллион населения) субин-

ИРК концентрируется на конкурентоспособности как наборе институтов и экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, в то время как НТК использует микроэкономические показатели модели институтов, рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент. ИРК предназначен для прогнозирования перспектив роста в ближайшие пять лет, в то время как НТК дает представление о текущем потенциальном уровне производственных возможностей.

дексам придавались следующие удельные веса: «технологии» - 1/2, «макроэкономическая среда» и «общественные институты» - 1/4. Для не инновационных стран вес каждого субиндекса оценивалась в 1/3..

Страна/годы

Индекс роста конкурентоспособности

Индекс конкурентоспособности бизнеса

Сингапур

Нидерланды

Ирландия

Финляндия

Великобритания

Швейцария

Германия

Бразилия

Казахстан

Источник: The Global Competitiveness Report 2001-2002. - P. 32; The Global Competitiveness Report 2003. - P. 4; The Global Competitiveness Report 2004-2005. - P. xiii, - P. 60.

Индекс текущей конкурентоспособности был разработан иод руководством М. Портера и ориентирован на оценку конкурентоспособности с позиций микроэкономических, а не макроэкономических факторов, на которых акцентируется ИКР. Задача индекса состояла в том, чтобы на основе анализа микроэкономических показателей измерить текущий производительный потенциал, т. е. эффективность использования экономикой текущего запаса ресурсов. Фактически он был формой реализации идеи о том, что конкурентоспособность страны создается на микроуровне экономики благодаря способности фирм создавать ценные товары и услуги посредством эффективных методов производства. Поэтому с 2002 г. ето стали именовать Индексом микроконкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MCI), a c 2003 г. Индексом конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

Аналитический каркас ИКБ составил «ромб конкурентоспособности» М. Портера. Индекс нацелен на выявление факторов, поддерживающих высокий текущий уровень производительности и экономической активности бизнеса. Он строится преимущественно на базе результатов опроса руководителей фирм и рассчитывается как актированная сумма оценок переменных, объединенных в два субиндекса: индекс поведения и стратетии компаний (The company operations and strategy index) и субиндекс качества национальной предпринимательской среды (The quality of the national business environment index). Первый субиндекс оценивает «качество поведения национальных фирм», определяемое их нацеленностью на конкурентное соперничество. Для этого использовались такие показатели, как: уровень разви тия менеджмента и маркетинга, ориентация производства на нужды потребителя, уровень подготовки персонала и производственных связей между фирмами, природа конкурентных преимуществ, инновационная активность и др. Второй субиндекс оценивал «качество предпринимательской среды», в которой действуют фирмы, на основе анализа более, чем 20 показателей: уровень развития транспортной инфраструктуры и связи, уровень конкуренции на отраслевых рынках, степень бюрократизации, уровень отраслевых барьеров, эффективность работы институтов, эффективность рынков капитала, состояние трудовых ресурсов, условий организации бизнеса

Отличительная особенность ИКР - оценка субиндексов на основе учета стадии развития страны. Это объяснялось существованием зависимости между уровнем развития страны и типом применяемых конкурентных стратегий, т. е. использованием тех факторов, которые обеспечивают стране преимущества. При этом на основе показателя уровня ВВП на душу населения выделялись три группы стран. Страны, развивающиеся 1) на основе ресурсов (менее 2000 $ на душу), 2) на основе эффективности производства (менее 3000 - до 9000 $ на душу), и 3) на основе инновационных факторов (более 17000 S на душу). Чтобы учесть разную способность стран воспользоваться одинаковыми факторами, субиндексы агрегируются в сводный индекс с весами, зависящими от стадии развития страны.

В 2004 году ВЭФ переходит к использованию новой методики расчета, разработанной под руководством профессора Колумбийского университета Ксавьера Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Marlin). Новым аналитическим показателем стал (Global Competitiveness Index - GCI), объединивший в себе макро- и микроэкономические составляющие конкурентоспособности, т. е. соединил оценки, которые прежде давались раздельно в виде индексов MCI и BCI. GCI рассчитывается на базе 114 переменных. Две трети переменных формируются на основе данных, полученных из опросов 14000 руководителей компаний (чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес- климат в исследуемых странах), а одна греть - из статистических данных и результатов исследований, осуществляемых на регулярной основе международными организациями в соответствующих странах. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей конкурентоспособности.

Методика расчета Индекса глобальной конкурентоспособности опирается на стадийный подход, где роль и степень влияния каждого фактора зависит от уровня (стадии) развития страны. Иначе говоря, одни и те же факторы действуют по-разному на разных стадиях развития страны, а поскольку страны различаются уровнем развития, то одним и гем же факторам следует придавать разные веса при определении значения Индекса. В згой связи все 12 показателей конкурентоспособности группируются в три блока. Каждый блок включает показатели, отражающие ключевые факторы повышения конкурентоспособности страны в зависимости от стадии ее развития. Одновременно блок выступает базой для расчета субиндекса - базовых потребностей, усилителя эффективности, факторов обновления, который будет использован при расчете Индекса глобальной конкурентоспособности (рис. 7.4).

Блок базовых потребностей включает показатели стран, которые находятся на «ресурсной стадии» развития. Источники повышения конкурентоспособности для таких стран - эффективное использование ресурсов. Для этого они должна сосредоточиться на обеспечении

1) главенства законов, 2) политической и макроэкономической стабильности, 3) конкуренции на рынках. Блок усилителей эффективности соответствует инвестиционной стадии развития, где конкурентоспособность достигается за счет интеграции национальной экономики в мировую через заимствование технологий и привлечение иностранных инвестиций. На этой стадии внимание должно уделяться 1) состоянию рынков, 2) инфраструктуры и 3) вопросам открытости экономики (валютный и таможенный режим). Блок факторов развития характеризует с траны, находящиеся на «инновационной стадии» развития. Эти страны совершили переход от экономики, импортирующей технологии, к экономике, создающей их. Их задача - создать условия для повышения качества предпринимательства и поддержания высоких темпов инноваций за счет 1) поощрения инвестиций в НИОКР, 2) совершенствования материальной базы производства, 3) накопления человеческого капитала.

Каждый блок - база для расчета субиндекса, являющегося составным элементом для расчета Индекса глобальной конкурентоспособности.

Весовая доля каждого блока определяется в зависимости от уровня развития страны, как показано в таблице 7.3. Это делается для того, чтобы учесть различия в степени влияния факторов на формирование конкурентоспособности стран, находящихся на разных уровнях развития. Кроме трех основных - стадия управления ресурсами, управления эффективностью и управления инновациями, выделены две промежуточные стадии развития. Выделение стадий производится на основе двух критериев: уровня ВВП на душу населения, определяемого в долларах СШЛ по рыночным курсам валют, и доли минерального сырья в общем экспорте страны. ВВП на душу населения не является определяющим показателем для отнесения к стадии развития, если доля минеральных ресурсов в экспорте страны больше 70%. На базе этой методики определяется значение (балл) Индекса глобальной КСП, которое варьируется от 1 до 7. Соотнося полученное значение со значениями но другим экономикам, стране присваивается соответствующий ранг в рейтинге глобальной конкурентоспособности (таблица 7.4).

Рис. 7.4.

Наиболее конкурентоспособными являются индустриально развитые страны , устойчиво занимающие на протяжении двух десятилетий верхнюю часть рейтинга при доминировании европейских стран (таблица 7.5). Шестой год подряд рейтинг возглавляет Швейцария. Ежегодно и ста- биль высокие результаты демонстрируют Финляндия, Германия, Великобритания, Нидерланды. Правда, значительно упал рейтинг Швеции и особенно Дании. Второе место в рейтинге, причем четвертый год подряд, занимает Сингапур. Лидерство США было прервано кризисом 2008-09 гг., но в 2014 г. они снова вошли в тройку лидеров. Стабильно повышает свой рейтинг Гонконг.

Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, устойчиво укрепляя свою позицию в первой тридцадке стран. При этом рост конкурентоспособности он обеспечивает не только за счет огромного рынка сбыта и дешевой рабочей силы, но и благодаря росту инновационности и усилителям эффективности. Что касается остальных экономик БРИКС, го они демонстрируют нестабильность развития. У ЮАР и Индии рейтинг устойчиво снижается на протяжении последних семи лет, а Бразилия и Россия показывают неустойчивую тенденцию к росту конкурентоспособности. Постепенно улучшают свое положение бывшие социалистические государства Европы, чего нельзя сказать о постсоветских странах, за исключением Казахстана. Устойчиво низкие показатели у стран Африки.

Таблица 7.3.

Пороговые значения стадий развития стран и веса субиндексов Индекса глобальной конкурентоспособности

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

ВВП на душу населения в $

Менее 2000 $

  • 9000-
  • 17000$

Более 17000 $

Вес субиндекса базовых потребностей

Вес субиндекса

усилителей

эффективности

Вес субиндекса факторов обновления

Бангладеш,

Азербайджан, Ал-

Бразилия,

Австралия,

Показатели

Стадии развития

Стадия 1

Развитие на основе управления ресурсами

11ереходная от стадии 1 к 2

Стадия 2

Развитие на основе управления эффективностью

Переходная

от стадии 2 к 3

Стадия 3

Развитие на основе управления инновациями

распределения стран по стадиям развития

Гвинея Замбия, Зимбабве, Индия, Кения, Кыргызстан, Мозамбик, Таджикистан, Танзания, Эфиопия (всего 37 стран)

жир, Ангола, Боливия, Иран, Кувейт, Ливия, Молдова, Монголия, Саудовская Аравия, Филиппины (всего 16 стран)

Болгария, Гвинея, Грузия, Египет, Китай, Румыния, Сербия, Таиланд, Украина, Южная Африка (всего 30 стран)

Казахстан, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Польша Россия , Турция, Чили (все- io 24 страны)

Германия,

Греция, Испания, Канада, Южная Корея, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, (всего 37 стран)

Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2014. - P. 21-22.

Индекс глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Значение

Значение

Значение

Значение

Значение

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Германия

Нидерланды

Норвегия

Индекс глобальной конкурентоспособности

Субиндексы Индекса глобальной конкурентоспособности

  • 2008-

потребности

Усилители

эффективности

обновления

Казахстан

Бразилия

Таблица 7.5.

Тон-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций стран с 2007 но 2014 гг.

  • 2008-
  • 2009-
  • 2010-

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Швейцария

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Сингапур

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Финляндия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Нидерланды

Германия

Финляндия

Финляндия

Финляндия

Германия

Германия

Сингапур

Г ерма- ния

Г ерма- ния

Финляндия

Нидерланды

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Нидерланды

Нидерланды

Великобритания

Великобритания

Всемирный индекс конкурентоспособности (IMD).

Этот индекс, появившийся в 1996 г., рассчитывается по методике европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующегося в Лозанне (Швейцария).

Этот институт ежегодно проводит исследование конкурентоспособности стран и публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). При этом под конкурентоспособностью понимается умение национальной экономики создавать условия для успешного ведения бизнеса.

Исследуются следующие факторы национальной среды:

  • состояние экономики;
  • эффективность государственного управления;
  • эффективность бизнеса;
  • инфраструктура.

Каждый из этих факторов делится на пять подфакторов, каждый из которых более подробно описывается соответствующими критериями. Эти 20 подфакторов обобщают информацию по 333 критериям, хотя каждый из подфакторов не обязательно имеет одинаковое число критериев .

Состояние экономики - 79 критериев. Дастся макроэкономическая оценка национальной экономики, исследуются следующие направления: «Внутренняя экономика», «Международная торговля», «Международные инвестиции», «Занятость» и «Цены».

Эффективность государственного управления - 62 критерия. Исследуются следующие направления: «Государственные финансы», «Бюджетноналоговая политика», «Институциональная структура», «Бизнес-законодательство» и «Социальная структура».

Эффективность бизнеса - 78 критериев. Национальная бизнес-среда оценивается с точки зрения уровня инновативности, прибыльности и ответственности. Исследуются следующие направления: «Производительность и эффективность», «Рынок труда», «Финансы», «Практика управления, «Эффективность бизнеса».

Инфраструктура - 114 критериев. Понятие «инфраструктура» здесь применяется условно, так как речь идет об оценке не только технологических, но и научных и человеческих ресурсов, которые отвечают потребностям бизнеса. Анализируются следующие направления: «Базовая инфраструктура», «Технологическая инфраструктура», «Научная инфраструктуры», «Здоровье и окружающая среда», «Образование».

Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI). Данный индекс является сводным показателем конкурентоспособности страны. Он рассчитывается Всемирным экономическим форумом ежегодно начиная с 2004 г. Для этого рассчитываются макроэкономические показатели, наиболее важные для экономического роста. Информационная база для расчетов на 2/3 формируется из экспертного мнения представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента и на 1/3 из открытых материалов статистических данных, социологических обзоров и научных исследований, публикуемых в печати и осуществляемых на регулярной основе международными организациями 1 . Это индекс также вполне применим к оценке уровня социально-экономического развития регионов.

Инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний входят в перечень контрольных показателей данного индекса.

Следует отметить, что зачастую в иностранных рейтингах инновационная составляющая развития оценивается в составе комплексных индексов конкурентоспособности. Например, кроме индекса глобальной конкурентоспособности можно назвать индекс конкурентоспособности бизнеса (BCI), индекс развитости коммуникационной среды (NRI), индекс технологических достижений UNDP (TAI).

Но существуют и специализированные индексы инновационного развития. Например, индекс способности к инновациям , также рассчитываемый Всемирным экономическим форумом. Все индексы направлены на оценку реальных достижений, при этом используется как метод опросов, так и обработка статистических показателей. Часто применяются показатели количества патентов страны, числа ученых и инженеров, занятых в исследованиях и разработках, но могут использоваться и косвенные показатели, например число студентов .

В России использование специализированных индексов затруднено из-за низкой достоверности статистики инновационной деятельности и отсутствия многих показателей в региональном разрезе.

Оценка эффективности развития регионов. Как видно из анализа способов и методов расчета всех вышеупомянутых индексов, они отличаются друг от друга составом показателей, включаемых в расчеты, и способом их обобщения. Подбор и обоснование этих показателей каждый раз опирается на некоторые субъективные оценки. Поэтому разные подходы дают разные результаты. Необходим показатель, который выступал бы единым мерилом оценивания уровня социально-экономического развития регионов.

Рассмотрим подход, когда под эффективностью понимается отношение результатов к затратам. Под региональным результатом можно использовать различные показатели, например валовой региональный продукт В, а под затратами - амортизационные отчисления А, материальные затраты в производственных отраслях региона М, фонд заработной платы тех же отраслей региона 3, затраты на услуги непроизводственного характера в регионе З у. Тогда эффективность регионального развития будет определена по формуле

У данного подхода к оценке эффективности региональной деятельности есть недостаток - он не отражает социальную сторону развития.

Другой подход - по оценке уровня макроэкономических показателей. Ранжирование уровня социально-экономического развития может осуществляться как на основе комплексного показателя, так и какого-то одного, например показателя ВРП на душу населения.

Если же учитывать факторы сложно формализуемые, но при этом имеющие большое социальное значение, например факторы военно-политической и общественно-политической среды регионов, то в этом случае придется опираться на экспертные оценки, т.е. субъективную оценку.

Разнообразие индексного подхода применительно к оценке конкурентного уровня социально-экономического развития регионов не позволяет решить главную задачу - дать объективную оценку этого уровня и провести сравнительный анализ неравномерности регионального развития.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов. Создание необходимых и благоприятных условий для ведения бизнеса и экономического роста, повышения качества жизни населения происходит путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона.

К двум основным подходам можно отнести следующие страновые рейтинги:

  • рейтинг стран по уровню привлекательности ведения в них бизнеса (Всемирный банк) включает в себя шесть самостоятельных индексов;
  • индекс экономической свободы включает в себя девять самостоятельных индексов 1 .

Для оценки регионов было разработано большое количество методик, которые сейчас широко используются. Однако все множество методов и рейтингов можно разделить на небольшое количество типов. Так, сотрудники Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Брызгалин и О. Буклемишев, выделяют два основных типа рейтингов :

  • 1) сравнительные индикаторы, помогающие инвесторам в целом оценить положение дел в разных регионах с точки зрения развития в них бизнеса;
  • 2) управленческий инструмент властей, способствующий выработке мер по совершенствованию инвестиционной среды.

Статистические исследования последних лет показали, что инвестиционный климат в регионах России неблагоприятен и неоднороден, т.е. отличается от региона к региону, при этом государство заинтересовано в том, чтобы понять, за счет чего успешные регионы становятся успешными. В связи с этим Агентство стратегических инициатив (АСИ) в 2012 г. запустило пилотный проект Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов Федерации. Целью данного проекта является оценка действий органов регионального управления по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

В результате был разработан региональный инвестиционный стандарт, который внедрялся в 11 пилотных регионах. С 2013 г. АСИ приступило к масштабированию стандарта. Агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп .

Оценка экономической безопасности или устойчивого развития региональных социально-экономических систем. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам, однако такие противоречия все же могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.

Федеральный уровень власти может обеспечить защиту лишь от крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается большим количеством разнообразных угроз, многие из которых носят локальный характер.

Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются 1:

  • оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;
  • оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;
  • разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона

Национальная конкурентоспособность является обобщающим показателем положения страны в международном разделении труда и международных экономических отношениях. Национальная конкурентоспособность понимается как способность страны и ее институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста в среднесрочной перспективе. Страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. Конкурентоспособность национальных экономик определяется многочисленными и весьма разноплановыми факторами.

Рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности составляется на основе индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК, Global Competitiveness Index, GCI), который рассчитывается по методике Всемирного экономического форума (ВЭФ), основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Впервые И ГК был разработан экспертами ВЭФ в 2004 г., и с 2006 г. он рассматривается как основной показатель для сравнительной оценки конкурентоспособности различных стран. Индекс глобальной конкурентоспособности составляется из переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных стадиях экономического развития.

Методология расчета ИГК постоянно совершенствуется; ИГК 2013 2014 гг. был составлен из 113 переменных, которые были объединены в 12 блоков контрольных показателей (факторов), определяющих национальную конкурентоспособность;

  • 1) качество институтов;
  • 2) инфраструктура;
  • 3) макроэкономическая стабильность;
  • 4) здоровье и начальное образование;
  • 5) высшее образование и профессиональная подготовка;
  • 6) эффективность рынка товаров и услуг;
  • 7) эффективность рынка труда;
  • 8) развитость финансового рынка;
  • 9) уровень технологического развития;
  • 10) размер внутреннего рынка;
  • 11) конкурентоспособность компаний;
  • 12) инновационный потенциал.

При этом ни один из блоков контрольных показателей не в состоянии в отдельности обеспечить конкурентоспособность экономики. Как подчеркивает автор-разработчик ИГК профессор Хавьер Сала-и-Мартин, они

эффективны только в сочетании с другими переменными. Так, например, эффект от увеличения расходов на образование может быть снижен из-за неэффективности рынка рабочей силы. Значение отдельных факторов роста конкурентоспособности страны связано со стартовыми условиями или с институциональными и структурными характеристиками, которые позволяют позиционировать национальные экономики по отношению к другим странам сквозь призму развития. Согласно выводам ВЭФ, наиболее конкурентоспособными являются экономики тех стран, которые в состоянии проводить всеобъемлющую политику и учитывать весь спектр факторов и взаимосвязи между ними.

При расчетах И ГК страны различаются по стадиям экономического развития : экстенсивный рост , эффективный рост , инновационный рост , которым соответствуют соотношения блоков ключевых показателей или факторов (табл. 1.2). Выделяются три группы блоков контрольных показателей, которые обеспечивают конкурентоспособность стран на различных стадиях развития.

Страна, находящаяся на любой стадии экономического развития, обычно обладает всеми ключевыми факторами, но их роль и значение различны; ее конкурентоспособность определяют ключевые показатели, соответствующие ее стадии развития. Базисные факторы обеспечивают конкурентоспособность страны на стадии экстенсивного роста; факторы эффективности - на стадии эффективного роста; инновационные факторы - на стадии инновационного роста.

Таблица 1.2

Стадии экономического развития стран но ключевым показателям конкурентоспособности

Стадии экономического развития

Ключевые показатели (факторы)

Стадия экстенсивного роста

Базисные факторы :

  • - состояние инфраструктуры;
  • - макроэкономическая стабильность; здоровье и начальное образование

Стадия эффективного роста

Факторы эффективности :

Высшее образование и профессиональная подготовка;

эффективность рынков товаров, услуг и труда;

  • - развитость финансового рынка;
  • - размер внутреннего рынка;
  • - уровень технологического развития

Стадия инновационного роста

Инновационные факторы :

  • - конкурентоспособность компаний;
  • - инновационный потенциал

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) рассчитывается как среднеарифметический показатель на основе оценки всех факторов от 1 до 7. По ИГК 2013-2014 в первую десятку с показателями от 5,37 до 5,67 вошли Швейцария, Сингапур, Финляндия, Германия, США, Швеция, Гонконг,

Нидерланды, Япония и Великобритания. Китай занял 29-е место в рейтинге по И ГК 2013-2014, Бразилия - 56-е, Индия - 60-е место.

Россия поднялась в рейтинге с 67-го до 64-го места. В докладе ВЭФ отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Россия поднялась в этом разделе рейтинга с 22-го на 19-е место также благодаря низкому уровню государственного долга и профициту бюджета. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118-е место), недостаточный инновационный потенциал (78-е), неэффективная антимонопольная политика (116-е), неразвитость финансового рынка (121-е), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135-е), дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132-е место).

Ключевыми проблемами для экономического развития России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы, по мнению авторов доклада, способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту се конкурентоспособности.