Женевские конвенции кратко. Какой должна быть «гуманная» война по принципам Женевской конвенции? Из истории создания МГП

Женевская конвенция представляет собой совокупность обязательных для исполнения всеми государствами правых норм, направленных на законодательную больших войн и локальных военных конфликтов (как международного масштаба, так и внутригосударственного характера). Этот также в значительной степени ограничивает методы и набор средств ведения войн, базируясь на позициях гуманизма и человеколюбия. Женевская конвенция во многом изменила жестокое обличье войны, сделав ее более цивилизованной и гуманной.

Историю человеческой цивилизации, по большому счету, можно изучать по истории колоссального количества войн разной степени жестокости и кровопролитности. Практически невозможно отыскать хотя бы одно столетие, обходившееся без вооруженного противостояния держав и народов. Ко второй половине девятнадцатого века, когда войны начали приобретать беспрецедентный размах, массовость и жестокость, когда наука в симбиозе с техническим прогрессом оказались уже в состоянии обеспечить военных варварскими орудиями массового уничтожения, назрела острая необходимость в создании такого важного юридического документа как Женевская конвенция. Она упорядочила отношения между участниками последующих вооруженных противостояний и уменьшила количество жертв среди мирных граждан.

Женевская конвенция 1864 года, ставшая первым подобным документом в истории, имела выдающееся значение, которое заключается в том, что она являлась многосторонним постоянно действующим договором, открытым для добровольного присоединения всех стран. Этот небольшой документ, состоявший всего-то из десяти статей, положил начало всему войны, а также всем гуманитарно-правым нормам в их современной трактовке.

Уже спустя два года первая Женевская конвенция прошла, если так можно выразиться, боевое крещение на полях сражений которая одной из первых договор, придерживалась его положений. располагала прекрасно оснащенными госпиталями, а Красный Крест постоянно был там, где нуждались в его помощи. Иной была ситуация в противоборствующем лагере. Австрия, не подписавшая конвенцию, просто бросала своих раненых на полях сражений.

Целью последующих редакций этого , основанных на опыте минувших войн, стала защита не только прав военнопленных, но и людей, не являющихся непосредственными участниками боевых действий (гражданских и религиозных лиц, медицинских работников), а также потерпевших кораблекрушение, больных, раненых, независимо от того, к какой из воюющих сторон они принадлежат. Отдельные объекты, такие как госпитали, санитарный транспорт и различные гражданские учреждения тоже находятся под защитой соответствующих статей Женевской конвенции и не могут подвергнуться нападению или стать ареной сражений.

Этот нормативный международный документ также определяет запрещенные методы ведения войны. В частности, не допускается использование мирного населения в военных целях, запрещено применение биологического и противопехотных мин. Глубокий смысл Женевской конвенции заключается в попытках обеспечить разумный баланс между военно-тактической необходимостью с одной стороны и гуманностью с другой. С изменением характера ведения и масштабов войн назрела необходимость в новой редакции Женевской конвенции. Например, согласно статистике столетия минувшего, из каждой сотни пострадавших в военное время восемьдесят пять являются мирными жителями. В первую очередь это касается самой кровавой войны в истории - Второй мировой, когда практически каждое государство, в ней участвовавшее, нарушало не только положения Женевской конвенции, но и все мыслимые и немыслимые принципы общечеловеческой морали.

Четыре Женевские конвенции 1949 года с двумя дополнительными протоколами от 1977-го являются объемными многостраничными документами и имеют универсальный характер. Их подписали 188 стран мира. Следует заметить, что эти редакции конвенций обязательны для исполнения всеми государствами, даже не являющимися их участниками.

Женевская конвенция - Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.

Статья про слово "Женевская конвенция " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2312 раз

Ответ редакции

22 августа 1864 года была подписана первая Женевская конвенция. В ней были прописаны гуманитарные правила ведения войны.

Подобные договоры заключались между отдельными государствами начиная с 16 века. Но битва под Сольферино 24 июня 1859 года убедила мировое сообщество создать новый международный акт об обеспечении безопасности раненых воинов. Свидетель битвы швейцарский предприниматель Анри Дюнан был потрясён жестокой картиной человеческих страданий. По возвращении в Женеву он решил сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Вместе с юристом Гюставом Муанье и другими борцами за справедливость Дюнан создал организацию, впоследствии названную Международным Комитетом Красного Креста, и выступил инициатором принятия в 1864 году Женевской Конвенции. Основная идея Конвенции заключалась в помощи и покровительстве любому раненому, своего или вражеского государства — значения не имело.

Согласно Конвенции, «неприкосновенными» считались:

  • раненые и больные;
  • медицинский персонал.

В случае захвата территории врагом медицинские учреждения могли функционировать в штатном режиме. После окончания работы весь персонал, согласно Конвенции, под конвоем должен был спокойно покидать оккупированную территорию и возвращаться к своим войскам.

Женевская Конвенция впервые установила отличительный знак для медицинских учреждений и персонала — красный крест на белом фоне.

Каковы правила ведения войны, согласно Женевской конвенции?

Усадьба Международного комитета красного креста в Женеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Основные пункты Конвенции:

В случае вооружённого конфликта, не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана гуманно относиться:

  • к лицам, непосредственно не принимающим участия в военных действиях;
  • к сложившим оружие;
  • к больным и раненым.

В отношении вышеуказанных лиц запрещается:

  • посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
  • взятие заложников;
  • посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
  • осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учреждённым судом при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;
  • раненым и больным должна быть оказана помощь.

Также Конвенция предусматривает следующее:

  • возможность создания на оккупированных территориях санитарных и безопасных зон;
  • инвалидам и беременным женщинам разрешается пользоваться особым покровительством и защитой;
  • гражданские больницы, принимающие раненых, больных, инвалидов и рожениц, не могут становиться объектами нападения;
  • транспортировка или эвакуация в случае необходимости раненых, больных, инвалидов и рожениц должна пользоваться уважением и покровительством;
  • летательные аппараты, перевозящие мирное население, не должны подвергаться нападению;
  • свободный пропуск любой из сторон посылок, предназначенных для гражданского населения;
  • содействие находящихся в конфликте сторон в облегчении содержания детей до 15 лет, оставшихся без попечения родителей;
  • каждое лицо, находящееся на оккупированной территории, вправе выходить на связь с членами своей семьи;
  • женщины должны быть защищены от изнасилований;
  • с лицами, находящимися под покровительством чужого государства, необходимо обращаться без какой-либо дискриминации;
  • к покровительственным лицам не могут применяться никакие меры принуждения;
  • запрещается взятие заложников;
  • запрещается применять методы и средства ведения войны, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания (яды, токсины, зажигательное оружие, мины-ловушки и др.);
  • любое покровительственное лицо может покидать территорию государства в любое время конфликта, если это не противоречит интересам страны;
  • с покровительственными лицами, находящимися в местах заключения, следует обращаться гуманно;
  • иностранные гражданине, находящиеся в зоне конфликта, попадают под защиту и покровительство Конвенции;
  • покровительственных лиц можно принуждать к работе, необходимой для удовлетворения первичных потребностей;
  • покровительственные лица могут быть принудительно помещены в определённое место только для безопасности государства, во власти которого они находятся;
  • интернированные лица сохраняют свою гражданскую правоспособность и размещаются отдельно от военнопленных и лиц, лишённых свободы;
  • страна, подписавшая Конвенцию, обязуется предавать своему суду лиц, нарушающих положения Конвенции;
  • Конвенция прекращает своё действие на оккупированной территории лишь через год после окончания военных действий.

Граждане государства, не подписавшего Конвенцию, не состоят под её защитой.

Английский летучий автомобиль Красного Креста на Западном фронте. Начало 1916 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Что грозит за нарушение Женевской конвенции?

Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества.

Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:

  • умышленное убийство;
  • пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
  • умышленное причинение сильных страданий или серьёзных телесных повреждений или ущерба здоровью;
  • крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;
  • принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооружённых силах неприятельской державы;
  • умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое судопроизводство;
  • незаконная депортация или перемещение;
  • незаконное лишение свободы;
  • взятие заложников.

Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности.

С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.

Международный уголовный суд начинает свою работу только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.

Нюрнбергский процесс в Международном уголовном суде. 20 ноября 1945 года. Фото: www.globallookpress.com

Примеры грубых нарушений правил Женевской конвенции

1941- 1945 гг. Во время Второй мировой войны в отношении миллионов советских военнопленных, находившихся в немецких концлагерях, фашистская Германии проводила политику геноцида. После войны немцы оправдывали своё жестокое отношение к русскому народу тем, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию. Германия не считала нужным соблюдать правила Конвенции по отношения к странам, не входившим в неё.

2004 год. Во время войны в Ираке американской армией был применён белый фосфор в качестве зажигательного химического оружия в ходе боёв за Насирию в апреле 2003 года, а также штурма Фаллуджи в апреле и ноябре 2004 года. Первоначально американское командование заявляло, что просто были неправильно применены фосфорные осветительные бомбы. Позже под давлением журналистов, которые продемонстрировали фотографии детей и взрослых с ожогами, характерными для белого фосфора, представитель Пентагона подполковник Барри Винэбл признал, что американская армия целенаправленно применяла белый фосфор против «вооружённого врага».

2011 год. В 2013 году в Великобритании трое морских пехотинцев предстали перед судом за издевательства над тяжело раненым противником в провинции Гильменд, Афганистан, в сентябре 2011 года. Военный морской пехоты, стрелявший в раненного, получил высшую меру наказания — пожизненное заключение.

2014 год. В начале июля 2014 года американская правозащитная организация Human Rights Watch заявила о вопиющих случаях несоблюдения правил Женевской конвенции на востоке Украины. Правозащитники указывают на то, что правительственными войсками в отношении мирного населения использовались миномёты, военная авиация, а также тяжёлое вооружение — артиллерия с широким поражающим эффектом.

Кроме того, грубым нарушением Женевской конвенции со стороны украинских властей стало . Напомним, что телеоператор Марат Сайченко и журналист Олег Сидякин , арестованные 18 мая под Краматорском по надуманному , неделю пробыли в плену украинских военных.

Факты нарушения Женевской конвенции украинскими военными могут стать предметом рассмотрения Международного уголовного суда (МУС), однако Украина не является страной-участницей Римского статута МУСа. Суд возможен, если Совет Безопасности ООН решит подать заявление на рассмотрение дела прокурору МУСа.

В настоящий момент в России по факту грубых нарушений конвенции Следственным Комитетом возбуждено уголовное дело.

* Битва под Сольферино сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино.

Женевские конвенции о защите жертв войны – международные многосторонние соглашения в области законов и обычаев войны, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов. Были подписаны 12 августа 1949 г. на Дипломатической конференции ООН, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года. Вступили в силу 21 октября 1950 г.

Женевские конвенции включают в себя четыре универсальных международных договора:

1) Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях – обязывает ее участников собирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным противника, причем любая дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается. Все раненые и больные, которые оказались во власти противника, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которого они сражались. Медицинские учреждения, санитарный персонал и транспорт для перевозки раненых, больных и санитарного имущества пользуются защитой, и нападение на них запрещается.

2) Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море – устанавливает правила обращения с больными и ранеными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3) Конвенция об обращении с военнопленными – устанавливает правила, которых должны придерживаться воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4) Конвенция о защите гражданского населения во время войны – предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I , касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

8 декабря 2005 г. к Женевской конвенции был принят Дополнительный протокол III о введении отличительной эмблемы в дополнение к Красному кресту и Красному полумесяцу.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещается.


Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона не участвует в Женевских конвенциях, но в своих действиях также будет их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающих положения этих конвенций. Такие лица подлежат суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суда любой страны-участницы Женевских конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Серьезным нарушением Женевских конвенций считается умышленное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников, серьезное разрушение имущества, не вызванное военной необходимостью и т.п. Лица, виновные в серьезных нарушениях Женевских конвенций, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Женевские конвенции предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принять законы, предусматривающие эффективное уголовное наказание виновных.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира. Женевские конвенции о защите жертв войны от имени Украины подписаны 12 декабря 1949 г. (ратифицированы 3 июля 1954 г.), дополнительные протоколы – 12 декабря 1977 г. (ратифицированы 18 августа 1989 г.).

Важнейшие положения по защите гражданских лиц:

· запрещается применять оружие против гражданских лиц;

· запрещаются любые акты террора, в том числе захват заложников;

· запрещается использовать гражданских лиц в качестве живого щита;

· запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;

· запрещается привлекать гражданских лиц к принудительным работам в пользу армии оккупанта;

· запрещается переселять гражданских лиц на территорию страны-оккупанта, на территории других стран.

Наиболее важные положения по защите невоенных объектов:

· запрещается нападение на медицинские учреждения и транспортные средства (стационарные и передвижные больницы, госпитали, лазареты, санитарные автомобили, поезда, корабли, самолеты); во время войны все эти объекты должны иметь специальные обозначения: красный крест, красный полумесяц, красный кристалл;

· запрещается нападение на объекты и транспортные средства гражданской обороны (обозначаются международным знаком гражданской обороны);

· запрещается нападение на объекты жизнеобеспечения населения;

· запрещается нападение на объекты, которые имеют историческую и культурную ценность (в том числе все культовые сооружения независимо от религии и конфессии);

· запрещается нападение на объекты и установки, содержащие опасные силы, разрушение которых может привести к экологической катастрофе – атомные станции, плотины крупных водохранилищ, крупные химические предприятия, склады сильнодействующих ядовитых веществ и т.п. (обозначаются специальным знаком).

Литература

1. Закон України «Про цивільну оборону України»: Постанова Верховної Ради України №2974-ХІІ від 3 лютого 1993 року.

2. Про затвердження Положення про Цивільну оборону України: Постанова Кабінету Міністрів України №299 від 10 травня 1994 року.

3. Про Єдину державну систему запобігання і реагування на надзвичайні ситуації техногенного та природного характеру: Постанова Кабінету Міністрів України №1198 від 3 серпня 1998 року.

4. Закон України «Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру»: Постанова Верховної Ради України №1809-ІІІ від 8 червня 2000 року.

5. Закон України «Про правові засади цивільного захисту»: Постанова Верховної Ради України №1859-VІ від 24 червня 2004 року.

6. Кодекс цивільного захисту України: Постанова Верховної Ради України №5403-VI від 2 жовтня 2012 року.

7. Про затвердження Положення про єдину державну систему цивільного захисту: Постанова Кабінету Міністрів України №11 від 9 січня 2014 року.

8. Про затвердження Класифікаційних ознак надзвичайних ситуацій: Наказ Міністерства надзвичайних ситуацій України №1400 від 12 грудня 2012 року.

9. Про ратифікацію Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 року про захист жертв війни: Указ Президії Верховної Ради Української РСР від 3 липня 1954 року.

10. Про ратифікацію Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв міжнародних збройних конфліктів (Протокол I), і Додаткового протоколу до Женевських конвенцій від 12 серпня 1949 р., що стосується захисту жертв збройних конфліктів неміжнародного характеру (Протокол II): Указ Президії Верховної Ради Української РСР №7960-XI 18 серпня 1989 року.

11. Закон України «Про зняття застережень України до Женевських конвенцій про захист жертв війни від 12 серпня 1949 року»: Постанова Верховної Ради України №3413-IV від 8 лютого 2006 року.

Женевские конвенции - это ряд международных соглашений, подписанных в Женеве главами ведущих государств Европы. Проводились конвенции с 1864 по 1949 год. Женевские конвенции вместе с дополнениями к ним составляют основу международного гуманитарного права.

12 августа 1949 года были опубликованы протоколы четырех Женевских конвенций. Первые три из них - пересмотренные и дополненные договоры конца XIX века. Они затрагивали вопросы обращения с ранеными солдатами, моряками и военнопленными. Четвертый документ касался темы защиты гражданского населения в военное время.

Критика конвенций

После терактов 11 сентября 2001 года Женевские конвенции были подвергнуты критике. Утверждалось, что такой вид международных соглашений устарел и плохо подходит для современной формы ведения военных действий.

Сегодня в порядке вещей ситуация, когда одна сторона вооруженного конфликта является независимым военизированным подразделением, не имеющим опознавательных знаков и финансируемым в частном порядке. Женевские же конвенции предполагают договоренности государств между собой, а влияние государств на такие частные армии, как правило, не распространяется.

Однако, несмотря на такую расстановку сил, Женевские конвенции остаются жизненно важными для мировой геополитики. Почему это так? Основная задача международного права в целом и Женевских конвенций в частности заключается в том, чтобы остановить агрессию в случае возникновения вооруженного конфликта. Женевские конвенции предполагают, что даже такая неуправляемая ситуация, как война, должна иметь свои рамки. Эти рамки прописаны и закреплены в международных соглашениях.

Войны приносят с собой не только большую убыль населения. Помимо прочего это еще и пытки, жестокое обращение, захват заложников, похищения людей, насилие физическое, психологическое и сексуальное. Все эти действия фактически запрещены Женевскими конвенциями и другими договорами международного права.

Несмотря на подобные запреты, Женевские конвенции плохо работают в условиях глобальной войны с терроризмом.

Международное гуманитарное право применяется только в том случае, если страна сталкивается с вооруженным конфликтом. То, что называется «глобальным терроризмом», может иметь форму вооруженного конфликта, а может и не иметь. Часто терроризм принимает иные формы и требует по отношению к себе иных методов борьбы - действий со стороны полиции, следственных органов и так далее.

Участие гражданского лица в конфликте

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда гражданское население оказывается беззащитным перед угрозой террористических атак. К тому же в современных военных столкновениях граница между мирным населением и агрессором часто бывает размыта. Международным комиссиям бывает сложно ответить на вопрос, является ли человек мирным гражданином или же комбатантом.

Для комиссии ответ на этот вопрос таков: гражданские лица - это те, кто не принадлежит ни к одной из задействованных сторон конфликта. Ни к вооруженным силам государства, ни к организованной военной группе.

Те лица, которые являются солдатами или боевиками, будут постоянно подвергаться ограничительным мерам со стороны международных сил.

Если человек не имеет статуса гражданского лица, он не обеспечивается защитой со стороны международного права.

Здесь важно помнить, что не все формы участия человека в военном конфликте приводят к потере этой защиты. Только в том случае, если его вклад в военные действия напрямую связан с нарушением международных норм.

Допустим, мирные жители предоставляют еду и жилье вооруженным элементам. Это как раз тот случай, когда гражданское лицо участвует в конфликте, но его действия не нарушают международного права и, следовательно, не могут привести к потере защиты.

С другой стороны, если человек, вооружившись, примкнул к одной из воюющих сторон, участвует в боевых операциях, убивает людей или наносит им раны и увечья - это прямое нарушение международного права. Такой человек теряет статус гражданского лица.

Комитет Красного Креста рассматривал также вопрос о поставщиках вооружения: можно считать их мирными гражданами или нет?

Очевидно, что если водитель грузовика подвозит вооружение прямиком на линию фронта и имеет прямую связь с боевиками, то он сам становится законной целью миротворческих миссий.

Пробелы в Женевских конвенциях

Однако, если перевозка оружия, снаряжения и т. д. происходит где-то в тылу, без непосредственного контакта с фактическими боевыми действиями или часто по незнанию, в таком случае водитель не теряет своей защиты.

Как видно, пробелы в Женевских конвенциях постепенно восполняются, что позволяет им не терять актуальности в условиях современной войны. На сегодняшний день международными организациями рассматриваются вопросы возможности задержания людей по соображениям безопасности и новые международные нормы в отношении невоенных вооруженных конфликтов, которых становится все больше в мире. Когда есть международный военный конфликт, тогда мы имеем ситуацию, предусмотренную Женевскими конвенциями. В таком случае на этот конфликт будут распространяться все соответствующие нормы международного права. Если же это невоенный международный конфликт, то он выходит за пределы полномочий Женевских конвенций. Сейчас Международный комитет Красного Креста работает над исправлением этой ситуации.