Российские беспилотники (бпла). Беспилотные летательные аппараты

Еще лет 10-15 назад истории о беспилотных боевых аппаратах относились к разряду научной фантастики. Безусловно, работы в этом направлении уже велись, но до реализации проектов было еще далеко. В 2005 году Израиль сделал первый шаг, отправив несколько буквально игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов от противовоздушной обороны противника остались только рожки да ножки. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче. Взгляните на эту десятку самых опасных БПЛА современного мир: от небольшого вертолета до межконтинентального стратегического бомбардировщика.

Triton MQ-4C

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.

Думаете, самое страшное оружие - это танки? Нет, "роящиеся" беспилотники, неуловимые и разрушительные.

Несмотря на миниатюрность, «карманные» беспилотники могут стать серьезным оружием. Поэтому над созданием мини-дронов работают и в России, и в Китае, и в США. Эти машины способны на многое: в разработках ученых присутствуют боевые дроны-диверсанты, дроны-разрушители и, разумеется, дроны-шпионы. Хотите узнать о них больше? Тогда это статья – для вас.

Рой техносаранчи

Научно-исследовательская лаборатория Военно-морских Сил США проводит испытания «роящихся» беспилотников LOCUST. Аббревиатура расшифровывается как Low-Cost Unmanned Aerial Vehicle Swarming Technology (технология «роящихся» экономичных беспилотных летательных аппаратов), однако слово "locust" также переводится как «саранча». И действительно, рой этих мини-дронов также может наводить ужас на человека, ведь он способен лишить людей пищи, как его реальный прототип, а также распространить бактериальное оружие, осуществить разведку на местности и т.д. За этими дронами – будущее, уверены их создатели.


dronezine.it

«Саранчей» выстреливают из специальных пусковых установок. При этом отбить атаку роя очень сложно: ведь дроны так малы, что противоракетные системы мало что могут сделать.

По официальной информации, на испытаниях LOCUST уничтожался только с более-менее близкого расстояния при помощи пулемётов и комплексов Phalanx. Однако не сомневаемся, что ученые из других стран уже думают над тем, как одолеть техносаранчу, и при случае смогут дать ей отпор.

«Таракан» Рicobug

Небольшой дрон Рicobug умеет не только летать, но и ходить по поверхности, подобно насекомому. Кроме того, в будущем ученые планируют заставить его «роиться». Ходьба делает дрона более энергосберегающим, чем его летающие собратья. Рicobug – не игрушка, он умеет не только забавно двигаться, но и при помощи манипулятора захватывать и перемещать предметы. А если за дело возьмутся несколько таких «насекомых», то они смогут унести довольно объемные грузы. Таким образом, этот дрон может стать первоклассным шпионом. Если его, конечно, кто-нибудь не прихлопнет.


http://robot-ex.ru/

Black Hornet – разведчик из Норвегии

Дрон PD-100 Black Hornet производства норвежской компании Prox Dynamics – один из самых маленьких роботов. Он уже успел поучаствовать в боевых действиях. Его вес - всего 18 грамм, а размер такой скромный, что дрон помещается на ладони. Эти дроны применяются в вооруженных силах Великобритании с 2013 года; в мае 2015-го появилась информация, что этими устройствами заинтересовались США.


blog.libero.it

Российские «стрекозы»

Разработка мини-дронов, разумеется, не прошла мимо России. Например, сейчас у нас в стране создается серия мини-беспилотников для Минобороны России, которые планируется использовать для разведки и в антитеррористических операциях.

Новые БПЛА будут разнообразными по размеру и назначению. Их можно будет выбирать в зависимости от погоды, ландшафта и боевой задачи. Один из квадрокоптеров, как отмечается, имеет размер не больше стрекозы.

«Он помещается в ладони и представляет собой фактически карманный вариант беспилотника», - такова официальная информация.

Как и положено хорошему разведчику, «стрекоза» бесшумна и не привлекает лишнего внимания. Кстати, несмотря на американские модели, о ней известно очень немного, но, наверное, оно и к лучшему. Здесь немногословность – только на руку. Российские инженеры любят удивлять противников непосредственно во время боя.

Валерия Соколова

Современные беспилотники уже не те. Это когда-то они могли скромно наблюдать за происходящим. Сегодня же эти машины несут на борту бомбы, и способны ими атаковать.

Научно-технический прогресс уже дошел до того, что начал создавать боевые беспилотники. О восьми новейших сейчас и расскажем.

Новый британский засекреченный БПЛА Taranis.

nEUROn

Европейский амбициозный проект. Планируется, что данный БПЛА будет малозаметным, с невероятной ударной мощью:


  • вооружение способен нести на себе 2 управляемые бомбы весом по 230 кг.

Его производство запланировано не ранее 2030 года. Хотя, прототип уже построен, и в 2012-м даже поднимался в небо. Характеристики:


  • взлетная масса — 7000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Turbom Adour;

  • максимальная скорость — 980 км/ч.


Northrop Grumman X-47B

Это ударный БПЛА, за производство которого взялась компания Northrop Grumman. Разработка X-47B представляет собой часть программы военно-морского флота США. Цель: создание беспилотного самолета, способного взлетать с авианосца.

Первый полет Northrop"а состоялся в 2011. Аппарат оснащен турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney F100−220. Вес — 20215 кг, дальность полета — 3890 км.

DRDO Rustom II

Разработчик — индийская военно-промышленная корпорация DRDO. Rustom II — модернизированная версия беспилотников Rustom, предназначенная для разведки и боевых ударов. Эти БПЛА способны взять на борт до 350 кг полезной нагрузки.

Предполетные испытания уже пройдены, так что первый полет вполне может состояться даже в этом году. Взлетная масса — 1800 кг, оснащен 2-мя турбовинтовыми двигателями. Максимальная скорость — 225 км/ч, дальность полета — 1000 км.


«Дозор-600»

На данный момент «Дозор» носит статус пока еще перспективного разведывательно-ударного БПЛА. Разрабатывается российской компанией «Транзас». Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе или полосе маршрута. Способен передавать информацию в реальном времени.

Характеристики:


  • взлетная масса — 720 кг;

  • двигатель — бензиновый Rotax 914;

  • максимальная скорость — 150 км/ч;

  • дальность полета — 3700 км.


Taranis

Британский проект, находится под руководством компании BAE Systems. На данный момент это всего лишь тестовая платформа для создания высокоманевренного, малозаметного ударного беспилотника трансконтинентального действия. Основные технические данные засекречены. Все, что удалось узнать, это:


  • дата первого полета — 2013;

  • взлетная масса — 8000 кг;

  • двигатель — турбовентиляторный Rolls-Royce Adour;

  • максимальная скорость — дозвуковая.


Boeing Phantom Ray

Еще одна демонстрационная платформа перспективного БПЛА с целью разведки. Phantom Ray спроектирован по схеме «летающее крыло», имеет размер, близкий размеру обычного реактивного истребителя.

Проект создан на базе БПЛА Х-45С, может похвастаться первым полетом (в 2011-м). Взлетная масса — 16566 кг, двигатель — турбореактивный General Electric F404-GE-102D. Максимальная скорость — 988 км/ч, дальность полета — 2114 км.


ADCOM United 40

Еще один разведывательно-ударный БПЛА. Разработан и выпускается компанией ADCOM (ОАЭ). Впервые показался на авиасалоне в Дубае (ноябрь 2011). Взлетная масса малыша — 1500 кг, оснащен 2-мя поршневыми двигателями Rotax 914UL. Максимальная скорость — 220 км/ч.

«Скат»

Еще один невероятно тяжелый разведывательный и ударный аппарат (вес — 20 тонн), разрабатывавшийся в российском ОКБ МиГ по технологии «стелс». Широким массам был показан всего лишь полноразмерный макет, демонстрировался на авиасалоне МАКС-2007.

Проект был свернут, но разработки остались. Их планируется использовать в перспективных ударных БПЛА России. Вооружение — тактические ракеты «земля-земля» и авиабомбы. Максимальная скорость монстра — 850 км/ч, дальность полета — 4000 км.

В представлении большинства людей, не имеющих отношения к авиации, беспилотные летательные аппараты представляют собой несколько усложненные версии радиоуправляемых моделей самолетов. В определенном смысле так оно и есть. Однако функции этих устройств в последнее время стали настолько разнообразными, что ограничиваться только таким взглядом на них больше нельзя.

Начало беспилотной эры

Если говорить об автоматических летательных и космических дистанционно управляемых системах, то тема эта не нова. Другое дело, что в последнее десятилетие на них возникла определенная мода. По своей сути, советский челнок «Буран», совершивший космический полет без экипажа и благополучно приземлившийся в теперь уже далеком 1988 году, - тоже беспилотник. Фото поверхности Венеры и многие научные данные об этой планете (1965) также получены в автоматическом и телеметрическом режиме. И луноходы вполне соответствуют представлениям о беспилотной технике. И многие другие достижения советской науки в космической сфере. Откуда же возникла упомянутая мода? По всей видимости, она стала результатом опыта боевого применения подобной техники, а он был богатым.

А как этим пользоваться?

Управление беспилотными летательными аппаратами является такой же специальностью, как обычная Дорогую и сложную машину запросто можно разбить о землю, совершая неумелую посадку. Ее можно потерять в результате неудачного маневра или обстрела неприятелем. Как и обычный самолет или вертолет, беспилотник нужно постараться спасти и вывести из опасной зоны. Риск, конечно, не такой, как в случае с «живым» экипажем, но и разбрасываться дорогостоящим оборудованием не стоит. Сегодня в большинстве стран инструкторскую и учебную работу проводят опытные летчики, усвоившие управление БЛА. Они, как правило, не являются профессиональными педагогами и специалистами по компьютерной технике, поэтому такой подход вряд ли сохранится надолго. Требования к «виртуальному пилоту» отличаются от тех, что предъявляются к будущему курсанту при приеме в летное училище. Можно предположить, что конкурс среди поступающих на специальность «оператор БЛА» будет немалым.

Горький украинский опыт

Не вдаваясь в политическую подоплеку вооруженного конфликта в восточных областях Украины, можно отметить крайне неудачные попытки проведения воздушной разведки самолетами Ан-30 и Ан-26. Если первый из них был разработан специально для аэрофотосъемки (преимущественно мирной), то второй - исключительно транспортная модификация пассажирского Ан-24. Оба самолета были сбиты огнем ополченцев. А как же беспилотники Украины? Почему их не использовали для получения информации о дислокации сил повстанцев? Ответ прост. Их нет.

На фоне перманентного финансового кризиса в стране средств, необходимых для создания современных образцов вооружения, не нашлось. Беспилотники Украины пребывают на стадии эскизных проектов или простейших самодельных устройств. Некоторые из них собраны из радиоуправляемый авиамоделей, приобретенных в магазине «Пилотаж». Точно так же действуют и ополченцы. Не так давно по украинскому телевидению был показан якобы сбитый российский беспилотник. Фото, на котором изображена небольшая и не самая дорогая модель (без каких-либо повреждений) с кустарным образом прикрепленной видеокамерой, вряд ли может послужить иллюстрацией агрессивной военной мощи «северного соседа».

Практически каждый называет военный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) дроном, но это заблуждение, которое оскорбляет их пилотов (да, у них есть пилоты). Слово «дрон» часто ассоциируется с тихим жужжанием, потому-то и самцов пчел называют дронами. Но использование слова «дрон» для описания сложной системы, развертываемой на современном поле сражения, нелепо и оскорбительно для их операторов.

«Дрон» подразумевает отсутствия участия со стороны эксперта-оператора, поэтому этот термин не особо широко используется военными. За пределами же военного дела, слово «дрон» чаще ассоциируют с квадрокоптерами, небольшими летательными аппаратами с дистанционным управлением, которых энтузиасты используют для проведения различных мероприятий, включая гонки на квадрокоптерах, аэрофотосъемку и просто развлечения.

Они новинка для военных


БПЛА не новы для военного вооружения, но вас может удивить, что впервые их использовали еще в 19 веке! Австрийские войска, атакующие Италию в 1849 году, подошли к Венеции, вооружившись 200 воздушных шаров. Эти шары были оснащены бомбами с установленными синхронизированными предохранителями. Их успех не был полноценным, поскольку многие шары сдуло ветром назад к австрийской линии фронта, но некоторые все же достигли своих целей. Это первый пример использования беспилотного летательного аппарата в военных действиях.

С тех пор дистанционно управляемые аппараты разрабатываются и используются во многих вооруженных силах разных стран. Пока GPS не стала широко распространенной технологией, позволяющей управлять аппаратами со спутника в любой точке мира, ими управляли с помощью радиоканала.

Ими управляет совсем немного людей


Один из самых больших минусов пилотируемых летательных аппаратов - это общее число людей, необходимых для управления ими. Нужны пилоты, вторые пилоты, экипаж на борту и другие, в зависимости от типа транспорта. Кроме того, нужны люди, которые заправляют транспортное средство, передвигают его, обслуживают и ремонтируют и даже хранят его, когда им никто не пользуется.

По сути, не особо отличаются. Более того, иногда они требуют еще большего количества людей для управления, чем большинство пилотируемых аппаратов. В дополнение к людям, которые обслуживают и управляют аппаратом, есть операторы каждого датчика и камеры на борту. Для сравнения: для управления F-16 нужно около 100 людей, Predator - 168, а Reaper - 180. Но это американские системы БПЛА.

Они редко разбиваются и требует минимальной поддержки


Эксплуатация любого военного аппарата - дорогое удовольствие, и в этом плане БПЛА мало чем отличаются. При этом у БПЛА есть серьезная проблема: они часто разбиваются. Разумеется, лучше потерять беспилотный аппарат, чем пилотируемый, потому что в первом случае не требуется искать и спасать пилотов. Впрочем, военные не очень любят, когда их технологии попадают в лапы противника, поэтому разбившиеся БПЛА тоже часто требуют миссии по извлечению обломков или окончательному уничтожению упавшего аппарата.

С 2004 года число аварий БПЛА постоянно растет, возможно, в связи с увеличением эксплуатационных часов и общей усталостью систем, которые активно использовались в Афганистане и Ираке. В 2004 году было всего девять аварий, а в 2012 году - уже двадцать шесть. Многие аварии являются результатом враждебных действий, направленных на уничтожение аппарата, и еще больше падают с небес по неизвестным или неустановленным причинам.

Если нарушить их коммуникацию, они упадут


Большинство БПЛА используют спутниковую связь, которую трудно нарушить. С земли их сбить с толку очень трудно, практически невозможно, поскольку вся их связь уходит вверх тонким лучом. Если же коммуникационные системы беспилотника нарушены, он переключается на автопилот до тех пор, пока не восстановит связь с оператором.

Коммерческие беспилотники куда проще сбить с толку, поскольку в основе их связи лежит радиосвязь, поэтому увеличение энергии на их рабочей частоте, как правило, приводит к сбою в связи. Когда дело доходит до военных беспилотных летательных аппаратов, с ними все куда сложнее.

Намеренный сбой связи - опасное предприятие, поскольку требует большого количества энергии для работы оборудования. Различные установки уже существуют, и люди самостоятельно делают проекты вроде «винтовок», когда хотят сбить коммерческий дрон, но мы не рекомендуем ими пользоваться.

Они могут оставаться в воздухе в течение короткого периода времени


Это заблуждение может быть связано с относительно кратковременными полетами, которые могут поддерживать коммерческие беспилотники и дроны. Большинство квадрокоптеров могут оставаться в воздухе в течение 15 минут, и очень немногие - в два раза дольше. Основная причина этого - хранение и потребление энергии. Большинство коммерческих беспилотников маленькие и питаются бортовой батареей. Почти все БПЛА, однако, переносят топливо, как обычный самолет. Поэтому они могут оставаться в воздухе гораздо дольше своих гражданских коллег.

Predator, один из самых используемых в боевых действиях БПЛА, может держаться в воздухе 27 часов. Российский аналог «Дозор-600», предназначенный для выполнения схожих целей (в настоящее время в разработке), может оставаться в воздухе до 30 часов. Global Observer Stratospheric Persistent разработала недавно БПЛА, который может оставаться в воздухе до 168 часов из-за высокой рабочей высоты (20 000 метров) и использования жидкого водорода в качестве топлива.

Управлять дроном может любой (как в видеоигре)


Хотя бытует мнение, что хороший геймер (человек, играющий в видеоигры) может быть хорошим оператором БПЛА, это совсем не обязательно будет работать в обратном направлении. Большинство БПЛА будут это отрицать и многие из них даже подробно записали и рассказали, почему управление аппаратом имеет мало чего общего с видеоигрой. Большинством БПЛА, которые находятся в эксплуатации армии, сложно управлять, как и любым другим летательным аппаратом, и необходим хорошо обученный и квалифицированный пилот. Некоторые игры могут дублировать это в некоторой степени, но очень немногие люди, хорошо играющие в Microsoft Flight Simulator, смогут просидеть в кабине в течение восьми часов без перерыва.

Еще одно важное отличие - пилот БПЛА может атаковать и уничтожить цель, которая вполне может быть живым, дышащим человеком. Ни одна видеоигра и близко не подводит человека к выполнению такой миссии (не путайте виртуальное с реальным).

У них есть «списки зачистки»


Основная цель практически всех БПЛА - это разведка и охрана. В процессе эксплуатации, они являются «глазами в небе» и используются для обеспечения безопасности штаба, работающего на месте. Конечно, некоторые беспилотники оснащены оружием и используются для уничтожения целей; но это не их основная миссия. По сути, у них нет никаких «списков зачистки», в которых поименно обозначены цели, представленные к уничтожению.

Чтобы БПЛА открыл огонь по любой цели, он сначала должен идентифицировать ее и проверить, а затем наземный командир примет решение стрелять или нет. К сожалению, бывают и ошибочные решения, как в случае с пилотируемыми летательными аппаратами, и по ошибке атакуются гражданские цели. Именно поэтому появилось мнение, что БПЛА выполняют задачу независимо от решений на земле, то есть уничтожают цель без определения, независимо от ситуации.

Военные поддерживают списки целевых задач высокого ранга, но их не загружают на борт аппарата и рассматривают в качестве возможных мишеней.

Они автономны


Как мы уже выяснили, почти все БПЛА нуждаются в квалифицированных операторах, которые смогут управлять аппаратом и использовать его разнообразные системы. Едва ли их можно считать автономными, хотя некоторые летные операции поддерживаются компьютерами, подобно автопилоту, которым оснащен сегодня любой коммерческий авиалайнер.

Хотя можно сказать, что в настоящее время военные не управляют автономными роботами-убийцами, как многие думают, никто не говорит, что этого не будет в будущем. В настоящее время, например, ВМС США и армия исследуют возможности создания автономных беспилотных летательных аппаратов из-за нехватки пилотов, а DARPA поручена разработка набора из шести летательных аппаратов, которые смогут «совместно находить, отслеживать, идентифицировать и поражать цели».

Их делают ради одной задачи: убивать


Большинство беспилотников, стоящих на вооружении армий разных стран, используются для воздушной разведки или наблюдения в той или иной форме. Тот же Predator разрабатывался для этих задач, пока не начался конфликт в Ираке. Флоты небольших аппаратов никогда не были и вряд ли будут вооружены из-за их размера и других задач.

Но что будет потом, пока неизвестно. Многие страны разрабатывают БПЛА именно для боевых целей. В 2013 году Boeing смогла модернизировать F-16, которым обычно управляет два человека, сделав его полностью беспилотным. Отсутствие персонала в кабине позволило транспорту достичь ускорения в 9G, что было бы невероятно опасным для человека.

Помимо этого, разрабатываются БПЛА-вертолеты с пулеметами, а также стелсы и другие типы боевых аппаратов. Будущее беспилотных войн, похоже, сделает все наши заблуждения реальностью.