Балтийский флот вмф россии. Создание Российского флота на Балтийское море

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, оперативно-стратегическое объединение ВМФ в России и СССР. Создан в ходе Северной войны 1700-21 годов после того, как российские войска утвердились в устье реки Нева, вернув России выход к Балтийскому морю. Строительство кораблей для Балтийского флота началось на верфях на реке Сясь (1702), реке Свирь и в Лодейном Поле (1703). Первая база Балтийского флота - Санкт-Петербург (с 1724 года главный базой стал Кронштадт). В 1703 году в состав Балтийского флота вошёл первый корабль - фрегат «Штандарт» (первый парусный линейный корабль «Полтава», вошёл в состав Балтийского флота в 1712 году). Корабли для Балтийского флота строились на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, а также на других балтийских верфях, на Белом море (Соломбальская верфь) и покупались за границей. Балтийский флот содействовал российским войскам при Выборга осаде 1710 года, взятии Ревеля, Пернова и Риги в 1710 году, Гельсингфорса и Або в 1713 году. Он сыграл решающую роль при занятии российскими войсками Моонзундских островов в 1710 году и Финляндии в 1712-13 годах. Одержал победы над шведами в Гангутском сражении 1714 года, Эзельском бою 1719 и Гренгамском сражении 1720 года, что позволило России утвердиться на Балтийском море и стать крупной морской державой. Действия российских кораблей и галер в 1719-21 годах у побережья Швеции повлияли на её готовность заключить Ништадтский мир 1721 года. Силами Балтийского флота командовали флотоводцы Ф. М. Апраксин, Н. Ф. Головин, М. М. Голицын (1675-1730), Н.А. Сенявин. В 1721 году в составе Балтийского флота насчитывалось 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов. До создания Черноморского флота в 1783 году Балтийский флот был единственным флотом Российской империи.

В Семилетнюю войну 1756-63 годов Балтийский флот участвовал во взятии Мемеля и Кольберга. В ходе Архипелагских экспедиций эскадры Балтийского флота под командованием Г. А. Спиридова, С. К. Грейга, Д. Н. Сенявина, Л. П. Гейдена и др. действовали в Средиземном море, одержали победы над турецким флотом в Чесменском сражении 1770 года, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827 года. В русско-шведскую войну 1788-90 годов Балтийский флот отразил нападение шведского флота, стремившегося захватить Кронштадт и Санкт-Петербург, и одержал победы в Гогландском сражении 1788 года, Роченсальмском сражении 1789 года (смотри Роченсальмские сражения), Ревельском сражении 1790 года, Красногорском сражении 1790 и Выборгском сражении 1790 года (но потерпел поражение во втором Роченсальмском сражении 1790). В 1826 году в состав Балтийского флота вошёл первый вооруженный пароход, но вплоть до середины 19 века его основу составляли парусные корабли (26 линейных кораблей, 9 фрегатов), имелись также 9 пароходофрегатов и др. В начале - середине 19 века корабли Балтийского флота участвовали в дальних и кругосветных плаваниях, во время которых совершён ряд географических открытий и существенно расширены знания в области океанографии (экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, О. Е. Коцебу, Г. И. Невельского и др.).

В ходе Крымской войны 1853-56 годов Балтийский флот сорвал попытки оснащённого паровыми кораблями англо-французского флота захватить Кронштадт, Свеаборг, Гельсингфорс и блокировать Санкт-Петербург с моря. Российские моряки впервые успешно применили минные заграждения из якорных мин.

С 1861 года в России для Балтийского флота развернулось строительство парового броненосного флота. В 1877 году в состав Балтийского флота вошёл первый мореходный броненосец «Пётр Великий». К концу 19 века в Балтийском флоте имелось 9 броненосцев, 20 броненосцев береговой обороны и 11 броненосных крейсеров. С 1903 года на вооружение Балтийского флота поступили подводные лодки (ПЛ).

В русско-японскую войну 1904-05 годов из состава Балтийского флота сформированы 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, совершившие сложнейший переход в 18 тысяч миль с Балтики на Дальний Восток, но затем разгромленные в Цусимском сражении 1905 года. Балтийский флот восстанавливался в ходе Морских реформ 1900-10-х годов. В 1912 году на вооружении Балтийского флота появилась авиация.

В Первую мировую войну 1914-18 годов Балтийский флот действовал на коммуникациях противника, поддерживал сухопутные войска, защищал Петроград с моря, проводил крупные минно-заградительные операции, в ходе которых поставлено около 35 тысяч мин. Главной базой флота был Гельсингфорс. В ноябре 1914 года в состав флота включены первые российские линейные корабли-дредноуты типа «Севастополь». Балтийский флот провёл Ирбенскую операцию 1915 года, участвовал в Моонзундской операции 1917 года.

Моряки Балтийского флота сыграли заметную роль в революционных событиях, в том числе в Октябрьской революции 1917 года.

Декретом СНК от 29.1(11.2).1918 Балтийский флот включён в состав Рабоче-крестьянского Красного Флота. В связи с продвижением германских войск к Таллину, а затем финских войск к Гельсингфорсу совершён Ледовый поход Балтийского флота 1918 года. В 1918-19 годах Балтийский флот вёл боевые действия против английского флота, белой Северо-Западной армии. Значительная часть личного состава Балтийского флота участвовала в Кронштадтском восстании 1921 года. В апреле 1921 года Балтийский флот преобразован в Морские силы Балтийского моря (с 1935 года - Краснознамённый Балтийский флот).

В межвоенный период на вооружение Балтийского флота поступили новые корабли, ПЛ, самолёты, созданы ВВС Балтийского флота, организована ПВО и береговая оборона (БО). Часть личного состава и кораблей Балтийского флота стала основой для создания Северного флота и Тихоокеанского флота.

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 годов в состав Балтийского флота входили 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 48 торпедных катеров, 69 ПЛ, 656 самолётов, соединения БО и ПВО, бригада морской пехоты (МП). Главной базой флота был Таллин. Во время войны Балтийский флот совместно с сухопутными войсками оборонял военно-морские базы и районы побережья, в том числе в ходе Таллина обороны 1941 года, Моонзундских островов обороны 1941 года и Ханко обороны 1941 года, действовал на коммуникациях противника. В августе 1941 года с острова Сааремаа дальние бомбардировщики Балтийского флота нанесли первые удары по Берлину. Большие потери в кораблях и личном составе Балтийский флот понёс в августе 1941 года в ходе Таллинского перехода в Кронштадт. Вместе с сухопутными войсками флот участвовал в Ленинградской битве 1941-44 годов, обеспечивал транспортные перевозки по Ладожскому озеру, принимал участие в операциях по прорыву (1943), а затем полному снятию блокады (1944) Ленинграда. Балтийский флот осуществил Моонзундскую операцию 1944 года. Действия кораблей и авиации Балтийского флота по поддержке сухопутных войск и нарушению морских коммуникаций противника в 1944-45 годах способствовали разгрому противника на Карельском перешейке, в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании. За боевые заслуги свыше 20 кораблей и частей Балтийского флота стали гвардейскими, 58 награждены орденами. Свыше 100 тысяч балтийцев награждены орденами и медалями, 137 присвоено звание Героя Советского Союза.

В феврале 1946 года Балтийский флот разделён на 4-й и 8-й флоты (в декабре 1955 года восстановлен в прежней организации). Балтийский флот получил возможность базироваться в портах ГДР и Польши. С 1950-х годов Балтийский флот, как и весь ВМФ СССР, оснащался качественно новой боевой техникой. В состав Балтийского флота входили дизельные ракетные ПЛ, ракетные корабли и ракетоносные самолёты, способные нести ядерное оружие, а также дизельные торпедные ПЛ, эсминцы, противолодочные корабли, ракетные катера, тральщики, десантные корабли (в том числе на воздушной подушке), другие средние и малые суда, летательные аппараты различных типов.

К началу 1991 года Балтийский флот был крупнейшим военно-морским флотом в регионе Балтийского моря, имел в своём составе 232 боевых корабля (в том числе 32 ПЛ), 328 самолётов и 70 вертолётов, 16 пусковых установок береговых ракетных частей, соединения БО и МП, части тылового и технического обеспечения. После распада СССР силы Балтийского флота выведены с территории бывший ГДР, Польши, стран Прибалтики (флот лишился до 80% пунктов базирования, 60% предприятий и около 50% казарменного и жилищного фонда). В 1995 году в состав Балтийского флота вошла Ленинградская военно-морская база. Особое значение приобрела защита морских путей сообщения с изолированным российским анклавом - Калининградской областью. Главный база Балтийского флота - г. Балтийск. К 2004 году в составе Балтийского флота находилось около 70 кораблей и ПЛ.

До начала 20 века на Балтийском флоте фактически существовали постоянные должности только начальников эскадр, командующий флотом назначался, как правило, на период боевых действий. Функции управления флотом на берегу выполняли командиры военных портов. Первым фактическим командующий Балтийского флота в мае 1904 года стал админирал А. А. Бирилёв, назначенный главным командиром Балтийского флота и начальником морской обороны Балтийского моря. В 1908 году для управления Балтийским флотом учреждена должность командующего Соединёнными отрядами Балтийского моря (с 1911 года командующий Морскими силами Балтийского моря, с 1914 года командующий флотом Балтийского моря). Командующими Балтийского флота были: И. О. Эссен (1908-15), М. В. Викторов (1921-24, 1926-32), Л. М. Галлер (1932-37), В. Ф. Трибуц (1939-46), вице-адмирал, с 1964 года админирал А. Е. Орёл (1959-67), вице-адмирал, с 1969 года адмирал В. В. Михайлин (1967-75), И. М. Капитанец (1981-85), вице-адмирал, с 1987 года адмирал В. П. Иванов (1986-91) и др.

Балтийский флот награждён 2 орденами Красного Знамени (1928, 1965).

Лит.: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1875. Ч. 1; Флот в Первой мировой войне. М., 1964. Т.1: Действия русского флота; Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., 1981; Балтийский, дважды Краснознаменный. Вильнюс, 1987; Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 3-е изд. М., 1990; Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 годы 2-е изд. М., 1990-1992. Кн. 1-4; Очерки истории Балтийского флота. Калининград, 1997-2003. Кн. 1-6; Балтийский флот: Три века на службе Отечеству. СПб., 2002.

18 мая ежегодно отмечается День Балтийского флота, который установлен приказом главнокомандующего ВМФ РФ адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 года.


В этот майский день 1703 года Пётр I во главе своей флотилии одержал первую боевую победу, захватив в ходе сражения два шведских боевых судна («Гедан» и «Астрильд»).

Балтийский флот – старейший флот России. Он представляет собой крупное разновидное оперативно-стратегическое территориальное объединение ВМФ РФ на Балтийском море, способное эффективно действовать как непосредственно в морской зоне, так в воздухе и на суше. Также Балтфлот ВМФ РФ является основной учебно-испытательной базой ВМФ РФ. В состав флота входят 2 дизельные подводные лодки, 41 надводный корабль, 15 катеров, из них: 9-десантных и 6-ракетных. Флагманом флота является эсминец «Настойчивый».

Штаб Балтийского флота располагается в Калининграде. Основные пункты базирования: Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Санкт-Петербург).

Надо сказать, что становления Балтийского флота тесно связана с историей Санкт-Петербурга. Ведь в мае 1703 года началось строительство города на Неве, а через год здесь начали возводить Адмиралтейскую верфь, которая потом стала одним из центров кораблестроения в России. С тех пор Балтийский флот самоотверженно защищает рубежи Отечества, проходя через все исторические вехи Государства Российского.

За время существования Балтийского флота моряками-балтийцами были одержаны выдающиеся победы. Во время Северной войны (1700-1721) они балтийцы мужественно и самоотверженно сражались с силами шведской короны. Доблестно отстояли побережье Балтики во время Крымской войны (1853-1856). В годы Великой Отечественной войны флот принимал участие в обороне Ленинграда (1941-1944), поддерживал наступление Красной Армии в Прибалтике (1944), в Восточной Пруссии и Восточной Померании (1944-1945).

На сухопутных фронтах сражались более 110 тыс. моряков-балтийцев. Подводники Балтики уничтожили 52 транспорта и 8 кораблей противника. Флот высадил 24 десанта. Авиация флота произвела более 158 тыс. боевых вылетов, включая вылеты под шквальным огнём противника. Около 82 тыс. моряков-балтийцев были награждены орденами и медалями, из них 173 было присвоено звание Героя Советского Союза, в том числе четырём – дважды.

Балтийский флот стал родоначальником русских кругосветных исследовательских экспедиций. На карте мира можно увидеть имена адмиралов и офицеров Балтийского флота, которые совершили 432 (!) географических открытия. В современных учебниках географии и истории это выдающееся достижение не только отдельно балтийской, но и всей флотоводческой школы страны, сегодня фактически никак не отражено.

За выдающиеся заслуги перед Родиной Балтийский флот награждён двумя орденами Красного Знамени в 1928 и 1965 годах.

Сейчас в боевом составе Балтфлота имеются современные корабли, новейшее вооружение и технические средства последнего поколения. Практически каждый год на морские просторы выходят новые или модернизированные суда, военные корабли

В декабре 2016 года поднят Андреевский флаг на корабле «Александр Обухов», созданный для главной базы Балтийского флота. Этот головной корабль проекта 12700 уникален самым большим в мире стеклопластиковым корпусом.

Технология выдувного кораблестроения в российском флоте применяется впервые. Она позволяет при увеличении прочности корабля снизить его массу, увеличить срок службы и значительно уменьшить магнитное поле, что обеспечивает дополнительную безопасность при тралении мин.

Длина корабля 70 метров, водоизмещение 800 тонн, максимальная скорость 15 узлов, дальность плавания до 1,5 тыс. миль. Благодаря подруливающим устройствам тральщик хорошо маневрирует, много внимания при его создании уделено комфорту экипажа.

В настоящее время ещё три корабля проекта 12700 ("Георгий Курбатов", "Иван Антонов" и "Владимир Емельянов") находятся в постройке, а в ближайшие годы планируется создание ещё 20 тральщиков этого типа.

Что же касается географии деятельности Балтийского флота, то в настоящее время она очень обширна. Корабли и суда Балтийского флота решают задачи безопасности международного судоходства и борьбы с терроризмом и в удалённых от берегов РФ районах Мирового океана, включая Восточное Средиземноморье.

Балтийский флот является форпостом России в западном регионе и обеспечивает стабильность военно-политической обстановки и государственные интересы страны.

"Военное обозрение" поздравляет моряков-балтийцев с праздником!

Военно-морской флот Российской Федерации — один из трех видов Вооруженных сил нашего государства . Его основная задача – вооруженная защита государственных интересов на морских и океанских театрах военных действий. Флот России обязан защищать суверенитет государства за пределами ее сухопутной территории (территориальные воды, права в суверенной экономической зоне).

ВМФ России считается преемником советских военно-морских сил, которые, в свою очередь, создавались на основе Российского императорского флота. История российского ВМФ очень богата, она насчитывает более трехсот лет, за это время он прошел долгий и славный боевой путь: противник не единожды спускал боевой флаг перед русскими кораблями.

По своему составу и количеству кораблей ВМФ России считается одним из сильнейших в мире: в глобальном рейтинге он занимает второе место после американского ВМФ .

В состав российского ВМФ входит один из компонентов ядерной триады: подводные атомные ракетоносцы, способные нести межконтинентальные баллистические ракеты . Нынешний российский флот уступает по своей мощи ВМФ СССР, многие корабли, находящиеся сегодня на вооружении, были построены еще в советский период, поэтому они устарели как морально, так и физически. Однако в последние годы ведется активное строительство новых кораблей и флот ежегодно пополняется новыми вымпелами. Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года на обновление ВМФ России будет потрачено около 4,5 трлн рублей.

Кормовым флагом российских военных кораблей и флагом военно-морских сил России является Андреевский флаг. Он был официально утвержден президентским указом от 21 июля 1992 года.

День ВМФ России празднуется в последнее воскресенье июля. Эта традиция была установлена решением советского правительства в 1939 году.

В настоящее время Главнокомандующим ВМФ России является адмирал Владимир Иванович Королёв, а его первым заместителем (начальником Главного штаба) – вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Цели и задачи российского ВМФ

Для чего России нужен военный флот? Американский вице-адмирал Альфред Мэхен, один из крупнейших военно-морских теоретиков, еще в конце XIX века писал, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. И с ним трудно не согласиться. Несколько столетий границы Британской империи крепились бортами ее кораблей.

Мировой океан – это не только неисчерпаемый источник ресурсов, но и самая главная мировая транспортная артерия. Поэтому значение ВМС в современном мире тяжело переоценить: страна, обладающая боевыми кораблями, может проецировать вооруженную силу в любой точке Мирового океана. Сухопутные войска любой страны, как правило, ограничены собственной территорией. В современном мире морские коммуникации играют важнейшую роль. Военные корабли могут эффективно действовать на коммуникациях противника, отрезая его от поставок сырья, подкреплений.

Современный флот отличается высокой мобильностью и автономностью: корабельные группировки способны находиться в отдаленных районах океана месяцами. Подвижность корабельных группировок затрудняет нанесение удара, в том числе и с использованием оружия массового поражения.

Современный военно-морской флот обладает внушительным арсеналом средств поражения, которые можно использовать не только против кораблей противника, но и для нанесения ударов по наземным объектам, находящимся на удалении в сотни километров от береговой линии.

Военно-морские силы как геополитический инструмент отличаются большой гибкостью. ВМФ способен отреагировать на кризисную ситуацию за очень короткий срок.

Еще одной отличительной чертой ВМФ как глобального военного и политического инструмента является его универсальность. Вот только некоторые из задач, которые способен решать военно-морской флот:

  • демонстрация военной силы и флага;
  • боевое дежурство;
  • охрана собственных морских коммуникаций и защита побережья;
  • проведение миротворческих и противопиратских операций;
  • проведение гуманитарных миссий;
  • переброска войск и их снабжение;
  • ведение конвенционной и ядерной войны на море;
  • обеспечение стратегического ядерного сдерживания;
  • участие в стратегической противоракетной обороне;
  • проведение десантных операций и боевые действия на суше.

Моряки могут весьма эффективно действовать и на суше. Самым наглядным примером являются ВМС США , которые уже давно стали самым мощным и универсальным инструментом американской внешней политики. Для проведения масштабных наземных операций на суше флоту необходима мощная военно-воздушная и сухопутная составляющая, а также развитая тыловая инфраструктура, способная снабжать экспедиционные силы на расстоянии в тысячи километров от своих границ.

Российским морякам неоднократно приходилось участвовать в сухопутных операциях, как правило, проходивших на родной земле и носивших оборонительных характер. В качестве примера можно привести участие военных моряков в сражениях Великой Отечественной войны, а также первую и вторую чеченские кампании, в которых сражались подразделения морской пехоты.

Российский флот выполняет множество задач и в мирное время. Боевые корабли обеспечивают безопасность хозяйственной деятельности в Мировом океане, проводят наблюдение за ударными корабельными группировками потенциальных противников, прикрывают районы патрулирования подводных лодок вероятного противника. Корабли ВМФ России участвуют в защите государственной границы, моряков могут привлекать для ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Состав ВМФ России

По состоянию на 2014 год в состав российского флота входили пятьдесят атомных подводных лодок. Из них четырнадцать – это ракетные подводные крейсера стратегического назначения, двадцать восемь субмарин с ракетным или торпедным вооружением и восемь подлодок имеют специальное назначение. Кроме того, в состав флота входят двадцать дизель-электрических подводных лодок.

В корабельный состав надводного флота входят: один тяжелый авианесущий крейсер (авианосец), три атомных ракетных крейсера, три ракетных крейсера, шесть эсминцев, три корвета, одиннадцать больших противолодочных кораблей, двадцать восемь малых противолодочных кораблей. Также в состав ВМФ РФ входят: семь сторожевых судов, восемь малых ракетных кораблей, четыре малых артиллерийских корабля, двадцать восемь ракетных катеров, более пятидесяти тральщиков различных видов, шесть артиллерийских катеров, девятнадцать больших десантных кораблей, два десантных корабля на воздушной подушке, более двух десятков десантных катеров.

История военно-морского флота РФ

Киевская Русь уже в IX веке обладала флотом, который позволял ей проводить успешные морские походы на Константинополь. Однако эти силы тяжело назвать регулярным ВМФ, корабли строили непосредственно перед походами, их основной задачей были не сражения на море, а доставка сухопутных войск к месту назначения.

Потом были столетия феодальной раздробленности, нашествия иноземных завоевателей, преодоление внутренней смуты – к тому же Московское княжество долго не имело выходов к морю. Исключением был только Новгород, который имел выходы к Балтике и вел успешную международную торговлю, будучи членом Ганзейского союза, и даже совершал морские походы.

Первые боевые корабли в России начали строить во время Ивана Грозного, но затем Московское княжество погрузилось в Смуту, и о военном флоте опять надолго забыли. Боевые корабли использовались в ходе войны со Швецией 1656-1658 годов, во время этой кампании была одержана первая задокументированная русская победа на море.

Создателем регулярного российского военного флота считается император Петр Первый. Именно он определил выход России к морю как первостепенную стратегическую задачу и начал постройку боевых кораблей на верфи на реке Воронеж. И уже в ходе Азовской кампании русские линейные корабли впервые приняли участие в массовом морском сражении. Это событие можно назвать рождением регулярного Черноморского флота. Через несколько лет первые военные корабли России появились на Балтике. Новая российская столица Санкт-Петербург надолго стала главной морской базой Балтийского флота Российской империи.

После смерти Петра ситуация в отечественном кораблестроении значительно ухудшилась: новые корабли практически не закладывались, а старые постепенно приходили в негодность.

Ситуация стала критичной во второй половине XVIII века, в период царствования императрицы Екатерины II. В это время Россия проводила активную внешнюю политику и являлась одним из ключевых политических игроков в Европе. Русско-турецкие войны, которые продолжались с небольшими перерывами почти половину столетия, заставили российское руководство уделить развитию военного флота особое внимание.

В этот период российским морякам удалось одержать несколько славных побед над турками, крупная российская эскадра совершила первый дальний поход в Средиземное море из Балтики, империя завоевала обширные земли в северном Причерноморье. Самым знаменитым российским флотоводцем того периода был адмирал Ушаков, командовавший Черноморским флотом.

В начале XIX столетия российский флот был третьим в мире по количеству кораблей и орудийной мощи после Великобритании и Франции. Русские моряки совершили несколько кругосветных путешествий, внесли значительную лепту в изучение Дальнего Востока, русскими военными моряками Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1820 году был открыт шестой континент – Антарктида.

Важнейшим событием в истории российского флота стала Крымская война 1853-1856 годов. Из-за целого ряда дипломатических и политических просчетов России пришлось воевать против целой коалиции, в состав которой входили Великобритания, Франция, Турция и Сардинское королевство. Основные сражения этой войны происходили на черноморском театре военных действий.

Война началась с блестящей победы над Турцией в морском сражении при Синопе. Российский флот под руководством Нахимова наголову разбил противника. Однако в дальнейшем эта кампания складывалась для России неудачно. Англичане и французы имели более совершенный флот, они серьезно опережали Россию в строительстве паровых судов, имели современное стрелковое оружие. Несмотря на героизм и отличную выучку русских моряков и солдат, после долгой осады Севастополь пал. Согласно условиям Парижского мирного договора, России впредь запрещалось иметь черноморский военный флот.

Поражение в Крымской войне привело к активизации строительства в России боевых кораблей на паровой тяге: броненосцев и мониторов.

Создание нового парового броненосного флота активно продолжалось в конце XIX – начале XX столетия. Чтобы преодолеть отставание от ведущих морских мировых держав, российское правительство закупало новые корабли за границей.

Важнейшей вехой в истории российского флота стала русско-японская война 1904-1905 годов. Две сильнейшие державы тихоокеанского региона, Россия и Япония, вступили в схватку за контроль над Кореей и Маньчжурией.

Война началась с внезапной атаки японцев на гавань Порт-Артура – крупнейшей базы российского тихоокеанского флота. В тот же день превосходящие силы японских кораблей в порту Чемульпо потопили крейсер «Варяг » и канонерку «Кореец».

После нескольких сражений, проигранных российскими сухопутными войсками, пал Порт-Артур, а корабли, находившиеся в его гавани, были потоплены артиллерийским огнем неприятеля или собственными экипажами.

Вторая Тихоокеанская эскадра, собранная из кораблей Балтийского и Черноморского флотов, которая шла на помощь Порт-Артуру, потерпела сокрушительное поражение около японского острова Цусима.

Поражение в русско-японской войне стало настоящей катастрофой для русского флота. Он потерял большое количество вымпелов, погибло много опытных моряков. Только к началу Первой мировой войны эти потери частично удалось компенсировать. В 1906 году в составе российского флота появились первые подводные лодки. В том же году был учрежден Главный Морской штаб.

В Первую мировую войну главным противником России на Балтийском море была Германия, а на Черноморском театре военных действий – Османская империя. На Балтике российский флот следовал оборонительной тактике, так как немецкий флот превосходил его и количественно, и качественно. Активно использовалось минное оружие.

Черноморский флот с 1915 года практически полностью контролировал Черное море.

Революция и вспыхнувшая после нее Гражданская война стали настоящей катастрофой для российского флота. Черноморский флот был частично захвачен немцами, некоторые из его кораблей были переданы Украинской Народной Республике, затем они попали в руки Антанты. Часть кораблей была затоплена по приказу большевиков. Иностранные державы оккупировали побережье Северного моря, Черного моря и тихоокеанское побережье.

После прихода к власти большевиков началось постепенное восстановление военно-морских сил. В 1938 году появился отдельный вид вооруженных сил - Военно-Морской Флот СССР. Перед началом Второй мировой войны он представлял собой весьма внушительную силу. Особенно много в его составе было подводных лодок различных модификаций.

Первые месяцы войны стали настоящей катастрофой для ВМФ СССР. Были оставлено несколько ключевых военных баз (Таллин, Ханко). Эвакуация военных кораблей из ВМБ Ханко привела к тяжелым потерям из-за вражеских мин. Основные сражения Великой Отечественной проходили на суше, поэтому ВМФ СССР отправил в сухопутные войска более 400 тыс. моряков.

После окончания войны начался период противостояния между Советским Союзом с его сателлитами и блоком НАТО во главе с США. В это время ВМФ СССР достиг пика своего могущества, как по количеству кораблей, так и по их качественным характеристикам. Огромное количество ресурсов выделялось на строительство атомного подводного флота, было построено четыре авианосца, большое количество крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов (96 единиц на конец 80-х), более сотни десантных кораблей и катеров. Корабельный состав ВМФ СССР в середине 80-х годов насчитывал 1380 боевых кораблей и большое количество вспомогательных судов.

Развал Советского Союза привел к катастрофическим последствиям. ВМФ СССР был разделен между советскими республиками (правда, большая часть корабельного состава досталась России), из-за недофинансирования большинство проектов были заморожены, часть кораблестроительных предприятий осталась за границей. В 2010 году в состав ВМФ РФ входило всего лишь 136 боевых кораблей.

Структура ВМФ РФ

Российский военно-морской флот включает в себя следующие силы:

  • надводные;
  • подводные;
  • морскую авиацию;
  • береговые войска.

Морская авиация состоит из береговой, палубной, тактической и стратегической.

Объединения ВМФ России

Военно-морские силы России состоят из четырех оперативно-стратегических объединений:

  • Балтийский флот ВМФ России, его штаб находится в Калининграде
  • Северный флот ВМФ России, его штаб расположен в Североморске
  • Черноморский флот, его штаб расположен в Севастополе, относится к Южному военному округу
  • Каспийская флотилия ВМФ России, штаб находится в Астрахани, входит в состав ЮВО.
  • Тихоокеанский флот, штаб которого расположен во Владивостоке, входит в состав Восточного военного округа.

Северный и Тихоокеанский флота являются сильнейшими в российском ВМФ. Именно здесь базируются подводные лодки-носители стратегического ядерного оружия, а также все надводные и подводные корабли с ядерной силовой установкой.

На Северном флоте базируется единственный российский авианосец – «Адмирал Кузнецов» . Если для российского флота будут построены новые авианосцы, то, скорее всего, их тоже разместят на Северном флоте. Этот флот является частью Объединённого стратегического командования «Север».

В настоящее время российское руководство уделяет много внимания Арктике . Этот регион является спорным, к тому же в этом регионе разведано огромное количество полезных ископаемых. Вероятно, в ближайшие годы именно Арктика станет «яблоком раздора» для крупнейших мировых государств.

В состав Северного флота входит:

  • ТАКР «Адмирал Кузнецов» (проект 1143 «Кречет»)
  • два атомных ракетных крейсера проекта 1144.2 «Орлан» «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» , который является флагманом Северного флота
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов» (проект «Атлант»)
  • четыре БПК проекта 1155 «Фрегат» и один БПК проекта 1155.1.
  • два эсминца проекта 956 «Сарыч»
  • девять малых боевых кораблей, морские тральщики разных проектов, десантные и артиллерийские катера
  • четыре больших десантных корабля проекта 775.

Основной силой Северного флота являются подводные лодки. В их число входит:

  • Десять атомных подводных лодок, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами (проекты 941 «Акула» , 667БДРМ «Дельфин », 995 «Борей»)
  • Четыре атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами (проекты 885 «Ясень» и 949А «Антей»)
  • Четырнадцать атомных субмарин с торпедным вооружением (проекты 971 «Щука-Б» , 945 «Барракуда», 945А «Кондор» , 671РТМК «Щука»)
  • Восемь дизельных подлодок (проекты 877 «Палтус» и 677 «Лада»). Кроме того, имеется в наличие семь атомных глубоководных станций и экспериментальная подводная лодка.

Также в состав СФ входит морская авиация, войска береговой обороны и подразделения морской пехоты.

В 2007 году на архипелаге Земля Франца-Иосифа начато строительство военной базы «Арктический трилистник». Корабли Северного флота принимают участие в сирийской операции в составе Средиземноморской эскадры российского флота.

Тихоокеанский флот. На вооружении это флота имеются подводные корабли с атомными силовыми установками, вооруженные ракетами и торпедами с ядерной боевой частью. Этот флот разделен на две группировки: одна базируется в Приморье, а другая – на Камчатском полуострове. В состав Тихоокеанского флота входят:

  • Ракетный крейсер «Варяг» проекта 1164 «Атлант».
  • Три БПК проекта 1155.
  • Один эсминец проекта 956 «Сарыч».
  • Четыре малых ракетных корабля проекта 12341 «Овод-1».
  • Восемь малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».
  • Торпедные и противодиверсионные катера.
  • Тральщики.
  • Три больших десантных корабля проекта 775 и 1171
  • Десантные катера.

В состав подводных сил Тихоокеанского флота входят:

  • Пять подводных ракетоносцев, вооруженных стратегическими межконтинентальными баллистическими ракетами (проекта 667БДР «Кальмар» и 955 «Борей»).
  • Три атомные подводные лодки с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей».
  • Одна многоцелевая субмарина проекта 971 «Щука-Б».
  • Шесть дизельных подлодок проекта 877 «Палтус».

В состав Тихоокеанского флота входят также морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

Черноморский флот. Один из старейших флотов России с долгой и славной историей. Однако в силу географических причин его стратегическая роль не столь велика. Этот флот участвовал в международной кампании по противодействию пиратству в Аденском заливе, в войне с Грузией в 2008 году, в настоящее время его корабли и личный состав задействован в сирийской кампании.

Ведется строительство новых надводных и подводных судов для Черноморского флота.

В состав этого оперативно-стратегического объединения российского ВМФ входят:

  • Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» «Москва», который является флагманом ЧФ
  • Один БПК проекта 1134-Б «Беркут-Б» «Керчь»
  • Пять сторожевых кораблей дальней морской зоны разных проектов
  • Восемь больших десантных кораблей проектов 1171 «Тапир» и 775. Они объединены в 197-я бригада десантных кораблей
  • Пять дизельных подводных лодок (проекты 877 «Палтус» и 636.3 «Варшавянка»

    В состав Черноморского флота также входит морская авиация, береговые войска и подразделения морской пехоты.

    Балтийский флот. После распада СССР БФ оказался в очень сложном положении: значительная часть его баз оказалась на территории иностранных государств. В настоящее время Балтийский флот базируется в Ленинградской и Калининградской области. Из-за географического положения стратегическое значение БФ также ограничено. В состав Балтийского флота входят следующие корабли:

    • Эсминец проекта 956 «Сарыч» «Настойчивый», который является флагманом БФ.
    • Два сторожевых корабля дальней морской зоны проекта 11540 «Ястреб» . В отечественной литературе их часто называют фрегатами.
    • Четыре сторожевых корабля ближней морской зоны проекта 20380 «Стерегущий» , которые в литературе иногда называют корветами.
    • Десять малых ракетных кораблей (проект 1234.1).
    • Четыре больших десантных кораблей проекта 775.
    • Два малых десантных корабля на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» .
    • Большое количество десантных и ракетных катеров.

    На вооружении Балтийского флота имеется две дизельные подводные лодки проекта 877 «Палтус».

    Каспийская флотилия. Каспийское море – внутренний водоем, который в советский период омывал берега двух стран — Ирана и СССР. После 1991 года в этом регионе появилось сразу несколько независимых государств, и обстановка серьезно осложнилась. Акваторию Каспийского международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2019 года определяет как зону, свободную от влияния НАТО.

    В состав Каспийской флотилии РФ входят:

    • Сторожевые корабли ближней морской зоны проекта 11661 «Гепард» (2 единицы).
    • Восемь малых кораблей разных проектов.
    • Десантные катера.
    • Артиллерийские и антидиверсионные катера.
    • Тральщики.

    Перспективы развития ВМС

    Военный флот – очень дорогостоящий вид вооруженных сил, поэтому после распада СССР практически все программы, связанные со строительством новых кораблей, были заморожены.

    Ситуация начала исправляться только во второй половине «нулевых». Согласно Государственной программе вооружений, до 2020 года ВМФ РФ получит около 4,5 трлн рублей. В планах российских корабелов — выпустить до десяти стратегических ядерных ракетоносцев проекта 995 и такое же количество многоцелевых подлодок проекта 885. Кроме того, продолжится строительство дизель-электрических субмарин проектов 63.63 «Варшавянка» и 677 «Лада». Всего планируется построить до двадцати подводных кораблей.

    ВМФ планирует закупить восемь фрегатов проекта 22350, шесть фрегатов проекта 11356 , более тридцати корветов нескольких проектов (некоторые из них еще только разрабатываются). Кроме того, планируется строительство новых ракетных катеров, больших и малых десантных кораблей, тральщиков.

    Разрабатывается новый эсминец с ядерной силовой установкой. Флот заинтересован в покупке шести таких кораблей. Их планируют оснастить системами противоракетной обороны.

    Много споров вызывает вопрос дальнейшей судьбы российского авианосного флота. Нужен ли он? «Адмирал Кузнецов» явно не соответствует современным требованиям, да и с самого начала этот проект оказался не самым удачным.

    Всего до 2020 года ВМФ РФ планирует получить 54 новых надводных корабля и 24 субмарины с ЯЭУ, большое количество старых судов должно пройти модернизацию. Флот должен получить новые ракетные комплексы, которые смогут вести стрельбу новейшими ракетами «Калибр» и «Оникс» . Этими комплексами планируют оснастить ракетные крейсера (проект «Орлан»), подводные лодки проектов «Антей», «Щука-Б» и «Палтус».

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С момента образования Древнерусского государства со столицей в Новгороде начались морские походы на Балтике. Тогда не было отдельного военного флота и военные отряды содержались на купеческих ладьях, что им не мешало защищать знаменитый путь «из варяг в греки» от ливонских рыцарей и других врагов на всем водном пути до Ладоги, одного из древнейших городов Севера Руси. В XII веке русичи закрепились на побережье Финского залива, и оно вошло в состав ганзейского Новгорода. Все последующие века продолжалось постоянное противоборство с ливонцами и шведами за господство в Финском заливе Балтийского моря.

Многолетние войны продолжались десятилетиями и с приходом на царствие Ивана Грозного войны продолжились еще активнее. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война первоначально приносила победы русскому оружию и была захвачена Нарва, ставшая главным торговым портом, ведущим на Запад. Швеция и Польша лишились больших доходов с русских купцов, продававших свои товары в Ревеле и Нарве, поэтому началась Шведская война. В ходе войны датские союзники пошли на переговоры со шведами, после чего, их войска захватили Нарву и по заключенному в 1583 году перемирию, Московское царство лишилось не только Нарвы, но и всего побережья Финского залива.

Семнадцатый век в России начался с потрясений Смутного времени, практически полным разрушением государства и десятилетиями восстановления под самодержавной властью царей династии Романовых. Во второй половине века войска Царя Алексея Михайловича, вели воны со шведами, но при незначительных успехах, поражения были серьезней, и это привело к окончательной потере выходов к морю. Даже Иван-город был отдан врагу.

Создание Российского флота на Балтийское море

Новая история Российского присутствия на Балтике началась с приходом на царствие Петра I. Молодой царь внимательно слушал иностранцев служивших в Москве и купцов, плавающих в Россию, в результате чего полюбил море, еще ни разу не увидев его.

В войне за Азов, Петром был создан первый российский флот, но он стал предтечей военно-морской мощи России на Балтийском море. В 1696 году Боярская Дума приговорила: «Морским судам быть …» и это смело можно называть днем рождения военно-морского флота России. Главной идеей царя-реформатора было «окно в Европу», а это значит окончательный выход на Балтику и укрепление на нем. Война со Швецией, продолжавшаяся с 1700 по 1721 год заставила Россию полностью перестроиться и научиться многим прежде диковинным вещам, в том числе строительству настоящих морских судов. После громких побед российского воинства и выхода на берега Финского залива, по распоряжению царя в устье Невы был основан город Санкт-Петербург, восстановлены все занятые шведские крепости и заложено несколько верфей.

В войне со Швецией на реках и вдоль побережья Финского залива участвовало множество небольших судов, построенных на Волхове и других небольших реках. На новых верфях были заложены большие морские фрегаты, первый корабль Балтийского флота назывался «Штандарт» и был спущен на воду 22 августа 1703 года. Немного позже пришло время побед и первой, пусть небольшой победой стал захват под крепостью Ниеншанц двух шведских судов: галиота «Гедан» и шнявы «Астрильд». Эта скромная победа дала то, что эскадра шведов простояла в устье Невы лето и, не решившись войти с боями, осенью ушла к своим берегам. А в это время на Заячьем острове уже строился Санкт-Петербург и сооружались Адмиралтейские верфи. Эта символическая победа стала знаменательной датой и теперь 18 мая День Балтийского флота.

Шведский военный флот продолжал попытки пушечных обстрелов и высадок морских десантов, но всегда уходил с большими потерями – Россия твердо укреплялась на Балтийских берегах. К 1710 году уже 250 гребных судов блокировали с моря Выборг, осаждаемый сухопутными войсками, и с этой помощью он был взят. Первый полноценный линейный корабль, спущенный на воду в 1712 году, получил имя «Полтава» в честь разгрома шведских сухопутных войск под городком Полтава. Последний удар по доминированию шведов в Балтийском море был нанесен в морском сражении у мыса Гангут, когда шведская эскадра, состоящая из лучших кораблей, была полностью разгромлена. Во всех военных операциях российской армии в прошедшем десятилетии принимал самое действенное участие абордажный гребной флот, который можно назвать Петра Великого.

Российская империя – морская держава

К 1725 году в состав Балтийского флота входило 646 парусных судов и гребных галер. Это и военные успехи позволили назвать Московское царство морской державой – Российской Империей, ставшей хозяйкой в Балтийском, и на северном побережье государства.

Лучшими свершениями Петра Великого на Балтике можно назвать:

  • Создание мощного флота;
  • Победы при Гангуте, Эзеле, Гренгаме;
  • Взятие при поддержке флота Ревеля (Таллина), Риги, Выборга, Гельсингфорса (Хельсинки), Або и Моозундских островов;
  • Основание Петербурга и Кронштадта – первой военно-морской базы российского флота.

Многие следующие десятилетия и весь девятнадцатый век Балтийский флот показывал всему миру мощь, а лучшие адмиралы и офицеры вносили величайший вклад в развитие русского оружия и освоение мирового океана. История помнит имена великих флотоводцев и первооткрывателей новых заморских территорий и командиров кораблей, совершавших кругосветные плавания, которые поднимали гордый флаг Балтийского флота в южных и северных широтах, на островах Океании, на Аляске, у берегов Антарктиды и в других местах. О величии Российского Балтийского флота говорят 432 открытия по всему земному шару, которые отмечены на глобусе именами 98 лучших людей – адмиралов и офицеров балтийцев.

Первая Мировая война охватила акваторию Балтийского моря, русские моряки в ожесточенных сражениях уничтожили более 100 немецких кораблей и транспортных судов. В тяжелейших условиях, флот смог нанести поражение Германии и ее союзникам, выиграв большинство сражений за Балтику и города на ее побережье, включая Петроград. И уже в дни и месяцы, когда была предпринята морская иностранная интервенция 1918-1922 годов, балтийцы смогли удержать морские рубежи, и не допустили врага к столице.

Создание и развитие Красного флота на Балтике

Балтийский флот в Первой Мировой войне, Гражданском противостоянии и интервенции потерял почти все корабли и портовую инфраструктуру. Первые годы после революции Советской власти было не до восстановления флота, так как требовалось побороть разруху и создать новое государство справедливости и мира. Но уже к концу двадцатых годов, враждебное окружение вынудило власти заняться . Настоящий подъем Балтийского флота выпал на тридцатые годы, когда на Ленинградских судостроительных предприятиях создавались современные корабли по новым проектам. Суда спускались на воду и оснащались лучшим вооружением. В эти годы, Балтфлот стал центром инженерной и конструкторской мысли, отсюда на все флота Советского Союза приходили передовые корабли, новейшая техника, оружие и обученные флотские экипажи, воспитанные в духе моряков балтийцев. Уже к концу тридцатых годов на защите Родины стоял мощный Краснознаменный Балтийский флот.

Участие Балтийского флота в Великой Отечественной войне

С первого дня Великой Отечественной войны Балтийский флот вступил в ожесточенную борьбу с Военно-Морским флотом фашистской Германией. Все эти годы командование Балтийского флота под руководством адмирала В. Ф. Трибуца разрабатывало операции по участию всех сил в обороне Ленинграда, уничтожали коммуникации противника, вели морские бои с кораблями и подводными лодками. Моряки-балтийцы в большом количестве воевали в составе сухопутных войск, героически защищая Ханко, Моонзундские острова, берега Финского залива. Позже моряки громили Балтийские порты фашистов уже на территории Германии. О героизме флота написано много книг и снято фильмов, а писать и показывать есть что. За годы ВОВ силами Балтийского флота было уничтожено 1205 единиц фашистского флота, сбито 2418 самолетов люфтваффе и проведено 24 успешных десантных операции.

В честь Великой Победы Краснознаменный Балтийский флот был награжден вторым орденом Красного Знамени. За героические подвиги в деле защиты Родины от врага 24 формирования и корабля получили почетное звание гвардейских. Советские люди высоко оценили морское братство балтийцев и личное мужество краснофлотцев, поэтому в Ленинграде, Кронштадте и других городах моряки пользуются огромной любовью жителей.

Послевоенное развитие Балтийского флота

За годы Великой Отечественной войны Балтийский флот понес серьезные потери, и, встав на путь мирного восстановления страны, Советская власть огромные силы вложила в развитие могущества армии и флота. Тратить дополнительные ресурсы заставила агрессивная политика США, выступивших открыто против СССР и других стран, входящих в состав Варшавского блока. Усилилось влияние американского , подводного и надводного флота во всех морях мирового океана, а в пятидесятые годы он начал оснащаться ракетами с ядерными боеголовками. Советские Вооруженные силы должны были восстанавливать ядерный паритет и научные кадры сделали все, чтобы на флотах и других подразделениях встали на дежурство ракетные установки. Советский Союз создал мощный Военно-Морской флот:

  • моря бороздили российские корабли;
  • в небе дежурила дальняя морская авиация противолодочного класса;
  • советские подводные крейсера с баллистическими ракетами стали реальной угрозой для Соединенных Штатов.

С нашей страной вынуждены были разговаривать, и такое равновесие сохранялось вплоть до развала СССР.

Современное состояние Балтийского флота

Остались в истории разрушительные для Вооруженных сил России девяностые и нулевые годы, когда своими руками уничтожался флот, принижались подвиги, и уменьшалось значение вклада Балтийского флота в становлении России, как великой морской державы. С середины две тысячи десятых годов начался постепенный подъем военной мощи страны. Военно-Морской флот вернулся на просторы Мирового океана и завоевал свои позиции по защите военно-стратегических и экономических интересов страны. Надводные и подводные ракетно-ядерные силы дежурят во всех уголках земного шара, а штаб Балтийского флота ведет постоянную работу над повышением мастерства и боевой выучки экипажей. Сегодняшний флот России это грозная сила, с которой считаются все морские державы, а Соединенные Штаты вынуждены признавать равенство и уважать наших моряков. Командующие Балтийским флотом, адмиралы, офицеры и матросы внесли огромный вклад в победное развитие ВМФ России со времен Петра Великого и по сегодняшний день. Уже больше 300 лет моряки-балтийцы служат примером всем другим российским флотам, поэтому День Балтийского флота ВМФ России отмечается, как важнейший всенародный праздник.

Оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота Российской Федерации на Балтийском море. Подчиняется западному военному округу. Зачеркнутым текстом обозначены корабли/катера находящиеся на ремонте.

128-я бригада надводных кораблей (Балтийская военно-морская база, Балтийск):

«Беспокойный» эсминец проекта 956А. Бортовой номер 620.
«Настойчивый» эсминец проекта 956А. Бортовой номер 610.
«Неустрашимый» — сторожевой корабль проекта 11540. Бортовой номер 712.
«Стерегущий» — многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет), корабль проекта 20380. Бортовой номер 530.
«Сообразительный» — многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет) проекта 20380.Бортовой номер 531.
«Бойкий» — многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны (корвет) проекта 20380.Бортовой номер 532.
«Ярослав Мудрый» — сторожевой корабль проекта 11540. Бортовой номер 727.
«Стойкий» — корвет проекта 20380. Бортовой номер 545.

71-я бригада десантных кораблей (Балтийская военно-морская база, Балтийск):

БДК-43 «Минск» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 127.
БДК-58 «Калининград» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 102.
БДК-61 «Королев» большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 130.
БДК-100 «Александр Шабалин» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 110
МДКВП «Евгений Кочешков» — малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Бортовой номер 770.
МДКВП «Мордовия» — малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Бортовой номер 782.
«Денис Давыдов» — десантный катер проекта 21820. Бортовой номер 748.
«Лейтенант Римский-Корсаков» — десантный катер проекта 21820. Бортовой номер 754.
«Мичман Лермонтов» — десантный катер проекта 21820. Бортовой номер 757.
Д-67 (бортовой 767) десантный катер проекта 11770, шифр «Серна»
Д 1441 «Контр-адмирал Демидов» десантный катер проекта 11770, шифр «Серна»
Д 1442 «Контр-адмирал Оленин» десантный катер проекта 11770, шифр «Серна»
Д-465 (бортовой 746) десантный катер проекта 1176 «Акула»
ТЛ 1603 — катер-торпедолов проект 1388
ТЛ 1668 — катер-торпедолов проект 1388
ТЛ 923 — катер-торпедолов проект 1388

64-я бригада кораблей охраны водного района (Балтийская военно-морская база, Балтийск):

146-я тактическая группа противолодочных кораблей, в/ч 20447:
МПК-304 «Уренгой» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 304.
МПК-308 «Зеленодольск» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 308.
МПК-218 «Алексин» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 318.
МПК-311 «Казанец» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 311.
МПК-243 «Кабардино-Балкария» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 243.
МПК-232 «Калмыкия» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 232.

323-й дивизион тральщиков:
«Алексей Лебедев» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 505.
БТ-212 базовый тральщик проекта 12650Э. Бортовой номер 501.
БТ-213 «Сергей Колбасьев» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 522.
БТ-230 «Леонид Соболев» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 510.
РТ-344 рейдовый тральщик проекта 13000. Бортовой номер 326.
РТ-276 рейдовый тральщик проекта 13000. Бортовой номер 353.
РТ-252 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 239.
РТ-273 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 310.
РТ-231 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 219.
РТ-249 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 206.

313-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 10742 (Балтийск): 60 чел. На вооружении: противодиверсионные катера П-386, П-410, П-419.

36-я бригада ракетных катеров, в/ч 20963 (Балтийск):

1-й гвардейский дивизион ракетных катеров:
Р-2 «Чувашия» ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 870.
Р-47 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 819.
Р-129 «Кузнецк» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 852.
Р-187 «Заречный» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 855.
Р-257 ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 833.
Р-291 «Димитровград» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 825.
Р-293 «Моршанск» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 874.

106-й дивизион малых ракетных кораблей:
«Гейзер» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 555.
«Зыбь» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 560.
«Ливень» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 551.
«Пассат» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 570.

Н-й дивизион малых ракетных кораблей:
«Зеленый Дол» малый ракетный корабль проекта 21631. Бортовой номер 602.
«Серпухов» малый ракетный корабль проекта 21631. Бортовой номер 603.

143-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (Калининград)

342-й аварийно-спасательный отряд (Калининградская обл, Балтийск):

СН 128 — катер
ПЖК 906 — пожарный корабль
ПЖК 1680 — пожарный корабль
ПЖК 59 — пожарный корабль
ПЖС-96 — пожарный корабль
СС-750 — спасательное судно
ПЖК 5 — пожарный корабль
ПЖК 415 — пожарный корабль
СБ 921 Локса — спасательный буксир
ПЖК 900 — пожарный корабль
СБ-121 — спасательный буксир проекта 02980
СБ-123 — спасательный буксир проекта 02980

72-й дивизион разведывательных кораблей (Балтийск):

В.Татищев (б.ССВ-231) средний разведывательный корабль проекта 864
Федор Головин средний разведывательный корабль проекта 864
ГС-39 Сызрань малый разведывательный корабль проекта 503М
ГС-19 Жигулевск малый разведывательный корабль проекта 503М

603-й отдельный дивизион гидрографических судов (Балтийск):

Андромеда — гидрографическое судно проекта 861
БГК 613 — большой гидрографический катер
БГК 717 — большой гидрографический катер
МГК 1805 — малый гидрографический катер
МГК 1659 — малый гидрографический катер
МГК 879 — малый гидрографический катер
БГК 1529 — большой гидрографический катер
МГК 403 — малый гидрографический катер

51-й район гидрографической службы (Балтийск):

БГК 1511 — большой гидрографический катер
БГК 186 — большой гидрографический катер
БГК 214 — большой гидрографический катер
БГК 312 — большой гидрографический катер
БГК 767 — большой гидрографический катер
БГК 887 — большой гидрографический катер

Группа судов обеспечения (Балтийск):

Селенга — танкер
МБ 165 Сердитый — морской буксир
МБ-305 — морской буксир
РБ 192 — рейдовый буксир
МБ 86 — морской буксир
МБ 157 — морской буксир
ВТН 24 — малый морской тнкер
РБ 42 — рейдовый буксир
РБ 394 — рейдовый буксир
РБ 401 — рейдовый буксир
ВТН-74 — судно комплексного портового обслуживания проекта 03180

1694-я база ремонта и хранения гидрографическо-штурманского вооружения и имущества.

105-я бригада кораблей охраны водного района, в/ч 22830 (Ленинградская военно-морская база, Санкт-Петербург, Кронштадт):

147-я тактическая группа:
МПК-99 «Зеленодольск» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 308.
МПК-192 «Уренгой» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 304.
МПК-205 «Казанец» малый противолодочный корабль проекта 1331M. Бортовой номер 311.

145-я тактическая группа:
РТ-61 рейдовый тральщик проекта 1300. Бортовой номер 324.
РТ-702 рейдовый тральщик проекта 1300. Бортовой номер 353.
БТ-115 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 515.
ПДКА — противодиверионный катер проекта 1415. Бортовой номер 89.
ПДКА — противодиверионный катер проекта 1415. Бортовой номер 910.
РТ-57 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 316.
РТ-248 рейдовый тральщик проекта 10750. Бортовой номер 348.

258-й дивизион учебных кораблей:
УК-162 — учебный корабль.
УК-115 — учебный корабль.
УК-712 — учебный корабль.

473-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 39080 (Кронштадт)

123-я краснознаменная бригада подводных лодок, в/ч 09632 (Санкт-Петербург, Кронштадт):

Б-227 «Выборг» дизельная подводная лодка проекта 877.
Б-806 «Дмитров» дизельная подводная лодка проекта 877ЭКМ.
ПМ 30 — плавучая мастерская проекта 304.

501-й аварийно-спасательный отряд, в/ч 20862 (Санкт-Петербург, Кронштадт):

СН 401 — санитарный катер проекта СК620.
РВК 779 — рейдовый катер проекта 1415.
ПЖС-282 — пожарный корабль проекта 1893.
РВК 1250 — рейдовый катер проекта 1415.
РБ 17 — рейдовый буксир проекта 737.
П 364 — рейдовый катер проекта 1415.
РВК 336 — рейдовый катер проекта 1415.
СМК-2093 — многофункциональный модульный катер проекта 23370.
РБ 395 рейдовый буксир проекта 90600.
РВК-1064 — рейдовый катер проекта 1415.
РВК-1102 — рейдовый катер проекта 1415.
СМК-2097 — многофункциональный модульный катер проекта 23370.

431-й отряд судов обеспечения, в/ч 56058 (Санкт-Петербург):

1-я группа судов обеспечения:
ВТН 45 — малый морской танкер проекта 1844.
ПЖК 53 — пожарный катер проекта 364.
МБ 162 — морской буксир проекта 733.
МБ 169 — морской буксир проекта 733.
ПСК 1562 — поисковый катер проекта СК620.
Пурга — портовый ледокол проекта 97.
Буран — портовый ледокол проекта 97.
СР 203 — судно размагничивания проекта 1799.
ПКЗ 33 — судно размагничивания проекта 130.
ВТН 34 — малый морской катер проекта 1844.
СР 120 — судно размагничивания проекта 1799.
ГКС 283 — судно контроля физических полей проекта 1806.
СФП 511 — судно контроля физических полей проекта 1806.
Непрядва — кабельное судно проекта 1112.
РБ 167 — рейдовый буксир проекта 192.
КИЛ-1 — килекторное судно проекта 419.
ВТР-77 — морской транспорт вооружения проекта 1823/1824.
РБ 20 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 2 — рейдовый буксир проекта 90600.

2-я группа судов обеспечения:
РБ 98 — рейдовый буксир проекта 498.
МНС-35500 — наливная баржа проекта 445.
БУК-1654 — буксирный катер проекта 1606.
БУК-408 — буксирный катер проекта 05Т.
БНН-129250 — рейдовая несамоходная наливная баржа проекта 415С.
МБСН-503250 — рейдовая несамоходная баржа проекта 411бис.
Виктор Конецкий морской буксир проекта 745.

3-я группа судов обеспечения:
РБ 250 — рейдовый буксир проекта 737.
РБ-348 — рейдовый буксир проекта H-3291.
ПК-13035 — плавучий кран проекта ПК-13035.
СПК-49150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.

94-й дивизион строящихся и ремонтируемых кораблей (Санкт-Петербург, Кронштадт).

115-й отдельный дивизион строящихся ремонтируемых кораблей (Калининград).

42-й район гидрографической службы (Санкт-Петербург, Выборг):

БГК 414 — большой гидрографический корабль.
МГК 1891 — малый гидрографический катер.
МГК 1752 — малый гидрографический катер.
МГК 1657 — малый гидрографический катер.
МГК 1577 — малый гидрографический катер.
БГК 173 — большой гидрографический корабль.
РК 229 — гидрографический катер.
МГК 229 — малый гидрографический катер.
МГК 810 — малый гидрографический катер.
МГК 444 — малый гидрографический катер.

335-й отдельный дивизион гидрографических судов (Ломоносов):

Николай Матусевич — гидрографическое судно.
ГС 525 — гидрографическое судно.
Сибиряков океанографическое судно.
Адмирал Владимирский океанографическое судно.
ГС 439 — гидрографическое судно.
ГС 400 — гидрографическое судно.
ГС 403 — гидрографическое судно.
ГС 270 — гидрографическое судно.
Вайгач — малое гидрографическое судно.
БГК 28 — большой гидрографический катер.
БГК 613 — большой гидрографический катер.

336-я отдельная гвардейская Белостокская орденов Суворова и Александра Невского бригада морской пехоты, в/ч 06017 (Калининградская обл, Балтийск)

561-й морской разведывательный пункт, в/ч 10617 (п. Парусное р-н г. Балтийск)

25-й отдельный береговой ракетный полк в/ч 39108 (Калининградская обл, Донское)

69-й отдельный гвардейский морской инженерный Могилевский Краснознаменный ордена Кутузова полк, в/ч 51061 (Калиниградская обл, г.Гвардейск).

254-й отдельный радиобатальон ОсН, в/ч 21790 (Калининградская обл, Гвардейск 13).

328-й отдельный батальон РЭБ, в/ч 03051 (Ленинградская обл., г.Кронштадт)

134-й отдельный батальон связи (Калининград).

135-й отдельный батальон связи (Калининград).

2652-я артиллерийская база вооружения и боеприпасов, в/ч 09956 (Калининградской область, п. Прохладное).

2574-я база вооружения и боеприпасов, в/ч 13068 (Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Рябиновка).

арсенал, в/ч 45752-Д (Калининградская область, г. Балтийск).

2676-я база вооружения и боеприпасов (Калининградская обл., п. Черепаново).

773-я комплексная база материально-технического обеспечения, в/ч 77167 (г. Санкт-Петербург).

1694-я база ремонта и хранения гидрографическо-штурманского вооружения и имущества (Балтийск).

148-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон (Калининград).

299-й учебный центр Сатурн, в/ч 87082 (Калининградская обл, Балтийск).

Военно-Морская школа младших специалистов (г. Санкт-Петербург).

11-й армейский корпус (г. Калининград):

7-я отдельный гвардейский Пролетарский Московско-Минской ордена Ленина дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова II степени мотострелковый полк, в/ч 06414 (Калининград)

79-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада, в/ч 90151 (Гусев)

244-я гвардейская артиллерийская Витебская Краснознаменная ордена Кутузова III степени и Александра Невского бригада, в/ч 41603 (Калининград)

152-я гвардейская ракетная Брестско-Варшавская орд. Ленина Краснознаменная орд. Кутузова II степени бригада в/ч 54229 (Черняховск, Калининград)

22-й зенитно-ракетный полк в/ч 54129 (Калининград)

44-я дивизия ПВО (г. Калининград):

183-й гвардейский зенитный ракетный Молодечненский ордена Александра Невского полк, в/ч 95043 (Калининградская обл., г. Гвардейск — управление, АКП, 1-й и 2-й дивизионы, 3-й дивизион, 4-й дивизион, 5-й дивизион, 6-й дивизион)

1545-й зенитный ракетный полк, в/ч 64807 (Калининградская обл, Знаменск)

81-й радиотехнический полк. в/ч 49289 (Калининградская обл., п. Переславское).

72-я гвардейская авиационная Новгородско-Клайпедская Краснознамённая имени маршала авиации И.И. Борзова база (Калининградская область, г. Калининград, п. Чкаловск, аэродром Чкаловск)

Штурмовая авиационная эскадрилья 72-й авиабазы (Калининградская область, г. Черняховск, аэродром Черняховск)

Отдельная корабельная противолодочная вертолетная эскадрилья 72-й авиабазы (Калининградская область, п. Донское, аэродром Донское)

Отдельная транспортная авиаэскадрилия 72-й авиабазы (Калининградская область, п. Храброво, аэродром Храброво)

81-й отдельный батальон связи и РТО, в/ч 90263 (Калининградская обл. Приморский р-н г. Приморск и п.Лунино).

82-й отдельный батальон связи и РТО (Калининград).