Преобладание живописности над симметрией. Симметрия в живописи

Архитектура современного города многообразна, насыщена, интересна. Порой город напоминает нечто хаотичное и бесформенное, однако, это не так. Архитектура города, как музыка увлекает своей многогранностью и неповторимостью форм. Нам далеко не безразлично, а, напротив, интересно и познавательно узнать больше об архитектуре нашего города и архитектуре городов мира. Мы пришла к выводу, что даже на первый взгляд, почти все в архитектуре подчинено гармонии, соразмерности и четкости. Поэтому мы решили выбрать темой своей исследовательской работы - тему «Симметрия – основа гармонии в архитектуре»

Симметрия является фундаментальным свойством природы, представление о котором, как отмечал академик В. И. Вернадский (1863-1945), «слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений". «Изучение археологических памятников показывает, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло ее в рисунке и в предметах быта.

Надо полагать, что применение симметрии в первобытном производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной мере и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм".

Это слова другого нашего замечательного соотечественника, посвятившего изучению симметрии всю свою долгую жизнь, академика А. В. Шубникова (1887- 1970).

А между тем само понятие симметрии возникло еще несколько столетий до н. э. из наблюдений Пифагора, который ею определял красоту человеческого тела и вообще красоту. Были найдены греками и числовые закономерности симметрии и гармонии. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о гармонии пропорций, как о “соразмерности”, что и означает в переводе с греческого слово “симметрия”, с течением времени приобрело универсальный характер и было осознано как всеобщая идея инвариантности (неизменности) относительно некоторых преобразований.

Посмотрим в толковый словарь русского языка Ушакова.

СИММЕТРИЯ [греч. symmetria] – пропорциональность, соразмерность в расположении частей целого в пространстве, полное соответствие (по расположению, величине) одной половины целого другой половине.

Давайте также заглянем в энциклопедический словарь.

СИММЕТРИЯ в геометрии - свойство геометрических фигур.

Фигура симметрична относительно точки (центр симметрии), если ее точки попарно лежат на прямых, проходящих через центр симметрии, по разные стороны и на равных расстояниях от него. Этот вид симметрии называется центральной симметрией. .

Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно этой плоскости (или прямой). Фигура (плоская или пространственная) симметрична относительно прямой (оси симметрии) или плоскости (плоскости симметрии), если ее точки попарно обладают указанным свойством. Но это только один из видов симметрии, которую изучает математика, так называемая осевая симметрия. Примеры осевой симметрии представлены на следующем рисунке:

В пространстве аналогом оси симметрии является плоскость симметрии. Например, куб симметричен относительно плоскости, проходящей через его диагональ. Имея в виду оба случая (плоскости и пространства), этот вид симметрии иногда называют зеркальной. Название это оправдано тем, что обе части фигуры, находящиеся по разные стороны от оси симметрии или плоскости симметрии, похожи на некоторый объект и его отражение в зеркале.

Кроме зеркальной симметрии рассматривается центральная или поворотная симметрия. В этом случае переход частей в новое положение и образование исходной фигуры происходит при повороте этой фигуры на определенный угол вокруг точки, которая обычно называется центром поворота. Отсюда и приведенные выше названия указанного вида симметрии. Например, куб при повороте вокруг точки пересечения его диагоналей на угол 90° в плоскости, параллельной любой грани, перейдёт в себя. Поэтому можно сказать, что куб является фигурой центрально симметричной или обладающей поворотной симметрией.

Еще одним видом симметрии является переносная симметрия. Этот вид симметрии состоит в том, что части целой формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал называют шагом симметрии. Переносная симметрия обычно используется при построении бордюров. В произведениях архитектурного искусства ее можно увидеть в орнаментах или решетках, которые используются для их украшения. Переносная симметрия используются и в интерьерах зданий.

Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры - орнаментальном декоре. Орнамент - ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом. Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников - природных форм и геометрических фигур.

Основные типы орнаментов - сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и др. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.

Ленточный орнамент использован в карнизах античных и в росписях древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применяются, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.

Кроме того, существует более общее понятие симметрии. В “Кратком Оксфордском словаре” симметрия определяется как “красота, обусловленная пропорциональностью частей тела или любого целого, равновесием, подобием, гармонией, согласованностью”.

2. 2. Архитектура

2. 2. 1. Общие понятия

Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. Только соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры. Архитектура - один из древнейших и значительнейших по своему воздействию видов искусства. Формы архитектурных произведений образуют своеобразный язык, воздействующий на эмоции человека.

Из всех видов искусств архитектура, пожалуй, ближе всех к математике: ведь в основе конструкций лежат точнейшие расчеты. В древности, кроме известных ныне девяти муз, существовала и муза математики, то есть математика почиталась искусством наравне с астрономией, муза которой входит в состав свиты Аполлона – предводителя всех муз. Так и представляешь себе, что по одну сторону Математики стоит Архитектура, а по другую – Музыка, которая тоже не существует без ритма, без счета, без которых, в свою очередь, нет гармонии.

«Архитектура, что за вещь?» - такой вопрос задал в конце XVIII века друг великого русского зодчего В. И. Баженова – Ф. В. Каржавин. И сам же на него ответил: «Она есть строение естественное и художественное», где под словом «естественное» подразумевал материальную основу постройки. Ведь любое сооружение создано из дерева, камня, кирпича, металла, бетона с применением определенных конструкций. Но если в этом сооружении не заложено, не запроектировано и не воплощено некоей художественной идеи, оно не имеет отношения к искусству, а тем самым – к архитектуре.

Одним из художественных средств, которые использует архитектор, является композиция здания. От неё в первую очередь зависит впечатление, которое оставляет архитектурное сооружение. Особенность архитектуры как искусства заключается в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм.

Сочетание различных объёмов – высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств - открытых и закрытых – вот основные приёмы, которые использует зодчий при создании архитектурной композиции. Простейшее средство создания единства - придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционными средствами является также и ориентация частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

Средством создания обеспечения гармонии и единства архитектурной композиции является также ритм. Это происходит за счет повторяемости элемента. Ритм - закономерное чередование одинаковых или однохарактерных элементов композиции и интервалов между ними, динамично развивающиеся по вертикали и горизонтали, либо по обоим направлениям. Преобладание элементов вертикального ритма – колонн, арок, проёмов, пилястр – создаёт впечатление облегчённости, устремлённости вверх. Наоборот, горизонтальный ритм – карнизы, фризы, пояса и тяги – придаёт зданию впечатление приземистости, устойчивости.

2. 2. 2. Симметрия в архитектуре

Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия.

Соразмерность - таково древнее значение слова «симметрия». Античные философы считали симметрию, порядок и определенность сущностью прекрасного. Архитекторы, художники, даже поэты и музыканты с древнейших времён знали законы симметрии. В классической архитектуре господствуют прямые линии, углы, круги, равенство колонн, окон, арок, сводов. Здания с симметричной композицией наиболее ясны и уравновешены.

Строго симметрично строятся геометрические орнаменты. Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. Симметрия является одним из действенных средств организации объемов и пространств.

Симметрия - одна из распространенных форм проявления ритмического начала в архитектуре, она присутствует практически в любом архитектурном сооружении, если не в общем построении композиции, то в ее деталях и частях.

В архитектуре наиболее распространен простейший вид симметрии - зеркальная. В композиции жилого дома часто существует несколько плоскостей симметрии: одна - является плоскостью симметрии для всей композиции в целом, а остальные - частные, соответствующие отдельным членениям здания.

В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях в архитектуре применяют асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия - два противоположных метода организации пространственной формы в архитектуре. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения, состоящие как из симметричных, так и несимметричных зданий, образующие асимметричный ансамбль. Выбор приема зависит от ряда причин - функциональных требований, особенностей генерального плана или участка, окружающей среды, задач образной выразительности.

Элементы симметрии всегда содержатся в асимметричной композиции. Это относится не только к частностям и деталям, как оконные и дверные проемы, которые в современной архитектуре бывают также асимметричными, но и к более крупным частям или к общей схеме построения.

Соподчиненность частей - основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания, расположение которых не совпадает с геометрическим центром. Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии.

2. 2. 3. Архитектурные стили.

Как область искусства архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта, а как авторское искусство она складывается к V в. до н. э. в античной Греции.

Вплоть до середины XII в. архитектура, находясь в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством, занимала среди них главенствующее положение. В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, то есть исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов.

Великие стили - романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир (как вариация позднего классицизма) - обычно признаются равноправными и равнозначными. На самом же деле великие стили охватывают то большую, то меньшую область культуры, то ограничиваются отдельными искусствами, то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры, сказываются в науке, богословии, быте.

Архитектурные стили менялись с течением времени.

Первобытное общество.

В III-II тысячелетии до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты. К ним относятся:

1) менгиры – вертикальные камни более 2 м высотой;

2) дольмены – врытые в землю камни, на которых покоилась каменная плита;

3) кромлехи – сложные сооружения из огромных глыб в виде круговых оград (знаменитый кромлех Стоунхендж).

Это было зарождение, начало архитектуры.

Архитектура Древнего Египта.

Самые известные памятники Древнего царства (ХХVIII-ХХIII в. в. до н. э.) – пирамиды – усыпальницы египетских фараонов. Начинает развиваться искусство рельефа, вырезанное в камне. Изображение заливалось краской, появлялся цветной силуэт.

Древняя Греция.

Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер. Они установили чёткие правила обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. Отличали дорический, ионический и коринфский ордеры. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Ордерная система Древней Греции не утратила своего практического значения до сегодняшнего дня. Идеальная геометрия греческого храма воплощала представления о божественной гармонии мира как о математическом совершенстве.

Древний Рим.

Римляне стремились к пышности и парадности в архитектуре. Строительство гигантских сооружений должно было свидетельствовать о могуществе и величии Рима. Примерами архитектуры Древнего Египта могут служить следующие сооружения:

1) Колизей (70-90г. г. н. э.) – самый большой амфитеатр древнего мира;

2) Пантеон (125 г. н. э.) – «храм всех богов» с куполом (43,2 м в диаметре);

3) триумфальные арки – возводились римлянами в честь военных побед;

4) мемориальные колонны – мраморная колонна Траяна (высота 38м) -

В честь военных побед этого императора (II в. н. э.).

Архитектура Византии (падение Римской империи).

Шедевром византийских зодчих стал собор Софии в Константинополе (ныне Стамбул), купол 31,4 м. в диаметре. Через 40 окон в нижней части купола проникало такое обилие света, что будто не здание освещено солнцем, а оно само излучает свет. 916 лет в соборе звучали христианские песнопения. В ХV в. турки завоевали Константинополь и переделали храм Святой Софии в мусульманскую мечеть.

Романский стиль.

Художественный стиль, связанный с античной культурой Рима, получил распространение в странах Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья (Х – ХIII в. в.).

Зодчие позаимствовали многое в романской (в переводе с лат. romanus - «римский») архитектуре – столбы, колонны, арки, поэтому и стиль в архитектуре был назван романским.

Отличительные особенности романского стиля – простые и массивные сооружения из камня. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля «Мой дом - моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом романского здания является полуциркульная арка.

Романский стиль сменяется готическим в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль.

Романский стиль в архитектуре сменился готическим (итал. gotico - «готский» - германское племя – готы, жившие у берегов Балтийского моря) – художественный стиль возникший в середине ХII в. во Франции. Самые знаменитые сооружения готического стиля – соборы. Соборы стали светлее и, по сравнению с романскими, в два раза выше за счет стрельчатых арок, остроконечных шатровых крыш и фронтонов. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились потоки света, торжественные звуки органа – все это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерно стрельчатую форму. Колонны, поддерживающие теперь своды, становятся тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамляется по бокам обычно двумя башнями, не симметричными, а слегка отличающихся друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза. Фасады сооружений обладают зеркальной (осевой) симметрией. Готический стиль был распространен почти во всей Европе, кроме стран, где исповедовали православие (Россия, Болгария, Сербия, Греция). Наибольшего расцвета готика достигла во Франции и Германии.

Ренессанс – (франц. - «возрождение»).

Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество «золотого века» - античности. Искусство Ренессанса не просто заимствовало архитектурные формы античности, но применяло их в новых композициях, по – новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами. Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Архитектурные ансамбли представляли собой ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада.

Характерными сооружениями эпохи Возрождения являются дворцы-палаццо Флоренции, Венеции, всемирно известный Собор Святого Петра (Ватикан) и др.

Ренессанс усложняется, и за ним является барокко.

Стиль барокко (итал. bаrоcco - «причудливый», «странный»), пришедший на смену ренессансу (ХVI – середина ХVIII в.), отличается обилием форм. Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. Грандиозные архитектурные ансамбли поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм. Барокко - один из главных архитектурных стилей в европейских странах.

Основатель эпохи барокко – великий Микеланджело Буонарроти. Последователи «последнего из титанов», двигаясь по пути усложнения, практически отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты – надёжности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым или даже с криволинейным фасадом. Яркий пример – барочный фасад церкви Сан Карло у четырёх фонтанов Франческо Барромини.

Правильный орнамент с бордюрной симметрией, свойственный Ренессансу, а еще раньше готике, а после барокко – классицизму, уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Орнаментальная симметрия на основе ритмического повторения какой-либо фигуры – чужда барочному стилю.

Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции барокко сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм и легкие нежные краски нового стиля - рококо.

В начале ХVIII в. во Франции возникает грациозный, прихотливый стиль рококо (фр. – rocaille - «осколки камней», «раковина»). В орнаментах этого стиля преобладают морские раковины. Тоже пышная декоративность, но в рококо детали оформления измельчены. Цвета барокко – яркие, насыщенные. А в рококо – светлые, мягкие. Любимое сочетание – белое с позолотой. Барокко – потрясает богатством, необычностью. Рококо – привлекает внимание комфортом, интимностью. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Для рококо характерно тяготение к асимметрии композиций.

Стиль рококо просуществовал несколько десятилетий. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате на смену рококо приходит классицизм.

Классицизм (лат. classicus – «образцовый»).

Этот стиль возник приблизительно с 70 годов ХVIII в. во Франции.

Классицизм продолжал античные традиции. Строгий порядок, ясность и организованность – вот дух классицизма. Основной эстетический постулат классицизма - верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде.

Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Для архитектуры классицизма характерны следующие черты: горизонталь преобладает над вертикалью; композиционно выделяется ось симметрии; фасад украшен ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами; преобладают четкие геометрические формы. Популярны были центрические планы, обеспечивающие равноценность восприятия со всех сторон. Все здания, построенные в стиле классицизма, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность.

Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями. Развитие этого стиля в некоторых странах завершил ампир.

Ампир – (фр. «империя»).

Возник во Франции на рубеже ХVIII – ХIХ в. в. и сложился в период правления Наполеона, в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. В период империи Наполеона искусство должно было прославлять военные успехи и достоинства правителя. Отсюда происходит увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Ампир стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм.

Основная особенность стиля - сочетания массивных геометрических форм с воинскими эмблемами – мечами, венками, щитами, кольями. Источником стиля является римская скульптура, от неё ампир унаследовал торжественную суровость и четкость композиции

Модерн (арт-нуво) – (фр. – «современный»).

В начале ХХ века появился стиль модерн. Этот стиль - попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов – металла, стекла, бетона, керамики. Здания в стиле модерн не похожи ни на какие классические образцы, они рождены ничем не скованной фантазией зодчего. Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. Фасады домов были асимметричны и походили на текучие образования, созданные одновременно и природой, и человеком.

В стиле модерн строились в основном городские особняки и загородные виллы.

Рационализм, функционализм.

Ведущее направление в архитектуре - удобное и приспособленное для городской жизни, т. е. функциональное. Известный представитель этого стиля – французский архитектор Ле Корбюзье. И сейчас используются его находки современными архитекторами. Сторонники этого стиля (урбанисты), считали, что современный город должен состоять из гигантских домов – небоскребов.

Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей.

Русско-византийский стиль встречается в церковном строительстве. Ему присущи небольшие храмы крестово–купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений – в античных традициях.

2. 3. Исследовательская часть.

Архитектурные сооружения, созданные человеком, большей своей части симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми. С чем это связано? Здесь можно высказать только предположения.

Во-первых, все мы с вами живем в симметричном мире, который обусловлен условиями жизни на планете Земля, прежде всего существующей здесь гравитацией. И, скорее всего, подсознательно человек понимает, что симметрия это форма устойчивости, а значит существования на нашей планете. Поэтому в своих творениях он интуитивно стремится к симметрии.

Во-вторых, окружающие человека люди, растения, животные и вещи симметричны. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что природные объекты (в отличие от рукотворных) только почти симметричны. Но это не всегда воспринимает глаз человека. Глаз человека привыкает видеть симметричные объекты. Они воспринимаются как гармоничные и совершенные.

Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота. Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности - ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли, что чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте. Украшения этих сооружений тоже представляют образцы использования симметрии. Но наиболее ярко симметрия проявляется в античных сооружениях Древней Греции, предметах роскоши и орнаментов, украшавших их. С тех пор и до наших дней симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты.

Исследование.

1. Тадж-Махал, Агра, Индия.

Архитектура Тадж-Махала основана на абсолютной симметрии. Здесь каждый элемент стоит на своем месте и совершенно вписывается в главную структуру. Здесь все кратно четырем. Мавзолей и две мечети из красного песчаника по бокам от него, построены в вымощенном мрамором парке. Парк делится на 4 равные части каналами, пересекающимися в центре, каждая из частей, в свою очередь, делится на 4 части более узкими каналами. Здание стоит на довольно высокой квадратной платформе (56х56 м), углы которой "срезаны", образуя неравносторонний октаэдр. Большой купол, поднимается на 74-метровую высоту, опираясь на четыре стены и на маленькие арки. Ширина всех четырех стен одинакова, т. е. они образуют в своем основании квадрат.

Главное здание мавзолея расположено на высокой террасе и окружено четырьмя минаретами, которые слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения они не обрушились на него.

Тадж-Махал полностью симметричен, за исключением саркофага Шах-Джахана, который расположен не по центру в склепе под основным этажом. С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Здание мечети из красного песчаника и дворец, который обращен к Мекке к западу от главного здания также симметричны. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.

В орнаментах и мозаиках, которые украшают мавзолей, мы видим применение таких видов симметрии, как трансляционная (перенос), поворотная, скользящая и др.

Тадж-Махал поражает идеальной симметрией, что можно увидеть на следующем рисунке: рис. 8. Симметрия Тадж-Махала.

2. Площадь Регистан, Самарканд, Узбекистан

Ансамбль состоит из трех медресе, расположенных симметрично на трех сторонах почти квадратной площади: с западной стороны находится медресе Улугбека, с востока - медресе Шер-Дор и с юга - медресе Тилля Кари. Фасады медресе расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как открытый с одной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Медресе Улугбека зеркально повторено в медресе Шер-Дор, хотя они немного различаются структурно (отсутствие мечетей и дополнительный вход через боковой фасад). Это, видимо, связано с тем, что Коран запрещал симметрию полностью в зеркальном отображении. Ансамбль очень гармоничен и величественен. Геометрически четкие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешивается порталами со стрельчатыми арками и вертикалями минаретов. Каждый сантиметр зданий украшен яркой, цветной геометрией, растительными и эпиграфическими узорами. Мы видим поразительную гармонию больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, яркий декор, монументальность, чёткость симметрии. Все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками.

Основу всего композиционного замысла составляют колоннады. Колоннада имеет характер полуокружности, которая естественно переходит в широкую площадь, тогда как площадь сливается с улицей. Колоннада состоит из 94 колонн высотою около 13 метров. Она поставлена, как и все здание, на высокий цоколь, облицованный гранитом.

В собор ведут три входа: северный (со стороны Невского проспекта), южный и западный. В каждом из них три двери. Входы подчеркнуты строгими шестиколонными портиками с широкими ступенями. Перед Казанским собором симметрично установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, полководцам, разгромившим армию Наполеона.

Храм не имеет центрической композиции, а имеет удлиненную форму плана в виде вытянутого (латинского) креста. Главный вход в собор с шестиколонным портиком расположен с западной стороны, по оси основного продольного нефа, но главный фасад является боковой стороной здания, обращенной к Невскому проспекту. Казанский собор тесно связан с Невским проспектом.

Стоит только посмотреть на Казанский собор, чтобы убедиться в том, что соблюдение симметрии являлось первым правилом архитектора при его проектировании. Если мы мысленно проведем вертикальную линию через шпиль на куполе и вершину фронтона, то увидим, что с двух сторон от нее абсолютно одинаковые части сооружения (колоннады и здания собора). Но оказывается, что в Казанском соборе есть еще одна, «несостоявшаяся» симметрия.

Дело в том, что по канонам православной церкви вход в собор должен быть с востока, он должен быть с улицы, которая находится справа от собора и идет перпендикулярно Невскому проспекту. Но, с другой стороны Воронихин понимал, что собор должен быть обращен к главной магистрали города. И тогда он сделал вход в собор с востока, но задумал еще один вход, который украсил прекрасной колоннадой. Чтобы сделать здание совершенным, а значит симметричным, такая же колоннада должна была располагаться с другой стороны собора. Тогда, если бы мы посмотрели на собор сверху, то план его имел бы не одну, а две оси симметрии. Но замыслам архитектора было не суждено сбыться.

Казанский собор обладает простотой и ясностью пропорций, соразмерностью форм и сдержанностью. В элементах декора собора применяются различные виды симметрии. .

4. Дом Пашкова, Москва.

Дом Пашкова - архитектурный комплекс, построенный в стиле классицизма, состоящий из трехэтажного главного корпуса, увенчанного бельведером, и двухэтажных флигелей, соединенных с ним одноэтажными галереями.

Здесь симметрия - основа архитектурного замысла, позволяющая организовать обширное городское пространство.

Симметрия и уравновешенность отдельных частей, как и классическая форма построения из трёх частей, здесь соблюдены в полной мере. Три объема - центральный, более высокий и два боковых, более низких, - соединены с центром в единое целое галереями. Высокая средняя часть с бельведером подчеркивает центр дворца, а боковые портики композиционно подчеркивают эту ось. Парадность главного фасада подчёркнута его симметрией.

Декоративная отделка всех стен центрального дома высокими пилястрами в сочетании со стройными колоннами портика усиливает впечатление не только стройности, но и изящества сооружения.

5. Храм Христа Спасителя, Москва.

Внимательно рассмотрим изображение храма Христа Спасителя. Через середину купола проведём вертикальную прямую (рис. и увидим что левая и правая стороны храма совершенно одинаковы, т. е. все части храма симметричны относительно прямой. А это значит, что в олицетворении своего плана Константин Тон строго придерживался законов симметрии.

6. Беседки на берегу Головинских прудов, Москва.

В архитектуре беседок используется осевая (зеркальная) симметрия в окнах, в колоннах, в арках. Также присутствуют и поворотная симметрия 2-го порядка.

По мнению А. Н. Греча: «Еще одна деталь должна быть отмечена в связи с михалковскими беседками – их симметричное расположение». На самом деле, первая небольшая беседка, стоящая на одном из берегов Головинского пруда, имеет оригинальную форму и увенчана белокаменной вазой. Вторая беседка, парная первой, стоит в парке с противоположной стороны пруда. .

7. Останкинский дворец, Москва.

Рассмотрим правую и левую часть этого архитектурного сооружения. Мы видим, что они зеркально симметричны относительно плоскости, проходящей через середину фасада здания. Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря двойственности отдельных элементов сооружение “читается” целиком даже при восприятии с одной стороны. Тип симметрии – зеркальная. Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента по оси подчеркивает его значимость, усиливает целостность композиции. Это хорошо видно на снимке. Кроме того, симметрия используется не только в самом здании, но и в его наружном декоративном убранстве и в интерьерах.

8. Собор Василия Блаженного, Москва.

В архитектурном облике собора присутствует удивительное сочетание симметрии и асимметрии. Все восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной Покровской церкви, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В целом эта причудливая композиция из десяти храмов не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Однако, есть точка, с которой собор абсолютно симметричен.

Отдельные композиции из храмов обладают центральной, осевой (зеркальной) и поворотной симметрией. Симметричные архитектурные детали собора располагаются асимметрично, беспорядочно вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то, как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Порталы собора сплошь покрыты орнаментальной растительной резьбой, в которой присутствуют переносная и скользящая симметрия.

Этот собор исключительный! Он создает ощущение праздничности и нарядности. Такого мы не видели нигде! Казалось бы, разнородные детали, но вместе они создают поистине уникальный и гармоничный ансамбль. И он не мыслим без своей асимметрии!

Заключение.

Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий. Симметрия является основой гармонии в градостроении. Использование принципов симметрии зависит от функционального содержания объекта. Она применима для сооружений с центричной композицией и главного объекта большого архитектурного комплекса. Симметрия создает парадную торжественность, благодаря чему часто использовалась архитекторами при строительстве многих крупнейших объектов прошлого. Но в настоящее время все более широкое распространение получают сооружения из сложных функциональных элементов, которые трудно решить целиком по симметричной схеме. Применяется асимметричная композиция, которая обеспечивает более экономичные решения при более удобной функциональной взаимосвязи между элементами, лучшем использовании рельефа, более гармоничном взаимодействии с окружающим пространством.

Асимметричная композиция подобно симметричной гармонична, подчинена закономерностям, но создана не по законам геометрического равенства, а по принципу гармонического единства архитектурных форм, несимметрично расположенных в пространстве. Основной принцип ее построения - поиск зрительного равновесия всех частей. Равновесие данной композиции, созданной в соответствии с законами гармонии, обеспечивает асимметричной композиции совершенство, от которого нельзя ничего ни отнять, ни прибавить и которое свойственно в основном симметричной композиции.

Симметрия и асимметрия могут применяться также совместно для различных частей композиции: одна для отдельных элементов, а другая для их взаимного сочетания. Это сочетание может привести к большей выразительности ансамбля. Примером такого сочетания симметрии и асимметрии в архитектуре является Собор Василия Блаженного в Москве. При отсутствии симметрии в сооружении целом отдельные части этого собора симметричны и это создает гармонию.

1. Принципы симметрии являются основополагающими для любого архитектора, но вопрос о соотношении между симметрией и асимметрией каждый архитектор решает по-разному. Асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоническую композицию симметричных элементов.

2. Удачное решение определяется талантом зодчего, его художественным вкусом и его пониманием прекрасного. Удачных решений может быть много, но неизменным остается одно – стремление архитектора к гармонии, а это в той или иной степени связано с симметрией.

Хотелось бы, чтобы современные архитекторы при проектировании зданий и других архитектурных сооружений использовали различные виды симметрии не только для украшения фасадов, но и при планировке. Также хотелось бы, чтобы при реставрации старых зданий не нарушался архитектурный стиль того времени, таящий в себе тайну и многолетнюю историю.

Таблица «Художественные стили XX -го века»

Название стиля

Время и место происхождения

Основная идея

Отличительные особенности

Предпочтительные для стиля виды искусства

Модерн - (фр. moderne - новейший, современный )

В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии, Россия и др.

Главным центром модерна стала не «художественная столица мира» тех времен - Париж, а Вена и Брюссель. Ярко проявился стиль в таких точках Европы, как провинция Нанси (Франция), города Мюнхен и Дармштадт (Германия), Барселона (Испания), Турин (Италия). Центрами архитектурного модерна в России были Москва, усадьбы Талашкино и Абрамцево.

Идея Красоты как абсолютной ценности.

    Синтез искусств

    Преобладание живописности над симметрией

    Принцип «изнутри наружу»

    Эстетизация национальной идеи

В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма).

Основная концепция модерна - это бесконечное экспериментирование с материалами, выявляются непредсказуемые свойства материалов и их особенности.

Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения.

Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж. Мировое признание получили многие деятели искусства, творившие в этом стиле – Гоген, Климт, Мунк, Врубель и другие.

Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве . Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры.

Модерн нашёл широкое применение и в моде на одежду.

Модернизм

Сюда можно отнести и фовизм, и экспрессионизм, и футуризм, кубизм, сюрреализм и др.

XX в.

Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью. Модернизм - это некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мысли и внутренних эмоций. В целом, модернизм в живописи позиционирует себя как отдельное крупное течение, которое отказалось от привычных классических традиций. Художники перечеркнули свой исторический опыт. Они пытались найти новое начало в искусстве, обновить восприятие и понимание живописи в социуме.

Основные черты модернизма:

1.Разрыв реалистических традиций

2.Отказ от изображения социальных и исторических реалий

3.Субъективизм

4.Индивидуализм

5.Протест против всякой традиции

6.Преобладающая роль формы над содержанием

7. Синтез искусств

8.Опора на иррациональное

9. Дегуманизация

10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм

Искусство и литература

Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стоит) - общее название художественных направлений 20 века

конец XIX - начало XX столетия

Противоречивая природа авангардизма отразилась в притяжении одних его направлений к формализму. В своих крайних формах смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством.

Характерны поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка ли полное возражение традиций и абсолютизация новаторства.

Победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе,

акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи ,

атональность и какофония в музыке ,

а других, напротив, - к возражению эстетической сути искусства и утилитаризма ( слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой)

Абстракционизм – (от лат. abstractus – отвлеченный) – общее название ряда течений в изобразительном искусстве

ХХ век

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.

США, Россия, Нидерланды, Франция и др.

Отказ от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности.

Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства - русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. Ван Дусбюрг.

Абстракционизм часто называют «беспредметным искусством”, он никогда не пользовался признанием у широких масс и находился в стороне от общественных проблем своего времени. Главные средства, которые используют художники этого направления это: точки, линии, плоскости, цвет.

Добиваясь декоративных эффектов, придавая цветовым сочетаниям пятен и линий особое значение, как бы отвечающее настроениям и чувствам художника.

Живопись, скульптура, графика

Реализм – ( от позднелатинского – вещественный)

19-20 вв. США, Европейские страны, Россия, страны Востока, Азии, Африка. (Мировая).

Жизненная правда в произв. подлинных реалистов согрета любовью к человеку, состраданием к его бедам и несчастьям. Человечность писателя - фактор, с трудом поддающийся учету при посредстве привычных литературоведч. категорий, но едва ли не самый необходимый для создания реалистич. шедевров. Р. не чуждается самых темных сторон жизни, но изображение ее ужасов не является самоцелью. Нравств. сила Р. проявляется в том, что даже при трагич. решении конфликтов он остается иск-вом жизнеутверждающим . Л. Толстой считал высшей целью художника создание произведения, над к-рым и через много лет будут «плакать и смеяться и полюблять жизнь» (Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 100).

Жизнеутверждающая сила Р. неотделима от способности художника острее других ощущать жизнь во всей ее изменчивой полноте, мучиться ее противоречиями, отождествлять себя с наиболее страждущей частью человечества. Активность писателя выражается в умении возбудить положительные общечеловеч. нравственные стремления средствами реалистич. иск-ва. Глубинное воздействие на душу читателя свойственно, разумеется, не только реалистич. лит-ре, но др. формам иск-ва. Однако такое воздействие всегда основано на проникновении в первоистоки и первопричины жизни, вытекает из способности затронуть сокровеннейшие движения человеч. души и позвать ее к «высшим и отдаленным целям» (А. Чехов). Именно прежде всего этим и лит-ра Р., и классицизм, и романтизм, и символизм, и др. формы лит-ры рождают непосредственные эмоциональные отклики в душе читателя, обретая для него серьезное, жизненное значение. Это, в частности, приводит к тому, что всякое проникновение в глубинные вопросы жизни, игра на сокровеннейших струнах человеч. души, иногда расценивается как Р. Однако следует различать эмоц. действие произведения от конкретных форм литературы, вызвавших то или иное душевное состояние читателя.

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Все виды искусства, литература, киноискусство

Соцреализм

Советский Союз, с 1934 года до 1960-ых годов

На первом Всесоюзном съезде советских писателей было объявлено принятие Соцреализма, который был призван упорядочить работу "инженеров человеческих душ". Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность.

В соцреализме обязательным было объективное отображение действительности, а главный герой любого произведения должен непрерывно развиваться.

В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР" (1934). Эстетическое понятие "реализм" было волюнтаристски соединено с политическим определением "социалистический", что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства. Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре.

Все виды искусства, в том числе и балет, литература, киноискусство.

Примитивизм - явление в искусстве

20 век

Идея изображения повседневности или фантазии с забавными фигурками с сочетанием ярких красок.

Творчество художников – любителей или так называемых “художников выходного дня”. Их картины изображают повседневную жизнь или фантазии с неуклюжими и забавными человеческими и звериными фигурами, не заботятся о перспективе, но сочетания цветов очень красивы, а простота и непосредственность придает им большое обаяние.

Изобразительное искусство

Кубизм – разновидность абстракционизма(направление в искусстве)

Начало 20-го века, продолжался до 1960-ых годов.

Появился во Франции. Основатель: французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо.

Попытки создать новые перспективы, раскладывая объект на геометрические формы. Передает идею упрощения предметом до геометрических форм – шара, цилиндра, призмы, куба, поэтому их творчество в усмешку называли “искусство кубиков”.

Кубисты отказались от свойственных импрессионистам форм передачи цвету и света и пытались создать новые формы многомерной перспективы, раскладывая объект на геометрические формы (круги, полукруги, треугольники, кубы). При этой перспективе объект изображался с разных сторон, даже невидимых, что давало возможность понять его внутреннее содержание. Примером кубизма могут быть картины П. Пикассо «Авиньйонские девушки» «Скрипка», Ж. Брака - «Дом в Естаци». Прославляли современный город, развитие техники. Пикассо и Брак, уделяли главное внимание рисунку, композиции, которая предусматривала геометрическую деформацию с незначительным использованием цвета. Мир, который создавался в картинах, был гранёным и беспокойно угловатым, пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно.

Живопись

Супрематизм

(от лат. supremus - высший, высочайший; первейший;

последний, крайний, видимо, через польское supremacja -- превосходство, главенство) Направление авангардного искусства

В первой трети XX века, Россия. Создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич в 1913 году.

Разноцветные композиции комбинации должны были выразить абсолютные “высшие” начала реальности, постигнутые интуицией художника.

Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные “высшие” начала реальности, постигнутые интуицией художника.

Изобразительное искусство

Футуризм - (от лат. futurum - будущее) литературно-художественное течение в искусстве

Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве

1910 – 1920 годы

Футуризм зародился в Италии. Европа, Россия.

Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.

Важной художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Русская версия футуризма носила название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетическиx установок футуризма

В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации - больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественность впечатлений современного им человека, городского жителя. поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка ли полное возражение традиций и абсолютизация новаторства. Футуризм, порожденный духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, далекого социальным задачам, другие, напротив, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластичной и другой) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство).

Живопись, музыка, литература

Дадаизм

(происхождение неясно: франц.dada – “игрушечный конёк”, или итал. dada –“мама”, или рус. и румын. –“ладно”, или детский лепет)

Во время Первой Мировой войны в Швейцарии. 1916-1922. Германия, Франция.

Творческой установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиционных эстетических норм (подражание «заборным» каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др).

Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих её на ответную реакцию возмущения. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений искусства, канонизировали случайность, прибегали к приёмам пародии на творчество и разрушения художественной формы.

Изобразительное искусство

Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – течение в литературе и искусстве

Начало 20 века, особенно ярко проявилось в Германии и Австрии.

Идейной основой экспрессионизма стал протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства крушения надежд. Течение провозгласило единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства.

Иногда этому понятию придается более широкий смысл – им обозначают совокупность явлений в искусстве конца 19-20 вв., выражающих тревожное болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств. Гротескная изломанность, иррациональность образов. Он получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску.

Литература и искусство

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства.

Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и другими художниками входившими в объединение "Стиль".

Неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать, таким образом новую картину мира.

Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

Изобразительное искусство

Сюрреализм - (от фр. surrealisme, буквально - сверхреализм)

1920-ые годы 20 века. Европа, Россия, США.

Сюрреализм, который рассматривал мир как нагромождение кошмаров. Признанным лидером сюрреализма является С. Дальше. Известны его картины “пылающая жирафа” (1935), “Постоянство памяти” (1931). П. Пикассо – композиция “Герника” (1937). Провозгласило источником искусства сферу подсознания, инстинкты, сновидения, галлюционации, а его методом – разрыв логических связей, заменённых свободными ассоциациями.

Главная черта сюрреализма – парадоксальная алогичность, сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придаётся видимая предметно-пластическая достоверность .

Литература, изобразительное искусство

Арт деко - ( фр. art deco) - стилевое течение в искусстве

Страны Зап. Европы и Америки 2-й четверти 20 в.

Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия.

Характерно:

сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством;

сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма;

использование выразительных форм "технического дизайна" (в основном материалы и стилистика модных "обтекаемых форм", заимствованная у новейших моделей автомобилей и локомотивов).

Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития.

Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях Арт деко.

Искусство

Гиперреализм (фотореализм ) - стиль в живописи и скульптуре,

Гиперреализм возник в США в середине 20 века.

Главная цель гиперреализма -показать действительность.

Основан на фотореализации объекта.

В живописи и скульптуре

Конструктивизм - направление

в советском искусстве 20-х гг. ХХ в.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Искусство

Оп-арт (от англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Ташизм (от фр. tache - пятно) - одно из названий направления в абстракционизме.

1950-ые годы

Выражение бессознательной активности художника.

Живопись пятнами, которые: не воссоздают образов реальности; наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана; выражают бессознательную активность художника. Наиболее яркие представители стиля: Жорж Матье, Ханс Хартунг, Воле, Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова, Асгер Йорн.

Живопись

Поп- Арт (от англ. pop art – популярное, общедоступное искусство или от pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок)

50-60 гг. ХХ в Поп-арт получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США.

Буквально:

искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве.

Для этого течения характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Художники этого направления воспроизводят буквально типичные предметы современного быта (вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты интерьеров, детали машин...), популярные печатные изображения известных личностей, вырезки из газет или включают эти предметы и изображения в композиции. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.

Изобразительное искусство

Вортицизм - направление английского авангарда. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto).

Англия. Основано Уиндемом Льюисом в 1914 году. Он не дожил до окончания первой мировой войны.

Стремился передать процесс движения

Подобно футуризму, вортицизм - резкий, угловатый и очень динамичный стиль.

Живопись, скульптура.

Символизм - (от греч. “симболон”- “знак”, “символ”) направление в искусстве

Европа, Россия, 1870-1910-х гг.

Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых смутных, часто изощренных чувств и видений. направление в литературе и искусстве Европы конца 19-начала 20 в. Особенностями его являются многозначность образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн) мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого, мира видений и грёз.

Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально- исторических сдвигов.

В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе -- П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко

к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли,

работы многих мастеров стиля модерн.

Литература, искусство


Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн. Художественно-педагогическая идея урока: путем погружения в живопись, музыку и архитектуру модерна прийти к пониманию основной идеи этого стиля идеи абсолютной Красоты. Задачи урока: расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн; развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал; постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях архитектуры и живописи. Презентацию можно использовать на нескольких уроках при изучении стиля МОДЕРН 2






5


Приметы стиля. Поисково-творческое задание В час вечерний здесь каждый дрожащий цветок, Как кадильница, льет фимиам умиленный, Волны звуков сливая с волной благовонной; Где-то кружится вальс, безутешно глубок; Льет дрожащий цветок фимиам умиленный, Словно сердце больное, рыдает смычок, И прекрасен закат, как алтарь позлащенный; Словно робкое сердце пред тьмою бездонной, погружается солнце в кровавый поток... (Шарль Бодлер) 6




Английский писатель и эстет Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» «Она, говорит один из героев, великое явление окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает... Красота чудо из чудес. Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном». 8


















Какие названия носил стиль модерн в разных европейских странах? В разных странах этот стиль получил собственное название - "модерн", "ар нуво" (Франция), "югендстиль" (Германия), "либерти" (Италия). 17


Мотивы природы и характер линии. В модерне всюду проступают мотивы природы: и в богатом орнаменте, стилизующем растительные формы, и в изящно искривленных контурах предметов, воплощающих органическую "серпантинную" линию, и в красочных витражах, и в рисунке паркета. В модерне всюду проступают мотивы природы: и в богатом орнаменте, стилизующем растительные формы, и в изящно искривленных контурах предметов, воплощающих органическую "серпантинную" линию, и в красочных витражах, и в рисунке паркета. 18


Тематический словарь Архитектура модерна архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е 1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). 19








Доходный дом М. В. Сокол на Кузнецком Мосту Страна Россия Москва Улица Кузнецкий Мост Автор проекта И. П. Машков, Н. Н. Сапунов Строительство годы Статус объект культурного наследия регионального значения 23


Словарь Господствующим мотивом здания является кривизна линий его центральной части, подчёркнутая балконами верхних этажей. Майоликовая мозаика в атике с изображением парящего над горами орла, акцентированная двумя уходящими вверх пилястрами, была выполнена по эскизу живописца Н. Н. Сапунова А́тик (от др.-греч. ττικός) декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. 24










Парадный вход здание имеет 27 типов различных оконных переплетов. Оформление фасада решен по основному принципу модерна "изнутри наружу", что подчеркивают именно формы окон и переплеты. 29




Интересные факты В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает Дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным». Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной. В 1918 году, в период гражданской войны город заняли белочехи, и дом Курлиной был заселён контрразведкой бело чешской армии. В подвале находится мемориальная зона стена с выбоинами от пуль и надписями, оставленными узниками бело чешской контрразведки после расстрелов красноармейцев. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения. 31






34






В наружном оформлении использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. В убранстве вокзала использованы архитектурные мотивы севера России Ф. О. Шехтель 37




39




Какие из приведённых здесь иллюстраций не соответствуют готическому стилю? 41






Дух готики в интерьере особняка. Внимание к деталям. Готические вертикали и своды интерьера, приглушенное звучание черного дерева и световые контрасты, подчеркивающие мистическое противостояние света и тьмы, добра и зла, общая печать молчания и покоя - создают атмосферу готического величия средневекового храма. 44












Фёдор Шехтель Особняк Рябушинского 1900 г г В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов. 50


51







Виктор Орта Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки все тщательно проектировалось в едином стиле. 56


Виктор Орта, 1900 Основные сведения Гражданство Бельгия Дата рождения 6 января 1861 Место рождения Гент Дата смерти 9 сентября (86 лет) Место смерти Брюссель Работы и достижения Работал в городах Брюссель Архитектурный стиль основатель модерна Важнейшие постройки В списке всемирного наследия ЮНЕСКО: дом Эдмона Тасселя, собственный дом (Музей Орта), дом Сольвей, дом Ван Этвельде Награды Баронский титул 57




Элементы всех предшествующих стилей. Историзм модерна выражается не в буквальном подходе к историческим стилям, а в стремлении воплотить "дух" стиля. Историзм модерна выражается не в буквальном подходе к историческим стилям, а в стремлении воплотить "дух" стиля. Что же такое стиль модерн? Каковы художественные истоки стиля 61





Посмотрим фильм Подумаем! Прав ли Штернбергер, говоря: «Что касается модерна, то он должен был и хотел быть стилем без образца, без примера, совсем современным, собственным, сегодняшним»? С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено в сфере художественного творчества; с другой стороны – сказать совершенно новое слово в искусстве, создать новый единый интернациональный стиль 67





Живописность - особое художественное свойство произведения, способность воссоздавать различные жизненные явления в их динамике, многообразии, текучести и подвижности, передавать постоянную изменчивость окружающего мира.

Данная особенность произведений пластических искусств заключается в динамическом взаимодействии объёмов, цветовых пятен, форм, света и тени, линий, при котором образуется яркое впечатление изменчивости, подвижности, многообразия всех аспектов.

Живописность проявляется в преобладании в живописи пятна цвета , в графике - пятна светотени над чёткой линией, в мягкости переходов. В скульптуре живописность проявляется в незамкнутости и перетекании выходящих в пространство объёмов. В архитектуре живописность заключается в динамике форм, в свободе расчленения основных элементов композиции, в асимметрии планировки, порою в активной роли пластического декора и .

В широком смысле этого слова живописность – это красочность, яркая образность, живая, свободная выразительность. Она противоположна статике художественных форм.

Ощущению полноты эстетики развертывания тона и смысла способствует сверхвыразительность деталей и наоборот, ощущение прозрачности символики и выразительности средств на той или иной стадии способствует превращению структуры в тоносмысл. В ощущении живописности есть сочетание апполоновского и дионисийского начала, и преобладает либо одно, либо другое. Основа ощущения живописности – в предметном – беспредметное, то есть наглядное воплощение беспредметного в изображаемых предметных структурах. И вместе с тем предметность теряется, растворяется, размывается, позитивно-эстетически аннигилируется. В подражательном искусстве художник не занимается поиском ощущений, новых для него, а инстинктивно делает попытку передать канонические, общезначимые чувства.

Существует понятие живописности и в литературе и поэзии. Представление о живописности образа прекрасно дают понять стихи А.С. Пушкина о природе. А.С. Пушкин умел удивительно тонко подмечать и передавать с огромным мастерством все мельчайшие изменения и настроения окружающей природы. Как многолика, непостоянна и изменчива в его стихотворениях зима.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
то заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Поэт так красочно и живописно описывает зимнюю вьюгу, что невольно хочется укрыться тёплым одеялом и плотно закрыть окна. Живописность стихов А. С. Пушкина позволяет читателю ощутить всю богатую гамму эмоций, которые вложил поэт в свои стихотворения.


Живописный
портрет.

ЛИНЕАРНОСТЬ

ЛИНЕАРНОСТЬ (от лат. linearis — линейный) — специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в преимущественной роли линии (линейного ритма), в преобладании графичности изображения, замкнутости объемов и контуров. В этом смысле Л. может быть противопоставлена живописности, однако на практике в системе не только живописи, но и графики и скульптуры (рельефа) эти оба свойства находятся в сложном взаимодействии и взаимосвязи. Последовательная Л. — достаточно редкое явление примерами ее могут служить некоторые архаичные виды скульптуры (древнеегипетский "линейный рельеф") и линейные виды графики (гравюры на дереве Альбрехта Дюрера, иллюстрации Сандро Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, Ф. П. Толстого — к "Душеньке" И. Ф. Богдановича, Обри Бёрдсли — к "Саломее" О. Уайлда), а также различные типы орнамента. В средневековом искусстве Л. связана с подчинением объема и пространства плоскости (фонам иконы, стены, листа), с преобладанием декоративно-ритмического начала; однако и при отказе от моделировки объемов изображаемые предметы подчинены сложному пространственному построению. В искусстве Возрождения и классицизма Л. (как одна из составляющих начал художественного языка произведения) выполняет задачи четкого выделения объемов, отделения фигур от фона, ясного членения пространственных планов, выявления скрытой динамики композиции (напр., в живописи Микеланджело, Аньоло Бронзино, Никола Пуссена, Доминика Энгра и др.). Очевидное преобладание Л. в картинах Боттичелли, рельефах Жана Гужона, богатая разработка линейных ритмов, их гармоничность позволяют в некоторых случаях говорить о музыкальности как специфическом качестве художественного образа.