Признаки современной республики. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции»

Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.

Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.

Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии. Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.

Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента).

* – это форма государственного правления, при которой пожизненное право на верховную власть передается по наследству одному лицу (монарху).

История происхождения республики

Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах. Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.

Этимологически «республика» восходит к латинским res - дело и publicus - общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».

Признаки современной республики

Со времен античности мир развивался, и республика, не теряя своих ключевых демократических принципов, приобретала новые черты. Среди основных признаков республики выделяют:

  • Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной и\или исполнительной власти.
  • Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
  • Подчинение главы государства Конституции.
  • Взаимная ответственность личности и государства перед законом.
  • Принцип разделения властей на три ветви (в большинстве республик).

Разновидности республики

Республики в зависимости от того, кто имеет больше полномочий в управлении государством, президент или парламент, а также от механизма реализации власти разделяют на:

  • президентские, в которых парламент подчиняется президенту, формирующему правительство и управляющему им;
  • парламентские, в которых парламент назначает президента, созывает правительство и контролирует его;
  • смешанные, в которых президентская и парламентская власти уравновешены или ведут борьбу между собой: правительство формируется ими совместно и несет ответственность перед обоими; при этом, кому принадлежит реальная власть, возглавляющему парламент премьер-министру или президенту, зависит от количества полученных ими голосов.

С точки зрения государственного устройства и территориальной целостности республики бывают:

  • Унитарные — территориально единые государства, как, например, Италия, Франция, Япония, Польша.
  • Федеративные — состоящие из частей (субъектов федерации), которые разделяют властные полномочия с управляющим центром (президентом и/или парламентом). К таким республикам относятся: Россия, США, Германия.
  • Союзные — входящие в состав больших государственных объединений с республиканской или монархической формой правления (СССР, Исламская республика).

Республики в современном мире

Парламентские республики появились первыми вследствие буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции и распространились по всей современной Европе и миру. На сегодняшний день парламентскими республиками являются: Австрия, Греция, Ирландия, Индия, Португалия, ФРГ. Все эти страны представляет премьер-министр, который возглавляет правительство и парламентское большинство.

Первой президентской республикой считается США, в ней президент противопоставил себя парламенту, что стало эффективным способом управления конфедерацией. Сейчас президентскими республиками являются: Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия и др.

В современном мире существуют также:

  • суперпрезидентские республики, с единой властью в лице президента, поддерживаемого армией (Сирия, страны Латинской Америки);
  • милитарно-президентские республики, возглавляемые революционным военным советом;
  • президентско-монократические республики, с неограниченным сроком правления президента (Ирак, Тунис, Гвинея).

1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом
А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза
А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархия
А.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тиранический
А.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистская
А.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинство
А.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленные
А.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФ
А.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ 2) назначение Председателя Совета Федерации 3) назначение Председателя Государственной Думы 4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы
А.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениям
А.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Формы устройства государства

Форма(устройство) государства
План.
1. Форма государства

2. Формы правления

2.1 Монархия
2.2 Республика
3. Формы государственного устройства

3.1 Унитарное
3.2 Федеративное
3.3 Конфедеративное
4. Формы политического режима

4.1 Деспотический
4.2 Тоталитарный
4.3 Фашистский
4.4 Авторитарный
4.5 Демократический

5. Причины и особенности изменения форм государственного
и политического режима
Форма государства
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.
Отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления,форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.
При этом форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно устроенном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры.
Форма устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а политический режим характеризует способ осуществления государственной власти в конкретном обществе, с помощью каких методов государство выполняет свое социальное назначение.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Еще Платон и Аристотель пытались объяснить разнообразие форм организации и осуществлении государственной власти в Древнем мире. Так, Аристотель выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, - взяв в основу классификации способы образования органов государства.
На протяжении столетий Августин,Гоббс, Монтескье, Локк, Руссо, Радищев и др. пытались обобщить и систематизировать знания о формах правления, причинах их возникновения и развитии.
Марксистская теория определяла форму правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим базисом и т.д. При этом за рамками изучения оставались такие факторы, активно влияющие на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание и т.д.
2. Форма правления

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и какого их
строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
- как строятся взаимоотношения между верховной государ-
ственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства
позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
- монархические (единоличные, наследственные)
- республиканские (коллегиальные, выборные)
2.1 Монархия
Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военноначальники, предводители разросшихся семейных или соседских общин, руководители храмов и т.п.
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появилась 4 -3 тысячи лет до нашей эры. В этих обществах монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления (организация совместных работ, ведение войн и оборону, взимание налогов, создание страховых фондов и т.п.)
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользую-щегося своей властью пожизненно (царь, король, импера тор, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монарха по своему усмо-
трению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на:
- абсолютистскую
- ограниченную
- конституционную
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинского устава - “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.
Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по-прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - IX и Франция до революции 1789 года.
С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых странах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх будучи юридически и фактически независимым от парламента (представительного учреждения народившегося и окрепшего “третьего сословия”) в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей опреде-ленной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидерр партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах
власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и фор- мально подписываются монархом;
- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления.
Монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условия достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.
2.2 Республика
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Географические факторы, исторические традиции, националь-ная психология, также как и соотношения классовых сил в некоторых государствах привели к возникновению другой формы правления - республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного и коллегиального главы
государства;
- выборность на определенный срок главы государства и дру-гих верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по своему веле- нию, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случа- ях, предусмотренных законом;
- обязатель решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Впервые идею разделения властей разработал Монтескье (ХУIII век) в труде “О духе законов”.
Различные органы государства выполняют различные функции по управлению государством: Парламенты (народные собранияЮ национальные ассамблеи, думы и т.д.) принимают законы, правительство и его органы - выполняют эти законы, организовают их испонение, судебные органы - контролируют исполнение законов и привлекают к ответственности нарушителей этих законов.
Вся эта идея создавала систему “сдержек и противовесов”, обеспечивающую власть народа, сдерживающую попытки одной из ветвей власти стать индивидуальным или коллективным диктатором.
Насчитывается несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
- парламентарные
- президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламен-тарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирова-ния правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не пе-ред парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномо-чия главы государства.
Классической президентской республикой являются Соеди-
ненные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскую республику отли-чает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организация государства рассма-тривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоот-ношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
- унитарное;
- федеративное;
- конфедеративное.
3.1 Унитарное государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признака-
ми:
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна кон-ституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департа-менты, округа, провинции, графства) государственным суверени-етом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
3.2 Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, зако-нодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
3.3 Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодатель-ных,исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
Историческая практика знает и другие организационные объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в такого рода содружествах могут создаваться надгосударственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.
Непонятно будущее у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно,что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения ные суверенныхгосударств.
1. Формы государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой сово-купность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима
в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
4.1 Антидемократические режимы

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:
- определяет характер государственной власти - это соот-ношение государства и личности;
- антидемократический режим характеризуется полным (то-тальным) контролем государства над всеми сферами
общественной жизни: экономикой, политикой, идеоло- гией, социальным, культурным и национальным строе- нием;
- ему свойственно огосударвстление всех общественных орга- низаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они мо-гут провозглашаться даже в конституциях;
- реально действует примат государства над правом, что явля-ется следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
- игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;
- не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.
4.2 Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем:
- режим представляет свободу личности в экономической
сфере, которая составляет основу материального благо- получия общества;
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их
возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
- создает эффективную систему прямого воздействия
населения страны на характер государственной власти;
- в демократическом государстве личность защищена от
произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы
большинства и меньшинства;
- основным принципом деятельности демократического
государства является плюрализм;
- государственный режим базируется на законах, которые
отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.
5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить “мгновенный “ с исторической точки зрения крах Советского Союза.
Список используемой литературы
1) Хропанюк. В.Н. “Теория государства и права” Москва 1993г.
2) “Общая теория права” Учебник Москва 1993г.
3) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988г.
4) “Общая теория права и государства” Учебник Москва 1994г.

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Факультет дистанционных образовательных технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: « Политология »

Пермь 2012 г.

Оглавление
Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и методы политологии……………………3
Раздел 2. История политических учений
Какой вклад в политическую мысль внес Н. Макиавелли?..................5
Раздел 3. Политический режим
Понятие сущности политической власти……………………………...7
Раздел 4. Политическая система современного общества.
Опишите общие признаки и функции государства…………………12
Часть 2.
Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию? А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?.................. .............................. .............................. ......................14
Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?.................... ..........................17
3. Каков механизм избирательной кампании?..................... ...............23
Раскройте основные понятия……………………………………...…28
4. Сделайте письменное сообщение на тему «Выборы, их сущность и политические функции»…………………………………………………….. .30
5. Проанализируйте голосование и выборы как механизм участия граждан в политической жизни общества…………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………37

Часть 1.
Раздел 1. Предмет, задачи и методы политологии.
Что включается в понятие политического института?
Сфера политики - социальное пространство, образующееся совокупностью организованных действий и взаимоотношений людей. Одной из форм такой организации выступают политические институты. В состав политического института входят:
определенные группы людей, уполномоченных обществом выполнять социально-политически значимые функции;
организации для выполнения людьми тех или иных функций;
совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих организациям или группам лиц выполнять установленные политические действия;
совокупность политических ролей и норм, реализация которых
имеет важное значение для определенных социальных групп и общества в
целом.
Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения» .
Элементы политических институтов: цели, функции и роли,
вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями
политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и
политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и
укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их
политического выбора. Средства политических институтов составляют
материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие
социальную и политическую значимость.
Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.
Другим важным политическим институтом является гражданское общество, в рамках которого осуществляется деятельность негосударственных политических институтов. Государство и гражданское общество как политические институты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.
Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Он считал, что социальные механизмы представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов. Если первоначально тот или иной круг лиц, объединившись для совместных действий, образует организацию, то с момента, когда входящие в нее индивиды проникаются сознанием своего единства, она предстает уже институтом. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.
М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.
Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок. Понятия власти, управления, права в его доктрине были распространены на все корпоративные институты. Социальные формирования тем самым были приравнены друг к другу и изображались явлениями одного порядка.
Политические институты изменяются вместе с изменением
общественных структур, с которыми они связаны политическими
отношениями. Политические институты пронизаны политическими
ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными
людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной
основой политических ценностей являются общие жизненные потребности
и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов.
Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм
объективации ценностей служат политические символы.
Раздел 2. История политических учений.
Какой вклад в политическую мысль внес Н. Макиавелли?
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527).
Философские и правовые взгляды Николо Макиавелли относятся к периоду эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения правовая мысль сделала большой шаг вперед, она освобождается от элементов схоластического понимания мироздания. Правовая мысль эпохи Возрождения строится на совершенно новых принципах: отвержения схоластики и понимания человека как природно-общественного, а ни божественного существа.
Большой вклад в развитие правовой мысли эпохи Возрождения внес итальянский философ и правовед Николо Макиавелли. Развитие правовой мысли эпохи Возрождения получает большой импульс в Италии. Становление нового взгляда на государство и право, происходит в сложный для Италии период.
Имя Николо Макиавелли известно многим, даже те, кто и не знает его учение, воскликнут - это основоположник принципов «Макиавеллизма», словом его идеи известны многим. Образ живого Макиавелли как человека сохранен и известен хуже, чем образ его правовых взглядов и идей. Рукой Николо Макиавелли написаны следующие выдающиеся произведения: 1) «Государь» (1513 г.); 2) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519 г.); 3) «История Флоренции» (первое издание 1532 г.); 4) «О военном искусстве». Николо Макиавелли был современником таких знаменитых личностей как: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Лоренцо Великолепный, Лоренцо Медичи, Савонарола.
Никола Макиавелли оказался весьма талантливым во многих сферах: он внес значительный вклад в философскую, политическую, историческую и юридическую науку.

Раздел 3. Политический режим.
Понятие сущности политической власти.
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.
В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия.

Власть - это:

    способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;
    механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;
    производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;
система властных органов;
    лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями;
    знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.
Власть складывается и существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).
В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.
По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.
По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.
По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)
Основные разновидности власти:
    политическая;
    экономическая;
    военная;
    духовная;
    семейная.
Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.
Политическая власть является одной из основополагающих категорий политологии. Она позволяет понять сущность политической сферы общества.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
Категория «политическая власть» включает в себя все составляющие категории «власть», но имеет и свои отличительные особенности:
1) верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить экономическую, социальную и другие формы власти, поставить их в определённые рамки;
2) всеобщность, то есть публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права и распространяется на весь социум. Она решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
3) легальность в использовании силы и других средств власти в пределах страны;
4) моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра принятия решений. Однако политическая власть осуществляется не только системой государственных органов, но и такими субъектами, как политические партии и общественные объединения. В них концентрируются права и воля людей, наделённых властными полномочиями;
5) маневренность, то есть использование широкого спектра средств для завоевания, удержания и реализации власти, мобилизации общества на достижение каких-либо целей.
На основании перечисленных особенностей можно дать следующее определение политической власти:
Политическая власть – это определённый тип общественных отношений, возникающий между большими социальными группами, между государством и обществом, между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определённого типа правления и определённого политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы, в том числе на государство.
В настоящее время существует несколько концепций, трактующих понятие политической власти. Релятивистская концепция (от английского relation - отношение) рассматривает политическую власть как отношение, в котором субъект власти оказывает определяющее влияние на объект. В качестве субъекта и объекта могут выступать: индивиды, группы, слои населения, общественные объединения, политические партии, государство. Эта концепция включает в себя серию методов и путей воздействия власти на общество в целях достижения стабильности. В их числе стимулирование активной трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения, примирение с оппозицией путём раздела «зон влияния».
Бихевиористская концепция (от английского bihavior - поведение) также исходит из трактовки политической власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но особенное внимание представители данной концепции уделяют мотивам поведения людей в борьбе за власть. Они полагают, что стремление к власти заложено в природе отдельных личностей, которые обладают «политической энергией», то есть способностью властвовать. Кроме того, стремление к власти может быть обусловлено теми благами и привилегиями, которые получают люди, имеющие власть. Ещё одним мотивом в борьбе за власть является желание индивидов самоутвердиться, компенсировать какие-либо недостатки.
Системная концепция рассматривает власть как ядро политической системы общества, с которой непосредственно или опосредованно связаны все остальные элементы. По мнению представителей данной концепции, задачами политической власти являются:
1) регулирование отношений между людьми и обществом в целом, включая государственно- политические институты;
2) разрешение постоянно возникающих противоречий между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества;
3) создание сбалансированной, стабильной политической системы общества.
Таким образом, все концепции политической власти подчёркивают её значение как регулятора общественной жизни. Она позволяет организовать общественное производство, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле; обеспечивает реализацию общих интересов различных социальных групп; поддерживает целостность и относительную стабильность общества.
Раздел 4. Политическая система современного общества.
Опишите общие признаки и функции государства.
Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории.
В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.
Признаки государства:
    единая организация политической власти, которая распространяется на все население (граждан, иностранцев, ЛБГ) в пределах территории страны, ее государственных границ;
    обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты;
    располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения;
    организует и осуществляет власть на правовых основах.
ГОСУДАРСВТО – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть а все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом.
Функции государства:
- это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
По сферам распространения:
1. внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти;
2. внешние, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Внутренние функции:
- экономическая – формирование госбюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ экономического развития страны и т.п.;
- социальная – оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь и т.д.;
- финансового контроля – выявление и учет доходов производителей, часть которых направляется в госбюджет для удовлетворения социальных и общегос. нужд;
- охраны правопорядка – обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений;
- экологическая – система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
Основные внешние функции государства:
- экономическое, политическое, научно-техническое, экологическое, военное и культурное содружество с другими государства;
- оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ.
Часть 2.
    Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления.
Формы правления:
Кто и в чьих интересах
осуществляет управление
обществом и государством
в интересах общества в целом,
общего блага управляемых
(«правильные» формы осуществления
государственной власти)
в личных эгоистических интересах
и исключительно благ правителей
(«неправильные», «искаженные» формы
осуществления государственной власти)
Одно лицо
Монархия – правление одного, наиболее подготовленного лица; верховная власть (как правило) осуществляется им пожизненно и передается в порядке престолонаследия
Тирания – правление эгоистического правителя, активно использующего политику террора в отношении общества и своих политических противников, превышая существующий в обществе уровень жестокости.
Группа лиц
Аристократия – правление лучших, наиболее подготовленных и компетентных представителей родовой знати, выступающих хранителями национальных и культурных традиций общества и государства.
Олигархия – явное или скрытое правление замкнутой группы богатых и влиятельных лиц (различают: финансовые, бюрократические, партийные олигархии).
Социальный слой
Демократия (полития) – правление демоса (полноправных граждан общества), среднего класса (средних людей (по Аристотелю)), активно участвующих в управление государством и обществом. Неизменным атрибутом демократии является цензовая система и порядок получения гражданства, полноты политических прав.
Охлократия – правление толпы (значительной в процентном соотношении части общества), постоянно подпадающей под влияние популистов-демагогов и манипулирующих её сознанием олигархов, посредством СМИ.

Почему демократия вырождается в охлократию, а не в тиранию?
В либерально-демократическом обществе власть должна принадлежать тем, кому удастся взять ее в свободном соревновании на выборах: настоящая демократия и подлинный либерализм предполагают сильную власть. Еще Сократ говорил, что в государстве должны править не масса, а добрые и сведущие лица. В противном случае, как справедливо утверждал Аристотель, демократия может вырождаться в охлократию (власть толпы), пренебрегающую законами, когда всякого рода демагоги и льстецы правят от имени народа. Но два понимания демократии - как власти народа и как власти большинства - не совпадают. Большинство может заблуждаться и действовать под влиянием эмоций, момента, вопреки или в угоду собственным интересам и во вред будущему страны.
А можете ли вы привести исторические примеры подобного превращения?
Такой пример народного помрачения дает афинская демократия - казнь десяти талантливейших стратегов или казнь великого Сократа. Сущность демократии - не в произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ.

    Подробно опишите республиканский тип устройства государства. Какую функцию выполняет здесь парламент?
Республиканская форма правления (республика) - (от лат. "respublica" - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности).
Республика – это исторически сложившаяся форма правления, в которой верховная государственная власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.
Республика – довольно древняя форма правления. Она встречается в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.
Основные признаки и классификации республиканско й формы правления.
Республиканской форме правления присущи следующие основные признаки:
1) высшая государственная власть в республике всегда принадлежит выборным органам.
2) главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует.
3) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, включая главу государства, избираются на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава государства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии.
4) выборные органы, которым принадлежит верховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких- либо социальных групп.
5) республиканская форма правления предполагает ответственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.
При республиканской форме правления у людей появилось официальное право перемещаться из одной социальной ступени на другую и даже переходить из одного страта в другой. Но официальное разрешение и реальные возможности, к сожалению, понятия разные, зачастую несовместимые.
Республики бывают:
- парламентские,
- президентские,
- смешанные,
- советские.
В парламентской республике основные полномочия находятся в руках парламента. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов, в случае утраты доверия большинства парламента правительство либо подаёт в отставку, либо добивается через главу гос-ва роспуск парламента и назначения новых выборов.
В полномочия парламента входит контроль за правительством. Он обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, курс внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Президент в таких республиках избирается парламентом. В таких странах говорят о "слабом" президенте. Общие направления деятельности, которыми конституция наделяет президента парламентской республики, осуществляются, как правило, правительством.
Президент при парламентской форме правления обнародует законы, издаёт декреты, награждает, является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
В президентской республике центральное место в управлении государством занимает президент. Он является главой государства и главой правительства. В президентской республике исполнительная власть находится в руках президента, а законодательная – в руках парламента.
В президентской республике главу государства выбирает население страны. Правительство формируется президентом, он же юридически, и фактически, как было сказано выше, является главой правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом.
В президентской республике президент не имеет права распускать парламент, а парламент не имеет права выразить недоверие правительству, но может сместить президента при помощи импичмента.
Попытки импичмента принимались в 90-е годы, когда власть была в руках Ельцина. Несколько неудачных попыток ни к чему не привели. Говорили, что Ельцин осознанно не допускает хотя бы минимального улучшения материального состояния страны.
По этим и многим другим причинам Ельцина хотели сместить с поста президента. И только в 2000 году, в новогоднюю ночь, он выступил с такой речью: «Вот этот день и настал. Дорогие друзья, дорогие мои, сегодня я последний раз обращаюсь к вам с новогодним поздравлением. Но это не всё: сегодня я последний раз обращаюсь к вам как президент России. Я принял решение, долго и мучительно над ним размышляя. Сегодня в последний день уходящего века я ухожу в отставку».
Выделяют, также, смешанные республики – форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
Парламент в такой республике имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать только когда оно поддерживается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентских странах президент лишь формально назначает правительство, то в смешанной республике избираемый народом президент вправе формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска.
Советская республика – особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы – Советы. Советская республика характеризуется полновластьем Советов – представительных органов государственной власти.
По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.
- Советская республика не признаёт принцип разделения властей;
- Функции парламента выполняют или сами Советы или их палаты;
- Функции главы гос-ва выполняют коллегиальные президенты – Президиумы Советов;
- Депутаты подотчётны населению и могут быть им отозваны в случае неоправдания доверия;
- Нет различия между государственными органами и органами местного самоуправления;
- В Советы принимаются и беспартийные.
Из вышеперечисленных форм правления очень трудно выбрать самую лучшую и однозначно указать на её превосходство. В каждой есть свои достоинства и недостатки. Причём, один и тот же признак нельзя оценить однозначно, т.к. для одного он будет положительным, а для другого отрицательным. Всё зависит от личностных качеств человека, его мировосприятия и жизненного кредо. Человеку покорному больше подойдёт монархическая форма правления, он будет выполнять указы монарха и от него не будут требовать проявления воли и духа.
Человек с лидерскими качествами будет «чахнуть» при такой форме правления, и если он сможет найти более или менее достойную поддержку таких же лидеров, он выйдет против действующего порядка и будет биться за принятие демократического порядка, где он сможет реализовать свои качества или, ещё лучше, самому встать у руля.
В республиканской форме правления гражданам страны предоставляется больше свободы, чем при монархии.
Власть не переходит по наследству, а выбирается народом, по крайней мере, так прописано в конституции.
Но какая бы форма правления не действовала в стране, человек, оказавшийся у власти, часто не может отказаться от богатства и роскоши, и когда у человека появляется возможность хорошо одеваться, вкусно и богато есть, отдыхать на дорогих курортах, пользоваться всеми привилегиями – депутатской неприкосновенностью и т.д. – человек забывает и перестаёт думать, что кто-то может страдать от голода, мёрзнуть в холодных, плохо отапливаемых домах, жить в хрущёвках, которые существуют и сегодня, умирать от болезней, из-за неимения денег на дорогостоящее лечение. Люди, живущие в роскоши, не могут по-настоящему понять это, потому что сами никогда не испытывали подобного и всё более и более угнетают и без того страдающий народ. И сегодня, при республиканской форме правления, при демократии, руководство страны живёт как-то обособленно от народа, в каком-то своём, богатом мире.
Мне кажется, что мы не можем достичь правового гос-ва не только из-за политических и экономических проблем, но и из-за человеческого фактора – корысти, жадности, желания ещё большей славы, власти и богатства.
Если бы каждый исполнял свои обязанности честно, добросовестно, поднялся бы и политический, и экономический уровень страны, и это касается не только политических служащих. Сейчас многие стараются любыми способами заработать деньги, руководствуясь правилом: «Для достижения цели все средства хороши». Можно, конечно, сказать, что такого поведения требует капиталистическая эпоха, это, конечно, так, но в любом случае, нельзя терять человеческое лицо и необходимо заботиться не только о себе, но и об окружающем мире.
Если идеализировать каждую форму правления и исключить из неё недостатки, которые вносит в неё человек, такие как: коррупция, обман, расхищение гос. Бюджета, на мой взгляд, самой оптимальной формой правления является президентская республика.
С одной стороны, у народа есть право самому выбрать главу государства.
С другой, президент знает, что он – главное лицо гос-ва и на нём лежит ответственность за происходящие в стране события, тогда как при парламентской форме правления основная ответственность лежит на парламенте, а когда ответственность лежит на группе человек, очень трудно найти «виновника» негативных событий.
В-третьих, президент, если он глава гос-ва, должен обладать большей властью, нежели остальные, иначе зачем он тогда нужен? Чтобы обладать правом награждать за успехи или амнистировать осуждённых? Президент должен контролировать происходящее, влиять на принимаемые решения, иметь право распускать правительство и т.д. иначе его роль в государстве столь незначительна, что вопрос встаёт сам собой о том, что можно было обойтись и без него.
В-четвёртых, президент – главнокомандующий вооружёнными силами. Он должен вести грамотную внешнюю политику и знать, когда можно решить вопрос мирным путём, а когда открыть войну или даже воспользоваться «чёрным чемоданчиком».
В-пятых, в случае, если парламент с помощью импичмента решит сместить президента, глава государства может обратиться за помощью к народу и получить либо поддержку, либо отказ в помощи, тем самым, важные государственные решения происходят не только внутри правящих кругов, но и с учётом мнения народа.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
    Каков механизм избирательной кампании?
Избирательная компания – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательных компаниях участвуют различного рада группы поддержки, общественные организации, средства массовой организации и т.д.
Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной компании являются:
    проведение предвыборных собраний и митингов;
    публикация статей и памфлетов в газетах;
    расклейка предвыборных афиш и плакатов;
    выступления по радио и телевидению.
Современные избирательные законы, как правило, весьма подробно регламентируют проведение избирательной компании.
Во – первых точно устанавливают сроки (а иногда и территория) проведения избирательной компании, обычно избирательная компания официально начинается с момента объявления и назначении выборов, либо регистрации кандидата (партийного списка) и прекращается за один двое суток до начала голосования.
Во – вторых, разрабатывается порядок предоставления кандидатам и партиям для предвыборной агитации государственных средств массовой информации.
В – третьих, определяются условия и порядок финансирования избирательной компании.
Для проведения избирательной компании создается специальный штаб, в который входят профессионалы:
    распорядитель;
    финансовый агент;
    пресс – секретарь;
    политический организатор;
    составитель ежедневных планов;
    технический секретарь;
    специальный помощник.
и т.д.................