Время по мнению джорджа кеннана пути. Джордж кеннан - биография, информация, личная жизнь

Джордж Кеннан интересовался путешествиями с детских лет, однако, сначала ему пришлось поработать телеграфистом. По заданию Русско-Американской телеграфной компании он попал в Россию в составе экспедиции, исследовавшей возможность прокладки телеграфии из Америки в Россию через Аляску. Берингов пролив, Чукотку и Сибирь.

Вот так начиналась любовь Кеннана к России - в районе устья Анадыри Кеннан с напарником, продвигаясь на собачьих упряжках, исследовали местность, несколько раз были награни смерти от холода и голода. Неудачи сопутствовали проекту - денег не присылали, местные коряки не хотели работать, в конце концов проект закрыли и 22-х летний Кеннан отправился домой из Охотска на русской тройке через Сибирь домой. А дома, в родном штате Огайо, он издал книгу “Tent Life in Siberia” , после которой он заявил о себе, как писатель, а популярность дала возможность зарабатывать на жизнь чтением лекций о России.

В 1870 г. Он предпринял путешествие на Кавказ и стал первым побывавшим там американцем. Кавказ был в то время необычайно популярен в связи с Кавказской войной. В Петербурге продавались кинжалы, инкрустированные серебром и золотом, входили в моду башлыки. На Кеннана все это произвело неизгладимое впечатление и в 1870 он появился в Петербурге, не обращая на предостережения друзей об опасности путешествия, он вскоре очутился в Дагестане.

Preparation of trench road near Bodo (фотографии из архива Кеннана)


Там он нанял в проводники некого Ахмеда Аварского, которого он описал как варвара 10 века, тот хвастался, что убил около 14-ти человек.

Когда Кеннан спросил "Как ты убил первого человека? Это была схватка?"
Ахмет объяснил:"Мы поспорили, и он оскорбил меня, я вынул кинжал - бац!- и все"
Ахмет в свою очередь спросил, чтобы произошло в таком случае в Америке. "Я бы вызвал полицию" - ответил Кеннан.
Разочарованный Ахмет спросил "И что же, Вы никого не убиваете, не делаете набегов и не мстите?"
Получив отрицательный ответ, Ахмет заключил: "Вы живете жизнью овец".


В течении двух месяцев Кеннан путешествовал по предгорью, где познакомился с представителями 30 этнических групп, говоривших на разных языках, он как будто перенесся во времена Юлия Цезаря - эти люди не желали расставаться со своими традициями, здесь сохранялся обычай кровной мести и многое другое - Кеннан записывал эти обычаи, чтобы потом рассказать об этом миру.
Потрясенный тем, что этим людям так и не удалось в течении многих веков продвинуться в своем социальном развитии, он размышлял о роли России на Кавказе.
Возвращаясь домой через Стамбул, он уже был уверен, что именно России принадлежит почетная роль принести в этот затерянный мир достижения западной цивилизации.


После нового путешествия за Кеннаном прочно закрепилась слава специалиста по России. Он же, популяризируя сведения о России, стал ее активным пропагандистом. Именно благодаря лекциям и книге Кеннана многие американцы впервые узнали о далекой неизвестной, во многом - экзотической стране. С 1877 года Кеннан, наконец, получил работу журналиста.

В то время в Америке по отношению к России существовало два противоположных. Одни видели в ней единственного сильного союзника и стремились к установлению торговых связей, другие указывали на тиранию и призывали к ее изоляции.

Одним из обличителей царского деспотизма был Вильям Джексон Армстронг, который некоторое время работал в России в американском консульстве. Несмотря на убийство Александра II, и сочувствия американского общества к русскому царю, он продолжал критиковать русский монархизм.

Армстронг убеждал своих сограждан, что несмотря на отмену крепостного права, Российская империя продолжала оставаться варварской страной, потому что власть все так же препятствовала демократическому развитию и жестко карала тех, кто с этим был не согласен.

Кеннан, считая себя знатоком Сибири, открыто выступал против нападок на Россию.На страницах печати между двумя экспертами развернулась словесная битва. Каждый отстаивал свою точку зрения.

Всерьез увлеченный дискуссией, Кеннан стал знакомится с книгами о России, пытался достать русские газеты и журналы, среди книг искал книги русских авторов. Так он познакомился с Максимовым и Ядринцевым , их работы о Сибири заставили его задуматься о том, что, собственно, он знает о России.

Сергей Васильевич Максимов

Вопрос отношения к России настолько серьезно волновал Кеннана, что для того, чтобы составить собственное мнение о положении каторжан в Сибири, Кеннан решил совершить новое путешествие.

Для этого он убедил журнал “The Century” послать его в качестве журналиста в Сибирь, он же обязался написать для журнала 12 статей о своем путешествии. Вскоре договоренность была достигнута не только с редактором журнала, но и с американским правительством. Кеннан должен был получить за свою работу $6.000 и аванс 100 ежемесячно высылаемый его жене, пока он будет отсутствовать на протяжении 15 месяцев. Целью же путешествия была проверка противоречивых сведений о положении узников в Сибири, получение дополнительной информации в поддержку правильности той или иной информации и на основании полученных данных выработка собственного отношения к событиям в России.

Американским читателям трудно было понять «закаленную интенсивность чувства ненависти молодых людей России к своему правительству» Вот это и должен был понять и объяснить своим читателям американский журналист.

За год до путешествия Кеннан решил хорошо подготовиться и несмотря на имеющиеся базовые знания русского, хорошо выучил русский язык. Это дало ему, в отличии от других путешественников, иметь возможность получать информацию напрямую, без переводчика. Он также ознакомился со всеми возможными критическими статьями о Сибири.

С этой целью он съездил в Петербург, чтобы купить как можно больше литературы. Помимо этого, он позаботился обо всех возможных официальных разрешениях на перемещение по России и посещение тюрем. А так как у него была репутация сторонника России, он легко получил рекомендации высоких лиц.


Однако, это было не все, перед поездкой Кеннан, наконец познакомился с Николаем Михайловичем Ядринцевым, человеком, который сегодня был бы назван сепаратистом за поддержку идеи отделения Сибири от России.

Ядринцев был арестован по делу “Общества Независимости Сибири”, провел два года в Омской тюрьме и 8 лет в ссылке в Архангельской губернии.
Затем он работал в Петербурге секретарем председателя комиссии по тюремному надзору, что давало ему возможность собирать очень ценный статистический материал.
К моменту знакомства Ядринцев был редактором газеты “Восточное обозрение” и автором известной за рубежом книги “Сибирь, как колония” Ядринцев привлекал внимание к высокой смертности ссыльных и каторжан, как результата жестокого обращения с людьми, но и на разрушающее действие системы ссылки на Сибирь.

Ядринцев не только познакомил Кеннана со своими взглядами на проблему, он снабдил его маршрутами к местам, которые обычно не показывали “туристам”, именами и адресами тех, кто мог дать ему неофициальную информацию о состоянии дел в Сибири, а также рекомендательными письмами, открывшими перед Кеннаном двери, за которыми скрывалась “оппозиция”.

В июне 1885 года Кеннан в сопровождении художника и фотографа Джорджа Фроста уже был на Урале, где и провел лето, в сентябре путешественники прибыли в Иркутск и осенью добрались до Карских рудников.
Поездка не была легкой, путешественниками приходилось самим искать места для ночевок, договариваться о смене лошадей, добывать пищу, предусмотрительно обходить те поселения, в которых свирепствовали тиф и чума. Они узнали, что такое ночевать на холодном полу почтовых станций, избавляться от насекомых, которыми кишели избы на постое. Это было испытание на физическую прочность. Необходимость скрывать контакты с ссыльными, вести себя так с местными властями, чтобы не потерять их доверие, собирать и шифровать информацию, быть готовыми к обыску и даже аресту, требовало большого нервного напряжения.
К концу пути у Джорджа Фроста случилось помутнение рассудка на фоне физического измождения, Кеннану после путешествия тоже пришлось долго лечиться.

Windmills near Omsk


A Siberian etape or exile station house

Street in Irkutsk

Tarantas - a large four wheel carriage without seats used for travel in Siberia during the summer


Siberian convicts working in a placer mine


Из альбома фотографий каторжан и ссыльных


Dr. Martinoff"s little boy & son of Yakimova born in fortress
Дети, рожденные во время заключения осужденной Якимовой в крепости


После посещения городских и этапных тюрьм, разговора с множеством людей от официальных представителей до ссыльных, бывших ссыльных и членов их семей, Кеннан вернулся в Петербург в твердом убеждении, что его прежняя позиция по отношению к России должна быть пересмотрена.

«Одной из самых главных и действенных причин, побудивших русских революционеров …принять преступную политику террора, является обращение с политическими ссыльными в русских тюрьмах»
- таков один из главных выводов Кеннана

Административные высылки политически неблагонадежных, которые очень часто оказываются там легкомыслию, по пустяковым фактам, по лживым доносам, в результате ошибок системы наносят наибольший вред обществу.

«…во всем цивилизованном мире нет ничего подобного тому бедствию и ужасу, которое является результатом ссылки в Сибирь. В известном отношении виновата, без сомнения, небрежность, бессердечность и взяточничество чиновников, но весь ужас есть следствие всей жестокой системы, которая должна быть всецело упразднена»

Вернувшись из России, Кеннан встретился с политэмигрантами - Кропоткиным, Степняком, Чайковским, которые были удивлены глубокими знаниями Кеннана, его точными наблюдениями и правильными выводами.
В дальнейшем Кенннан не только не терял связь с русской оппозиций, но всячески ее поддерживал, не только в печати, но и материально. Достаточно сказать, что убежавший из Сибири Феликс Волховский, с которым он познакомился в Томске, приехал именно к Кеннану, а только потом (возможно и с его помощью) переехал с Лондон.

Контакты с Ядринцевым продолжались до самой смерти Ядринцева в 1894 году, Ядринцев не только встречался с Кеннаном, когда тот приезжал в Россию, но и продолжал снабжать его информацией, знакомить с людьми, которые могли предоставить интересные сведения.
Например, незадолго до смерти Ядринцева Кеннан просил его прислать информацию по Кавказу. Кеннан в свою очередь рссказывал о том, что интересовало Ядринцева, например, систему организации школ для коренного населения.


В процессе дальнейшего общения Кеннан убедился в необходимости пропаганды идей русской оппозиции. Первым шагом к этому была серия статей для журнала, а потом появилась и книга “Siberia and the exile system”.
Книга Кеннона после выхода в свет была переведена на немецкий и датский языки, а в Женеве русские политэмигранты перевели ее на русский и напечатали.

В России хранение копий даже статей Кеннана грозило арестом, темнее менее они нелегально просачивались через границу, ссыльные переводили статьи и распространяли их между собой. Газета Ядринцева “Восточное обозрение” напечатало обзор данной книги, так о ней узнала вся политическая Сибирь.
В России же книга была напечатана только в 1906 году и, благодаря цензуре, оказалась гораздо тоньше оригинала, к тому же, в ней не было иллюстраций Фроста.

Кеннан Джордж Фрост (George F.Kennan) - родился в феврале 1904 года в Милуоки, штат Висконсин, унаследовал от своего дяди не только имя - Джордж, но и интерес к России. Д.Кеннан-старший основал "Общество друзей русской свободы" с целью поддержки либерального движения в России. В Принстонском и Берлинском университетах К.Д.Ф. изучал русский язык и историю России. После непродолжительного пребывания консулом в Гамбурге Кеннан пять лет (1928-1933) работал в американских миссиях в Риге, Каунасе, Талине. Здесь Кеннан вращался в кругах белой эмиграции, черпая из первоисточника сведения о нашей стране, с которой тогда у США еще не было дипломатических отношений. Он приехал в Москву в 1933 году вместе с первым американским послом в СССР В.Буллитом, в 1935-1937 гг. был вторым секретарем посольства, в 1937-1938 гг. - экспертом по делам СССР в госдепартаменте. В последующие годы Д.Кеннан служил в американских посольствах и миссиях.. В 1945 г. - министр-советник посольства США в Москве. В 1950-1952 гг. стал сотрудником института высших исследований (Institute for Advanced Studies) в Принстонском университете и, наконец в 1952 году - послом в Москве. С 1956 года он профессор истории Принстонского университета, член Американского философского общества и Американской академии социальных и политических наук. Знаменитостью Кеннан стал после появления в июле 1947 года статьи "Источники советского поведения". Статья стала важным историографическим фактом в истории холодной войны.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Кеннан Джордж Фрост (р. 1904 г.) Государственный и политический деятель США. Один из ведущих американских советологов. Родился в Милуоки (шт. Висконсин). Окончил военную академию Сент-Джонс, а затем Принстонский университет (1925). В 1925- 1926 гг. - вице-консул США в Женеве. Позднее занимал ряд дипломатических постов в представительствах США в Гамбурге, Таллине, Риге и Каунасе. Изучал русский язык, литературу, законодательство и экономику СССР в Берлинском университете.

В 1934 и 1935-1937 гг. - секретарь американского посольства в Москве. В 1939-1941 гг. работал в Берлине. В 1945-1947 гг. - советник американского посольства в Москве. В 1952 г. назначен послом США в Советском Союзе; неоднократно встречался со Сталиным. В связи с враждебными антисоветскими выпадами был отозван из Москвы по требованию Советского правительства. В 1953 г. оставил дипломатическую службу и занялся преподавательской деятельностью. Профессор истории Принстонского университета. В конце 60-х годов неоднократно высказывался за более реалистический курс в отношении СССР.

Свои впечатления и размышления о Советской России, о Сталине, других партийных деятелях нашей страны изложил в книге «Россия и Запад при Ленине и Сталине» (Kennan G.F. Russia and the West under Lenin and Stalin. Boston, 1960). На русском языке большой отрывок из этой книги вошел в сборник «Сталин, Рузвельт, Черчилль, де Голль. Политические портреты» (Минск, 1991).

Характеризуя Сталина, Кеннан пишет: «...осторожный, скрытный, скрывающий свою холодную безжалостность под маской скромной вежливости, находящийся под влиянием болезненной подозрительности по отношению к тем, кто были его друзьями и последователями, способный на самые бесчувственные поступки, когда ему приходилось иметь дело с теми, кого он считал своими идеологическими противниками. Сталин... всегда был более вежливым с признанными врагами, чем с признанными друзьями».

Еще цитата из книги Кеннана: «О том, что Германия совершила нападение на Советский Союз, Молотову сообщил немецкий посол в Москве граф Шуленбург. Ответ Молотова на это сообщение представляется мне образцом жуткого лицемерия, которым были пропитаны советско-германские отношения в целом. „Неужели это возможно? - сказал старый представитель режима, который недавно совершил нападение на соседнюю Финляндию, аннексировал три страны, не желающие присоединяться, и депортировал сотни тысяч жителей восточной Польши в условиях крайней жестокости. - Нежели мы заслужили это?"

Я полагаю, что его превзошел только Сталин, выступая год или два спустя на банкете с представителями союзнических стран. Сталин, всегда любивший подразнить своих подчиненных, предложил Молотову сказать тост, а затем обратился к нему с дружеским повелением: „А теперь, Молотов, встань и расскажи нам о своем пакте с немцами"».

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Здесь читайте:

Телеграмма посольства США в Москве № 511 («Длинная телеграмма») 22 февраля 1946 г.


Джордж Фрост Кеннан

Политическая сущность советской власти в ее нынешней ипостаси есть производное от идеологии и сложившихся условий: идеологии, унаследованной нынешними советскими лидерами от того политического движения, в недрах которого и произошло их политическое рождение, и условий, в которых они правят в России почти 30 лет. Проследить за взаимодействием этих двух факторов и проанализировать роль каждого из них в формировании официальной линии поведения Советского Сою­за - для психологического анализа задача не из легких. И тем не менее стоит попытаться ее решить, если мы хотим уяснить для себя советское поведение и успешно ему противодействовать.
Обобщить набор идеологических положений, с которыми советские лидеры пришли к власти, нелегко. Марксистская идеология в том ее ва­рианте, который получил распространение среди российских коммунис­тов, все время неуловимо видоизменяется. В ее основе обширный и слож­ный материал. Однако главные положения коммунистического учения в том виде, в каком оно сложилось к 1916 году, можно суммировать следую­щим образом:
а) основной фактор в жизни человека, определяющий характер обще­ственной жизни и «лицо общества», - это система производства и рас­пределения материальных благ;
б) капиталистическая система производства отвратительна, потому что неизбежно ведет к эксплуатации рабочего класса классом капиталис­тов и не может в полной мере обеспечить развитие экономического по­тенциала общества или справедливое распределение материальных благ, созданных человеческим трудом;
в) капитализм несет в себе зародыш собственной гибели, и вследствие неспособности класса, владеющего капиталом, приспособиться к эконо­мическим изменениям власть рано или поздно неизбежно перейдет в ру­ки рабочего класса с помощью революции;
г) империализм как последняя стадия капитализма неизбежно ведет к войне и революции.
Остальное можно изложить словами Ленина: «Неравномерность эко­номического и политического развития есть безусловный закон капита­лизма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране. Победивший проле­тариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального капиталис­тического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран... ")" Нужно заметить, что не предполагалось, чтобы капитализм погиб без пролетарской революции. Чтобы опрокинуть прогнивший строй, необхо­дим последний толчок со стороны революционного пролетарского дви­жения. Но считалось, что рано или поздно такой толчок неизбежен.
В течение пятидесяти лет до начала революции такой образ мыслей был чрезвычайно притягателен для участников российского революцион­ного движения. Разочарованные, неудовлетворенные, потерявшие на­дежду найти самовыражение в тесных рамках политической системы цар­ской России (а может быть, чересчур нетерпеливые), не имевшие ши­рокой народной поддержки своей теории о необходимости кровавой революции для улучшения социальных условий, эти революционеры в марксистской теории УВИдели в высшей степени удобное обоснование своих инстинктивных устремлений. Она давала псевдонаучное объясне­ние их нетерпению, категоричному отрицанию чего-либо ценного в цар­ском строе, их жажде власти и отмщения и стремлению добиться своих целей во что бы то ни стало. Поэтому неудивительно, что они без колеба­ний уверовали в истинность и глубину марксистско-ленинского учения, столь созвучного их собственным чувствам и устремлениям. Не стоит ста­вить под сомнение их искренность. Это явление старо как мир. Лучше всего об этом сказал Эдуард Гибсон в книге «История упадка и разруше­ния Римской империи»: «От энтузиазма до самозванства один шаг, опас­ный и неприметный; демон Сократа являет собой яркий пример того, как мудрый человек иногда обманывает себя, добрый человек обманывает других, а сознание погружается в смутный сон, не отличая собственных заблуждений от умышленного обмана». Именно с таким набором теоре­тических положений большевистская партия пришла к власти.
Здесь необходимо отметить, что на протяжении многолетней подго­товки к революции эти люди, да и сам Маркс, уделяли внимание не столько той форме, которую примет социализм в будущем, сколько неиз­бежности свержения враждебной власти, что, по их мнению, должно было обязательно предшествовать построению социализма!. Их пред­ставления о позитивной программе действий, которую надо будет осу­ществлять после прихода к власти, были большей частью расплывчаты, умозрительны и далеки от реальности. Не существовало никакой согласо­ванной программы действий, помимо национализации промышленности и экспроприации крупных частных состояний. В отношении крестьянст­ва, которое, согласно марксистской теории, не является пролетариатом, в коммунистических взглядах никогда не было полной ясности; и в тече­ние первого десятилетия пребывания коммунистов у власти этот вопрос оставался предметом споров и сомнений.
Условия, сложившиеся в России сразу после революции, - Граждан­ская война и иностранная интервенция, а также тот очевидный факт, что коммунисты представляли лишь незначительное меньшинство русского народа, - привели к необходимости установления диктатуры. Экспери­мент с «военным коммунизмом» И попытка немедленно уничтожить част­ное производство и торговлю повлекли за собой тяжелейшие экономиче­ские последствия и дальнейшее разочарование в новой революционной власти. Хотя временное ослабление усилий по насаждению коммунизма в виде новой экономической политики несколько облегчило бедственное положение в экономике и, таким образом, оправдало свое назначение, оно наглядно показало, что «капиталистический сектор общества» все еще готов немедленно воспользоваться малейшим ослаблением давления со стороны правительства и,.если дать ему право на существование, будет всегда представлять собой мощную оппозицию советскому режиму и серьезного конкурента в борьбе за влияние в стране. Примерно такое же отношение сложилось и к крестьянину-единоличнику, который, по суще­ству, тоже был частным, хотя и мелким производителем.
Ленин, если бы он был жив, возможно, смог бы доказать свое величие и примирить эти противоборствующие силы на благо всего российского общества, хотя это и сомнительно. Но как бы то ни было, Сталин и те, ко­го он возглавил в борьбе за наследование ленинской руководящей роли, не желали мириться с конкурирующими политическими силами в сфере власти, которой они домогались. Слишком остро они ощущали непроч­ность своего положения. В особом их фанатизме, которому чужды англо-саксонские традиции политического компромисса, было столько рвения и непримиримости, что они и не предполагали постоянно делить с кем-то власть. От русско-азиатских предков к ним перешло неверие в возмож­ность мирного сосуществования на постоянной основе с политическими соперниками. Легко уверовав в свою собственную доктринерскую непо­грешимость, они настаивали на подчинении либо уничтожении всех по­литических противников. Вне рамок коммунистической партии никакой стройной организации в российском обществе не допускалось. Разреша­лись только те формы коллективной человеческой деятельности и обще­ния, в которых партия играла главенствующую роль. Никакая другая сила российского общества не имела права существовать как жизнеспособный целостный организм. Только партии разрешалось быть структурно орга­низованной. Остальным была уготована роль аморфной массы.
Этот же принцип господствовал и внутри самой партии. Рядовые чле­ны партии, конечно же, участвовали в выборах, обсуждениях, принятии и осуществлении решений, но занимались этим не по собственному побуж­дению, а по указанию вселявшего трепет партийного руководства и не­пременно в соответствии с вездесущим «учением».
Хочу еще раз подчеркнуть, что, возможно, эти деятели субъективно и не стремились к абсолютной власти как таковой. Они, несомненно, верили - им это было легко, - что только они знают, что хорошо для об­щества, и будут действовать ему во благо, если им удастся надежно огра­дить свою власть от посягательств. Однако, стремясь обезопасить свою власть, они не признавали в своих действиях никаких ограничений - ни Божьих, ни человеческих. И до тех пор, пока такая безопасность не до­стигнута, в их перечне первоочередных задач благополучие и счастье вве­ренных им народов отодвигались на последнее место.
Сегодня главная черта советского режима в том, что до сих пор этот процесс политической консолидации не завершен и кремлевские прави­тели все еще заняты главным образом борьбой за ограждение от посяга­тельств на власть, которую они захватили в ноябре 1917 года и стремятся превратить в абсолютную. Прежде всего они старались оградить ее от внутренних врагов в самом советском обществе. Они пытаются обезопа­сить ее и от посягательств со стороны внешнего мира. Ведь их идеология, как мы уже видели, учит, что окружающий мир враждебен им и что их долг - когда-нибудь свергнуть стоящие у власти политические силы за пределами их страны. Могучие силы русской истории и традиции способ­ствовали укреплению в них этого убеждения. И наконец, их собственная агрессивная непримиримость к внешнему миру в конце концов вызвала ответную реакцию, и они вскоре были вынуждены, говоря словами того же Гибсона, «заклеймить высокомерие», которое сами и вызвали. У каждого человека есть неотъемлемое право доказать себе, что мир к нему враждебен, если достаточно часто это повторять и исходить из этого в своих действиях, неизбежно в конце концов окажешься прав.
Образ мышления советских руководителей и характер их идеологии предопределяют, что никакая оппозиция не может быть официально при­знана полезной и оправданной. Теоретически такая оппозиция - это по­рождение враждебных, непримиримых сил умирающего капитализма. До тех пор пока официально признавалось существование в России ос­татков капитализма, можно было свалить часть вины за сохранение в стране диктаторского режима на них как на внутреннюю силу. Но по мере того как эти остатки ликвидировали, такое оправдание отпадало. Оно совсем исчезло, когда было официально объявлено, что они наконец уничтожены. Это обстоятельство породило одну из главных проблем со­ветского режима: поскольку капитализм в России больше не существо­вал, а Кремль не был готов открыто признать, что в стране может само­стоятельно возникнуть серьезная широкая оппозиция со стороны под­властных ему освобожденных масс, появилась необходимость оправдать сохранение диктатуры тезисом о капиталистической угрозе извне.
Началось это давно. В 1924 году Сталин, в частности, обосновывал со­хранение органов подавления, под которыми среди прочих он подразуме­вал армию и секретную полицию, тем, что, «до тех пор пока существует капиталистическое окружение, сохраняется опасность интервенции со всеми вытекающими из нее последствиями». В соответствии с этой тео­рией с того времени любые силы внутренней оппозиции в России после­довательно выдавались за агентов реакционных иностранных держав, враждебных советской власти. По той же причине настоятельно подчер­кивался изначальный коммунистический тезис об антагонизме между ка­питалистическим и социалистическим миром.
Множество примеров убеждают, что этот тезис в реальности не имеет под собой оснований. Относящиеся к нему факты в значительной степе­ни объясняются искренним возмущением, которое вызывали за рубежом советские идеология и тактика, а также, в частности, существованием крупных центров военной мощи - нацистского режима в Германии и правительства Японии, которые в конце 30-х годов в самом деле вынаши­вали агрессивные планы против Советского Союза. Однако есть все осно­вания полагать, что тот упор, который делается Москвой на угрозу совет­скому обществу из внешнего мира, объясняется не реальным существова­нием антагонизма, а необходимостью оправдать сохранение внутри страны диктаторского режима.
Сохранение такого характера советской власти, а именно стремления к неограниченному господству внутри страны одновременно с насаждением полумифа о непримиримой враждебности внешнего окружения, в значительной мере способствовало формированию того механизма со­ветской власти, с которым мы имеем дело сегодня. Внутренние органы государственного аппарата, которые не отвечали поставленной цели, от­мирали. Те же, которые отвечали цели, непомерно разбухали. Безопас­ность советской власти стала опираться на железную дисциплину в пар­тии, на жестокость и вездесущность секретной полиции и на безгранич­ную монополию государства в области экономики. Органы подавления, в которых советские лидеры видели защитников от враждебных сил, в значительной мере подчинили себе тех, кому они должны были слу­жить. Сегодня главные органы советской власти поглощены совершенст­вованием диктаторской системы и пропагандой тезиса о том, что Рос­сия - это осажденная крепость, у стен которой притаились враги. И миллионы сотрудников аппарата власти должны до последнего отстаи­вать такой взгляд на положение в России, ибо без него они окажутся не у дел.
В настоящее время правители уже не могут и думать обойтись без ор­ганов подавления. Борьба за неограниченную власть, которая ведется вот уже почти три десятилетия с беспрецедентной (по крайней мере, по раз­маху) в наше время жестокостью, снова вызывает ответную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. Эксцессы полицейского аппарата сделали скрытую оппозицию режиму гораздо более сильной и опасной, чем та, которая могла бы быть до начала этих эксцессов.
И уж меньше всего правители готовы отказаться от измышлений, ко­торыми они оправдывают существование диктаторского режима. Ибо эти измышления уже канонизированы в советской философии теми эксцес­сами, которые во имя них совершались. Теперь они прочно закрепились в советском образе мышления с помощью средств, далеко выходящих за рамки идеологии.

Такова история. Как же она отражается на политической сущности советской власти нынешнего дня?
В первоначальной идеологической концепции официально ничто не изменилось. По-прежнему проповедуется тезис об изначальной пороч­ности капитализма, о неизбежности его гибели и о миссии пролетариата, который должен этой гибели способствовать и взять власть в свои руки. Но теперь упор делается главным образом на те концепции, которые име­ют конкретное отношение к советскому режиму как таковому: на его иск­лючительном положении как единственного истинно социалистического строя в темном и заблудшем мире и на взаимоотношениях власти внутри него.
Первая концепция касается имманентного антагонизма между капи­тализмом и социализмом. Мы уже видели, какое прочное место занимает она в основах советской власти. Она оказывает глубокое воздействие на поведение России как члена международного сообщества. Она означает, что никогда Москва искренне не признает общности целей Советского Союза и стран, которые она считает капиталистическими. По всей веро­ятности, в Москве полагают, что цели капиталистического мира антагонистичны советскому режиму и, следовательно, интересам народов, контролируемых им. Если время от времени советское правительство ста­вит свою подпись под документами, в которых говорится обратное, то это надо понимать как тактический маневр, дозволенный в отношениях с врагом (всегда бесчестным), и воспринимать в духе caveat emptor. В ос­нове же антагонизм остается. Он постулируется. Он становится источни­ком многих проявлений внешней политики Кремля, которые вызывают у нас беспокойство: скрытности, неискренности, двуличия, насторожен­ной подозрительности и общего недружелюбия. В обозримом будущем все эти проявления, по-видимому, сохранятся, будут варьироваться лишь их степень и масштаб. Когда русским что-то от нас нужно, та или иная ха­рактерная черта их внешней политики временно отодвигается на задний план; в таких случаях всегда находятся американцы, которые спешат ра­достно объявить, что «русские уже изменились», а некоторые из них даже пытаются приписать себе заслуги в происшедших «переменах». Но мы не должны поддаваться на подобные тактические уловки. Эти характерные черты советской политики, как и постулаты, из которых они вытекают, составляют внутреннюю сущность советской власти и всегда будут при­сутствовать на переднем или заднем плане, до тех пор пока эта внутрен­няя сущность не изменится.
Это означает, что нам еще долго придется испытывать трудности в отношениях с русскими. Это не значит, что их надо воспринимать в контексте их программы во что бы то ни стало осуществить к определенному сроку переворот в нашем обществе. В теоретическом положении о неизбежности гибели капитализма, к счастью, содержится намек, что с этим можно не спешить. Прогрессивные силы могут, не торопясь, готовиться к окончательному соир de grace Пока же жизненно важно, чтобы «социалистическое отечество», этот оазис власти, уже отвоеванный для социа­лизма в лице Советского Союза, любили и защищали все истинные коммунисты в стране и за рубежом; чтобы они способствовали его про­цветанию и клеймили позором его врагов. Помощь же незрелым «аван­тюристическим» революциям за границей, которая могла бы каким-то образом поставить советскую власть в затруднительное положение, долж­на рассматриваться как непростительный и даже контрреволюционный шаг. Как решили в Москве, дело социализма состоит в том, чтобы под­держивать и укреплять советскую власть.
Тут мы подходим ко второй концепции, определяющей сегодня совет­ское поведение. Это тезис о непогрешимости Кремля. Советская концеп­ция власти, не допускающая каких-либо организационных очагов вне са­мой партии, требует, чтобы в теории партийное руководство оставалось единственным источником истины. Ибо, если бы истина обнаружил ась где-то еще, то это могло бы служить оправданием для ее проявления в ор­ганизованной деятельности. Но именно этого Кремль не может допустить и не допустит.
Следовательно, руководство коммунистической партии всегда право и всегда было право начиная с 1929 года, когда Сталин узаконил свою личную власть, объявив, что решения политбюро принимаются едино­гласно.
На принципе непогрешимости основывается железная дисциплина внутри коммунистической партии. На самом деле эти два положения взаимосвязаны. Строгая дисциплина требует признания непогрешимос­ти. Непогрешимость требует соблюдения дисциплины. Вместе они в зна­чительной мере определяют модель поведения всего советского аппарата власти. Но значение их можно понять, только если принять во внимание третий фактор, а именно: руководство может в тактических целях выдви­гать любой тезис, который считает полезным для дела в данный момент, и требовать преданного и безоговорочного согласия с ним всех членов движения в целом. Это означает, что истина не неизменна, а фактически создается самими советскими лидерами для любых целей и намерений. Она может изменяться каждую неделю или каждый месяц. Она перестает быть абсолютной и непреложной и не вытекает из объективной реальнос­ти. Она всего лишь самое последнее конкретное проявление мудрости тех, кого следует считать источником истины в конечной инстанции, по­тому что они выражают логику исторического процесса. В совокупности все три фактора придают подчиненному аппарату советской власти непо­колебимое упорство и монолитность во взглядах. Эти взгляды изменяют­ся не иначе, как по указанию Кремля. Если по данному вопросу текущей политики выработана определенная партийная линия, то вся советская государственная машина, в том числе и дипломатия, начинает неуклонно двигаться по предписанному пути, как заведенный игрушечный автомобиль, который пущен в заданном направлении и остановится только при столкновении с превосходящей силой. Люди, являющиеся деталями это­го механизма, глухи к доводам разума, которые доносятся до них извне. Вся их подготовка приучает не доверять и не признавать видимую убеди­тельность внешнего мира. Подобно белой собачке перед граммофоном, они слышат только «голос хозяина». И чтобы они отклонились от линии, продиктованной сверху, приказ должен исходить только от хозяина. Та­ким образом, представитель иностранной державы не может рассчиты­вать на то, что его слова произведут на них хоть какое-то впечатление. Са­мое большее, на что он может надеяться, - это что его слова будут пере­даны наверх, где сидят люди, которые в силах изменить линию партии. Но даже на этих людей вряд ли может подействовать нормальная логика, если она исходит от представителя буржуазного мира. Поскольку ссы­латься на общность целей бесполезно, то столь же бессмысленно и рас­считывать на одинаковый подход. Поэтому факты для кремлевских руко­водителей значат больше, чем слова, а слова приобретают наибольший вес, когда они подкрепляются фактами или отражают факты, имеющие неоспоримую ценность.
Однако мы уже убедились, что идеология не требует от Кремля быст­рого осуществления его целей. Как и церковь, он имеет дело с идеологи­ческими концепциями, рассчитанными на длительный срок, и потому может позволить себе не торопиться. Он не имеет права рисковать уже достигнутыми завоеваниями революции ради призрачных химер будуще­го. Само ленинское учение призывает к большой осторожности и гибкос­ти в достижении коммунистических целей. Опять же эти тезисы подкреп­ляются уроками истории России, где на протяжении веков на обширных просторах неукрепленной равнины велись малоизвестные сражения меж­ду кочевыми племенами. Здесь осторожность и осмотрительность, изво­ротливость и обман были важными качествами; естественно, что для человека с русским или восточным складом ума качества эти имеют боль­шую ценность. Поэтому Кремль без сожаления может отступить под на­пором превосходящей силы. И поскольку время не имеет ценности, он не поддается панике, если приходится отступить. Его политика - плавный поток, который, если ему ничто не мешает, непрестанно движется к наме­ченной цели. Его главная забота - во что бы то ни стало заполнить все уголки и впадины в бассейне мировой власти. Но если на своем пути он наталкивается на непреодолимые барьеры, он воспринимает это фило­софски и приспосабливается к ним. Главное, чтобы не иссякал напор, упорное стремление к желанной цели. В советской психологии нет и на­мека на то, что эта цель должна быть достигнута в определенные сроки.
Подобные размышления приводят к выводу, что иметь дело с совет­ской дипломатией одновременно и легче, и труднее, чем с дипломатией таких агрессивных лидеров, как Наполеон или Гитлер. С одной стороны, она более чувствительна к сопротивлению, готова отступить на отдельных участках дипломатического фронта, если противостоящая ей сила оцени­вается как превосходящая и, следовательно, более рациональная с точки зрения логики и риторики власти. С другой стороны, ее непросто одолеть или остановить, одержав над ней одну-единственную победу. А настойчи­вое упорство, которое движет ею, говорит о том, что успешно противо­стоять ей можно не с помощью спорадических действий, зависящих от мимолетных капризов демократического общественного мнения, но только с помощью продуманной долговременной политики противников России, которая была бы не менее последовательной в своих целях и не менее разнообразной и изобретательной в средствах, чем политика само­го Советского Союза.
В данных обстоятельствах краеугольным камнем политики Соединен­ных Штатов по отношению к Советскому Союзу, несомненно, должно быть длительное, терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание экс­пансионистских тенденций России. Важно отметить, однако, что такая политика не имеет ничего общего с внешней суровостью, с пустыми или хвастливыми заявлениями о твердости. Хотя Кремль чаше всего проявля­ет гибкость, сталкиваясь с политическими реалиями, он, несомненно, становится неподатливым, когда речь заходит о его престиже. Бестактны­ми заявлениями и угрозами советское правительство, как и почти всякое другое, можно поставить в такое положение, когда оно не сможет усту­пить, даже вопреки требованиям реальности. Русские руководители хоро­шо разбираются в человеческой психологии и отлично понимают, что по­теря самообладания не способствует упрочению позиций в политике. Они умело и быстро пользуются подобными проявлениями слабости. По­этому, чтобы успешно строить отношения с Россией, иностранное госу­дарство должно непременно сохранять хладнокровие и собранность и предъявлять требования к ее политике таким образом, чтобы у нее оста­вался открытым путь к уступкам без ущерба для престижа.

В свете сказанного становится ясно, что советское давление на сво­бодные институты западного мира можно сдержать лишь с помощью ис­кусного и бдительного противодействия в различных географических и политических точках, постоянно меняющихся в зависимости от сдвигов и перемен в советской политике, но его нельзя устранить с помощью заклинаний и разговоров. Русские ожидают бесконечного поединка и счи­тают, что уже добились больших успехов. Мы должны помнить, что в свое время коммунистическая партия играла значительно меньшую роль в российском обществе, чем сегодняшняя роль Советской страны в миро­вом сообществе. Пусть идеологические убеждения позволяют правителям России думать, что истина на их стороне и что они могут не торопиться. Но те из нас, кто этой идеологии не исповедует, могут объективно оце­нить правильность этих постулатов. Советская доктрина не только подра­зумевает, что западные страны не могут контролировать пути развития собственной экономики, но и предполагает беспредельное единство, дисциплинированность и терпеливость русских. Давайте трезво взгля­нем на этот апокалиптический постулат и предположим, что Западу удастся найти силы и средства для сдерживания советской власти в тече­ние 10-15 лет. Чем обернется оно для России?
Советские лидеры, применив современную технику в искусстве деспотизма, решили проблему повиновения в рамках своего государства. Редко кто бросает им вызов; но даже эти немногие не могут вести борьбу против государственных органов подавления.
Кремль также доказал способность достигать своих целей, создав, не считаясь с интересами народов России, основы тяжелой индустрии. Этот процесс, правда, еще не завершен и продолжает развиваться, приближая Россию в этом отношении к основным промышленно развитым государствам. Однако все это - как поддержание внутренней политической без­опасности, так и создание тяжелой индустрии - достигнуто за счет колоссальных потерь человеческих жизней, судеб и надежд. В невиданных для нашего времени масштабах в условиях мира применяется принуди­тельный труд. Другие отрасли советской экономики, особенно сельское хозяйство, производство товаров широкого потребления, жилищное строительство и транспорт, игнорируются или нещадно эксплуатируются.
Вдобавок ко всему война принесла страшные разрушения, громадные людские потери и бедность народа. Этим объясняется усталость, физиче­ская и нравственная, всего населения России. Народ в массе разочарован и скептически настроен, советская власть для него уже не так притяга­тельна, как раньше, хотя она продолжает манить своих сторонников за рубежом. Энтузиазм, с которым русские воспользовались некоторыми послаблениями для церкви, введенными во время войны из тактических соображений, красноречиво свидетельствует, что их способности верить идеалам и служить им не нашли выражения в политике режима.
В подобных обстоятельствах физические и психические силы людей небеспредельны. Они объективны и действуют в условиях даже самых жестоких диктатур, так как люди просто не способны их преодолеть. Ла­геря принудительного труда и другие институты подавления - только временное средство заставить людей работать больше, чем требует их же­лание или экономическая необходимость. Если люди все же остаются в живых, они преждевременно стареют и их следует считать жертвами дик­таторского режима. Во всяком случае, их лучшие способности уже утра­чены для общества и не могут быть поставлены на службу государству.
Теперь надежда только на новое поколение. Новое поколение, не­смотря на лишения и страдания, многочисленно и энергично; к тому же русские - талантливый народ. Пока еще, правда, неясно, как отразятся на этом поколении, когда оно вступит в пору зрелости, чрезвычайные эмоциональные перегрузки детства, порожденные советской диктатурой и сильно усугубленные войной. Такие понятия, как обычная безопас­ность и спокойствие в собственном доме, теперь существуют в Советском Союзе разве что только в самых отдаленных деревнях. И нет уверенности, что все это не скажется на общих способностях того поколения, которое сейчас вступает в пору зрелости.
Помимо этого, налицо факт, что советская экономика, хотя она и мо­жет похвастаться значительными достижениями, развивается насторажи­вающе неровно и неравномерно. Русские коммунисты, говорящие о «неравномерном развитии капитализма», должны были бы сгорать от стыда, глядя на свою экономику. Масштабы развития некоторых ее отраслей, например металлургической или машиностроительной, вышли за рамки разумных пропорций по сравнению с развитием других отраслей хозяйст­ва. Перед нами государство, которое стремится в течение небольшого срока стать одной из великих промышленных держав и при этом не распо­лагает приличными шоссейными дорогами, а ее железнодорожная сеть весьма несовершенна. Многое уже сделано для того, чтобы поднять производительность труда и научить полуграмотных крестьян обращению с машинами. Однако материально-техническое обслуживание до сих пор является самой страшной прорехой советской экономики. Строительство ведется поспешно и некачественно. Амортизационные расходы, веро­ятно, огромны. Во многих отраслях экономики так и не удалось при вить рабочим хоть какие-то элементы общей культуры производства и техни­ческого самоуважения, свойственного квалифицированным рабочим Запада.
Трудно представить себе, каким образом уставшим и подавленным людям, которые трудятся в условиях страха и принуждения, удастся быст­ро устранить эти недостатки. И до тех пор, пока они не будут преодолены, Россия останется экономически уязвимой и в не котором роде немощной страной, которая может экспортировать свой энтузиазм или распространять необъяснимые чары своей примитивной политической живучести, но не в состоянии подкрепить эти предметы экспорта реальными свиде­тельствами материальной мощи и процветания.
Вместе с тем над политической жизнью Советского Союза нависла большая неопределенность, та самая неопределенность, которая связана с переходом власти от одного человека к другому или от одной группы лиц к другой.
Эта проблема, конечно, связана главным образом с особым положе­нием Сталина. Нельзя забывать, что наследование им исключительного положения Ленина в коммунистическом движении - это пока единст­венный случай перехода власти в Советском Союзе. Понадобилось две­надцать лет, чтобы закрепить этот переход. Это обошлось народу в милли­оны жизней и сотрясло основы государства. Побочные толчки ощуща­лись во всем международном коммунистическом движении и нанесли урон самим кремлевским руководителям.
Вполне возможно, что следующая передача неограниченной власти произойдет тихо и незаметно, без каких-либо пертурбаций. Но в то же время не исключено, что связанные с этим проблемы при ведут, говоря словами Ленина, к одному из тех «необычайно быстрых переходов» от «тонкого обмана» к «разнузданному насилию», которые характерны для истории России, и сотрясут советскую власть до основания.
Но дело не только в самом Сталине. Начиная с 1938 года в высших эшелонах советской власти наблюдается настораживающая закостене­лость политической жизни. Всесоюзный съезд Советов, который теоре­тически считается высшим органом партии 1, должен собираться не реже чем раз в три года. Последний съезд был почти восемь лет назад. За это время численность членов партии выросла вдвое. За время войны огром­ное число коммунистов погибло, и теперь более половины всех членов партии - это люди, которые вступили в ее ряды уже после последнего съезда. Тем не менее на вершине власти, несмотря на все злоключения страны, остается все та же небольшая группа лидеров. Безусловно, есть причины, по которым испытания военных лет повлекли за собой корен­ные политические изменения в правительствах всех крупных западных государств. Причины этого явления достаточно общие, а потому должны присутствовать и в скрытой от взоров советской политической жизни. Но никаких признаков подобных процессов в России не видно.
Напрашивается вывод, что в рамках даже такой в высшей степени дисциплинированной организации, как коммунистическая партия, не­пременно должны все больше проявляться различия в возрасте, взглядах и интересах между огромными массами рядовых членов, вступивших в нее сравнительно недавно, и очень небольшой группой бессменных выс­ших руководителей, с которыми большинство этих членов партии никог­да не встречались, никогда не разговаривали и с которыми у них не может быть никакой политической близости.
Трудно предсказать, будет ли в этих условиях неизбежное омоложение высших эшелонов власти происходить (а это лишь вопрос времени) мир­но и гладко или же соперники в борьбе за власть обратятся к политически незрелым и неопытным массам, чтобы заручиться их поддержкой. Если верно последнее, то коммунистической партии нужно ожидать непредсказуемых последствий: ведь рядовые члены партии учились работать лишь в условиях железной дисциплины и подчинения и совершенно бес­помощны в искусстве достижения компромиссов и согласия. Если в ком­мунистической партии произойдет раскол, который парализует ее дейст­вия, то хаос и беспомощность общества в России обнаружатся в крайних формах. Ибо, как уже говорилось, советская власть - это лишь оболочка, скрывающая аморфную массу, которой отказано в создании независимой организационной структуры. В России нет даже местного самоуправле­ния. Нынешнее поколение русских понятия не имеет о самостоятельных коллективных действиях. Поэтому если про изойдет нечто такое, что на­рушит единство и эффективность партии как политического инструмен­та, то Советская Россия может мгновенно превратиться из одной из силь­нейших в одну из самых слабых и жалких стран мира.
Таким образом, будущее советской власти отнюдь не так безоблачно, как по русской привычке к самообману может по казаться кремлевским правителям. То, что они могут удерживать власть, они уже продемонстрировали. Но им еще предстоит доказать, что они могут легко и спокойно передать ее другим. Однако тяжкое бремя их господства и превратности международной жизни заметно подточили силы и надежды великого на­рода, на котором покоится их власть. Любопытно отметить, что идеоло­гическое воздействие советской власти в настоящее время сильнее за пре­делами России, куда не могут дотянуться длинные руки советской поли­ции. В связи С этим на память приходит сравнение, которое есть в романе Томаса Манна «Будденброки». Рассуждая о том, что человеческие институты приобретают особый внешний блеск как раз в тот момент, ког­да их внутренний распад достигает высшей точки, он уподобляет семей­ство Будденброков в пору его наивысшего расцвета одной из тех звезд, свет которых ярче всего освещает наш мир тогда, когда на самом деле они давно прекратили свое существование. Кто может поручиться за то, что лучи, все еще посылаемые Кремлем недовольным народам западного ми­ра, не являются тем самым последним светом угасающей звезды? Доказать это нельзя. И опровергнуть - тоже. Но остается надежда (и, по мне­нию автора этой статьи, довольно большая), что советская власть, как и капиталистический строй в ее пони мании, несет в себе семена собствен­ной гибели, и эти семена уже тронулись в рост.
Совершенно очевидно, что в обозримом будущем вряд ли можно ожи­дать политического сближения между Соединенными Штатами и совет­ским режимом. Соединенные Штаты и впредь должны видеть в Совет­ском Союзе не партнера, а соперника на политической арене. Они долж­ны быть готовы к тому, что в советской политике найдет отражение не абстрактная любовь к миру и стабильности и не искренняя вера в посто­янное счастливое сосуществование социалистического и капиталистиче­ского мира, а осторожное и упорное стремление подорвать и ослабить влияние всех противостоящих сил и стран.
Но нельзя забывать и того, что Россия по сравнению с западным ми­ром в целом все еще слабая страна, что советская политика отличается большой неуравновешенностью и что в советском обществе, возможно, кроются пороки, которые в конечном счете приведут к ослаблению его общего потенциала. Это само по себе дает право Соединенным Штатам уверенно проводить политику решительного сдерживания, чтобы проти­вопоставить русским несгибаемую силу в любой точке земного шара, где они попытаются посягнуть на интересы мира и стабильности.
Но в действительности возможности американской политики ни в ко­ей мере не должны сводиться к проведению твердой линии на сдержива­ние и к надеждам на лучшее будущее. Своими действиями Соединенные Штаты вполне могут влиять на развитие событий как в самой России, так и во всем коммунистическом движении, которое оказывает значительное влияние на внешнюю политику России. И речь идет не только о скром­ных усилиях Соединенных Штатов по распространению информации в Советском Союзе и других странах, хотя это тоже важно. Речь, скорее, идет о том, насколько успешными будут наши усилия по созданию у на­родов мира представления о Соединенных Штатах как о стране, которая знает, чего хочет, которая успешно справляется со своими внутренними проблемами и обязанностями великой державы и которая обладает доста­точной силой духа, чтобы твердо отстаивать свои позиции в современных идеологических течениях. В той степени, в которой нам удастся создавать и поддерживать такое представление о нашей стране, цели русского ком­мунизма будут казаться бесплодными и бессмысленными, у сторонников Москвы поубавится энтузиазма и надежд, а во внешней политике у Крем­ля прибавится проблем. Ведь старческая немощь и обветшалость капита­листического мира составляют краеугольный камень коммунистической философии. Поэтому уже одно то, что не сбудутся предсказания пророков с Красной площади, самоуверенно предрекавших со времени оконча­ния войны, что в Соединенных Штатах неминуемо разразится экономи­ческий кризис, имело бы глубокие и важные последствия для всего ком­мунистического мира.
И напротив, проявления неуверенности, раскола и внутренней разоб­щенности в нашей стране воодушевляют коммунистическое движение в целом. Каждое такое проявление вызывает бурю восторга и новые надеж­ды в коммунистическом мире; в поведении Москвы появляется само­довольство; новые сторонники из разных стран пытаются примкнуть к коммунистическому движению, принимая его за ведущую линию международной политики; и тогда напор русских возрастает по всем направле­ниям международных отношений.
Было бы преувеличением полагать, что одни Соединенные Штаты без поддержки других государств могли бы решить вопрос жизни и смерти коммунистического движения и вызвать скорое падение советской влас­ти в России. Тем не менее США имеют реальную возможность значитель­но ужесточить условия, в которых осуществляется советская политика, заставить Кремль действовать более сдержанно и осмотрительно, чем в последние годы, и таким образом способствовать развитию процессов, которые неизбежно приведут либо к крушению советского строя, либо к постепенной его либерализации. Ибо ни одно мистическое, мессианское движение, и особенно кремлевское, не может постоянно терпеть неудачи, не начав рано или поздно так или иначе приспосабливаться к логике ре­ального положения вещей.
Таким образом, решение вопроса в значительной мере зависит и от нашей страны. Советско-американские отношения - это, по существу, пробный камень международной роли Соединенных Штатов как государства. Чтобы избежать поражения, Соединенным Штатам достаточно быть на высоте своих лучших традиций и доказать, что они достойны называться великой державой.
Можно с уверенностью сказать, что это самое честное и достойное ис­пытание национальных качеств. Поэтому всякий, кто внимательно следит за развитием советско-американских отношений, не будет сетовать на то, что Кремль бросил вызов американскому обществу. Напротив, он будет в какой-то мере благодарен судьбе, которая, послав американцам это суро­вое испытание, поставила саму их безопасность как нации в зависимость от их способности сплотиться и принять на себя ответственность мораль­ного и политического руководства, которое уготовано им историей.

Джордж Фрост Кеннан. Родился 16 февраля 1904 года - умер 17 марта 2005 года. Американский дипломат, политолог и историк, основатель Института Кеннана подразделения Woodrow Wilson International Center for Scholars. Наиболее известен, как идейный отец «политики сдерживания» времен Холодной войны. Автор трудов по истории взаимоотношений России и стран Запада. Внучатый племянник Джорджа Кеннана, известного связями с российскими революционерами в 1890-х годах.

В 1925 году, сразу после окончания Принстонского университета, Кеннан поступил на дипломатическую службу. После недолгого пребывания в Женеве он узнал о том, что может поучиться три года в аспирантуре одного из европейских университетов при условии, что будет изучать какой-нибудь редкий язык. Кеннан выбрал русский, поскольку у него была возможность получить назначение на работу в Советский Союз, а также следуя семейной традиции, начало которой положил двоюродный брат его деда, в память о котором он впоследствии поможет основать при Международном центре Вудро Вильсона Институт перспективных российских исследований имени Кеннана.

После завершения аспирантуры Дж. Ф. Кеннан продолжил дипломатическую службу за границей - в Таллине и Риге. Где бы он ни работал, он везде много путешествовал, что помогало ему лучше узнать народ и культуру страны.

В 1933 году Кеннан приехал в Москву в качестве переводчика Вильяма C. Буллитта, первого посла США в Советском Союзе.

В 1934-1938 гг. был первым секретарем посольства США в СССР, а в 1945-1946 гг. советником посольства. За годы работы в СССР Кеннан стал ярым противником коммунизма, убежденным в невозможности сотрудничества с СССР.

В 1947-1949 гг. он возглавлял отдел Государственного департамента США по планированию внешней политики и сыграл заметную роль в разработке плана Маршалла.

Дж. Кеннан - автор внешнеполитической доктрины «сдерживания» , изложенной впервые в так называемой «длинной телеграмме Кеннана» из Москвы в адрес государственного секретаря США (февраль 1946 г.), в которой призывает правительство Соединенных Штатов твердо выступить против советской экспансии в Восточной Европе.

В июле 1947 года, в журнале «Форин афферс» появилась статья «Истоки советского поведения» за подписью некоего «Х», в котором излагалась стратегия сдерживания, вскоре воплощенная в жизнь. Автором публикации был Кеннан. В определенной степени эта статья стала продолжением и расширением проблематики, обозначенной Кеннаном в «длинной телеграмме» 1946 года. Значение предложенной автором стратегии трудно переоценить: она оказала влияние на выработку американской доктрины на последующие 40 лет, обусловила политику других государств в отношении Америки и, наконец, легла в основу многих важных дипломатических и политических начинаний, таких, как доктрина Трумэна, план Маршалла, НАТО и Берлинский воздушный мост.

В июне 1948 года Кеннан призвал Вашингтон поддержать Югославию.

Будучи назначенным послом США в СССР, Кеннан прибыл в Москву 5 мая 1952 года. Вскоре по прибытии писал Кеннан президенту Г. Трумэну: "Мы (американская дипмиссия в СССР) настолько отрезаны, стеснены запретами, и нас настолько игнорирует советское правительство, что это выглядит так, будто вообще прерваны дипломатические отношения".

26 сентября 1952 года в «Правде» появилась редакционная статья, в которой сообщалось, что американский посол, прилетевший в Западный Берлин из Москвы, сделал клеветническое заявление для прессы и показал себя лжецом и заклятым врагом СССР. Кеннан сравнил положение американцев в Москве с той ситуацией, в которой он находился в Германии в 1941-1942 годах, когда он был интернирован нацистами. В итоге посол был объявлен «персоной нон грата», ему даже не разрешили лично вывезти из посольства свою жену и детей.

Дочь - Грейс - была замужем за известным американским архитектором Джоном Уорником.


(George Frost Kennan ) – выдающийся американский дипломат, историк, политолог, известный как автор «политики сдерживания» в отношении СССР. Автор нескольких работ о противостоянии России и Запада.

Родился 16 февраля 1904 года в Милуоки, США. Приходился внучатым племянником Джорджу Кеннану – единомышленнику революционеров России в 90-х годах 19 века. Позже в честь двоюродного брата деда займется основанием Институт перспективных российских исследований имени Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона.

Окончив Принстонский университет, приступает к дипломатической работе. Находясь в Женеве, Джордж узнает, что при условии изучения редкого языка у него есть возможность пройти трехлетнюю учебу в аспирантуре одного из университетов Европы. Исходя из вероятности назначения на службу в СССР, выбирает русский язык.

Пройдя аспирантуру, Кеннан состоял на службе дипломатии в Риге и Таллине. А в 1933 году прибыл в Москву на должности переводчика первого американского посла в Союзе Вильяма Буллита. С 1934 по 1938 год занимал пост первого секретаря посольства США в СССР, а после войны, в 1945-46 гг. был посольским советником. В феврале 1946 года отправляет госсекретарю США знаменитую «длинную телеграмму» с призывом противостоять распространению советского влияния на страны Восточной Европы. Убедившись в невозможности сотрудничества с коммунистическим режимом, в 1947-49 гг. руководит отделом Госдепартамента США по планированию внешней политики.

Стратегия, разработанная Кеннаном, определила американскую политику почти на полвека вперед и стала основополагающим принципом возникших впоследствии плана Маршалла, доктрины Трумена, НАТО и Берлинского воздушного моста.

Поддержка Югославии в 1948 году также была инициативой Кеннана.

В 1952 году дипломат был назначен послом США в СССР и прибыл в Москву, где его оклеветали и объявили персоной нон-грата.

По возвращении в Америку, Джордж Кеннан открывает в Нью-Йорке филиал Восточно-Европейского фонда исследовательских проектов на базе Колумбийского университета в виде русскоязычного издательства им. Чехова. Финансовую помощь проекту оказал Фонд Форда.

Несмотря на вытекающие из «длинной телеграммы» последствия в виде «холодной войны», сам Кеннан считал, что сдерживающими должны быть экономические и политические методы, а не гонка вооружений. К созданию НАТО относится критически, называя это большой стратегической ошибкой, создающей образ западного врага и усиливающей вероятность «горячей войны».

Умер Джордж Кеннан в 2005 году в возрасте 101 года в Принстоне, Нью-Джерси, США.