Как создать комикс: разрабатываем сценарий и рисуем. "урок по рисованию лица в стиле комикс"


Перевод: Михаил Герасимов

Введение

Многие спрашивают меня, как я рисую, и как обвожу комиксы тушью. Эта тема настолько популярна, что я решил все изложить в этом материале. Наверное, мне стоило сделать это раньше. По профессии я инкер (контуровщик), и хотя об обведении тушью буду говорить развернуто, коснусь я также и рисования карандашом, это то, что мне чаще всего приходится делать здесь, на Филиппинах.

Однажды в одной статье я прочел, что работа над комиксами ужасно трудна, но я этому не поверил. Теперь, когда я и сам занимаюсь комиксами, я вынужден согласиться с тем мнением. Основная трудность, полагаю, лежит в понимании особенностей жанра. Многие люди приходят в эту сферу с ожиданиями, которые весьма далеки от реальности. Художник-комиксист — чрезвычайно высоко специализированная область деятельности, совершенно отличная от любых других форм изобразительного искусства, таких как живопись, карикатура или даже анимация. Если ты даже очень хороший художник, это отнюдь не означает, что ты автоматически будешь и хорошим комиксистом. В этом жанре существует множество присущих только ему нюансов, и именно о них я и собираюсь вести речь ниже.

Прежде чем вы начнете, вы должны разобраться, чего именно вы ждете от работы в комикс-бизнесе. Может, вы рассчитываете заработать таким манером кучу денег, а может, вы просто хотите создавать произведения искусства, от которых люди будут балдеть. Если вам нужны деньги и признание, вам прямая дорога в большие фирмы, вроде «Marvel», «DC» и «Image». Но не забывайте при этом, что комиксы — это коммерческий бизнес, особенно для больших компаний, таких как «Marvel» и «DC», и вам придется выдавать тот продукт, который будет продаваться. А это означает — заниматься искусством, привлекательным для масс, причем делать все это вам придется с учетом неизбежного дедлайна. Если же вы не хотите жертвовать своей творческой индивидуальностью, занимаясь коммерческим искусством, в эти компании не стоит и соваться. В таком случае вам нужно идти в небольшие издательства, вроде «Caliber» или «Fantagraphics»; оба эти издательства публикуют немало замечательных комиксов, чьи создатели отличаются индивидуальным художественным видением. А еще того лучше, издайте собственную работу сами.

Возвращаясь к тому, что я упоминал выше, если вы даже очень хороший художник, это вовсе не означает автоматически, что вы и хороший комиксист, хотя в таком случае вам будет намного легче. В комиксах вы должны суметь рассказать историю в картинках. Хороший комиксист сможет рассказать хорошую историю на нескольких страницах, не прибегая к словам. Если вы даже потрясающий художник, но не можете делать одну полосу за один день, карьера в комиксном деле вам не светит. Вам необходимо выработать стиль, который позволил бы вам рисовать одновременно и хорошо, и быстро. Потому что выпуски комиксов должны выходить регулярно, чаще всего, на ежемесячной основе. А это означает многочасовую работу почти каждый день каждой недели каждого месяца каждого года. Хороший комиксист должен соответствовать требованиям такой работы как физически, так и психологически, чтобы справляться с давлением и стрессами, неизбежными при бесконечных дедлайнах. Если такой расклад вас обескураживает, подумайте как следует, действительно ли вы хотите гробить свою жизнь, занимаясь этим. А если нет, тогда читайте дальше!

Хотя в первую очередь я контуровщик, во многих комиксах, над которыми я работал, есть мой вклад и в карандашные рисунки. Я изложу свои соображения на эту тему наилучшим образом, насколько это в моих силах, и надеюсь, кто-нибудь из вас почерпнет из них что-нибудь полезное.

Мне известны два способа, которые помогут вам начать рисовать комиксы. Первый — изучать искусство и рисовать с реальной жизни, а второй — просто подражать стилю какого-то другого художника. Многие наверняка нахмурятся, прочитав об этой второй возможности, но читайте, пожалуйста, дальше, и я вам все объясню. Сначала я расскажу о второй возможности.

Подражание и клонирование

Для начинающих художников совершенно естественно начинать рисовать, вдохновляясь искусством того, кем он (или она) восхищается. Когда я начинал рисовать, я очень много читал альбомы «Приключений Тэнтэна» Эрже, поэтому, естественно, мои рисунки очень походили на него, хотя были более примитивны. Хотите верьте, хотите нет, но множество художников, ставших теперь очень даже знаменитыми, начинали свою карьеру как клоны кого-то другого. Барри Виндзор Смит начинал как клон Джека Кирби. Трэвис Чэрест был всего лишь очередным безликим художником в длинной череде клонов Джима Ли. Биллу Синкевичу здорово влетело, когда он начал рисовать очень похоже на Нила Адамса. В начале карьеры Дейла Киоунза его работы было трудно отличить от работ Джона Бёрна. Стиль самого Джима Ли — это замечательный и изобретательный сплав Джона Бёрна, Майка Миньолы, Кевина Ноулена и Барри Виндзора Смита. С годами, однако, каждый художник вырабатывает свой собственный стиль, полностью отличный от того, с которого они начинали. Во многих случаях начинающим художникам просто необходима стартовая точка, некий прочный якорь, от которого они и начнут свой рост. Хотя в бизнесе (комикс-бизнесе) к подобной практике широко принято относиться с неодобрением, она породила столь много удачных карьер, что, на мой взгляд, такое отношение требует серьезного пересмотра. В настоящий момент мне кажется, что это совершенно законный способ обучения рисованию комиксов, в той мере, в какой он сочетается с серьезным обучением изобразительному искусству, в том числе, с подобающим изучением анатомии, перспективы, так же как и сценарного мастерства и т.д. Любой состоявшийся художник обладает собственной манерой рисования, и каждый из них вырабатывал ее в течение долгих лет постоянной практики и учебы. Но если начинающий художник всего лишь копирует состоявшегося, этого недостаточно. Фактически, если вы занимаетесь одним только копированием, я первый покачу на вас бочку. Художнику необходимо понимание, почему тут или там нужны именно такие линии, изгибы, формы и предметы. И научиться этому можно через понимание базовых принципов искусства. Я полагаю, что именно это сочетание информации о рисунке и может обучить новичка, сделать его полноценным, полноправным художником-комиксистом, со своим собственным, уникальным стилем.

Прежде чем учиться тому, как рисовать комиксы, человеку следует научиться тому, как быть художником. Возьмите карандаш и принимайтесь рисовать все, что вы видите вокруг себя. Рисуйте деревья, птиц, автобусы и автомобили, и старайтесь при этом подмечать все мелкие детали. Важнее всего, конечно, рисовать людей. Присматривайтесь к тем, кто вас окружает. Обращайте внимание на то, как они ходят, как они сидят и как они стоят, примечайте, как одежда сидит на их телах. Изображая людей, всегда предпочтительнее сначала сделать набросок тела, а потом уже облечь его в одежду. Начинающему художнику я бы не советовал рисовать человека сразу одетым, потому что понимание того, каково скрытое тканью обнаженное тело, позволит вам значительно достовернее изобразить складки на одежде. Мне приходилось видеть много сделанных начинающими художниками изображений людей, на одежде которых складки располагались где попало, без всякого смысла и логики. Одного этого достаточно, чтобы я скривился.

Не поскупитесь, разоритесь на покупку нескольких книг по анатомии. В их числе я бы порекомендовал книги из серии «Как рисовать…», проиллюстрированные Бёрном Хогартом (Burne Hogarth) и «Рисование фигуры» Эндрю Лумиса («Figure Drawing» by Andrew Loomis). Изучите все мышцы человеческого тела и постарайтесь запомнить, как они выглядят при взгляде спереди, сзади и сбоку. Вам не обязательно точно запоминать, как какая называется, надо всего лишь знать, где они расположены, сколько их, и как каждая мышца сочетается с другой. Упражняйтесь, рисуя тело и мускулы на нем в правильных пропорциях до тех пор, пока не сможете уверенно делать это, не заглядывая ни в какие анатомические справочники.

Следующий шаг — приобретение ярких иллюстрированных журналов. Я бы советовал журналы по бодибилдингу и фитнесу, чтобы вы могли видеть, как именно мышцы, которые вы только что изучили, сгибаются, вытягиваются и вздуваются. Многие художники рисуют мускулы преувеличенными, и порой это действительно выходит хорошо, особенно в руках такого художника, как Саймон Бисли — короля больших мышц. Но иногда художники, недостаточно понимающие анатомию, изображают огромные мышцы, да только не на своих местах, и вся их работа выглядит просто ужасно.

Чтобы рисовать женщин… — ну, придется вам как-нибудь раздобыть их изображения, на которых они без всякой одежды, это я говорю без шуток. Тем из вас, детки, кому меньше 18-ти, советую ограничиться книгами Эндрю Лумиса. Его рисунки женщин просто прекрасны. Что касается прочих, достаньте книги того же Лумиса, плюс я бы посоветовал приобрести парочку выпусков журнала «Плейбой». Чтобы научиться рисовать женщину, на мой взгляд, вам вовсе незачем покупать скабрезные журнальчики вроде «Хастлера», потому что пользы они вам не принесут. Разве что вы уж очень одиноки…. :) Вам важно знать, как рисуется обнаженное женское тело, потому что, если вы мечтаете создать альбом вроде «Гена-13», что ж, вам это умение очень понадобится. А если говорить серьезно, вам нужно это уметь потому что, как я уже сказал, вам нужно уметь нарисовать всякое человеческое тело без одежды, прежде чем вы его во что-нибудь нарядите.

Что касается умения хорошо рисовать лица, я обнаружил, что один из лучших способов добиться этого — использовать зеркало и срисовывать выражения своего собственного лица. Разумеется, лица, которые я рисую, я делаю привлекательными. Достаньте журналы о кино, потому что в них много кадров из фильмов и постеров, они обеспечат вас запасом мрачных темных снимков и огромным разнообразием выражений лица. Я также пролистываю многие журналы вроде иллюстрированных выпусков «Национального географического общества», потому что в них изображаются люди с самыми разными эмоциями и выражениями. Приведенная выше иллюстрация основана на нескольких фотографиях, найденных именно в этом журнале. Мне стоило большого труда не сделать рисунок точной копией снимков, потому что тут уже может зайти речь о правах на публикацию.

Но даже если вы уже умеете очень хорошо рисовать человеческое тело, этого все равно мало. Вам важно уметь также очень хорошо рисовать всё. И в это «всё» входят здания, машины, деревья, животные, самолеты, автобусы, вентиляторы, компьютеры… в общем, всё! Изучение, особенно в этом случае, чрезвычайно важно. Если вам нужно нарисовать лошадь, пожалуйста, не изобретайте ее! Возьмите фотографии, возьмите книги, возьмите журналы, возьмите книжку из серии «Как рисовать…» о том, как рисовать животных, потому что в рисовании лошадей существуют особые правила. В комиксах я часто вижу лошадь в таких положениях, какие ни одна живая лошадь не смогла бы принять. Если вам надо нарисовать сапоги, пойдите, найдите пару и поставьте ее перед собой на стол. Все, что рисуется на полосе комикса, включая самые мелкие детали, должно быть нарисовано правильно. Одна-единственная плохо нарисованная деталь на сногсшибательной странице губит страницу всю целиком. Например, вы изобразили на переднем плане потрясающего качка (Халка), а потом, на заднем плане — джип, больше напоминающий нарисованный в перспективе холодильник. И всё, вся панель испорчена. Поверьте мне, не жалейте времени на рисование задников потому что они так же важны, как и сами главные фигуры. Часто я сам на отделку задников тратил больше времени, чем на изображение людей. Особенно это важно, если вы мечтаете создать персонажа типа Человека-Паука или Бэтмена, тогда вам придется рисовать очень много городских видов с высокими строениями.

Преувеличение

Итак. Теперь, когда вы уже, вероятно, усвоили кучу вспомогательного материала не только с этого сайта, но также и из множества других источников, — дерзайте! Начинайте рисовать. Но есть еще один совет, которого вам не следует забывать. Если вы намерены рисовать супергероев для больших издательских компаний, помните, что вы изображаете мир комикса. Рисуя для своей публики, никогда не упускайте из виду, что вам надо рисовать преувеличенно. Если это взрыв, мало просто показать вспышку. Сделайте его как можно более разрушительным. И пусть всё окружающее реагирует на него. Пусть окна здания разлетаются вдребезги, и во все стороны летят обрывки газет. Когда герой бьет злодея, сделайте так, чтобы читатель ощутил удар. Пусть вдоль движения его кулака летит кровь, слюна и клочья волос. Добавьте спидлайны, чтобы обозначить сокрушительность удара.

Прежде чем вы предложите свою работу в какое-либо издательство, вам следует запомнить еще кое-что. Большинство издателей будут искать в предложенном вами комиксе особый формат, и если этот формат вами не соблюден, скорее всего, ваша работа будет оставлена без внимания. Все старания, вложенные вами в эти листы, пропадут попусту.

Итак, большинству издателей нужен комикс, нарисованный на бумаге размером 11«x17» (формат А3), состоящий из 4-5 страниц, на каждой из которых содержится последовательность кадров. Под этим я имею в виду, что на каждой из страниц, на которых излагается история, должно быть, по крайней мере, 3-4 кадра, не меньше. А лучше — больше. Никаких плакатов, никаких иллюстраций на целую страницу. По ним ни один издатель не сможет судить о ваших способностях изложить историю. Вы должны показать людей в покое и в действии. Всюду, где нужно, изобразите задники. Нельзя посылать по почте оригиналы ваших работ, потому что они могут пропасть. Найдите вместо этого хорошего фотографа и посылайте фотокопии. Надпишите свою фамилию, все адреса и номера телефонов на каждом листе. Вложите в бандероль сопроводительное письмо, в котором вы представитесь, и вложите также какие-то из своих предыдущих работ (если такие есть). Не расписывайте словами, как вы можете нарисовать то или это. Ваша работа прекрасно все скажет сама за себя. Постарайтесь быть кратким, чтобы не наскучить издателю. Вложите туда же конверт, надписав на нем свой адрес и приклеив марку, чтобы они могли вам ответить.

И не опускайте руки, когда получите письмо с отказом. Поверьте мне, у меня дома лежит тонна таких писем. То, что изображено выше, было послано мне компанией «Марвел» в 1993 году. И такие письма я получал от каждого издателя, какого вы только сможете вспомнить. «DC», «Дарк Хорс», «Вэлиент», «Китчен Синк», «Фантаграфикс», «Кэлибер», «Имидж», и особенно «Марвел». Этого хватило бы, чтобы сломать кого угодно, но иногда именно это вдохновляет вас, вместо того, чтобы обескуражить. Решительность. Желание. Сосредоточенность. Готовность к жертвам. Целеустремленность. Вы должны очень хотеть получить эту работу, чтобы преодолеть все трудности. И если вы, в самом деле, хотите ее достаточно сильно, и работаете достаточно усердно, работа, считайте, будет вашей.

Если вы смогли этого достичь, поздравляю! Это для вас очень большой шаг. Все остальное уже зависит от вас. Затяните ремень, прикуйте себя цепью к столу и начинайте рисовать.

Я думаю, едва ли кто-то мечтает стать контуровщиком комиксов. Любой начинающий художник почти всегда стремится быть и рисовальщиком, и контуровщиком. В идеале, художник САМ должен обводить свои собственные карандашные наброски, поскольку только так он сможет говорить, что работа полностью его. В производстве комиксов, однако, эти два процесса всегда разделены и выполняются двумя разными людьми. Но это лишь потому, что альбомы должны выходить вовремя, и такое разделение работы значительно ускоряет ее выполнение. Однако если время ЕСТЬ, я считаю, свои работы художнику лучше обводить самому.

Однако, поработав контуровщиком пару лет, я научился ценить эту работу и саму по себе, и убедился, в конце концов, что на самом деле это очень увлекательное дело. Многие годы, и даже по сию пору контуровщиков не принимают всерьёз. Чаще всего их считают «чертежниками», лишенными какого бы то ни было художественного дара. У меня просто нет слов, чтобы выразить, насколько ложно это представление. Разными путями я пришел к пониманию того, что контуровка — процесс, требующий гораздо больше сил и времени, чем рисование карандашом. В дальнейшем изложении я объясню свою позицию.

Прежде чем начать, вы должны узнать о разнообразных инструментах, которые необходимо иметь контуровщику. Для рисования карандашом вас нужны лишь карандаш, ластик, точилка, шаблоны и линейка. Контуровщику нужно гораздо больше. Ниже приводится список всех используемых мною инструментов.

1. Тонкие стальные перья. Для контуровщика это инструмент номер один. Чаще всегоиспользуются перья № 102 фирмы Hunt, но в принципе они могут быть любыми, лишь бы вы могли добиться с их помощью желаемого эффекта. Большинство контуровщиков предпочитает перья упомянутой фирмы, потому что у них очень гибкий кончик, и одним росчерком вы можете провести линию, изменяя ее толщину от тонкой до толстой. Сначала очень раздражает необходимость без конца макать перо в тушь, но через какое-то время вы привыкаете к этому. Я считаю, что вам стоит пойти купить по одному перья всех видов, какие вы только сможете найти, и испробовать каждое. Выберите для использования то, какое покажется вам самым удобным. Для меня было сначала довольно трудно пользоваться таким пером, потому что я очень привык рисовать механическими ручками, но через пару месяцев мне удалось приспособиться.

2. Механические ручки. Из них я предпочитаю ручки фирмы Rotring, с толщиной пера от 0,1 до 1,2 пункта. Ими я обычно пользуюсь для обведения контуров архитектурных и технических объектов. Иногда я обвожу ими и сами фигуры, — когда чувствую, что с перьями не достигаю желаемого эффекта. Чаще всего в настоящее время я сочетаю работу пером с работой механическими ручками.

3. Кисти. Другие художники пользуются кистями чаще, чем я. Я применяю кисть лишь для волос, листьев, травы и для некоторых спецэффектов. А такой «мастер кисти», как Джефф Смит рисует кистью практически всё. Такого владения кистью мне еще лишь предстоит достичь. Я предпочитаю собольи кисточки фирмы Windsor и Newton, поскольку ими мне удается проводить очень плавные и тонкие линии.

4. Тушь и бумага. Без подходящей туши и без подходящей бумаги, как бы вы ни старались, вы не сможете нарисовать по-настоящему хорошие линии контура, особенно если перо, как часто бывает, царапает бумагу. Обычно я использую тушь фирмы Higgin’s-сортов «India» и «Black Magic». Последняя выглядит на листе очень-очень черной. Бумага тоже весьма важна и часто является для многих контуровщиков источником головной боли. Обычно бумагой вас обеспечивает компания, на которую вы работаете, и по большей части это очень хорошая бумага. Когда я начинал работать в фирме Wildstorm, бумага, которую они мне присылали, была очень хорошей. Однако, через некоторое время фирма сдала свои позиции, и качество бумаги стало хуже, чем прежде. Это затруднило работу мне и, по всей видимости, другим контуровщикам тоже. Тогда Скотт Уильямс потребовал хорошую бумагу. Думаю, вам стоит купить образцы бумаги каждого сорта, с которым, по вашему мнению, вы могли бы работать, и попробовать на каждой из них разную тушь, — проверить, как они будут сочетаться вместе. Работая здесь, на Филиппинах, я использую бумагу, которая называется здесь «картолина», она полуглянцевая. На такой поверхности трудно рисовать карандашом, потому что она слегка более гладкая, чем нужно. Однако для работы тушью я очень люблю ее использовать, потому что на ней мои линии выходят очень аккуратными, без помарок.

Когда в этом году я был на фестивале комиксов в Сан-Диего (San Diego comic-con), я встретил там Джеоффа Дэрроу, и был потрясен, при виде оригиналов его работ. Он использовал довольно толстую кальку, название которой я сейчас не припомню. Для прорисовывания контуров он пользовался только плакатными перьями или ручками для рисования. Карандашные контуры своих работ он делал на обычной бумаге, а потом прорисовывал их, наложив сверху кальку. И почему это мне самому в голову не пришло?!

5. Фломастеры и ручки для рисования. В ближайшее время я собираюсь воспользоваться ручками для рисования, потому что работать ими очень просто и приятно. Иногда я пользуюсь фломастерами фирмы «Pentel» чтобы зачернить какие-то предметы или чтобы толсто прочертить грани кадров. Но постоянно ими пользоваться я бы не рекомендовал, особенно если вы хотите, чтобы оригинал выглядел хорошо. Нужно отметить, что порой на некоторых видах бумаги ваши контуры выглядит не вполне черным. Серые тени и серые линии, оказавшись на отпечатанной странице, становятся черными. Я видел немало некрасиво выглядящих оригиналов, с неравномерно закрашенными тенями, замазками, грязно прочерченными рамками и т.д.… Но, каким-то образом, в ходе печати, все перепады чёрного цвета выравниваются, и все выглядит отлично. Однако многие контуровщики стремятся избежать этого, стараясь, чтобы их оригиналы были аккуратными и красивыми, просто из любви к искусству и, разумеется, ради более высокой цены, — на тот случай, если в дальнейшем им понадобится продать их.

6. Белая краска. Обычно это «Pro White» или же корректирующая жидкость, они используются для исправления ошибок. И поверьте мне, — мне нередко случалось делать ошибки, — и каждый раз белая краска спасала мою шкуру. Она используется также для изображения спецэффектов, например — когда что-то сочно шлепается, с разлетающимися брызгами. Я также пользуюсь белой краской, нанося ее кисточкой, когда рисую волосы или траву на черном фоне.

7. Гвозди и резцы. Да, хотите верьте, хотите нет! Ими процарапывается рисунок поверх плотно покрывающего бумагу слоя туши. Такая техника создает эффект искр или дождя. Джэ Ли часто использует ее во многих своих работах.

8. Угольники и лекала. В их число входят рейсшины (хотя лично я предпочитаю инструмент, который называется «прямоугольник» — по сути, это та же рейсшина, но оба ее конца соединены проволокой, что позволяет поднимать и опускать его край), треугольники, лекала, шаблоны (круглые и эллиптические) и транспортиры.

Совет для тех, кто пользуется треугольниками и линейками. Приклейте к ним снизу скотчем монетки, чтобы они чуть приподнимались над поверхностью рисунка. Это не позволит туши затекать под треугольник, когда вы используете его при работе с пером или механическими ручками.

Каждый день, прежде чем начинать контуровку, я разминаю руку и запястье, проводя кривые (дуги, изгибы), круги и прямые линии на отдельных клочках бумаги. Особенно я стараюсь, чтобы мои дуги были как можно более плавными, в том смысле, что на линии, на всем ее протяжении не должно быть неровностей, «заусениц». Круги я стараюсь сделать как можно более округлыми и стараюсь замыкать их так, чтобы не было заметно того места, где я их замкнул. Прямые стараюсь проводить, как можно дольше не отрывая руку от стола. Сейчас я делаю все это минимум по десять минут в день. Однако когда я только начинал, порой я целый день только и делал, что рисовал одни дуги, чтобы приучить руку легко проводить линии такого типа. Это умение невероятно поможет любому контуровщику при рисовании волос, человеческих фигур, листвы и всего, в чем может потребоваться кривая линия.

Понимание замысла рисовальщика

Рисунок из «Камня» (№ 3), Avalon Studios

Слева кадр, нарисованный Уилсом Портачио, а справа — он же, обведенный мною.

Мне всегда требовалось какое-то время, чтобы приспособиться к контуровке чего-то нового. Мне потребовалось поработать почти над целым выпуском «Адского полицейского» (Hellcop), чтобы приспособиться к карандашным линиям Гилберта Монсанто и понять, что именно он хочет ими показать. А чтобы приспособиться к Уилсу Портачио мне потребовалось немного больше времени. Понимание замысла рисовальщика — это то, чего стремятся достичь многие контуровщики, и это именно то, что уводит контуровщика от слепого прочерчивания всего, чего бы там художник не нарисовал. Первое и главное, что вам надо помнить, будучи контуровщиком: вы тоже художник.

Тщательно изучите карандашные линии, нанесенные художником, и постарайтесь понять, почему он нарисовал то, что вы видите. Если какая-то отдельная линия, или форма, или что угодно, для вас не понятны — не обводите их. Свяжитесь с художником и спросите у него, что это такое. А если до художника не добраться, тогда обведите это таким образом, чтобы оно стало для вас осмысленным. Не обводите ничего, что вы не понимаете.

Часть вашей работы в качестве контуровщика — сделать яснее, подчеркнуть то, что изобразил художник. Когда вы видите, что он от руки нарисовал какой-нибудь круглый предмет, скажем, планету, или мяч, или зрачок глаза, вы понимаете, что в его замысле эти предметы должны быть идеально круглыми или эллиптическими. Поэтому не обводите их от руки, возьмите вместо этого шаблоны. Когда вы видите. Что художник от руки нарисовал пистолет, и его не обводите от руки, возьмите вместо этого линейки. Это я и называю — подчеркнуть работу художника.

Если только у вас нет особой договоренности с художником, важно, чтобы вы не «забивали» его стиль своим собственным. Однако это правило не абсолютно. На самом деле все зависит от ваших отношений с художником и от того, как долго вы работаете вместе. Так, с Гилбертом Монсанто, художником комикса «Адский полицейский» издательства «Avalon Studios» у меня сложились весьма свободные отношения, и потому я часто позволяю себе менять что угодно, не для того, чтобы самоутвердиться, как художнику, а для усиления ясности и общего впечатления от рисунка. Внизу — образец того, что я имею в виду.

Первое, что я заметил, это то, что на карандашном рисунке маска кажется кривой, поэтому справа вы можете увидеть, как я «выправил» ее. То же я сделал и в отношении круглых фильтров, выходящих из маски, защитных очков и символов. С наплечниками дело обстояло немного сложнее. Я наложил на них текстуру, которую в карандаше обычно не сделать. Зачем? Вероятно, потому что так они выглядят лучше, и я сделал так, потому что Гилберт дал мне добро на это.

На оригиналах рисунков лепнина на арке над входом за фигурой дана только в намеке. Я вмешался и изобразил лепнину гораздо определеннее, чтобы сделать более явным, показать, что это на самом деле вход.

Я рад, что при обведении контуров для «Адского полицейского» я могу пользоваться такой свободой. Я более полно и с большей радостью отдаюсь этой работе и ощущаю свой вклад в то, чтобы альбом стал лучше. Но я могу делать это только потому, что мне позволено это делать, и я не стану настоятельно советовать кому-то другому поступать так же, не проконсультировавшись с вашим художником и издателем.

Комиксы любят и дети, и взрослые, поэтому они так популярны во всем мире. Как нарисовать комиксы карандашом поэтапно начинающему автору, расскажет статья.

С чего начать

Конечно, с идеи. Перед тем как нарисовать комикс, следует продумать хотя бы основные моменты сюжета и главного действующего персонажа. Кем он будет? Что с ним случится? И не менее важно, чем закончится история и какой смысл она передает? Создатели комиксов иногда говорят: случается, что после начала рисования комикса сюжет корректируется сам по себе, герои начинают "действовать самостоятельно", тем самым задавая фон происходящему. Действительно, если автор настолько вживается в роль своего персонажа, начинает видеть в нем реального человека, финал истории может меняться. Но это, скорее, удел профессиональных мастеров. Для начинающих авторов лучше заранее заготовить идею и продумать все ее составляющие.

Чтобы ничего не упустить, перед тем как нарисовать комикс, нужно ответить для себя на вопросы и составить план:

  • Кто является главным героем?
  • Какой у него характер и образ?
  • Кто вспомогательные персонажи (антагонист, второстепенные герои)?
  • Где разворачиваются события?
  • Это краткая динамичная история, или сюжет длинный и детализированный?
  • О чем рассказ?
  • Какие основные события приводят героя к финалу?
  • Чем заканчивается история?

Бывает, что дополнительные идеи возникают уже в процессе работы. Для того чтобы не потерять их, следует завести черновик и делать в нем наброски, записывать удачные реплики или ситуации, чтобы в дальнейшем их использовать.

Персонажи

Сюжет готов? Хорошо. Это примерно третья часть дела. Далее следует не менее важная - продумывание действующих лиц. Главный герой - ключевая фигура, образ которой должен быть запоминающимся. Для этого важно решить, какими качествами он будет выделяться: характером, оригинальным внешним видом, уникальными способностями или манерой общаться. Вариантов множество. Главное, чтобы читатель понимал его, мотивы его поступков и по возможности сопереживал ему.


Другие действующие лица тоже не менее значимы. Они должны задавать фон происходящему. Лучше пусть их будет меньше, но каждый из них играет свою роль - помогает главному герою или смешит читателя - не столь важно. Суть в том, чтобы каждый не был проходящим персонажем, а запомнился.

Антагонист, или герой, противодействующий главному, есть почти в каждой истории. Он не обязательно борется с противником. Пожалуй, важнейшая его роль - развивать ход событий, создавать ситуации, в которых развивается сюжет и главный персонаж.

Как нарисовать комикс карандашом для начинающих: поэтапно о структуре

Каждый, кто держал в руках комикс, помнит, из чего он состоит:

  • обложка, на которой изображается смысл содержимого (герои, название, эмблема автор и т. д.);
  • фронтиспис - первая страница перед началом комикса, где находится дополнительная информация;
  • титульный лист (иногда может совпадать с предыдущим) - краткое содержание, имена работавших над комиксом, даты и прочее;
  • основная часть - собственно комикс (число страниц индивидуально);
  • пин-ап пейдж - другие рисунки, не имеющие отношения к основному содержанию комикса, например, варианты обложек.

Как нарисовать комикс: композиция

Когда подготовительные этапы позади, можно приступать к рисованию. Сперва стоит обозначить поле для композиции. Важно помнить, что в комиксе большую роль играют диалоги, поэтому основное место на полотне должно быть отведено им. Диалоги должны быть достаточно выразительными, чтобы их можно было прочесть. Второй момент - ключевая фигура. Она должна находиться на первом плане в рисунке. Все остальные детали второстепенны, поэтому и рисовать их нужно в последнюю очередь. Не наоборот.

Итак, прежде всего нужно расчертить карандашом поле для рисунка. Для полотна формата А4 нужно ставить поля размером 0,5 см по бокам и 1 см снизу и сверху. Для формата А3 - 1*1,5 см соответственно.


Далее, следует расчертить поле на то количество сюжетов, которые будут помещены на странице. Например, 4 квадрата. В каждом из таких квадратов будет прорисован отдельный кадр. Важно помнить их последовательность - слева направо и сверху вниз.

Рамка может усиливать эффект происходящего. Часто для того, чтобы показать реальные события, она имеет четкие линии и острые углы. Для передачи воспоминаний или мыслей используют закругленные рамки или облака. Для рассказа о прошлом рамку затемняют или делают ее двойной.

Прорисовывание фигур и лиц

Тем, кто задавался вопросом о том, как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, важно знать несколько моментов. Основное, о чем нельзя забывать: все детали в образе персонажей должны быть максимально одинаковыми. Когда рисование проходит вручную, часто не получается передать одного героя на нескольких картинках похожим на себя самого. Для этого рисунок должен быть максимально простым, не перегруженным деталями. Лица лучше рисовать схематично или в виде шаржей - с преувеличенным чертами. Таким образом, далее будет легче повторить изображение.

Чтобы нарисовать комикс человека, нужно учесть важнейший момент: для передачи каждой эмоции персонажа есть правильное изображение выражения его лица. Для этого стоит знать, какие схематические изображения частей лица соответствуют тем или иным эмоциям. Это основа знаний, перед тем как нарисовать комикс карандашом для начинающих. Поэтапно стоит потренироваться на одном и том же лице персонажа в изображении каждой детали. Ведь приподнятые брови, например, говорят не только об удивлении, но и о страхе. Здесь важен и разрез глаз, и форма рта.


Фигуру героя лучше изображать в динамичной позе, за выполнением какого-то действия, например. Поза также должна соответствовать испытываемым эмоциям или мыслям персонажа. Например, в задумчивом состоянии герой держится рукой за подбородок, а от недоверия к собеседнику складывает руки на груди.

Перед тем как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, нужно знать, что большое значение имеет ракурс, с которого потенциальный читатель будет видеть героев. Этот элемент очень влияет на восприятие происходящей ситуации и отношение к персонажам. Например, супергерой, изображенный в ракурсе снизу вверх, смотрится более величественно, чем если смотреть на него прямо. А больше сочувствия вызывает персонаж, на которого можно смотреть сверху.

Диалоги и другой текст

В этом деле (как нарисовать комиксы карандашом - обсуждаем подробно) важно знать особенности передачи текстовой информации на полотне.

Более привычными и понятными читателю являются такие правила в рисовании диалогов: текст или звуки, выделенные в остроконечные фигуры, воспринимаются как громкие. Крик, например. В волнистых облаках передавать лучше тихий разговор или воспоминания.


Диалоги изображаются выше головы героев, в последовательности слева направо - так получится правильно нарисовать комикс поэтапно. Текст должен быть максимально коротким. Шрифт для разговора отдельных героев может тоже быть разным. Но не следует переусердствовать с этим. Двух вполне достаточно.

Для усиления эффекта звуков или эмоций рисуют всевозможные молнии, взрывы, восклицательные или вопросительные знаки.

Если автору необходимо передать какую-то информацию, о которой невозможно узнать из диалогов, на страницах комикса может быть отведено место для такого текста. Чаще всего такие реплики помещают в отдельную строгую рамку.

Когда все эскизы готовы, стоит позаботиться о штриховке рисунков. Если уровень владения карандашом позволяет, можно оставить комикс графическим. Но даже в этом случае большое значение имеет использование теней, переходов оттенка для придания рисунку объема и реалистичности. Перед рисованием стоит запастись несколькими карандашами разной мягкости. Одним удобнее писать диалоги и обводить контур, другим - штриховать фон.


Комикс может быть цветным. Для штриховки подойдут любые удобные материалы: тушь, акварель, акрил, фломастеры. Контур можно обводить и ручкой. Важный момент - поле диалогов лучше оставить незакрашенным.

С помощью программ обработки фото в комиксе можно скорректировать погрешности, добавить фон или другой шрифт.

В целом, чтобы комикс получился удачным, нужно помнить о следующем:

  • идеи лучше черпать из жизни, писать о том, что знакомо;
  • тщательно изучать не только комиксы, но и постановки кадра в фильмах;
  • быть готовым к тому, что первый блин может выйти комом (в этом деле важна практика и только она);
  • тщательно проверять орфографию, если не хочется упасть лицом в грязь;
  • перед тем как нарисовать комикс, можно не только составить план и сделать его набросок, но и прописать полный сценарий, по которому разворачиваются действия;
  • если есть сомнения по поводу идеи, можно посоветоваться с близким человеком или следовать совету Кинга по написанию книг - представить своего Идеального Читателя и его реакцию на свое произведение.


Создание комикса на компьютере

Если нет желания или навыков создания истории вручную, можно узнать, как нарисовать комикс на компьютере. Для этого в Сети существует много ресурсов и программ специально для такого дела. К примеру, Bitstrips, Comic Master, Chogger, Write Comics и другие. Они позволяют создать собственного персонажа или историю с уже существующими, имеют большой арсенал символов, шаблонов и возможностей для редактирования.

Когда в первый раз берёшься за изготовления комикса (или манги, кому как удобнее это называть), встаёт вопрос «А с чего начать и как это всё сделать?»
В этой статье я постараюсь разъяснить основные технические моменты создания манги\комикса и поделюсь некоторым собственным опытом.
Итак, Вам нестерпимо хочется создать что-нибудь ЭДАКОЕ. Можно, конечно, просто взять тетрадку и выплеснуть свой творческий порыв на неё шариковой %) или гелевой ручкой. Но результат получится далёким от профессиональной работы. Да и особого восхищения и понимания это не вызовет. А о дальнейшей публикации и речи не идёт!

Сначала, прежде чем переносить повествование в комикс\мангу, пропишите хотя бы основные моменты сюжета . А лучше, если вы потрудитесь и напишите сценарий «от» и «до», со всеми событиями и репликами. Это нужно сделать для того, что бы в один прекрасный момент не упереться в стенку «хочу-рисовать-дальше-но-не-знаю-что-будет-дальше-а-вдохновение-уходит!». Очень распространённая проблема.
Необязательно писать сценарий, как роман. Достаточно просто кадр за кадром примерно накидать, что будет происходить, какие реплики там будут звучать и, что не маловажно, делайте пометки и зарисовки (если вдруг родилась классная композиция кадра), что бы потом мучительно не вспоминать — «а как же я там придумал(а)?»
По ходу написания сценария уже начинайте делать наброски сцен и разработку персонажей. Если к его завершению у вас не будут разработаны персонажи, то создание комикса\манги будет нещадным образом тормозиться. :(
Кстати, сразу определитесь, в цвете вы будете работать или в ч\б? На каком формате листа? В зависимости от этого уже подбирайте стиль рисунка, формат листа и материалы.
Кстати о формате листа. Для небольшой работы вполне сгодится А4 формат. А вот для глобального и детализированного творения нужен формат А3.

Ну что ж, сценарий написан, персонажи разработаны, стиль комикса\манги сформировался. В общем, руки уже чешутся воплотить мечту в явь. Информацию чем и на чём рисовать, вы найдёте в разделе «Материалы ». А сейчас разговор пойдёт о том, каким образом создавать ваш комикс.

НЕ СПЕШИТЕ! Именно не спешите и делайте работу аккуратно. Сначала расчертите карандашом границы листа, что бы зрительно представлять поле для деятельности (По 0.5 см от края и 1.0 см снизу — для А4. По 1.0 от края и снизу 1.5 см — для А3). Рисуя последовательность кадров (карандашом, конечно же), прежде наметьте общую композицию листа, а уж потом прорисовывайте детали. И никак не наоборот!
Не ограничивайте себя рамкой кадра. К примеру, для усиления эффекта от взрыва или движения, какие то части или целые объекты могут вылетать за рамку. Так же и общая композиция листа остаётся на ваше усмотрение. Помните лишь о том, что рисунок должен быть хорошо читаем глазом. А глаз легко должен найти траекторию (что за чем следует смотреть и читать) расположения кадров или ключевых моментов.

Как сделать, чтобы читатель понял, что герой вспоминает прошлое или мечтает о чем-нибудь? Очень просто: если он вспоминает, сделайте вокруг кадра двойную рамочку, а если мечтает — залейте пространство позле кадров с мечтами черным. Пример вы видите ниже.

Есть и еще один способ:

Когда я только начинал создавать комиксы, то прямо в кадре рисовал облачка для реплик и там же писал текст. Как показала практика, чтобы сие смотрелось, надо обладать каллиграфическим почерком и чётко знать, где и что будет написано. А если в процессе хочется изменить формулировку фразы или чуть по-другому расположить облачко?.. Если в вашем распоряжении есть компьютер и сканер, то процесс создания комикса\манги заметно упрощается. Достаточно оставить области для последующего наложения облачков. Но об этом чуть позже.
Когда листы закомпонованы в карандаше, настаёт время обработки цветом или тушью. Есть, есть ещё те трудоголики, которые раскраску делают вручную!:) Великая им за это слава, ибо сей труд весьма кропотливый, но и результат зачастую намного лучше смотрится, нежели раскраска на компьютере (к примеру работы Хаяо Миядзаки!). Могу лишь посоветовать работать на А3 формате, так как прорисовывать детали на формате А4 иногда крайне трудно из-за микроскопических размеров. Хотя встречаются подобные мелкоскопщики. :)

Рапики (рапидографы), очень хорошо подойдут для прорисовки конструкций, деталей и рамок. Но основная работа ведётся пёрышками. Или всякими хитрыми PEN?ами, которые дают «живую линию». Лично я работаю перьями (привычка).

Маленькое отступление про тушь. Обычно пользуются чёрной. Но если хочется сделать более мягкую графику, то могу порекомендовать коричневую тушь. Нашего производства я не видел, я пользуюсь «Koh-I-noor»?овской. Есть у неё ооочень приятная особенность — великолепно ложится на бумагу. При рисовке пёрышком, в зависимости от нажатия, можно рисовать в полтона или в полную силу; а при заливке больших областей кисточкой, тушь ложиться очень ровно (в отличие от чёрной) и фактурно. И тоже в два тона. Но коричневой тушью лучше пользоваться, если вы делаете монохромный рисунок, без дальнейшей раскраски на компьютере.

Я намеренно не стал вдаваться подробности, КАК ИМЕННО рисовать, так как это подробно описано в других уроках сайта.

Ну вот, один или несколько листов готовы в туши или акварели, или в чём вы там делали свой шедевр? :) Теперь настал черёд обработки на компьютере.

Дальнейшие объяснения, касающиеся графического редактора, будут на примере программы Adobe Photoshop. Кстати и сканировать лучше через него, сможете сразу редактировать и сохранять с нужными параметрами.

Ч\б изображения сканируются с разрешением в 300 dpi. Один из вариантов: сканировать в режиме «Black&white». Такое большое разрешение требуется для лёгкой детальной обработки и возможности последующей печати в типографии (при меньшем разрешении, при печати уже появляются пиксели). А режим «Black&white» позволяет без труда, после сканирования, почистить изображение от мусора, который всё же будет. Так же это спасёт от белого ореола по краям линий, что неизбежно при процессе удаления белого, если лист сканили в режиме «grayscale».
Есть ещё один вариант: сканировать в «Grayscale», к примеру карандашный рисунок, а затем вести раскраску верхним слоем с настройкой «Multiply» для него.

С цветом всё так же: разрешение 300 dpi, но режим сканирования уже «True Color». Сохранять изображение следует в формате TIFF, для удержания оригинального качества изображения. К тому же в типографии принимается в печать именно этот формат (никак не jpg, gif и прочие форматы, использующие безжалостное сжатие картинки).
Конечно, TIFF далеко не компактный формат и для того, чтобы сэкономить место, в нём можно применить LZW-компрессию. На качестве изображения при таких размерах картинки это не скажется, а файл уменьшится примерно вдвое.

Что теперь? Проверить картинку на предмет мусора.

Хочу заметить — пользуясь ластиком, в опциях выставьте «pencil». Почему именно такая настройка? При опции «brush» ластик стирать подчистую будет только в центре кисточки. А по краям процентов на 30 — 80. И вы рискуете уже в процессе раскраски обнаружить неожиданный мусор, как вы считали, доблестно вычищенный.

Следующий этап — убрать белый цвет. Нужно это для того, чтобы линии рисунка не мешались вам в процессе раскраски. Ведь цвет у вас пойдёт отдельными, нижними, слоями.
«Select > Color range» и пипеткой кликнете в любую белую область. Это приведёт к выделению всего белого. После чего просто жмите клавишу «Delete».
Если бы вы сканировали изображение не в режиме «Black & white», то при удалении белого пострадали бы и края линий.

Как раскрашивать изображение на компьютере, описано в других уроках. Поделюсь только одной хитростью. Чтобы не корпеть над выделением и заливкой замкнутых областей в рисунке, просто сдублируйте очищенный от белого рисунок, поместите его ниже оригинала и можете прямо на этом слое делать заливки!

А теперь, когда раскраска завершена (а может, вы сделаете это до раскраски), вспомним об облачках.
Важно не только, ГДЕ оно будет располагаться, но и КАКОЙ формы оно будет. Ведь через форму облачка можно передать интонацию, громкость, нюанс реплики. А так же через шрифт.

Коллекцию готовых облачков и прочих фигурок можно найти в Word’е, Corel DRAW!, Adobe Illustrtor’е. Из Ворда можно просто скопировать фигуру в буфер обмена, а потом вставить в Фотошопе. В Кореле и Иллюстраторе — просто сохранить файл в формате *.ai, а потом открыть в Фотошопе (он его понимает). Еще можно просто затянуть готовую картинку в Корель или Иллюстратор, и там уже надписать диалоги и прочие надписи. Пожалуй, это самый удобный вариант.

Очень хорошо, если у вас есть CD- или DVD-recorder. Обязательно по завершении работы сохраните все ваши наработки и готовый материал. А лучше, ещё и в рассортированном по папкам виде.

Многое здесь намеренно мною недосказано. Так как это вы можете найти в остальныз уроках на нашем сайте. Скажу лишь, что сие есть только рекомендации и личный опыт. Как вы будете воплощать свой комикс или мангу, зависит только от вас и выше сказанное не является догмой. Творите! А главное — экспериментируйте! Опыт придет с количеством созданных работ. Уроки — это лишь опыт других.

Познакомит вас с основами раскадровки, композиции, наброска и контуровки для всех видов комикса.

Прежде чем мы начнем, хочу предупредить: ниже будут перечислены правила и законы создания комиксов. И хотя все они важны, они могут ограничить вас в творческой свободе. Поэтому помните: любые правила можно нарушать. Но для этого их сначала нужно понять.

Раскадровка

Рассказ нужно начинать со знакомства зрителя с окружением. Также начальные кадры задают тон и настроение. Поэтому первая панель будет большой, развернутой и показывающей место действия. Лучше всего всю первую страницу потратить на знакомство либо одним большим кадром, либо несколькими компонентами, которые будут складываться в единую картину.

Панорамный вид – не единственный способ начать историю. Используя цепочки кадров, связанных единой идеей, можно добиться атмосферности при минимальной подаче информации. Такой прием лучше использовать во «взрослых» историях.



Количество и размер панелей зависит от событий и важности происходящего. Важные события – большой кадр. Форма панелей зависит от временных рамок: без формы кадр находится «вне времени» (что бывает удобно для подчеркивания заднего плана). Заранее рассчитывайте «пузыри» для диалогов и оставляйте немного свободного пространства вокруг персонажей, иначе картинка будет выглядеть загромождённой. Изображение в длинном кадре воспринимается как происходящее в течение длительного времени. Такие формы панелей в комиксах подходят как для очень медленных действий, так и для большого количества действия.



Например, в один кадр можно внести события, произошедшие в разное время по своей очерёдности, слева направо.





Короткие, но высокие панели означают быстрые действия – такое композиционное решение очень часто используется при боевых сценах, но вполне подходит и для диалогов при небольших объёмах текста. Не забывайте также, что действие и событие обладают разной степенью важности для сюжета. Такие панели не подходят для важных моментов.

В комиксе рекомендуется рисовать примерно шесть кадров на страницу. Можно больше – только если есть мелкие, незначительные эпизоды: не стоит втискивать в один лист много действия и сюжета. Если теснить по десятку панелей на страницу, история будет мелкой и зритель не будет в ней заинтересован. Каким бы эпичным ни был рассказ, он может получиться несущественным, если его вкачивать большими дозами в восприятие.

Направление повествования ведется слева направо. Т.е. это направление взгляда главного героя, направление его движения. Персонаж находится в левой части изображения, если приходит, и справа, если покидает место действия. Препятствия же смотрят налево и находятся справа. Простые правила, которые сильно облегчают восприятие комикса. Если читатель японец, то направление движения зеркально, справа налево.



Одна из самых распространенных ошибок – это сохранение одного и того же плана на каждом кадре. Один и тот же ракурс утомляет читателя, «камера» должна менять свое положение – это добавляет динамики даже в самые скучные моменты. Варьируйте ракурсы, планы, пусть персонажи совершают действия и меняют положение во время диалогов, не просто жестикулируют.

Раз уж мы затронули эту тему, давайте разберем существующие планы и то, для чего они нужны.

Дальний план - для показа места действия. Персонажи в таком случае выглядят очень маленькими.

Общий план - когда видно всего персонажа. Такая композиция тоже подходит для показа места действия.

Средний план - используется, когда взаимодействуют двое или несколько человек. Вариант – вид героя по пояс.

Крупный план - когда показана лишь голова персонажа. Применяется также для выведения объекта из фона.

Макро план - когда показана отдельная деталь. Не переусердствуйте: этот план создан для экстремальных ситуаций.

Как сделать событие, например убийство, лучше/интереснее? Ответ: не показывать его. Знаю, звучит неразумно,но это так: действие за кадром на самом деле рисует в воображении зритель, и делает это так, как ему лично нравится, а не так, как это решил показать художник. Поэтому событие переживается сильнее. Это довольно распространённый приём, им пользуются в кино и сериалах: понаблюдайте, сами заметите.



Заканчивать страницу принято «крюком » (кадр-крюк). Что такое крюк? Это причина перелистнуть страницу, это вопрос без ответа или незавершенное действие. Последняя панель на странице должна заставить зрителя задаться вопросом: «Что будет дальше?» Повод может быть совершенно мелким: это неважно для истории, но важно для удержания внимания зрителя. Грамотное использование крюка заставит читателя прочитать комикс залпом, что усилит эффект от прочитанного. Не всегда есть возможность добавлять крюк на каждой странице, но того и не требуется. К тому же, поначалу специальное продумывание этого момента утомляет автора и можно наделать довольно неприятных очевидных штампов.

Композиция

Не смотря на то, что мы создаём комикс, вопросы правильной композиции нельзя игнорировать.

Композиция – это умение управлять вниманием зрителя, составлять объекты и выстраивать планы изображения так, чтобы взгляд мог скользить по картинке, задевая ключевые элементы. Проще говоря, это способность правильно расставлять предметы в кадре так, чтобы зритель почувствовал целостность картины. Композиция должна состоять из фона и «пятен». Если, прищурившись посмотреть на любую работу художника с правильной композицией, то можно увидеть темные отделы на светлом фоне или наоборот, светлые отделы на темном фоне. Это и есть «пятна» – один или несколько элементов разного размера, не повторяющие форму панели или друг друга. Такая композиция считается успешной и будет комфортна для восприятия.



Золотое сечение – это идеальные пропорции для восприятия человеческим глазом (в теории). Его можно использовать при построении композиции. Только не позволяйте себе ограничиваться его формами.



Визуальный центр изображения находится выше геометрического. Это связано с тем, как люди смотрят на мир: снизу вверх. Визуальный центр – это то, куда зритель должен направить свое внимание. Обычно это лицо говорящего или какое-то действие. Если картинка чуть приподнята, зрителю будет комфортнее воспринимать её. В этом правиле есть исключения: когда кадр намеренно нужно опустить (например, при взгляде «сверху»).



Контраст подразумевает выделение объекта из его окружения. Сделать темную фигуру на светлом фоне – не единственный способ разграничения. Если объект выделяется из окружения (например, маленький среди больших или радикально другой по отношению к остальным), он также выделяется. Это ещё один хороший способ управлять вниманием зрителей.



Наброски

Мы закончили с раскадровкой и разобрались с композицией. Это значит, настало время, наконец, перейти к занятию куда интересному – наброски. Берем кадры, которые мы подготовили, и прорабатываем их в деталях, подготавливаем к контуровке. На этом этапе важно помнить о выбранной стилистике. В зависимости от навыков, можно рисовать в реализме (максимально правильные формы, детальная проработка), концептуализме (стилизованные образы, простые геометрические формы), или пойти в сторону упрощения и работать в минимализме (голова – шар, глаза – две точки, проработаны ровно настолько, чтоб их можно было узнать). В каком бы направлении вы не работали, вам обязательно нужно собирать референс.



Референс – это набор дополнительных материалов, которые художник изучает для работы. Проще говоря, если вы хотите нарисовать дерево – найдите дерево: не рисуйте по памяти. Большинство людей мыслят образно, а не визуально: мы не держим в сознании изображения всего, с чем сталкиваемся, мы лишь можем распознать объекты по признакам, которые запомнили. Лучше использовать натуру, но если такой возможности нет, найдите фото или используйте рисунки других авторов. Отдельно нужно сказать о рисовании человеческого тела – это самое сложное, с чем сталкивается художник (особенно кисти рук и голова). Лучше всего найти самоучитель и подобрать свою собственную технику рисования, их много.

Контуры

Когда мы удовлетворены наброском, можно переходить к контурам. Для начала смиритесь с тем, что контуры это скучная механическая работа, но и для нее нужно соблюдать правила. Например, существуют различные виды линий, с их помощью можно задать стилистику рисунка. Конечно, в большинстве случаев, стиль зависит от изначальных набросков, но различными линиями можно подчеркнуть желаемое или добавить дополнительных свойств рисунку.



Толщина линии контуров меняется в зависимости от удаления объекта.



Цвет контуров не должен быть черным: картинка воспринимается зрителем более органично, если контур имеет цвет самого объекта. Естественно, не обязательно подбирать цвета изначально. Помните, что цвет контуров можно изменить уже после покраски.



Первая публикация: sanspeak. Создание комикса // Ruscomix magazine. – № 3. – 2012. С. 4-19 .

Главное - не отвлекаться

Многие популярные сегодня фильмы начинались с незаметных печатных страниц - не с романов, а с комиксов. Чтобы запечатлеть важнейшие моменты повествования, не нарушая его связности, требуется квалифицированный иллюстратор. А каково это - каждый день вновь оказываться перед чистой страницей?

Мэтт Хейли

Чтобы лучше познакомиться с работой обычного художника-иллюстратора мы поговорили с Мэттом Хейли, профессионально рисующим комиксы в DC, Marvel и многих других компаниях уже больше двадцати лет. Мэтт рассказал нам о том, как он упаковал свою жизнь в пикап, чтобы получить шанс попасть в комиксы.

Расскажите нам немного о себе и о своем опыте

Я, Мэтт Хейли, работаю профессиональным иллюстратором комиксов с 1991 года. Сейчас я рисую комикс «Чудо-Женщина ’77» для компании DC Comics Digital. Любители комиксов, наверно, знают мои работы для DC «Возвращение Супермена», «Лучшие в Элсворде: Супергерл и Бэтгерл», и многие другие, а также «Призрак» для Dark Horse Comics и «Орден» для Marvel. Несколько последних лет я также отвечал за художественную составляющую многочисленных медиа проектов мастера комиксов Стэна Ли, например, «Кто хочет быть Супергероем», и «Комик-Кон, эпизод четвертый: Фанатская надежда» Моргана Сперлока. Также я режиссер популярного в интернете видео «Воин черной звезды ».

Что заставило Вас выбрать свою карьеру?

У меня никогда не было сомнений - я вырос на комиксах про Бэтмэна, Нила Адамса и Шейда, Изменяющегося Человека Стива Дитко, и уже в четырехлетнем возрасте заявил своим родителям, что «собираюсь быть художником комиксов». Я сам, можно сказать, приучил себя к этому труду: запирался в своей комнате и рисовал весь день, каждый день, часто даже в ущерб домашним заданиям.


Как вы искали работу? Какие образование и опыт вам потребовались?

В 1990 году я учился в колледже в Нью-Мексико, и прочел выпуск журнала «Справочник покупателя комиксов», в котором рассказывалось о фестивале Комик-кон проходившем тем летом в Сан-Диего. Помимо всего прочего там говорилось, что в рамках фестиваля редакторы разных компаний будут изучать портфолио начинающих художников комиксов. Узнав об этом, мы с соседом по комнате Томом Симмонсом решили попытать счастья и нарисовать несколько образцов.

«Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2»

Я рассуждал так: фильм о Бэтмене 1989-го года всё ещё мелькал абсолютно везде, а значит все будут рисовать именно его. Поэтому я должен выбрать какую-то более оригинальную тему. И я выбрал «Звездный путь: Следующее поколение». Я был ужасным контуровщиком, и эту работу взял на себя Томми и мастерски ее выполнил, а я сделал фактические рисунки.

Мы нарисовали много образцов, сложили свои вещи в пикап и, бросив всё, поехали в Сан-Диего. Нам негде было остановиться, и нам некуда было возвращаться. Мы ехали в никуда! На фестивале мы получили хорошие отзывы и сделали второй набор образцов, из которых получилась моя первая большая рисованная работа «Звездный путь: Следующее поколение. Ежегодник № 2» для компании DC. 54 страницы - я был в восторге и в ужасе одновременно.


Вам были нужны какие-либо лицензии или сертификаты?

Только хорошее портфолио. Это единственное, что интересует боссов, если ты действительно умеешь хорошо и неутомимо рисовать. Хороший редактор может определить профессиональную работу даже если художественный стиль необычен, а неутомимость и постоянство - это ключевой фактор в любой работе.

Как Вы настраиваетесь на работу? На что тратите большую часть времени?

Главное - не отвлекаться. Рисование (а в последнее время для меня и написание) это чрезвычайно трудоёмкая работа, и мне нужно отгородиться от мира, чтобы сосредоточиться. Недавно я отключил компьютер от Интернета и моя производительность выросла вдвое. Большинство времени я провожу за рисованием, слушая очень громкую музыку в наушниках. Иногда переписываюсь с редактором и некоторыми клиентами по электронной почте, но в основном просто рисую, пока не наступает время для занятий йогой.

Какие заблуждения о вашей работе наиболее распространены?

Стэн Ли - известный американский писатель, актёр, продюсер, телеведущий, сценарист, редактор и создатель множества натуралистических персонажей комиксов

О, много чего, вроде «Ничего себе, вы работаете на дому, это, наверно, так здорово» или «Вы работаете со Стэном Ли, вы, должно быть, знамениты». Я всегда был свободным художником, так что я действительно не имею представления о том, что такое «офисная работа».

Люди думают, что художники комиксов богаты; к сожалению, это довольно далеко от истины. Денег едва хватает от зарплаты до зарплаты, но я ни на что не променял бы свою работу. Художникам очень повезло - у них есть свобода, им не нужно просыпаться каждое утро по сигналу будильника. Мой путь до работы составляет около 5 метров, и я могу работать в чём угодно, хоть в пижаме.

Сколько часов в день Вы обычно работаете?

Раньше я работал каждый день до тех пор, пока буквально с ног не падал, но поскольку я становлюсь старше, я стараюсь работать меньше. Сейчас я работаю около двенадцати часов в сутки, но рисование занимает не всё это время. Часть его я трачу на написание статей в различных проектах, например, в кулинарном. Я работаю шесть дней в неделю и стараюсь брать один выходной. Ежедневная йога помогает мне сохранять здравый ум и крепкую спину.


Что облегчило вашу работу?

Переход на «цифру». Я начал работать в Photoshop и Illustrator еще в 1999-м году, но стараюсь держать в руках и традиционные художественные материалы. А обучение управлению бизнесом помогло мне научиться правильно определять время, необходимое на создание одного произведения, поэтому я никогда не нарушаю установленных сроков.

Что для вас в работе хуже всего и как вы справляетесь с этим?

Отсутствие регулярной зарплаты. Многие художники стараются иметь несколько источников дохода - продают футболки и эскизы, берут собственные комиссии и т. д. Но я не занимаюсь такими вещами. А ещё бывает трудновато бороться с желанием перекусить во время работы. Я стараюсь есть орехи, сухофрукты и чай, но иногда могу позволить себе и шоколадку Ritter Sport.


Какая самая приятная часть работы?

Рисование. Непрерывные часы творчества. Просмотр интересного фильма во время работы. Взгляд на завершённую страницу и понимание того, что ты попал в самую точку.

Есть ли у вас какие-либо советы для людей, интересующихся вашими услугами?

Да, они могут посетить мой сайт и отправить мне сообщение через контактную форму. Я работаю уже достаточно долго, поэтому обычно определяю, чего хочет клиент, ещё во время первой консультации. Вы будете удивлены, когда узнаете сколько людей хотело бы воспользоваться услугами художника, но считают, что это сложно, или что художники - очень творческие, и с ними трудно иметь дело.

Правда же в том, что мы - обычные люди, умеющие рисовать. Я хотел бы добавить, что большинство людей не имеет ни малейшего представления о том, как создаются наши работы и не могут понять, что таким образом мы зарабатываем на жизнь. Часто просят нарисовать что-то бесплатно, с фразами наподобие «Вы же любите рисовать» или «Вы же можете сделать это за выходные?». Таким клиентам я обычно предлагаю попросить своего адвоката или сантехника поработать бесплатно.


Сколько можно заработать?

Нет никакого стандарта. У меня есть расценки, которые я устанавливаю на основании своего опыта и списка предыдущих клиентов, но стартовой зарплаты нет как таковой. Художник, работающий на Marvel и DC, может заработать $100-$200 или больше за нарисованную карандашом страницу и около $75–150 за чернильную. Небольшие издательства, как правило, платят около половины от этих сумм.

Это лишь общие числа. Если вы можете рисовать одну-две страницы в день, то сможете зарабатывать 40000 - 50000 долларов в год (в США). У многих художников есть супруги, которые могут поддержать их старания, но, наверно, довольно трудно содержать семью только на одном искусстве. У меня нет детей, поэтому мне немного проще.

Как продвинуться вперёд в этой области?

О, это важный вопрос, не так ли? Но никто не знает на него ответа. Особенно в сфере комиксов. По прихоти редактора, нанимающего вас, маркетингового отдела, продающего ваши работы, общества (надеюсь), любящего и покупающего эти работы. Многие современные художники вошли в бизнес одновременно со мной и извлекли выгоду из спекулятивного рынка комиксов, прежде чем он потерпел крах, таким образом получив известность.

Самое важное в обучении рисованию комиксов - то, что это прекрасный учебный полигон практически для всех художественных дисциплин. А карьерный рост может в значительной степени зависеть от удачи. Я думаю, главное не сдаваться и не опускать руки.


Что ценят или, наоборот, недооценивают ваши заказчики?

Клиенты, как правило, переоценивают собственные художественные познания и недооценивают художника. Искусство действительно не очень ценится в нашей культуре, в отличие от, скажем, профессионального спорта. Все люди думают, что они умеют довольно неплохо рисовать и писать. Объяснить, в чём разница между работами профи и дилетанта, людям без художественного вкуса бывает трудновато. Но это, к сожалению, универсальная проблема всех иллюстраторов, дизайнеров и художников. Вряд ли она имеет какое-либо решение, кроме терпения с вашей стороны.

Что бы вы посоветовали желающим присоединиться к вашей профессии?

Отдавайте себе отчёт в том, что возможно, вам придется многим пожертвовать, чтобы стать высококлассным художником комиксов. Это не для всех желающих. Я бы посоветовал перспективным художникам начать свой комикс в сети и постараться заполучить аудиторию. Многие художники думают, что они могут прийти и сразу начать рисовать Человека-паука. Но это совсем не так. Это сфера ужасной конкуренции, в которой не всегда побеждает объективно сильнейший. Отправьте свои работы небольшим издателям, поработайте с ними и посмотрите, замечают ли вас более крупные компании. Как бы банально это ни звучало - никогда не сдавайтесь.

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Фактрум теперь и в Одноклассниках! Жми: