Сравнение ф 35 и су. Авиация россии

После того, как Россия объявила о поставках систем ПВО С-300ПМУ-2 в Сирию, которые Госдепартамент США назвал «серьёзной эскалацией» с потенциально опасными последствиями для Америки и её союзников, США указали на свой возможный ответ на появление современных ЗРК у сирийских военных. Американский ответ может состояться в форме развёртывания наиболее боеспособного самолёта ВВС США - F-22 Raptor, эскадрилья которого в настоящее время базируется на авиабазе Аль-Дафр в Объединённых Арабских Эмиратах, и который способен достигать ряда целей на территории САР.

F-22 уже совершил несколько полётов над Сирией наряду с более старым и более лёгким F-16CJ, который выполняет промежуточную вспомогательную роль, пока ему на замену не придёт полностью готовый к полноценному боевому применению F-35A. Такой ответ стал бы первым случаем, когда "Хищники" будут использоваться для непосредственного военного воздействия на правительственные или любые другие государственные объекты Сирийской Республики.

В Пентагоне считают, что С-300ПМУ-2 способны эффективно противостоять истребителям четвёртого поколения F-16 и другим устаревшим американским платформам, таким как F-15E, развернутым Израилем, но его способность обнаружить и поразить самолёт-невидимку F-22, остаётся под серьёзным вопросом. В то время как менее скоростные, более заметные и летающие на более низких высотах F-117 и F-35 потенциально подвержены риску уничтожения при работе в радиусе действия С-300ПМУ-2, "Раптор" в совокупности с большой высотой полёта, высокой скоростью и манёвренностью, а также благодаря малой эффективной площади рассеяния, идеально подходит для противодействия российской системе противовоздушной обороны.

С-300ПМУ-2 в отличии от более современных С-300В4 и С-400, развернутых российскими военными в Латакии, не хватает новейших средств противодействия, которые делают новые системы ПВО критичными для F-22. Поэтому, уверены в Пентагоне, именно F-22 может ответить на угрозу, связанную с поставками Сирии ЗРК С-300. Наиболее серьёзную опасность российские системы представляют соседнему Израилю, ограничивая свободу его ВВС в воздушном пространстве САР, у которого нет аналога "Раптора".

Истребитель 5-го поколения F-22 Raptor

Американский удар по С-300 с использованием, как считают в Пентагоне, уникального актива ВВС США - F-22, будет бесценным в содействии будущим израильским атакам по сирийским позициям, сохраняя благоприятный баланс в небе над Сирией как для Вашингтона, так и для Тель-Авива.

Имея первоначальное предназначение как истребитель завоевания господства в воздухе, F-22 был модернизирован для нанесения высокоточных ударов по объектам исламского государства и талибов в Ираке и Афганистане. И хотя самолёт не является многофункциональным истребителем, он более чем способен выполнять задачи по поражению наземных целей. Радар с АФАР в сочетании с бомбами малого диаметра GBU-39 и другими высокоточными боеприпасами делают его потенциально смертельно опасным. При этом, из-за недостаточного объёма своих бомбовых отсеков по сравнению с F-35, "Раптор" не может нести более высокую полезную нагрузку или проникающие боеприпасы.


В тоже время, в Израиле считают, что ЗРК С-300 не смогут помешать ВВС страны, располагающим американскими истребителями пятого поколения F-35, продолжить нанесение ударов по сирийским объектам. "Операционные возможности наших ВВС таковы, что С-300 на самом деле не ограничивают их эффективность. У нас есть малозаметные истребители, эти батареи даже не смогут их отследить", - подчеркнул министр регионального сотрудничества Израиля Цахи Ханегби.

Кто прав в этой заочной полемике может показать только практическая проверка в боевой обстановке возможностей ЗРК С-300ПМУ-2. Однако в России уже ответили, что никому не советуют проверять эффективность комплексов. Кроме того, уже неоднократно было сказано, что абсолютно невидимых воздушных объектов нет.

Самолёты-невидимки эффективны против РЛС, работающих в X-диапазоне радиоволн (сантиметровая длина волны), но для радаров, использующих дециметровый L-диапазон, стелсы видны практически без ограничений. Российские современные ЗРК, к которым относится и система С-300ПМУ-2, оснащаются радарами с АФАР, которые могут сканировать пространство одновременно в различных диапазонах частот, что сводит на нет преимущества стелс-технологий. В Израиле это, несомненно, знают, но продолжают заниматься агрессивной риторикой и глупой бравадой.

По материалам Military Watch Magazine

Первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, с легкой руки журналистов получившего название Т-50 (на самом деле это внутреннее заводское обозначение «Сухого», в армию он, скорее всего, поступит как Су-50), состоялся семь лет назад. Сейчас полным ходом идут испытания опытных образцов второго этапа с добавочными индексами вплоть до 11-го. В воздухе побывало уже семь машин. Они сильно изменились по сравнению с Т-50−1 — стали гораздо мощнее, «зорче» и незаметнее.

Клуб «пятерок»

На гордое звание истребителя пятого поколения претендуют неожиданно много самолетов из самых разных стран. В первую очередь, конечно же, «Раптор». Производство F-22 сейчас закрыто из-за непомерной дороговизны, но выпустить их успели почти две сотни, так что в ближайшие годы этот самолет останется самым грозным воздушным охотником НАТО. Летом 2016 года на вооружение американской армии поступил более дешевый и не столь «умелый» F-35 Lightning II в трех модификациях, у которого, впрочем, есть свои интересные особенности. ПАК ФА, который вступит в строй в наступающем году, максимально близок к завершению испытаний — последние экспериментальные образцы уже получили окончательные версии радиолокационного оборудования, систем управления, двигателей и вооружения.

Кроме этой «большой тройки», на разных стадиях полетных испытаний находятся китайские Chengdu J-20 и Shenyang J-31. О последнем говорить еще рано, прототип слишком «сырой», а вот о J-20 можно с уверенностью сказать, что эта машина относится скорее к поколению «4++», чем к пятому. Незаметность у J-20 на уровне нашего СУ-35С (ЭПР в районе 0,5 м2), и кроме того, пока он не продемонстрировал умения летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.


Эффективная площадь рассеяния — параметр, отражающий способность рассеивать направленную электромагнитную волну. Чем меньше ЭПР объекта, тем незаметнее он на радаре. Самолет считается «невидимкой» при ЭПР менее 0,4 м². Для сравнения, этот показатель у бомбардировщика Ту-160 достигает 25 м², у танка Т-90 он порядка 30 м², а у человека — 1 м². Иными словами, «Железный человек» Тони Старк в своем боевом костюме будет замечен службами ПВО гораздо раньше, чем стелс-истребитель.

Японский самолет проекта Shinshin сейчас используется лишь для отработки стелс-технологий, до вооружения пока дело не дошло. Чуть дальше продвинулись турецкий TF-X, иранский Qaher F-313 и индонезийский KF-X/IF-X, однако, по имеющимся на сегодня данным, все они тоже скорее «четверки с плюсом». Новейшие Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale обладают некоторыми признаками пятого поколения, но не в большей (а вернее — значительно меньшей) степени, чем вышеупомянутый СУ-35С. Причем результаты смоделированных боев четко свидетельствуют, что ни «европеец», ни «француз» в нынешнем своем состоянии не конкуренты «Сухому».

Словом, реальных соперников у ПАК ФА только два — «Раптор» и «Молния». И для обоих у нашего истребителя приготовлено немало сюрпризов.


Сила против силы

Одно из требований к отечественному истребителю пятого поколения — сверхманевренность, то есть способность машины сохранять устойчивость и управляемость при высочайших перегрузках на закритических углах атаки, а также возможность изменять положение в воздушном потоке, что позволяет атаковать противника под углом к текущей траектории. В современных американских требованиях о сверхманевренности ни слова: предполагается, что поражение противника будет вестись на средних и дальних дистанциях. Это, однако, не помешало сделать F-22 полноценным сверхманевренным истребителем — видимо, конструкторы понимали, что его гегемония в воздухе не продлится долго и когда-нибудь ему все же придется столкнуться с врагом нос к носу.

Т-50 ПАК ФА
Тактико-технические данные
Высота (по килям), м 4.8 5.1 4.4
Длина, м 19.4 18.9 15.7
Размах крыльев, м 14 13.6 10.7
ЭПР, м 2 0.005−0.3 0.005−0.3 0.001−0.1
Масса пустого, кг 18 500 19 700 13 300
Макс. взлетная масса, кг 37 000 38 000 31 800
Макс. скорость, км/ч 2500 2100 1900
Крейсерская скорость, км/ч 2100 1850 1300
Дальность полета, км 2700 1900 2200
Потолок, м 21 000 20 000 20 000
Скороподъемность, м/с 330 250 200
Общая тяга, кгс 36 000 32 000 20 000
11 9 10 000 9000 7700
Точек подвески ракет, шт 10 внутренних 8 внутренних 4 внутренних
/6 внешних /4 внешних -
Пушка, мм 30 20 25
Требуемая длина ВВП, м 350 1300 120
Дальность обнаружения целей
Крылатая ракета 170 км 115 км 140 км
ЗУР 70 км 50 км 70 км
Ракета «воздух-воздух» 5 км 6 км 5 км
Истребители 4-го поколения 330 км 165 км 220 км
Истребители 5-го поколения 90 км 75 км 110 км

Первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями АЛ-41Ф1 с суммарной тягой 30 000 кгс. Они обладают наивысшей в данный момент скоростью отклонения вектора тяги (60 градусов в секунду) при относительном отклонении оси в 20 градусов по всем ракурсам, что позволяет самолету вертеться волчком практически на месте. У двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла тоже отклоняются на 20 градусов, но лишь по вертикали, причем со скоростью всего 20 градусов в секунду.

Зато суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 составляет порядка 32 000 кгс, что при сравнимом взлетном весе и меньшей загрузке боеприпасами и топливом дает «Раптору» несколько бóльшую тяговооруженность — примерно на 7−8%. Это не так уж мало — во всяком случае, западные эксперты успели объявить, что F-22 будет доминировать на вертикалях.


Однако на Т-50−6 и выше установлена модернизированная версия АЛ-41Ф1, пока проходящая под обозначением «Изделие 30». Суммарная тяга пары таких изделий на летных образцах достигла 35 000 кгс, а в планах изготовителя — ОКБ им. Люльки — довести ее до 36 000.

Таким образом, при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%. Такая мощь дает возможность брать на борт больше топлива — внутренние баки, вмещающие почти 13 т, позволяют действовать в «полной боевой выкладке» на радиусе свыше 1000 км, а без использования сверхзвуковых режимов — до 2700 км. То есть, взлетев с подмосковного аэродрома, ПАК ФА сможет долететь до центра Европы, сбить там парочку самолетов и спокойно вернуться. А «Раптор» с баками на 8,2 т топлива, полной боевой загрузкой и на крейсерском «сверхзвуке» вряд ли улетит дальше 800 км. Заявленные максимальные 2500 км — это когда на войну отправили почти пустую машину в «медленном» дозвуковом режиме.


На фоне «старших товарищей» F-35 Lightning II смотрится бледно. Сверхманевренным его точно не назвать. Единственный двигатель Pratt & Whitney F135 — наследник F119 — развивает тягу около 20 000 кгс, что дает итоговую тяговооруженность почти в полтора раза меньшую, чем у ПАК ФА. В ближнем бою у «Молнии» шансы так же невелики, как и у «Раптора», особенно на вертикалях. Скороподъемность нашего истребителя — 330 м/с против 250 у «Раптора» и 200 у F-35, что дает массу дополнительных вариантов для атак. Но это — в ближнем бою. А как насчет средних и длинных дистанций?

Длинные уши

Хорошо, когда вы видите противника, а он вас — нет, не правда ли? Еще лучше, если при этом вы можете его быстро сбить, а потом не менее быстро улететь, не опасаясь возмездия. Таким видят идеальный бой создатели истребителей пятого поколения. Увы, в реальности все сложнее.

При практически одинаковых фронтальных ЭПР всех трех истребителей (см. таблицу), кормовая часть ПАК ФА несколько сильнее «светится» в инфракрасном диапазоне. Это расплата за тяговитость и подвижность «Изделий 30», чьи гондолы не закрыты плоскими панелями, как у «Раптора» и «Молнии». Открытая конструкция хотя и обеспечивает самолету дополнительную живучесть при повреждении одного из двигателей, доводит ЭПР силовой установки ПАК ФА до 0,5 м², когда противник заходит с тыла.

Но это не беда. В отличие от «американцев», для ПАК ФА не столь важно положение противника. У F-22 и F-35 стоят новейшие бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), способные находить цели с ЭПР от 0,1 до 0,5 м² на расстояниях порядка 100−220 км. В ПАК ФА используются похожие РЛС, только их не одна, а шесть — фронтовая, две нижних боковых, две на концах крыльев и одна в хвосте. Таким образом, пилот в буквальном смысле глядит во все стороны.


На прототипах Т-50−10 и Т-50−11 в качестве фронтального «ока» планируется использовать РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой, которая сейчас проходит «доводку» в концерне «Радиоэлектронные технологии». Параметры ее точно не известны, но, по неофициальным данным, новая РЛС способна захватывать цели с ЭПР менее 0,1 м² на расстояниях свыше 300 км. РЛС «Копье-ДЛ» используется для обнаружения ракет, атакующих хвостовую часть. Ракеты «воздух-воздух» типа AIM-120 (основные для американских истребителей) засекаются на расстоянии 5−6 км, «Стингеры» — примерно с 4 км.

Кроме боевых, обилие РЛС позволяет решать и тактические задачи — например, с их помощью можно вести самолет на сверхмалой высоте, следуя рельефу местности. Ни «Раптор», ни «Молния» так не умеют. Все три самолета обладают примерно равными по характеристикам системами предупреждения о пусках ракет на основе тепловизионных камер. Впрочем, надо признать, что система DAS, установленная на F-35, все же имеет больше возможностей, поскольку способна засекать не только пуски ракет, но и тепловое излучение двигателей самолета противника, летящего на бесфорсажном малозаметном режиме. Но там, где не получилось взять изяществом, можно использовать кулаки.


Больше ада

Солидный F-22 несет 12 ракет — четыре под крыльями и восемь во внутренних отсеках. Легкий F-35 несет внутри всего четыре ракеты. Ну а у ПАК ФА при полной загрузке десять ракет внутри и шесть снаружи. Причем от наружных подвесов конструкторы «Сухого» планируют отказаться, чтобы сделать самолет незаметнее, в перспективе доведя число внутренних точек подвески до 12. Под них в разработке находится более 10 видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые «закрывают» весь диапазон возможных ситуаций по дальности нанесения удара и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.

В наступающем году «Раптор» получит ракету AIM-9X (хотя ракеты серии AIM-120 по‑прежнему останутся основными как для него, так и F-35). Это очень быстрая и маневренная ракета, но вряд ли она сравнится по параметрам с новейшей российской разработкой Х-74М2 корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Х-74М2 способна разгоняться до гиперзвуковой (более 4 М) скорости и поражать цель на расстояниях более 300 км. Вес этой игрушки — около 400 кг. Мощность соответствующая.


Подводя итоги

Схематично бой между F-22 и ПАК ФА можно представить так. Самолеты обнаружат друг друга на дальности 60−70 км, причем, если F-22 в нижней задней полусфере, у него будет несколько секунд запаса, чтобы первым выпустить AIM-9X. В противном случае Х-74М2 долетит до него быстрее. Шансов у американца не останется, а вот ПАК ФА с примерно 50-процентной вероятностью сумеет увернуться от ракеты «Раптора». Впрочем, если самолеты окажутся достаточно незаметными, чтобы подобраться друг к другу километров на 20−30 (в реальности, повторимся, этого никто не проверял), то в дело вступят AIM-120D с американской стороны и управляемые ракеты с осколочно-фугасными зарядами с российской. Дальше все зависит от мастерства пилотов.

А вот для F-35 никакого «дальше» не предполагается. У него заведомо не хватит ни мощности, ни маневренности, чтобы сбросить ракету ПАК ФА с хвоста. Даже если ему удастся атаковать первым (что сомнительно), четырех ракет ему явно не хватит, чтобы со 100%-ной гарантией завалить россиянина. Круизная скорость ПАК ФА позволит с легкостью уйти от версий AIM-120, что устанавливаются на «Молнии». После чего он вернется.

The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.

На сей раз The National Interest сосредоточился на теме борьбы F-35 с самыми совершенными в мире системами ПВО китайского и российского производства. Нет, журнал не намерен воевать с Китаем и Россией. Логика тут вполне дипломатичная. Поскольку эти два главных врага США интенсивно торгуют оружием, то оно может достаться какой-либо стране, с которой у США может случиться военный конфликт.

В качестве главных объектов ПВО, с которыми предстоит бороться истребителю, выбраны российские зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400. А в перспективе и ЗРС С-500, которая должна появиться в начале 20-х годов.

Что на этот счет делается в ВВС США? С пилотами проводятся теоретические и практические занятия. Для чего используются программные тренажеры.

Однако из статьи не вполне понятно, какими же именно инструментами обладает F-35 для того, чтобы не только обезопасить себя от зенитных ракет. Сказано лишь, что у этого самолета прекрасная РЛС, что, разумеется, не подлежит сомнению. Еще говорится о малозаметности. Однако, во-первых, она не столь и мала, тут «чемодан без ручки» уступает и немолодому уже истребителю F-22, и нашему первому самолету пятого поколения Су-57. Во-вторых, РЛС российских комплексов ПВО работают в широком частотном диапазоне. И способны прекрасно видеть даже самый малозаметный самолет.

В качестве еще одного инструмента борьбы приводятся летные качества. Журнал утверждает, что маневренность у F-35 столь же высокая, как и у F-15 и F-16. С этим согласиться никак нельзя. Говорится и о «замечательной» скорости, равной 1,6 М. Эта скорость не замечательная, а весьма средняя.

Затем частично перечисляется вооружение самолета. Причем почему-то такое, которое к непосредственной борьбе с ЗРК отношения не имеют. Например, ракета «воздух-воздух» для ближнего боя AIM-9X Sidewinder, которую начинают осваивать F-22 и F-35. Ракета, действительно, хорошая, лучше российской ракеты того же назначения. У нее отклоняемый вектор тяги и матричная ГСН. Но к борьбе с ЗРК она никакого отношения не имеет.

Еще более странно выглядит глава, полностью посвященная авиационной пушке, делающей 3300 выстрелов в минуту. Кстати, с этой пушкой у «Локхид Мартин» серьезные проблемы — во время стрельбы самолет начинает рыскать в горизонтальной плоскости.

Так что тема, по сути, не раскрыта. В связи с чем нам приходится делать за автора американского журнала работу, которую он не доделал.

Действительно, для истребительной авиации самую большую опасность представляют не самолеты противника, а именно средства ПВО. С момента появления ЗРК от зенитных ракет пострадало значительно больше самолетов, чем во время воздушных боев. Именно поэтому в любом конфликте первоочередная задача авиации — подавление средств ПВО. «Искусные маневры» с целью обмануть зенитную ракету, находясь в зоне действия ПВО, на которые уповает The National Interest, бесперспективны. Самый результативный маневр в таком случае — катапультирование.

Борьба с ПВО начинается с разведки. С помощью каких-либо провокационных действий добиваются включения на рабочую мощность РЛС ЗРК. И самолет-разведчик засекает точки, в которых находятся эти РЛС, а также фиксируют рабочие частоты. Правда, с С-400 не так-то это и просто, поскольку рабочая частота постоянно изменяется по случайному закону.

Прежде, до появления технологии РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), эту задачу решали, как и сейчас решают, самолеты радиотехнической разведки RC-135W. Их радары в пассивном режиме, то есть, ничего не излучая, постоянно сканируют пространство. И собирают таким образом важную разведывательную информацию относительно электромагнитных излучений на территории противника. Так, в частности, обнаруживаются и РЛС систем ПВО.

На F-35 установлена бортовая РЛС с АФАР AN/APG-81. За счет того, что каждый излучатель антенной решетки независим от других и управляется по своему каналу, появилась возможность одновременно решать несколько задач. То есть не только при помощи активного излучения обнаруживать и сопровождать воздушные и наземные цели, но и формировать излучение радиоэлектронной борьбы, осуществлять цифровую связь с землей и другими самолетами группы, а также в пассивном режиме производить радиотехническую разведку. То есть этот самолет способен создавать карту расположения РЛС ПВО.

Кстати, для того, чтобы повысить интерес Конгресса США, который утверждает финансирование «чемодана без ручки», компания «Локхид Мартин» внедрила в умы руководящего состава ВВС мысль о том, что F-35 может использоваться еще и в качестве самолета дальнего радиолокационного наблюдения, то есть как АВАКС. И эту задачу минувшим летом вписали в качестве дополнительной его функции.

После как средства ПВО засечены, по найденным точкам производится массированная ракетная атака. Однако в силу непонятных обстоятельств F-35 принимать в ней участия не может. Потому что для этой атаки используются противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (High-Speed Anti-Radar Missle). Но они не включены в вооружение данного самолета. F-35, будучи истребителем-бомбардировщиком, имеет довольно ограниченный набор оружия, предназначенного для работы по наземным целям.

Это, прежде всего, высокоточная дальняя ракета (до 1000 км) AGM-158 JASSM. Ее запускают вне зоны действия ПВО, и она приближается к району цели по сигналу GPS. На финальном участке включается тепловая головка самонаведения. Однако для поражения РЛС требуется пассивная радиолокационная ГСН.

Также есть планирующая бомба AGM-154 JSW, дальность которой достигает 130 км. В случае же оснащения бомбы двигателем, она способна улетать на 550 км. Это тоже за пределами зоны действия ПВО. Но и бомба тоже не оснащена инструментами охоты на РЛС.

То есть задача перекладывается на немолодые уже истребители-бомбардировщики F-16E, которые оснащены противорадиолокационными ракетами. Но для них эта работа смертельно опасна. Поскольку дальность AGM-88 HARM не превышает 100 км, а ракеты российских ЗРС дальней зоны способны поражать цели на расстоянии до 400 км. Ну, наверное, их американцем не жалко, все равно их со временем должны заменить на F-35.

В целом, как видим, F-35 задачи подавления систем ПВО решает не напрямую, а опосредованно.

Что же касается действия данного самолета в условиях не подавленных систем ПВО, то у The National Interest довольно странные рекомендации пилотам. Необходимо максимально использовать возможности бортовой РЛС для того, чтобы обнаруживать средства ПВО и обходить их. То есть обнаруживать незащищенные участки, через которые можно проходить, не рискуя быть обнаруженными. На российской границе такое возможно было еще два-три года назад. Однако сейчас страна полностью прикрыта от такого рода «тайных прорывов» сплошным, без разрывов, радиолокационным полем.

Еще пилотам рекомендуется по максимуму использовать возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Однако на С-300 и С-400 тоже есть системы РЭБ. Также обладают повышенной помехоустойчивостью и противоракеты. При этом следует учитывать, что в области РЭБ Россия существенно опережает США. Это признают и американские генералы.

Разумеется, в случае массированных воздушных атак никакие средства ПВО не могут дать стопроцентную гарантию. Кто-то может и прорваться. Но шансы на прорыв у F-35 достаточно невелики. Именно поэтому они предназначены для того, чтобы выполнять полет вдали от зоны действия российских средств ПВО, используя дальнобойные ракеты и планирующие бомбы.

Зачем Джорджу Соросу цыгане?

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С принят на вооружение российской армии. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации . Казалось бы, эта новость сильно запоздала, поскольку истребитель уже давно прописался в частях ВКС. В настоящий момент эксплуатируется уже 60 этих эффективных машин . Более того, Су-35С уже более двух лет воюют в Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам террористической инфраструктуры.

И вот теперь выясняется, что самолет все это время находился «на птичьих правах». Но это не вполне так. Первая серия построенных в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина проходила этап опытной эксплуатации. Принятие на вооружение военной техники осуществляется после всесторонних испытаний - полигонных, войсковых. В данном случае испытания проводились и в реальных боевых условиях.

Тут есть и еще один момент, внешний. Военная техника, принятая на вооружение, получает зеленую улицу для ее экспортных поставок. Поскольку покупатель получает официальный паспорт приобретаемой техники. То есть все абсолютно четко - на бумаге, а не на словах.

Хотя Су-35С настолько хорош, настолько зарекомендовал себя не только на авиасалонах, но и в реальной боевой обстановке , что заявки на его приобретения начали поступать из-за границы задолго до принятия самолета на вооружение. В ВВС Китая уже осваиваются около десяти этих истребителей. А всего были заказаны 24 машины. 11 самолетов намеревается приобрести Индонезия.

Достоинства Су-35

Итак, в чем же заключаются достоинства Су-35 , который относится к поколению 4++? С формальной точки зрения он совсем немного не дотягивает до истребителя пятого поколения. Лишь по двум требованиям, которые к ним предъявляются. Во-первых, у него отсутствует РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решетка пассивная. Во-вторых, при его создании стелс-технологии применялись по минимуму. Критики пытаются приписать самолету еще один «грех» - якобы он неспособен развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако это не так, в этом режиме она равна 1,1 М . Пусть и небольшое превышение, но оно есть. Чего не скажешь об американском истребителе F-35 , чью принадлежность к пятому поколению многие подвергают сомнению. Его бесфорсажная скорость не дотягивает до сверхзвуковой, вопреки рекламной информации, сочиненной компанией-разработчиком.

Самое сильное качество Су-35С - несомненно, сверхманевренность . Этот истребитель способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые больше никому не под силу. Например, «блинчик» - разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда Су-35С впервые продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, то это была сенсация мирового значения . Самолет немедленно назвали «русским НЛО».

У сверхманевренности две составляющие - двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался в наследство от Су-27, который конструкторы ОКБ Сухого вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит развития летных качеств истребителей по нарастающей. Прекрасный тому пример - вышеупомянутый F-35, который все никак не доведут до ума . В ответ на критику относительно летных характеристик самолета руководство компании «Локхид Мартин» не устает повторять, что это практически не имеет никакого значения. Поскольку эта машина сильна своей малозаметностью и уникальным радаром. И должна неизменно одерживать победы в воздушных боях благодаря принципу «первый увидел - первый выстрелил».

Проверка компьютерным боем

Такие заявления опровергает и теория, и практика. В конце прошлого десятилетия на базе Хикам ВВС США на Гавайях были проведены «компьютерные маневры», в которых американские истребители F-22, F/A-18 и F-35 сражались против Су-35. Моделировались групповые бои, в которых принимали участие до дюжины самолетов с каждой стороны. Российский самолет неизменно брал верх, хоть иногда его и поражали американские ракеты. Наиболее стойким оказался F-22, его шансы на победу были определены как 0,35−0,36. F/A-18 оказался более слабым самолетом. Присутствовавшие на маневрах представители ВВС Австралии, которые намеревались совершить массовые закупки F-35 , были обескуражены. Вернувшись на родину и пообщавшись с прессой, они изрекли: «F-35 был избит дубинкой, как ребенок ». Однако Пентагон выкрутился, заявив, что в связи со строгой секретностью при составлении моделирующей программы были использованы не все возможности самолета. В результате Австралия начала платить очень серьезные деньги за гнилой товар .

Проигрыш американских невидимок (F-22 и F-35) в групповых боях объясняется тем, что они имеют минимальную эффективную площадь рассеяния лишь во фронтальной плоскости . То есть когда идут с противником лоб в лоб. С боков же, сверху и снизу F-22 и F-35 видны гораздо лучше, и этим пользуются самолеты группы, которые занимают разные эшелоны.

Су-35 vs F-35. "Дядя избивает дубинкой ребенка"

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

В последнее время в различных СМИ довольно часто можно встретить противопоставление пятого поколения F-35, выпускаемых компанией Lockheed Martin (США), и российского МиГ-35, разработанного РСК «МиГ» и в качестве самолета поколения 4++.

Насколько справедливо такое сравнение - вопрос отдельный, учитывая, что F-35 создавался «с нуля» и «в цифре», как машина 5-го поколения, тогда как МиГ-35 является логическим продолжением хорошо известной, но довольно старой машины 4-го поколения - МиГ-29. Однако, как показывает практика, исход боя далеко не всегда определяется поколением самолета.

«Ридус» решил внимательно рассмотреть обе машины, чтобы понять, на что им стоит рассчитывать в случае потенциального боевого столкновения (которого, как мы надеемся, никогда не случится).

«Локхид-Мартин» F-35 «Молния II»

Lockheed Martin F-35 Lightning II («Локхид-Мартин» F-35 «Молния II») - семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения , разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трех вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США , истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, а также палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США .

Свой первый полет он совершил почти 18 лет назад - 24 октября 2000 года . Однако по разным причинам его эксплуатация началась с 2012-го (для учебных целей), а в ВВС США он с 2 августа 2016 года. Самолет находится в серийном производстве с 2006 года. Произведено более 290 машин (май 2018 года). Его эксплуатантами являются такие страны, как США , Великобритания , Австралия , Израиль , Япония , Нидерланды , Италия .

Программа разработки F-35 обошлась американским налогоплательщикам в 55,1 млрд долларов. Стоимость единицы, планируемая на начало полномасштабного крупносерийного производства в 2019 году: F-35A - 83,4 млн долларов, F-35B - 108,1 млн долларов, F-35C - 93,3 млн долларов.

Интересно отметить, что еще в 1995 году компания Lockheed Martin объявила о получении военных секретов от ОКБ имени Яковлева . Знания и опыт советских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 , использовались для разработки F-35.

Да и демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминала Як-141, за исключением того, что у Як-141 для вертикального взлета и посадки были установлены два дополнительных подъемных турбореактивных двигателя РД-41, а изделие Lockheed Martin обходится одним основным двигателем.

МиГ-35 «Fulcrum-F»

МиГ-35 (по кодификации НАТО : «Fulcrum-F» - «точка опоры») - легкий многофункциональный авиационный комплекс поколения 4++ , предназначенный для уничтожения воздушных, наземных (надводных) целей как с использованием высокоточного управляемого оружия, так и неуправляемых ракет и свободнопадающих бомб, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

МиГ-35 предназначен для завоевания господства в воздухе и нанесения эффективных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям из-за пределов зоны противовоздушной обороны (ПВО) противника. Летные испытания начались в январе 2017 года . Предполагается поступление 30 самолетов в ВКС России до 2020 года.

Разработчик - КБ РСК «МиГ », производитель - авиазавод «Сокол» . Первый полет состоялся в 2016 году . Начало эксплуатации запланировано в 2018 году. В войска МиГ-35 поступит в 2018 году (может быть). Эксплуатанты: Россия и другие возможные покупатели. Произведено - 2 (прототипа). Базовая модель - МиГ-29К .

Кто победит?

Чисто в теории, если F-35 и МиГ-35 сойдутся в бою на дальнем расстоянии, то с большой вероятностью победа останется за F-35. Это объясняется более высокой дальностью обнаружения целей американцем, а также его возможностью поражать цели далеко за пределами прямой видимости.

Так, в частности, на нем стоит AN/AAQ-37 - электронно-оптическая система (ЭОС) с распределенной апертурой (DAS), состоящая из шести ИК- датчиков, расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов. Система позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, сопровождать данные цели и выдавать целеуказание по каждой из них в автоматическом режиме, обнаруживать иные наземные и воздушные цели, осуществлять навигацию при полете днем/ночью.

Сторонники F-35 утверждают, что передовые компьютерные технологии и бортовые датчики самолета позволят ему обнаружить и уничтожить вражеские истребители на гораздо больших дальностях, чем все известные самолеты, включая МиГ-35. Уничтожение противника будет происходить прежде, чем он сможет обнаружить F-35.

Оружие у американского оппонента F-35 также более современное и продвинутое. Это ракеты класса «воздух - воздух» AIM-9 Sidewinder , AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM , а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM .

Впрочем, представление о том, что F-35 способен уничтожить МиГ-35 раньше, чем тот его увидит на экране локатора, также базируется исключительно на теоретических умозаключениях. В условиях реального боя обнаружение противниками друг друга может зависеть от самых различных причин.

Если же американцу не удастся засечь и уничтожить российский самолет до своего собственного им обнаружения, то шансы самолетов практически уравниваются. Основа вооружения МиГ-35 при решении задач «воздух - воздух» - это управляемые ракеты средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения и ракеты ближнего боя и их модернизированные варианты.

Российский истребитель перестает уступать в части вооружения американцу, в случае установки на него модернизированной «Гадюки» - ракеты Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО - AA-12 Adder). При средней дальности ее полета в 110 км вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7.

На МиГ-35 также могут быть установлены и такие ракеты класса «воздух - воздух», как РВВ-МД и РВВ-СД (малой и средней дальности соответственно), практически ни в чем не уступающие американским, а по некоторым характеристикам даже их превосходящие. Например, дальность стрельбы РВВ-МД почти вдвое больше, чем у AIM-9X.

Российская ракета оснащается усовершенствованной тепловой головкой самонаведения. По чувствительности она идентична американской, по помехозащищенности они соизмеримы.

Что же касается ближнего боя, то здесь победит тот, кто быстрее увидит самолет противника. Пилотаж не поможет. Если конструкция МиГ-35 выдерживает примерно 10g, то F-35 рассчитан на 9g. Разница небольшая, но иногда летчики предпочитают уйти в сторону, чем биться в ближнем бою.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм. Количество стволов уменьшено с пяти до четырех, что позволило примерно на 20 кг уменьшить массу, объем на 20%, а также повысить точность попадания.

Боекомплект пушки - 180 снарядов. Максимальная дальность стрельбы - 12 000 футов (3660 м).

На МиГ-35 тоже есть пушка, и калибром она побольше. Это стандартная для всех самолетов семейства МиГ-29 встроенная скорострельная автоматическая пушка ГШ-301 калибра 30 мм. Боекомплект составляет 150 снарядов.

Единственная проблема этой пушки - невысокая дальность стрельбы, не превышающая 800 м, что почти в 5 раз меньше, чем у F-35A.

Безусловно, в части пушечного вооружения российский самолет проигрывает американцу. Впрочем, это мало волнует военных, так как возможность того, что современные истребители когда-нибудь сблизятся в воздушном бою до расстояния полета пушечного снаряда (к F-35 это тоже относится), близка к нулю.

Таким образом, что же мы имеем в «сухом остатке»?

А имеем мы то, что F-35 действительно превосходит МиГ-35 во всем, что касается боя на дальней дистанции. Однако сама возможность нанесения дальнего удара зависит от целого ряда причин, включая погодные условия и выучку экипажей. Если американцу не удалось обнаружить и уничтожить МиГ с дальнего расстояния, ему придется биться на средней дистанции, где шансы самолетов стремительно выравниваются.

В любом случае все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.