Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету.
Композиция (от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние -группировка и расстановка образов. Создавая произведение, писатель тщательно продумывает композицию, место и взаимосвязь образов и других элементов, стремясь придать материалу наибольшую идейно-художественную выразительность. Композиция бывает простой и сложной. Так, рассказ А.Чехова «Ионыч» имеет простую композицию. Он состоит из пяти небольших глав (внешние элементы) и несложной внутренней системы образов. В центре изображения - Дмитрий Старцев, которому противостоит группа образов местных обывателей Туркиных. Совсем иной выглядит композиция романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Он состоит из четырех частей, каждая часть делится на много глав, значительное место занимают философские ь размышления автора. Таковы внешние элементы композиции. Очень сложной является группировка и расстановка образов-персонажей, которых свыше 550. Выдающееся мастерство писателя проявилось в том, что при всей сложности материала он скомпанован наиболее целесообразно и подчинен раскрытию главной идеи: народ-решающая сила истории.
В научной литературе иногда употребляются термины архитектоника, структура как синонимы слова композиция.
Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Конфликты бывают разные: социальные, любовные, психологические, бытовые, военные и другие. Герой, как правило, вступает в противоречие с общественной средой, с другими людьми, с самим собой. В произведении обычно бывает несколько конфликтов. В рассказе Л.Чехова «Ионыч» конфликт героя со средой совмещается с любовным. Яркий пример психологическою конфликта - «Гамлет» Шекспира. Самый распространенный вид конфликта - социальный. Для обозначения социального конфликта литературоведы нередко пользуются термином коллизия, а любовного - интрига.
Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога.
Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. В рассказе «Ионыч» это приезд Старцева, описание «самой образованной» в городе семьи Туркиных.
Завязка - событие, которое кладет начало развитию действия, конфликту. В рассказе «Ионыч» знакомство Старцева с семьей Туркиных.
После завязки начинается развитие действия, высшей точкой которого является кульминация В рассказе Л.Чехова - объяснение Старцева в любви, отказ Кати.
Развязка - событ ие, снимающее конфликт. В рассказе «Ионыч» -разрыв отношений Старцева с Туркиными.
Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки. Иногда. автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. В рассказе Л.Чехова имеются сведения о судьбах героев, которые можно отнести к эпилогу.
В большом художественном произведении, как правило, много сюжетных линий и каждая из них. развиваясь, переплетается с другими. Отдельные элементы сюжета могут быть общими. Определить классическую схему бывает сложно.
Движение сюжета в художественном произведении происходит одновременно во времени и пространстве. Для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений М.Бахтин предложил термин хронотоп . Художественное время не является прямым отражением реального времени, а возникает путем монтажа определенных представлений о реальном времени. Реальное время движется необратимо и только в одном направлении - от прошлого к будущему, а художественное время может тормозиться, останавливаться и двигаться в обратном направлении. Возвращение к изображению прошлого называется ретроспекцией . Художественное время представляет собой сложное сплетение времен повествователя и героев, а нередко сложное наслоение времен разных исторических эпох («Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Оно может быть закрытым, замкнутым в самом себе, и открытым, включенным в поток исторического времени. Пример первого «Ионыч» Л.Чехова, второго -«Тихий Дон» М.Шолохова.
Параллельно с термином сюжет существует термин фабула , которые обычно употребляются как синонимы. Между тем некоторые теоретики считают их неадекватными, настаивая на их самостоятельном значении. Фабула, по их мнению, система событий в причинно-временной последовательности, а сюжет - система событий в авторском изложении. Так, сюжет романа И.Гончарова «Обломов» начинается с описания жизни взрослого героя, живущего в Петербурге вместе со своим слугой Захаром в доме на Гороховой улице. Фабула предполагает изложение событий жизни Обломова. начиная с детства (глава «Сон Обломова»).
Сюжет мы определяем как систему, цепь событий. Во многих случаях писатель, помимо рассказа о событиях, вводит описания природы, бытовые картины, лирические отступления, размышления, географические или исторические справки. Их принято называть внесюжетными элементами.
Следует отметить, что существуют различные принципы организации сюжета. Иногда события развиваются последовательно, в хронологическом порядке, иногда с ретроспективными отступлениями, происходит накладка времен. Довольно часто встречается прием обрамления сюжета сюжет в сюжете. Яркий пример - «Судьба человека» Шолохова. В нем автор рассказывает о своей встрече с шофером у переправы разлившейся реки. В ожидании парома Соколов рассказал о своей трудной жизни, о пребывании в немецком плену, потере семьи. В конце автор распрощался с этим человеком и задумался о его судьбе. Главный, основной рассказ Андрея Соколова взят в рамку рассказа автора. Такой прием и называется обрамлением.
Очень своеобразны сюжет и композиция лирических произведений. Автор изображает в них не события, а мысли и переживания. Единство и целостность лирического произведения обеспечивает тот основной лирический мотив, носителем которого является лирический герой. Композиция стихотворения подчинена раскрытию мысли-чувства. «Лирическое развертывание темы, - пишет известный теоретик литературы Б.Томашевский, - напоминает диалектику теоретического рассуждения, с той разницей, что в рассуждении мы имеем логически оправданный ввод новых мотивов, ... а в лирике ввод мотивов оправдывается эмоциональным развертыванием темы» . Типичным является, но его мнению, трехчастное построение лирических стихотворений, когда в первой части дается тема, во второй она развивается путем боковых мотивов, а третья эмоциональное заключение. В качестве примера можно привести стихотворение А.Пушкина « К Чаадаеву».
1-я часть Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
2-я часть Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой...
3-я часть Товарищ, верь! Взойдет она
Звезда пленительного счастья...
Лирическое развитие темы бывает двух типов: дедуктивный –от общего к частному и индуктивный – от частного к общему. Первый - в приведенном стихотворении А.Пушкина, второй в стихотворении К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».
В некоторых лирических произведениях есть сюжет: «Железная дорога» И.Некрасова, баллады, песни. Их называют сюжетной лирикой .
Изобразительные детали служат воспроизведению конкретно-чувственных подробностей мира персонажей, созданного творческим воображением художника и непосредственно воплощающего идейное содержание произведения. Термин «изобразительные детали» признается не всеми теоретиками (используются также термины «тематические» или «предметные» детали), но все согласны в том, что художник воссоздает подробности внешнего облика и речи героев, их внутреннего мира, окружающей обстановки с целью выразить свою мысль. Однако, принимая это положение, нельзя трактовать его излишне прямолинейно и думать, что каждая деталь (цвет глаз, жесты, одежда, описание местности и т. д.) непосредственно связана с целевой установкой автора и имеет вполне определенный однозначный смысл. Если бы это было так, произведение утратило бы свою художественную специфику и стало бы тенденциозно-иллюстративным.
Изобразительные детали способствуют тому, чтобы мир персонажей предстал перед внутренним взором читателя во всей своей жизненной полнокровности, в звуках, красках, объемах, запахах, в пространственной и временной протяженности. Не имея возможности передать все подробности рисуемой картины, писатель воспроизводит лишь некоторые из них, стремясь дать толчок воображению читателя и заставить его дорисовать недостающие черты с помощью собственной фантазии. Не «увидев», не представив себе «живых» персонажей, читатель не сможет с ними сопереживать, и его эстетическое восприятие произведения будет неполноценным.
Изобразительные детали позволяют художнику пластично, зримо воссоздать жизнь персонажей, раскрыть через отдельные подробности их характеры. Вместе с тем они передают оценочное отношение автора к изображаемой действительности, создают эмоциональную атмосферу повествования. Так, перечитывая массовые сцены в повести «Тарас Бульба», можно убедиться, что разрозненные, казалось бы, реплики и высказывания запорожцев помогают нам «услышать» многоголосую толпу казаков, а разнообразные портретные и бытовые детали - зримо представить ее. При этом постепенно проясняется героический склад народных характеров, сложившихся в условиях дикой вольницы и опоэтизированных Гоголем. Вместе с тем многие подробности комичны, вызывают улыбку, создают юмористический тон повествования (особенно в сценах мирной жизни). Изобразительные детали выполняют здесь, как и в большинстве произведений, изобразительную, характеризующую и экспрессивную функции.
В драме изобразительные детали передаются не словесными, а иными средствами (нет описания внешнего облика героев, их поступков, обстановки, ибо на сцене действуют актеры и есть декорации). Речевая же характеристика персонажей приобретает особую значимость.
В лирике изобразительные детали подчинены задаче воссоздания переживания в его развитии, движении, противоречивости. Они здесь служат приметами того события, которое вызвало переживание, но выполняют в основном роль психологической характеристики лирического героя. При этом сохраняется также их экспрессивная роль; переживание передается как возвышенно-романтическое, героическое, трагическое или же в сниженных, например, иронических тонах.
Сюжет также относится к сфере изобразительной детализации, но выделяется своим динамическим характером. В эпических к драматических произведениях это поступки персонажей и изображаемые события. Поступки персонажей, составляющие сюжет, разнообразны - это разного рода действия, высказывания, переживания и раздумья героев. В сюжете наиболее непосредственно и действенно раскрывается характер персонажа, действующего лица. Однако важно понять, что поступки персонажей раскрывают также авторское понимание типического характера и авторскую оценку. Заставляя героя поступать тем или иным образом, художник вызывает у читателя определенное оценочное отношение не только к герою, но к целому типу людей, которых тот представляет. Так, заставляя вымышленного своего героя убить на дуэли друга во имя светских предрассудков, Пушкин вызывает у читателя чувство осуждения и заставляет размышлять о непоследовательности Онегина, о противоречивости его характера. В этом - экспрессивная роль сюжета.
Сюжет движется за счет возникновения, развития, разрешения разнообразных конфликтов между персонажами произведения. Конфликты могут иметь частный характер (ссора Онегина с Ленским), а могут быть моментом, частью социально-исторических конфликтов, возникших в самой исторической действительности (война, революция, общественное движение). Изображением сюжетных конфликтов писатель в наибольшей степени обращает внимание на проблематику произведения. Но было бы неверно на основании этого отождествлять указанные понятия (тенденция к такому отождествлению есть в учебнике Абрамовича, разд. 2, гл. 2). Проблематика - это ведущая сторона идейного содержания, а сюжетный конфликт - элемент формы. Столь же неверно отождествлять сюжет с содержанием (как это распространено в разговорном языке). Поэтому не получила признания терминология Тимофеева, предложившего называть сюжет в совокупности со всеми остальными подробностями изображаемой жизни «непосредственным содержанием» («Основы теории литературы», ч. 2, гл. 1, 2, 3).
Вопрос о сюжете в лирике решается по-разному. Не подлежит, однако, сомнению, что применять этот термин к лирике можно только с большими оговорками, обозначая им канву тех событий, которые «просвечивают» сквозь лирическое переживание героя и мотивируют его. Иногда же этим термином обозначают само движение лирического переживания.
Композиция изобразительных, в том числе и сюжетных деталей, - это их расположение в тексте. Используя антитезы, повторы, параллелизмы, изменяя темп и хронологическую последовательность событий в повествовании, устанавливая между событиями хроникальные и причинно-временные связи, художник добивается такой их взаимосвязи, которая расширяет и углубляет их смысл. Во всех учебных пособиях достаточно полно определены композиционные приемы повествования, введение рассказчика, обрамление, вводные эпизоды, основные моменты в развитии действия, разнообразные мотивировки сюжетных эпизодов. Расхождение между порядком сюжетных событий и порядком повествования о них в произведении заставляет говорить о таком выразительном средстве, как фабула. Следует учитывать, что распространена и иная терминология, когда сюжетом называют собственно композиционный прием перестановки событий (Абрамович, Кожинов и др.).
Чтобы овладеть материалом этого раздела, рекомендуем самостоятельно проанализировать изобразительные детали, сюжет и их композицию в каком-либо эпическом или драматическом произведении. Надо обратить внимание на то, как развитие действия служит развитию художественной мысли-введению новых тем, углублению проблемных мотивов, постепенному раскрытию характеров персонажей и авторского отношения к ним. Каждая новая сюжетная сцена или описание подготовлены, мотивированы всем предыдущим изображением, но не повторяют его, а развивают, дополняют и углубляют. Указанные компоненты формы наиболее непосредственно связаны с художественным содержанием и зависят от него. Поэтому они неповторимы так же, как и содержание каждого произведения.
Ввиду этого студенту необходимо познакомиться с теми теориями, которые игнорируют тесную связь сюжетно-изобразительной сферы формы с содержанием. Это в первую очередь так называемая компаративистская теория, которая основывалась на сравнительно-историческом изучении литератур мира, но неверно истолковывала результаты такого изучения. Компаративисты обращали главное внимание на влияние литератур друг на друга. Но они не учитывали, что влияние обусловлено сходством или различием общественных отношений в соответствующих странах, а исходили из имманентных, т. е. внутренних, совершенно будто бы автономных законов развития литературы. Поэтому компаративисты писали об «устойчивых мотивах», об «исстари завещанных образах» литературы, а также о «бродячих сюжетах», не различая сюжет и его схему. Характеристика этой теории есть и в учебнике под ред. Г.Н.Поспелова и у Г.Л.Абрамовича.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (м. 2)
1. Литературное произведение как целостное единство.
2. Тема художественного произведения и её особенности.
3. Идея художественного произведения и её особенности.
4. Композиция художественного произведения. Внешние и внутренние элементы.
5. Сюжет литературного произведения. Понятие о конфликте. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы. Сюжет и фабула.
6. Какова роль сюжета в раскрытии идейного содержания произведения?
7. Что такое композиция сюжета? В чем отличие повествования от описания? Что такое внесюжетные эпизоды и лирические отступления?
8. В чём функция пейзажа, бытовой обстановки, портрета и речевой характеристики персонажа в произведении?
9. Особенности сюжета лирических произведений.
10. Пространственно-временная организация произведения. Понятие о хронотопе.
ЛИТЕРАТУРА
Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972.
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Изд.6. - М., 1975.
Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец/. М., 2000. - С. 11 -20,
209-219, 228-239, 245-251.
Галич О. та iн. Tеopiя літератури. К., 2001. -С. 83-115.
Гетьманець М.Ф. Сучасинй словник лггературознавчих терм1нів. - Харків, 2003.
МОДУЛЬ ТРЕТИЙ
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Разбор определения композиция в литературе, ее элементы и виды.
В этой статье мы дадим развернутый ответ, что такое композиция в литературе: определение, понятие, виды, элементы композиций, примеры.
Что такое композиция в литературе: определение
В литературоведении нет единого понятия о том, что такое композиция в литературе, но есть всевозможные обобщающие понятия, дающие общее понимание о столь сложной составляющей каждого произведения. Как говорили еще в древности, можно знать тысячи захватывающих историй, но интересно рассказать их способны единицы. Как думаете почему? Да потому что врожденное ощущение композиции в литературе бывает крайне редко, и раньше только малый процент одаренных людей могли рассказывать так, чтобы ими заслушивались тысячи людей.
Сегодня композиция в литературе весьма хорошо обозначена и изучив данный вид построения произведения, вы сможете с легкостью рассказывать и писать так, чтобы вашими произведениями зачитывались с удовольствием.
Композиция в литературе — это определенная структура художественного текста, а также последовательное размещение частей повествования, понятное и интересное для читателя. Благодаря этой структуре человек знакомится с произведением, следует за развитием событий и доходит до финальной развязки. В зависимости от пожеланий автора композиция строится тем или иным способом.
Что такое композиция в литературе: элементы композиций с примерами
Освоить понятие композиции в литературе рекомендуется не только будущим писателям и сценаристам, но и каждому человеку. Ведь мы каждый день сталкиваемся с необходимостью выражать своим мысли, описывать те или иные события. И если вы знаете о правилах построения композиции в литературе — у вас не возникнет трудностей в выражении своих мыслей и чувств.
Элементами композиции в литературе называют части произведений отражающих те или иные стадии развития событий в художественном произведении.
Восемь элементов композиции в литературе:
- Пролог — это вступление, приоткрывающее занавес читателю и подогревающий интерес на чтение. Сегодня считается, что если читателю скучно на первых двух страницах, в 98% случаев он не перейдет даже на третью. Поэтому прологу необходимо уделять достаточное количество времени. Также пролог часто является холлом, в котором знакомят читателя с героями произведения и основной сюжетной линией;
- Экспозиция — это завязка произведения, рассказ о том, как все начиналось. В экспозиции рассказывается предыстория приключений, которые описываются в произведении. Также в этой части произведения писатель знакомит читателя с внутренним миром, мыслями и поступками, как героя, так и других участников произведения, цель которого объяснить читателю, почему герой выбирает тот или иной путь. Экспозиция может быть как прямой, так и задержанной. Пример задержанной экспозиции — роман «Обломов» Гончарова. Экспозиция в этом романе находится в середине произведения. Данный трюк используют авторы, чтобы заинтриговать читателя и привлечь максимум внимания к чтению произведения. Еще один экспериментатор — Гоголь, в «Мертвых душах» он поместил экспозицию в заключение произведения, тем самым подарив читателю мысли для размышлений, после прочтения книги. А вот прямая экспозиция — роман «Три мушкетера» Дюмы . Дюма не затягивая событий в начале романа рассказывает о самом Д’Артаньяне и его семье;
- Завязка действия — это часть произведения, описывающая события, предшествующие перед началом основного действия. В этой части элемента произведения автор или указывает на наличие конфликта, проблемы, противоречия, невозможности осуществления желания, либо напротив, создает данную ситуацию. Для примера укажем на завязку в «Евгении Онегине». У главного героя умирает дядя, и он вынужден отправиться в имение для вступления в права наследования. А вот Джоан Роулинг отправила письмо приглашение, по которому Гарри Поттер отправляется в школу и вообще узнает, что он не мальчик под лестницей, а сын волшебников, да и сам волшебник;
- Основное действие — это элемент художественного произведения, который повествует об основных действиях, которые совершаются главными героями после прохождения завязки, но не доходя до кульминации произведения. По сути это середина произведения;
- Кульминация произведения — это пик повествования, самое напряженное место в истории. Именно тут разворачиваются самые горячие споры, достигается пик конфликта и самая острая форма, до которой могли дойти герои. В уже ранее приведенном примере роман «Евгений Онегин» завязкой была новость о смерти дяди, а вот кульминацией является объяснение Онегина и Татьяны, когда она любит его, как и раньше, но он упустил свой шанс. И Татьяна, несмотря на то, что ее сердце пылает любовью к нему, не готова обесчестить себя и отказывает Онегину. Разбитое сердце после этих строк не только у Онегина, но и у читателя. А вот кульминация истории про Д’Артаньяна — гибель возлюбленной Констанции Бонасье. Но в произведении может быть и несколько кульминаций. Чем больше горячих точек, чем круче сделана завязка, тем интереснее и фееричнее выстреливают кульминации, доводя читателя до восторга;
- Развязка произведения — это элемент, в котором описывается исход противостояния, конфликта. Это итог произведения, место которое оставляет самое яркое послевкусие. В любовных романах викторианства чаще всего развязкой была свадьба или сцена в беседке мужа и жены, окруженных малышами. В романе про славного мушкетера Д’Артаньяна развязкой служит казнь Миледи и герои остаются в печальных, но праведных мыслях;
- Эпилог — последний аккорд, в котором рассказывается судьба героев, и почему они пришли именно к этому будущему после вышеуказанных событий в произведении. Например, в романе «Война и мир» Толстой выделил на эпилог достаточно места и описал, как сложилась жизнь героев романа, а также обратил внимание на то, как изменилось мировоззрение, характер и чаянья героев;
- Лирическое отступление — это элемент, в котором автор отклоняется от сути произведения, для того чтобы описать те или иные действия, а также мысли героев. В лирическом отступлении автор может отклоняться как в тематике произведения, так и вовсе уходить от концепции произведения. Лирических отступлений очень много у Гоголя в романе «Мертвые души».
Что такое композиция в литературе: виды с примерами
Авторы использовали множество видов композиции, и долгое время экспериментировали, предлагая читателям новые решения. Но как показала практика, композиция должна быть не только яркой и необычной, но и понятной читателю. Литературоведы вывели классификацию основных видов композиции, и их всего четыре.
Виды композиции в литературе:
- Последовательная, также именуемая прямой или даже линейной. В этом виде композиции в литературе события изображаются в хронологической последовательности, и каждое последующее событие идет по хронологии, что дает читателю ясную и понятную картину происходящего, как в календаре. Примерами таких произведений являются романы «Война и мир», «Горе от ума» и множество других романов российской литературы;
- Кольцевая композиция в литературе — это вид, в котором события идут таким чередом, что начало и конец романа, это одно и то же событие. Иногда, подается под другим углом, а иногда полностью повторяющиеся события. Ярким примером данного вида является роман «Евгений Онегин». В начале произведения Онегин отвергает юную красавицу, не желая обременять себя обязанностями, а в конце Татьяна отвергает Онегина, будучи уже обремененной обязательствами с другим мужчиной;
«Евгений Онегин» — яркий образчик композиции в литературе
- Рассказ в рассказе — вид композиции в литературе, благодаря которому, автор — главный герой романа. Такой вид композиции дает возможность главному герою рассказчику, рассказать свою историю. Такой прием использовал Горький, в романе «Старуха Изергиль»;
- Зеркальная — вид композиции в литературе, в которой события в завязке и события в кульминации и развязке одни и те же или совпадают по смыслу и действию. Яркий пример, роман «Анна Каренина» в котором начало произведения — главная героиня едет на поезде, и на вокзале поезд при остановке сбивает человека. На путях лежит человек, а на платформе размышления о том, как он жил и как он кончил. Развязка произведения — Анна бросается под поезд. Быстрая гибель и сожаления общества.
Помимо этих четырех видов применяется еще три, но они были предложены А.Б.Есиным не так давно, и поэтому являются дополнением, а не основными видами.
- Ретроспекция — этот вид произведений отличается тем, что в начале описываются события настоящего времени, но впоследствии, уже в завязке, читателю открывается занавес прошлого. Ярким примером является произведение «Машенька» Набокова;
- Умолчание — этот вид композиции в литературе отличается некой загадкой и часто используется в написании детективов. Так, например, Пушкин, создавая роман «Метели» все повествование умалчивает о том, что произошло с героиней во время побега с дома, но открывает этот секрет читателю лишь в конце. Тем самым Пушкин держал интригу все произведение, заставляя активно читать книгу, чтобы скорее узнать все подробности произошедшего;
- Свободный вид композиции в литературе — это вид, который смешивает два или больше видов композиций, и при этом невозможно выделить ключевой.
И в заключение предлагаем посмотреть видео урок о композиции в литературе.
Видео: Композиция литературно-художественного произведения
Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.
Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.
Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.
1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.
2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.
3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).
4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.
5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.
6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.
7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.
8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.
- линейная композиция представляет собой последовательное изложение фактов и событий и обычно строится по хронологическому признаку (автобиография, отчет);
- ступенчатая — предполагает акцентированный переход от одного положения к другому (лекция, доклад),
- параллельная — основана на сопоставлении двух или нескольких положений, фактов, событий (например, школьные сочинений, темы которых —
«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»
- дискретная — предполагает пропуск отдельных моментов изложения событий. Этот сложный тип организации характерен для художественных текстов. (Например, такое решение часто лежит в основе детективов);
- кольцевая композиция– содержит повтор зачина и концовки текста. Такой тип строение дает возможность вернуться к уже сказанному в зачине на новом уровне осмысления текста.
Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);
- контрастная — основана на резком противопоставлении двух частей текста.
Жанровые виды композиции
В зависимости от жанра текста она может быть:
- жесткой — обязательной для всех текстов жанра (справки, информационные заметки, заявления, докладные записки);
- вариативной — примерный порядок расположения частей текста известен, но автор имеет возможность варьировать его (учебник, ответ на уроке, письмо);
- нежесткой — предполагающей достаточную свободу автора, при том, что он ориентируется на существующие образцы жанра, (рассказ, очерк, сочинение);
В текстах:
- построенных на основе объединения элементов, используется линейная, ступенчатая, параллельная, концентрическая композиция,
- в художественных текстах ее организация чаще более сложная — она по-своему выстраивает время и пространство художественного произведения.
Наша краткая презентация по этой теме
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)
В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:
1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.
2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.
3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.
У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.
Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.
Пишем фэнтези: курс для любителей жанра
Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.
Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.
Композиция произведения бывает внешней и внутренней.
Внешняя композиция книги
Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).
Внешняя композиция – это способ дозирования информации.
Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).
Кстати, для восприятия удобнее короткие главки – до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.
Внутренняя композиция книги
Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.
1. Сюжетные элементы внутренней композиции:
- пролог – вступление, чаще всего – предыстория. (Но некоторые авторы прологом берут событие из середины истории, а то из финала – оригинальный композиционный ход.) Пролог – интересный, но необязательный элемент как внешней композиции, так и внешней;
- экспозиция – исходное событие, в котором , представляются герои, намечается конфликт;
- завязка – события, в которых завязывается конфликт;
- развитие действий – ход событий;
- кульминация – высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта;
- развязка – итог кульминации;
- эпилог – итог истории, выводы по сюжету и оценка событий, наметки дальнейшей жизни героев. Необязательный элемент.
2. Образные элементы:
- образы героев и персонажей – продвигают сюжет, являются главными конфликта, раскрывают идею и авторский замысел. Система действующих лиц – каждый образ в отдельности и связи между ними – важный элемент внутренней композиции;
- образы обстановки, в которой развивается действие, – это описания стран и городов, образы дороги и сопровождающие пейзажи, если герои в пути, интерьеров – если все события происходят, например, в стенах средневекового замка. Образы обстановки – это так называемое описательное «мясо» (мир истории), атмосферность (ощущение истории).
Образные элементы работают, в основном, на сюжет.
Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.
И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.
Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.
3. Речевые элементы:
- диалог (полилог);
- монолог;
- лирические отступления (авторское слово, не касающееся развития сюжета или образов героев, отвлеченные размышления на определенную тему).
Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.
Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате – опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.
Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, и раскрытие образа героя.
4. Вставки:
- ретроспектива – сцены из прошлого: а) длинные эпизоды, раскрывающие образ героев, показывающие историю мира или истоки ситуации, могут занимать несколько глав; б) короткие сценки (флешбэки) – от одного абзаца, часто исключительно эмоциональные и атмосферные эпизоды;
- новеллы, притчи, сказки, байки, стихи – необязательные элементы, которые интересно разнообразят текст (хороший пример композиционной сказки – «Гарри Поттер и Дары смерти» Роулинг); главы другой истории при композиции «роман в романе» («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова);
- сны (сны-предчувствия, сны-предсказания, сны-загадки).
Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);
– расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;
– тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;
– мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.
Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.
Следите за обновлениями!
КОМПОЗИЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление - связывание),1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие . Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика , диалог и т. д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий композиция и структура служат слова: архитектоника , построение, конструкция).2) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое Произведение .3) Произведение , включающее различные виды искусств (напр., литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.4) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Синонимы :Антонимы :
Смотреть что такое "КОМПОЗИЦИЯ" в других словарях:
- (от латинского «componere» складывать, строить) термин, употребляемый в искусствоведении. В музыке К. называется создание музыкального произведения, отсюда: композитор автор музыкальных произведений. В литературоведение понятие К. перешло из… … Литературная энциклопедия
- (от лат. compositio составление, сочинение), 1) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция важнейший организующий компонент… … Художественная энциклопедия
- (лат., этим. см. пред. слово). 1) соединение отдельных предметов в одно целое. 2) состав, из которого приготовляются поддельные драгоценные камни. 3) музыкальное сочинение. 4) техническое выражение для различных металлических сплавов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
композиция - и, ж. 1. composition f., пол. kompozycyja <, ит. composizione. Иск. Сочинение, создание произведений искусства; составление чего л. Сл. 18. Фасад, в котором нижний карниз дорической, а главной средней карниз собственной господина сочинителя… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КОМПОЗИЦИЯ, композиции, жен. (лат. compositio составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе. || Музыкальное произведение (муз.). Это очень талантливая … Толковый словарь Ушакова
См … Словарь синонимов
Композиция - КОМПОЗИЦИЯ. Под композицией произведения в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных… … Словарь литературных терминов
Современная энциклопедия
Композиция - (от латинского compositio сложение, составление), 1) построение художественного произведения (литературного, музыкального, живописного и т.п.), обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Во Франкском государстве денежная компенсация потерпевшему за вред, причиненный преступлением. Получение К. было запрещено в Великом ордонансе 1357 г … Юридический словарь
Книги
- Композиция в живописи , Волков Н.Н.. "Композиция в живописи", наряду с" Восприятием предмета и рисунка" (1950)и" Цветом в живописи" (1965), -одна из главных работ выдающегося отечественного художника и теоретика искусства…