Национальный антитеррористический комитет РФ: задачи, рекомендации. Национальный антитеррористический комитет (НАК) Закон «О противодействии терроризму»

Урок 5
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ (НАК), ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ
Предмет: ОБЖ.

Класс: 11.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Глава 2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Урок №5. Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Урок провёл: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: познакомиться с предназначением, структурой и задачами Национального антитеррористического комитета (НАК).
Ход уроков


  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?

  2. Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры?

  3. Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?

  4. Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?

  5. Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Работа над новым материалом.

Национальный антитеррористический комитет является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

В Российской Федерации террористическая угроза пока ещё остаётся чрезвычайно опасной. Главари террористических формирований не оставляют попыток проведения резонансных террористических актов в различных регионах страны, прежде всего на стратегически важных объектах промышленности, жизнеобеспечения, транспорта и связи, а также в местах массового скопления людей. Остаётся значительным масштаб незаконного оборота оружия, боеприпасов и других видов вооружения. В частности, сохраняется достаточно высокий уровень террористических проявлений в Северо-Кавказском Федеральном округе, где продолжают действовать бандформирования и законспирированные экстремистские структуры. К этому региону не ослабевают также устремления международных террористических организаций.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.) сказано, что Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

Образование данного Комитета положило начало формированию новой структуры противодействия терроризму в Российской Федерации, направленной на решение триединой задачи: предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических актов.

Этим же указом в составе Комитета для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом был образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации были образованы оперативные штабы. Кроме того, в составе Комитета для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма были созданы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Указом определено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации 1 .

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением, утверждённым Указом Президента Российской Федерации.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Основными задачами Комитета являются:


  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

  • координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

  • разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;

  • участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

  • решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национального антитеррористического комитета.

Созданная в Российской Федерации система противодействия терроризму показала свою эффективность.

Благодаря скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось усилить противодействие терроризму на территории Российской Федерации.

Скоординированность действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации позволила сохранить в 2011 г. позитивные тенденции по противодействию терроризму на территории Российской Федерации. Снижение количества терактов и террористических проявлений в стране было достигнуто благодаря системному наращиванию усилий в области профилактики терроризма и повышению эффективности реагирования на террористические угрозы.

Одной из приоритетных для Национального антитеррористического комитета (НАК) является задача по снижению террористической угрозы в стране и предотвращению преступлений террористической направленности. Для решения этой задачи принимаются следующие меры:


  1. Совершенствуется нормативное регулирование деятельности органов исполнительной власти при организации и проведении мероприятий по профилактике терроризма.

  2. Осуществляется комплекс долгосрочных мероприятий по противодействию идеологии терроризма.

  3. Последовательно реализуются меры по силовому подавлению действующих террористов. Основное внимание при этом уделяется Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.

  4. Проведение по расширенному спектру сценариев антитеррористических учений на территории всех субъектов Российской Федерации.

Особое внимание уделяется выработке мер по обеспечению антитеррористической безопасности в г. Сочи в связи с подготовкой к проведению зимних Олимпийских игр 2014 г.

Оценку современного состояния системы противодействия терроризму, дальнейшее регулирование и совершенствование её ведомственных и межведомственных механизмов предполагается осуществлять на основе «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации».

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчётную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.


  1. Выводы.

  1. Национальный антитеррористический комитет обеспечивает координацию деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, а Федеральный оперативный штаб организует планирование применения сил и средств по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями.

  2. Намеченные для реализации НАК мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать снижению террористической угрозы на территории Российской Федерации.

  1. Вопросы.

  1. С какой целью был образован Национальный антитеррористический комитет (НАК)?

  2. Какие задачи возложены на Национальный антитеррористический комитет в области противодействия терроризму?

  3. Какими нормативными документами в своей деятельности руководствуется НАК?

  4. Какая работа была проведена Комитетом по противодействию терроризму?

Национальный антитеррористический комитет (НАК) - орган исполнительной власти , обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию . Создаётся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Руководство деятельностью НАК осуществляет его председатель - директор России (по должности), в настоящее время - .

В состав комитета входят руководители всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России.

Одновременно с созданием НАК в субъектах Российской Федерации образуются антитеррористические комиссии , которые возглавляют руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для организации планирования применения сил и средств органов исполнительной власти по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК образуется Федеральный оперативный штаб , а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы , которые возглавляют руководители территориальных органов ФСБ в соответствующих субъектах России.

Направления деятельности НАК

  • Подготовка предложений для президента России по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию российского законодательства в этой области;
  • координация антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;
  • разработка мер по противодействию терроризму и устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищённости потенциальных объектов террористических посягательств;
  • участие в международном антитеррористическом сотрудничестве;
  • подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

Полномочия

Решения НАК обязательны для всех федеральных органов власти, руководители которых входят в его состав, а в регионах распоряжения антитеррористических комиссий и оперативных штабов обязательны даже для органов местного самоуправления.

НАК уполномочен:

  • принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также контролировать их исполнение;
  • запрашивать необходимые материалы и информацию от органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;
  • привлекать для участия в работе должностных лиц и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

Состав НАК по должностям

  • Директор ФСБ России (председатель НАК)
  • Заместитель Руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель председателя НАК)
  • Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК)
  • Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию)
  • Руководитель Аппарата Правительства РФ - Министр РФ
  • Министр иностранных дел РФ
  • Министр здравоохранения и социального развития РФ
  • Министр информационных технологий и связи РФ
  • Министр промышленности и энергетики РФ
  • Министр транспорта РФ
  • Министр юстиции РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Начальник Генштаба ВС РФ - первый заместитель Министра обороны РФ

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

  • Руководитель штаба
  • Министр внутренних дел РФ (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель директора ФСБ России, заместитель председателя НАК - руководитель аппарата НАК (заместитель руководителя штаба)
  • Заместитель Председателя Правительства РФ - Министр обороны РФ
  • Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министр иностранных дел РФ
  • Директор СВР России
  • Директор ФСО России
  • Руководитель Росфинмониторинга
  • Заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ

Борьба с терроризмом на Северном Кавказе

В соответствии с Указом Президента РФ N 116 «О мерах по противодействию терроризму», до решения вопроса о совершенствовании управления контртеррористическими операциями на организацию планирования применения сил и средств по обнаружению террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении терактов на территории Северного Кавказа, а также по пресечению их деятельности продолжают осуществлять Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и Региональный оперативный штаб, деятельность которых регулируется президентскими указами от 22 января 2001 г. N 61 и от 30 июня 2003 г. N 715.

Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в , созданная после в сентябре , преобразовывается в Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО. Этой комиссией в последнее время руководил полпред президента в ЮФО .

В августе 2006 руководитель НАК на совещании глав субъектов ЮФО, которые одновременно являются руководителями антитеррористических комиссий в своих регионах, заявил, что, хотя террористическое подполье в удалось разгромить, но оперативная обстановка в ЮФО сохраняется напряжённой. По его словам, «успешные контртеррористические операции послужили толчком для переноса террористической деятельности в сопредельные с Чечней регионы». Участились теракты в и , население которых усиленно вооружается. Возросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Вновь обострились отношения между Ингушетией и Северной Осетией. Летом 2006 в населённых пунктах на административной границе между республиками была совершена целая серия убийств и взрывов.

Закон «О противодействии терроризму»

Согласно Указу «О мерах по противодействию терроризму», формирование НАК начнётся лишь после вступления в силу закона «О противодействии терроризму». Законопроект «О противодействии терроризму» был принят в первом чтении ещё в декабре 2004, после терактов в Москве и Беслане, но пролежал практически без движения целый год, пока не издал свой Указ. После этого Госдума спешно внесла в законопроект необходимые правки и уже 26 февраля 2006 приняла его в третьем чтении. Закон предусматривает создание государственной системы противодействия терроризму - в частности, формирование организации, которая обеспечивает предупреждение и пресечение терактов, регулирует участие Вооружённых сил в противодействии терроризму и координирует действия органов исполнительной власти.

Закон приведён в полное соответствие с президентским указом - основные полномочия по борьбе с терроризмом возлагаются на , директор которой возглавляет оперативный штаб и координирует действия вооружённых сил, органов внутренних дел, юстиции и гражданской обороны.

В законе впервые сформулировано определение понятия «терроризм » - «идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий».

О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА В ЗАЩИТЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ

Моргунова Анастасия Андреевна,

Южный Федеральный Университет

Студент Юридического факультета

ON THE ROLE OF THE NATIONAL ANTI-TERRORISM COMMITTEE IN THE PROTECTION OF THE INDIVIDUAL, THE STATE AND SOCIETY AGAINST TERRORIST THREATS

Morgunova Anastasia Andreevna ,

student of 1st year Law Faculty of

the Southern Federal University

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ :

В статье рассматриваются подходы к организации противодействия терроризму в Российской империи, Советском Союзе и современной России, аргументируется необходимость координации деятельности заинтересованных органов, анализируется роль и место Национального антитеррористического комитета, акцентируется внимание на необходимости противодействия идеологии терроризма.

ABSTRACT:

The article considers approaches to counter-terrorism in the Russian Empire, the Soviet Union and modern Russia, argued the need to coordinate the activities of the authorities concerned, examines the role and place of the National Anti-Terrorist Committee, focuses on the need to counter terrorist ideology.

Ключевые слова: терроризм, террористическая деятельность, противодействие терроризму, идеология терроризма, интернет, молодежь.

Keywords: terrorism, terrorist activities, counter-terrorism, the ideology of terrorism, the Internet, young people.

В числе основных угроз, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», названа деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации .

Терроризм берет свои истоки еще с древних времен, когда люди осознали, что с помощью насилия и устрашения себе подобных можно достичь желаемых результатов в политической борьбе. В это же время пришло осознание необходимости борьбы с терроризмом, которая возлагалась на специально создаваемые правоохранительные органы и спецслужбы. Менялись века и эпохи, менялись названия и руководители спецслужб, но неизменными оставались их задачи, направленные на выявление и подавление террористических проявлений.

Начало полномасштабной борьбе с терроризмом положил царь Иван IV (1533–1584 гг.), который вошел в историю, как Грозный. Это прозвище царь получил за особо жестокое преследование своих политических противников. Для борьбы с заговорами и политическими убийствами Иван IV создал механизм обеспечения безопасности главы государства (опричное войско), ориентированное на беспощадное подавление как реальных, так и потенциальных политических противников .

Реформы Петра Великого существенно затронули законодательство России, но институт «слова и дела государева», защищающий государя от покушений остался нетронутым. Для получения информации о заговорах против власти Петр I не отказался от практики доносов. Более того, он продолжил начатые еще в ХVII в. попытки властей предержащих подключать священнослужителей к политическому розыску и довел их до логического завершения, оформив законодательно обязанность священнослужителей нарушать тайну исповеди. Так, в «Духовном регламенте», принятом в 1721 г., отмечалось, что если кто-либо сообщит на исповеди о своем намерении совершить измену или организовать бунт, «то должен духовник не токмо его за прямо исповеданные грехи прощения и разрешения не сподоблять, … но и донести вскоре о нем, где надлежит» .

Принципиально новым органом, созданным для выявления и пресечения терактов, заговоров и революционных волнений стало Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярия, созданное в 1826 году. По оценкам исследователей истории политического сыска Ч.А. Рууда и С.А. Степанова эффективность деятельности рассматриваемого органа государственной безопасности по подавлению революционных проявлений была достаточно высока: «Третье отделение было призвано подавлять в стране дух свободолюбия, который годом ранее проявился в потерпевшем неудачу восстании декабристов. Причем тайная полиция настолько преуспела в своей борьбе со свободомыслием, что Россию миновала волна революций, потрясших крупнейшие страны Западной Европы в начале 1830-х и в 1848 г.» . Однако приспособленное к выявлению и ликвидации локальных заговоров Третье отделение оказалось не в состоянии справиться с широкомасштабным революционным движением 60-70-х гг. XIX в., возникшим после либеральных реформ Александра II.

Советские спецслужбы развернули жесткую борьбу с террористами, которых, в основном, ждала одна мера наказания – расстрел, под которую в период массовых репрессий попали десятки тысяч граждан по сфальсифицированным материалам. В 30-е годы прошлого века в СССР была ликвидирована как возможная, так и невозможная база для террора .

С уверенностью можно сказать, что ни политического, ни религиозного, ни национального экстремизма и терроризма до 90-х гг. в СССР не было ни как фактора, влияющего на политику государства, ни как общественного явления. Он никак не воздействовал на обстановку страны в целом, с какой стороны ни крути; ведь большая часть граждан даже не знала о тех нечастых инцидентах, возникавшие пару раз в год, на необъятных просторах тогда еще великой державы. К тому же теракты оставались «за кадром», в чем я вижу здравый смысл. Ведь преступники-террористы наряду с обычными обывателями не имели ясного представления о ведении антитеррористической борьбы, в то время как в нашей действительности у каждого есть доступ к этой информации, что и позволяет террористам изучать методы борьбы с ними и усовершенствовать свою тактику.

К началу 90-х годов проявления терроризма и необходимость борьбы с ним резко обострились. И если в 70-80-е годы в подавляющем случае террористами были лица с психическими отклонениями и фанатики-одиночки, то к началу третьего тысячелетия получил развитие исламcкий радикализм (от лат. radicalis — коренной) проявляющий себя в форме политического движения, характеризуемого крайними действиями и взглядами . Эти движения представляют собой агрессивную часть политизированного ислама, экстремистские и террористические акции которого в два последних десятилетия имели место в различных регионах мира. Регулярно повторяющиеся террористические акции сторонников исламского радикализма, уносящие каждый год тысячи человеческих жизней, побудили мировое сообщество сосредоточить усилия на борьбе с т.н. международным террористическим интернационалом .

С учетом дальнейшей активизации терроризма, превращения его в прибыльный бизнес, а также попыток террористов заполучить доступ к оружию массового поражения можно полагать, что в ближайшей перспективе потенциал терроризма будет лишь прогрессировать, продолжая порождать глобальные вызовы всему человечеству, в том числе нашему государству и обществу, что мы собственно и наблюдаем.

С позиций права под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий .

Современный терроризм является одной из основных проблем для всех стран мира. Его проявление влечет за собой значительное количество жертв, разрушение не только материальных, но и культурно-духовных ценностей, сеет злобу и ненависть среди различных национальных и социальных групп населения. «Накладываясь» на сепаратизм, национализм, фундаментализм, терроризм неизбежно порождает крайние формы существования этих явлений, приводит к обострению правовых, политических, социально-экономических, религиозных отношений, на длительное время сохраняет их конфликтогенность .

Если в начале прошлого столетия террористические объединения действовали исключительно в ведущих странах мира, то в настоящее время террору подвержены и страны «третьего мира». В мире нет государств, которые с уверенностью могут гарантировать безопасность и защищенность своих граждан от воздействия террористических атак, что подчеркивает актуальность и необходимость существования противодействующей силы. Террористическая деятельность включает в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

д) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности .

Как следует из приведенной выше нормы закона, террористическая деятельность многообразна, поэтому противодействие терроризму законодателем возложено на многие правоохранительные органы Российской Федерации: МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, ФСИН и др., исходя из конкретных полномочий каждого органа . Однако государство видело необходимость в органе, который бы всецело направил свою деятельность на противостояние терроризму, поскольку существующие структуры антитеррора уже явно не справлялись с террористической опасностью. Этот же орган должен координировать все государственные структуры, осуществляющие противодействие терроризму.

Таким образом, возникла необходимость в создании координирующего органа, каким сегодня в Российской Федерации является Национальный антитеррористический комитет (НАК).

В основу его формирования был положен переход от периодической ликвидации очагов терроризма к комплексному противодействию данной угрозе.

Новая система включила в себя меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов, а также деятельность по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации его проявлений. В состав НАК вошли почти два десятка государственных силовых структур, ведомств, министерств, что поистине позволило стать ему коллегиальным органом по координации противодействия терроризму.

Правовой основой формирования НАК послужили Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» .

В связи со складывающейся обстановкой в России центральное место в деятельности НАК уделяется совершенствованию мер по силовому подавлению религиозно-экстремистских бандгрупп, действующих на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также противодействию пропаганде экстремизма и терроризма. В результате проведения специальных контртеррористических операций, за период 2006-2016 гг. было уничтожено около 3 тысяч бандитов, задержано более 6 тысяч членов бандподполья, склонено к отказу от противоправных действий почти 2 тысячи боевиков. Судя по официальной статистике НАК, начиная с 2012 года, и по сей день, атаки террористов сбавляют свои обороты: они уже не в состоянии проводить масштабные операции, избегают открытых столкновений с правоохранительными органами, ограничиваясь незначительными обстрелами и покушениями на силовиков. Кроме этого снижается количество изъятого оружия и боеприпасов, а также число терактов. Примером эффективной работы НАК по борьбе с терроризмом служит разгром практически всех бандитских ячеек, в том числе и самой крупной, гимринской, на территории наиболее неспокойного на сегодня региона – Дагестана. Так же следует отметить, что за последние несколько лет довольно стабильной стала обстановка в Карачаево-Черкесской республике, республиках Ингушетия и Северная Осетия, улучшилась ситуация в Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках, на территории которых ранее фиксировалось подавляющее большинство варварских атак.

Ситуация в сфере противодействия терроризму в стране сохраняет тенденцию к нормализации, но все-таки остается сложной, особенно после начала решительных действий российских Воздушно-космических сил против группировки ИГИЛ в Сирии. По данным НАК, в прошлом году удалось предотвратить десятки крупных терактов, задержать более 700 террористов, а около 160 бандитов ликвидировать. Однако в Сирии сейчас воюют тысячи террористов, готовые в любой момент «сорваться с места» и направиться в Россию для совершения терактов. И НАК это прекрасно понимает. Поэтому государство формирует систему мер, позволяющую выявлять боевиков-наемников, прошедших обучение за рубежом, отслеживать маршруты переброски завербованных российских граждан в Сирию и Ирак, где главным перевалочным пунктом выступает крупнейший город Турции Стамбул. Эффективность этой системы подтверждается статистикой и результатами работы НАК. В качестве примера можно привести сравнительно недавнее задержание группы боевиков в составе четырех человек, прибывших из Сирии с задачей совершить теракт в общественном здании одного из наших городов. Контроль над ними был установлен с самого начала, и все они были задержаны и переданы суду. Вместе с тем приведенный пример – далеко не единственный в цепочке действий НАК, благодаря которым были предотвращены теракты, как в столице, так и других городах нашего государства.

В октябре прошлого года в Москве были задержаны 12 граждан РФ, являвшихся членами и пособниками международной террористической организации «Исламское государство», готовившие теракты на объектах общественного транспорта с применением самодельного взрывного устройства. В конце зимы 2016 года в г. Екатеринбург были задержаны семь членов ИГИЛ, готовивших теракты в г. Москва, г. Санкт-Петербурге, Свердловской области, при этом руководил ими террорист, прибывший в Россию из Турции. Отмечу и задержание двух жителей г. Кирова за подготовку терактов в местах массового скопления, планировавших взрывами дестабилизировать обстановку в области и создать атмосферу страха и паники .

Конечно, спецслужбы работают не без просчетов. Достаточно вспомнить теракты в аэропорту Домодедово, на вокзале и в общественном транспорте г. Волгоград. Но, тем не менее, благодаря работе НАК, пособники террористов, осуществивших самоподрывы, установлены и понесли наказание. При этом стоит отметить, что НАК, не в пример западным службам работает «без шума и без пыли», без ограничения конституционных прав и свобод граждан.

К счастью, мы все реже слышим о проявлениях терроризма, происходящих на территории нашей страны. Причем, не только по причине ликвидации террористов, но и в силу большой профилактической работы, осуществляемой под руководством НАК. Это закономерно, так как одним из ключевых элементов борьбы с терроризмом руководители НАК не раз называли снижение террористической активности и возвращение к мирной жизни лиц, попавших под воздействие террористической идеологии. Уже в первые годы работы НАК, когда боевикам предложили самовольно сложить оружие, а тем, кто выйдет из состава бандгрупп, объявляли амнистию, к добровольной сдаче было склонено около 600 бандитов, а до конца амнистии – более 750 членов нелегальных вооруженных формирований. На этом практика не закончилась. В горячих точках созданы комиссии по адаптации к мирной жизни, и в течение последних 5 лет к отказу от пособничества с бандитами были убеждены около 300 человек.

Происходящие в последнее время на международной арене события указывают на то, что требуется активизировать работу по антитеррористический и антиэкстремистской пропаганде, противодействию идеологии терроризма на просторах Интернета, разоблачению и уничтожению каналов финансирования преступных организаций, выявлению и пресечению попыток вербовки наших сограждан в ряды международных террористических групп .

Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема недопущения превращения молодых людей в террористов. Как всякая преступная идеология, терроризм пытается создать вокруг себя ореол некой боевой романтики. Целенаправленная психологическая обработка молодых людей связанна с применением простого, образного, успокаивающего языка с использованием доступных и находящих отклик представлений об обществе, о мире, друзьях и врагах. Язык террористов полон повторяющихся формул и гипнотических медитаций, направленных на снижение способности к самостоятельному индивидуальному мнению. Такие значимые черты, как личный выбор, преданность, способность к самовыражению трансформируются в фанатизм, самозабвение, стремление стать центром внимания, которые усиливаются ощущением таинственности и конспирации. Террористов набирают среди тех, кто ощущает себя «чужаком» в социальном, культурном, политическом отношении, бессильным повлиять на дела общества в конкретных жизненных ситуациях .

По моему мнению, необходима разработка новых мер для социальной интеграции, направленных на преодоление ощущения отчужденности, бесперспективности, чувства одиночества, незнания путей выхода из критической ситуации, адекватные потребностям и ожиданиям наших дней, которые позволят применить наиболее эффективную стратегию противодействия вербовки потенциальных террористов. И если мы действительно хотим улучшить жизнь молодежи и сохранить ее, нужно заострить внимание на необходимости крупных правительственных решений, отвечающих жизненно важным интересам общества и национальной безопасности нашей страны .

В осуществлении этих и многих других задач, обусловленных вызовами времени, Национальный антитеррористический комитет играет значимую роль, реализовывая свою масштабную деятельность на высоком профессиональном уровне.

С целью формирования стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в любых ее проявлениях, защиты информационного пространства от проникновения в него идей, оправдывающих террористическую деятельность, под руководством НАК и Минобрнауки РФ внесены коррективы в образовательные программы, разработаны учебные пособия, внедрены технологии социально-воспитательной работы с молодежью. Выделены основные направления и приоритетные проблемы по гармонизации межнациональных отношений, воспитанию у школьников и студентов активной гражданской позиции, патриотизма, неприятию идей терроризма и экстремизма .

Под эгидой НАК ежегодно проводятся научно-практические конференции, форумы, круглые слоты. Выпускаются научные сборники, статьи, фильмы. Осуществляется превентивная работа с категориями населения, наиболее подверженными воззрениям терроризма: с молодежью, бывшими участниками бандитских группировок, с лицами, отбывающими наказания за данную деятельность.

Для защиты Интернет-сетей, СМИ, печатных изданий, включая учебную литературу, на постоянной основе реализуются мероприятия по выявлению и недопущению проникновения экстремистских материалов в информационную сферу РФ. Наряду с этим проводится работа по своевременному информированию граждан о террористических угрозах и мерах, принимаемых органами государственной власти по противостоянию терроризму.

Одной из важнейших задач последнего времени стало предотвращение выезда молодежи заграницу для участия в вооруженных конфликтах на территории Ближнего Востока. С этой целью в сети Интернет, СМИ исполняется комплекс информационных мероприятий, в котором принимают участие и лица, привлеченные по возвращению в Россию к ответственности за участие в боевых действиях на стороне международных террористических группировок.

Обязательным условием успешного сопротивления глобальной террористической опасности является сближение всех антитеррористических сил, в том числе и взаимодействие государств в международном масштабе.

С момента образования Комитета развернута целенаправленная работа по укреплению международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму. Наиболее значимыми направлениями такого сотрудничества стали продвижение российского опыта по борьбе с терроризмом на различных международных площадках, реализация в законодательных актах международного права и изучение не только положительного, но и отрицательного зарубежного опыта в сфере противодействия терроризму.

При активной роли России выработаны базовые международные антитеррористические документы, которые нацелены на комплексное противодействие угрозам, исходящим от международных террористических организаций, и предупреждение террористических атак в целом.

Подводя итог вышеизложенному, можно уверенно сказать, что со дня формирования Национального антитеррористического комитета проведена колоссальная работа по созданию и совершенствованию общегосударственной системы безопасности в сфере противодействия терроризму.

Во-первых, принятыми мерами существенно снижен уровень террористических атак на территории нашей страны.

А во-вторых, эти изменения не остаются незамеченными среди населения. Как свидетельствует статистика, уровень доверия граждан к деятельности государственных органов и силовых структур по борьбе с терроризмом с каждым годом растет.

Главным источником террористических проявлений в России все еще остается бандподполье на Северном Кавказе, чему способствует глобализация деятельности интернациональных террористических центров. Исходя из этого, центральной задачей Комитета можно назвать обеспечение адекватного реагирования на возникающие террористические опасности.

В целях предотвращения выезда радикально настроенных лиц в зоны вооруженных конфликтов активизируется информационная и профилактическая работа с привлечением СМИ, общественных институтов, молодежных и студенческих организаций. Заостряется внимание на недопущение проникновения боевиков из зон военных конфликтов в РФ. Для этого принимаются соответствующие меры по повышению результативности розыскной работы на каналах миграции и туризма с задействованием налаженных контактов с представителями других государств.

Продолжается деятельность по совершенствованию противодействия терроризму путем повышения качества работы антитеррористических комиссий, а также усиливается контроль над выполнением принимаемых НАК решений всеми субъектами муниципального уровня. Поддерживается высокая степень готовности силовых структур во всех субъектах РФ к реагированию на возникающие угрозы и обеспечение безопасности проведения значимых внутрироссийских и международных общественно-политических мероприятий.

Гарантия безопасности граждан нашей страны, общества и государства от угроз террористического характера – главная цель деятельности НАК.

Таким образом, образование НАК координирующего работу государственных, правоохранительных структур и специальных служб в сфере борьбы с терроризмом стало серьезным шагом в формировании в России действенной системы обеспечения национальной безопасности, эффективным ответом на нарастание глобальной опасности, ее распространение по всему миру. Теперь следует наращивать кадровый и технологический потенциал НАК по противодействию терроризму на региональном уровне, добиваться слаженности и согласованности действий всех его звеньев и подразделений, повышать качество работы антитеррористических комиссий, обмениваться опытом и актуальной информацией с представителями других государств, а также усиливать контроль над своевременностью и точностью выполнения на местах решений, вырабатываемых НАК.

Национальный антитеррористический комитет доказал свою востребованность и жизнеспособность, внес вклад в решение масштабных задач, направленных на борьбу с терроризмом как в нашей стране, так и на международной уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронцов С.А. О характере угроз национальной безопасности России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 3 (70). С. 92-95.
  2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов-на-Дону, 1998. Сер. Учебники и учебные пособия. С. 71-76.
  3. Воронцов С.А. Спецслужбы Росси. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2008. Сер. Высшее образование (Изд. 2-е). С. 65-70.
  4. Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 4-5.
  5. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Изд. 3-е, доп. и перераб.) С. 302-315.
  6. Краткий словарь иностранных слов. Сост. С.М. Локшина. М. 1977. С.230.
  7. Воронцов С.А. Исламский радикализм как угроза национальной безопасности современной России. Философия права. 2008. № 2. С. 94-100.
  8. П. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  9. Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления России в институционально-правовом контексте. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Ростовский юридический институт МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2009. С. 4-6.
  10. П. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  11. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание).
  12. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12145028/#ixzz4UoZM5uYr
  13. Федеральный закон от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» N 35-ФЗ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/
  14. Вестник Национального антитеррористического комитета № 1 (14) – 2016 г.
  15. Воронцов С.А., Штейнбух А.Г. О необходимости совершенствования подходов к обеспечению национальной безопасности России в информационной сфере. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 9 (64). С. 100-108.
  16. Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.
  17. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи. Власть. 2012. № 9. С. 52-55.
  18. Сборник информационных материалов. «Обзор. НЦПТИ», №8, июнь 2016г.

национальная безопасность россия государственное управление

15 февраля 2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК).

К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

Основными задачами Комитета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям:

Директор ФСБ России (председатель Комитета);

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);

Заместитель директора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета);

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министр иностранных дел Российской Федерации;

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министр промышленности и торговли Российской Федерации;

Министр транспорта Российской Федерации;

Министр энергетики Российской Федерации;

Министр юстиции Российской Федерации;

Директор СВР России;

Директор ФСКН России;

Директор ФСО России;

Руководитель Росфинмониторинга;

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации;

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.

Так же чётко по должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.

Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшение координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.

Наряду с осуществлением координации предупредительно - профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.

В качестве одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины тому - легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности - только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях. Сайт Национального антитеррористического комитета. http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm

В области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные для реализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на территории Российской Федерации. Там же. http://nak.fsb.ru/nac/activity.htm