Открытые города Скайрима - Атмосфера и окружение - Моды и плагины для TES V:Skyrim. Открытые города Скайрима - Атмосфера и окружение - Моды и плагины для TES V:Skyrim Скайрим мод на открытые дома

Наконец-то давно любимый мод для Обливиона пришел и в Скайрим! Теперь вам не придется рассматривать загрузочный экран и гадать, среагировали ли стражники уже на вашего персонажа или нет - Open Cities Skyrim поможет не тратить время зря.

Обзор Open Cities Skyrim

Open Cities Skyrim - амбициозный проект, задача которого состоит хотя бы в частичном возрождении духа Морровинда в новой игре серии The Elder Scrolls. По крайней мере, той части Морровинда, где города естественно вписывались в мир и не требовали никаких дополнительных загрузок при пересечении их границ, где герои могли просто входить на улицы и не ждать перед воротами. Разве вам никогда не хотелось въехать на своей лошади прямо в центр Рифтена? Ну, теперь у вас есть такая возможность, и не одна. Если вам потребуется помощь от городских стражников в уничтожении какой-нибудь мерзкой твари, бегите к воротам - стражники с радостью выполнят свой долг, а вы сможете спокойно укрыться за надежными городскими стенами. Да и битвы с драконами в пределах городов станут интереснее, раз загрузочный экран перестанет прерывать события на самом интересном месте, а все городские стражники смогут поучаствовать в заварушке.


Для установки требуется версия игры 1.9.32.0.8, SKSE 1.6.9+ и SkyUI 3.2+

С этой модификацией на сто процентов совместимы все аддоны, которые заменяют текстуры оригинальной игры или работают с ее моделями. А вот любые моды, которые добавляют предметы в закрытые города, совместимыми не будут. Кроме того, есть ограничения по отдельным модификациям, с которыми аддон работает не до конца корректно.
Эта модификация существует уже для нескольких игр серии The Elder Scrolls подряд, и для каждой из них она добавляет ощущение реализма и натуральности окружающего мира - если вы используете какие-либо аддоны с летающими существами в качестве ездовых животных, вы сможете даже приземлиться на крыши домов и смотреть вниз на жителей, занимающихся своими повседневными делами. Open Cities позволяет игроку наконец-то начать воспринимать города не отдельными локациями, а такой же частью пейзажа, как горы, болота и лагери равнинных великанов.


В момент пересечения границы с городами модификация может немного подтормаживать - это пройдет, как только ваш персонаж сделает первый шаг внутрь. Это связано с ограничениями по использованию внутриигровой памяти, появившимся в последнем выпущенном патче к игре. Особенно ярко проблемы проявляются в Виндхельме.

Описание:
Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее. Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.

Рекомендуется использовать совместно с плагином , так как из-за открытых локаций ранее недоступных городов могут погибнуть новые персонажи.

Обновление:
1.1.3:
Различные фиксы синхронизации для неофициального патча и его маркеров и изменений для всех городов.

Все города: отрегулированы navmeshes, чтобы исправить некоторые незначительные аномалии при выборе путей следования NPC.
- Вайтран: Исправлен ров с водой возле Драконьего предела в соответствии с исправлениями, внесенными из USKP (ошибка #18793), исправлены швы (ошибка #18804).
- Рифтен: Ворота усадьбы «Рифтвельд» не запирались должным образом при выполнении квеста "Преследование" (ориг. The Pursuit) - квест фракции Гильдия Воров.
- Виндхельм: Исправлено исчезновение дома Брунвульфа при загрузке.

Производительность:
Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству мода игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.

Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот мод абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный мод к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.

Местонахождение ИИ-дверей:
ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.

Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.
Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.
Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.
Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.
Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.
Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.
Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.

Совместимость:
Моды, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.
Говоря в общем, любой мод, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.
Городские моды, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.

Проблемы:
- У меня чрезвычайно долгая загрузка при выходе в Вайтран из интерьера.
Некоторые источники сообщают, что проблема заключается в фиксах из STEP Guide. Вам придется откатить изменения, чтобы решить проблему.

У меня исчезли двери внутри Дома Воительницы (Вайтран)!
Плагин The More Dynamic Shadows & Striping Fi оставляет множество грязных изменений в Доме Воительницы, что приводит к исчезновению дверей. Этот мод также имеет и другие проблемные зоны, не рекомендуется использовать, пока автор не решит проблему.

Я ловлю вылет при использовании Открытых Городов с другими модами. В чем дело?
Открытые Города Скайрима требуют последнюю версию Скайрима, патч 1.9.32.0.8+

Многие моды не обновлялись с момента их создания. Большинство проблем исходит от модов, содержащих навмеши, но без их правильной переделки с помощью CK 1.6.89. Эти моды должны быть обновлены своими авторами или они не будут совместимы с обновленным форматом навмеша, что придет к вылету на любой конфигурации, включающей эти моды.

Рекомендации:
- При использовании SKSE 1.07.01 и выше, создайте файл skse.ini и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки:
DefaultHeapInitialAllocMB=768
ScrapHeapSizeMB=256

Патчи совместимости:
1. Если у вас установлено дополнение Hearthfire,то так же установите патч
2. Если у вас установлен мод "Drinking Fountains of Skyrim" (Питьевые фонтанчики), то установите патч "Drinking Fountains of Skyrim"
3. Если у вас установлен мод CL Cities - Whiterun ,установите патч совместимости
4. Если у вас установлен мод Skyrim Sewers 4 - Коллекторы Скайрима,установите патч совместимости
5. В игре зайдите в МСМ-меню и настройте плагин.

Требования:
Skyrim 1.9.32.0.8 (Чтобы воспользоваться меню конфигурации мода вам потребуется SkSE и SkyUI. Для работы самого мода они НЕ требуются.)
- Очень рекомендуется использовать плагин SSME - Skyrim Startup Memory Editor совместно с данной модификацией, так как это уменьшит возможные вылеты из игры.

Установка:
1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim (находится по адресу: Ваш диск:\Steam\steamapps\common\skyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется).
2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины.

Версия: 2.0.4
Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее.

Обновление:
- Все города: внесены различные исправления из неофициального патча USKP 2.1.3

Требуется обязательно:
- SKSE - запускать игру с него в вашей Библиотеке игр.
- (нужен только для настроек в МСМ-меню)

Рекомендуется использовать совместно с плагином , так как из-за открытых локаций ранее недоступных городов могут погибнуть новые персонажи.
- Очень рекомендуется использовать плагин совместно с данной модификацией, так как это уменьшит возможные вылеты из игры.

Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.
Города: Вайтран, Виндхельм, Рифтен, Маркарт, Солитьюд.

Рекомендации:
- При использовании SKSE 1.07.01 и выше, создайте файл skse.ini и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки:

DefaultHeapInitialAllocMB=768
ScrapHeapSizeMB=256

Производительность:
Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству плагина игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.

Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот плагин абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный плагин к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.

Местонахождение ИИ-дверей:
ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.

Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.
Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.
Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.
Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.
Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.
Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.
Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.

Совместимость:
Плагины, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.
Говоря в общем, любой плагин, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.
Городские плагины, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.

Порядок загрузки:
Лучше всего грузить плагин одним из последних.

Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее. Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.Обновление:1.1.3:Различные фиксы синхронизации для неофициального патча и его маркеров и изменений для всех городов.- Все города: отрегулированы navmeshes, чтобы исправить некоторые незначительные аномалии при выборе путей следования NPC.- Вайтран: Исправлен ров с водой возле Драконьего предела в соответствии с исправлениями, внесенными из USKP (ошибка #18793), исправлены швы (ошибка #18804).- Рифтен: Ворота усадьбы «Рифтвельд» не запирались должным образом при выполнении квеста "Преследование" (ориг. The Pursuit) - квест фракции Гильдия Воров.- Виндхельм: Исправлено исчезновение дома Брунвульфа при загрузке.Производительность:Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству мода игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот мод абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный мод к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.Местонахождение ИИ-дверей:ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.Совместимость:Моды, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.Говоря в общем, любой мод, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.Городские моды, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.Проблемы:- У меня чрезвычайно долгая загрузка при выходе в Вайтран из интерьера.Некоторые источники сообщают, что проблема заключается в фиксах из STEP Guide. Вам придется откатить изменения, чтобы решить проблему.-У меня исчезли двери внутри Дома Воительницы (Вайтран)!Плагин The More Dynamic Shadows & Striping Fi оставляет множество грязных изменений в Доме Воительницы, что приводит к исчезновению дверей. Этот мод также имеет и другие проблемные зоны, не рекомендуется использовать, пока автор не решит проблему.- Я ловлю вылет при использовании Открытых Городов с другими модами. В чем дело?Открытые Города Скайрима требуют последнюю версию Скайрима, патч 1.9.32.0.8+Многие моды не обновлялись с момента их создания. Большинство проблем исходит от модов, содержащих навмеши, но без их правильной переделки с помощью CK 1.6.89. Эти моды должны быть обновлены своими авторами или они не будут совместимы с обновленным форматом навмеша, что придет к вылету на любой конфигурации, включающей эти моды.Рекомендации:- При использовании SKSE 1.07.01 и выше, создайте файл skse.ini и поместите его по адресу Data/SKSE и пропишите следующие строки:DefaultHeapInitialAllocMB=768ScrapHeapSizeMB=256Патчи совместимости:1. Если у вас установлено дополнение Hearthfire,то так же установите патч2. Если у вас установлен мод "Drinking Fountains of Skyrim" (Питьевые фонтанчики), то установите патч "Drinking Fountains of Skyrim"3. Если у вас установлен мод CL Cities - Whiterun ,установите патч совместимости4. Если у вас установлен мод Skyrim Sewers 4 - Коллекторы Скайрима,установите патч совместимости5. В игре зайдите в МСМ-меню и настройте плагин.Требования:Skyrim 1.9.32.0.8 (Чтобы воспользоваться меню конфигурации мода вам потребуется SkSE и SkyUI. Для работы самого мода они НЕ требуются.)- Очень рекомендуется использовать плагин SSME - Skyrim Startup Memory Editor совместно с данной модификацией, так как это уменьшит возможные вылеты из игры.Как установить? 1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim (находится по адресу: Ваш диск:\Steam\steamapps\common\skyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется).2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины.Скрины:
Спойлер


Открытые города Скайрима - это обширный проект по возвращению частички Морровинда, где каждый город был неотделимой частью окружающего мира и вы могли зайти в него, и выйти без всяких загрузок, что добавляло огромную долю реализма и чувства погружения в происходящее. Хотели ли вы когда-нибудь заехать на лошади прямо на площадь Рифтена? Или вы нуждались в помощи городских стражников во время битвы? Забегите в город и дайте стражникам выполнить свой долг, пока вы находитесь внутри безопасных стен. А еще это сделает сражения с драконами куда интереснее, ведь теперь их не будут прерывать загрузочные экраны, а в схватке смогут принять участие одновременно все городские стражники.

Требования:

Skyrim 1.9.32.0.8 (Чтобы воспользоваться меню конфигурации мода вам потребуется SkSE и SkyUI. Для работы самого мода они НЕ требуются.)

Местонахождение дверей:

ИИ двери - это проходы в закрытые версии городов, если вдруг появится необходимость туда попасть. Не все помещаемое модами в город, стоит траты времени на создание патчей. Например, моды выбрасывающие какой-либо предмет на землю в городе. Намного легче пройти через специальную дверь в закрытую версию города, взять нужное, и выйти обычным способом.

Рифтен: восточнее главных городских ворот, около калитки.

Маркарт: южнее главных ворот, вдоль восточной стены, прямо к востоку от маленького моста.

Вайтран-1: сразу за мостом слева, под жаровней.

Вайтран-2: северная сторона Йорваскра, там где начинается тропа к Небесной Кузнице.

Солитьюд-1: В груде камней между городскими воротами и эшафотом.

Солитьюд-2: В груде камней около Колледжа Бардов.

Виндхельм: При входе в город поверните направо, затем еще раз направо, вы найдете их в кустах справа от стены.

Производительность:

Открытые города Скайрима никак не повлияют на вашу частоту кадров и производительность. Благодаря устройству мода игра не будет показывать ничего, что находится с другой стороны городских стен в назначенных локациях. Так что видимая вам часть будет ограничена примерно тем же, что вы видели находясь в пространстве закрытого города. Система закрытых городов введена Бетесдой не для повышения частоты кадров. Она создана ради сбережения системной памяти на XBox 360 и PS3. Но мы то играем на PC.

Если у вас наблюдается падение производительности, вам стоит искать причину в другом месте. Этот мод абсолютно не причастен к вашим проблемам. Дезинформация о том, что аналогичный мод к Обливиону негативно влияет на производительность, уже однажды распространилась, хотя это и было неправдой, подобная ситуация ни в коем случае не должна повториться.

Совместимость:

Моды, заменяющие оригинальные текстуры и модели на 100% совместимы.

Говоря в общем, любой мод, добавляющий нечто в закрытые города, будет несовместим.

Городские моды, добавляющие деталей в открытое пространство будут совместимы.

The Last Defeat of the Dragon Cult - мод не обновлялся с марта месяца. Навмеш в моде сломан и требует исправления.

More Dynamic Shadows & Striping Fix - огромное количество испорченных записей.

Моды, изменяющие данные квест, будут несовместимы без патча:

MS05KingOlafsFestival - Поджигай!

Моды, изменяющие следующие скрипты, будут несовместимы без патча:

QF_MS05KingOlafsFestivalDUPLI_0006C0EA.psc

WRDrawBridge01SCRIPT.psc

Проблемы:

У меня чрезвычайно долгая загрузка при выходе в Вайтран из интерьера.

Некоторые источники сообщают, что проблема заключается в фиксах из STEP Guide. Вам придется откатить изменения, чтобы решить проблему.

У меня исчезли двери внутри Дома Воительницы (Вайтран)!

Плагин The More Dynamic Shadows & Striping Fi оставляет множество грязных изменений в Доме Воительницы, что приводит к исчезновению дверей. Этот мод также имеет и другие проблемные зоны, не рекомендуется использовать, пока автор не решит проблему.

Я ловлю вылет при использование Открытых Городов с другими модами. В чем дело?

Открытые Города Скайрима требуют последнюю версию Скайрима, патч 1.6.89.

Многие моды не обновлялись с момента их создания. Большинство проблем исходит от модов, содержащих навмеши, но без их правильной переделки с помощью CK 1.6.89. Эти моды должны быть обновлены своими авторами или они не будут совместимы с обновленным форматом навмеша, что придет к вылету на любой конфигурации, включающей эти моды.

Установка:

1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim (находится по адресу: Ваш диск:\Steam\steamapps\common\skyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется).

2. В лаунчере игры зайдите в пункт "Файлы" (Data Files) и активируйте нужные плагины.