Сколько лет дорониной татьяне сейчас. Фильмография и биография татьяны дорониной

Удивительной судьбы, которая пережила пик славы и время забвения. Фильмы с её участием остаются популярными на протяжении не одного десятилетия. Поклонники актрисы Татьяны Васильевны Дорониной сегодня смогут узнать интересные факты из биографии, личной жизни, а также увидеть фото последнего мужа.

https://youtu.be/MtSMiPLx4Pk

Биография

Семья Дорониных родом из Ярославской области, дедушка Татьяны был уважаемым человеком, помимо работы служил в церкви старостой. Чтобы улучшить свои жизненные условия семья переехала в Ленинград. Василий Иванович работал поваром во французском ресторане, а Ивановна билетёром. В сентябре 1933 у Дорониных родилась дочь Татьяна.

Девочка родилась с небольшим весом, врачи всерьёз опасались, что малышка долго не проживёт. Но девочку вскоре окрестили, после чего маленькая Таня начала быстро набирать вес и крепнуть.

Татьяна Доронина в молодости

В начале войны отец ушёл на фронт, а Анна Ивановна с дочками эвакуировалась в небольшой городок Данилов Ярославской области. После завершения военных действий семья вернулась в Ленинград.

В школе Таня училась среднее, точные науки ей давались тяжело, а вот по литературе и другим предметам девочка была одной из первых. Особенно Таня с ярким выражением рассказывала стихи. Этот талант Татьяны быстро подметили учителя. Часто девочку забирали с уроков, чтобы она могла выступить на празднике, перед старшими ребятами или заводскими рабочими.


Татьяна Доронина: фото

Помимо школы, Таня Доронина посещала факультатив по французскому языку, кружок по вокалу, секции по художественной гимнастике и стрельбе. Девочка принимала активное участие в школьных театральных постановках. Анна Ивановна была неравнодушна к искусству и часто брала билеты для всей семьи на спектакли в МХАТ. Этот театр мама Тани Дорониной очень любила, в те годы она ещё не знала, что её дочь вскоре будет блистать на его сцене, а тысячи зрителей будут благодарить её аплодисментами.

Однажды когда девушка ещё не окончила школу, в Ленинград приехала приёмная комиссия для набора студентов в один из театральных ВУЗов столицы.


Актриса на сцене театра

Татьяна решила попробовать пройти испытания, у девушки всё получилось, однако ей пришлось признаться, что она ещё учится в школе. Членам комиссии ничего не оставалось делать, как порекомендовать поступать после окончания десятого класса.

После окончания школы в биографии и личной жизни Татьяны Дорониной произошли знаменательные и необычные события. Девушка решила поступать во все творческие ВУЗы столицы, и как ни странно, все экзамены были сданы на отлично. Татьяна могла выбрать любой ВУЗ, но отдала предпочтение школе студии МХАТ. Учиться было интересно, вместе с Татьяной на курс были зачислены Евстигнеев, Козаков, Басилашвили.


Татьяна Доронина в фильме «Первый эшелон»

В 1956 году девушка окончила обучение, сыграв роли в дипломной постановке, они вместе с супругом уехали работать в театр Волгограда. Пробыли не так долго и уже новый 1957 год справляли в составе группы Ленинградского театра им. Комсомола.


Татьяна Доронина в фильме «Три тополя на Плющихе»

В 1959 году режиссёр Большого драматического театра Товстоногов предложил, пригласил Татьяну на роль Нади Монаховой в пьесе «Варвары». В составе труппы Татьяна Доронина часто ездила с гастролями, однажды приехав из Англии ее, вызвала культуры Екатерина Фурцева и объявила, что со следующего года актрису ждут во МХАТе, хотя этот театр был мечтой актрисы, радости это ей не приносило.


Татьяна Доронина в фильме «Еще раз про любовь»

Ролей было мало, зрители Дорониной остались в Ленинграде, к тому же сердце жгло от предательства, по отношению к Товстоногову, который был для неё не только режиссером, но и учителем.

С 1966 года по 1972 год Татьяна Васильевна служила в художественном академическом театре, параллельно Доронина снялась в таких знаменитых картинах как, «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Ещё раз про любовь», «Мачеха». Позже актриса Доронина Татьяна работала в театре им. Маяковского, были в её биографии роли во МХАТе им. Горького.


Татьяна Доронина в фильме «Валентин и Валентина»

Доронина имеет много наград и званий за вклад в искусство нашей страны.

Личная жизнь

На последнем курсе театральной студии Татьяна связывает свою жизнь со своим однокурсником . Молодые люди по распределению вместе отправились служить в драматический театр Сталинграда. Жили они тогда в маленькой комнате общежития.

Молодые люди играли роли в театре и кинофильмах. Однажды Олега Басилашвили пригласили на роль в фильме «Невеста», съемки картины проходили в Муроме. Татьяна Васильевна соскучилась по мужу и решила навестить его. Приехав по адресу, актриса застала его в компании женщины в разгар застолья, из которого было понятно, что они непросто общаются.


Татьяна Доронина и Олег Басилашвили

Доронина тут же развернулась и поехала на станцию, вскоре её догнал Олег и стал просить прощения, но Татьяна не стала слушать оправдания. Приехав в Волгоград, женщина поняла, что ждёт ребёнка. Тогда в биографии и личной жизни Татьяны Дорониной могли появиться дети, но этого не случилось, женщина сделала аборт.

Проводивший чистку хирург сказал, что малышей было двое мальчик и девочка. Впоследствии актриса раскаивалась и сожалела за содеянный поступок, но было уже поздно.

С первым мужем Татьяна Васильевна прожила в браке восемь лет, после чего они с Олегом Басилашвили мирно расстались.

Во второй раз актриса вышла замуж в 1963 году, её супругом стал театральный критик, профессор Ленинградского театрального института Анатолий Юфит. Познакомились они в театре, мужчина был очарован Татьяной и восхищался её талантом.

Анатолий Юфит — второй муж Татьяны Дорониной

Анатолий Юфит был старше Дорониной на десять лет. Брак продлился три года, постепенно супруг стал мало уделять внимания актрисе, а как-то и вовсе не встретил её с очередных гастролей, этот поступок переполнил чашу терпения, и Татьяна Васильевна подала на развод.

Возможно, расставание с предыдущим мужем было связано и с увлечением актрисы Эдвардом Радзинским писателем, драматургом и сценаристом. Из-за него Татьяна Васильевна покинула Питерский театр и отправилась в Москву, актриса была буквально покорена Эдвардом Станиславовичем, не обладая яркой и выразительной внешностью, он смог увлечь и влюбить в себя Татьяну Доронину.


Эдвард Радзинский — третий муж актрисы

После переезда в столицу актриса получила роли в кино, которые впоследствии имели оглушительный успех. Этот брак продолжался почти пять лет, супруги расстались друзьями.

На пробах для кинофильма «Ещё раз про любовь», по сценарию Радзинского Доронина встретила своего четвёртого супруга. Химичев испытывал к Татьяне симпатию, однако не спешил заводить отношения. После того как фильм был снят будущие супруги встретились на сцене театра имени Маяковского, поначалу они делали вид что первый раз видят друг друга, однако вскоре начались отношения и Борис Химичев предложил узаконить отношения.


Борис Химичев — четвертый муж Дорониной

В браке оказалось не всё так гладко, Татьяна Васильевна была лидером в отношениях, они часто ссорились, а затем бурно мирились. Случалось, что Химичеву приходилась уходить из дому, но на спектаклях Доронина приглашала его домой на разговор в конце, которого они вновь становились любящими супругами.

Брак продлился около десяти лет, для Химичева расставание произошло неожиданно.

Однажды в период очередной ссоры после спектакля Татьяна подошла к супругу и шепнула, зайди на разговор. Когда Химичев вошел в гримёрную комнату, Доронина сообщила что она выходит замуж и теперь они смогут расстаться навсегда.

Татьяна Доронина и Роберт Тохненко

В биографии Дорониной Татьяны Васильевны Роберт Дмитриевич стал пятым супругом. Мужчина являлся работником главного управления нефтепромышленности, встретились будущие супруги в садоводческом товариществе «Актёр». Когда Роберт увидел Татьяну Васильевну в простом облегающем фигуру наряде, он был сражён её красотой.

Поскольку Доронина возглавляла дачное сообщество, им вместе приходилось решать многие вопросы, это их сблизило. Роберт Дмитриевич был настоящим казаком, он часто присутствовал на репетициях и даже давал Татьяне Васильевне советы, от которых она не отмахивалась, а наоборот прислушивалась.


Татьяна Доронина сейчас

Постепенно Роберт забросил свою карьеру, поставив интересы жены на первое время. Татьяна не ценила, что супруг жертвовал своей карьерой и постепенно чувства стали ослабевать. Через несколько лет брака Тохненко и Доронина документально разорвали отношения.

https://youtu.be/MDz6lgNa6RU

Эта актриса всегда была объектом зависти, подражания и восхищения. И еще ее любили, причем все, от мала до велика, и мужчины и женщины. У актрисы Татьяны Дорониной удивительная судьба, она сумела достичь невиданных высот в творчестве, и при этом остаться обычным человеком, с тонкой и отзывчивой душой.

Фильмография Татьяны Дорониной состоит из небольшого количества картин, но именно благодаря им, актриса приобрела всеобщую любовь. Оглушительную славу принес актрисе фильм «Три тополя на Плющихе».

Детство и юность

Родилась Татьяна Доронина 12.09.1933 года в Ленинграде. До этого семья Дорониных проживала в маленьком городке Данилове под Ярославлем, но перед рождением дочери они решили осесть в Ленинграде. Родители девочки были простыми людьми, никак не связанными с искусством. Дедушка по линии отца Василия Ивановича был старовером, дедушка по материнской линии занимал должность старосты при деревенской церквушке.

У Дорониных была одна маленькая комната в коммунальной квартире. Жизнь была небогатая, но счастливая. В семье все друг друга уважали и очень любили. Родители никогда не ссорились между собой, обращались только на «вы», и баловали своих красавиц дочерей.

Тане исполнилось 8 лет, когда началась война. Отца призвали на фронт, а мама с дочками уехала обратно в Данилов. В деревне не так остро чувствовался голод, да и все родственники были рядом, могли помочь в трудную минуту.

Отец прошел три войны и сумел остаться живым. Мама Тани всегда ждала мужа, верила, что он вернется. Наверное, эта вера и помогла мужчине выжить, и после многочисленных ранений все же вернуться домой.

После войны Доронины снова переехали в Ленинград. Таня начала посещать школьные занятия и увлеклась самодеятельностью. Девочка была отзывчивая и общительная, школьные предметы давались ей легко.

Для театрального кружка нужны были наряды, но так как семья жила небогато, то ткани на пошив естественно не было. Мама придумала создавать нарядные платья из марли, и Танюшка выглядела в них ничуть не хуже, чем другие.

С самого детства девочка знала, что хочет стать актрисой, поэтому даже не стала дожидаться получения школьного аттестата, и уехала в столицу поступать в театральный вуз. Комиссия была сражена наповал талантом девушки, и приняла ее во МХАТ. Но когда узнали, что у этой абитуриентки даже нет аттестата о среднем образовании, то отправили ее домой продолжать обучение в средней школе.

По окончании школы девушка опять уехала в столицу и сдала документы во все театральные институты, какие знала. Ее зачислили везде, но она сама решила, что будет учиться во МХАТе. Татьяна попала в мастерскую к П.В.Масальскому, которую закончила в 1956-м. На одном курсе с Дорониной учились , .

Театр

Первым театром в творческой биографии Татьяны Дорониной стал Сталинградский областной драмтеатр им.Горького, куда ее распределили вместе с О.Басилашвили. Они проработали там всего несколько месяцев, и перешли в ленинградский «Ленком». Сцене этого театра Доронина отдала три года, пока в 1959-м приняла приглашение режиссера Г.Товстоногова и оказалась в Большом драматическом театре. Он в то время искал исполнительницу главной роли в постановке «Варвары» и понял, что лучше чем Доронина никто не сыграет Надю Монахову. Премьера спектакля прошла очень удачно, и Доронину сделали ведущей актрисой БДТ.


Фото: Татьяна Доронина в театре

За семь лет работы на подмостках БДТ, Татьяна сыграла свои самые лучшие роли, которые поклонники не забыли до сих пор. Она была задействована в постановках «Горе от ума», «Поднятой целине» и «Моей старшей сестре». Роли Софьи, Лушки и Володиной стали одними из любимых ее ролей.

В 1966 году Татьяна Доронина сменила место жительства, и поселилась в Москве. Товстоногов не хотел отпускать из театра одну из самых востребованных актрис, просил остаться, но она была непреклонна. Очень скоро она вошла в труппу МХАТа и на целых восемь лет стала его ведущей актрисой.

В 1972-м актриса ушла в театр им.Маяковского, где под руководством А.А.Гончарова трудилась одиннадцать лет.

После этой картины Доронину долго не звали в кино. Только спустя 16 лет, в 1966-м, она получила роль в картине «Старшая сестра», режиссера Г.Натансона. Картина прошла с оглушительным успехом, ведь актерский состав был очень сильным. В основных ролях снялись , Л.Куравлев. Даже второстепенных персонажей играли известные актеры – Е.Евстигнеев, О.Басилашвили, П.Массальский.

После выхода этого фильма журнал «Советский экран» назвал Доронину лучшей актрисой года. Песню в фильме поет сама Татьяна Доронина.

В 1968 году на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе», который и сделал Доронину известной на весь Союз. Тот же «Советский экран» на протяжении двух лет присваивает Татьяне звание актриса года. Партнером Дорониной по фильму стал О.Ефремов. «Три тополя» стали достоянием золотого фонда кинематографии СССР.

Поклонники актрисы не давали ей прохода, ее караулили, дарили охапки цветов, гонялись за автографами, и ждали новых работ. Доронина не обманула ожидания, и в 1968-м вышла еще одна мелодрама с ее участием – «Еще раз про любовь». Сценарий фильма написал Э.Радзинский, вторую главную роль исполнил .

После этого фильма Доронина стала настоящей звездой советского кино, а Лазарев получил много хороших предложений от режиссеров. Картина побила все рекорды прокатов. Это было невероятно, но ее посмотрели 40 миллионов жителей страны Советов.

Казалось бы, большего триумфа ждать уже не приходится, но в карьере актрисы Дорониной была еще одна работа, которая, по мнению критиков, стала самой выдающейся ее ролью. Татьяна сыграла Шуру Олеванцеву в картине «Мачеха», и преодолела предыдущий успех. Эта мелодрама стала настоящим лидером проката и собрала 59 миллионов просмотров. Картина была удостоена международной премии Тегеранского кинофестиваля.

Последней работой актрисы в прошлом веке стала картина «Валентин и Валентина», которая вышла в 80-х годах. Снял ее тот же режиссер Натансон, дав Дорониной стать доброй, но эгоистичной матерью, которая своей любовью ломает жизнь родной дочери. Роль дочери досталась молодой актрисе , которая только недавно начала сниматься в кино.

Поклонники актрисы преклоняются перед ее мастерством, тонкой игрой и, конечно же, песнями. Ее голос нельзя спутать ни с каким другим. Во всех картинах Доронина поет сама, и без ее душевного исполнения картина бы многое потеряла.

Не отказывалась Татьяна Доронина и от съемок в документальном кино. Она прожила долгую жизнь в кинематографе, со многими легендарными актерами была близко знакома, поэтому часто выступала в таких проектах рассказчиком. Так, в 2008-м вышел документальный фильм об И.Смоктуновском, в 2015-м сняли документальное кино о картине «Мачеха».

Заслуги актрисы Татьяны Дорониной были оценены правительственными наградами. Но самой неожиданной, а потому очень приятной наградой, стало присвоение ее имени одному из астероидов, который открыли ученые Крымской обсерватории.

Личная жизнь

В личной жизни Татьяны Дорониной было пять браков. Первым мужем стал актер Олег Басилашвили, они расписались в 1955 году. Свадьба была комсомольская, без фаты и обручального колечка. Семья просуществовала всего восемь лет.


Фото: Татьяна Доронина — личная жизнь

Потом Доронина вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита. Это была любовь с первого взгляда, мужчина словно летал на крыльях, несмотря на то, что он был старше ее на восемь лет. Они очень красиво смотрелись вместе, но их отношениям суждено было продлиться всего 3 года. В 1966-м супруги расстались

В том же 1966-м Татьяна влюбилась в драматурга Эдварда Радзинского. Влюбленные поженились и прожили вместе пять лет, после чего расстались. Супругам удалось сохранить нормальные отношения и спокойно общаться после развода.

После перехода в театр им.Маяковского, актриса встретила своего четвертого мужа. Ее избранником стал актер . Они расписались в 1973-м, сыграли скромную свадьбу, обменялись кольцами и даже устроили себе медовый месяц. Молодожены уехали на Рижское взморье. В то время наступил пик карьеры актрисы Дорониной, поэтому она все силы отдает театру. Она репетировала, выступала, гастролировала. О детях думать было некогда, и постепенно супруги отдалились друг от друга. В 1982-м они развелись.

Пятый раз актриса вышла замуж за Роберта Тохненко, он работал в нефтепроме. Их брак длился три года, муж очень хотел детей, но Доронина предпочла карьеру. Семья распалась в 1985-м. С тех пор актриса одна.Ctrl+Enter .

Родилась Татьяна в строгой старообрядческой семье в маленьком городке Ярославской области. После рождения дочери Доронины быстро перебрались в Ленинград, где Таня прожила до своего восьмилетия. В тот роковой год началась война, мама сочла правильным вернуться на свою малую родину, тем самым уберегла и себя, и маленькую дочку от войны и блокады.

Актриса часто рассказывает, что родители друг друга очень сильно любили. Мама дождалась отца с трех войн. С последней, Великой Отечественной, он пришел калекой, что его супругу вдохновило разве только на то, чтобы внимательней ухаживать за любимым. В браке Доронины прожили около 60 лет — до самой смерти. Даже когда ругались, говорили спокойно и всегда обращались друг к другу на вы.

Когда закончилась война, семья будущей актрисы вернулась в Ленинград, прихватив с собой живую козу — как же без свежего молока?

В большом городе Татьяна снова пошла в школу, а также увлеклась театральными постановками. Именно тогда Доронина начала мечтать о МХАТе.

Ей так не терпелось учиться в студии при легендарном театре, что еще в восьмом классе она сбежала в столицу — поступать. Талант и красота, добрый нрав и скромность так сразили комиссию, что педагоги пожелали немедленно видеть ее документы — чтобы зачислить в вуз. Пришлось признаваться: аттестата зрелости еще нет.

Татьяну проводили обратно в Ленинград доучиваться, наказав через два года снова приезжать поступать.

Окончив школу, Доронина подала документы сразу в несколько театральных вузов, но так и осталась в вожделенной школе-студии МХАТа, исполнив свою мечту. Училась на одном курсе с Олегом Ефремовым, Евгением Евстигнеевым и Олегом Басилашвили, блистая талантами еще студенткой.

Любовь


к/ф «Первый эшелон» (1955)

За ней ухаживали все мальчишки курса, но сердце Дорониной смог завоевать самый красивый и интеллектуальный — Олег Басилашвили. Он сделал ей предложение, когда они заканчивали студию. Свадьба была скромной, что называется комсомольской: никакого белого платья — пережитка прошлого, никаких колец.

После вуза талантливую Доронину отметили для себя несколько режиссеров, а вот Басилашвили получил распределение в Сталинградский театр. Жена не пожелала разрывать отношений и уехала из столицы вместе с супругом.

Прошло меньше года, и за харизматичной Дорониной отправился худрук БДТ Георгий Товстоногов. Нельзя же так — настоящий кладезь драматического таланта прозябает в провинции! Доронина была непреклонна — если куда и поедет, то только с мужем. Товстоногов присмотрелся к Басилашвили и согласился. Так влюбленные снова поменяли место жительства.

Они прожили вместе восемь счастливых лет. Басилашвили в интервью вспоминает жену как тонкую и добрую женщину из простой семьи, которая, когда только поступила в студию, совсем мало знала, но безумно любила театр. Он говорит, что за восемь лет ее характер менялся в том числе и под влиянием профессии. Появились качества, которые не нравились супругу. Однако, расставаясь, они смогли сохранить теплые отношения.

Радзинский


РИА Новости / Александр Невежин

Татьяна почти сразу после развода вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита, который был очарован талантом актрисы. Он вкладывал в эти отношения подлинное восхищение, был готов целовать руки своей звезды. И от этого Татьяна Васильевна все чаще приходила к мысли, что ее муж — это просто поклонник, фанат ее спектаклей.

Такой брак долго не продлился — всего три года Доронина смогла прожить с восхищенным Юфитом.

Когда вторая семья талантливой красавицы трещала по швам, в северную столицу прибыл Эдвард Радзинский и побывал на репетиции спектакля в БДТ. Познакомившись с маэстро, теперь уже Татьяна была сражена его талантом и эрудицией, и сама записывалась в поклонницы драматурга.

Впрочем, его сердце не осталось холодным. После знакомства с Радзинским Доронина поменяла не только мужа, но и прописку. К Эдварду Станиславовичу она уехала в Москву, попрощавшись с БДТ, в котором была примой. В столице она не скучала. В том же году ее пригласили в МХАТ.

Кинокарьера


к/ф «Три тополя на Плющихе» (1967)

А вот карьера в кино у артистки складывалась не быстро. Роли Татьяне доставались небольшие, проявить себя в полной мере у актрисы получилось только в «Старшей сестре», уже в 33 года. Зато потом на экраны вышел легендарный «Три тополя на Плющихе», сделавший очаровательную блондинку кумиром миллионов.

Доронина уже стала настоящей звездой после этих двух кинофильмов, когда ее снова позвали на съемочную площадку — играть в «Еще раз про любовь». Долго не могли найти партнера, позвали пробоваться малоизвестного даже в театре Бориса Химичева. Актер рассказывает, что удивился приглашению, шел на пробы с трепетом. Первым делом ему следовало познакомиться с самой Дорониной.

Вошел в гримерку, и двух слов с актрисой не успел сказать, как она обернулась и смерила новичка таким взглядом, будто уничтожила.

По признанию Химичева, выходя в коридор, он дрожал всем телом. И вдруг неожиданно для себя сказал помощнику режиссера: «Передайте мадам, что я не только сниматься с ней не буду, но и даже пробоваться не стану!». Хотя сам уже чувствовал, что красивая актриса запала в самое сердце и мечтал сниматься с ней в одном проекте!

Новый муж


к/ф «Мачеха» (1973)

Тем временем пробы не останавливались, и на главную роль утвердили другого артиста. А это знакомство запомнилось Татьяне Васильевне.

Судьба свела их еще раз — в одном из спектаклей Доронина играла королеву Елизавету, а Химичев ее любовника. Актер признается: «По сюжету надо было дотронуться до тела королевы, я и дотронулся. И почувствовал отдачу».

Они стали сближаться и считались в театральных кругах самой темпераментной парой. Актер и сейчас отпускает пикантные шуточки о том, как в первую брачную ночь в Риге влюбленные сломали кровать.

Королева Доронина при ближайшем рассмотрении оказалась удивительно милой, щедрой на душевную теплоту домашней женщиной. Актер рассказывает, как она любит заботиться о доме, отдает свое тепло семье, поддерживает то самое пламя домашнего очага.

Он до сих пор называет Татьяну Васильевну женщиной, одаренной во всем, но особенно — в любви, и рассказывает, как уютно им было вместе. Но и о эксцентричных скандалах он тоже не утаивает: могла и лицо расцарапать, если приревнует, и пинка дать слишком кокетливой по отношению к супругу девушке.

Расстались из-за ее состоятельности.

Химичев рассказывает, что хозяином в доме была, безусловно, Доронина. Зарабатывала почти в четыре раза больше, была знаменитостью, сложившейся личностью. Он ей буквально в рот заглядывал — самому не хватало жизненного опыта. Актер сожалеет, что тогда они расстались. Уверен, что если бы он был чуть старше, смог бы многое, что его обижало, воспринимать с юмором.

Нефтепромышленник


к/ф «Бесприданница» (1974)

Татьяна была уже зрелой, сложившейся женщиной, когда решила присмотреть себе дачу. В садоводческом товариществе «Актер» состояло множество интересных личностей, в основном из театральной или киношной среды. Но глаз Татьяны остановился на нефтепромышленнике Роберте Тохненко.

Как и другие ее супруги, он был высоким и красивым обладателем всех качеств настоящего мужчины. Актриса быстро обаяла Роберта. У них получился красивый союз. Тохненко стал все чаще заглядывать в театр, восхищался своей женой и буквально сдувал с нее пылинки.

Но первая страсть угасла, и этому браку тоже пришел конец.

Актрису называли коллекционереой, которая собрала целую группу роскошных выставочных образцов — красивых и талантливых мужчин. Татьяна только смеется. «Если я была с этим мужчиной, значит я любила его», — говорит актриса. И гордится, что каждые отношения были искренними. Она никогда не изменяла, не заводила мужчин ради карьеры и не устраивала безобразных сцен.

Критики поговаривают, что она несчастна потому, что так и не обзавелась потомством. Доронина снова посмеивается: отказ от детей был ее личным и осознанным выбором, а главным детищем жизни, делающим ее счастливой, стал, конечно, МХАТ.

Девушки Советского Союза подражали ей, мужчины боготворили, а поклонники терпеливо поджидали у входа в театр с охапками роз. Она же старалась не привлекать к себе внимания, быть незаметнее, насколько это возможно.

Народная артистка СССР Татьяна Доронина олицетворяет эпоху.

Детство и юность

Она родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде в семье Василия Ивановича и Анны Ивановны, русских по национальности. По знаку зодиака новорожденная оказалась Девой. Родители Татьяны Васильевны, рабочие люди из Ярославской области со старообрядческими корнями, к искусству не имели отношения. В Ленинград супруги перебрались незадолго до рождения дочери.


Семья Дорониных ютилась в коммуналке, жила бедно. Отец и мать никогда не ругались, обращались друг к другу исключительно на «вы». Татьяна Васильевна восхищалась тем, что ее мать, очень красивая женщина, ждала отца с трех войн.

Отец вернулся инвалидом после Второй мировой войны, но это не помешало прожить им с матерью вместе 60 лет. Родители дали двум дочерям высшее образование. В Ленинграде Татьяна пошла в школу, здесь же записалась в кружок самодеятельности. Платья для спектаклей мама шила из марли.


Артистичная девушка отправилась покорять Москву, не окончив школу. С первой попытки поступила во МХАТ, сразив комиссию талантом. Но для зачисления в вуз у Дорониной не оказалось школьного аттестата. Татьяна вернулась домой доучиваться, а после выпускного снова приехала в столицу.

Татьяна Доронина поступала в Щукинское и Щепкинское училища, ГИТИС и МХАТ. Прошла во все, но осознанно выбрала Школу-студию МХАТ. Доронина училась вместе с и .

Театр

После окончания театрального института Татьяна Доронина работала в ленинградском «Ленкоме». В 1959 году , подыскивая актрису на роль Нади Монаховой для спектакля «Варвары», переманил Доронину и Басилашвили в БДТ. Актриса блестяще сыграла роль и вскоре стала примой этого театра.

Звездные роли Татьяны Васильевны на сцене БДТ театралы помнят до сих пор: Софья в «Горе от ума», Лушка в «Поднятой целине», Володина в «Моей старшей сестре».


Татьяна Доронина в театре

7 лет Татьяна Доронина проработала в ленинградском БДТ, но в 1966 году переехала в Москву. Товстоногов не раз уговаривал ее вернуться, но актриса триумфально вышла на сцену МХАТа. Затем был театр им. .

В 1983 году Доронина откликнулась на приглашение Олега Ефремова и вернулась во МХАТ. Спустя 4 года после раскола Татьяна Васильевна возглавила театр, проведя труппу через непростой период.

В 1981-1987 годах Татьяна Доронина выходила на сцену столичного театра «Сфера», где сыграла в постановках «Россия, моя Россия» и «Живи и помни» по повести .


Ее героини – сильные, умные, иногда коварные женщины. Но каждую из них актриса сыграла ярко, правдиво, «с нервом».

Авторству Татьяны Дорониной принадлежит автобиографический труд «Дневник актрисы», первое издание которого вышло в 1998 году. Популярность книги позволила выпустить ее повторно в 2005-м. В произведении актриса описала те события, которые случились с ней в молодости. Татьяна Васильевна с ностальгией вспоминала творческую юность и тех людей, с которыми начинала путь на театральной сцене и в большом кино.

Фильмы

Кинематографическая биография Татьяны Дорониной гораздо скромнее театральной. Фильмография актрисы не дотягивает и до двух десятков картин, но художественные фильмы принесли ей всесоюзную славу.

Дебютную кинороль Татьяна Доронина исполнила в середине 1950-х – появилась в эпизоде мелодрамы Михаила Калатозова «Первый эшелон». Ключевых персонажей фильма сыграли , и .


В 1966-м, после длительного перерыва, Татьяна Доронина появилась на телеэкранах в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Лента имела небывалый успех, что и неудивительно, ведь режиссер собрал на площадке звездный состав – , . Роли второго плана достались Евгению Евстигнееву, Олегу Басилашвили, и Павлу Массальскому.


За работу в картине Татьяну Доронину признали актрисой 1967 года по опросу «Советского экрана». В мелодраме ее героиня исполняет песню «И я была девушкой юной…» на стихи .

В следующем году зрители снова увидели актрису в картине « ». Первоначально сценарий не впечатлил Доронину, сюжет показался ей банальным и простоватым. Но , режиссер киноленты, сумела убедить Татьяну Васильевну приехать на пробы, после чего артистка изменила свое мнение о будущем фильме.


Два года подряд журнал «Советский экран» признавал Татьяну Васильевну лучшей актрисой, ее фото неоднократно украшали обложку издания. Мелодрама, где в главных ролях снялись Татьяна Доронина и Олег Ефремов, вошла в «золотой фонд» советского кинематографа.

Зрители боготворили артистку, нетерпеливо ожидая нового появления на экранах. В 60-х состоялась премьера мелодрамы «Еще раз про любовь» с участием Татьяны Дорониной. Это мелодрама Георгия Натансона по сценарию . И снова звездный дуэт, в этот раз с .


После выхода картины на экраны весной 1968 года Татьяна Доронина окончательно закрепилась в звездном статусе, а карьера Лазарева пошла вверх. Мелодрама стала лидером советского кинопроката. За год картину увидели 40 млн зрителей.

Вскоре на экраны вышла музыкальная мелодрама «Чудный характер», в котором Татьяна Доронина сыграла молодую певицу из сибирского городка. Вокальные способности артистка реализовала и в следующем фильме – «На ясный огонь», созданном по мотивам литературного произведения «Возмездие». В актерский ансамбль вошли , Евгений Евстигнеев, .


Кинокритики сходятся во мнении, что лучшая роль артистки – Шура Олеванцева в мелодраме «Мачеха». Фильм побил рекорд проката «Еще раз про любовь»: ленту посмотрели 59 млн человек, она вошла в 20-ку лидеров проката в Советском Союзе. Мелодрама завоевала международное признание, получив награду в Тегеране.

Успехом пользовалась и телеповесть «Ольга Сергеевна», появившаяся на экранах в 1975 году. Героиня Дорониной посвятила жизнь изучению океанологии, но так и не сумела обрести личное счастье.


Последний раз Татьяна Доронина снялась в кино в середине 1980-х. И снова триумф. Пронзительная мелодрама «Валентин и Валентина» Натансона – попадание в «десятку». Актриса сыграла сердобольную, но эгоистичную мать, которой трудно позволить младшей дочери строить жизнь самостоятельно. Дочь Валентину сыграла , это вторая роль молодой артистки.

Татьяна Доронина - "Дневник актрисы"

Поклонники звезды советского кино любят ее за мастерство, душевную игру и песни. Фирменный вокал артистки ни с чем не спутать. Режиссеры неоднократно использовали в фильмах музыкальный дар Татьяны Васильевны. Без песни «Нежность» невозможно представить культовую мелодраму «Три тополя на Плющихе». В картине «Еще раз про любовь» Доронина спела композицию «Солнечный зайчик», а в драме «Мачеха» – песню «Ой, закрыл туман небо синее…».

Татьяна Доронина - "Нежность"

Татьяна Доронина появлялась на телеэкранах и в документальных лентах. Артистка знала многих советских актеров, которых сегодня называют легендами кинематографа. Режиссеры-документалисты приглашали Доронину как рассказчика. В этом качестве зрители увидели звезду в фильмах-биографиях о , Георгии Товстоногове, . В 2008 году вышла документальная картина «Иннокентий Смоктуновский против князя Мышкина», а в 2015-м Татьяна Доронина снялась в ленте «Мачеха» в цикле «Тайны советского кино».

Возглавив МХАТ в 1987 году, Доронина остается бессменным директором и художественным руководителем одновременно. МХАТу имени на Тверском бульваре она посвятила 30 лет жизни.


В сентябре 2016 года 119-й сезон открылся спектаклем «Васса Железнова», в котором главную роль сыграла Татьяна Доронина. В этом году народная артистка СССР отметила 60-летие творческой биографии.

Открытый в августе 1983 года Крымской обсерваторией астероид назван в честь артистки – Doronina.

Личная жизнь

Татьяна Доронина 5 раз побывала замужем. С первым супругом – Олегом Басилашвили – познакомилась в институте. В 1955 году пара сыграла комсомольскую свадьбу, проигнорировав условности в виде белого платья и обручальных колец. Несмотря на то, что Татьяну пригласили в труппу столичного МХАТа, девушка отправилась за мужем – в далекий Волгоград, куда его распределили после института. Позднее был Ленинград. Жили молодые в съемной комнате, расположенной над гаражами. Позднее переселились в собственную квартиру, выделенную БДТ. Брак длился 8 лет, но распался.


Вскоре после развода с Басилашвили в личной жизни актрисы появился новый человек. Второй супруг Дорониной – театральный критик Анатолий Юфит. Он был старше актрисы на 8 лет, но, увидев Татьяну на сцене, влюбился как мальчишка. Отношения статной (рост актрисы 1,73 м, а вес – 65 кг) красавицы и солидного мужчины в очках дали трещину, как только Доронина увлеклась драматургом Эдвардом Радзинским.


Брак с Радзинским закончился спустя 3 года, но Татьяна и Эдвард расстались друзьями, сохранив теплые отношения после развода. До сих пор актриса называет драматурга «самым близким и родным» человеком. Экс-супруги периодически созваниваются, обсуждая вопросы различного характера – от творческих проектов до состояния здоровья.

В Театре Маяковского Татьяна Доронина познакомилась с четвертым мужем, актером . В 1973 году артисты узаконили отношения. Свадьба была скромной, но с кольцами. Медовый месяц супруги провели на Рижском взморье. Как вспоминал Химичев, для Дорониной театр был всей жизнью. Детей она не хотела, пропадала на репетициях и гастролях. Постепенно отношения угасли.


Пятым супругом актрисы стал работник главка нефтепрома Роберт Тохненко. Доронина познакомилась с ним случайно, в садоводческом обществе. Актриса присматривала дачу, а Роберт возглавлял товарищество. Они прожили вместе 3 года. Муж обожал супругу, но актриса этого не замечала. Единственной страстью оставался театр. По этой причине Татьяна Доронина не решилась родить ребенка, о котором просил муж.

С Робертом Тохненко актриса рассталась в 1985 году. Замуж больше не вышла.

Татьяна Доронина сейчас

Доронина недолюбливает журналистов, не бывает в социальных сетях, в том числе и в «Инстаграме». Но в 2017 году сделала исключение и появилась в документальной ленте «Татьяна Доронина. Легенда вопреки».

Татьяна Доронина - "Легенда вопреки"

В интервью звезда рассказала, как ушла от Товстоногова из БДТ, потеряла любовь первого мужа Олега Басилашвили, поделилась болью о не рожденных детях.

В 2018 году Татьяна Доронина отметила 85-летний юбилей. Народную артистку поздравили коллеги, поклонники, президент отправил поздравительную телеграмму. В честь торжества актриса, которую в родном МХАТе им. Горького называют «хозяйкой», дала интервью журналистам Первого канала и «Россия 24».


В 2018 году Татьяне Дорониной исполнилось 85 лет

В свои годы она полна сил и энергии, сейчас с коллегами по театральному коллективу готовит к выпуску спектакль по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты», возобновляет постановку по произведению «Василий Теркин».

Фильмография

  • 1955 - «Первый эшелон»
  • 1958 - «Шли солдаты»
  • 1961 - «Горизонт»
  • 1964 - «Непридуманная история»
  • 1965 - «Перекличка»
  • 1965 - «Рабочий поселок»
  • 1966 - «Старшая сестра»
  • 1967 - «Три тополя на Плющихе»
  • 1968 - «Еще раз про любовь»
  • 1970 - «Чудный характер»
  • 1973 - «Мачеха»
  • 1975 - «На ясный огонь»
  • 1975 - «Ольга Сергеевна»
  • 1981 - «Капель»
  • 1985 - «Валентин и Валентина»

Сегодня, 12 сентября, свой 84-ый день рождения отмечает выдающаяся актриса и руководитель МХАТ им. Горького Татьяна Доронина.

Ее имя - легенда и кинематографа, и театрального мира. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.

Главное предательство ее жизни

Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла - ни в личной жизни, ни в творческой.

О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе - лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней. Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов. Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу. Доронина была согласна, но на своих - и достаточно жестких - условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки. Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.

«Была с теми, в кого влюблялась»

Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова, также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».

Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», - говорит Доронина.