За что страдает серебренников. «Мое указание - сделать спектакль»

Кирилла Серебренникова сегодня задержали и подозревают в растрате серебряников почти на 68 миллионов рублей. С самого утра все соревнуются в том, под каким соусом лучше "подать режиссера", но мало кто пишет главное.

В кратце история - в 2014 году наш худрук со своей АНО "Седьмая студия" заключил договор с Минкультом и получил от них субсидий на 66 с половиной миллионов рублей. На эти деньги надо было всего лишь продвинуть культуру в массы, а именно в регионы России.

В общем с культурой как вы поняли не задалось, но зато согласно всплывшим фактам задалось с покупкой в "Гоголь-центр" зубных щеток для спектаклей за 1399 рублей штука.

Но щётки, это так, лишь один из "любопытных" моментов, есть ещё и расследования о том, что он сам у себя тендеры выигрывал через своё ИП, но оставим это следствию.

Лично меня больше всего расстраивает его "культурные" работы - вот фото из постановки "Нуреев" Кирилла Серебрянникова в Большом театре. Для тех кто недопонял - за замыленным прямоугольником скрывается голая задница без трусов.

Скорее даже больше его "работы" меня напрягают, чем инфа о том что он где-то что-то скомуниздил (это у нас меня вообще не удивляет.....)

Как вам сценический задник для балета "Нуреев" в Большом государственном театре России? Хорошо "запретили"...

Именно поэтому, когда начинается срач на тему Серебренникова и его дела, резво подхватывающийся известными личностями, которые начинают его тут же защищать, я даже как-то не рефликсирую. Сам виноват...

Вы что думаете обо всём этом?

Брать человека в Петербурге, прервав съемки, везти на автомобиле в Москву, закрывать в ИВС... И все это ради домашнего ареста? Не верю!

Думаю, что Серебрянникова собирались отправить в СИЗО, но что-то пошло не так....

Могу предположить, что события будут развиваться так. Следствие будет идти долго и нудно. Потом так же долго будет идти суд. И все это время - года полтора-два - Серебрянников будет находиться под домашним арестом.

Потом будет приговор, Серебрянникова признают виновным, приговорят к 3-4 годам лишения свободы, но условно...

Понятное дело, что ни о каких проектах, ни о какой полноценной работе все это время не может быть и речи.

____________________________

Наверное, пустое дело сейчас обсуждать виновен ли Серебренников или нет.

С одной стороны, совершенно очевидно, что он не жулик, мошенник и т.д. С другой стороны, нет никаких сомнений, что те или иные финансовые нарушения там есть, их не может не быть, об этом говорят все, кто с темой знаком. А коль скоро так, то всё дело - вопрос интерпретаций и квалификации.

Почему именно Серебренников? А потому что «у нас нет неприкасаемых, мы не преследуем за убеждения» - в этом смысле Серебренников оказался очень подходящей фигурой, тем более, что повод, наверняка, нашёлся.

Естественно, это история не про Серебренникова. Это посыл «мастерам искусства» от «людей в погонах».

При этом, если перед выборами 2012 года посыл звучал традиционно:

«С кем вы, мастера искусства?»

То теперь это уже не вопрос - «Вы никто и звать вас никак, мастера искусства!»

Это вешки, такие же как дела Навального, как «контрабандные» дела Коха, а теперь и Алексашенко.

Ребята, шутки заканчиваются! Вы сейчас тут пошумите, петиции поподписывайте, а потом, дома, задумайтесь. Крепко задумайтесь! В ваших услугах мы не нуждаемся, не путайтесь у нас под ногами!

____________________________

Аналогия, к слову, очень характерная. Не новый 1918, 1928, 1934 и т.д., а именно новый 1937 г. Когда - вы помните, да? - лучшие и достойнейшие члены партии безвинно и т.д. и т.п. Нарушения - отдельные - социалистической законности, начавшиеся во время нараставшего культа личности. А остальные миллионы - за скобками.

Тоже самое и сейчас. Произвол - это не когда много лет подряд растаптываются элементарные общественные права, а страна стремительно деградирует в восточную деспотию. Произвол - это когда прокуратура начинает копаться в грязном театральном белье. Как же так? мастера культуры - в общем и целом - с 2000 г. были в фарватере власти, а если и фрондировали, то аккуратно - бросались на амбразуру, предварительно обложив ее подушками. Мужество отдельных персоналий лишь контрастировало с общим безрадостным фоном.

Платой за это стали некие преференции. Например - выделить определенную сумму денег на культуру . А дальше уже творец сам определял - шашечки ему или ехать. Жилось и сытно и хорошо, но настал день когда искандеры сперва перестали смеяться, потом улыбаться, а после и вовсе посуровели.

И внезапно оказалось, что правила-то изменились. Неприкасаемых-то нет. Вы думали, что вы творцы, а вы г​***о.

Знаете, как это бывает - сегодня ты начальник генерального штаба, а завтра на тебя мочится следователь. Или - ты глава мощнейшей карательной службы, в звании маршала, но вот уже ступеньки подвала. Или, ближе к теме, вчера ты ставил пьесы, а сегодня лагерная пыль.

Но, есть нюансы. Во-первых, Серебренников из тех кому ехать . Не знаю какая доля из выделяемых ему государством средств уходила не туда (например, на откаты чиновникам, ведающими этими самыми средствами), но за ним есть и конкретные дела.<...>

Это, во-первых, а во-вторых, задайтесь вопросом: является ли российская прокуратура аналогом европейских, американских и прочих организаций цивилизованного мира? или же это просто вывеска, фиговый листок, за которым кроется одно из щупалец авторитарной власти? Вопрос, как мы все понимаем, чисто риторический.<...>

В общем, трудно пока делать какие-то выводы. Если это просто гнев вождя всея РФ, белые ПНР и малые ДНР, то режиссер еще может легко отделаться. Посидит полгодика под следствием, получит условное и т.п. - чтоб знали, сволочи, как пытаться Верховного шантажировать своей медийностью.

А вот если он выбран на роль пугала, которое насадят на палку и поставят в назидания воронам... тут уж извини, подвинься.

Но, самый главный, для творцов, ужас-то не в этом. «Дураки» - это они переживут, утрутся. И пугало тоже простят (и уже зазвучали голоса, проверенные голоса), но что если это начало какой-нибудь кампании ? ведь так уже, кажется, было? И звучит, звучит с искренней дрожью - о, только бы не 1937 г.! когда лучших и достойнейших!

____________________________

____________________________

Похоже, что истерика вокруг очередной «жертвы режима» - это надолго. Вот как тупым детям объяснить, что арестовали не художника, а подозреваемого в хищении государственных средств?

И вообще, как это все знакомо по истерикам вокруг знаковых арестов сталинского времени типа арестов Туполева, Королёва и прочих. А в США разве знаменитостей не арестовывают и не наказывают за мелкие и крупные грешки? Только в путь! Закон ведь должен быть един для всех. Только так можно стать нормальной страной.

____________________________

Возможно, эти кадры со съемок фильма «Лето» - то немногое, что вообще останется от этого кино. Ни проката, ни монтажа, ни окончания съемок, ни самих съемок... Режиссера арестовывают, забирают прям с киноплощадки, везут в Москву и запирают на два месяца под домашний арест. Само по себе это уже какой-то триллер. Или скорее абсурдная трагикомедия, где смеются и блеют только озлобленные и завистливые.

Независимо от того, что будет дальше, невзирая на всю злобную погань, которая теперь примазывается к всеобщему хайпу, Кирилл Серебренников уже сделал слишком много для нашей культуры и искусства. Конечно, система будет и дальше позорить имя Кирилла, его карьеру, его театр, и здесь уже не очень важно, какое будет решения суда. Правда никому не нужна, Молох будет дальше жрать имя Серебренникова, однако его работы (фильмы, спектакли) люди будут вспоминать, даже если его самого сейчас хоть расстреляй, хоть сердце сожги, хоть имя сотри из всех справочников и википедий...

Чак Паланик писал, что смысл жизни художника не в том, чтобы жить вечно, а в том, чтобы сделать нечто, что будет вечно жить в памяти людей... И вот вы - у кого застряла в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей, вы - кто не видел ни одного спектакля Кирилла, но читал, что там ад, содом и гоморра, вы - кто уже составляет в твиттере свою личную микроанафему в 140 знаков человеку, которого даже вблизи не встречали....вы будете через год во время чемпионата мира по футболу постить монолог майора из «Изображая жертву». Вы - мелкие задроты - будете вновь и вновь репостить голую Джанабаеву из «Измены». Именно вы - женщины с лицами, где белила густо, будете изумленно пялиться на двойки за «Основы православия» в дневниках своих детей-учеников и вопрошать, как же до этого докатились и почему никто не предупреждал, что будет так нелепо.

Мне стыдно каждый раз, когда я в FB убираю из друзей очередного «вроде вменяемого друга». Мне стыдно, что у меня не хватает времени работать так же неистово и много, как Серебренников. Мне стыдно, что 15 лет назад я хихикал, когда мне говорили, что начинают закручивать гайки. Мне стыдно, что я слаб и ничего не могу сделать в сложившейся ситуации кроме того, чтобы писать эти слова и публиковать замечательные фото со съемок фильма «Лето». Стыд есть. Но нет страха. Если этот нелепый суд - некое показательное выступление в адрес кино и театральной тусовки, то он показал нам лишь who is who. Кто хочет мыслить свободно и творить неистово, кто ценит дружбу и коллегиальное товарищество, а кто обшивает мозг пенопластом и запасается капустой на зиму... Приятного аппетита.




()

____________________________

Мне абсолютно не интересно творчество режиссера Серебреникова, не мой театр.

Но арестовывать художника - нонсенс!

Может его творчество стоит дороже виолончелей Сергея Ролдугина, владеющего офшорными компаниями, для меня один и другой бездари))

Михалков назвал ситуацию вокруг Серебренникова «кукольной истерикой» Что это?

На днях адвокат Виолетта Волкова написала озорной твит — со слов знакомого налоговика вкраце изложила результаты стандартной проверки и попросила угадать организацию, в которой были найдены нарушения. Угадать легко: «Седьмая студия». То есть, «Гоголь-центр», которым руководит Кирилл Серебренников.

Кирилл Серебренников. Фото Новой газеты .


Н е знаю как вам, а мне с самого начала этой истории было понятно, что бюджетные средства украли. Причем, без прямого участия режиссера Кирилла Серебренникова провернуть незаконную финансовую махинацию было невозможно. Ведь именно он выбил деньги, а значит, главным бенефициаром обналички был тоже он.

Неслучайно по делу проходит (свидетелем) и бывшая начальник департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ — к ней тоже есть вопросы у следствия. Довольно часто в таких случаях тот, кто получает бюджетные средства, делится с чиновником, который способствует их выделению. Ну, там, слово замолвить, документы побыстрее оформить, подсказать, что писать.

В общем, обычная коррупционная схема с откатом. Кирилл Серебреников не первый и, к сожалению, не последний.

Меня не удивила волна, которую погнали правозащитники: кристально честный человек пострадал за свой талант, на творческую интеллигенцию обрушились репрессии, наступил 37 год — Путин должен уйти. В конце концов, они за это гранты получают.

А вот реакция коллег режиссера выглядела довольно странно.

«Художник, которым Россия должна была бы гордиться, унижен и оскорблен. А поскольку это человек, известный своей независимостью и свободолюбием, человек, неоднократно выступавший со смелыми политическими заявлениями, эти внезапные репрессии выглядят особенно скверно. Я очень обеспокоен случившимся и надеюсь, что общественность в России и в мире заступится за одного из самых ярких деятелей современного театра», — написал в своем Фейсбуке балетмейстер Михаил Барышников.

Чулпан Хаматова, помнится, вслух зачитала письмо деятелей культуры в защиту руководителя «Гоголь-центра», а Евгений Миронов передал его лично в руки Владимиру Путину. Чем, по-моему, слегка его смутил, ибо непонятно, как реагировать на глупость.

Надо сказать, и к Чулпан Хаматовой, и к Евгению Миронову я отношусь тепло. Мне кажется, они честные люди и хорошие актеры. И им, конечно, простительно совершать по-детски наивные поступки. Но именно это письмо сказало мне о нашем обществе больше, чем все выступления правозащитников, вместе взятые.

Ибо обращение к президенту, а также привлечение общественности в такой ситуации — нонсенс. Чего они, к великому сожалению, не понимают. Это называется давлением на следствие. Причем, способом куда более прямолинейным, чем во времена пресловутого «телефонного права».

Творческая интеллигенция решила, что входит в касту неприкасаемых и громогласно об этом объявила. Попросив царя-батюшку защитить гордость нации от контактов с противными правоохранительными и налоговыми органами. Руки прочь от ранимых душ артистов.

Интересно, какой реакции они ждали: Путин должен был вызвать Бастрыкина, отнять уголовное дело, отвезти на дачу документы и сжечь их в камине? Им и в голову не приходит, что у президента попросту нет таких полномочий.

Творческая интеллигенция попросила его разобраться не по закону, а по понятиям. Разве не странно?

Подоплеку событий давно изложил уважаемый stbcaptain , повторяться не буду. Добавлю лишь, что для меня недавние признания обвиняемых по делу сенсацией не стали. Очевидно же, что не за творчество и не за свободолюбие пострадал режиссер. Накосячил — придется ответить.

Вот только следствие, похоже, побаивается трогать главного фигуранта — Кирилла Серебренникова и пока работает со второстепенными персонами — исполнителями его распоряжений. Которые по собственной инициативе вряд ли стали бы обналичивать бюджетные средства.

Весь вопрос в том, захотят ли они принимать всю вину на себя, готовы ли принести себя в жертву и посидеть вместо своего гениального руководителя.

Виолетта Волкова своим твитом показала, как ситуация выглядит со стороны налоговых органов.


Налоговик рассказывает. Проверяли расходование госсредств одной организацией. 16 млн списано на декорации. Фото декораций — конструкция из папье-маше. И все. 20 млн списано на костюмы. Проверяем — актеры бегают по сцене голые. О фирме, на которую списывались средства, говорят, плодотворно сотрудничаем уже два года. Проверяем, а там директор уже три года как умер.

А на вопрос: «Что за фигня?» отвечают: «Мы были неправы, без достаточных на то оснований уменьшили налогооблагаемую базу». Правда, Следственный комитет называет эту фигню по-другому.

Н е буду писать, что вор должен сидеть в тюрьме...
Это неправда. Вот вор от сохи должен сидеть, а вор со сложной фамилией не всегда. А уж если подозревается деятель культуры или иной интеллигент в законе, то это ОЧЕНЬ деликатная тема! Тут словно территория ЛГБТ, с которой, как известно, даже представитель закона чувствует себя словно в зоне Тарковского. Законы там работают не так как обычно. Поэтому для культурных подозреваемых достаточно лишь домашнего ареста и талонов на доп питание.

Бабло, как известно побеждает не только зло, но и совесть. Хочется отойти от денег которые в некоторых избранных пихает государство и немного написать про самого аФФтора и гениального деятеля культуры... после опубликования поста приму душ, от такой культуры отмыться не просто...
Не буду долго ходить вокруг и около. Да... не нравятся мне такие спектакли. По моему мнению, все творчество Серебренникова - не просто бред, а вагинальный дурдом, который почему-то хорошо оплачивается. Бывает так, что шлака много, но что-то нравится. У него случай редкий - шлак 100%. Я честно посмотрел несколько его спектаклей в Ютуб. Живьем и за деньги не ходил, увольте. Мне хватило и дистанционного просмотра. Редко случается, что шлак настолько талантливый, что даже блевать тянет. И ведь все это было поставлено на поток не просто искусства и эпотажа ради. Похоже Серебренников придумал гениальную схему распила государственного бабла. Делаешь наскоряк скандальное говно и готово. Дорого, бездарно, нижепоясно. Чем громче скандал, тем больше пишут в соцсетях и обсуждают в прессе. Это и значит успех. Пиппл схавает, да еще на Западе премию дадут, потому что нижепоясность - главный залог успеха и гарантия от критики)))

Может быть в наше время так и есть. Схема ведь рабочая. Но куда смотрели наши "культуроведы" и культпросветы от Министерства Культуры? Кто решает кому государству выделять деньги? Кто выделил на эту мерзость от без Серебренникова государственные средства, да еще такие крупные? Имя, сестра! Имя! Страна должна знать своих героев. Почему миллионы идут на то, что бы со сцены показали член и сказали "Отсоси". Я не шучу. Кому-то наверное такое нравится, в конце-концов, мы свободная страна, ну так и ставьте подобные пи*дострадательные пьески за свои деньги. Серебренников же спектаклей нижепоясных напихал в культурное пространство много. Они входили и выходили с завидной регулярностью и не только в центре, который Гоголь (почему не Гоголя не знаю, наверное так смешнее). Вот только смотреть сие не рекомендую, может стошнить. Современная русская культура, как старый добрый бунт - бессмысленна и беспощадна. 200 миллионов, Карл! Не евро, конечно, но он бы освоил и их. Я понимаю когда деньги тратятся на спектакль патриотический или классический, в глубинке, там где мало театров и нужно пропагандировать культуру. Почему деньги государство выделяет на "поиск" и творческие эксперименты вокруг анала и в Москве? Они тем и хороши (эксперименты вокруг остверстий), что должны через "ноги" зрителей выяснить, интересно это зрителю или нет. За бабло от государства вокруг члена любой интеллигент спляшет. Вприсядку. Прибил яйки к площади - художник! Оторвал - представитель кровавой Гэбни! Мракобесие нынче хорошо продается, но не до такой же степени оплачивать!))) Малевич создал черный квадрат, Серебренникову похоже удался образ черного очка.


Фото (С) http://cdn.tvc.ru/pictures/o/253/784.jpg

Слово Серебренникову. "Я ставил детский спектакль “Городок в табакерке”, где в тексте был такой фрагмент: “Молоточки бьют Колокольчиков, а те сладостно поют”. Ну мы и придумали, что Молоточки стегали Колокольчиков плетками, и те заливались, явно получая от этого удовольствие. Нас обвинили в садомазохизме, сказали, что такие извращения показывать детям нельзя. Был жуткий скандал, постановку прикрыли. С тех пор, когда мне предлагают взяться за детский спектакль, я отказываюсь: “Нет-нет, лучше не надо!”

О пьесе "Пластилин" ... "а эту пьесу никто ставить не хотел! На драматургическом семинаре в Любимовке “Пластилин” все швыряли, шесть режиссеров заявили: не то что работать с ним — его читать противно! А я подумал: почему бы и нет? Ну и что, что материал тяжелый — мальчиков трахнули зэки... Мне показалось, что играть эту пьесу надо совсем по-другому, нежели она написана. И мы сделали пронзительный, нежный набросок, который занял первое место, в связи с чем мне предложили осуществить постановку. А я не был уверен, что в Москве мне надо начинать именно с этого. Никакой модой на новую русскую драму еще не пахло, Вася Сигарев — автор “Пластилина” — был никто. После первых репетиций Виталий Хаев — теперь известная личность, телеведущий — сказал: “Ты набрал нас — какую-то банду театрального отребья. Здесь собрались все актеры-уроды, которых больше никуда не зовут”. Вот с таким ощущением мы и приступили к работе. Никто не знал, что из этого получится. Помню, на прогон пришла чья-то знакомая девушка — то ли мультипликатор, то ли художник “Букваря”. На первом слове “отсоси” она опустила голову, закрыла уши и глаза руками и так просидела весь спектакль. Мы подумали: вот, собственно, и все. Когда же случился достаточно шумный успех, это воспринялось как чудо."
(С) интервью Серебренникова 2003 года


Фото (С) http://ptj.spb.ru/

Похоже автор так и не понял смысла слова успех. 200 миллионов мелочи, он же врачеватель наивных чистых душ. Он же раскрывает им глаза и макает туда куда собака... не сунет. И встали как один такие же деятели культуры, от мала до велика! Дайте нам бабло и не мешайте пилить творить! Тронули святое! Творчество! Добре... ну так творите на свои, господа! Откажитесь если дают, у нас же старушки, как известно не в шоколаде, а вы ведь совесть нации. Народ ведь вам верит... стыдно должно быть. Извините, нашло что-то. Бред про совесть написал. Увы, в нашей стране фейс любого человека мелькающего по телевизору и в кино, дает народу гарантию - человек порядочный и непорочный, почти святой... лет пять заглядывания в рот и он уже начинает привыкать. Еще лет пять и он уже уверен - и правда святой. И правда непорочный. Вот кому на Руси жить хорошо))) А сядет, ежели что, бухгалтер. Сама все на себя возьмет. А дорогой адвокат будет в зомбиящике истерию гнать о 37 годЕ. Ведь человеку от культуры в тюрьму нельзя. Ему должны быть двери все открыты... Святой вором быть не может! Он не ворует, он за деньги дарит людям свое творчество, а это бесценно!

Сегодня в России театров примерно в 5 раз больше, чем было при СССР. Стало ли в 5 раз больше культурных воспитанных людей?