Конспект урока "Водные богатства нашего края" (4 класс). Водные богатства нашего края Водоемы нашего края

Моря, озера, реки - главные водные богатства планеты, благодаря которым поддерживается жизнь. Благодаря им происходит круговорот воды в природе, растения и животные получают живительную влагу, а человек решает все свои хозяйственные и промышленные нужды. Водные ресурсы - это щедрый дар природы, к которому нужно бережно относиться!

Водные богатства нашего края

Россия - очень большая страна, которая занимает внушительную территорию материка Евразия. На этой площади расположено очень много природных и искусственных водоемов:

  • более 2,5 млн. рек, среди которых активно используется человеком 127 тыс.;
  • 2 млн. больших и малых озер;
  • 30 тыс. водохранилищ;
  • 37 самых крупных водных систем;
  • 5 тыс. месторождений с подземными водами.

Но, несмотря на такое количество водных ресурсов, главное проблемой является их неравномерное распределение по площади страны. Это значит, что в какие-то регионы чрезвычайно богаты реками и озерами, а где-то их настолько мало, что остро чувствуется дефицит пресной воды.

Рис. 1. Водные артерии России.

Основные источники воды расположены на территории Сибири и Дальнего Востока. Однако в этих регионах проживает лишь 1/5 часть населения Российской Федерации, и здесь сконцентрирована наименьшая часть промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. В то время как в Приволжском, Центральном и Южном регионах, где проживает больше всего людей, находится только 10% от водных ресурсов страны.

Водные богатства нашей страны, в основном, размещены на крупнейших реках:

  • в Сибири - Обь, Енисей, Лена;
  • в Якутии - Колыма;
  • в России и Казахстане - Волга;
  • в России, Монголии и Китае - Амур;
  • в Тульской области - Дон;
  • в Красноярском крае - Хатанга;
  • в Вологодской области - Северная Двина;
  • в европейской части России - Кама (самый большой приток Волги).

Рис. 2. Река Амур.

Главная проблема водных ресурсов

Трудно переоценить значение пресных и соленых водоемов для природы и человека.
Водные объекты выполняют важнейшие функции:

  • снабжают пресной водой и пищевыми ресурсами (рыба, морепродукты);
  • обеспечивают транспортные перевозки по водным артериям;
  • снабжают водой промышленность и сельское хозяйство;
  • позволяют генерировать электрическую энергию.

С давних времен люди строили поселения поблизости от рек и озер. Со временем на берегах водных объектов вырастали большие города, а вместе с ними - фабрики, заводы, различные предприятия. Источники ценной пресной воды превратились в своего рода свалку, куда ежегодно выбрасывают тонны промышленных отходов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Загрязнение водоемов.

Халатное отношение человека к водным ресурсам очень пагубно сказывается на экосистеме водоемов: от загрязнения воды страдает рыба, водные животные, водоросли, водоплавающие птицы. К тому же запасов чистой пресной воды с каждым годом становится все меньше, а это может привести к серьезным последствиям для человечества.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного водоȅма (например, озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей, выявлять источники загрязнений, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «река», «озеро», правила поведения на воде.

Уметь показывать на карте, глобусе реки, различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р. - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. - формулировать своȅ мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

«река», «озеро», правила поведения на воде.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем подробнее о водных богатствах родно-го края, об их значении в жизни человека, об их охране. Будем учиться описывать водные объекты своего края по предложенному или со-ставленному.

Вспомни, какие моря, озёра, реки есть в Рос-сии. Что ты уже знаешь о водных богатствах своего края?

самостоятельно плану.

Изучение нового материала

Водные богатства нашего КРАЯ

1.С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.

2.По своим наблюдениям, а также с помо-щью карты и краеведческой литературы составь-те описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природ-ного объекта, составьте план самостоятельно.

План описания реки

1.Название.

2.Где находится исток реки.

3.Какое течение: быстрое или медленное.

4.Притоки.

5.Куда впадает река.

6.Как река изменяется в разные времена года.

7.Растения и животные реки.

8.Использование реки человеком.

9.Как люди влияют на реку.

10. Что люди делают для охраны реки.

3.Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ БОГАТСТВ И ИХ ОХРАНА

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без ко-торой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Осмысление и понимание полученных знаний

Река Вятка с высоты 300м

Река Вятка Исток

Река Пижма Тужинский район .

Рекама Молома

Водные богатства нашего края

1. Заполни схему. Приведи примеры водных объектов каждой группы.


2. Запиши, каково значение водных объектов в жизни людей.

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они радуют красотой, люди отдыхают на их берегах, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из рек и озер люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

3. Запиши причины загрязнения водных объектов.

  • Воду загрязняют заводы, фабрики, фермы.
  • В воду попадают химикаты, используемые как удобрения в сельском хозяйстве.
  • На берегу водоемов моют автомобили, мотоциклы, мопеды из-за этого в воду может попасть машинное масло, бензин.
  • Очень часто люди бросают мусор

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

4. Напиши названия водных объектов местности, в которой ты живёшь. Укажи в скобках: искусственный или естественный это водный объект.

Ока (естественный), канал имени Москвы (искусственный), Клязьма (естественный), водохранилище Можайское (искусственный), водохранилище Рублёвское (искусственный), Москва река (естественный).

  1. С помощью карты края и краеведческой литературы составьте список рек, озёр и других водных объектов вашего края.
  2. По своим наблюдениям, а также с помощью карты и краеведческой литературы составьте описание реки, озера, моря (в зависимости от того, что есть в вашем крае).

    В качестве ориентира можете использовать план описания реки, приведённый в учебнике. Если будете готовить описание другого природного объекта, составьте план самостоятельно.

    План описания реки

    1. Название.
    2. Где находится исток реки.
    3. Какое течение: быстрое или медленное.
    4. Притоки.
    5. Куда впадает река.
    6. Как река изменяется в разные времена года.
    7. Растения и животные реки.
    8. Использование реки человеком.
    9. Как люди влияют на реку.
    10. Что люди делают для охраны реки.
  1. Результаты работы обсудите в классе. Если потребуется, внесите поправки и дополнения в составленные вами список и описание.

Значение водных богатств и их охрана

Велико значение рек, озёр, морей в жизни человека. Они украшают Землю, радуют нас своей красотой. Люди отдыхают на их берегах. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из рек и озёр люди берут воду, без которой невозможно обойтись ни в быту, ни на производстве.

Реки, озёра, моря должны быть чистыми! К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они.

В сельском хозяйстве применяют удобрения и ядохимикаты. Случается, что этих веществ используется больше, чем требуется. Тогда дождевая вода принесёт часть удобрений и ядохимикатов в реку, озеро или море.

А теперь представь, что водитель помыл в реке свой автомобиль. В воду попали бензин, машинное масло. Нельзя таким способом мыть автомобили, мотоциклы, мопеды и даже велосипеды (некоторые их части тоже смазаны машинным маслом).

Очень часто люди бросают в воду мусор. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое другое. Представь, как опасно это для купающихся людей, особенно для тех, кто ныряет. Никогда не выбрасывай в воду мусор! Не оставляй его и на берегу, откуда он может попасть в воду!

Школьники могут оказать помощь взрослым в охране водных богатств: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных. В этой работе можешь участвовать и ты.

Внимание! Никогда не ныряй в незнакомом месте! На дне могут оказаться разбитые бутылки и другие предметы с острыми, режущими краями.

Проверь себя

  1. Расскажи о значении водных богатств в жизни людей.
  2. Как взрослые и школьники должны охранять реки, озёра, моря? Делают ли это в вашем крае?
  3. Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

Задания для домашней работы

  1. Придумай и изготовь модель, показывающую значение рек, озёр, морей в жизни людей.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Бутылочная почта». А всегда ли ты бережно относишься к водным богатствам своего края?
  3. Если ученики твоей школы участвуют в охране водных богатств, узнай подробнее об их работе. Постарайся принять в ней участие.

Боль природы

«Клад» на дне реки

Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 километров они обнаружили: 14 железобетонных плит, 34 куска рельсов, 112 санок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 36 сковородок, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок. Выводы из этого исследования сделай самостоятельно.

На следующем уроке

Узнаем о важнейших полезных ископаемых своего края, об охране подземных богатств. Будем учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края.

Вспомни, что такое полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые ты знаешь? Какие полезные ископаемые добывают в вашем крае?

Презентация по окружающему миру 4 класс «ВОДНЫЕ БОГАТСТВА НАШЕГО КРАЯ»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ Бутурлиновская СОШ

Устименко Юлия Анатольевна


Карта Воронежской области

Найдите свой район на административно – политической карте Воронежской области.


Наша малая Родина – г.Бутурлиновка

Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем!»


Какие виды водоёмов вы знаете?

РЕКА

ОЗЕРО

КАНАЛ

МОРЕ

ОКЕАН

РУЧЕЙ

ПРУД

БОЛОТО

ВОДОХРАНИЛИЩЕ


На какие группы можно разделить водоёмы?

ВОДОЁМЫ

Естественные

Искусственные

Создал человек

Создала природа

Река, озеро, море, океан,

болото, ручей

Пруд, канал, водохранилище


Части реки

Части реки.

Левый берег

Правый берег

На своём пути река встречает другие речки

и ручейки, которые впадают в неё и отдают

свою воду. Они называются притоками .

Если смотреть в сторону течения реки,

то справа будет правый берег,

а слева – левый.

Русло –это углубление, по которому

То место, где река впадает в другую

течёт река.

реку, в озеро или море, называют устьем .

У реки есть правый и левый берега .

Как их определить?

Как называют начало реки?

Что такое устье реки?

Что такое русло реки?


Какое значение имеют водоёмы для природы и человека?

Для питья и

приготовления пищи

Для хозяйственных

нужд человека

Дом для животных

и растений

Для работы

заводов и фабрик

Место отдыха


Карта г.Бутурлиновка

  • Рассмотрите карту г.Бутурлиновка, найдите и покажите водные ресурсы нашего города.
  • Как называется река в нашем городе?
  • Что вы знаете о ней?

Река Осередь в Бутурлиновке

Река Осередь - левый приток Дона. Течет с северо-востока на юго-запад по Калачской возвышенности и впадает в Дон в городе Павловске-на-Дону. Река начинается в 4 километрах к востоку от города Бутурлиновка в заболоченной балке. Общая длина равна 89 километрам. Левее реки Осередь на юг распространяются степи, а правее вдоль реки шириной 10–12 километров тянется Шипов лес. В нём преобладают преимущественно лиственные деревья, большей частью дубы.

р. ОСЕРЕДЬ

Шипов лес это памятник природы; наиболее значительная по площади 35,6 тысяч га - островная дубрава. Шипов лес имеет большое защитное и водоохранное значение - находится под охраной.

Наиболее заметные притоки слева, ручьи - Гаврило и Данило. Ледостав с декабря по март. Река протекает по условной границе степной и лесостепной зоны. Правый берег более высокий, достигает отметки 187 метров.


Лекарственные растения реки Осередь

МАТЬ - и - МАЧЕХА

МЯТА

БЕССМЕРТНИК

КРАПИВА

ПОДОРОЖНИК

ДУШИЦА




Как люди влияют на реку

1. Общее состояние реки далеко неблагополучное. Начатая очистка реки в 1984 году не завершена. Ил выброшенный на берег реки смывается с талыми и осадковыми водами обратно в реку, заиливая реку. В результате этого река обмелела, произошло заболачивание поймы реки, Осередь заросла осокой и камышом. Очистка реки проводимая в 2007 году несколько улучшила положение реки. На некоторых участках она стала более глубокой.

2. Также неблагоприятное влияние на реку оказывают нерадивые жители, выбрасывая бытовой мусор, металлолом, навоз на берег реки и непосредственно в саму реку

3. Некоторые автолюбители моют свои машины на берегу реки Осередь. Из-за чего нефтепродукты попадают в воду, тем самым загрязняя её.


Рефлексия

  • На сегодняшнем уроке я узнал..
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…