Как правильно настроить переключение передач на велосипеде. Переключение передач на велосипеде: как настроить

Переключатель скоростей на велосипеде предназначен для изменения нагрузки, требуемой для полного оборота колеса. На практике велосипедист, изменяя передаточную скорость, меняет частоту вращения педалей. Каждая передача будет максимально эффективна для своего типа местности. Переключатель скоростей может быть различным (в зависимости от вида механизма, заложенного в его основу). Бывают они следующих видов: механизмы с внешним переключением передачи, механизмы с внутренним переключением передачи, смешанные механизмы.

Переключатель скоростей на велосипеде с внутренним переключением передачи

Этот тип переключателя характеризуется тем, что здесь, в отличие от внешнего, механизм передачи спрятан в задней втулке, в которой и осуществляются все действия по изменению скоростей. Как правило, с таким типом механизма на сегодняшний день выпускаются дорожные и Хотя иногда такой тип передач можно увидеть и на горных "великах".

В связи с тем, что механизм закрыт металлом, его достоинствами являются: износостойкость и долговечность, защищенность от плохих погодных и дорожных условий, встроенный тормоз, а также простота обслуживания. Недостатком такого типа механизмов являются понятные сложности с ремонтом в дороге, когда нет специального инструмента. Также не особенно радует очень интенсивное трение узлов механизма. К тому же, подобного плана изделия достаточно тяжелые, что повышает вес вашего велосипеда в целом.

Переключатель скоростей на велосипеде с внешним переключением передачи

Это самый распространенный вариант на современных велосипедах (классический механизм). Он предусматривает сразу два переключателя передач: передний и задний.

Передний попросту перебрасывает цепи со звезды на звезду. Этот механизм также может иметь ряд вариантов, которые отличаются следующими вещами:

1) по способу крепления к раме (с помощью хомута или зажима каретки);

2) разным может быть угол установленного переключателя относительно рам;

3) тросик привода может в разных вариантах крепиться к механизму (с нижней или верхней стороны).

Задний переключатель скоростей имеет свою небольшую особенность. Во-первых, именно здесь обеспечивается натяжение цепи. Во-вторых, на этом переключателе сосредоточена основная часть вариантов скорости велосипеда (так называемых звездочек). Если на переднем переключателе только три звезды, то на этом их может быть до девяти в одной кассете (на большинстве современных велосипедов).


В качестве положительных моментов смешанной системы отмечают следующее: небольшой вес, большое число передач, бюджетная цена, простота конструкции, позволяющая самостоятельный ремонт. Однако есть и недостатки: низкая стойкость к погодным и дорожным катаклизмам, меньший срок действия в сравнении с закрытыми механизмами.

Переключатель скоростей на велосипеде со смешанным механизмом

Такой вариант совмещает в себе втулку и классический механизм переключения. Однако беда таких переключателей в том, что их достоинства едва ли покрывают недостатки, унаследованные от обоих типов. По этой причине их весьма редко можно встретить на дорогах.

С течением времени у каждого велосипедиста возникает необходимость замены переднего переключателя скоростей. Это может быть по нескольким причинам: переключатель вышел из строя, стал плохо работать (образовались люфты), или же просто собрались поменять перекидку на более хорошую. И после того как вы решились купить новый, возникает закономерный вопрос: как правильны выбрать передний переключатель скоростей велосипеда, на какие параметры следует обращать внимание, и какой из них лучше. В этой статье мы рассмотрим основные характеристики передних переключателей, их конструкцию и принцип действия.

Передний переключатель велосипеда состоит из нескольких деталей: хомут, для крепления перекидки на раму, параллелограмм с пружинами, регулировки крайних положений L и H , болта-фиксатора тросика и направляющей рамки.

Передний переключатель скоростей велосипеда работает по следующему принципу: при переключении скоростного режима на манетке, происходит натяжение или ослабление троса (в зависимости от того, увеличиваете вы скорость или уменьшаете). Трос приводит в движение параллелограмм, на котором закреплена направляющая рамка. Она давит на цепь внешней или внутренней стороной (зависит от того на какую скорость вы переключаете) и сталкивает цепь на нужную вам звезду. Если вы уменьшаете скорость, то уменьшается натяжение троса, и рамка под воздействием пружины смещается в сторону рамы, сталкивая цепь на меньшую звезду. В случае увеличения передачи, трос натягивается, и рамка, смещаясь от рамы, давит на цепь, которая, цепляясь за специальные штыри и выступы, (расположены на внутренней стороне 2 и 3 звезд) перескакивает на более крупную звезду системы.


Как работает переключатель можно посмотреть на данном видео.

Как вы могли заметить, конструкция и принцип действия передней перекидки не слишком уж сложны. Все основывается на банальной грубой силе. Но не каждый переключатель подойдет к определенному велосипеду. Далее мы рассмотрим, чем отличаются передние переключатели скоростей велосипеда.

Выбираем передний переключатель по параметрам

Перед тем как купить передний переключатель для велосипеда следует определиться с параметрами и выбрать тот, который на 100% подойдет к вашему байку. Таких параметров несколько.

Способ крепления переключателя

На данный момент существует три способа крепления переднего переключателя: при помощи хомута на трубу рамы, установка на специальную площадку («Braze-on») или на каретку велосипеда («E-type»). Последние два типа встречаются очень редко и являются стандартами.


Крепление переключателя хомутом к раме имеет 3 стандарта (зависит от толщины трубы рамы велосипеда): 28.6, 31.8, 34.9 мм. Некоторые переключатели имеют в комплекте специальные прокладки, которые могут вставляться внутрь хомута, тем самым давая возможность устанавливать переключатель на рамы с меньшим диаметром подседельной трубы. Плюс ко всему бывают модели передних переключателей с верхним и нижним хомутом.


Направление подвода тросика

На велосипедах встречается несколько способов проводки троса от руля к переключателю скоростей. Обычно их два: по нижней трубе треугольника, под кареткой, или же по верхней трубе рамы.



Соответственно переключатели бывают с нижней тягой, верхней тягой и универсальные. Большинство переключателей в данный момент на рынке с универсальной тягой, но все же перед покупкой данный параметр следует уточнить.


Параметры системы звезд

Выбор переднего переключателя не заканчивается подбором по способу крепления и направлению подачи троса. Передние перекидки разрабатываются под определенные параметры системы передних звезд, о которых мы поговорим ниже.



Советуем вам, определившись с моделью переключателя, найти в интернете на него инструкцию и сверить все пункту перед покупкой. Ниже мы приведем, в качестве примера, небольшой скрин из спецификации к переднему переключателю.


Использование систем переключения одного производителя

На сегодняшний день самыми крупными и распространёнными производителями передних переключателей для велосипеда являются две фирмы: Shimano и SRAM. Поэтому возникает вопрос можно ли использовать, например, манетку от Shimano , а переключатель от SRAM или наоборот. Ответ – лучше не стоит. Это связанно с тем, что системы от шимано и срам при переключении передач смещают тросик на разное расстояние. Например, у переключателей Shimano за одно переключение тросик смещается приблизительно на 5 мм, а у SRAM – на 2,5 мм. Если используете переключатели от шимано, то и манетки стоит выбрать от данного производителя.

Какой передний переключатель скоростей лучше

Как говорилось ранее, самыми популярными переключателями передач являются продукты от Shimano и SRAM . По сети и на форумах постоянно пылают споры, у какой же фирмы переключатели скоростей лучше. Ответ прост: и те и другие одинаково хороши, с учетом, что они одного уровня. Чем выше уровень, тем более четко будет работать переключатель при загрязнении и под нагрузкой. Картинки с таблицами, в которых проиллюстрировано разделение переключателей по уровням представим ниже.

Здесь, как говорится, принцип простой: выбирайте максимально высокий уровень переднего переключателя, который вы сможете потянуть по бюджету. Хотя, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, то Shimano Alivio или Acera (или переключатель от SRAM того же уровня) будет вполне достаточно. Они не сильно дорогие и в тоже время достаточно надежные.

Разница систем переключения передач заключается в другом. Компания Shimano для своего оборудования в большинстве своем использует триггерные двухрычажные манетки (rapidfire), хотя есть и исключение в виде серии Tourney, а SRAM предпочитает тип вращающейся ручки (grip shift). У каждого велосипедиста есть свои предпочтения, так что стоит на это обратить внимание.


После того как вы выбрали и купили нужную вам модель следует скоростей, что вы можете сделать перейдя по ссылке.

Заключение

Выбор переднего переключателя скоростей велосипеда очень важное мероприятие, так как от его правильности зависит простота настройки, четкость переключения, и комфорт при езде. Поэтому прочитав данную статью можно сделать несколько выводов: выбирать манетки и перекидку одного производителя, перед покупкой ознакомиться с инструкцией к переключателю и сравнить все параметры, подобрать лучший переключатель, который потянет ваш бюджет.

Рубрики

Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.

В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для сайт расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.

Причины нечеткого переключения скоростей.

Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:

  • Во-первых - попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу - выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
  • Во-вторых - износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
  • В-третьих - можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм - старая на большее расстояние.

Простой вариант настройки переключения скоростей.

Подойдет тем, кто:

  • проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
  • сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется "доводка" заводской настройки переключения скоростей).

Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.

  1. Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации - на цифру 1;
  2. Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой - немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
  3. Если все заработало как надо - переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой - вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
  4. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла - повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  5. Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.

Продвинутый вариант настройки переключения скоростей.

Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:

  • троса переключения;
  • оплеток троса переключения;
  • звезд;
  • цепи;
  • кронштейна заднего переключателя (петух);
  • самих переключателей;
  • манеток переключения.

A. Настройка заднего переключателя.


  1. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
  2. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе - проделайте с ним сходную операцию;
  3. Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка - данную операцию можно не проделывать;
  4. Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
  5. Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  6. Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь - можно переключать передачи не вращая педали;
  7. При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу - увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью - ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  8. Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
  9. Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой - ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью - ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  10. Установите цепь на велосипед;
  11. Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды.

Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. - 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. - 9-10мм.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.

Б. Передний переключатель.



  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
  4. Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах. Расстояние между нижней кромки наружной пластины и зубцами на наибольшей звезде должно быть равно 3 мм;
  5. Вращая регулировочный винт с маркировкой L(ограничитель переключения скоростей) установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  6. Выбрав слабину троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  7. Переключите передний переключатель в положение, когда цепь находится на самой большой звезде спереди;
  8. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой большой звезде;
  9. Вращая винт регулировки натяжения троса на корпусе манетки переключения установите зазор между внутренней пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается;
  10. Переключите задний переключатель так, чтобы цепь находилась на самой маленькой звезде;
  11. Вращая регулировочный винт с маркировкой H установите зазор между наружной пластиной рамки переключателя и цепью равным 0-0,5 мм. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор уменьшается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор увеличивается.

Возможные проблемы при настройке:

  • Если цепь спадает на сторону шатуна - поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
  • Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую - натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
  • Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
  • Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
  • Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю - увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.

Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.

Механическое повреждения узлов.

Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:

  • деформация лапки заднего переключателя;
  • деформация рамки переднего переключателя;
  • деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
  • деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
  • деформация звёзд на кассете или шатунах;
  • повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
  • смещение колеса в раме велосипеда.

Как понять, что что-то погнулось и поломано?

  • Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
  • Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
  • Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
  • Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
  • Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.

Что делать?

В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.

Можно ли продолжить ездить на велосипеде?

Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач - некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.

Катайтесь на здоровье.


Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из .

Отличного выбора!

Переключатель скоростей на велосипед является компонентом трансмиссии, который непосредственно служит для переключения скоростей. Правильная регулировка скоростей является важной составляющей комплексного подхода комфортной и безопасной езды на велосипеде. Далее поговорим о том, для чего нужен переключатель скоростей на велосипед, какие виды бывают, как настроить и как правильно переключать скорости на велосипеде.

Переключатель скоростей на велосипед, какие виды бывают

Переключатель скоростей на велосипед является компонентом трансмиссии, который непосредственно служит для переключения скоростей. Переключение скоростей для велосипеда – это очень важная и порой очень необходимая функция для велосипеда, которая позволяет эффективно распределять энергию, затрачиваемую на усилие, направленное на нажатие педалей, и частоту их вращения.

Передаточное соотношение между колесом и педалями, которое изменяется, и позволяет происходить этому распределению.

Существует несколько видов переключателей:

  • механизм внешнего переключения;
  • механизм внутреннего переключения;
  • комбинированный механизм.

Рассмотрим их поподробнее.

Механизм внутреннего переключения

В переключателях такого типа используются планетарные втулки. В данном случае, механизм переключения спрятан внутри задней втулки, что обуславливает наличие одной звезды на переднем колесе, цепи, и одной звезды на заднем колесе.

Нынешние планетарные втулки имеют различное количество передач (от трех до четырнадцати), также могут иметь встроенный тормоз.

Такие механизмы в основном применяются на прогулочных и дорожных велосипедах, очень редко на горных.

Рассмотрим достоинства таких переключателей:

  • повышенная сопротивляемость погодным и дорожным условиям (детали механизма находятся в корпусе);
  • наличие встроенного тормоза;
  • они достаточно надежны и долговечны;
  • такой механизм позволяет переключать передачи, не вращая педали;
  • достаточно простое обслуживание.

Однако такие механизмы имеют и недостатки:

  • достаточно большой вес;
  • может происходить усложнение движения из-за сильного трения узлов;
  • в походных условиях ремонтировать механизм невозможно.

Механизм внешнего переключения

Эти переключатели используются гораздо чаще на велосипедах. Переключение передач происходит с помощью двух переключателей: заднего и переднего. Рассмотрим каждый из них поподробнее.

Передний переключатель

Его конструкция позволяет перебрасывать цепь с одной на другую на передних звездах. Работает он так: внутри есть перемещающаяся рамка, через которую проходит цепь.


Когда нужно переключить скорость, происходит перемещение этой рамки (она становится над нужной звездой) и соответственно перемещение на звезду цепи.

Есть несколько параметров, по которым отличаются передние переключатели:

  • Существует несколько способов крепления их к раме. Первый способ – это использование хомутов для того, чтобы прикрепить переключатель. Также можно использовать второй способ (особенно для рам с нестандартной геометрией) – зажимать пластину, которая удерживает переключатель картриджем или кареткой.
  • Также могут быть различными углы установки переключателя относительно рамы (следует выбирать правильно и точно этот параметр, чтобы вы могли корректно переключать передачи).
  • Еще одним параметром, который может отличаться, является способ крепления тросика. Его можно подводить к переключателю сверху или снизу (есть модели, которые в своей конструкции имеют оба способа подключения).

Для всех передних переключателей является невозможным перебрасывание цепи под нагрузкой. Конечно, практически все производители пытаются найти решение, однако появляющиеся системы дорогие и, зачастую малоэффективные.

Задний переключатель

Он выполняет ту же работу, что и передний, однако имеет больше звезд (до девяти), также в его конструкции имеется специальная рамка, которая обеспечивает натяжение цепи.


Такие переключатели также отличаются по определенным характеристикам:

  • Для каждого типа велосипеда свой задний переключатель.
  • Фиксированный размер самой большой звезды.
  • Различное удлинение троса при перемещении переключателя (его шаг).
  • Емкость переключателя (разница между размером самой большой и самой маленькой звезд).
  • Тип тяги (прямая либо обратная тяга).
  • Тип крепления (при помощи петуха либо прямо к раме).

Плюсы таких переключателей:

  • простая конструкция;
  • маленький вес;
  • небольшая цена;
  • количество передач у таких переключателей много.

Минусы таких переключателей:

  • сильное влияние внешних факторов;
  • большой износ цепи;
  • частое обслуживание переключателя;
  • большая вероятность поломки, если велосипедист падает;
  • переключение передач невозможно, если велосипед стоит.

Комбинированный механизм переключения передач

Такие механизмы являются гибридами обычного механизма переключения и планетарной втулки.

Такие механизмы в большинстве случаев устанавливают на городские велосипеды. На других типах велосипедов они не получили свое распространение, так как обладают всеми недостатками, которые имеют механизмы внутреннего и внешнего переключения.

Переключение скоростей на велосипеде — когда необходимо?

Давайте разберемся, как правильно и когда необходимо выполнять переключение скоростей на велосипеде, т.е. выясним принцип переключения скоростей.

У большинства велосипедов в своей конструкции есть две-три ведущие звезды, которые находятся спереди, и семь-десять ведомых звезд, которые находятся сзади.

Нумерация передних звезд идет от маленькой к большой, а нумерация задних – от большой к маленькой. Рассмотрим, как происходит переключение скоростей на велосипеде, три звезды спереди и восемь звезд сзади:

  • Большая передняя звезда используется в том случае, если вы едете по ровной хорошей дороге, и вам на встречу не дует сильный ветер. Эта звезда предполагает использование ведомых звезд под номерами 4-8.


  • Средняя ведущая звезда предназначена для езды по грунтовой дороге, песку и неровному асфальту. Ведомые звезды, которые с ней используются, это номера 2-6. Эта звезда позволит вам кататься, если встречный ветер достаточно силен.


  • Маленькая передняя звезда предназначена для подъема на горку, а также, если вы едете по грязи, либо песку, болотистой почве, густой траве. Номера задних звезд, которые используются вместе с ней – это 1-5.


Неправильная эксплуатация этих механизмов, сокращает их срок службы. К примеру, если вы допускаете сильный перекос цепи.


При выборе передач, следует помнить про понятие “каденс”. Это слово обозначает — с какой частотой вращаются ваши педали велосипеда. Каденс зависит от количества оборотов в минуту. Для комфортного передвижения, он должен быть равен где-то 80-110 оборотов в минуту.

Следовательно, выбирать передачи стоит так, чтобы каденс держался около 80-110 оборотов. При старте не следует сразу брать высокие передачи.

Лучше разогреть мышцы на легких скоростях и дойти до комфортного каденса, а потом можно и переключать передачи выше. С повышением опыта езды, вы научитесь интуитивно чувствовать, какую передачу и когда необходимо переключать.

Как правильно переключать скорости на велосипеде: несколько практических советов

Каждый велосипедист должен знать, как правильно переключать скорости на велосипеде. Правильное переключение скоростей позволит вам при меньших усилиях ездить намного быстрее и комфортнее и к тому же, это увеличит срок службы звезд и цепи.

Первое что хотелось бы отметить – это, всегда подбирайте передачу так, чтобы было легко крутить педали (каденс 80-110 об/мин).


Итак, что же нужно знать для правильного переключения скоростей велосипеда?

Современные велосипеды имеют цепную трансмиссию. Это значит, что когда велосипедист крутит педали, то он передает усилие с педалей на шатуны, а после на звезды системы, которые расположены на переднем колесе (ведущие), и затем, соответственно, на ведомые звезды кассеты. Заканчивается усилие на раскручивании колеса.

Если рассматривать переключение скоростей, то суть состоит в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. Конечно, подбирая при этом правильный размер звезды.

Давайте на примере рассмотрим правильный алгоритм переключения скоростей. Ставим среднюю звезду спереди и трогаемся с места. Передачу подбираем задним переключателем, с учетом того, чтоб не было большой нагрузки на ноги.

Если дорога пошла в гору, значит, перекидываем цепь на большую звезду спереди. Такой принцип действий осуществляем с низкими передачами, когда едем в гору, и уже не хватает диапазона кассет, при включенной средней передней звезде, то переходим на малую.

Самое главное, запомните, что рабочей передней звездой является средняя, только с нее не будет существенного перекоса цепи. Если при езде на велосипеде будете учитывать все вышесказанное, то трансмиссии хватит на весьма долгий срок.

  • Скорость велосипеда переключается только во время движения.
  • Если вы переключаете скорости, то перед этим следует снизить давление ног на педали велосипеда.
  • Если у вас на маршруте горка, то лучше переключить скорость перед подъемом.
  • Переключение скоростей должно происходить постепенно, не следует перескакивать через несколько скоростей.
  • И самое главное, следите, чтобы не допускался большой перекос цепи, так как это существенно снизит ее срок эксплуатации.

Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете повысить свой уровень катания, а также езда на велосипеде не превратиться для вас в мучение.

Как настроить переключение скоростей на велосипеде

Со временем у каждого велосипедиста случаются неполадки с переключением скоростей. Либо не можете переключиться с одной передачи на другую – перескакивание через пару звезд либо вообще не получается осуществить переключение. Вот тут появляется необходимость в осведомленности, как настроить переключение скоростей на велосипеде.

Настройка скоростей на велосипеде совсем несложная процедура (хотя на первый взгляд и кажется таковой). Если вы настраиваете два переключателя, то начинать делать это следует с заднего.

Как настроить задний переключатель

Для начала вы должны убедиться, что он не погнут (натяжитель цепи находится параллельно звездам кассеты). Теперь приступим к регулировке.

На большой скорости цепь должна быть на маленькой звезде кассеты. В такое положение все и выставляем. Для регулировки нам необходимо найти два винта (на рисунке они обозначены H и L).


Винт H необходимо подкрутить так, чтобы ролик переключателя был выставлен на одну линию с маленькой звездой. Точно также следует закрутить винт L – ролик должен выровняться с большой звездой.

После этого натягиваем трос (на манетке стоит максимальная скорость). Он должен точно лечь в канавку возле фиксирующего болта (цифра один на картинке). Теперь его следует затянуть.

Закрепляем трос с натяжкой. Проверьте, хорошо ли включаются высокие передачи. Если нет, то ослабьте тросик регулятором (обозначен цифрой два). Также проверьте, хорошо ли сбрасываются скорости (если плохо, то натяните трос, откручивая при этом регулятор натяжения).

Последним пунктом в регулировке заднего переключателя будет установка плавности при переключении скоростей. Для этого необходимо поставить цепь на маленькую звезду спереди и на большую сзади.

Винт натяжения (обозначен цифрой три) следует подкрутить так, чтобы на заднем переключателе верхний ролик был на самом возможно близком расстоянии от звезды, однако не прикасался к ней.

Теперь поставьте цепь наоборот (спереди на большую звезду, а сзади на маленькую) – ролик тоже не должен касаться звездочки кассеты.

Как настроить передний переключатель

Его регулировать проще, однако перед настройкой убедитесь, что он правильно закреплен. Выставим минимальную скорость, ослабим натяжение троса, и покрутим винт L. Между рамкой и цепью должен быть зазор в один миллиметр.


Теперь трос следует закрепить винтом (цифра четыре на картинке). Должно быть хорошее натяжение и при этом он должен лечь в специальную канавку возле винта.

Теперь выставим максимальную скорость и проделаем то же для винта H. Добиваемся зазора в один миллиметр. Регулируем до той степени, пока цепь будет хорошо перекидываться на большую звезду.

Теперь вы можете прокатиться на велосипеде. Если идет плохое переключение на меньшие звезды, то следует покрутить регулятор натяжения тросика (находится на манетке на руле) для его ослабления.

Эту же действие следует сделать, если происходит плохое переключение на большие звезды (только тросик следует натянуть).

Вот и все надеемся, что у вас все получилось!

У большинства современных райдеров установлены два переключателя скоростей на велосипед. Конечно, их может и не быть, а у некоторых прогулочных моделей он только один, да и выглядит нестандартно, так как находится внутри планетарной втулки. Тем не менее, с переключателями так или иначе знакомы все.

Скоростные велосипеды

Откуда пошли переключатели? Идея сформировать удобную для управления трансмиссию реализовалась в начале двадцатого века, но система была не особо удобной – с каждой стороны заднего колеса было по звёздочке, и чтобы «перекинуть» скорость, необходимо было буквально перенести цепь с одной звёздочки на другую.

Такой механизм остался бы стандартом (на практике к тому же неиспользуемым, так как ему на смену пришли планетарные модели), если бы не спортивные дисциплины. В 1950-х годах итальянец Туллио Компаньоло изобрел и впервые опробовал на практике современный задний переключатель.

Конструкция и работа

Принцип переключения передачи, по сути, очень прост. Оба устройства – это рамки, которые, управляясь через приводной тросик манеткой (ручкой переключения), смещают своё положение относительно звёзд на системе или задней втулке, передвигая с собой велосипедную цепь.

На первых взгляд, тривиальная задача осложнена многими факторами:

  • большой нагрузкой на трансмиссию – современные передние и задние переключатели предъявляют высокие требования к материалам;
  • точностью позиционирования – небольшие ошибки в позиции рамки (и, соответственно, цепи) могут приводить к быстрому повреждению цепи и звёзд путём некорректного переключения;
  • тонкостью механизма – в современном устройстве более двух десятков элементов, каждый из которых должен быть практически идеально позиционирован и работать под нагрузкой.

Современные модели – это тонкие механизмы, которые требуют серьёзной разработки и не менее серьёзного обслуживания.

Рассмотрим данные устройства подробнее. Не следует забывать, что и задний, и передний переключатель имеют свои ограничения по типам крепления и размерам допустимых звёзд в трансмиссии. Задние рамки, кроме того, ограничиваются по общей длине.

Передний переключатель

Передний переключатель скоростей для велосипеда – более простой из двух, но и, как ни удивительно, чуть более редкий. Есть целый класс моделей (старые спортивные и туристические, прогулочные и круизеры), в которых не используется данный элемент. Обычно это делается с целью упрощения конструкции или удешевления велосипеда.

Обычно устройство состоит из нескольких элементов:

  • рамка переключателя – основной элемент, который работает при переключении, сквозь него проходит цепь;
  • параллелограммный механизм – набор сочленений, позволяющий рамке двигаться в пространстве, не отклоняясь от вертикальной оси трансмиссии;
  • крепление к раме.

Креплений бывает несколько:

  • Хомут на раму – самый простой и распространённый. Есть некоторый риск ошибиться в диаметре хомута, но эта ошибка легко исправляется заменой или дополнительными проставками. Есть несколько креплений на хомуты, с одним, двумя и тремя точками крепления. Кроме того, такие крепления могут различаться по точке завода тросика в механизм.
  • E-Type – предложенная Shimano и ставшая де-факто стандартом система крепления к кареточному узлу системы. Применяется на двухподвесах и иных велосипедах со сложной конфигурацией труб рамы.
  • Болтовое крепление к раме – достаточно редкое, но очень надёжное крепление, когда на раме уже предусмотрено посадочное место.



Винты настройки переднего переключателя Shimano

Задний переключатель

Задний механизм несколько сложнее переднего. Его ход больше, а точка крепления опаснее.

Состоит он из следующих элементов:

  • рамка переключателя;
  • параллелограммный механизм – в отличие от переднего, здесь пружина намного крупнее и заметнее, чтобы обеспечивать больший ход;
  • крепление к раме (включая петух);
  • верхний и нижний ролики – они отвечают за направление цепи в рамку и за корректную её протяжку обратно в трансмиссию.

Задний переключатель находится в намного более подверженном повреждению месте, и точка его крепления через петух стала де-факто стандартом. Петух – это небольшой элемент, держатель переключателя, устанавливающийся в паз на пере (крайней трубе рамы), и который можно легко заменить. Его основная функция – защита переключателя. В случае получения удара в область заднего крепления петух становится там слабым местом, которое сломается, уберегая от приёма всей нагрузки раму и переключатель.

Обслуживание и настройка

Переключатели – одни из самых тонких в настройке элементов велосипеда. Минимальные допуски и фатальный эффект некорректной настройки на цепь и звёзды – всё это резко повышает важность корректной настройки.

Так как ход сейчас уже стандартизирован, у велосипедистов чуть меньше забот при настройке. Раньше необходимо было работать ещё и с натяжением тросика. Сейчас главное – это выставить корректное положение крайних точек переключателя.

Делается это с помощью болтов H (High, высокое положение) и L (Low, низкое положение). Цепь перекидывается сначала на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади, и при постоянном наблюдении, с помощью винта H, велосипедный переключатель скоростей выставляется таким образом, чтобы плоскости звезды, цепи и рамки переключателя стали параллельными. Затем аналогичная настройка производится для других крайних звёзд с помощью болта L.

Существует много препятствий, которые могут помешать простой настройке переключателей, и которые потребуют более серьёзного вмешательства, которое сделать своими руками уже проблематично:

  • повреждение любой рамки;
  • несоответствие набора звёзд ёмкости переключателя;
  • повреждение рамы или петуха;
  • несоответствие тросового привода.

Лучше избегать данных проблем до начала настройки.



Настройка с помощью винтов

Ёмкость переключателя

Ёмкость переключателя – это значение, вычисляемое как сумма диапазонов наборов звёзд, т.е. формула для вычисления = (Зубьев на большой звезде спереди – Зубьев на малой звезде спереди) + (Зубьев на большой звезде сзади – Зубьев на малой звезде сзади). После нехитрых вычислений появляется значение в диапазоне от 10 до 50, которое уже можно использовать при поиске нужной модели.

Физически, разница эта – в длине рамки, находящейся между двумя роликами заднего переключателя, и возможность её отклонения становится определяющей в дельте размеров звёздочек. Снизу этот показатель жестко ограничен допуском в 10 единиц.

Приводы Shimano и SRAM

В мире переключателей есть два де-факто монополиста. Как минимум, в области стандартов. Бывают, конечно, уникальные вещи от Specialized и других VIP-марок, но большинство байков оснащается аксессуарами по стандартам этих двух производителей.

Shimano продвигает свои типы креплений. В первую очередь, это практически признанный за всеобщий стандарт E-Type с креплением на кареточный узел. SRAM, в свою очередь, предлагает несколько видов креплений на раму.


Основное же отличие и главная причина несовместимости при замене устройств от Shimano и SRAM – это «передаточное число» тросика от манетки, установленной на руле. В случае SRAM сдвиг на одну позицию означает движение тросика на 2.5 мм, а в моделях от Shimano этот сдвиг составляет 5 мм движения троса. Таким образом, эти виды устройств не могут быть взаимозаменяемыми.

К слову, до сих пор нет единого мнения о том, какой стандарт эффективнее. Одни отмечают, что ход Shimano более чёткий, а другие – что SRAM надёжнее и легче в эксплуатации. Какие мнения более «правдивы», решает только практика.

Выбор и покупка

Хотя, как и всегда, основным фактором являются деньги, при выборе переключателя не следует забывать о нескольких технических характеристиках:

  1. Тип крепления.
  2. Ход тросика.
  3. 3Ёмкость.

Сколько стоит хороший переключатель? На деле – от 1.5 тысяч рублей. Большинству райдеров совершенно не нужны профессиональные решения с титановыми элементами и защитой, с огромной шоссейной ёмкостью или нестандартным Shadow (конструкция на 30% меньше шириной), которая удорожает модель раза в два-три. Но если цена не важна, выбор меняется разительно. Стоит выбирать только лучшее, подбирать и современные композиты, точно подгадывать ёмкость, чтобы ни единого миллиметра провисания допущено не было.



Переключатель с электрическим приводом

Заключение

Переключатели скорости для велосипеда – пожалуй, самый сложный, хрупкий и тонкий в настройке элемент велосипеда. Тем не менее, современные технологии позволяют выпускать недорогие и доступные устройства, которые служат не один год. Главное, не потеряться в мириадах стандартов, размеров, ёмкостей и дополнительных модулей, которыми щедро наполняют рынки десятки производителей.

Есть разные виды переключателей, но принцип работы их описать достаточно просто. В этой статье мы коснулись текущего стандарта, а о планетарных и иных механизмах логичнее будет написать отдельно.

По данным комплектующим есть ряд стандартов, и они более жёсткие, чем типоразмеры других элементов велосипеда, что упрощает замену и обслуживание. Идеального же изделия так и нет. Выбор всегда остаётся за велосипедистом, и делать его нужно из индивидуальных предпочтений, модели велосипеда, финансовых и физических возможностей.