Интервью с элоном маском на русском. Илон Маск: «Быть мной не так уж интересно

Андерсон : В некотором смысле вы собираетесь купить поездку на Марс.

Маск : Верно. Поэтому я начал считать, сколько это будет стоить. Космический корабль, коммуникации, эксперимент с теплицей: я выяснил, как сделать это в относительно небольших масштабах. Но все уперлось в ракету - устройство, которое отнесет нас с Земли на Марс. Самая дешевая американская ракета, которую я могу построить, обойдется в 65 миллионов долларов, и мне нужно минимум две.

Андерсон : Получается, 130 миллионов долларов.

Маск : Да, плюс все остальное, что означало бы трату всего, что я сделал на PayPal - и если бы возникли дополнительные расходы, пришлось бы искать деньги и на них. Поэтому я трижды съездил в Россию, в 2001 и 2002 годах, чтобы посмотреть, в какую сумму мне обойдется покупка двух межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Без ядерного оружия, конечно же.

Андерсон : Ага.

Маск : Они бы обошлись мне 15-20 миллионов каждая. Это уже получше. Но я пришел к выводу, что единственная причина дешевизны МБР - то, что они уже сделаны. Они просто никому не нужны были. Новые по такой цене вы уже не сделали бы. И внезапно я осознал, что вся моя идея глубоко испорчена. Реальная причина, по которой мы не собирались на Марс, это не отсутствие национальной воли, а отсутствие дешевой и доступной ракетной техники. С точки зрения американского народа финансово нецелесообразно было лететь на Марс.

Андерсон : И вместо того, чтобы покупать ракеты для благотворительной миссии, вы осознали, что вам нужно начать бизнес и сделать все это более выгодным.

Маск : Нам нужно было поставить ракетную технику на ноги и направить на активное развитие. В ходе подготовке к «Марсианскому оазису», я разговаривал с рядом людей, связанных с космической индустрией, и сделал выводы, кто был технически подкован, а кто нет. Поэтому собрал на основе этих наблюдений команду, и в течение нескольких выходных мы решали вопрос того, как строить ракеты более эффективным образом. Первое, к чему мы пришли: нам ничего не мешает. Ракетные технологии с 60-х годов никак не продвинулись, а возможно и вовсе деградировали. Мы решили обернуть эту тенденцию вспять.

Андерсон : И вы это сделали.

Маск : Шесть лет спустя после старта нашей компании, мы запустили первую ракету Falcon 1 на орбиту в 2008 году. И цена - не стоимость, заметьте, - а полная цена запуска обошлась в 7 миллионов долларов.

Андерсон : Как вам удалось сбить цену настолько?

Маск : Я стараюсь применять подход физика. И физика учит рассуждать, исходя из первых принципов, а не аналогий. Поэтому я сказал: поехали, к первым принципам. Из чего сделана ракета? Аэрокосмический алюминиевый сплав, плюс немного титана, меди и углеволокна. Потом я спросил: сколько стоят эти материалы на рынке? Выяснилось, что стоимость материалов, из которых состоит ракета, составляет примерно 2% от обычной цены - сумасшедшее соотношение для больших механических продуктов.

Андерсон : А если сравнить, к примеру, с машинами?

Маск : Зависит от машин. Для Tesla это 20-25%.

Маск : Я пришел к выводу, что на рынке происходят странные вещи, и у нас получится сделать ракету в разы дешевле обычных методов.

Андерсон : А что на рынке?

Маск : В первую очередь, отвращение к риску в крупных аэрокосмических компаниях. Даже если им доступна лучшая технология, они будут использовать старье, разработанное в 60-х годах.

Андерсон : Я слышал о том, что есть мнение, что вы не можете летать на компоненте, который еще не летал.

Маск : Да, есть огромное предубеждение против риска. Никто не хочет подставлять свой мягкий зад.

Андерсон : Отлично сказано.

Маск : Вообще, я был удивлен. Один из наших конкурентов, Orbital Sciences, подписал контракт с МКС, но их ракеты - это просто курам на смех, серьезно. Они используют российские ракетные двигатели, разработанные в 60-х годах. Я не имею в виду то, что их конструкции сделаны на основе 60-х, они серьезно начали с двигателей, которые были сделаны пятьдесят лет назад на коленке сибирского мужика и украдены в чемоданчике.

Андерсон : Где еще были промахи с эффективностью?

Маск : Еще одно - это тенденция крупных аэрокосмических компаний все делать на аутсорсинге. Вообще, это модно везде, но аэрокосмическая отрасль довела это до абсурда. У них есть подрядчики на аутсорсинге, потом подрядчики для подрядчиков на аутсорсинге, и все это на аутсорсинге и отдается подрядчику. Вам придется пройти длинную галерею подрядчиков, чтобы найти мужика, который делает что-то полезное. И с каждым уровнем расходы увеличиваются.

Андерсон : Сплошная бюрократия?

Маск : Во многих случаях крупнейшим клиентом является правительство, и правительство покрывает все расходы. Компания получает прибыль вне зависимости от того, насколько расточительно работает. Напротив, это является стимулом делать все как можно дороже.

Андерсон : Без бюрократии никуда.

Маск : Это просто бред. Пентагон предпочитает такой подход, чтобы заключать долгосрочный контракт с одним источником, а это означает запирание бизнеса в одной компании. Мы пытались участвовать в торгах за первичный контракт, но это было практически невозможно, поскольку у United Launch Alliance, принадлежащей Boeing и , сейчас эксклюзивный контракт с ВВС США по запуску спутников. Никаких шансов.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Даже если мы будем экономить налогоплательщикам миллиард долларов в год по самым скромным оценкам.

Андерсон : Звучит так, как если бы вы хотели превзойти конкурентов не в качестве, а в цене.

Маск : Послушайте, скорость ракеты всегда будет одинаковой. Удобство и комфорт тоже. Надежность должна быть по меньшей мере не хуже прежней, иначе никто не согласится запускать многомиллионный спутник на орбиту. Таким образом, остается всего один ключевой параметр.

Андерсон : И каков ваш процесс?

Маск : Я сейчас вам кое-что скажу и это самый лучший и эффективный подход: я не верю в процесс. По сути, когда я говорю с потенциальным работником, и он или она начинает сводить все к процессу, я расцениваю это как плохой знак.

Андерсон : Я покраснел.

Маск : Проблема в том, что на многих крупных компаниях процесс заменяет мышление. Вы привыкаете чувствовать себя маленькой деталью сложной машины. Честно говоря, ни умных, ни творческих людей это не удерживает.

Андерсон : И что придумали ваши творческие люди? Что изменилось в базовых технологиях за пятьдесят лет?

Маск : Я не могу вам многого рассказать. У нас практически нет патентов в SpaceX. Наш единственный перспективный конкурент - это Китай, и если бы мы опубликовали свои патенты, началась бы комедия, потому что китайцы использовали бы их как книгу рецептов. Приведу один пример.

Андерсон : Давайте.

Маск : Это касается проектирования фюзеляжа. Если вы задумаетесь об этом, то поймете, что ракета это всего лишь контейнер для жидкого кислорода и топлива - комбинация топлива и обычного фюзеляжа. Обычно, ракетный фюзеляж делается из алюминиевой пластины несколько дюймов толщиной, в которой машинным путем вырезаются дырки. Вы берете большой кусок материала, а потом фрезеруете и убираете все ненужное, что выливается в огромные потери материала. Потом вы будете сворачивать лист в цилиндр, потому что это типичная форма для фюзеляжа. Вот как Boeing и Lockheed делают ракеты, да и остальные тоже. Но это не самый дешевый способ производства, потому что от первоначальной пластины у вас останется небольшой кусок.

Андерсон : И какова альтернатива?

Маск : Похожа на то, как делается большинство самолетов: жесткость обеспечивается добавлением ребер и обручей.

Андерсон : Как алюминиевое оригами - вы точно соединяете пазы и выступы, которые соединяются в жесткую конструкцию.

Маск : Но есть одна загвоздка, поскольку вы не можете построить ракету из пазов, как самолет. Во время полета он испытывает давление от 7 до 10 футов на квадратный дюйм. В случае с ракетой эта цифра увеличивается до 80. Без утечек такая конструкция вряд ли останется.

Андерсон : Точно.

Маск : Подход, который используется для строительства самолетов, не совсем применим к ракетам. Но есть другой способ делать это, который построен на передовой технологии под названием ротационная сварка. Вместо добавления ребер и обручей, вы используете специальную машину, которая смягчает металл с обеих сторон без проникновения в него или плавления. С высокопрочным алюминиевым сплавом ротационная сварка работает куда лучше и бережнее, чем обычная. Вы получаете более жесткую и легкую структуру, чем раньше. И ваши потери составят процентов десять на обрезке краев, разве что.

Андерсон : Ух ты. Почему вы можете об этом рассказывать?

Маск : Причина, по которой я это рассказываю, в том, что никто больше не знает, как построить ракету таким образом. [Смеется]

Андерсон : Давайте поговорим о том, куда все это идет. Вы снизили стоимость запуска ракеты в десять раз. Допустим, вы сможете снизить ее еще больше. Как это изменит игру? Вы открываете новый рынок?

Маск : Именно.

Андерсон : Какие проблески нового рынка вы видите?

Маск : Например, спутники. Есть много применений для спутников, которые включаются в игру со снижением расходов: больше телекоммуникаций, больше вещания, лучшие прогнозы погоды, больше научных экспериментов.

Андерсон : То есть, обычный рынок спутников - но больше и дешевле.

Маск : Куда интереснее перспектива частных космических полетов.

Андерсон : Вы имеете в виду туризм?

Маск : Да, но как по мне, туризм - это уничижительное слово. Можно сказать, что большая часть государственных полетов была туризмом. Моя основная цель, в которую я верю, - основать жизнь на других планетах.

Андерсон : И Dragon, космический корабль, который пристыковался к МКС в мае, это один из многих шагов на пути к пилотируемому полету на Марс.

Маск : Да. Сила двигателей на Dragon такова, что они могут унести судно подальше - то есть оторваться от ракеты с очень хорошей силой. С такой же, которая сравнится по мощи со сверхзвуковым ретро-двигателем для посадки на Марс.

Андерсон : Вы могли послать Dragon на Марс вместо МКС?

Маск : Да, но он бы летел очень медленно, а когда прилетел, не смог бы сесть. Сделал бы кратер.

Андерсон : Проблема в остановке, когда вы добираетесь до пункта назначения?

Маск : Вторая версия Dragon, которая будет готова в три года, сможет это сделать. Но на самом деле, если человечество хочет произвести фундаментальный прорыв и стать мультипланетарным, должна появиться быстрая многоразовая ракета. Без нее космические перелеты будут в два раза дороже, чем должны.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Представьте, что вам нужен был бы каждый раз новый самолет для перелета. Летать смогли бы немногие.

Андерсон : Насколько дорого обходится топливо?

Маск : Стоимость топлива на Falcon 9 составляет примерно 0,3% от всей цены. Посему, если ракета стоит 60 миллионов долларов, топливо обойдется в пару тысяч долларов. Это с реактивным ракетным топливом, которое стоит в три раза дороже обычного реактивного. Следующее поколение ракет могло бы использовать более дешевое топливо, а главное - использоваться повторно.

Андерсон : Вы делаете заявление прямо сейчас, что ли?

Маск : Я надеюсь, что мы сможем представить такую конструкцию в следующем году. Я хотел бы подчеркнуть, что это одна из целей SpaceX - я не говорю, что мы сделаем это. Но верю, что вполне можем. И для человечества это будет достижение, сопоставимое с тем, что сделали братья Райт. Это первое, что нужно сделать людям, чтобы стать космической цивилизацией. Америка никогда не была бы колонизирована, если бы корабли были одноразовыми.

Андерсон : А космический шаттл не многоразовый?

Маск : Многие думают, что он многоразовый, но в основном их выкидывают сразу после полета. Даже те части, которые остаются, настолько сложно переделать, что их перевозка обходится в четыре раза больше того, что за них можно выручить после модернизации.

Андерсон : Это как плыть на колумбовских кораблях, а назад возвращаться в спасательной шлюпке.

Маск : Мы начали тестирование кое-чего под названием Grasshopper Project, это первая стадия Falcon 9, на которой он сможет садиться и взлетать вертикально.

Андерсон : Огромная ракета, которая садится вертикально? Твою ж налево.

Маск : Да, налево. Выходит на орбиту, разворачивается, перезапускает двигатели, устремляется к земле, включает посадочные двигатели и садится вертикально.

Андерсон : Это прям какой-то «Незнайка на Луне». Похоже на то, какими должны быть космические полеты.

Маск : Совершенно верно.

Интервью с Элоном Маском. Хотя в этот же день стало известно об ещё одном поддержанной предпринимателем организации OpenAI по разработке искусственного интеллекта, разговор пошёл не о ней, а о межпланетарных амбициях главы Tesla Motors и SpaceX. TJ выбрал главное из обширного интервью.

О колонизации Марса

Для Маска проект колонизации Марса - это нечто вроде резервного копирования человеческой формы жизни с Земли на другие планеты. «Мы же делаем бэкап нашего жёсткого диска. Почему бы не забэкапить и нашу жизнь?»

Повторно используемую ракету, на которой SpaceX планируют доставлять будущих колонизаторов на Марс и возвращать их обратно, сам Маск называет «Большой ****** ракетой» (Big Fucking Rocket, BFR). По его словам, термин появился благодаря названию вымышленного оружия BFG 9000 из вселенной видеоигры Doom.

Сейчас Маску 44 года, однако отправить первую ракету на Марс он собирается ещё до своего шестидесятилетия. Такая спешка связана с опасениями предпринимателя о том, что из-за непредвиденных обстоятельств старт может отложиться, если исчезнут необходимые для этого технологии - как произошло в своё время с египтянами и их пирамидами или достижениями Римской империи.

На короткое или длинное время откроется окно возможностей, в которое мы сможем создать автономную базу на Марсе - до того, как нечто приведёт технологический уровень развития Земли до состояния, когда это будет уже невозможно. Станет ли база автономной до того, как с Земли перестанут отправляться космические корабли? Я имею в виду, что не думаю, что можно отбрасывать возможность Третьей мировой войны.

Знаете, в 1912 году утверждалось, что наступает новая эра мира и процветания, мол, золотой век, война кончилась. А потом началась Первая мировая война, за ней Вторая мировая война, а дальше - Холодная война. Я думаю, нужно понимать, что есть определённая вероятность начала Третьей мировой войны, и если она начнётся, это будет хуже, чем что-либо до неё.

Представим, что используют ядерное оружие. Я думаю, что может появиться очень могущественное общественное движение против развития технологий. Растёт религиозный экстремизм. Ну, типа, «Исламское государство» же растёт?

Говоря о пригодности Марса для жизни, Маск ещё раз вспомнил о способе воздействия на экосистему красной планеты при помощи термоядерных бомб. Однако стоит ли вмешиваться в жизнь Марса и не нарушит ли это возможной жизни на его поверхности, будут решать сами марсиане - так глава SpaceX называет будущих колонизаторов.

О самоуправляемых машинах

В октябре у Tesla вышло десятое по счёту крупное обновление прошивки, которое дало возможность водителям машин в США включать автопилот. Позднее его и на улицах Москвы, используя американский автомобиль.

Рассказывая о грядущем выходе обновления (интервью бралось в начале октября), Элон Маск говорил об интеллектуальном автопилоте как о какой-то рядовой функции и цитировал американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно ещё неравномерно распределено».

Для Маска уже очевидно, что должно появиться в следующих обновлениях прошивки: автомобиль должен уметь самостоятельно загонять себя в гараж, а также приезжать по вызову к хозяину - если они оба находятся на частной собственности.

Я думаю, это будет интересной штукой для людей. На самом деле, автономные системы будут водить на порядок лучше, чем сами люди. Количество ДТП на километр будет гораздо ниже. С технологической точки зрения, я думаю, до полной автономии [вождения] осталось три года.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX

Маску напомнили о его словах о том, что в будущем, возможно, людям запретят самим садиться за руль, так как это будет гораздо опаснее, чем использование автопилота. Глава Tesla Motors пояснил: возможно, так и будет, но сам он не выступает за подобное изменение законодательства.

Даже 99% уровня стабильности автопилота недостаточно для безопасного движения, отметил Маск. Tesla Motors стремится к 99,99%, и даже в этом случае в определённые критические моменты машина должна успевать передать контроль водителю.

О противостоянии с Apple

В 2015 году первые слухи о разработке автомобиля компанией Apple. Журналистские расследования свидетельствовали о том, что компания Тима Кука переманивает для работы над проектом специалистов из других компаний - в том числе из Tesla Motors. Кадровая война идёт и в обратном направлении: Маск переманивает сотрудников Apple к себе.

1 апреля Tesla Motors подшутила над Apple, опубликовав шуточный пресс-релиз про выход часов Tesla W, которые «не только показывают время, но и дату», а потому станут революционными. «Это ни в коем случае не ответ на то, что делает кое-какая другая компания», - говорилось в конце записи.

В начале октября Маск дал интервью немецкой газете Handelsblatt, в котором Apple «кладбищем Tesla»: «Они берут тех людей, которых мы уволили. Если у тебя не получилось работать в Tesla, ты идешь работать в Apple, и я не шучу». По его мнению, Apple берётся за создание автомобиля, потому что не может добиться значительного успеха, создавая часы или стилус для iPad Pro, однако такая масштабная разработка - это гораздо более сложный проект: «Нельзя просто прийти к поставщику вроде Foxconn и сказать ему: сделайте мне машину».

В интервью GQ Маск уже сменил тон, попросив не воспринимать его уколы в сторону Apple как «пресс-релиз»: «У меня нет интереса в том, чтобы нападать на Apple». Однако в разговоре с журналистом GQ Крисом Хитом (Chris Heath) он снова коснулся этой темы, когда речь зашла о сравнении Маска с гением Стива Джобса.

Я указываю на возникновение нечто вроде популярного стереотипа вокруг фигур Джобса и с недавних пор Маска: с одной стороны, их воспринимают как гениев-визионеров, а с другой стороны их личности полны пороков.

Маск отвечает: «Конечно. В тот единственный раз, что мне удалось встретиться со Стивом Джобсом, он повёл себя как козёл. И все мои знакомые, кто встречался с ним…» Здесь он останавливается и заявляет, что хотел бы забрать свои слова обратно: «Извините. Подождите. Последнее, чего я хотел бы, это ещё больше…»

Несомненно, есть определённая причина для такого рода сомнений, учитывая медиашторм в последнюю неделю из-за его высказываний об Apple - но прежде, чем я задаю ему этот вопрос, я немного продавливаю его на ответ о встрече с Джобсом. Маск объясняет, что Джобсу его представил [бывший глава Google] Ларри Пейдж на одной вечеринке, и что Джобс в тот момент не знал, кто такой Маск, поэтому дело было не в личном отношении. «Не могу говорить о чём-то кроме моего личного восприятия. Это было [единственной встречей с ним]». Если быть точным, за прошедшие годы Маск многократно выражал своё восхищение и почтение тому, чего достиг Джобс, и он ещё раз повторил, что не хотел бы говорить об этом сейчас: «Последнее, чего я сейчас хочу, это возбуждать вражду, знаете. Это не поможет».

Крис Хит, журналист GQ

О скафандре будущего

В январе 2015 года Маск , что до конца года покажет скафандр будущего, в котором астронавты будут отправляться на Марс. Скафандр до сих пор не был представлен, однако корреспонденту GQ удалось на него посмотреть.

По мнению Маска, существующие скафандры обладают рядом эргономических проблем. Например, костюм, использовавшийся в советских кораблях «Союз», имел слишком выступающую заднюю часть: глава SpaceX отметил, что почти всегда этот скафандр демонстрировали при виде спереди - так, чтобы не было видно, как оттопыривается пятая точка у космонавта.

Скафандр будущего должен «выглядеть круто» - как минимум потому, что будущее поколение нужно вдохновить на открытие новых планет, и это сложно представить, если костюмы SpaceX, в котором астронавты отправятся на Марс, будут недостаточно изящными. По словам журналиста GQ, компании удалось избавиться от проблемы «оттопыривающейся» задней части скафандра.

Они выглядят немного как скафандры из фильмов. Если вы видели продвинутые костюмы в фильмах, то [наша разработка] выглядит примерно так. К сожалению, эти штуки [из фильмов] не работают. Они работают только в Голливуде.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX

Space Exploration Technologies (SpaceX) стала первой частной компанией, чей космический корабль Dragon состыковался с МKC. Поэтому ее основателя Элона Маска вполне можно считать первопроходцем частных космических полетов.

Нынешний год у предпринимателя Элона Маска сложился весьма удачно. Обе его компании, Space Exploration Technologies и Tesla Motors, достигли в этом году эпохальных рубежей. SpaceX стала первой частной компанией, которая смогла самостоятельно построить и запустить в космос космический корабль, а также успешно провести от начала до конца его полет, включая состыковку с Международной космической станцией. Тем временем компания Tesla представила публике первый в мире седан премиум-класса с полностью электрическим силовым агрегатом, и этот электромобиль заслужил положительные отзывы в прессе при цене в $49 900.

Как частное лицо, Элон Маск имеет все основания для беспокойства. Этот миллиардер родом из ЮАР в 41 год оказался в довольно зыбком положении. Все его средства вложены в дело, которое может радикально изменить облик нашего будущего - или лопнуть с изрядным грохотом. После создания и продажи системы интернет-платежей PayPal Маск обратился к тем видам деятельности, которые, как ему представлялось, обещали расширить потенциал человечества: электромобилям и доступным космическим полетам.

Но Маск держится вполне хладнокровно. Устроившись за своим столом в штаб-квартире компании SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, он спокойно поведал редакторам Popular Mechanics, как он собирается реализовать свой план по спасению нашей планеты и/или сбежать с нее.

Как опыт, приобретенный при организации компании, занимающейся программным обеспечением, повлиял на ваши подходы к реализации крупномасштабных инженерно-технических проектов?

На мой взгляд, в сфере высоких технологий любые новшества очень быстро берутся на вооружение. Таковы традиции бизнеса в Кремниевой долине: либо вы двигаетесь вперед очень быстро, используя любую возможность для совершенствования своей конструкции или своего технологического процесса, или вы проигрываете конкурентам. Я стараюсь не отклоняться от этих принципов. Я пережил немало моментов, когда моя компания оказывалась на грани смерти. Это случалось еще в истории моей первой компании Zip2 (которая разрабатывала программное обеспечение для онлайн-публикаций и была куплена подразделением AltaVista компании Compaq в 1999 году за более чем $300 млн) и в истории компании PayPal.

Если с космическим кораблем Dragon возникнут проблемы или сбыт электромобиля Model S окажется не таким уж успешным, компании, производящие эту технику, будут обречены на гибель. Помогает ли опыт руководства предыдущими компаниями, которые находились «на грани смерти», не страшиться подобного будущего?

Я бы не сказал, что я не страшусь. Я был бы рад избавиться от страхов, поскольку они отвлекают от дела и изнашивают нервную систему. Да, меня постоянно преследует это дурацкое чувство, что вот-вот случится что-нибудь ужасное, что сорвутся все наши космические полеты, что разорится Tesla, что обанкротится SpaceX. Эти страхи не покидают меня никогда, даже в нынешнем году, хотя он прошел весьма удачно. Я все время боюсь чего-нибудь, но тем не менее работаю.

Вы как-то говорили, что желаете организовать компанию космических перевозок, которая позволила бы человечеству расселиться на других планетах. Почему?

Во-первых, из соображений безопасности. Шансы человечества на долгую жизнь существенно повысятся, если оно расселится по нескольким планетам. Мы можем представить себе немало катастроф, способных уничтожить жизнь на Земле: здесь и природные стихийные бедствия, и рукотворные катастрофы. Но меня больше вдохновляют другие аспекты. Представьте себе автономную базу на Марсе - это же фантастическое, захватывающее приключение. Лично я мечтаю о таком будущем. И я уверен, что о нем, кроме меня, мечтают многие, особенно среди американцев.

Почему вы думаете, что именно американцев следует считать носителями такого импульса?

Американский народ по самой своей природе - носитель исследовательского духа. Люди съезжались сюда из самых разных стран, так что Америку можно с полным правом назвать страной первопроходцев. Уверен, что множество американцев испытывают досаду и разочарование от того факта, что пик самых захватывающих космических исследований пришелся на 1969 год! Во многих душах уже почти умерла мечта о космических путешествиях. Компания SpaceX нацелена на то, чтобы возродить эту мечту.

Когда вы собираетесь на Марс?

Если у меня будут достаточно веские основания полагать, что моя компания без меня справится, если мои дети успеют повзрослеть, тогда я запишусь в первый экипаж, отправляющийся на Марс. Разумеется, сначала Марс будет колонизироваться силами роботов. Космические корабли должны подтвердить свою способность уверенно приземляться и взлетать с этой планеты. Автономные роботы-шахтеры должны накопить сырье для производства прямо на поверхности планеты ракетного топлива. Для того чтобы организовать на Марсе постоянное поселение, туда следует отправить миллионы тонн грузов и миллионный контингент колонистов. Чтобы наладить такую крупномасштабную операцию, у нас должна быть многоразовая транспортная система для грузоперевозок Земля - Марс.

В отличие от других игроков в сфере автомобилестроения и аэрокосмических исследований, ваши компании предпочитают самостоятельно производить многие компоненты. Почему?

Налаживая работу компаний SpaceX и Tesla, мы заказывали сторонним компаниям практически все необходимое, но со временем все активнее стали производить детали и компоненты собственными силами. Используя компоненты, произведенные на стороне, вы неизбежно наследуете у вашего поставщика его ограничения в плане стоимостных категорий. Кроме того, вам будет трудно сконструировать изделие, которое заработает как единая гармоничная система. А вот если вы сами разрабатываете все элементы, сразу имея в виду их правильное взаимодействие, у вас больше шансов сотворить нечто красивое - и в техническом, и в эстетическом плане.

Вы были совершенно уверены, что компания Tesla сможет выпустить на рынок Model S уже в нынешнем году, да еще и по обещанной цене?

Не то чтобы полностью уверен, но полагал, что у нас получится. Я понимал, что от нас требуется построить нечто в ценовой категории машин Mercedes, BMW или Audi, но лучшего качества.

Компанию Tesla часто упрекают в том, что она пользуется государственными субсидиями.

Я считаю, что экономическое вмешательство государства в частный бизнес должно быть минимальным. Но если существует какая-то проблема (например, высокие выбросы CO2 в атмосферу), а государство не хочет повышать налоги, заложив их в цену товаров и услуг, в его распоряжении остается лишь один путь - экономическая поддержка тех начинаний, которые защитят нас от вышеупомянутой проблемы.Но я хочу подчеркнуть, что, даже если бы наша компания не получила финансовых вливаний от минэнергетики, мы все равно были бы близки к нынешнему положению. Государственная поддержка ускорила наши разработки, но не была ответом на фундаментальный вопрос «быть или не быть». Нам помогли, но это не значит, что мы стали иждивенцами.

Вы не раз говорили, что не против провести последние годы своей жизни пенсионером на Марсе.

Ну да! На пенсию нужно выходить задолго до того, как впадешь в старческий маразм, иначе успеешь под занавес принести своему делу немало вреда. И потом подумайте, как это здорово - родиться на Земле и умереть на Марсе!

Элон Маск против:

В 1998 году Маск стал сооснователем службы PayPal. Компания разработала надежную платформу для денежных переводов по интернету. Клиентам не докучала запутанность, присущая традиционным формам расчета с помощью кредитных карт. Не было привычных поборов, и новая система быстро демократизировала такой вид коммерции, как онлайновые аукционы. В 2002 году компания Ebay купила эту систему за $1,5 млрд.
Еще с середины 1990-х Маск мечтал заняться разработкой электромобилей. В 2003 году он с компаньонами основал компанию Tesla Motors с уставным капиталом $37 млн. Этот небольшой стартап стал пионером в использовании литий-ионных аккумуляторов в электромобилях. По его следам вскоре пошли и крупные автопроизводители, например General Motors с электромобилем Volt.
Когда шаттлы ушли в историю, агентство NASA стало присматриваться, какие аэрокосмические компании смогли бы разработать и построить космический корабль для будущих исследований.Компания Элона Маска Space Exploration Technologies предложила такие ракеты и космические корабли, которые оказались существенно дешевле, чем любая техника, когда-либо использовавшаяся NASA.

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX


Типичный день в SpaceX – 12 часов работы. Вам придется работать сверхурочно, по 60 и 70 часов на неделе.

Обязательная работа по выходным

Маск работает по субботам и воскресеньям и требует того же от сотрудников и партнеров. Вэнс приводит слова члена совета директоров Tesla Стива Джарветсона:

Маск намеренно выбрал место для своего рабочего стола у всех на виду. Он бывает здесь практически каждую субботу и воскресенье и хочет, чтобы сотрудники видели его и знали, что всегда могут его найти. Кроме того, он мог позвонить поставщикам на выходных, чтобы они знали, что он лично тратит все свое время на заводе, занимаясь проектом, и ожидает от них того же.

Маск хочет, чтобы его сотрудники понимали, какое великое дело творят, и были погружены в него полностью. Когда сотрудник Tesla пропустил совещание из-за рождения ребенка, Маск якобы послал ему электронное письмо примерно такого содержания:

«Это не оправдание. Я очень разочарован. Вам нужно пересмотреть приоритеты. Мы меняем мир и историю, и вы либо с нами, либо нет».


Имя сотрудника в книге не раскрывается, а сам Маск отрицает, что он писал что-то подобное: после выхода книги появилась его запись в Twitter о том, что эта история – выдумка, и что его это задело.


Запись Элона Маска в Twitter. Фото Twitter

Готовность браться за «невозможное»

Маск признает, что сделать что-то невозможно, только если это противоречит законам физики. Эшли Вэнс пишет со слов Али Явидана, одного из главных технических специалистов Tesla:

В компании Tesla действовали те же самые технические правила, что и в SpaceX. Вы либо делаете то, о чем попросил Маск, либо с головой уходите в термодинамику, чтобы объяснить, почему это не может быть сделано. «Он всегда говорил: “Посмотрим на это с точки зрения физики“», - рассказывал Явидан.

Явидан говорит и о том, что Маску мало сказать о проблеме, нужно предоставить подробный отчет о том, что ты будешь делать дальше:

Одной из самых ужасных была та встреча, когда нам понадобилось попросить Маска дать нам дополнительные две недели и еще денег, чтобы построить дополнительную версию Model S. Мы составили план, сколько времени и денег нам потребуется. Мы сказали, что если он хочет получить автомобиль через 30 дней, то потребуются новые сотрудники, и показали ему стопку резюме. Ему нужно предложить готовый план. Когда мы это сделали, он произнес: «Окей, спасибо». Все выдохнули с облегчением и мыслью: «Черт, он нас не уволил».

Джереми Холлман, сотрудник SpaceX, рассказывает, как в его проекте что-то пошло не так и Маск устроил ему «допрос»:

Илон спросил меня, сколько времени уйдет на устранение неполадок, а мне нечего было ответить. Он сказал: «Это надо знать. Это важно для компании. На этом держится абсолютно все. Почему у тебя нет ответа?» Он продолжал атаковать меня конкретными, прямыми вопросами. Я думал, надо было скорее сообщить о случившемся, но понял, что гораздо важнее сначала собрать всю информацию.

Вот какой случай произошел с Стивом Дэвидсом, директором по инновационным проектам в SpaceX.

SpaceX искала специальное устройство для системы управления верхней ступенью ракеты Falcon 1. Дэвис начал искать поставщиков, которые могли его бы изготовить по заказу. Поставщики запросили 120 тысяч долларов. «Илон рассмеялся, - вспоминает Дэвис. - Он сказал: “Да эта штука не сложнее, чем автоматические гаражные ворота. Твой бюджет пять тысяч долларов. Иди и сделай“».


Дэвис работал над этой задачей девять месяцев. Закончив, он три часа писал Маску подробный отчет: как разрабатывал устройство, почему выбрал тот или иной путь разработки и какими будут затраты на производство. Дэвис совершил то, за что не взялся бы ни один другой инженер.

На отчет Маск ответил: «Ок».

«Я вложил в письмо каждый грамм своего интеллектуального багажа, а через минуту пришел этот простой ответ, - говорит Дэвис. - Похожую историю может рассказать любой в компании. Что мне нравится в Илоне, так это его способность очень быстро принимать судьбоносные решения».

Ради чего всё это
На вопрос о том, как он вдохновляет людей, Маск :

Я пытаюсь сделать это место работы классным, чтобы можно было наслаждаться тем, что делаешь. Я рассказываю о видении SpaceX: чего мы хотим достичь, куда идем, что делаем. Мы хотим доставлять людей на орбиту и дальше. В конце-концов, мы хотим стать компанией, которая сделала вклад в жизнь за пределами Земли.

На сайте indeed.com сотрудники SpaceX пишут :

SpaceX - это не работа, это стиль жизни. Это то, чем можно гордиться, но это и большой стресс.

Сотрудники также отмечают «потрясающую еду» и «невероятных, вдохновляющих людей рядом». Основные упреки в сторону огромных нагрузок и плохого менеджмента.

По данным сайта Glassdoor инженерам SpaceX платят от $77,350 в год до $123,055. Tesla - от $92,397 до $99,416.

Что сотрудники думают о Маске
Кевин Уотсон присоединился к SpaceX в 2008 году после 24 лет в NASA. Вот как он отзывается о Маске:

Илон просто гениален. Он участвует практически во всем и понимает практически все. Если он задает вопрос, быстро учишься не отвечать сразу. Маску нужны ответы, которые сводятся к фундаментальным законам физики. В чем он действительно разбирается, так это в ракетной физике. Он понимает ее, как никто другой. Я восхищаюсь глубиной задач, которые он может решать в уме.

Джеффри Штробель, сооснователь и технический директор Tesla, говорит:

На Илона крайне трудно работать - в основном из-за его эмоциональности. Главный всегда Илон. Он добился всего этого, проливая кровь, пот и слезы, и рисковал больше всех остальных. Я безмерно уважаю то, что он сделал. Без Илона ничего бы не было. Я считаю, он заслужил право быть первой скрипкой.

Один из бывших сотрудников SpaceX, имя которого не разглашается в книге Вэнса, сказал:

Мне кажется, самый серьезный недостаток Илона - полное отсутствие привязанности к людям и человеческого отношения. Многие без устали работали на него годами, а потом их выбросили на обочину словно мусор, не задумываясь ни на секунду. Люди для него были словно боеприпасы - их полностью использовали для конкретной цели, а потом выбросили.

Долли Сингх пять лет проработала в SpaceX в должности начальника отдела по найму сотрудников. Чтобы описать, каков Маск в работе, она приводит в пример . Этот день должен был стать для компании определяющим, но произошел сбой и ракета потерпела крушение. На сайте Quora Сингх пишет о реакции Маска:

Илон обратился к компании. Сказал, что никто не обещал, что будет легко. Перечислил все страны, которые пытались и не смогли пройти самый сложный первый этап полета, который удался Falcon 1.

Затем он объявил, что предвидел подобное неудачное развитие событий, поэтому смог договориться о новых инвестициях в компанию, которые должны позволить команде SpaceX подготовить еще два запуска.

Маск попросил не падать духом и сосредоточиться на работе, которой еще очень много. Он сказал, что никогда не бросит свою затею, и если команда не разочаруется в ней - цель будет достигнута.

Мне кажется, большинство из нас последовало бы за ним прямо в ад, захватив масло для загара. Это был самый впечатляющий пример лидерства, который я видела. За несколько секунд состояние людей изменилось от отчаяния до решимости двигаться дальше.

Как пишет Эшли Вэнс, под руководством Илона Маска люди «творят невозможное» и «создают историю». Маск настолько фанатично требователен к остальным, к их ритму жизни, к их степени погружения в работу, насколько требователен к себе. Эшли Вэнс пишет:

Человеку со стороны такая позиция может показаться безрассудной и глупой, но это философия Маска, и она постоянно толкает его и окружающих его людей достигать своего предела.

Работу с Маском не назвать комфортным опытом, он никогда не удовлетворен собственными результатами, соответственно, его никогда не устраивают результаты окружающих. Он заставляет себя работать все упорнее и требует того же от остальных.

Проблема в том, что он робот, в то время, как его окружают живые люди. Поэтому любой, кому доведется работать с Илоном, должен быть готов к постоянному дискомфорту. Но это как раз тот выход из зоны комфорта, который помогает расти так, как это невозможно будет сделать нигде больше. Такая возможность стоит пролитых крови и пота.