Камуфляж: для чего он предназначен и как работает. Какой камуфляж самый лучший? Камуфляж вооруженных сил стран Африки

Сегодня не каждая женщина может похвастаться идеальными ногтями, которые имеют ровный цвет и правильную форму.

Однако отчаиваться по этому поводу не следует, ведь выход из такого положения есть.

Им может быть наращивание искусственных ногтей с помощью специального геля.

Чтобы придать ногтевой пластине естественный оттенок достаточно нанести на нее камуфлирующий гель для ногтей. Исходя из свойств, данное средство относят к серии гелей цветного типа.

Это объясняется тем, что его можно использовать, как в качестве скульптурного материала, так и укрепляющего в силу содержания в нем множества различных пигментов.


В палитру представленного геля входят все естественные розовые и бежевые цвета.

Поэтому наращивание ногтей с помощью этого геля является очень актуальной процедурой, ведь благодаря такому средству можно создать эффект натурального ровного покрытия ногтей.

Необходимо знать, что данный гель принято разделять на три типа:

  • Однофазный;
  • Двухфазный;
  • Трехфазный.

Наращивание ногтей камуфлирующим гелем

Наиболее популярным среди клиентов является однофазный камуфлирующий гель , который легко опиливается, удобен в работе и обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью ногтевой пластины.

К тому же его способ применения не представляет особых трудностей. Достаточно нанести праймер на предварительно обезжиренный ноготь.

  1. базовый тонкий слой — формирует очертания будущего ноготка, выкладывается на весть натуральный ноготь и форму;
  2. конструирующий — создает конструкцию, перекрывает дефекты.

Нанесенные слои обязательно нужно просушить под ультрафиолетовой лампой на протяжении 2-ух минут, если мощность лампы составляет 36 Вт.

При выборе геля, необходимо обратить внимание на фирму-производителя.

На сегодняшний день востребованным можно назвать гель камуфлирующий Рунейл .

Он отлично скрывает незначительные дефекты ногтевой пластины, придает ей более натуральный вид и удлиняет ногтевое ложе.

Такой гель ценится многими специалистами за его средние показатели вязкости и богатую цветовую палитру, представленную всеми естественными оттенками розового и бежевого цвета.

Он также идеально подходит для французского маникюра.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ

Выбрать в качестве материала для процедуры камуфлирующие гели для наращивания ногтей – это еще ничего не значит.

Более важным этапом является сам процесс наращивания, во время которого необходимо придерживаться определенных техник и правил выполнения данной процедуры.

Естественно, нарастить ногти с помощью данного геля можно не только в салоне, но и у себя дома.

Для описания процесса используем трехфазную систему для наращивания. Обязательно нужно придерживаться некоторых этапов, а именно:

  1. На первом этапе рекомендуется подготовить ноготь, обработать его дезинфицирующим средством, удалить кутикулу, придать ногтевой пластине необходимую форму с помощью пилочки.
  2. Второй этап заключается в том, чтобы обезжирить ноготь и подготовить его поверхность — забафить. Стряхиваем пыль и покрываем ноготки праймером.
  3. На третьем этапе необходимо посредством сухой плотной кисти нанести базовый гель, распределив его по ногтю и создав каркас с заданной будущей длиной. Подержать ногти в течение 2-ух минут под ультрафиолетовой лампой.
  4. Четвертый этап заключается в нанесении камуфляжного геля на подготовленную поверхность. Возьмите кистью каплю камуфляжа, приложите к центру ноготка — плавающими, зигзагообразными движениями вытяните к кончику ногтя, заполнив весь низ. Затем с центра, оставляя апекс сформированным, чуть оттяните гель в сторону кутикулы, но не доходя миллиметр. Со стороны кутикулы и валиков гель должен сходить на нет. Этот слой также следует закрепить под ультрафиолетовой лампой три минуты.
  5. Пятый этап. С высушенных ногтей следует удалить липкий слой, опилить, придавая итоговую форму, и пройтись бафом создавая гладкость поверхности, после проделанной работы обезжириваем ноготки.
  6. На шестом этапе необходимо придать форму линии улыбки с помощью белого геля и высушить пару минут в лампе;
  7. Далее покрываем ноготь финишным средством, высушиваем и опять снимаем липкость.

Да, зависит. Чем больше калибр орудия, тем выше шанс обнаружения (расстояние, с которого танк будет гарантированно демаскирован) в момент выстрела. Кроме того, важную роль играет дульный тормоз, при наличии которого в момент выстрела техника демаскируется сильнее, нежели при аналогичном выстреле из орудия без дульного тормоза.

Зависит ли обнаружение танка при стрельбе от типа снаряда?

Нет, все типы снарядов при стрельбе из одного орудия демаскируют технику одинаково.

Что такое заметность? Есть ли разница в заметности между танками одного класса?

Заметность 100% означает, что танк будет виден на максимальной дальности обзора. Заметность 0% означает, что танк будет виден только с расстояния 50 метров. Размеры танка влияют на общую заметность. Каждый танк имеет собственные коэффициенты заметности, и именно они изменяются навыком «Маскировка» и модулем «Маскировочная сеть».

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа

Бонус к уровню маскировки от Маскировочной сети и камуфляжа прибавляется к коэффициенту незаметности самого танка. Этот бонус фиксированный и зависит только от класса техники.

САУ и тяжёлые танки получают небольшой бонус, лёгкие и средние танки - средний, ПТ-САУ - большой. При этом бонус от Маскировочной сети больше бонуса от камуфляжа в любом случае. Так, к примеру, бонус от Маскировочной сети для САУ и тяжёлых танков больше, чем бонус от камуфляжа для ПТ-САУ.

Максимальный бонус от кустов

Кусты в игре условно разделены на два типа: густые и негустые. И эти типы немного различаются по бонусу к незаметности, который дают. Максимальный бонус можно получить от четырёх густых кустов.

К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал это «5-миллиардным snafu» (SNAFU это акроним, который можно дословно перевести так: «ситуация под контролем: все летит в …»). В рамках вышеуказанной гонки, которая официально называлась Army’s Camouflage Improvement Effort, были запрошены камуфляжи сотен дизайнеров, из которых были выбраны четыре финалиста. Спустя четыре года (и миллионы долларов) армия, кажется, определилась с победителем.

Четыре финальных камуфляжа были созданы Brookwood, Crye Precision, Kryptek и ADS Inc. с Guy Cramer

На этом задержки не прекратились. По последним слухам решили отменить весь маскарад камуфляжей. Однако армия просто приняла MultiCam, цифровой камуфляж, сделанный Crye Precision, в качестве временного варианта, тем самым признав, что универсальный камуфляж не работает как нужно.

Долго сказка сказывается да не скоро дело делается. В декабре Конгресс внес законопроект, который блокировал бы армию целиком, если та не примет новый проект камуфляжа. К 2018 году этот же законопроект блокировал бы все Министерство обороны. Политики, кажется, устали тратить деньги на бесконечные проблемы. Пресс-секретарь Уильям Лэер в ответ на вопросы, что же происходит, смог сказать только, что «армия взвешивает разные варианты и учитывает законодательные ограничения».

Среди обвинений в некомпетентности и бюрократической волокиты затесался и тот факт, что военные технологии развиваются крайне быстро, и никто не может предсказать наверняка, какой камуфляж понадобится завтра. Растущая область военной науки, несмотря на всю пыль в наших глазах, все еще очень молода. И миллиарды долларов, выброшенные на ветер, не приносят ожидаемого эффекта.

История невидимости

У современных камуфляжей относительно короткая история. Когда появились современные военные действия (18 век), то есть когда появилась винтовка дальнего действия, в моду вошли темно-зеленые или серые камуфляжи. К началу Первой мировой войска в полный рост экспериментировали с «ослеплением», то есть чтобы трудно было уловить цель, тогда судно, на расстоянии. Вскоре техника вовсю использовалась людьми.

Солдат Первой мировой войны, 1917 год

На заре Второй мировой войны возникли отличительные современные камуфляжи с почковидными пятнами, и очень быстро разлетелись по миру. К концу войны художники даже экспериментировали с оптическими моделями, которые могли обмануть глаз, заимствуя идеи из кубизма и оп-арта.

В конце 1970-х армия США представила новый и непопулярный узор под названием «двойная текстура», который положил начало «цифровому» камуфляжу сегодняшнего дня. «Дуал-текс» использовал идеальные цветные квадраты, чтобы сразу имитировать два узора: один крупный и один большой, эффективные на разных расстояниях.

Солдат Второй мировой войны

К 1990 году началась разработка узоров на компьютере, а вместе с ней и возрождение научных исследований. Американский офицер Тимоти О’Нил, «дедушка современного камуфляжа», разработал маленькие цветные квадратики на камуфляже, которые могли обмануть глаз, смотрящий на солдата или грузовик, поскольку сливали их с фоновой сценой.

Почему пиксели работают лучше, чем традиционные пузыри? Потому что пиксели лучше имитируют фрактальные узоры, которые наши глаза интерпретируют как белый шум. Если смотреть на такой «цифровой» камуфляж, глазам просто не на чем зафиксироваться.

Камуфляж «дуал-текс»

Однако глаз - это сложный анатомический предмет, и воссоздать один оптический трюк для миллионов солдат в бесконечном числе условий просто невозможно. В результате, кустарная промышленность независимых подрядчиков и инженеров получила рост, и каждый из них представил свой уникальный вариант камуфляжа, в том числе и четыре финалиста конкурса.

Найдите на указанной ниже фотографии людей.

Некоторые из этих компаний отказались от комментариев, когда ресурс Gizmodo выявил желание с ними пообщаться, скорее всего, потому что объявление победителя еще нескоро. Однако Гай Крамер, CEO Hyperstealth Biotechnology Corp, дизайнер камуфляжей для армий в Иордании и Афганистане, а также один из четырех финалистов конкурса, был достаточно любезен, чтобы ответить на некоторые вопросы.

Использование недостатков зрения

Как объяснил Крамер, цифровые камуфляжи пытаются использовать передовые оптические уловки, чтобы запутать мозг и выпустить тело из цели, вместо того, чтобы просто «слить» его с окружающим пейзажем. «Вы не можете просто заляпать краской стену и назвать это камуфляжем», - говорит он. - «Мы не пытаемся создать случайность. Мы хотим, чтобы мозг интерпретировал узор как часть фона».

Такого рода визуальная хитрость - сложная задача. Она включает в себя представления о науке цвета, анатомии человеческого глаза и даже логистику создания узора. И она все еще не совершенна. Давайте разберем самый интересный провал американской армии: UCP.

Собственно, UCP

Все цифровые камуфляжи состоят из двух слоев: микроузоры (пиксели) и макроузоры (формы объединения пикселей). Если масштабы макроузоров будут слишком малы - как и случилось с UCP - возникнет оптическое явление под названием изолюминация, окрашивание тщательно построенной модели камуфляжа в массу яркого цвета. Другими словами, на дистанции такой костюм можно разглядеть с легкостью. Как видите, это стало одной из крупнейших проблем UCP.

А как насчет цвета? В 2004 году, когда армия США представила UCP, выяснилось, что во всем узоре нет ни капли черного цвета. Дело в том, что черный не встречается в природе - так пояснили официальные представители. Но Крамер полностью не согласен. Черный и коричневый необходимы для имитации тени. Финальная картина Крамера в рамках конкурса включала «границу яркости», тонкую черную линию вдоль макро и микроузоров, которая обманывает глаз, скрывая формы.

«Если у вас не будет хотя бы процента такого в камуфляже, он будет выглядеть плоским, поскольку нет эффекта глубины», - объяснил Крамер. - «Это стало хорошим уроком».

Экономия масштаба

В армии США сейчас более полумиллиона солдат, а напечатать и пошить униформу на каждого из них уже само по себе является сложной задачей. Важно и то, что камуфляж «разбивает» контур тела солдата в местах вроде запястий, коленей и голеностопных суставов.

Как и полосы тигра, расположенные перпендикулярно их конечностям, эти визуальные «разрывы» помогают скрыть анатомию человеческой цели. Когда рулон камуфляжной ткани будет разрезаться на миллионы униформ, может быть сложно предугадать, где именно окажутся эти разбиения.

Пример изолюминации

Кроме того, наш мозг очень хорошо распознает узоры - если мы видим одну фигуру дважды, мы сразу понимаем, что что-то произошло. Крайне важно, чтобы левая и правая части единой картины не совпадали. «У многих узоров такая проблема», - говорит Крамер. - «Мозг увидит аномалию на правой части груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой части груди, то сразу соединит точки и скажет, вот, теперь я вижу верхнюю часть человеческого тела».

Та самая граница яркости

Успеху Крамера частично поспособствовали его навыки создавать узоры, соответствуя всем этим сложным критериям. Он является пионером в области алгоритмической конструкции камуфляжа. Вместо того, чтобы полагаться на собственный мозг в проектировании узоров, он написал программу, которая генерирует настоящие геометрические фракталы. Фракталы - это математические узоры, которые повторяются в любых масштабах.

Вот почему узоры Крамера использовались везде, от винтовок до вертолетов (не говоря уж о 2,5 миллиона униформ). Поскольку они скалируются, они способны спрятать как человека, так и целое здание.

Всевозможные испытания

Искусство испытания этих узоров почти всегда важнее, чем сам дизайн - и этот процесс Крамер знает хорошо, поскольку целых десять лет помогал армии испытывать узоры. В том числе и запутывание лучших снайперов армии тысячами фотографий.

В Военной академии США в Вест-Пойнте испытуемые, в том числе и лучшие снайперы с совершенным и даже лучше зрением, просматривали слайды за слайдами с замаскированными солдатами в разных средах. Огромное количество изображений. От пустынь до болот, любые погодные условия, любые расстояния до цели (узор должен быть одинаково хорош). Статистика показала, что было 900 испытуемых, 45 сред и 120 000 точек данных.

Важной частью процесса тестирования была не только скорость определения визуальной аномалии, а также скорость определения места, где на самом деле залег солдат. Миллисекунды на принятие решений могут иметь значение, учитывая то, что среднестатистическому снайперу нужно от 12 до 30 секунд на идентификацию цели.

Шагом-арш

В конце августа из Ливии внезапно отослали команду американских спецназовцев. Дело в том, что группа террористов похитила десятки орудий и устройств из грузовиков. Как это повлияет на камуфляж? Максимально.

Наряду с пулеметами и лазерами рейдеры выкрали устройство, которое в конечном счете может принести столько же ущерба, что и первые два типа устройств: специальные очки ночного зрения, фиксирующие коротковолновый инфракрасный свет - в спектре SWIR. Стоимостью 45 000 долларов за штуку, эти очки позволяют солдатам видеть на уровне 1 мкм длины волны, где цвета сливаются в белую массу. Другими словами, это делает камуфляж совершенно бесполезным. Единственная пара в безопасности хранилась в руках американской армии. Больше нет.

Мы прошли длинный путь от каменно-серого или полевого камуфляжа 19 века. Мы даже успели отойти от расцветок 60-70 годов, когда с одним узором можно было решить множество конфликтов за десять лет. Современное вооружение меняется крайне быстро, и даже когда Минобороны берет на рассмотрение одну модель, нет гарантий того, что в следующем году не появится новая.

Однако в разработке находятся многие интересные концепты, в том числе и с использованием метаматериалов, о которых мы много писали. Вот, к примеру, проект от Hyperstealth под названием Quantum Stealth, о котором мы, возможно, еще поговорим.А есть еще один проект, который, к сожалению, его создатели обсуждать не могут.

Очень долгий период в военной истории не только про военный камуфляж , но и даже про униформу защитного цвета никто не знал, не слышал и думать не хотел. У военной формы была тогда только одна задача – идентификация на поле боя. Бои шли на близких дистанциях, а чаще и в рукопашную, и возможность сходу определить, союзник перед тобой или враг, была приоритетной. Поэтому обмундирование солдат пестрило яркими цветами — красным, синим, желтым.

С развитием огнестрельного оружия дистанция боя начала увеличиваться, и постепенно военачальникам пришла в голову интересная мысль – а почему бы не маскировать собственные силы на поле боя, осложняя стрелкам противника задачу? Тогда и был придумал камуфляж — военная униформа, скрывающая солдата от глаз врага. Под словом «камуфляж» понимается не только многоцветный пятнистый современный рисунок, а также и однотонная одежда защитного цвета.

Согласно хроникам, впервые в истории камуфляж был применён во время англо-бурской войны в 1899-1902 годах, когда буры использовали в снаряжении цвета, позволяющие им сливаться с местностью, в то время как англичане в ярко-красных мундирах были почти как мишени в тире на ярмарке. После чего командование сил Великобритании приняло историческое решение и переодело солдат в униформу цвета хаки.

После чего те или иные армии мира стали использовать для обмундирования своих солдат защитные расцветки, а после — и специальные камуфляжные рисунки (паттерны), гораздо лучше скрывавшие солдат, нежели однотонная одежда. Например, в одних только вооруженных силах Вермахта существовало более 30 различных камуфляжных рисунков, под все варианты местности и времена года.

Кроме военных камуфляжей (называемых стандартными, или армейскими — они были официально приняты на вооружение) к нашему времени появилось великое множество коммерческих камуфляжных расцветок и рисунков, которые производятся частными компаниями для профессиональных стрелков, охотников, сотрудников ЧВК и спецподразделений. Далее мы будем говорить про военный камуфляж.

Условно, весь военный камуфляж можно разделить на 5 основных групп:

  • Пустыня (Северная Африка, частично Азия, Ближний Восток).

  • Джунгли (Южная Америка, юго-восточная Азия).

  • Зима (в условиях наличия снега);

  • Буш (создан с учётом особенностей территории Южной Африки — в эту группу входит всего несколько видов камуфляжа).

То есть все существующие в вооруженных силах камуфляжные расцветки можно отнести к каким-то из этих групп. Некоторые добавляют туда ещё отдельные категории «Город» и «Разное». Первый вариант – для действия в условиях урбанистического пейзажа, а второй – для описания камуфляжей, работающих по иному принципу, нежели традиционные маскировочные расцветки.

Камуфляж СССР

Почти вся известная униформа СССР в той или иной степени скопирована с образцов вооружённых Вермахта. Есть конечно и собственные разработки, но зачем изобретать велосипед, если уже готовый камуфляжный рисунок показал свою эффективность в конкретных условиях. И порой это себя оправдывало.

«Амеба»

Камуфляжная расцветка 1935 года разработки, имела несколько вариантов под разные условия.

«Лиственный лес»

Был заимствован в 1942-м году у армии Вермахта и лишь незначительно доработан. Существовало два вида этого камуфляжа — под летний и осенний лес.

«Пальма»

Также разработан в 1944-м году на основе камуфляжных схем немцев. «Пальма » выпускалась в четырех вариантах, по сезонам - весна, лето, осень и зима.

«Берёзка»

Камуфляж «Берёзка» известен ещё как «солнечный зайчик » и «серебряный лист ». Разработан в 1957 году. За основу, как и в предыдущих вариантах, взяты некоторые высокоэффективные камуфляжи, применяемые в нацистской Германии. Зеленый фон, белый деформирующий рисунок (наиболее близкий к современной «Цифровой флоре»). В 1980 году был доработан под лиственные леса средней полосы (нижнее фото). Считается несколько устаревшим, однако комбинезон «Берёзка» до сих используется бойцами ВДВ (из-за своего удобства, но после небольшой доработки), а также имеет страшную популярность у охотников, рыболовов и разнообразных любителей активного отдыха, в т.ч. страйкболистов.

«Бутан»

Или «Дубок ». Разработан в 1984 году для пограничных войск как замена устаревшей «Берёзки». Долгое время использовался вооруженными силами Украины, теперь камуфляж пытаются заменить чем-то более современным и эффективным. Всё же с 80-х годов года многое поменялось, да и «цифра» постепенно вытесняет все остальные виды.

Камуфляж современных ВС России

Тут всё немного прозаичней. Если первые камуфляжные униформы ВС России унаследовали от СССР, который, в свою очередь, вдохновлялся камуфляжными рисунками армии нацистской Германии, то последующие разработки — сугубо собственные, однако не отличающиеся особой оригинальностью. Хотя российская защитная униформа задачу маскировки на типичной для средней полосы местности выполняет на отлично.

«Партизан»

Имеет неофициальное название «лягушка ». Современный камуфляж, просто скопированный в своё время с немецкого «Эйхентарна ».

ВСР-93 «Вертикалка»

Используется с 1993 года и до сих пор. В основном – на постсоветском пространстве. Классический камуфляж, различные пятна зеленых и коричневых оттенков.

ВСР-98 «Флора»

Или «Капуста », или «Арбузный ». Разработан, как понятно из названия, в 1998 году, некоторое время был основным камуфляжем на вооружении армии РФ, но с недавних пор считается устаревшим.

Цифровая флора

Цифровая флора — одна из последних разработок ВС РФ, пока «обкатывается». Маскировочные свойства отличные, силуэт разбивает прекрасно.

Камуфляж Вермахта и Бундесвера

Немцы вообще в своё время по камуфляжам опередили всех на целую голову – чуть ли не 40 различных вариантов придумали — и почти все весьма эффективны, для своих условий. Мы рассмотрим только самые известные.

WH splintentarn

Считается чуть ли не первой немецкой камуфляжной формой, придуманной аж в 1931 году. Пятна с чёткими краями, разные цвета, «штриховка». Для своего времени был весьма эффективным, но потом уступил более продвинутым вариантам.

Eichentarn

1942 год. Данный вариант поставлялся в нескольких цветовых гаммах. Отличительной чертой можно назвать наличие небольших, но многочисленных, пятен. Использовался довольно долго, в том числе и в вооруженных силах Восточной Германии.

Flectarn

1985 год. Развитие идеи «эйхентарна», что заметно по многочисленным мелким пятнам. Флектарн выпускается в нескольких вариантах и используется в армии Бундесвера по сей день.

Tropentarn

Аналог «флектарна» для для пустынь, разработанный в 1990-х годах.

Камуфляж США

США в своё время не особо сильно отставали от Германии в разработке камуфляжа. В настоящий момент львиная доля компаний, разрабатывающих и продающих на мировом рынке коммерческую униформу и камуфляжные рисунки, находится в США. Однако мы говорим только про «официальный» военный камуфляж, поэтому дальше — о нём.

Khaki

Тот самый легендарный «Хаки ». Официально – самый первый широко распространённый камуфляж. ВС США использовали «Хаки » во Второй мировой. Для боевых действий в засушенных районах и в пустыне – самое то. Что-то похожее использовали как африканские подразделения Третьего Рейха, так и вооруженные силы США. До сих пор в некоторых странах является официальной «военной расцветкой».

Olive

Дальнейшее развитие «хаки », адаптированное к условиям джунглей. Дёшево и сердито. Использовался США в Корее и во время Вьетнамской войны. Да и кубинским партизанам тоже очень полюбился. Говорят, Фидель Кастро практически никогда не расставался с униформой в цвете «Олива ».

Woodland

Заслуженная классика. Вудланд разработан в восьмидесятых, был представлен в нескольких цветовых вариантах, в зависимости от конкретных условий местности. Стандарт — как на фото, в варианте для равнин и лесов было больше зеленых пятен, в «горном» варианте – коричневых. Ну а четвёртый вариант вообще должен был в оптическом и инфракрасном диапазоне маскировать. На данный момент этот военный камуфляж в армии США не используется, но основе Woodland около дюжины униформ, которую успешно используются.

3-color Desert / 6-color Desert

Разработан на основе Woodland, для пустынных операций солдат армии США. 3-color Desert представляет собой рисунок из пятен трёх цветов — зеленого и коричневого двух оттенков. 6-color Desert — более сложный узор пятен аж шести цветов.

MARPAT

Один из первых удачных примеров цифрового камуфляжа. Фактически, тот же самый «вудланд», только переведённый в пиксели. Был разработан на замену Вудланду и долгое время использовался морпехами США (MARPAT — это сокращение от Marine Pattern), в том числе и для ведения боя в городских условиях, поскольку одна из расцветок как раз для этого дела отлично подходила. Всего расцветок было три: стандартный — Digital Woodland , для пустынь и засушливых условий — Digital Desert , для городских условий — Digital Urban .

ACUPAT/UCP

Разработана для ВС армии США, действующих на суше, на основе «MARPAT». Пиксели стали крупнее, цветовая гамма – ещё менее контрастной. ACUPAT — неофициальное название, означает Army Combat Uniform Pattern . Официально этот военный камуфляж называется UCP Universal Camouflage Pattern . Также известен под названием Digicam (Digital Camouflage).

Multicam

Тот же «вудланд», только круче. Собственно, и был разработан как современная его замена, однако по определённым причинам в армии не заслужил признания, и ВС США практически не используется. Однако камуфляж «Мультикам» более чем достойный — пятна округлые, многочисленные и разнообразные, пикселей не видно, так что размытие силуэта идёт именно за счёт сложности восприятия. Поэтому в коммерческой сфере — излюбленная униформа кого угодно, в том числе .

Kryptek 3D Camouflage

Мы просто не могли не рассказать про этот перспективный 3D-камуфляж . Компания Kryptek предложила концепцию рисунка, использующего самые последние разработки в направлении маскировки и оптического обмана. В настоящий момент новая униформа проходит полевые испытания и возможно в скором времени будет принята на вооружение армии США.

Военный камуфляж других стран

Далее мы расскажем про наиболее интересный (мы не берём во внимание откровенные копии) актуальный военный камуфляж других стран мира. Всё-таки нет там каких-то особо масштабных и популярных разработок маскировочных рисунков, как например у США и России, не говоря уже про нацистскую Германию. Начнём с Англии, в которой, как мы уже говорили, была исторически впервые применена маскирующая униформа.

DPM — Великобритания

DPM расшифровывается как «Distruptive Pattern Material», и представляет собой хаотичные мазки и пятна четырёх цветов — черного, коричневого, зелёного и песочного. Камуфляж DDPM (Desert DPM) — с другими оттенками, предназначенный, как можно догадаться из названия, для пустыни. Ещё есть т.н. «голландский DPM» — по сути, тот же камуфляж, только с другими цветами, использующийся армией Нидерландов. Сам DPM в настоящий момент считается устаревшим.

MTP — Великобритания

На смену DPM в 2011-м году Министерством Обороны Великобритании был разработан новый военный камуфляж — Multi-Terrain Pattern , или сокращённо MTP . За основу взят американский Мультикам. Новая униформа полностью вытеснила старые DPM и DDPM в период с 2011 по 2013 года, и можно было видеть в камуфляже MTP в Афганистане.

Lizzard pattern — Франция

Французская разработка, основанная на камуфляже Tiger stripes, и использовавшаяся ВС Франции с 1947 и по 1980 год. До недавнего времени Lizzard pattern был официальной униформой Французского Иностранного легиона, который в итоге также перешёл на CCE Camo.

CCE Camo — Франция

Современный французский камуфляж, введенный в эксплуатацию в начале девяностых. За основу камуфляжа взят «вудланд», рисунок сделан крупнее. CCE Camo также представлен в нескольких вариантах, например Daguet Desert pattern для пустыни (на нижнем фото) использовался французскими солдатами в Ираке.

Digital Vegetato — Италия

Digital Vegetato — это сокращение от Vegetated Pattern, то есть «растительный паттерн», или рисунок. Встречается нанаписание «Vegetata», а также — в профессиональное сфере — жаргонное название Italian Digital Woodland . Стандартный камуфляж ВС Италии, собственная разработка, принятая на вооружение в 2007 году. Вариант камуфляжа для пустыни называется Desertato .

Woodland Desert — Испания

Как можно догадаться из названия, это классический Вудланд, в котором заменили цвета с учётом ландшафта Испании. Используется испанской морской пехотой с 2003 года.

SDD — Испания

Сухопутная армия Испании до 2010 года была одета в стандартный Вудланд. Однако после 2010 года на вооружение вооруженных сил встала униформа с камуфляжным рисунком собственной разработки, под названием Spanish digital desert (SDD ).

М90 — Швеция

Помните, мы говорили, что немецкий «сплинтентарн» морально устарел? А вот шведы так не думают. Немного поменяли цвета, убрали штриховку, сделали более хаотичными линии – и вовсю используют. Вариантов M/90 два — лесной (под характерный для Швеции ландшафт) и пустынный.

M75 / M98 — Норвегия

Норвежские ВС используют военный камуфляж М75 и М98 — более современную версию. Три цвета — коричневый и зелёных темного и светлого оттенков, в виде крупных пятен, по замыслу командования, должен лучшим образом скрывать солдата в норвежских лесах.

M84 — Flectarn-D — Дания

У датчан всё просто — взяли у своих соседей, немцев, их замечательный флектарн и немного доработали под свои нужны и особенности ландшафта, добавив больше светло-зелёного. На основе M84 Flectarn-D был разработан датский камуфляж под пустыню.

М05 — Финляндия

В качестве штатной униформы финские ВС используют «цифровой» военный камуфляж, отвечающий всем современным требованиям маскировки. Камуфляж M05 был создан с учётом ландшафта Финляндии.

Tiger stripe — Куба, Филиппины

«Тайгер », или «Тигр » — один из самых известных в мире камуфляжей, появился примерно в 50-х годах для ведения боевых действий в условиях тропических джунглей. Отличительная особенность — пятна-«мазки» зелёного, коричневого и чёрного цветов на светлом фоне — «хаки» или «олива». Однако мазки не перекрывают друг друга, как во французском Lizard pattern (который, как считается, и стал основой для «Тигра»). Кто точно придумал рисунок — неизвестно, однако он получил наибольшее распространение в спецназе армии США во время войны во Вьетнаме, а позже разошёлся по всему миру. В настоящий момент униформа с камуфляжным рисунком Tiger stripe принята на вооружение армий Кубы и . Иногда вариации «Тигра» встречаются на униформе отдельных частей ВС России.

CADPAT — Канада

Канадские вооруженные силы используют военный камуфляж CADPAT (Canadian Disruptive Pattern). Есть мнение, что канадский рисунок является просто одной из версии MARPAT, доработанный с учётом преобладающего ландшафта Канады, однако мнение ошибочно. Канадцы представили первый образец CADPAT на выставке еще в 1996 году, в то время как американцы только в 2001 начали «разработку» MARPAT.

Остальные варианты армейского камуфляжа или являются точными копиями описанных выше, или настолько неинтересны, просты и/или редки, что не заслуживают внимания. Ещё раз напомним, что мы не рассматривали (ну, или почти не рассматривали) коммерческий камуфляж, среди которого встречаются более чем отличные варианты. Может быть, как-нибудь соберём статью на эту тему.

Ну а в завершение…

Камуфляж вооруженных сил стран Африки

Да, это некоторое время считалось официальной военной униформой. Потом, к счастью, африканцы прекратили выделываться и перешли на более эффективные и современные варианты.

Например, воздушно-десантные войска Республики Бенин носили оригинальный военный камуфляж, который ещё назывался «бортовой» (верхнее фото). Наиболее близкий к нему — норвежский камуфляж М98, на который изобретательные банинцы нанесли львов, буйволов и звериные следы.

Камуфляж вооруженный сил Ливии (нижнее фото) вообще представляет из себя повторяющиеся изображения континента Африки. Однако цветовая палитра подобрана так, что в африканском пейзаже камуфляж вполне может работать. Всего таких цветовых решений было целых шесть.

Кадр из фильма «Хищник»

Камуфляж (маскирующая окраска военной формы, однотонная или многоцветная) массово начал использоваться военными всего мира относительно недавно - с конца XIX в. До этого военная форма выглядела намного привлекательнее - яркие цвета, в основном синий, красный и белый, эполеты, блестящие пуговицы. Все это сильно облегчало управление войсками на местности. Потом технический прогресс и совершенствование методов ведения войны потребовали сделать солдат менее заметными на фоне окружающей природы, и вот уже больше 100 лет эту задачу с переменным успехом решают всевозможные камуфляжи. Но сейчас военным уже недостаточно похитрее окрасить форму, и ученые ищут принципиально иные подходы к сокрытию на местности людей и техники.

В 2004 г. армия США получила новый цифровой камуфляж Universal Camouflage Pattern (UCP) - универсальное решение для всех видов окружающей среды. Но всего через несколько месяцев, по мере усиления боевых действий в Ираке, каждый солдат уже знал: UCP не работает практически ни в каком окружении . Таким образом, возникла острая необходимость найти ему замену. Объявили о запуске программы Camouflage Improvement Effort («Меры по улучшению камуфляжа»), которую в 2012 г. газета The Daily метко назвала «неразберихой на $5 млрд ». Сотни разработчиков прислали на конкурс камуфляжные схемы, в финал вышло всего четыре. Четыре года спустя (и вложив несколько миллионов долларов) армия США определилась с победителем.


Схемы-финалисты компаний Brookwood, Crye Precision, Kryptek, ADS Inc. и Guy Cramer.

Победителем стал камуфляж Scorpion W, разработанный в Crye Presicion. Впоследствии он претерпел некоторые доработки (Scorpion W2) и был принят на вооружение под названием OCP (Operational Camouflage Pattern).

Что касается российской армии, то с 1998 г. общеармейским камуфляжем являлся ВСР-98 «Флора», который в последние годы заменяется на цифровую версию.

Однако военные технологии развиваются быстро, и никто не может предположить, как придется адаптировать камуфляжные схемы в долгосрочной перспективе. Мы пока еще не так много знаем о том, как человеческий мозг интерпретирует визуальную информацию. И многолетние дорогостоящие усилия военных по поиску идеальных камуфляжей пока не увенчались успехом.

Краткая история невидимости

Потребность сделать солдата менее заметным возникла в XIX в. после появления дальнобойного оружия. В разных армиях мира начались робкие эксперименты по использованию зеленых и серых защитных окрасок формы. Во время Первой мировой войны флоты разных стран начали применять так называемые «ослепляющие» камуфляжные рисунки, затруднявшие оценку расстояния до корабля и его курс, что было критически важно для наведения орудий и торпедных аппаратов.

Вскоре подобные решения начали испытывать и применительно к пехоте.

К 1930-м годам появились более современные схемы, например, советская «Амеба».

А с началом Второй мировой войны камуфляж начал развиваться очень быстро.

В конце 1970-х годов появился камуфляж «Dual Texture» - предшественник современных цифровых камуфляжей. Он состоял из больших квадратов, крупные и мелкие комбинации которых должны были разбивать силуэт на разных дистанциях.

Наконец, в 1990-х годах с широким распространением в войсках разных стран приборов ночного видения началось внедрение цифровых камуфляжей. Их особенность в том, что края пятен формируют не кривые линии, а «пиксельную» решетку из мелких квадратиков, что делает солдат невидимыми в приборы ночного видения. То есть в окулярах закамуфлированный «цифрой» человек или техника не выделялись на фоне окружающего пейзажа.

Кроме того, цифровой камуфляж лучше работает и при нормальном освещении, потому что больше похож на фрактальные схемы, которые человеческий глаз (точнее, мозг) интерпретирует как белый шум. Иными словами, цифровой камуфляж выглядит менее «природным», поэтому хуже привлекает внимание.

Однако человеческий глаз - это очень сложный оптический инструмент, а мозг способен вычленять образы даже в очень сложных окружениях. И потому практически невозможно создать единственный универсальный камуфляж, способный «спрятать» солдат во всех возможных ситуациях - в лесу, в горах, в пустыне, в городской застройке, в поле и т.д. Не забывайте, что те же леса бывают ОЧЕНЬ разными, и камуфляж, прекрасно работающий в скандинавских зарослях, может оказаться практически бесполезным где-нибудь в Поволжье. В результате множество компаний по всему миру принялись создавать всевозможные цифровые камуфляжи.


«Видишь суслика? А он есть» (с). На этой фотографии есть человек в камуфляже US4CES, разработанный Гаем Крамером и компанией ADS Inc.

Для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счет разбивания силуэта камуфляж используется и в играх. В «Armored Warfare: Проект Армата » можно вооружиться баллончиком с краской и нанести на свой танк десятки разных камуфляжей (по одному за раз), разбитых на три группы - «цифра», фрактальный и полосы.

Особенности нашего зрения

С точки зрения нашего мозга, цифровой камуфляж не «вливает» человека в окружающий ландшафт, а как бы искусственно лишает тела. Для мозга цифровой камуфляж «неудобен», поэтому он старается не замечать его. При этом недостаточно просто набросать на ткань пиксели случайным образом. Создание эффективной цифровой схемы - задача непростая. Важную роль здесь играет выбор цветов и особенности строения человеческого глаза.

Рассмотрим упомянутый в начале статьи провальный камуфляж UCP:

Все цифровые камуфляжи содержат два визуально-логических слоя: микрорисунок (пиксели) и макрорисунок (форма пятен, образуемых пикселями). Если масштаб макрорисунка слишком мал (как это сделано в UCP), то возникает оптический феномен «изосвечения» (isoluminance). Суть его в том, что тщательно сконструированный рисунок камуфляжа превращается в светлую массу. В результате человек не просто хорошо заметен, но и даже привлекает внимание на местности.

Еще одной роковой ошибкой стало отсутствие в UCP черного цвета. Официальные лица объяснили это тем, что в природе черный цвет отсутствует. Однако это совершенно не так: черный и коричневый цвета крайне важны для изображения теней. Поэтому, например, в камуфляже US4CES (четвертый финалист программы Camouflage Improvement Effort) используется так называемое «контурное освещение» (boundary luminance): тонкие черные линии вокруг макро- и микрорисунков, заставляющие наш глаз воспринимать их трехмерными объектами.

При отсутствии этих псевдотеней рисунок потерял бы глубину и воспринимался двумерным.

Экономия масштаба

Неожиданная проблема при создании цифрового камуфляжа связана с… его массовым производством. Камуфляж призван разбивать силуэт человека по некоторым ключевым точкам, например, запястьям, коленям, лодыжкам.


Камуфляж US4CES.

Нечто подобное можно наблюдать у тигров: полоски проходят перпендикулярно их конечностям. Но при массовом производстве формы, когда из рулонов ткани делают выкройки для пошива сотен тысяч комплектов одежды, весьма трудно предугадать, где именно пройдут эти визуальные «разрывы».

Кроме того, человеческий мозг прекрасно умеет распознавать паттерны. Если мы увидим какой-то образ дважды, то сразу почувствуем что-то знакомое. Или, если говорить о войне, что здесь что-то не так. Поэтому крайне важно, чтобы правая и левая части униформы никогда не совпадали. Однако многие камуфляжные схемы обладают подобным недостатком. Наш мозг замечает какую-то аномалию с правой стороны груди, и если он увидит очень похожий рисунок на левой стороне, то сразу сопоставит эти два факта и сделает вывод, что видит верхнюю часть человеческого тела.

Огромную роль при создании камуфляжей играет использование геометрических фракталов .


Пример фрактального рисунка ландшафта в Google Earth .

Если при взгляде на фрактал нет возможности оценить его масштаб, то глаз не может отделить фрактал от фонового окружения.

Всесторонние испытания

Процесс тестирования камуфляжа почти столь же важен, как и его создание.


В восточной части Багдада.

Например, в американской армии для тестирования привлекаются снайперы с идеальным зрением. Их сажают перед компьютером с системой отслеживания направления взгляда, и в режиме слайд-шоу демонстрируют тысячи фотографий, на которых изображены всевозможные пейзажи с людьми в тестируемых камуфляжах. Съемки делаются во всех возможных природных окружениях (от пустынь до болот) и во всех возможных погодных условиях. Важную роль играет также расстояние до человека, ведь камуфляж должен хорошо работать как вблизи, так и на большой дальности.

При просмотре фотографий система тестирует, насколько быстро снайперам удается обнаружить на снимке визуальную аномалию - лежащего на земле человека в боевых условиях. В реальных ситуациях эти миллисекунды при принятии решения имеют огромное значение. Для большинства камуфляжей среднее время обнаружения снайпером - 8-12 секунд.

Новый виток развития

В августе 2013 г. отряд спецназа США был досрочно отозван с миссии в Ливии, потому что группа террористов похитила из военного грузовика оружие и снаряжение. Казалось бы, причем тут камуфляж?

Дело в том, помимо прочего был украден прибор ночного видения, способный регистрировать коротковолновое инфракрасное излучение (SWIR) с длиной волны 1,4-3 микрометра. Устройство стоимостью $45 тыс. позволяет видеть людей в любом камуфляже в виде белых фигур.

Как видите, технический прогресс снова требует поменять подход к созданию военной формы. С XIX в. до настоящего времени проделан очень большой путь, но скоро оснащение солдат позволит свести на нет попытки противника остаться незамеченным. Да, в продаже уже есть военная форма, изготовленная из ткани, практически не излучающей в инфракрасном спектре. Но это паллиативное решение. Следующим этапом в развитии камуфляжа, вероятно, станет появление технологий «невидимости» - например, тканей, волокна которых позволяют лучам света «огибать» скрываемый объект. Или умные ткани-хамелеоны, генерирующие рисунок в зависимости от текущего окружения.


Концепт «умной» камуфляжной ткани.

На сегодняшний день подобные разработки - настоящий хайтек в сфере камуфляжа, и потому тщательно охраняются. Но можно не сомневаться в том, что синергия технологий в относительно недалеком будущем все же приведет к созданию «невидимого» камуфляжа. И это совершит очередную революцию в военном деле.

Собственно, о возможности создания «невидимого» материала мы уже